Программа по краеведению муниципального образовательного учреждения «Кимовская средняя общеобразовательная школа»





Скачать 230.69 Kb.
НазваниеПрограмма по краеведению муниципального образовательного учреждения «Кимовская средняя общеобразовательная школа»
Дата публикации15.11.2014
Размер230.69 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > География > Программа
Программа по краеведению муниципального образовательного учреждения «Кимовская средняя общеобразовательная школа» Спасского муниципального района Республики Татарстан
«Мира не узнаешь, не зная края своего»

Пояснительная записка

Государство заботится о том, чтобы школа давала обучающимся прочные знания основ наук, учила применять эти знания на практике, воспитывала их активными гражданами современной России.

Одним из важных средств выполнения задач, поставленных перед средней общеобразовательной школой, является краеведение. Школьное краеведение – одно из важнейших средств обучения и воспитания с жизнью и практикой.

«Мира не узнаешь, не зная края своего» - эти слова близки и понятны мне потому, что занимаюсь изучением родного края уже давно.

Что такое краеведение – это по-большому счёту историческая память. Это память ныне живущих о тех, кто ушёл, оставив след в истории своей малой Родины. Краеведение своими корнями уходит в далёкое прошлое. У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, её природу, прошлое и современную жизнь. Безвестные народные «краезнатцы» были знатоками родных мест. Свои знания исторического, географического, экономического характера устно или в различных документах они передавали последующим поколениям, тем самым, сохраняя преемственность материальной и духовной культуре народов.

Большая советская энциклопедия даёт, как мне кажется, самое развернутое определение: «Краеведение – всестороннее изучение определённой части страны, города или деревни, других поселений местным населением, для которого эта территория считается родным краем. Краеведение – комплекс естественных и общественных исследований. Краеведение изучает природу, население, хозяйство, историю и культуру родного края».

Если человек не любит смотреть хотя бы изредка на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саде, который они возделывали в веках, значит он не любит их. Если человек не любит старые дома, старые улицы, пусть даже плохонькие, значит у него нет любви к своему городу, селу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, значит он равнодушен и к своей стране.
Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Где бы мы не жили, на каком бы языке не говорили, Россия – наша общая, большая единственная Отчизна. Однако у каждого из нас есть ещё «свой, милый сердцу уголок земли, где он увидел свет солнца, сделал первые шаги, получил путёвку в жизнь. Это место не сравнимо ни с чем другим. Это наш порог жизни, наша Родина.

Родина – без нас обойтись сможет, мы же без неё ничто. Эту великую истину должен понимать и чувствовать каждый ребёнок.

Надо ли нам заниматься краеведением?


И надо ли это вообще кому-нибудь сегодня?
С этим вопросом я обратилась к старшеклассникам нашей школы.

Вот какие ответы я получила:

-это интересно;

-это важно знать, чтобы уважать историю предков;

-всегда интересно, откуда ты родом;

- уважающие себя люди должны знать свой род полностью или хотя бы до седьмого колена;

- история края помогает почувствовать себя частицей Родины.

Из этого можно сделать вывод: для ребят, растущего поколения, это интересно.
Важно, очень важно людям не уйти из памяти новых поколений. Старики с удовольствием рассказывают о том, что было, о том, чем была богата и ярка их жизнь.
И еще, наверное, главное. У поколения наших учеников много проблем, очень много соблазнов, когда вокруг творится беспредел и правовой и социальный – велико желание подстроиться под среду и на все вопросы иметь один ответ: « Не я такой – жизнь такая». Жизнь, она всегда, жизнь, какой она будет выбирать им. Наша задача вырастить добрых, порядочных, честных людей, любящих свою Родину, и готовых ради неё на любые жертвы. И помогает им в этом краеведение.


Актуальность программы
С начала 1990-х годов система образования в России находится в непрерывном состоянии реформирования и модернизации. Одним из направлений конструктивной модернизации российского образования видится в возвращении российской школы в свою культурно-историческую почву, восстановление в системе образования исторической и культурной преемственности. Чувство любви к Родине выращивается в человеке впечатлениями бытия и начинается с чувства любви и сыновнего почтения к «малой родине», к дому, где он родился и рос.

Краеведение играет существенную роль в трудовом, нравственном и эстетическом воспитании.
Цель программы:
- всестороннее изучение родного края с тем, чтобы расширять общеобразовательный кругозор обучающихся;

- формировать представление об историческом прошлом родного края;

- формировать ценностные ориентации и убеждения;

- способствовать осознанному пониманию ими окружающей действительности, своего места и роли в жизни общества;

- воспитывать любовь и интерес к родному краю, к самостоятельному поиску, т.е. обеспечить условия для формирования личности школьника как гражданина;

- воспитание патриотизма;

- формирование представлений о том, что локальная история – это органическая часть всей отечественной истории.

Задачи программы:

1. Воспитание патриотизма, любви к жизни, гуманное отношение ко всему окружающему.

Объяснить детям, почему они должны быть патриотами своей Родины – сложно. В современных политических и экономических условиях практически невозможно. Ведь в реальной жизни их окружает непривлекательная действительность:

- фильмы, переполненные сценами насилия, где рассказывается о беспредельной власти криминальных структур,

- газеты, пестрящие материалами похожего содержания,

- правосудие, способное наказать только слабых мира сего,

- безработица, пьянство, наркомания,

- бездомные и нищие,

- никому не нужное в мире денежных отношений подрастающее поколение,

- компьютерные игры, в которых победитель тот, кто более жесток и изворотлив.

А ведь верно подмечено, что патриотизм – это ответ гражданина на заботу государства о нём. Именно поэтому столь трудно сегодня воспитывать патриота – человека, любящего свою страну и способного жертвовать ради неё самым дорогим. Первым шагом к воспитанию такого человека может стать краеведение.
2. Формирование важнейших духовно – нравственных и социальных ценностей, а также гражданской активности и социально значимых качеств.

Выполнение заданий по краеведению позволяет обучающимся знакомиться с новыми людьми, или узнавать ранее неизвестное о, казалось бы, знакомых людях. Подробности жизни этих людей вызывают у обучающихся невольное восхищение, уважение к людям старшего поколения. Приходит понимание – эти люди причастны к историческим событиям. Возникает желание понять, помочь, защитить.

Очень важно объяснить детям – вы придёте на смену этим людям и история ваша, история вашей страны будет такой, какой вы её сделаете. Важно осознать – от меня, от моей позиции, от позиции моего поколения, зависит будущее моей Родины. Я – достойное продолжение, делами моими и моего поколения будут гордиться мои дети и внуки.
3. Осознание проблемы окружающего школьника микромира.

Наглядно раскрыть обучающимся роль человека во взаимодействии с окружающей средой, дать конкретные примеры её изменений, показать связь человека и природы, т.е. формировать у ребят понятие о единстве «природы - человека - общества».
4. Воспитание у обучающихся чувства уважения к делам и трудам наших современников, гордость за успехи и достижения земляков.

Дети должны твёрдо знать, то что происходит сейчас, тоже станет когда-то историей, а значит мы живём с великими людьми, которые стремятся прославить наше государство, сделать его лучше, справедливее, сильнее. Поэтому именно они нуждаются в нашей поддержке и понимании.
5. Развитие устной коммуникативной способности учащихся:
1) развитие умения вести устный диалог на заданную тему в жанре интервью;

2) развитие умения составить самостоятельно вопросник на заданную тему;
3) развитие умения участвовать в работе конференций, семинаров.
6. Формирование умений и навыков самостоятельной исследовательской деятельности:

1) умения сформулировать проблему исследования;

2) овладеть методикой сбора, оформления материала;

3) умение оформлять статью, доклад, реферат.
Основные источники краеведческой информации:
1) периодическая печать (газеты, журналы, статьи, очерки);

2) художественная литература;

3) архивные фонды;

4) фонды музеев;

5) материалы статистики;

6) устные свидетельства старожилов.

Методы работы по краеведению


Интервью, рассказы, воспоминания, правила оформления( теория + практическое задание на дом: составить воспоминания родственников, знакомых в соответствии с указанными требованиями) ( практические занятия, консультации)..
Работа с документальными источниками краеведческой информации
Работа с архивными материалами, фотографиями, правила оформления документов, посещение музеев. Формы занятий: лекции, изучение архивных материалов.
Работа с живыми источниками краеведческой информации:
Общение с местными жителями (старожилы ,знатные люди, орденоносцы, ветераны войны и труда), специалистами-краеведами, научными сотрудниками архивов музеев. Формы занятий: интервью, индивидуальная работа, сбор устной информации, сбор видео и фотоматериалов, работа с диктофоном.
Обобщение материала
Оформление альбомов, написание рефератов, исследовательских работ, выступление с беседами перед обучающимися. Формы занятий: монтаж, оформление фотоматериалов, написание рефератов, оформление альбомов, отчёт о проделанной работе, выступление на научно-практической конференции.
Реализации задач программы помогает следование заповедям юного краеведа:
1. Краевед всегда в пути – постоянном поиске.

2. Краевед готов поделиться своими «находками»: показать и рассказать о них.

3. Краевед уважает труд других и сам трудолюбив.

4. Краевед честен, справедлив, дружелюбен.

5. Краевед любит и бережёт свой родной край и учит этому других.


Участники программы:
1) обучающиеся;

2) педагоги;

3) классные руководители;

4) педагоги дополнительного образования.

Прогнозируемый результат:
Осознание обучающимися того, что настоящий гражданин любит свою Родину, изучает, сохраняет и приумножает её историко-культурное, духовное наследие. Дети научатся общаться, брать интервью, грамотно собирать материал, обрабатывать его, оформлять в виде альбомов, рефератов. Приобретут умение публичного выступления.

Результатом будет участие в конкурсах, написание и защита рефератов, оформление альбомов, выступление на школьной научно-практической конференции.

Структура содержания программы предусматривает разделение на теоретические и практические занятия. Такой подход позволяет разнообразить формы работы, вызывая интерес у детей к краеведению.

Данная программа предназначена для разновозрастных обучающихся.

Работая по данной программе, обучающиеся получают:

- интересную жизнь, наполненную делами, с участием в них самих ребят;

- возможность проявить себя, показать свои способности и таланты;

- выполнение реальных дел, имеющих большое значение для окружающих.

В начальных классах обнаруживается увлечённость детей историей своего родного края, которая в последующих классах переросла в систематические занятия в краеведческом кружке, а затем в школьном научном обществе. Таким образом, обучающиеся проходят путь от изучения окружающего макромира и туристско-краеведческой работы до углубленной исследовательской работы. Поэтому программа предусматривает три уровня – «ступеньки», которые проходят обучающиеся.



Программа рассчитана на 5 лет.

В программе несколько разделов, каждый из которых призван разбудить у детей чувство гордости за своё Отечество, за людей, живущих в нём.
Для начинающих работать по программе проводятся вводное занятия по теме «Что такое краеведение?».

I ступень. «Кто я и откуда».

Задача первой ступени обучения – накопление эмоциональных и эстетических впечатлений о родном крае (экскурсии, походы, краеведческая работа). Основной категорией на этом этапе выступает понятие красоты родной природы, человека и продуктов его творчества.

Тема 1: «Я и моя семья».
Перед первым занятием обучающиеся выясняют, где и в каком качестве трудятся их родители, близкие. Дети либо устно рассказывают об этом, либо могут попытаться нарисовать своих близких дома или на работе. Далее выясняем, кто у них из родных воевал, какие имеет награды. Можно пригласить кого-либо из семей для беседы или небольшого рассказа «Моя родословная».
Тема 2. «Мой дом».
Занятие проводится на основе рассказов обучающихся о своём доме, о его отличительных чертах, достоинствах и недостатках. Данные выступления могут сопровождаться рисунками ребят, выполненных в реалистичном или сказочном представлении (зависит от фантазии обучающихся).
Тема 3. «Моя улица».
На усмотрение преподавателей и обучающихся выбираются несколько улиц. По выбранным объектам проводится экскурсия, в ходе которой обучающиеся знакомятся с названием улицы, расположением домов. Исторические объекты на улице, интересные люди, проживающие на улице, мемориальные доски.

Тема 4. «Наша школа».
В самых простых формах обучающиеся знакомятся с традициями, историей своей школы, выпускниками, которыми гордится школа.

Экскурсия по школе (кабинеты, учителя).

Бережное отношение к школьному имуществу.
Тема 5. «Бабушкины посиделки».
Прослушивание русских, татарских и чувашских народных песен.

Сбор фольклора.
Тема 6. «Профессия моих родителей», «А кто был маминой мамой?», «А кто был папиной мамой?».
Встреча с родителями, бабушками, дедушками.
Тема 7. «Изучение семейных традиций».
Обучающиеся рассказывают о традициях их семей (семейные праздники, семейные игры).
Тема 8. «Природа нашего края».
Растительный и животный мир.

Внутренние воды (реки, озёра, пруды, подземные воды), их практическое применение.

Объекты и памятники природы края.

Охранять природу – значит охранять Родину. Экскурсия в природу (общение с живой природой).

С участием родителей посадить деревья и кустарники у школы, в парке, у себя в саду, на даче, уход за ними.

Разведение комнатных растений, цветов в школе и дома.

В зимний период изготовить кормушки и подкармливать птиц.

Операция «Чистый двор»

Тема 9. «Красная книга родного края».

Обобщение материалов экскурсий, походов по родному краю.

Творческая работа обучающихся – создание Красной книги.
Тема 10. Памятники истории нашего края.

Экскурсии по историческим местам: Болгарский заповедник, Раифский монастырь, Билярск, г. Казань. Сбор фотоматериала

Пополнение материалов для школьного музея.


II ступень. «Традиции земли родной».

Задача второй ступени обучения – изучение родного края через знакомство с известными людьми, прославившими Татарстанскую землю, Спасский район, посёлок Ким, развитие интереса к жизни конкретных людей, воспитание уважения к предкам – землякам, народным праздникам и традициям.

Тема 1. «Народные праздники».
Праздники татарского народа – Сабантуй – праздник плуга, Курбан-байрам, Ураза-байрам, Джиен, Карга боткасы и др.

Праздники русского народа – Рождество, Масленица, Пасха и др.
Тема 2. Фольклор и этнография.
Что такое фольклор? (расширить круг представлений о традиционной культуре).

Народные игры (развитие у учащихся осознанного восприятия национальных игр).

Знакомство с народными музыкальными инструментами (пробудить у детей интерес и любовь к народным музыкальным инструментам, научить чувствовать красоту народной музыки, возможно и обучить игре на музыкальных инструментах).

Знакомство с устным народным творчеством (воспитание нравственности и культуры души через общение с людьми и миром различных культурных традиций).

Создание фольклорной группы (сбор старинных народных песен: русских, татарских, чувашских и т.д.)
Тема 3. «Мой край».

Урок творчества – конкурс рисунков.
Тема 4. «Символы и традиции народа».
Государственные символы Российской Федерации – государственный флаг, герб, гимн РФ. Москва – столица России. Геральдика русских городов.
Государственные символы Республики Татарстан – государственный флаг, герб, гимн РТ. Казань – столица РТ. Булгар, Биляр как национальные символы, а также традиции городов и районов Татарстана.
Символы и традиции народов Татарстана – чувашские, удмуртские, марийские, мордовские, башкирские реликвии, традиции, памятники истории и культуры.

Тема 5. «Наш край богат талантами».

Знакомство с народными умельцами, местными поэтами, артистами, интересными людьми, краеведами. Выяснить, кто из деятелей культуры и науки был связан с родным краем.

- «Славянское» племя не подвластно времени - о трёхозёрском ВИА «Славяне»;

- «Храмы и люди» - рассказ о замечательных памятниках старины Н.М.Садриевой;

- «Были преданы делу без остатка» - материалы газеты «Новая жизнь» об учителях Антоновской школы;
Пополнение материалов для школьного музея.

III ступень. «Моя малая родина».

Задача второй степени обучения – через исследовательскую и проектную работу развивать интерес к истории семьи, отчего дома, села, города в прошлом и настоящем, изучение военной истории на примере мужества и героизма воинов Великой Отечественной войны, Афганской и Чеченской войн.
Тема 1. «Улица, на которой я живу».

Название улицы, её происхождение. Написание исследовательских работ.
Тема 2. «История отчего дома».

Ближе познакомиться с людьми пожилого возраста, записать их воспоминания о застройке деревни, об истории строения и людях, которые в них проживали, изучить интерьер жилища. Написание исследовательских работ.
Тема 3. «Мои соседи».
Написание исследовательских работ о своих соседях.
Тема 4. «Моё село/город в прошлом и настоящем».
Для чего следует знать о прошлом, почему надо беречь то, что осталось от прошлого, сделать что-либо для того, чтобы их село/город стало ещё краше. Написание исследовательских работ.
Тема 5. Акция «Фронтовики, наденьте ордена!»
Воспоминания бабушек и дедушек о годах Великой Отечественной войны – видеозаписи, интервью, фотоальбомы).

Участие в конкурсе «Я помню! Я горжусь!», посвящённом 65-летию Великой Победы.

Трудовой подвиг народа в тылу.

Живая боль Афганистана.

Участники локального конфликта в Чечне.
Тема 6. «Знаменитые мои земляки»
Знаменитые люди нашего посёлка Ким – Герой Социалистического Труда Чегодаева Клавдия Константиновна, Депутат Верховного Совета СССР двух созывов (1979-1984гг.) Ходалова Татьяна Геннадьевна, Кавалер Орденов Трудовой Славы I , II степени Буторова Тамара Яковлевна. Знаменитые люди Спасского района.

Проектно-исследовательская работа.
Тема 7. «Родословие».
Составление генеалогического древа (создание презентации, выставки работ и др.); семейные реликвии, создание малого семейного архива; знаменитые предки; семейные праздники и традиции; создание истории своей семьи.

Тема 8. «История моей семьи – страница многовековой истории Отечества».
Исследовательская работа на Всероссийскую гуманитарно-просветительскую конференцию «История моей семьи – страница многовековой истории Отечества» на темы: 1) «Ратный подвиг дедов и отцов»; 2) «Моя родословная»; 3) «Семья начинается с родного порога. История отчего дома».

Тема 9. Республиканская историко-краеведческая экспедиция «Тайны родного края»:
«Великие земляки». В рамках этой номинации рассматриваются исследовательские работы, в которых освещены интересные, но малоизвестные факты, исторические эпизоды, события из жизни известных людей из вашего села, города, земляков, имена которых вписаны в историю района, республики.

«Достижения моего края». В рамках этой номинации рассматриваются работы, в которых освещены факты, рассказывающие об успехах, достижениях нашего края, имеющие известность в наше время, прославившие район, республику.
Тема 10. Чернобыльская авария.
Исследовательская работа о ликвидаторе в Чернобыле Ходове В.Ф.
Тема 11. Труженики тыла в годы Великой Отечественной войны.
Исследовательские работы, доказывающие через воспоминания живых свидетелей военных лет тружеников тыла, что судьба каждого человека есть отражение судьбы страны. Изучить условия жизни народа в военные годы и в настоящее время. Показать, как отразилась война на судьбах тружеников тыла, узнать, какую цену заплатил каждый из них, приближая победу.
Тема 12. «Татарстан – моя Родина, предков очаг».
Ветры Волжских Булгар (активизация литературно-творческой и поисковой исследовательской деятельности обучающихся).

Знаменитые дворянские и купеческие фамилии (приобщение обучающихся к журналистскому творчеству как увлекательной форме изучения знаменитых фамилий):

- «Сенатор из Трёх Озёр» - рассказы краеведа Николая Марянина о помещике В.П.Молоствове;

- «Молоствовы, Оболенские и Голицыны... Лихачёвы – рассказ краеведа Евгения Бурдина о помещиках Спасского уезда;

- «Очерки по истории с. Никольское» - материалы газеты «Новая жизнь».

Школьные краеведческие музеи и уголки Боевой Славы.

- «Музей – место знакомства с историей, культурой, интересными талантливыми людьми» - «Путеводитель по школьным музеям и уголкам боевой славы Спасского муниципального района» - историко-краеведческий музей Иске-Рязяпской средней школы, музей А. Алиша в Каюках, историко-краеведческий музей Кузнечихинской средней школы, краеведческие музеи Кима, Иж-Борискино, Полянок, Танкеевки, Три Озера, Буракова, Чечекле, Никольского, Антоновки, Ямбухтина, Куралова, Аграмаковки, Средних Юрткулей, музеев Болгарских школ.
Пополнение материалов для школьного музея.


Составляя программу я опиралась на работу школьного музея, который вот уже несколько лет объединяет юное поколение, помогает ему формировать характер, с уважением относиться к старшим, чтить добрые традиции, знать и понимать историю. И создание экспозиций нашего музея является результатом кропотливой, целенаправленной, творческой поисково-исследовательской работы учеников и руководителя.

Программа по краеведению имеет достаточно широкие внутренние и внешкольные связи:
1. Взаимодействие с обучающимися.

2. Взаимодействие с классными руководителями.

3. Взаимодействия с музеями района.

4. Взаимодействие с педагогами дополнительного образования.

5. Работа с родителями.


Для будущих экскурсоводов и родителей я провожу анкетирование для того, чтобы узнать почему они пришли в эту группу, и как родители относятся к выбору своих детей, рекомендую членам кружка темы бесед с родителями и классными руководителями.
Анкета для будущего экскурсовода

1. Что привело тебя в группу экскурсоводов?

- совет родителей;

- совет старшего товарища;

- желание больше общаться;

- интерес к деятельности кабинета.

2. Какое из направлений краеведческой работы тебя больше интересует?

- военно-патриотическое;

- литературное;

- экологическое;

- народная культура;

- экскурсионно-исследовательское;

- история родного края.

3. Что привлекает тебя в работе экскурсовода?

- возможность общения;

- занятия с младшими школьниками;

- рост мастерства;

- приобретение новых знаний;

- занятия в коллективе.

Работа с родителями

Анкета для родителей экскурсоводов краеведческих кабинетов
1. Как Вы относитесь к работе Вашего ребёнка в кабинете?
- положительно;

- отрицательно;

- с безразличием.


2. Присутствовали ли Вы на экскурсии в качестве слушателя?

- да;

- нет.
3. Какие чувства Вы испытывали, видя своего ребёнка экскурсоводом?

- гордость;

- удивление;

- радость;

- интерес;

- другое.
4. Считаете ли Вы правильным выбор Вашего ребёнка? Почему?

5. Хотелось ли Вам развивать способности вашего ребёнка в других формах творческой деятельности?

- секция;

- клуб;

- объединение;

- другое.


Рекомендуемые темы для бесед с родителями.
1 кл. Мир вокруг нас.

2 кл. Люби друзей и школу.

3 кл. Традиции воспитания ребёнка в семье.

4 кл., 5кл. Биография моей семьи.

6 кл. Семейные традиции.

7 кл. Знание генеалогического древа семьи.

8 кл. Возможности реализации творческих способностей ребёнка в селе (городе).

9 кл. Наш край богат талантами.

10 кл., 11кл. Социальная значимость родительских профессий.

Взаимодействие с классными руководителями

Рекомендуемые темы для бесед на классных часах

1. Знание генеалогического древа семьи.

2. Занятия родителей и их социальная значимость.

3. История семьи.

4. Семейные традиции

5. История школы.

6. Школьные традиции

7. Уникальность нашего края (города, села, посёлка).

8. Экологические проблемы нашего края.

9. Экологическая работа в селе.

10. Мой край сегодня.

11. Главные символы Российской истории: герб, флаг, гимн.

12. Культура и быт народов РТ.

13. Народные промыслы РТ.

14. Особенности национального костюма.

15. Православные и мусульманские праздники и народные традиции.

16. Раифский монастырь.

17. Охрана растений и животных РТ.

18. История племзавода «Ким».

Члены кружка «Краеведение» и НОУ «Наш край» принимают активное участие в районных, республиканских, всероссийских конкурсах, где часто занимают призовые места:

1. Почётной Грамотой в 2006 году награждён Максимов Максим за участие в Республиканском конкурсе «Моя малая Родина».

2. Дипломы лауреатов III степени получили Максимов Максим и Романов Максим за участие в Республиканском конкурсе юных экскурсоводов «Мы живём, не забывая…», посвящённом Великой Отечественной войне, 2005 г.

3. Грамотой за III место награждена Крашенинникова Анастасия в районном конкурсе «Ратные страницы истории государства Российского», 2007 г.

4. Грамотой за II место награждена Буторова Людмила в районной заочной экскурсии, посвящённой Году семьи на тему «Человек, на которого хочется быть похожим»,2008 г.

5. Районный конкурс сочинений «Мы помним славную победу» - публикация в газете «Новая жизнь», 2009 г.

6. Благодарственное письмо Буторовой Людмиле в районном конкурсе «Лучший школьный музей и лучший экскурсовод», 2009 г.

7. Благодарность экскурсоводам музея «История посёлка Ким» за участие в районной конференции «С любовью к Земле родной», проводившейся на базе нашей школы, 2009 г.

8. Дипломами лауреатов IV и V Всероссийской гуманитарно-просветительской конференции «История моей семьи – многовековая страница истории Отечества», 2009 и 2010 гг.

9. Реферат на тему «Помощь татарстанцев осаждённому Ленинграду» на Межрегиональный историко-патриотический конкурс «Морской венок славы: вклад моряков и судостроителей в Победу над фашизмом в годы Великой Отечественной войны, 2009 г.

10. Презентации музеев в 2008- 2009 гг.
История человечества складывается из истории жизни отдельных людей, истории сёл и городов, стран и континентов.

Вместе с ребятами решили продолжить оформление альбома о нашем селе, о его людях. И дали название - «Знакомьтесь – моё село». По этой теме уже собран определённый исторический материал, собираем фотоматериал. Все уверены – наше село богато различными событиями, здесь живут замечательные люди, здесь уникальная, красивейшая природа.

Но самое главное они уверены, им продолжать историю села и нести ответственность за то, каким это село будет в будущем.
Кто-то грубо скажет – «деревня».

И презрительно смеривши взглядом,

Пройдёт мимо, наивно веря,

Он – то лучше, красивей «фасадом».
А я твёрдо уверена в том,

Что мои земляки - это сила.

Ведь на них же держится дом,

Да и в целом – моя Россия.
В каждой улице здесь – история,

И в семье каждой свой роман,

Своя сага, своя хронология,

Загляни и поймёшь всё сам.
Здесь умеют любить по-русски,

И по-русски умеют жить,

Приглядись и пойми, посочувствуй,

Не порви жизни тонкую нить.
Говорят, умирает деревня,

Её участь уже решена.

Если мы растворимся во времени,

Как же выживешь ты, страна?
Поспеши сохранить историю,

И гордись, что среди лесов,

Есть деревня – малая Родина,

Твоё детство, твой мир, твой кров.

Результаты деятельности.
В ходе работы обучающиеся узнают о своей школе, посёлке, крае, истории и культуре народов, пишут сценарии экскурсий и проводят их, подбирают материал к составлению проектов и исследовательских работ. Деятельность программы создаёт такие условия в детском разновозрастном коллективе, которые способствуют возникновению дружбы, сохранению и передачи опыта, традиций из поколения в поколение. Члены кружка «Краеведение» и НОУ «Наш край» принимают участие в районных, республиканских, всероссийских краеведческих конкурсах, часто занимая призовые места.
Программа также нацелена на формирование и развитие социально-коммуникативной, научно-исследовательской, профессионально-деловой компетенций:

1) публичное выступление с познавательной информацией;

2) умение выбрать, обработать, сохранить и распространить краеведческую информацию;

3) организовать тот или иной вид деятельности.

Литература.
1. Строев К.Ф., Ефремов Ю.К. Краеведение. /К.Ф. Строев, Ю.К.Ефремов; под ред. Прохорова //Большая Советская Энциклопедия. – 3-е изд. – М.: 1973. – Т.13. – с. 920.
2. Писатели Татарстана на уроках внеклассного чтения. 2 часть. Составитель Скиргайло Т.О., Ахбарова Г.Х. – Казань; РИЦ «Школа», 2009. – 256с.
3. Писатели Татарстана на уроках внеклассного чтения. 1 часть. Составитель Скиргайло Т.О., Ахбарова Г.Х. – Казань; РИЦ «Школа», 2009. – 228с.
4. История Отечества для детей: Пособие для учащихся начальных классов школ всех типов./ Левицкая З.В. – М.: ВЛАДОС, СИПКРО, ИЭКА «Поволжье», 1996. – 176с.
5. Введение в генеалогию (родоведение). Учебное пособие для ст.кл. общеобразовательных учреждений. /Автор-составитель И.Ю.Протащук, - 3-е изд., испр. И доп. Казань: Хэтер, 2009. – 192с.
6. Тематическое и поурочное планирование по основам родоведения (генеалогии): к учебному пособию И.Ю.Протащук «Введение в генеалогию (родоведение)» /И.Ю.Протащук. Изд. 3-е, испр. и доп. – Казань: Изд. Хэтер, 2009. – 146с. (Серия «Учебно-методический комплект»).
7. Семейные летописи. Хрестоматийное приложение к учебному пособию И.Ю.Протащук «Введение в генеалогию (родоведение) для ст.классов общеобразовательных учреждений, одобренное Министерством образования и науки РФ /Сборник материалов Всероссийских гуманитарно-просветительских конференций «История моей семьи – страница многовековой истории Отечества». Изд. 3-е, испр. и доп. Издание периодическое с 2005г. Казань, 2009. – 312с. (с илл.).
8. Время уходит – память остаётся. Сборник методических материалов Республиканского конкурса методических разработок по проблемам воспитания. Составитель Э.Р.Сафина. – Казань: РИЦ «Школа», 2005. – 194с.
9. Сборник методических материалов к 1000-летию Казани. Сост. Мустафина И.И., Тухватуллина Л.К., - Казань: РИЦ «Школа», 2005. – 116с.
10. Сборник «Дети Татарстана в годы Великой Отечественной войны. Составитель Фёдоров С.П. – Казань: РИЦ «Школа», 2005. – 56с.
11. Гражданско-патриотическое воспитание в 6-7 классах. Российская государственность: беседы, классные часы, вечера, праздники, игры / авт –сост. И.А.Тисленкова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 172с.
12. Серов Б.Н. Поурочные разработки по курсу «Государственная символика»: Гимн, Герб, Флаг. – М.: ВАКО, 2005. – 192с.
13. Я и моя родословная. Ф.Г.Ислаев. Учебное пособие для учащихся старших классов средних общеобразовательных школ. Казань: «Магариф», 2009.-150 с.
14. Методические рекомендации к курсу «Я и моя родословная». Ф.Г.Ислаев, А.Г.Муртазина, А.М.Прокофьев. Казань: «Магариф», 2009,-63 с.
15. Материалы районной газеты «Новая жизнь».
16. Материалы школьных музеев.

17. Информация из Интернета.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по краеведению муниципального образовательного учреждения «Кимовская средняя общеобразовательная школа» iconИсследовательская работа Выполнена ученицей 9б класса муниципального...
...
Программа по краеведению муниципального образовательного учреждения «Кимовская средняя общеобразовательная школа» iconОбразовательная программа муниципального бюджетного образовательного...
Получение нового качества образования учащихся муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная...
Программа по краеведению муниципального образовательного учреждения «Кимовская средняя общеобразовательная школа» iconОсновная образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного...
Содержание образовательной программы муниципального бюджетного образовательного учреждения «Лучковская средняя общеобразовательная...
Программа по краеведению муниципального образовательного учреждения «Кимовская средняя общеобразовательная школа» iconОтчет о результатах самообследования Муниципального бюджетного образовательного...
Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Новониколаевская средняя общеобразовательная школа №2»
Программа по краеведению муниципального образовательного учреждения «Кимовская средняя общеобразовательная школа» iconРабочая программа по русскому языку для 11 класса Муниципального...
Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа им. Х. В. Вагапова с. Березняк» Кукморского...
Программа по краеведению муниципального образовательного учреждения «Кимовская средняя общеобразовательная школа» iconДоклад Муниципального образовательного учреждения «Кыллахская средняя...
Кыллахская средняя общеобразовательная школа функционирует как средняя школа с 1972 года. С 16 января 2010 года школа работает в...
Программа по краеведению муниципального образовательного учреждения «Кимовская средняя общеобразовательная школа» iconОбразовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного...
Директор муниципального бюджетного образовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа пос. Ныртинского
Программа по краеведению муниципального образовательного учреждения «Кимовская средняя общеобразовательная школа» iconРеферат Развитие творческих способностей младших школьников в процессе...
Выполнила учитель начальных классов Муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №8 г. Горно-Алтайска»...
Программа по краеведению муниципального образовательного учреждения «Кимовская средняя общеобразовательная школа» iconУстав муниципального казенного общеобразовательного учреждения
...
Программа по краеведению муниципального образовательного учреждения «Кимовская средняя общеобразовательная школа» iconДоклад муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения...
Статус оу – Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Кургана «Средняя общеобразовательная школа №39»
Программа по краеведению муниципального образовательного учреждения «Кимовская средняя общеобразовательная школа» iconДоклад муниципального общеобразовательного учреждения города Кургана...
Статус оу – Муниципальное общеобразовательное учреждение города Кургана «Средняя общеобразовательная школа №39»
Программа по краеведению муниципального образовательного учреждения «Кимовская средняя общеобразовательная школа» iconПрограмма деятельности муниципального бюджетного образовательного...
«Покурская общеобразовательная средняя школа» по сохранению и укреплению здоровья учащихся на 2011 -2015 годы
Программа по краеведению муниципального образовательного учреждения «Кимовская средняя общеобразовательная школа» iconПрограмма перспективного развития Муниципального казенного образовательного...
Муниципальное казенное образовательное учреждение Клеванцовская средняя общеобразовательная школа Островского района
Программа по краеведению муниципального образовательного учреждения «Кимовская средняя общеобразовательная школа» iconПрограмма «Истоки»
Филиал муниципального образовательного учреждения – средняя общеобразовательная школа с. Гордино – «Основная общеобразовательная...
Программа по краеведению муниципального образовательного учреждения «Кимовская средняя общеобразовательная школа» iconДоклад Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная...
Публичный доклад Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №3»
Программа по краеведению муниципального образовательного учреждения «Кимовская средняя общеобразовательная школа» iconПубличный отчет муниципального образовательного учреждения Думиничская...
Муниципальное образовательное учреждение Думиничская средняя общеобразовательная школа №3 1


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск