Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) Утверждаю Проректор по учебной работе (Декан)





Скачать 79.67 Kb.
НазваниеГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) Утверждаю Проректор по учебной работе (Декан)
Дата публикации16.11.2014
Размер79.67 Kb.
ТипСамостоятельная работа
100-bal.ru > География > Самостоятельная работа
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)

Утверждаю

Проректор по учебной работе (Декан)

________________________________

«___» _________________ 2008 года

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ДПП.ДС.01

БОЛОТООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
1. Цели и задачи дисциплины:

Цель: сформировать представление у студентов о сущности процесса торфообразования.

Задачи:

1) изучить факторы и виды болотообразовательного процесса;

2) изучить природные свойства торфов;

3) изучить классификацию торфяных залежей и пути использования торфяных месторождений.
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины:

Студенты должны:

  1. знать основное содержание разделов дисциплины;

  2. овладеть методами изучения торфяных ресурсов;


3. Объем дисциплины и виды учебной работы:

Вид учебной работы

Всего часов

Семестр


5

Общая трудоемкость дисциплины

72

72

Аудиторные занятия

36

36

Лекции

18

18

Практические занятия (ПЗ)







Семинары (С)







Лабораторные работы (ЛР)

18

18

И (или) другие виды аудиторных занятий







Самостоятельная работа

36

36

Курсовой проект (работа)




*

Расчетно-графические работы







Реферат




*

И (или) другие виды самостоятельной работы







Вид итогового контроля (зачет, экзамен)




зачет


4. Содержание дисциплины:

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий:

№ п/п

Раздел дисциплины

Лекции

ЛР

1

Болота, болотообразовательный процесс. Генезис и свойства торфов

4

4

2

Флора болот. Типы растительности болот

4

4

3

Типология болот

2

2

4

Болота как отложения и месторождения торфа

8

8


4.2. Содержание разделов дисциплины:

4.2.1 Болота, болотообразовательный процесс. Генезис и свойства торфов. Болота - природный ресурс, лесные, сельскохозяйственные, болотные угодья, ландшафт. Болотообразовательный процесс, генезис, свойства, эволюция. История изучения болот. Образование и развитие болот. Основные понятия; факторы развития болот. Способы образования болот. Стадии развития болот в голоцене.

4.2.2 Флора болот. Типы растительности болот. Условия обитания болотных растений. Основные растения-торфообразователи. Экологические группы. Происхождение болотной флоры. Типы растительности болот. Эколого-фитоценотический принцип классификации. Эколого-топологический и флористический принципы.

4.2.3 Типология болот. Болота как географический ландшафт. Принципы типологии болот. Районирование болот. Средообразующие и биосферные функции болот. Гидрологическая, средообразующая; социально-культурная.

4.2.4. Болота как отложения и месторождения торфа. История изучения; разведки, учета и использования торфяных месторождений в России. Основные положения рассмотрения болот как месторождения торфа. Основные понятия в геологии торфяных месторождений. Законодательно-нормативная база. Современные методы изучения торфяных ресурсов. Торфяные и сапропелевые ресурсы России, Мира.
5. Лабораторный практикум:

№ п/п

Раздел дисциплины

Наименование лабораторных работ

1

4.2.1

Образование болот, типы болот, стадии развития болот в голоцене.

2

4.2.2.

Флора болот и растения торфообразователи: мхи (сфагновые мхи, гипновые, печеночники), травянистые, кустарники, древесные.

Основы определения ботанического состава торфов.

3

4.2.3

Типы растительности. Классификации растительных группировок, биоценозов.

4

4.2.4.

Классификация торфяных месторождений и торфяных залежей. Промышленная классификация торфов. Карты торфяных месторождений.

Торфяные фонды. Распределение торфяных ресурсов по направлениям использования.


6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины:

6.1. Рекомендуемая литература:

а) основная литература:

  1. Панов, В. В. Болотообразовательный процесс и торфяные ресурсы : восстановление торфяных болот : учебное пособие / В. В. Панов. – Томск : издательство ТГПУ, 2007. - 79 с.


б) дополнительная литература:

  1. Головацкая, Е. А. Ботаника с основами фитоценологии : биологическая продуктивность биогеоценозов болот : учебно-методическое пособие / Е. А. Головацкая, Е. В. Порохина. – Томск : Изд-во Томского государственного педагогического университета, 2005. - 64 с.


6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины:

Индивидуальные задания по темам. Учебно-методические пособия по выполнению лабораторных работ. Тестовые задания по проведения текущего и итогового контроля знаний.
7. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Гербарии, фотоальбомы болотных биоценозов, атласы растений-торфообразователей, образцы торфа.
8. Методические рекомендации и указания по организации изучения дисциплины:

8.1. Методические рекомендации преподавателю:

Особое внимание на лекциях уделяется способам образования болот и торфа. На самостоятельное обучение выносится часть «Функции болот (средообразующая, гидрологическая, биосферная, социально-культурная)». На лабораторных занятиях особое внимание уделяется флоре болот (анализ гербариев и атласов болотных растений), ботаническому составу торфов и анализу карт торфяных месторождений. После изучения основных тем курса проводятся промежуточные срезы знаний в виде письменных контрольных работ и докладов по итогам самостоятельных работ. По итогам всего курса проводится зачет.
8.2. Методические указания для студентов:

8.2.1. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы:

  1. Способы образования болот (сухопутный, зарастание водоемов).

  2. Влияние климата на процесс болотообразования.

  3. Эколого-фитоценотический принцип классификации.

  4. Болотные комплексы.

  5. Болото – как географический ландшафт.

  6. История и развития и возраст болот.

  7. Эмиссия углерода в болотах.

  8. Торфяные ресурсы мира.

  9. Социально-культурные функции болот.


8.2.2. Примерная тематика рефератов, курсовых работ:

    1. Торфяные ресурсы Бакчарского (Томского и т.д.) района и их использование.

  1. Средообразующие и биосферные функции болот Западной Сибири.

  2. Классификации и районирование болот.

  3. Направления использования т.м. «Темное».

  4. Характеристика эколого-хозяйственных фондов Томской области.

  5. Болота - как природный ресурс и ландшафт.

  6. Районирование болот.

  7. Изменения растительности болот при антропогенном воздействии.


8.2.3. Примерный перечень вопросов к зачету:

  1. Болота - природный ресурс, лесные, сельскохозяйственные, болотные угодья, ландшафт.

  2. Болотообразовательный процесс, генезис, свойства, эволюция.

  3. История изучения болот.

  4. Образование и развитие болот. Основные понятия; факторы развития болот. Способы образования болот.

  5. Стадии развития болот в голоцене.

  6. Основные растения-торфообразователи. Экологические группы.

  7. Происхождение болотной флоры. Типы растительности болот.

  8. Эколого-фитоценотический принцип классификации.

  9. Эколого-топологический и флористический принципы.

  10. Болота как географический ландшафт. Принципы типологии болот.

  11. Районирование болот.

  12. Средообразующие и биосферные функции болот.

  13. Гидрологическая, социально-культурная функции болот.

  14. История изучения; разведки, учета и использования торфяных месторождений в России.

  15. Основные положения рассмотрения болот как месторождения торфа.

  16. Основные понятия в геологии торфяных месторождений.

  17. Законодательно-нормативная база.

  18. Современные методы изучения торфяных ресурсов. Торфяные и сапропелевые ресурсы России, Мира.


Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 050102.65 «Биология».
Программу составила:

Чл. корр. РАСХН, д.с.-х.н., проф. кафедры ботаники __________ Инишева Л.И.
Программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры ботаники протокол № 1 от 31 августа 2008 года.
Зав. кафедрой ботаники _____________________ Дырин В.А.
Программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией биолого-химического факультета ТГПУ протокол № 1 от 12 сентября 2008 года.
Председатель методической комиссии биолого-химического факультета

________________________ И.А. Шабанова
Согласовано:

Декан БХФ _____________________ Минич А.С.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) Утверждаю Проректор по учебной работе (Декан) iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) Утверждаю Проректор по учебной работе (Декан) iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Мхов – Покрытосеменных; основные вопросы фитоценологии, рационального использования и охраны растительного покрова
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) Утверждаю Проректор по учебной работе (Декан) iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Цель – приобретение студентами знаний о разнообразии растений Сибири и о возможностях их использования в качестве лекарственных
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) Утверждаю Проректор по учебной работе (Декан) iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Цели и задачи дисциплины: Цель: приобретение студентами знаний, умений и навыков по аранжировке растений
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) Утверждаю Проректор по учебной работе (Декан) iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Физическая химия является одной из фундаментальных дисциплин современного естествознания, формирующих научное представление об окружающем...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) Утверждаю Проректор по учебной работе (Декан) iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Цель ознакомить студентов с основами химии высокомолекулярных соединений в объеме соответствующем обязательному минимуму, изложенному...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) Утверждаю Проректор по учебной работе (Декан) iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Цель ознакомить студентов с основами химии высокомолекулярных соединений в объеме соответствующем обязательному минимуму, изложенному...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) Утверждаю Проректор по учебной работе (Декан) iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Целью дисциплины является изучение студентами материала по истории химической мысли и методологии науки на протяжении длительного...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) Утверждаю Проректор по учебной работе (Декан) iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Цель данной дисциплины: дать современные научные представления о развитии органического мира на Земле и основных механизмах биологической...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) Утверждаю Проректор по учебной работе (Декан) iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Цель дисциплины: формирование у студентов знаний о составе, строении, преобразованиях в процессе жизнедеятельности соединений, входящих...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) Утверждаю Проректор по учебной работе (Декан) iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Цель: сформировать у студентов представление о торфе как природном образовании, в котором физические, химические и биологические...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) Утверждаю Проректор по учебной работе (Декан) iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Цель дисциплины: освоение студентам основных закономерностей наследования и изменчивости признаков организмов, их генетической основы...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) Утверждаю Проректор по учебной работе (Декан) iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Данная дисциплина должна вооружить студентов разнообразными методиками химического эксперимента, приобрести опыт экспериментальной...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) Утверждаю Проректор по учебной работе (Декан) iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Целью курса является приобретение студентами знаний, отражающих с химической точки зрения картину мира, развивающих их способности...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) Утверждаю Проректор по учебной работе (Декан) iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Целью курса является приобретение студентами знаний, отражающих с химической точки зрения картину мира, развивающих их способности...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) Утверждаю Проректор по учебной работе (Декан) iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Целью курса является приобретение студентами знаний, отражающих с химической точки зрения картину мира, развивающих их способности...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск