Скачать 0.49 Mb.
|
Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по природоведению в 5 классе, в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по предмету «Природоведение» и образовательной программы ОУ. Рабочая программа ориентирована на использование учебника В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой «Природа неживая и живая 5 класс», М., «Дрофа» 2009г. В течение учебного года ведётся систематический учёт усвоения основных вопросов природоведения каждым учеником: Лабораторные работы (14) Практические работы (4) Тестовые работы (5) Экскурсии (3) Изучение природоведения в V классе направлено на достижение следующих целей:
В соответствии с образовательной программой школы использован следующий учебно - методический комплект:
УМК рекомендован Министерством образования РФ и входит в федеральный перечень учебников на 2012– 2013 учебный год. Комплект реализует федераль ный компонент государственного стандарта основного общего образования по предмету «Природоведение». Образовательная программа ОУ предусматривает: Количество учебных недель – 34 (обоснование: Устав ОУ); Количество учебных дней в неделю – 5; Количество часов по предмету – 2 (Учебный план, 2004г.); Общее количество часов на изучение природоведения в 5 классе составляет 68 часов. Содержание учебного предмета Введение (2 часа) Как изучают природу? Экскурсия Природа неживая и живая. Вселенная (6 часов) Вселенная. История развития представлений о Вселенной. Звезды на небе, размеры звезд. Созвездия. Полярная звезда и созвездия Большая и Малая Медведица. Расстояние до звезд, их яркость и движение. Солнце – раскаленное небесное тело, источник света и тепла. Солнечная энергия. Значение солнечной энергии для жизни на Земле. Планета Земля. Строение Земли. Сферы Земли (литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера). Суточное и годовое движение Земли. Луна – спутник Земли. Солнечная система. Планеты, метеоры и метеориты. Спутники планет, их движение. Освоение космоса. Наблюдения за звездным небом, за изменением высоты полуденного солнца в 20-х числах каждого месяца. Лабораторные работы №1. Определение на звёздной карте созвездий Северного полушария. №2. Определение на глобусе (карте полушарий) экватора, полюсов, полушарий. Практические работы №1. Ориентирование на местности с помощью компаса. №2. Ориентирование на местности по солнцу в полдень, и по часам. №3. Определение сторон горизонта по звёздам. Тестовая работа по теме «Вселенная». Строение и свойства веществ (11 часов) Тела и вещества. Строение твердых, жидких и газообразных тел. Свойства жидких и газообразных тел. Молекулы. Взаимодействие молекул в твердых, жидких, газообразных телах. Диффузия. Вещества чистые и смеси, простые и сложные. Явления природы. Физические (электрические, механические, тепловые, световые), химические явления, химические реакции. Использование человеком физических и химических явлений природы в повседневной жизни. Демонстрация опытов по электризации тел путем трения. Лабораторная работа №3. Определение физических свойств твёрдых, жидких и газообразных тел. Тестовая работа по теме «Строение и свойства веществ». Воздух (9 часов) Состав воздуха. Физические свойства воздуха (упругость, давление). Значение воздуха для живых организмов. Изменение состава воздуха. Плотность и разреженность воздуха. Атмосферное давление. Барометр. Нагревание воздуха от поверхности Земли. Изменение температуры воздуха с высотой. Образование облаков. Осадки и их виды. Снеговая линия в горах, снеговые вершины, ледники. Ветер. Работа ветра в природе. Погода. Типичные признаки погоды. Предсказывание погоды. Влияние погоды на организм человека. Значение воздуха в природе. Охрана воздуха Наблюдения систематические фенологические и ежедневные за погодой; за состоянием своего здоровья при различных погодных условиях. Практическая работа №4. Описание погоды за месяц. Тестовая работа по теме: «Воздух». Вода (4 часа) Три состояния воды. Изменение объема воды при нагревании. Вода – растворитель. Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы в природе. Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Значение воды в природе. Использование воды человеком. Охрана воды. Горные породы (4 часа) Горные породы. Разнообразие горных пород. Обломочные горные породы (гравий, галька, песок, глина, щебень). Использование человеком обломочных пород. Полезные ископаемые. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Металлы. Использование металлов человеком, их экономия. Охрана недр. Демонстрация коллекций горных пород и минералов, полезных ископаемых. Лабораторные работы №4. Описание минералов и горных пород (по 3-4 признакам) и определение их свойств. №5. Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами. Экскурсия Изучение работы текучих вод и ветра. Почва – особое тело Земли (5 часов) Почва, ее образование. Разнообразие почв. Структура почвы. Состав почвы и ее свойства: влагопроницаемость, воздухопроницаемость. Плодородие почвы. Обработка почвы. Почва и растения. Эрозия почв, ее виды. Охрана почв. Демонстрация почв своей местности, почв с разной структурой; опытов по определению свойств почвы. Организмы (6 часов) Организм. Свойства живых организмов (биологические явления). Условия жизни организмов: среда обитания, факторы среды обитания. Приспособленность растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания. Экология – наука о взаимоотношении организмов с условиями среды обитания. Клеточное строение организмов. Клетка. Знакомство с увеличите6льными приборами. Разнообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Царства организмов. Причины сокращения организмов. Демонстрация микропрепарата растительной клетки, муляжей, коллекций, гербарного материала. Наблюдения за растениями, животными, факторами неживой природы по сезонам года. Описание наблюдаемых растений и животных по плану. Экскурсия Разнообразие живых организмов, их относительная приспособленность к условиям среды. Тестовая работа по теме: «Организмы». Растения – посредники между небом и землёй (6 часов) Характерные признаки растений. Растения цветковые и нецветковые. Цветковые растения, условия их жизни. Многообразие дикорастущих растений. Значение дикорастущих растений в природе и жизни человека. Лекарственные растения. Ядовитые растения. Правила обращения с ядовитыми растениями. Охрана растений, растения Красной книги. Культурные растения, условия их жизни. Многообразие культурных растений: полевые, овощные, цветочно-декоративные, плодово-ягодные, комнатные и др. Значение культурных растений в жизни человека. Демонстрация живых растений, гербарных образцов, таблиц. Наблюдения различных способов размножения растений в природе, на учебно-опытном участке, в уголке живой природы. Лабораторные работы №6. Распознавание органов цветкового растения. №7. Влияние температуры, воздуха и влажности на прорастание семян. №8. Определение названия растений. Грибы (2 часа) Грибы. Разнообразие грибов. Значение грибов в природе. Шляпочные грибы. Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов. Демонстрация свежих, консервированных шляпочных грибов и их муляжей. Лабораторная работа №9. Узнавание съедобных и ядовитых грибов. Животные – братья наши меньшие (8 часов) Характерные признаки животных, сходство с растениями и отличия от них. Животные дикие и домашние. Дикие животные и условия их жизни. Приспособленность диких животных к жизни в водной, воздушной, наземной и почвенной средах обитания. Многообразие диких животных, их значение в природе и жизни человека. Ядовитые животные. Правила поведения при встрече с ядовитыми животными. Животные Красной книги. Охрана диких животных. Домашние животные, условия их жизни. Многообразие домашних животных, уход за ними, создание благоприятных условий жизни. Демонстрация живых животных, коллекций, чучел, муляжей, влажных препаратов животных. Наблюдения за жизнью животных в водной, почвенной, воздушно-наземной средах обитания. Связи неживого и живого. Цепи питания. Пищевые сети. Природа – наш друг. Охрана природы. Правила поведения в природе. Растения и животные – ваши любимцы. Создание благоприятных условий для жизни, уход за ними. Демонстрация комнатных растений, домашних животных. Наблюдения за развитием комнатных растений и жизнью животных в домашних условиях. Лабораторная работа №10. Узнавание животных своей местности. Человек, его здоровье и безопасность жизни (5 часов) Общий обзор строения человека. Образ жизни человека и его здоровье. Вредные привычки и их профилактика (курение, употребление алкоголя, наркотиков и др.). Правила поведения человека в опасных природных ситуациях (во время грозы, ливней, под градом и др.) Травмы человека. Оказание первой доврачебной помощи при травмах. Наблюдения за работой сердца и дыхательной системы человека до и после дозированной физической нагрузки. Лабораторные работы №11. Определение показателей развития своего организма. №12, 13, 14. Оказание первой медицинской помощи, при ушибах, при растяжении связок, при капиллярном и венозном кровотечении. Тестовая работа по теме: «Человек, его здоровье и безопасность жизни». Основные требования к уровню знаний и умений учащихся по природоведению на конец 5-го класса. Обучающиеся должны знать и понимать:
Обучающиеся должны уметь:
Обучающиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Календарно – тематическое планирование 5 класс
|
Правила рейтинга по курсу «Метрология» для студентов специальности... Итоговый рейтинговый балл начисляется как сумма баллов за лабораторные работы, теоретический курс и практические занятия. Максимальное... | Урока Тема урока Виды деятельности обучающихся (практические лабораторные,... Виды деятельности обучающихся (практические лабораторные, контрольные работы, экскурсии и т д.) | ||
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические... Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)... | Тематический план учебной дисциплины Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | ||
Тема урока Практические и лабораторные работы Лабораторная работа №1 «Определение на звездной карте созвездий Северного полушария» | Рабочая программа дисциплины б. 1 Психология(Общая психология) Опоп в блок Б. 3 по направлению подготовки 44. 03. 05 «Педагогическое образование». Трудоёмкость изучения «Общей психологии» по плану... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Опасные ситуации в населенных пунктах» Всего часов: 48; лекции – 12; практические (лабораторные) работы 12; самостоятельная работа – 24 | Календарно-тематическое планирование «География России. Хозяйство... Виды деятельности обучающихся (практические,лабораторные,контрольные работы,экскурсии и др.) | ||
Кротова Светлана Викторовна моу лицей №76 Таким образом, можно потерять интерес к предмету учащихся, склонных к практической деятельности. Каждый учитель химии не раз отмечал,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Виды деятельности обучающихся (практические лабораторные, контрольные работы, экскурсии и т д.) | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Виды деятельности обучающихся (практические, лабораторные, контрольные работы, экскурсии и т д.) | Тематический план и содержание учебной дисциплины «Физика» Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | ||
«История развития туризма в России» ... | Тематический план и содержание учебной дисциплины оп. 07 Православная культура Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... О. С. Габриелян 2006 г. И государственного образовательного стандарта. Программа рассчитана на 68 учебных часов и включает следующие... | Перспективно-тематический план и содержание учебной дисциплины технология... Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся |