Основная образовательная программа по специальности 280201. 65 – Охрана окружающей среды и рациональное





НазваниеОсновная образовательная программа по специальности 280201. 65 – Охрана окружающей среды и рациональное
страница1/2
Дата публикации10.11.2014
Размер255 Kb.
ТипОсновная образовательная программа
100-bal.ru > География > Основная образовательная программа
  1   2


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова»






УТВЕРЖДАЮ

Ректор
__________________О.В. Штыгашева
«___» _______________ 2013г.



ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

по специальности
__280201.65 – Охрана окружающей среды и рациональное

(код, наименование специальности, направления)

использование природных ресурсов
квалификация (степень) _____________________Инженер-эколог____________

Вводится в действие с момента утверждения
Абакан

Содержание


1.




Пояснительная записка







1.1.

Цели основной образовательной программы

4




1.2.

Требования к результатам освоения ООП

5




1.3.

Структура ООП

6




1.4.

Условия реализации ООП

8


1. Пояснительная записка

к основной образовательной программе по специальности

280201.65 – Охрана окружающей среды и рациональное

использование природных ресурсов
1.1. Цель ООПобеспечение углубленной фундаментальной и профессиональной подготовки в области охраны окружающей среды, которая обеспечит готовность специалиста к производственно-технологической и организационно-управленческой деятельности.

Программа 280201.65 – ООСиРИПР предусматривает расширение сферы компетенции в области профессиональных и общекультурных знаний, овладение современными методами экологических исследований, включая мониторинг природных и природно-хозяйственных систем. Ориентирована на подготовку специалистов, способных осуществлять экспертную, надзорную, инспекционно -аудиторскую деятельность, проектировать и реализовывать природоохранные программы.

Области профессиональной деятельности выпускника – эксплуатация и совершенствование природоохранной техники и технологии, организация и управление природоохранной работой на предприятиях и территориально-промышленных комплексах, экспертиза проектов, технологий и производств, сертификация продукции с целью достижения максимальной экологической безопасности хозяйственной деятельности человека, снижения риска антропогенного воздействия на окружающую среду.

Объектами профессиональной деятельности выпускника являются источники выделения загрязняющих веществ, энергии и других факторов воздействия на окружающую среду (технологические аппараты, отдельные процессы, производства и территории в целом), потоки загрязняющих веществ, сточных вод, отходящих газов, твердых, жидких и газообразных отходов, системы регулирования сбросов и выбросов загрязняющих веществ, системы размещения, переработки или захоронения отходов, включая средства и методы мониторинга и контроля воздействия на окружающую среду, оборудование и технология для очистки вредных производственных выбросов в атмосферу и сточные воды, энергосбережение и снижение энергетических воздействий на окружающую среду, утилизация и переработка отходов промышленных предприятий, организационно-технические мероприятия по повышению экологической безопасности промышленных производств.

Выпускники по специальности 280201.65 – ООСиРИПР подготовлены к выполнению следующих видов профессиональной деятельности в соответствии с уровнем своей квалификации:

  • производственно-технологической;

  • научно-исследовательской;

  • организационно-управленческой;

  • проектной;

  • природоохранной.

Для освоения программы подготовки инженера-эколога по программе Охрана окружающей среды, лица, желающие ее освоить должны иметь среднее (полное) общее образование. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) образовании или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.

Зачисление осуществляется на конкурсной основе, по результатом ЕГЭ.

Требования к профессиональной подготовке выпускника обусловлены решением профессиональных задач:

  • рациональное использование материальных и энергетических ресурсов;

  • разработка методических и нормативных материалов, технической документации, а также предложений и мероприятий по осуществлению разработанных проектов и программ;

  • проведение технико-экономического анализа, комплексного обоснования принимаемых и реализуемых решений;

  • участие в работах по осуществлению исследований, связанных с испытаниями природоохранного оборудования и внедрением его в эксплуатацию, в рассмотрении различной технической документации и подготовке необходимых обзоров, отзывов, заключений;

  • изучение и анализ необходимой информации, технических данных, показателей и результатов работы, их обобщение и систематизация, проведение необходимых расчетов с использованием современных технических средств;

  • составление графиков работ, заказов, заявок, инструкций, пояснительных записок, карт, схем и другой технической документации;

  • проведение экспертиз технической документации, надзора и контроля за состоянием средоохранного оборудования, и повышению эффективности использования;

  • контроль соблюдения установленных требований, действующих норм, правил и стандартов;

Инженер-эколог, освоивший основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности подготовки ООСиРИПР подготовлен к обучению в аспирантуре по специальности 03.00.16 - экология.
1.2. Требования к результатам освоения ООП

Подготовка выпускника, согласно ГОС ВПО данной специальности утвержденного 17.03.2000г. должна обеспечивать квалификационные умения для решения профессиональных задач:

  • выполнение работы в области научно-технической деятельности по проектированию, информационному обслуживанию, организации производства, труда и управления, метрологическому обеспечению, техническому контролю;

  • рациональное использование материальных и энергетических ресурсов;

  • разработка методических и нормативных материалов, технической документации, а также предложений и мероприятий по осуществлению разработанных проектов и программ;

  • проведение технико-экономического анализа, комплексного обоснования принимаемых и реализуемых решений, изыскание возможности сокращения цикла выполнения работ, содействие подготовке процесса их выполнения и обеспечения необходимыми техническими данными, материалами, оборудованием;

  • участие в работах по осуществлению исследований, в разработке проектов и программ, в проведении необходимых мероприятий, связанных с испытаниями природоохранного оборудования и внедрением его в эксплуатацию, а также в работах по стандартизации технических средств, систем, процессов, оборудования, материалов и веществ, в рассмотрении различной технической документации и подготовке необходимых обзоров, отзывов, заключений;

  • изучение и анализ необходимой информации, технических данных, показателей и результатов работы, их обобщение и систематизация, проведение необходимых расчетов с использованием современных технических средств;

  • составление графиков работ, заказов, заявок, инструкций, пояснительных записок, карт, схем и другой технической документации, а также установленной отчетности по утвержденным формам и в установленные сроки;

  • оказание методической и практической помощи при реализации проектов и программ, планов и договоров;

  • проведение экспертиз технической документации, надзора и контроля за состоянием средоохранного оборудования, выявление резервов, установление причин существующих недостатков и неисправностей в его работе, принятие мер по их устранению и повышению эффективности использования;

  • контроль соблюдения установленных требований, действующих норм, правил и стандартов;

  • организация работы по повышению научно-технических знаний сотрудников;

  • развитие творческой инициативы, рационализации, изобретательства, внедрение достижений отечественной и зарубежной науки, техники, использование передового опыта для обеспечения эффективной работы учреждения, организации, предприятия.

Инженер-эколог должен знать:

  • основы экологического законодательства;

  • постановления, распоряжения, приказы вышестоящих и других органов, методические, нормативные и руководящие материалы, касающиеся выполняемой работы;

  • перспективы технического развития и особенности деятельности учреждения, организации, предприятия;

  • принципы работы, технические характеристики, конструктивные особенности разрабатываемых и используемых технических средств;

  • методы исследования, правила и условия выполнения работ;

  • основные требования, предъявляемые к технической документации, материалам и изделиям;

  • методы проведения технических расчетов и определения экономической эффективности исследований и разработок;

  • достижения науки и техники, передовой отечественный и зарубежный опыт в области знаний, соответствующей выполняемой работе;

  • основы экономики, организации производства, труда и управления;

  • основы трудового законодательства;

  • правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

Выпускник все знания и умения должен использовать с учетом региональных особенностей климата, запасов полезных ископаемых и т.д.
1.3. Структура подготовки по ООП

Образовательная программа реализуется только по очной форме обучения. Общая продолжительность составляет 5 лет. Структура подготовки по программе 280201.65 – ООСиРИПР соответствует требованиям ГОС ВПО.

Средний объем еженедельной аудиторной нагрузки студентов не превышает (в среднем за весь период обучения, без учета занятий по физической культуре и факультативных занятий) 27 часов в неделю, общей учебной нагрузки – 54 часов в неделю, что соответствует требованиям ГОС ВПО для специальности Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов.

Дисциплины распределены по циклам дисциплин в соответствии с ГОС ВПО.

В профессиональную образовательную программу входят:

1. Блок ГСЭ Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины. В соответствии с ГОС ВПО он содержит 1800 часов. Здесь наряду с многообразием форм гуманитарной и социально-экономической подготовки личности учитывается и национально-региональные особенности. Необходимость национально-регионального (вузовского) компонента обусловлена тем, что специальности обучается много студентов из сельской местности, включая лиц коренной национальности, и особенностями современного состояния общества. Поэтому в ООП включены такие дисциплины, как «Правоведение», «Политология», «Социология». В рамках дисциплин и курсов по выбору студента изучаются: «История Хакасии», «История религии», «Региональная экология», «Урбоэкология».

2. Блок ЕН (Общие математические и естественно-научные дисциплины) в объеме 2482 часов, что соответствует ГОС ВПО. В этом блоке изучаются все предусмотренные ГОС ВПО дисциплины федерального компонента, а также дисциплины национально-регионального (вузовского) компонента: «Элементарная математика», «Природа Хакасии», «Новые информационные технологии». В качестве дисциплин и курсов по выбору студентам предлагаются «Биология животных», «Биология растений», «Экологические функции леса», «Особо охраняемые природные территории».

Профессиональная направленность естественнонаучного и ГСЭ циклов помимо содержания дисциплин, определенных ГОС ВПО специальности, достигается включением таких дисциплин по выбору, как «Региональная экология», «Урбоэкология», «Особо охраняемые природные территории».

3. Блок ОПД (Общепрофессиональные дисциплины) в объеме 1836 часов, что соответствует ГОС ВПО. Этот блок включает дисциплины, знакомящие студентов с основами профессиональной деятельности инженера-эколога: проектной – с помощью «Начертательной геометрией и инженерной графики», «Материаловедения и технологии конструкционных материалов» «Механики». В курсах дисциплин «Экономика и организация производства» и «Метрология, стандартизация и сертификация» студенты изучают основные процессы, на которых основано промышленное производство, а так же экологические последствия производственной деятельности (в курсе «Промышленной экологии») и возможное воздействие на человека – «Основы токсикологии» и «Безопасность жизнедеятельности». Комплекс дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента дополняет блок «Кадастрами природных ресурсов», «Экологическим правом» для подготовки специалистов, владеющих основами экологического законодательства. Дисциплины и курсы по выбору предусматривают изучение экологического картографирования, естественных и антропогенных ландшафтов и аномалий, техногенных систем и экологического риска, ландшафтно-экологических основ территориального и районного планирования.

4. Блок СД (Специальные дисциплины). Фундаментальная подготовка студентов по специальности обеспечивается блоком СД, содержащим в соответствии с ГОС ВПО 1694 часа. Дисциплины блока формируют у выпускника теоретические знания и представление о практической работе на экологически значимых объектах. Сбалансированное распределение объема часов на изучение теоретических вопросов и проведение лабораторных анализов и экспериментов (около 28% учебного времени) способствует овладению выпускником системой знаний и практических умений.

5. Блок ДС (Дисциплины специализации) в объеме 657 часов (что составляет около 8% от общей трудоемкости образовательной программы) обеспечивает подготовку выпускника по одной специализации: ДС1 «Промышленная экология и рациональное использование природных ресурсов». Объем часов этого блока соответствует объему часов, выделяемому в ГОС ВПО специальности «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов», на подготовку выпускника по специализации. В этом блоке в рамках ДС1 студенты изучают физические методы исследования объектов окружающей среды, экологию природных комплексов, экологизацию технологий и безотходное производство. Специализация «Промышленная экология и рациональное использование природных ресурсов», таким образом, углубляет профессиональную подготовку специалиста.

В учебный план включен факультативный курс «Основы научных исследований», разбитый на две части. Основными задачами изучения данного курса является формирование готовности студентов к самостоятельному планированию и осуществлению научного исследования по курсовому проектированию (первая часть), а затем подготовке выпускной квалификационной работы (вторая часть). В результате изучения курса у студентов формируются знания и умения определять актуальность темы исследования, формулировать его методологические характеристики, получать и анализировать различного рода информацию, планировать, осуществлять и анализировать экспериментальную работу, оформлять отчет о своей деятельности в виде курсовой, а затем и дипломной работы. После написания первой курсовой работы возвращение студентов к содержанию факультатива перед очередной курсовой работой происходит осознанно, с изменившейся мотивацией.

Все предусмотренные ГОС ВПО специальности «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов» циклы дисциплин и дисциплины входят в учебный план специальности. Их трудоемкость также соответствует ГОС. Объем времени, отведенного на реализацию национально-регионального и вузовского компонента, полностью использован и соответствующим образом распределен по циклам. Объем времени на реализацию национально-региональных (вузовских) компонентов, дисциплин специализации составляет около 22% от общего объема.

Национально-региональный компонент представлен во всех блоках дисциплин, но наибольшее внимание уделяется при изучении блоков СД и ОПД.

В Блоке Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины представлены дисциплины, позволяющие сформировать представление об особенностях исторического развития республики, национальных особенностях характера хакасов, их бытовом укладе («История Хакасии», «Археология Южной Сибири»). Дисциплина «Региональная экология» формирует представления об природных и экологических особенностях республики.

В блоке естественнонаучных дисциплин преподаются «Биология животных», «Биология растений», позволяющие сформировать знания студентов о флоре и фауне региона, изучить уникальность (эндемичность) растительного и животного мира Хакасии.

Дисциплина «Особо охраняемые природные территории», входящая в блок ЕН, позволяет сформировать представление студентов об охраняемых территориях Хакасии, изучить их географическое положение, природоохранные функции, особенности правового режима.

Блок обще профессиональных дисциплин включает такие дисциплины, как «Кадастры природные ресурсов», «Экологическое право», позволяющие сформировать у студента правовые нормы, не только общероссийского значения, но и дают знания об особенностях региональной и муниципальной законодательной и исполнительной власти.

В блоке специальных дисциплин и дисциплин специализации в каждой дисциплине присутствует национально-региональный компонент, например, дисциплина «Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза» разбирает примеры негативного воздействия на примерах предприятий рес. Хакасия и юга Красноярского края. Дисциплина «Экологический мониторинг» ведется на примерах состояния окружающей среды рес. Хакасия. Отбор проб и анализ различных сред окружающей среды осуществляется на «местном материале»

В дисциплине «Экология природных комплексов» около 20% времени уделено изучению природных комплексов Хакасии.

Объём аудиторной нагрузки составляет 4770 часов, На самостоятельную работу отведено 3492 часа.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Основная образовательная программа по специальности 280201. 65 – Охрана окружающей среды и рациональное iconУчебно-методический комплекс дисциплины нанотехнологии Специальность...
Специальность – 280201. 65 «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов»
Основная образовательная программа по специальности 280201. 65 – Охрана окружающей среды и рациональное iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Геоинформационные системы»
Специальность —280201. 65 "Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов"
Основная образовательная программа по специальности 280201. 65 – Охрана окружающей среды и рациональное iconУчебно-методический комплекс дисциплины «русский язык и культура речи»
Специальность —280201. 65 Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов
Основная образовательная программа по специальности 280201. 65 – Охрана окружающей среды и рациональное iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Оценка воздействия на окружающую...
Специальность —280201. 65 Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов
Основная образовательная программа по специальности 280201. 65 – Охрана окружающей среды и рациональное iconТесты проверки остаточных знаний По дисциплине опд. Ф. 08 Промышленная...
Методы и сооружения утилизации, захоронения и сжигания твердых: бытовых и промышленных отходов
Основная образовательная программа по специальности 280201. 65 – Охрана окружающей среды и рациональное iconУчебно-методический комплекс дисциплины химия окружающей среды Специальность...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Основная образовательная программа по специальности 280201. 65 – Охрана окружающей среды и рациональное iconТесты по дисциплине опд. Ф. 09 «основы токсикологии» Для специальности...
Порядку оказания медицинской помощи по профилю «хирургия (трансплантация органов и (или) тканей человека)», утвержденному приказом...
Основная образовательная программа по специальности 280201. 65 – Охрана окружающей среды и рациональное iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методические указания и задания к выполнению контрольных работ по дисциплине «Промышленная экология» для студентов специальности...
Основная образовательная программа по специальности 280201. 65 – Охрана окружающей среды и рациональное iconУчебно-методический комплекс представляет собой комплект учебно-методических...
Специальность 280201. 65 "Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов"
Основная образовательная программа по специальности 280201. 65 – Охрана окружающей среды и рациональное iconТесты для студентов эти (филиал) сгту специальности 280201 «Охрана...
Сга. Пособие знакомит с видами учебных занятий на основе информационной дидактики, с перечнем тем, по которым составлены обучающие...
Основная образовательная программа по специальности 280201. 65 – Охрана окружающей среды и рациональное icon280201. 65 – Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов
Правительства Хабаровского края от 15 ноября 2008 г. N 263-пр "О ходе реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" на...
Основная образовательная программа по специальности 280201. 65 – Охрана окружающей среды и рациональное iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Практический курс иностранного языка»
«Химия», 020101. 65 (011033) «Отделение медицинской химии», 020101. 65 (011017) «Отделение биоорганической химии и биотехнологии»,...
Основная образовательная программа по специальности 280201. 65 – Охрана окружающей среды и рациональное iconИ охраны окружающей среды администрации города ижевска доклад об экологической обстановке
Администрация города/Структурные подразделения Администрации города Ижевска/Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды...
Основная образовательная программа по специальности 280201. 65 – Охрана окружающей среды и рациональное iconРабочая программа по дисциплине опд. Ф. 09 Основы токсикологии
Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов и учебного плана мгту
Основная образовательная программа по специальности 280201. 65 – Охрана окружающей среды и рациональное icon20. 1 О-92 Охрана окружающей среды в Рунете
Охрана окружающей среды в Рунете [Текст] : веблиогр список / гбук "Самар обл универс науч б-ка", информ библиогр отд.; сост. И. Л....
Основная образовательная программа по специальности 280201. 65 – Охрана окружающей среды и рациональное iconВ амурской области
Издание доклада профинансировано из областного бюджета в рамках подпрограммы «Обеспечение экологической безопасности и охрана окружающей...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск