Скачать 0.66 Mb.
|
Муниципальное образовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат I вида» Принята педагогическим советом 26.08.2010 г., протокол № 1 Утверждена приказом № 68 от 01.09.2010 г. Директор ______________ В. И. Кузнецов РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6 - 11 классы I вида (для детей, имеющих умственную отсталость) Составитель программы: Белоликова Н. В., учитель Череповец 2010 Пояснительная записка В настоящее время в деле подготовки населения в области безопасности жизнедеятельности и выработки у граждан Российской Федерации привычек здорового образа жизни возрастает роль и ответственность системы образования. Только через образование можно обеспечить повышение общего уровня культуры всего населения страны в области безопасности жизнедеятельности и добиться снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства. Изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» направлено на достижение следующих целей:
Данная программа разработана на основе следующих документов:
Программное содержание отобрано с учетом особенностей развития глухих школьников, имеющих умственную отсталость. С целью обеспечения непрерывности обучения основным вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности и преемственности в процессе получения знаний отдельные актуальные темы программы «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 – 4 классов [1] интегрированы в темы предмета «Окружающий мир» в 1 – 5 специальных классах I вида (для глухих, имеющих умственную отсталость). Программное содержание в 6 – 7 классах направлено на формирование и совершенствование у обучающихся знаний о здоровом образе жизни и личной гигиене, об угрозах и опасностях в сфере жизнедеятельности школьника, приемах и правилах самозащиты и поиска своевременной помощи со стороны взрослых, об обеспечении безопасности собственных действий и предотвращении опасных ситуаций и конфликтов дома, в школе, на улице, в общественных местах, на водоемах, при пожаре, а также умений и навыков оказания простейшей медицинской помощи. Программное содержание в 8 – 10 классах направлено на:
• овладение умениями: предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и разрабатывать план своих действий в конкретной опасной ситуации с учетом реальной обстановки и своих возможностей. Программное содержание представлено в двух основных разделах. Раздел I «Основы безопасности личности, общества и государства» включает в себя темы, связанные с:
Раздел II «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» включает в себя темы и материал, направленные на приобретение некоторых медицинских знаний и умений оказания первой медицинской помощи, а также развитие представлений о здоровье и факторах, на него влияющих. Для реализации программы необходимо предусмотреть в учебном плане по 1 ч. в неделю. Программой предусмотрено изучение возможных в повседневной жизни опасных ситуаций в реальной обстановке (например, знакомство с правилами дорожного движения на улицах, площадях и перекрестках, расположенных вблизи школы), в ходе сюжетно – ролевых игр и инсценирования реальных ситуаций (отработка действий в случае пожара, необходимость ориентирования в лесу и т. п.). На изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» учебным планом предусмотрено по 34 часа в год (по 1 часу в неделю) с 6 по 9 классы (за счет компонента образовательного учреждения) и 34 часа (по 1 часу в неделю) в 10 классе (федеральный компонент). В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности учащиеся должны знать:
• приемы и правила оказания первой медицинской помощи. Учащиеся должны уметь:
Учащиеся должны использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Примерное тематическое распределение программного материала в 6 – 7 классах
Примерное содержание программы 6 класс 1. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях 1.1. Чрезвычайные ситуации. Общие понятия Общие понятия опасности и чрезвычайной ситуации. Опасности повседневной жизни. Производственная авария, экологическая катастрофа, стихийное бедствие. 1.2. Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения Сигналы: 01 – вызов пожарной охраны, 02 – вызов милиции, 03 – вызов «скорой помощи», 04 – вызов аварийной газовой службы. 2. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила безопасного поведения 2.1. Безопасное поведение дома Возможные опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть дома. Их предупреждение. Как действовать в чрезвычайной ситуации. Как правильно пользоваться водой. Острые и режущие предметы, инструменты, как избежать травмы. Электричество и газ как источники возможной опасности. Лекарства и средства бытовой химии как источники опасности. «Опасная высота» — опасности, возникающие при нарушении правил поведения в жилище, на балконах и лестничных клетках. 2.2. Пожарная безопасность и поведение при пожаре Огонь и человек. Причины возникновения пожаров в доме. Дым и его опасность. Правила безопасного поведения при возникновении пожара в доме. Предупреждение пожаров. 2.3. Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера Опасные ситуации при контактах с незнакомыми людьми. Правила безопасного общения с незнакомыми людьми на улице, в подъезде, в лифте, если незнакомый человек стучится или звонит в дверь. 2.4. Безопасное поведение па улицах и дорогах Движение пешеходов по дорогам. Элементы дорог (проезжая часть, обочина, пешеходная дорожка). Правила перехода дорог. Дорожные знаки «Пешеходные переход», «Пешеходная дорожка», «Движение пешеходов запрещено», «Дети», «Въезд запрещен», «Место остановки», «Место стоянки» и др. Перекрестки. Сигналы светофора. Регулировщик движения и его сигналы. Движение группами. Особенности движения по мокрой и скользкой дороге. Места для игр, катания на велосипедах, лыжах, коньках и санках. Разбор ДТП города, района (по материалам ГАИ). Наиболее безопасный путь в школу и домой. 2.5. Безопасное поведение в транспорте Обязанности пассажира. Ожидание общественного транспорта. Правила посадки и высадки пассажиров. Правила перехода дорог при высадке из транспортного средства. Безопасная поза при аварийной ситуации в транспорте. 2.6. Безопасное поведение на природе Температура окружающего воздуха, ее влияние на здоровье человека, одежда по сезону. Погодные условия и опасные ситуации в природе (ветер, дождь, гроза, снегопад), правила поведения. Правила безопасного поведения в лесу, в поле, у водоема. Ориентирование в лесу. Правила купания в оборудованных и необорудованных местах. Правила поведения на пляже. Знаки безопасности на воде «Место купания», «Купание запрещено». Как вести себя на реке зимой. Меры предосторожности при движении по льду водоемов. Способы самоспасения, простейшие приемы оказания помощи терпящим бедствие. Основные подручные спасательные средства. Ядовитые растения, грибы, ягоды, меры безопасности. Опасные животные и насекомые. Правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми, меры защиты от них. Чистый воздух, его значение для здоровья человека, причины загрязнения. 3. Основы здорового образа жизни 3.1. Здоровый образ жизни. Основные понятия Основные понятия: здоровье, здоровый образ жизни. 3.2. Болезни, их причины, связь с образом жизни Необходимые условия, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Режим дня. Умственная и физическая работоспособность, профилактика переутомления. Личная и общественная гигиена. Инфекционные заболевания, пути передачи, профилактика. 4. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи 4.1. Основные виды травм у школьников. Первая медицинская помощь Основные виды и причины травм у школьников. Ушиб, ссадина, порез, носовое кровотечение, заноза, укусы насекомых и животных. Ожоги. Как уберечься от ожогов. Первая медицинская помощь при ушибах, ссадинах, порезах, кровотечениях, укусах насекомых и животных, ожогах. 4.2. Отравление пищевыми продуктами. Первая медицинская помощь Отравления, причины, признаки. Первая помощь при отравлении грибами. Практические занятия: Отработка действий в случае ЧП (сообщение в соответствующую службу). Тренинги по оказанию первой помощи при травмах, отравлении. Разбор наиболее безопасных маршрутов в школу и домой. Экскурсия по улице, определение мест для игр, катания на велосипедах, коньках, лыжах. Сюжетно – ролевые игры (с использованием макетов, моделей) «Переход дороги», «В транспорте (ожидание, посадка, высадка, переход дороги)». Переход дороги по светофору, пешеходному переходу без светофора. Тренинг по отработке действий в случае пожара в доме. Инсценирование ситуаций «Ориентирование в лесу». Инсценирование ситуаций «Движение по льду водоемов». К концу 6 класса учащиеся должны знать: |
Рабочая программа курса основы безопасности жизнедеятельности 11... «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников,... | Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» Авторы: Смирнов ат., Хренников Б. О. Основы безопасности жизнедеятельности, комплексная программа. (Программы для общеобразовательных... | ||
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса составлена на основе программы «Основы безопасности... | Рабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М.... | ||
Рабочая программа (базовый уровень) по предмету: «Основы безопасности жизнедеятельности» «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М.... | Рабочая программа (базовый уровень) по предмету: «Основы безопасности жизнедеятельности» «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М.... | ||
Рабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее обж) «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М.... | Рабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее обж) «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М.... | ||
Рабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее обж) «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М.... | Рабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее обж) «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М.... | ||
Рабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее обж) «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М.... | Рабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее обж) «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М.... | ||
Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для 2 класса разработана на основе программы для общеобразовательных... | Рабочая программа курса «основы безопасности жизнедеятельности» для... «Основы безопасности жизнедеятельности» (Смирнов А. Т., Хренников Б. О. Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексная программа.... | ||
Рабочая программа курса «основы безопасности жизнедеятельности» для... «Основы безопасности жизнедеятельности» (Смирнов А. Т., Хренников Б. О. Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексная программа.... | Пояснительная записка Занятия по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» «Основы безопасности жизнедеятельности в I-XI классах» авторы А. Т. Смирнова, Б. О. Хренникова и др., учебника авторы А. Т. Смирнов,... |