Рабочая программа основы безопасности жизнедеятельности





НазваниеРабочая программа основы безопасности жизнедеятельности
страница1/5
Дата публикации07.10.2014
Размер0.66 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > География > Рабочая программа
  1   2   3   4   5
Муниципальное образовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа - интернат I вида»
Принята педагогическим советом

26.08.2010 г., протокол № 1

Утверждена приказом № 68 от 01.09.2010 г.

Директор ______________ В. И. Кузнецов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

6 - 11 классы I вида (для детей, имеющих умственную отсталость)

Составитель программы:

Белоликова Н. В., учитель


Череповец

2010

Пояснительная записка

В настоящее время в деле подготовки населения в области безо­пасности жизнедеятельности и выработки у граждан Российской Фе­дерации привычек здорового образа жизни возрастает роль и ответственность системы образования. Только через образование можно обеспечить повышение общего уровня культуры всего населения страны в области безопасности жизнедеятельности и добиться сни­жения отрицательного влияния человеческого фактора на безопас­ность жизнедеятельности личности, общества и государства.

Изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о здоровом образе жизни; опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;

  • развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;

  • воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;

  • овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.

Данная программа разработана на основе следующих документов:

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089);

  • Программы общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности» (под общей редакцией А. Т. Смирнова, Москва, «Просвещение», 2008 г.) [1].

Программное содержание отобрано с учетом особенностей развития глухих школьников, имеющих умственную отсталость.

С целью обеспечения непрерывности обучения основным вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности и преемственности в процессе получения знаний отдельные актуальные темы программы «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 – 4 классов [1] интегрированы в темы предмета «Окружающий мир» в 1 – 5 специальных классах I вида (для глухих, имеющих умственную отсталость).

Программное содержание в 6 – 7 классах направлено на формирование и совершенствование у обучающихся знаний о здоровом образе жизни и личной гигиене, об угрозах и опасностях в сфере жизнедеятельности школьника, приемах и правилах самозащиты и поиска своевременной помощи со стороны взрослых, об обеспечении безопасности собственных действий и предотвращении опасных ситуаций и конфликтов дома, в школе, на улице, в общественных местах, на водоемах, при пожаре, а также умений и навыков оказания простейшей медицинской помощи.

Программное содержание в 8 – 10 классах направлено на:

  • воспитание ответственного отношения к окружающей природ­ной среде, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности, к безопасности личности, общества и государства;

  • развитие личных духовных и физических качеств, обеспечива­ющих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; разви­тие потребности соблюдать нормы здорового образа жизни; подго­товку к выполнению требований, предъявляемых к гражданину Рос­сийской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;

  • освоение знаний: об опасных и чрезвычайных ситуациях, о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и го­сударства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоро­вом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при не­отложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;

• овладение умениями: предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различ­ных источников; принимать обоснованные решения и разрабатывать план своих действий в конкретной опасной ситуации с учетом реаль­ной обстановки и своих возможностей.

Программное содержание представлено в двух основных разделах.

Раздел I «Основы безопасности личности, общества и государства» включает в себя темы, связанные с:

  • обеспечением личной безопасности в повседневной жизни;

  • обеспечением безопасности при активном отдыхе в природных условиях;

  • обеспечением безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

  • организацией защиты населения РФ от чрезвычайных ситуаций.

Раздел II «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» включает в себя темы и материал, направленные на приобретение некоторых медицинских знаний и умений оказания первой медицинской помощи, а также развитие представлений о здоровье и факторах, на него влияющих.

Для реализации программы необходимо преду­смотреть в учебном плане по 1 ч. в неделю.

Программой предусмотрено изучение возможных в повседневной жизни опасных ситуаций в реальной обстановке (например, знакомство с правилами дорож­ного движения на улицах, площадях и перекрестках, расположенных вблизи школы), в ходе сюжетно – ролевых игр и инсценирования реальных ситуаций (отработка действий в случае пожара, необходимость ориентирования в лесу и т. п.).

На изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» учебным планом предусмотрено по 34 часа в год (по 1 часу в неделю) с 6 по 9 классы (за счет компонента образовательного учреждения) и 34 часа (по 1 часу в неделю) в 10 классе (федеральный компонент).

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности учащиеся должны знать:

  • основные составляющие здорового образа жизни, обеспечива­ющие духовное, физическое и социальное благополучие; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;

  • значение здорового образа жизни для обес­печения личной безопасности и здоровья;

  • наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и клас­сификацию;

  • потенциальные опасности природного, техногенного и соци­ального характера, возникающие в повседневной жизни, их возмож­ные последствия и правила личной безопасности;

  • способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия;

  • организацию защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации;

  • последовательность действий при оповещении о возникновении угрозы чрезвычайной ситуации и во время чрезвы­чайной ситуации;

  • права и обязанности граждан в области безопасности жизнедея­тельности;

  • рекомендации специалистов в области безопасности жизнедея­тельности по правилам безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

• приемы и правила оказания первой медицинской помощи.

Учащиеся должны уметь:

  • предвидеть опасные ситуации по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;

  • соблюдать правила дорожного движения в качестве пешехода, пассажира и водителя транспортного средства (велосипеда, мопеда);

  • правильно действовать при возникновении пожара в жилище и использо­вать подручные средства для ликвидации очага возгорания;

  • соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;

  • оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;

  • соблюдать правила личной безопасности в криминогенных си­туациях и в местах скопления большого количества людей;

  • пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

  • действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения;

  • оказывать первую медицинскую помощь при неотложных со­стояниях;

Учащиеся должны использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения норм здорового образа жизни;

  • соблюдения мер предосторожности и правил поведения в общественном транспорте, в различных видах активного отдыха в при­родных;

  • обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах, в различных опасных и чрез­вычайных ситуациях;

  • безопасного пользования различными бытовыми приборами, инструментами и препаратами бытовой химии в повседневной жизни;

  • проявления бдительности и безопасного поведения при угрозе террористического акта или при захвате в качестве заложника;

  • обращения в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи;

  • оказания первой медицинской помощи пострадавшим в раз­личных опасных или бытовых ситуациях.

Примерное тематическое распределение программного материала

в 6 – 7 классах

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Из них по классам

6

7

I

Основы безопасности личности, общества и государства

44

23

21

1

Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях

7

3

4

1.1

Чрезвычайные ситуации, общие понятия

5

2

3

1.2

Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения

2

1

1

2

Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила безопасного поведения

37

20

17

2.1

Безопасное поведение дома

5

3

2

2.2

Пожарная безопасность и поведение при пожаре

4

2

2

2.3

Безопасное поведение на улицах и дорогах

7

5

2

2.4

Безопасное поведение на железнодорожном переезде

1

-

1

2.5

Безопасная езда на велосипеде, мопеде, мотоцикле

1

-

1

2.6

ГИБДД

1

-

1

2.7

Безопасное поведение в транспорте

4

3

1

2.8

Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера

5

3

2

2.9

Безопасное поведение на природе

9

4

5

II

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

24

11

13

3

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

15

7

8

3.1

Основные виды травм у школьников. Первая медицинская помощь

10

5

5

3.2

Отравление пищевыми продуктами. Первая медицинская помощь

2

2



3.3

Отравление газами. Первая медицинская помощь

3



3

4

Основы здорового образа жизни

9

4

5

4.1

Основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни», факторы, влияющие на здоровье

4

1

3

4.2

Болезни, их причины

3

3

-

4.3

Вредные привычки, их влияние на здоровье

2



2

1

Всего

68

34

34

Примерное содержание программы

6 класс

1. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях

1.1. Чрезвычайные ситуации. Общие понятия

Общие понятия опасности и чрезвычайной ситуации. Опасности повседневной жизни. Производственная авария, экологическая катастрофа, стихийное бедствие.

1.2. Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения

Сигналы: 01 – вызов пожарной охраны, 02 – вызов милиции, 03 – вызов «скорой помощи», 04 – вызов аварийной газовой службы.

2. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, пра­вила безопасного поведения

2.1. Безопасное поведение дома

Возможные опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть дома. Их предупреждение. Как действовать в чрезвычайной ситуации.

Как правильно пользоваться водой.

Острые и режущие предметы, инструменты, как избежать травмы.

Электричество и газ как источники возможной опасности.

Лекарства и средства бытовой химии как источники опасности.

«Опасная высота» — опасности, возникающие при нарушении правил поведения в жилище, на балконах и лестничных клетках.

2.2. Пожарная безопасность и поведение при пожаре

Огонь и человек. Причины возникновения пожаров в доме. Дым и его опасность. Правила безопасного поведения при воз­никновении пожара в доме. Предупреждение пожаров.

2.3. Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера

Опасные ситуации при контактах с незнакомыми людьми. Правила безопасного общения с незнако­мыми людьми на улице, в подъезде, в лифте, если незнакомый человек стучится или звонит в дверь.

2.4. Безопасное поведение па улицах и дорогах

Движение пешеходов по дорогам. Элементы дорог (проезжая часть, обочина, пешеходная дорожка). Правила перехо­да дорог. Дорожные знаки «Пешеходные переход», «Пешеходная дорожка», «Движение пешеходов запрещено», «Дети», «Въезд запрещен», «Место остановки», «Место стоянки» и др. Перекрестки. Сигналы свето­фора. Регулировщик движения и его сигналы. Движение группами. Особенности движения по мокрой и скользкой дороге.

Места для игр, катания на велосипедах, лыжах, коньках и санках.

Разбор ДТП города, района (по материалам ГАИ).

Наиболее безопасный путь в школу и домой.

2.5. Безопасное поведение в транспорте

Обязанности пассажира. Ожидание общественного транспорта. Правила посадки и высадки пассажиров. Правила перехода дорог при высадке из транспортного средства. Безопасная поза при аварийной ситуации в транспорте.

2.6. Безопасное поведение на природе

Температура окружающего воздуха, ее влияние на здоровье человека, одежда по сезону. Погодные условия и опасные ситуации в природе (ветер, дождь, гроза, снегопад), правила поведения.

Правила безопасного поведения в лесу, в поле, у водоема. Ори­ентирование в лесу. Правила купания в оборудованных и необорудованных местах. Правила поведения на пляже. Знаки безопасности на воде «Место купания», «Купание запрещено». Как вести себя на реке зимой. Меры предосторожности при движе­нии по льду водоемов. Способы самоспасения, простейшие приемы оказания помощи терпящим бедствие. Основные подручные спасательные средства.

Ядовитые растения, грибы, ягоды, меры безопасности.

Опасные животные и насекомые. Правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми, меры защиты от них.

Чистый воздух, его значение для здоровья человека, причины за­грязнения.

3. Основы здорового образа жизни

3.1. Здоровый образ жизни. Основные понятия

Основные понятия: здоровье, здоровый образ жизни.

3.2. Болезни, их причины, связь с образом жизни

Необходимые условия, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Режим дня. Умственная и физическая работоспособность, профи­лактика переутомления.

Личная и общественная гигиена.

Инфекцион­ные заболевания, пути передачи, профилактика.

4. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

4.1. Основные виды травм у школьников. Первая медицинская помощь

Основные виды и причины травм у школьников. Ушиб, ссадина, порез, носовое кровотечение, заноза, укусы насекомых и животных.

Ожоги. Как уберечься от ожогов.

Первая медицинская помощь при ушибах, ссадинах, порезах, кровотечениях, уку­сах насекомых и животных, ожогах.

4.2. Отравление пищевыми продуктами. Первая медицинская помощь

Отравления, причины, признаки. Первая помощь при отравлении грибами.

Практические занятия:

Отработка действий в случае ЧП (сообщение в соответствующую службу).

Тренинги по оказанию первой помощи при травмах, отравлении.

Разбор наиболее безопасных маршрутов в школу и домой.

Экскурсия по улице, определение мест для игр, катания на велосипедах, коньках, лыжах.

Сюжетно – ролевые игры (с использованием макетов, моделей) «Переход дороги», «В транспорте (ожидание, посадка, высадка, переход дороги)».

Переход дороги по светофору, пешеходному переходу без светофора.

Тренинг по отработке действий в случае пожара в доме.

Инсценирование ситуаций «Ориентирование в лесу».

Инсценирование ситуаций «Движение по льду водоемов».

К концу 6 класса учащиеся должны знать:
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа основы безопасности жизнедеятельности iconРабочая программа курса основы безопасности жизнедеятельности 11...
«Основы безопасности жизнедеятельности» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников,...
Рабочая программа основы безопасности жизнедеятельности iconРабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
Авторы: Смирнов ат., Хренников Б. О. Основы безопасности жизнедеятельности, комплексная программа. (Программы для общеобразовательных...
Рабочая программа основы безопасности жизнедеятельности iconРабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса составлена на основе программы «Основы безопасности...
Рабочая программа основы безопасности жизнедеятельности iconРабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности»
«Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М....
Рабочая программа основы безопасности жизнедеятельности iconРабочая программа (базовый уровень) по предмету: «Основы безопасности жизнедеятельности»
«Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М....
Рабочая программа основы безопасности жизнедеятельности iconРабочая программа (базовый уровень) по предмету: «Основы безопасности жизнедеятельности»
«Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М....
Рабочая программа основы безопасности жизнедеятельности iconРабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее обж)
«Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М....
Рабочая программа основы безопасности жизнедеятельности iconРабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее обж)
«Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М....
Рабочая программа основы безопасности жизнедеятельности iconРабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее обж)
«Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М....
Рабочая программа основы безопасности жизнедеятельности iconРабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее обж)
«Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М....
Рабочая программа основы безопасности жизнедеятельности iconРабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее обж)
«Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М....
Рабочая программа основы безопасности жизнедеятельности iconРабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее обж)
«Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М....
Рабочая программа основы безопасности жизнедеятельности iconРабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»
Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для 2 класса разработана на основе программы для общеобразовательных...
Рабочая программа основы безопасности жизнедеятельности iconРабочая программа курса «основы безопасности жизнедеятельности» для...
«Основы безопасности жизнедеятельности» (Смирнов А. Т., Хренников Б. О. Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексная программа....
Рабочая программа основы безопасности жизнедеятельности iconРабочая программа курса «основы безопасности жизнедеятельности» для...
«Основы безопасности жизнедеятельности» (Смирнов А. Т., Хренников Б. О. Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексная программа....
Рабочая программа основы безопасности жизнедеятельности iconПояснительная записка Занятия по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»
«Основы безопасности жизнедеятельности в I-XI классах» авторы А. Т. Смирнова, Б. О. Хренникова и др., учебника авторы А. Т. Смирнов,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск