Скачать 172.54 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» КАФЕДРА НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКАУЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС по дисциплине «Лингвострановедение и страноведение» для специальности 033200 / 050303 «Иностранный язык» Рассмотрено и утвержденона заседании кафедры от «12» октября 2006 г. ВОРОНЕЖ 2006В Ы П И С К А из Госстандарта по дисциплине «Лингвострановедение и страноведение» Введение в страноведение и лингвострановедение. Роль страноведческой и лингвострановедческой компетенции в реализации адекватного общения и взаимопонимания представителей разных культур. Языковые реалии со страноведческой направленностью. Основные этапы истории страны изучаемого языка. Памятники культуры, сохранившиеся на ее территории. Языковые реалии, связанные с важнейшими историческими событиями, культурно-историческими и социальными ассоциациями. Страноведение и лингвострановедение. Географическое положение и природные условия страны изучаемого языка. Заповедники, национальные и региональные парки. Проблема охраны окружающей среды. Национальный и социальный состав населения. Демографические и социальные проблемы. Государственное устройство и общественно-политическая жизнь страны. Административно-территориальное деление страны и местные органы самоуправления. Общая характеристика экономики страны. Основные этапы образования Европейского Союза и отношение к нему разных слоев населения (для европейских стран). Переход к единой европейской валюте (для стран Европы). Культура страны. Национальные традиции и праздники страны изучаемого языка. Языковые реалии, связанные с географическими понятиями (названия морей и океанов, особенности береговой линии, рельефа, климата и растительности и т. п.), особенностями национальной культуры, общественно-политической жизни, государственным устройством, экономикой, традициями и обычаями страны изучаемого языка. ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра немецкого языка Программа учебной дисциплины “Лингвострановедение и страноведение ” для специальности – 033200 / 050303 “Иностранный язык” (Дневное отделение) (Заочное отделение) Трудоемкость - 90 Трудоемкость - 212 В том числе аудиторных - 62 В том числе аудиторных - 32 Из них: лекционных - 44 Из них: лекционных - 22 практических - 18 практических - 10 СРС - 28 СРС - 180 Форма отчетности – экзамен в 9 семестре Форма отчетности – зачет в 8 семестре по учебному плану 2000/05 года по учебному плану 2005 года Составитель: доц. Василега В.В. ВОРОНЕЖ 20061. Пояснительная запискаНазвание дисциплины: “Лингвострановедение и страноведение”. Курс читается на немецком языке. Основная задача курса страноведения немецкоязычных стран – дать будущим учителям немецкого языка достаточно полное представление о географии, политической, экономической и культурной жизни Германии, Австрии, Швейцарии, Лихтенштейна и Люксембурга. Курс преследует еще одну цель – повышения общего культурного уровня студентов, обогащения их словарного запаса соответствующей терминологией, что поможет им овладеть немецким языком в более полном объеме. Курс увязан с историей и литературой стран изучаемого языка, а также с практическими занятиями по немецкому языку. Материал курса развивает у студентов интерес к странам изучаемого языка, готовит к написанию курсовых и дипломных работ по страноведению, посвященных рассмотрению актуальных вопросов жизни стран, где говорят на немецком языке. В лекционном курсе студенты получают общее представление о разных сторонах жизни стран изучаемого языка. Практическая цель курса состоит в более детальной проработке наиболее трудных тем и понятий и в выработке у студентов навыков, необходимых для работы в качестве учителя в школе (работа с картой, подготовка докладов, рефератов и т. п.). По окончании курса студенты должны владеть основными понятиями и сведениями о жизни стран изучаемого языка, предусмотренных данной программой, уметь высказываться по программной тематике на немецком языке. Контроль осуществляется в форме экзамена. Текущий контроль – написание докладов, рефератов, фронтальный спрос. Итоговый контроль – экзамен. Курс лингвострановедения и страноведения направлен на развитие следующих ключевых компетенций:
2. Тематический планДневное отделение
Заочное отделение
3. Содержание курсаМесто лингвострановедения и страноведения среди других учебных теоретических и практических дисциплин, его роль в подготовке учителя иностранного языка. Предмет исследования как науки. 1. ФЕДЕРАТИВНАЯ РЕСПУБЛИКА ГЕРМАНИЯ 1.1. География ФРГ. 1.1.1. Географическое положение, территория, границы, административное деление. Природные условия. Климат. Важнейшие реки, озера. Растительность. Животный мир. Леса. Заповедники, национальные парки. Полезные ископаемые. 1.1.2. Население. Национальный состав. Размещение населения. Национальные меньшинства. Социальный, возрастной и религиозный состав населения. Демографические проблемы. Иностранные рабочие. Проблемы, связанные с иностранными рабочими. 1.1.3. Важнейшие районы, земли и города ФРГ. 1.2. Экономика ФРГ. Общая характеристика экономики страны. Особенности и характер экономического развития ФРГ. Место и роль в мировой системе хозяйства. Проблемы новых федеральных земель. Социальная рыночная экономика. Роль государства. Современная структура хозяйства и тенденция ее развития в условиях НТР. Темпы промышленного развития. Характеристика ведущих фирм и банков ФРГ. Социальные партнеры. Система социальных гарантий. Здравоохранение. Социальные проблемы. Занятость. Проблемы, связанные с безработицей. Уровень жизни. 1.3. Промышленность, ее основные отрасли. Структура и размещение промышленности. Зависимость страны от импорта энергоносителей. Ведущие отрасли промышленности. Энергетика. Проблемы ядерной энергетики. Металлургия. Кризис металлургии. Машиностроение. Автомобилестроение. Электротехническая и электронная промышленность. Химическая промышленность. Легкая промышленность. Ремесла. Сфера услуг. Проблемы охраны окружающей среды. 1.4. Сельское хозяйство. Место и роль сельского хозяйства в экономике ФРГ. Особенности аграрных отношений. Аграрная интеграция и ФРГ. Разорение и вытеснение мелких и средних фермеров. Технический уровень. Самообеспеченность ФРГ продуктами питания. Важнейшие отрасли. 1.5. Транспорт. Основные виды транспорта ФРГ. Автомобильный транспорт. Важнейшие автомагистрали. Железнодорожный, водный и авиационный транспорт. 1.6. Внешнеэкономические связи. Значение внешней торговли для экономики ФРГ. Место и роль ФРГ в мировой торговле. Экономические связи между Россией и ФРГ. 1.7. Государственное устройство ФРГ. Государственные символы ФРГ. Принципы государственного устройства. Разделение властей. Основной закон ФРГ. Права граждан и их реализация. Президент ФРГ. Бундестаг. Бундесрат. Федеральное правительство. Парламенты и правительства земель. Федеральный конституционный суд. Избирательная система. Федерализм и автономия земель. Административно-территориальное деление страны и органы местного самоуправления. Бундесвер. Членство в международных организациях. Место и роль ФРГ в Европейском Союзе. Основные этапы образования Европейского Союза и отношение к нему разных слоев населения. Переход к единой европейской валюте. Отношения между Россией и Германией. 1.8. Политические партии, организации и объединения. Общественно-политическая жизнь страны. Основные политические партии. Социал-демократическая партия Германии (СДПГ), “Союз 90/Зеленые”, Христианско-демократический союз (ХДС), Христианско-социальный союз (ХСС), другие политические партии. Молодежные организации. Профсоюзы. Объединения предпринимателей. Другие объединения и союзы. Гражданские инициативы. 1.9. Система образования. Принцип федерализма в образовании. Типы школ. Начальная школа. Средняя школа. Гимназия, реальная школа. Другие типы учебных заведений. Система высшего образования. Подготовка учителей. Проблемы системы образования. Программы школьного и студенческого обмена. 1.10. Культурная жизнь. Издательское дело. Печать. Радио. Телевидение. Библиотеки. Литература и искусство. Музеи, выставки. Театр. Кино. Крупнейшие театры ФРГ. Музыкальная жизнь. Свободное время. Спорт. Туризм. Национальные традиции и обычаи. Праздники. 1.11. История ФРГ. Итоги 2ой мировой войны. Зоны оккупации. Сепаратная денежная реформа. Блокада Берлина. Образование ФРГ и ГДР. Доктрина Хальштейна. Вступление в НАТО. Экономическое чудо. Берлинская стена. Новая восточная политика. Членство в ООН. Падение берлинской стены. Объединение Германии. ФРГ в конце 20 - начале 21 века. 2. АВСТРИЙСКАЯ РЕСПУБЛИКА Краткий исторический экскурс. Географическое положение. Население. Административное деление. Крупнейшие города. Промышленность. Сельское хозяйство. Государственное устройство. Государственная символика. Политические партии. Общественные организации. Внешняя политика. Членство в Европейском Союзе. Отношение населения Австрии к ЕС. Переход на евро. Отношения с Россией. Система образования. Культурная жизнь. Национальные праздники и традиции. Особенности австрийского варианта немецкого языка. 3. ШВЕЙЦАРСКАЯ КОНФЕДЕРАЦИЯ Краткий исторический экскурс. Географическое положение. Население. Языки в Швейцарии. Административное деление. Крупнейшие города. Промышленность. Сельское хозяйство. Государственное устройство. Государственная символика. Политические партии. Внешняя политика. Отношения с Россией. Особенности швейцарского варианта немецкого языка. Общественные организации. Система образования. Культурная жизнь. Национальные праздники и традиции. 4. КНЯЖЕСТВО ЛИХТЕНШТЕЙН Краткий исторический, географический, экономический и политический обзор. 5. ВЕЛИКОЕ ГЕРЦОГСТВО ЛЮКСЕМБУРГ Краткий исторический экскурс. Географический, экономический и политический обзор. 6. ЯЗЫКОВЫЕ РЕАЛИИ Языковые реалии, связанные с географическими понятиями (названия морей и океанов, особенностей береговой линии, рельефа, климата, и растительности и т. п.), особенностями национальной культуры, общественно-политической жизни, государственного устройства, экономики, традициями и обычаями немецкоязычных стран. Темы лекций1. География ФРГ. 2-3. История ФРГ. 4-6. Государственное устройство ФРГ. 7-8. Избирательная система и политические партии ФРГ. 9-11. Экономика ФРГ. 12. Система социальных гарантий ФРГ. 13. Школа и высшая школа ФРГ. 14. Общественная жизнь ФРГ. 15. Немецкие праздники и обычаи. 16. Географическое положение Австрии. 17. Государственное устройство Австрии. 18. Экономика Австрии. 19. Географическое положение Швейцарии. 20. Особенности государственного устройства Швейцарии. 21. Экономика Швейцарии. 22. Княжество Лихтенштейн и Великое Герцогство Люксембург. Темы практических занятий
Список рекомендуемой литературы
Интернет–адреса 1. Bundesrat und Bundesverwaltung der Schweiz. www.admin.ch 2. Bundesregierung Österreichs. htpp://www.austria.gv.at/ 3. Bundestag: http://www.wikipedia.org/wiki/ Bundestag.html. 4. Bundesverfassung der Schweizerischen Eidgenossenschaft: http://de.wikisourse.org/wiki/ Bundesverfassung der Schweizerischen Eidgenossenschaft. 5. Bundesverfassung (Österreich): (http://de.wikipedia.org/wiki/Bundesverfassung_Baugesetze_der_Verfassung). 6. Grundgesetz auf dem Webserver der Bundesregierung - (http://www.bundesregierung.de/Gesetze/-,4222/Grundgesetz.htm). 7. Heidelberger Online-Lexikon der Politik - (http://www.politikwissen.de/lexikon/parlamentarismus.html). 8. Nationalrat Österreich: http://www.parlament.gv.at/portal/page?_pageid=888,1&_dad= portal&_schema. 9. Nationalrat Österreich: http://de.wikipedia.org/wiki/Nationalrat_Österreich. 10. Parlamentarismus - (http://www.castelligasse.at/Politik/Parlamentarismus/parlamentarismus.htm). 11. Politik – Begriffe: http://www.bpb.de/wissen/h75vxg,,html?wis_search. 12. Pro Helvetia. www.pro-helvetia.ch 13. Schweizer Armee. www.armee.ch 14. Wikipedia Freie Enzyklopedie. www. wikipedia.de 15. Wahlrecht. Überhangmandat- (http://www.wahlrecht.de/ueberhang/). 16. Zweikammersystem - (http://de.wikipedia.org/wiki/Zweikammersystem). Аудиоматериалы Das Dritte Reich. Deutsche Geschichte 1933-1945. Eine Dokumentation. – Bonn : Inter Nationes. – 1990. – 6 Kassetten. Видеоматериалы
Карты
Другая наглядность
Вопросы для экзамена по страноведению
Темы курсовых и дипломных работ:
Темы докладов и рефератов
|
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 10 Введение в лингвострановедение... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Методические рекомендации студенту по изучению дисциплины «лингвострановедение... Рабочая программа по дисциплине «лингвострановедение и страноведение великобритании» | ||
Утверждено С 34 Лингвострановедение и страноведение: учебно-методический комплекс / А. А. Сибгатуллина – Елабуга: Изд-во егпу, 2010. – 24с | Учебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина Д лингвострановедение и страноведение [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины/ Сост.: Кузьмина И. Н.; Бийский пед гос ун-т... | ||
Немецкий язык для начинающих С 34 Лингвострановедение и страноведение: учебно-методический комплекс / А. А. Сибгатуллина – Елабуга: Изд-во егпу, 2010. – 24с | Камышинский технологический институт (филиал) С 34 Лингвострановедение и страноведение: учебно-методический комплекс / А. А. Сибгатуллина – Елабуга: Изд-во егпу, 2010. – 24с | ||
Учебный проект «Школа юного экскурсовода» С 34 Лингвострановедение и страноведение: учебно-методический комплекс / А. А. Сибгатуллина – Елабуга: Изд-во егпу, 2010. – 24с | План-конспект Открытого урока в 9 классе С 34 Лингвострановедение и страноведение: учебно-методический комплекс / А. А. Сибгатуллина – Елабуга: Изд-во егпу, 2010. – 24с | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность 050303. 65 «Иностранный язык» Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Лингвострановедение и страноведение» для студентов заочной формы обучения по специальности... | Учебно-методический комплекс дисциплины сд(М). Ф. 3 «страноведение... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность 031202. 65 «Перевод и переводоведение» Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Лингвострановедение и страноведение» для студентов очной формы обучения по специальности... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Лингвострановедение и... Основной образовательной программы подготовки выпускника по специальности 050303 иностранный язык | ||
Конспект урока по немецкому языку по теме: «Der Staatsaufbau in der brd» С 34 Лингвострановедение и страноведение: учебно-методический комплекс / А. А. Сибгатуллина – Елабуга: Изд-во егпу, 2010. – 24с | Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов.... С 34 Лингвострановедение и страноведение: учебно-методический комплекс / А. А. Сибгатуллина – Елабуга: Изд-во егпу, 2010. – 24с | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Лингвострановедение и страноведение» для студентов очно-заочной формы обучения по... | Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 03 «Страноведение... Романова Татьяна Анатольевна, ассистент кафедры «Социально-экономической географии» |