Скачать 111.69 Kb.
|
Районная выставка – конкурс «Моя лучшая творческая разработка мероприятия, посвященного 300-летию со дня рождения великого русского ученого М.В. Ломоносова» Урок – панорама «Гениальность М.В. Ломоносова ученого и человека» автор: Модина А.Н. учитель математики МОУ «Руднянская ООШ» Дзержинского района Калужской области Кондрово 2010 Содержание Цели урока……………………………………………………………………….3 План урока………………………………………………………………………4 Ход урока:……………………………………………………………………….6
4.1.1. Кафедра химии……………………………………………….7 4.1.2. Кафедра физики………………………………………………8 4.1.3. Кафедра географии и минералогии…………………………9 4.2.Факультет филологии………………………………………….9 4.3. Факультет художественной культуры…………………….11 5. Заключение………………………………………………………………..12 6. Рефлексия…………………………………………………………………12 Источники и литература…………………………………………………..13 Список приложений Цели урока Образовательная – расширить знания учащихся о жизни и деятельности великого русского ученого М.В. Ломоносова. Развивающая – закрепить умения работать в группах; умения выделять главное, мобилизовать творческие способности учащихся. Воспитательная – на примере жизни и творчества М.В. Ломоносова показать необходимость учения, самосовершенствования; привитие культуры общения в ходе совместной деятельности. Форма урока – урок-панорама. Оборудование – мультимедийный проектор, приборы для проведения опыта по химии и по физики; раздаточный материал для работы в группах по составлению мозаики и для работы с кроссвордом. Подготовка к уроку: разбить учащихся на 2 группы. Учащимся предлагаются темы, по которым они готовят краткое и яркое выступление в форме докладов и необходимое оформление. Темы докладов: 1. «Поморье – родина великого ученого. Становление будущего академика». 2. «Открытия М.В. Ломоносова в области физики». 3. «Вклад М.В. Ломоносова в географию и минералогию». Для проведения урока целесообразно выделить сдвоенные часы. План урока
а)Кафедра химии. Демонстрация опыта учителем, иллюстрирующего закон сохранения веществ в ходе реакции, и применение закона учащимися при выполнении самостоятельной работы. б)Кафедра физики. Выступление ученика по теме: «Открытия М.В. Ломоносова в области физики». Сообщение учителя об изучении М.В. Ломоносовым грозы. Проведение опыта «Возникновение молнии» под руководством учителя физики. в) Кафедра географии и минералоги. Выступление учащихся по теме: «Вклад М.В. Ломоносова в географию и минералогию». 2) Факультет филологии. Сообщение ученика о систематизации литературных жанров в соответствии со стилистикой языка. Сообщение учителя о реформе стихосложения, проведенной М.В. Ломоносовым. Чтение стихотворений М.В. Ломоносова и В.К. Тредиаковского учениками. 3) Факультет художественной культуры. Вступительное слово учителя. Выполнение творческого задания в группах «Собери мозаику». 5. Заключение. 6. Рефлексия. Работа на листочках в течение трех минут на тему: «С пользой ли для меня прошел этот урок?» (оцени самого себя, одноклассников, учителей; пожелания). Ход урока
Сегодня мы с вами попробуем прикоснуться к частичке этого таланта.
На экране основные даты жизни М.В. Ломоносова и иллюстрации.
Учитель: Разносторонним человеком был М.В. Ломоносов. Он многое сделал для процветания России. Вот так о нем отзывался А.С. Пушкин: «Первый наш университет. Историк, ритор, механик, химик, минеролог, художник и стихотворец – он все испытал и все проник». Давайте совершим путешествие в университет М.В. Ломоносова и посетим некоторые факультеты.
а) Кафедра химии. Ученик: М.В. Ломоносов больше всех наук любил химию. О достижениях химической науки ученый говорил: «Широко распростирает руки свои химия в дела человеческие… К химии он обращается с любовью: «В земное недро ты, химия, Проникни взора остротой. И что содержит в нем Россия, Драги сокровища открой…» В 1758г. Ломоносов создает первую в России химическую лабораторию, в которой проводит опыты и делает открытия. В этом же году Ломоносов сформулировал закон сохранения массы веществ. (Выступление сопровождается презентацией). Учитель: Изменится ли масса реагирующих веществ по сравнению с массой продуктов реакции? Демонстрация опыта. Учитель ставит на чашу весов два стаканчика:
После выполнения опыта учитель вместе с ребятами делает вывод о том, что масса вещества, вступивших в реакцию, равна массе образовавшихся веществ. Учитель: Где на уроках химии мы применяем этот закон? Ученик: При записи уравнений реакций и расстановке коэффициентов. Учитель предлагает выполнить самостоятельно задания, на применения проведенного опыта (О.С. Габриелян -8 27.4) б) Кафедра физики. Выступление ученика на тему: «Открытия М.В. Ломоносова в области физики». Учитель физики: М.В. Ломоносов изучал грозу, объяснив ее действием электрической силы. Воздух начинает ионизироваться быстро движущимися зарядами, образующими лидер и становится проводящим. В момент, когда лидер коснется грунта, получается проводящая «проволока», которая тянется до самой тучи и полна отрицательного электричества. В конце концов весь отрицательный заряд этой части тучи быстро и энергично сбежит по этому каналу вниз. Молния бьет от земли вверх. И, действительно, этот основной разряд – самая яркая часть разряда – называется обратной вспышкой. Она и вызывает яркое свечение и выделение тепла, которое, приводя к быстрому расширению воздуха, производит громовой удар. Ток в пике молнии достигает 10 000 А и уносит около 20К электричества. Спустя небольшой промежуток времени, когда обратная молния уже исчезла, вниз пикирует новый лидер. Он полон отрицательного электричества. Когда он касается почвы появляется обратная молния, катящаяся по тому же пути. Молния бьет раз, еще раз, два, три, десять ударов. (выступление сопровождается презентацией) Давайте мы с вами пронаблюдаем, как образуется молния. Демонстрация опыта. Учитель демонстрирует молнию с помощью электрофорной машины. в) Кафедра географии и минералоги. Выступление учащихся на тему: «Вклад М.В. Ломоносова в географию и минералогию».
Учитель русского языка и литературы: Один из ведущих литературных критиков 19 столетия В.Г.Белинский называл М.В.Ломоносова «Петром Великим» нашей литературы. Он впервые подошел к ней как к науке, систематизировав литературные жанры в соответствии со стилистикой языка. ( на экране высвечивается таблица ) ЖАНРОВО – СТИЛЕВАЯ РЕФОРМА. РАЗРЯДЫ СЛОВ. Ученик: Рассмотрим статью М.В.Ломоносова «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке». ( сообщение ученика по опорной таблице; он пользуется тезисами, которые составлены им в тетради по литературе)
Учитель: Как поэт Ломоносов провел реформу стихосложения. В 1739 году им написана работа “Письма о правилах русского стихотворства”. Реформа распространена на все стихотворные размеры; открыт четырёхстопный ямб. Написанные им стихи приобретают легкость, скорость, способность передавать достаточно разнообразные состояния. Основным жанром творчества Ломоносова была ода. Ода – это произведение в торжественно-приподнятом тоне в честь какого-либо значительного события или лица. Послушайте, как звучат сегодня стихи Ломоносова, написанные двести лет назад, и сравните их со стихами В.К.Тредиаковского, поэта того времени. ( Первый ученик читает наизусть отрывок из оды М.В. Ломоносова «На день восшествия…» Второй ученик читает стихи В.К.Тредиаковского «Ах! Невозможно сердцу пробыть без печали…») Вывод делают учащиеся:
Учитель изобразительного искусства: Еще до того, как Ломоносову удалось обзавестись химической лабораторией, он обратил внимание на мозаику – древнее искусство составлять из цветных стеклянных сплавов (смальт) немеркнущие картины и портреты. Он заинтересовался искусной работой итальянских мастеров, доведших свою смальтовую «палитра» до нескольких тысяч оттенков. Приготовление смальт хранилось в строгой тайне итальянскими мозаичистами. Ломоносова решил раскрыть этот секрет и свою разработать рецептуру . Проделал он около четырех тысяч опытов, и добился своего. Михаил Васильевич открывает способ получать смальты любого цвета, тонов, разнообразнейших оттенков. Впервые в качестве красителя была применена ртуть, в результате чего было получено стекло «бледно-пурпурного цвета». Немало потрудился ученый для получения «золотого рубинового стекла», получение которого было не под силу западноевропейским соплеменникам. Летом 1752г. Ломоносов заканчивает мозаичный портрет Богоматери по картине итальянского живописца Солимены. Его он подносит в дар Елизавете Петровне. Позже Михаил Васильевич приступает к работе над мозаичным портретом Петра Великого. Давайте и мы с вами попробуем собрать мозаику.(работа в группах по сбору мозаики изображающей портрет Петра I. На экране портрет Петра I).
Учитель: Михаил Васильевич Ломоносов занимает особое место в развитии отечественной и мировой науки и культуры. Неизмерима масштабность личности М.В. Ломоносова как первого российского академика, ученого-энциклопедиста, сына Отечества. Разработанные им проекты и открытия в различных отраслях научных знаний не утратили своей актуальности и востребованы в современном обществе.
Работа на листочках в течение трех минут на тему: «С пользой ли для меня прошел этот урок?» (оцени самого себя, одноклассников, учителей; пожелания). Источники и литература
|
Урок, победитель конкурса, посвящённого 175-летию со дня рождения... ... | План проведения предметной недели кафедры Сообщения на уроках о жизни и великих открытиях М. В. Ломоносова посвященных 300-летию со дня рождения ученого | ||
Доклад по теме «Выдающиеся открытия Ломоносова в естествознании» В 2011 г исполняется 300 лет со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова, русского ученого-естествоиспытателя. Это человек энциклопедических... | Положение о проведении регионального этапа Всероссийского конкурса... Летию со дня рождения писателя, философа А. Н. Радищева, 200-летию со дня рождения поэта М. Ю. Лермонтова, 110-летию со дня рождения... | ||
Название мероприятия «108 минут и вся жизнь: Ю. Гагарин» выставка-витрина к 80-летию со дня рождения Ю. Гагарина | Программа IV областного фестиваля социального документального кино... «Человек в кадре», посвященного 85-летию со Дня рождения В. М. Шукшина и 40-летию выхода на экраны его легендарного фильма «Калина... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Конкурс проводится в преддверии 300-летия со дня рождения М. В. Ломоносова, которое будет отмечаться в 2011 году | Урок по химии в 9 классе на тему: "Роль М. В. Ломоносова в развитии... ... | ||
Чăваш Республикин ачасене хушма пĕлÿ паракан автономла учрежденийĕ «Космическая эра», посвященную 55-летию со дня запуска в космос первого искусственного спутника Земли, 105-летию со дня рождения... | Положение о всероссийском конкурсе детского и юношеского творчества,... О всероссийском конкурсе детского и юношеского творчества, посвященного 200-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова | ||
Положение о всероссийском конкурсе детского и юношеского творчества,... О всероссийском конкурсе детского и юношеского творчества, посвященного 200-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова | М. В. Ломоносова в средних общеобразовательных учреждениях М. В. Ломоносова в средних общеобразовательных учреждениях в рамках мероприятий, посвященных празднованию 300-летия со дня рождения... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Конспект интегрированного урока русского языка и литературы в 11 классе по теме «Слово есть поступок.» (А. Н. Толстой) Особенности... | Конкурс проводиться в Музыкальном салоне «Музей-усадьба П. И. Чайковского» Региональный музыкальный конкурс «Прикосновение музыки» (далее Конкурс) проводится на базе бук ур гмак «Музей-усадьба П. И. Чайковского»... | ||
Урок английского языка в 11 классе. Тема: «Великие люди России» Я познакомилась с проектами и хочу поделиться опытом, как я на уроках английского языка отметила 300-летие со дня рождения М. В.... | Конференция проводится в два этапа. Первый этап в образовательных... Областной научно-практической конференции, посвящённой 300-летию со дня рождения М. В. Ломоносова («Ломоносовские чтения») |