Скачать 243.59 Kb.
|
Рабочая программа по географии 5 класс Всего часов- 51 ч Количество часов в неделю-1,5ч Разделы: 1.Пояснительная записка с требованиями к результатам обучения. 2.Содержание курса с перечнем практических работ. 3.Распределение материала по содержательным линиям. 4.Примерное ктп. 5.Учебно- методический комплекс. 6.Критерии оценки учебной деятельности. 1.Пояснительная записка учебного курса « География.Начальный курс» 5 класс (ФГОС) « Начальный курс географии»-первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины.В процессе изучения курса формируются представления о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а так же приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов. Исследование своей местности используется для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курсом географии. Программа курса составлена на основе: «Федерального государственного образовательного стандарта»(ФГОС ООО); требований к результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения; программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся. Цели и задачи курса: Основная цель курса- систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно- следственных связей между географическими объектами и явлениями Для успешного достижения основной цели необходимо решать следующие учебно- методические задачи: - актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»; - развивать познавательный интерес учащихся 5 классов к объектам и процессам окружающего мира; - научить применять знания о своей местности при изучении раздела «Природа Земли»; -научить устанавливать связи в системе географических знаний. - овладение начальными е-н.умениями проводить наблюдения, опыты, измерения, описывать их результаты, формировать выводы. - применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни. Результаты изучения учебного предмета: ЛИЧНОСТНЫЕ: - овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях: - осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира; - сформированность устойчивых установок социально- ответственного поведения в географической среде- среде обитания всего живого, в том числе и человека. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: Метапредметные результаты курса «География. Начальный курс» основаны на формировании универсальных учебных действий. ЛичностныеУУД: - сознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля,житель конкретного регион) - осознание значимости и общности глобальных проблем человечества; - эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования; - патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране; - уважение к истории, культуре, национальным особенностям,толерантность. Регулятивные УУД: - способность к самостоятельному приобретению знаний и практических умений; - умения управлять своей познавательной деятельностью; - умение организовать свою деятельность; - определять ее цели и задачи; - выбирать средства и применять их на практике; - оценивать достигнутые результаты. Познавательные УУД: - формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов; - умение вести самостоятельный поиск и сбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств. Коммуникативные УУД: - самостоятельно организовать учебное взаимодействие в группе( определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом). ПРЕДМЕТНЫЕ УУД: - называть методы изучения Земли; - называть основные результаты географических открытий и путешествий; - Объяснять значение понятий «Солнечная система, планета,тропики, полярные круги, параллели, меридианы»; - овладение основными навыками нахождения, использования географической информации; - овладение основами картографической грамотности и спользование географической карты как одного из языков международного общения. - формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях необходимых для решения практических задач; - умение использовать разнообразные географические знания в повседневной жизни. МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ. Курс рассчитан на 51xfc, количество практических работ и экскурсий увеличено в связи с практической направленностью предмета и большей накопляемостью оценок. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА. Что изучает география(10ч) - Мир, в котором мы живем(.Мир живой и неживой природы,явления природы,человек на Земле) - Науки о природе(Астрономия,физика,химия,география,биология,экология). - География- наука о Земле(Физическая и социально- экономическая география- два основных раздела географии.Методы географических исследований.Географическое описание. Картографический метод.Сравнительно географический метод.Аэрокосмический метод. Статистический метод.) Как люди открывали Землю( 5ч) -Географические открытия древности и Средневековья( плавания финикийцев, великие географы древности, географические открытия Средневековья,важнейшие географические открытия, открытие Америки, первое кругосветное путешествие,открытие Австралии, открытие Антарктиды) - Открытия русских путешественников( открытие и освоение Севера новгородцами и поморами,»Хождение за три моря»,освоение Сибири. Земля во Вселенной( 10ч) - Как древние люди представляли себе Вселенную(что такое Вселенная?,представление древних народов о Вселенной, представления древнегреческих ученых о Вселенной,система мира по Птолемею) - Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней(система мира по Николаю Копернику, представление о Вселенной Джордано Бруно,изучение Вселенной Галилео Галилеем, современные представления о строении Вселенной) - Соседи Солнца (планеты земной группы;, Меркурий, Венера, Земля, Марс) - Планеты- гиганты и маленький Плутон (Юпитер,Сатурн,Уран и Нептун; Плутон) - Астероиды,кометы, метеоры, метеориты. - Мир звезд(Солнце; многообразие звезд; созвездия) - Уникальная планета- Земля (Земля- планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы) - Современные исследования космоса( вклад отечественных ученых К.Э. Циолковского,С.П.Королева в развитие космонавтики; первый космонавт Земли-Ю.А.Гагарин) Виды изображений поверхности Земли( 8ч) - Стороны горизонта (горизонт, стороны горизонта) - Ориентирование (компас,ориентирование по Солнцу,по звездам, по местным признакам) - План местности и географическая карта (изображение земной поверхности в древности) Природа Земли ( 18ч)) - Как гипотезы возникла Земля ( гипотезы Ж.Бюффона,И. Канта, П.Лапласа, Дж.Джинса, О.Ю.Шмидта; современные представления о возникновении Солнца и планет) - Внутреннее строение Земли (что у Земли внутри; горные породы и минералы; движение земной коры) - Землетрясения и вулканы (землетрясения; вулканы; в царстве беспокойной земли и огнедышащаих гор) - Путешествие по материкам( материки Евразия,Африка,С.Америка, Ю.Америка, Австралия, Антарктида;части света,острова и архипелаги) - Вода на Земле ( гидросфера и ее части;мировой океан; воды суши) - Воздушная одежда Земли (состав и значение атмосферы; движение воздуха;явления в атмосфере; погода и климат) - Живая оболочка Земли (понятие о биосфере; учение о биосфере; жизнь на Земле) - Почва- особое природное тело (состав и свойства почвы;В.В.Докучаев; образование почвы) - Человек и природа (воздействие человека на природу; охрана природы) ТЕМАТИЧЕСКОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ. Раздел : ЧТО ИЗУЧАЕТ ГЕОГРАФИЯ – 10ч 1.Мир в котором мы живем- 1ч Явления природы-1ч + 2ч экскурсия в природу 2.Науки о природе-2ч 3География- наука о земле-1ч 4.Методы географических исследований-2ч . 5.Обобщение знаний -1ч Раздел:КАК ЛЮДИ ОТКРЫВАЛИ ЗЕМЛЮ- 5ч 1.Географические открытия древности и Средневековья- 1ч 2.Важнейшие географические открытия- 1ч 3.Открытия русских путешественников – 2ч 4. Обобщение знаний Раздел :ЗЕМЛЯ ВО ВСЕЛЕННОЙ – 10ч 1.Как древние люди представляли себе Вселенную – 1ч 2.Изучение Вселенной от Коперника до наших дней – 1ч 3.Соседи Солнца .Планеты земной группы-2ч 4.Планеты – гиганты и маленький Плутон-1ч 5.Астероиды, кометы, метеоры, метеориты-1ч 6.Мир звезд-1ч 7.Уникальная планета Земля-1ч 8.Современные исследования космоса-1ч. 9. Обобщение знаний-1ч Раздел: ВИДЫ ИЗОБРАЖЕНИЯ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ -8ч 1Стороны горизонта- 2ч 2.Ориентирование- 1ч 3.План местности- 2ч 4.Географическая карта- 2ч 5. Обобщение знаний по разделу-1ч Раздел: ПРИРОДА ЗЕМЛИ- 18ч 1.Как возникла Земля-1ч 2.Внутреннее строение Земли- 1ч, Горные породы и минералы-1ч 3.Землетрясения и вулканы-2ч 4.Путешествие по материкам-2ч 5.Вода на Земле -2ч 6.Воздушная одежда Земли- 1ч, Погода и климат-1ч, Явления в атмосфере-1ч 7.Живая оболочка Земли-1ч 8.Почва- особое природное тело -1ч 9.Человек и природа- 1ч 10. Обобщение знаний по разделу -1ч 11.Экскурсия в природу-2ч ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ Ученик научится: - использовать различныеисточники географической информации для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико- ориентированных задач; -анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию; - по результатам наблюдений находить и формулировать зависимости и закономерности; -определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания; -в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию; - составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации; - представлять в различных формах геоинформацию необходимую для решения учебных и практико- ориентированных задач. Ученик получит возможность научиться: -ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов; - читать космические снимки, планы местности и географические карты; - строить простые планы местности; - моделировать географические объекты и явления; - различать географические объекты, процессы и явления , сравнивать и проводить простейшую классификацию - использовать знания о географических законах и закономерностях; - проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра - оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы - использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни. МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 1.География.Начальный курс. 5 класс.Учебник( автор И.И.Баринова,А.А.Плешаков, Н.И.Сонин 2.Программа по географии 5-9класс/А.А.Летягин, И .В.Душина,В.Б.Пятунин,Е.А.Таможняя/-М.:Вентана-Граф,2012. 3Программа по географии 5-9кл./В.П.Дронов,Л.Е.Савельева/ М. Просвещение 2011 4. Стандарты второго поколения «Примерные программы по географии 5-9кл.» 5. Рабочие программы.Введение в е-н предметы. Сост.И.Г.Власова-М .Дрофа 2012 6.Интернет-сайты: Википедия, мегаэнциклопедия Кирилла и Мифодия, 7СусловВ.Г.- Развивающие упражнения на уроках географии М.Астрель2009 8.Баранчиков Е.В.-География Земли, задания и упражнения М. Просвещение 2010 9. Зотова А.М.- Игры на уроках географии М. Дрофа 2006 10.Интернет- ресурсы , методические журналы. 11.О. А. Бибекова –Современные образовательные технологии в обучении географии-В «Учитель» ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПО ГЕОГРАФИИ В 5 КЛАССЕ 1.Наблюдение за высотой Солнца над горизонтом (заметки географа – следопыта) 2.Фенологические наблюдения. Составление календаря природы (экскурсия) 3.Определение горных пород по образцам, выявление способов их использования в хозяйственной деятельности. 4Построение модели Земли. 5. Определение высоты местности ( с помощью нивелира, по карте ). 6. Метеорологические наблюдения за погодой ( заметки географа- следопыта ). 7. Составление прогноза погоды на весну и лето по народным приметам. 8. Обработка и анализ результатов гидрологических наблюдений (заметки географа- следопыта ). 9. Описание распространенных представителей растительного и животного мира своей местности. 10.Составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы; как люди открывали Землю. 11. Ориентирование по плану и карте. Чтение легенды карты. 12. Самостоятельное построение простейшего плана. 13. Обозначение на контурной карте районов землетрясений и крупнейших вулканов. 14. Используя карту полушарий и карту океанов в атласе, составить описание океана по плану. 15. Составить карту стихийных природных явлений. СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ Основными методами проверки знаний и умений учащихся по географии является устный опрос, письменные и практические работы. К письменным формам контроля относятся : географические диктанты,контрольные работы, тесты. Основные виды проверки знаний- текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая – по завершении темы (раздела ) школьного курса. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ГЕОГРАФИИ 1.УСТНЫЙ ОТВЕТ: «5»- полный правильный ответ, выделяет главное положение, самостоятельно подтверждает ответ примерами, делает анализ, обобщения, выводы. Самостоятельно применяет знания в решении проблем на творческом уровне. «4» -незначительные ошибки при воспроизведении изученного материала, допускает недочеты ( не более2), допускает негрубые ошибки. «3» -имеет пробелы в усвоении материала, излагает не систематизировано, не всегда последовательно, допускает ошибки, устанавливает связи с помощью наводящих вопросов. 2.САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ, ПИСЬМЕННЫЕ И КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ «5»-без ошибок и недочетов ( не более1 ) «4» - выполнил всю работу, но допустил не более 1 грубой ошибки и 1 недочета «3» -правильно выполнил не менее половины работы, или допустил не более2 грубых ошибок ,или не более 2-3 негрубых ошибок, или 4-5 недочетов 3.ПРОВЕРОЧНЫЕ ТЕСТЫ Из 10 вопросов на 10-15 минут «5» -10 «4»- 7-9 «3»- 5-6 Из 20 вопросов на 30-40 минут «5»- 18-20 «4» - 17-14 «3» - 13-10 4.КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРЕЗЕНТАЦИИ ( БАЛЛЫ) 1.Титульный лист, не мене 10 слайдов-10б 2. Содержание ( цели, задачи, графики, таблицы, текст, выводы) -30б 3.Оформление -10б 4.Организация-5б 5 Соблюдение авторских прав-5б ОЦЕНКА «5»-45-50б «4» -44-35б «3»- 34-25б ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ «5» - выполнена полностью, в необходимой последовательности, аккуратно «4» - есть отклонения в последовательности выполнения, неточность, небрежность в оформлении результатов работы. «3» - выполнена и оформлена с помощью учителя или учащегося, испытывает затруднения в применении знаний. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ГЕОГРАФИИ 5 КЛАСС
|
Рабочая программа по географии, 6 класс, «Начальный курс географии» Рабочая программа по географии, 6 класс, «Начальный курс географии» составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного... | Рабочая программа по географии 6 класс Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс | ||
Рабочая программа по географии. 11 класс Рабочая программа по экономической и социальной географии мира, 11 класс составлена на основании Государственного образовательного... | Рабочая учебная программа по географии за курс основной (общей)школы... В. П. Дронова, В. Я. Рома. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта,... | ||
Рабочая программа по географии 7 класс Учитель: Рудакова Ольга Станиславовна... Примерной программы основного общего образования по географии и Программы по географии (6-10кл) под редакцией И. В. Душиной. Программа... | Рабочая программа по географии 7 класс Пояснительная записка Курс географии материков и океанов – это второй по счету школьный курс географии. В содержании курса увеличен объем страноведческих... | ||
Рабочая программа по географии 7 класс ... | Рабочая программа По географии 10-11 класс Перечень нормативных документов, используемых при составлении рабочей программы по географии | ||
Рабочая программа По географии 9 класс Перечень нормативных документов, используемых при составлении рабочей программы по географии | Рабочая программа по географии 7 класс моу «Гимназии №12 с татарским языком обучения» Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования... | ||
Рабочая программа учебного курса география 6 класс Рабочая программа разработана на основе авторской программы по географии под редакцией А. И. Алексеева (М.: Просвещение, 2009), примерной... | Рабочая программа по географии 6 класс Учителя географии первой категории Директор мбоу устанская сош уренского района муниципального Нижегородской области | ||
Рабочая программа по географии для базового уровня 10 класс 2014-2015 уч год Рабочая программа составлена на основе Примерной государственной программы по географии для общеобразовательных школ | Рабочая программа по географии 10-11 класс Подготовил: Тыдыков Г. Н Данная рабочая программа составлена с использованием Примерной программы среднего (полного) общего образования по географии «География... | ||
Рабочая программа по географии 6 класс на 2010-2011УЧ. Год Рабочая программа курса «География. Планета Земля» составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного... | Рабочая программа по географии 7 класс Пояснительная записка Курс географии построен в соответствии' с Государственным стандартом общего образования (приказ Министерства образования и науки... |