Методическая разработка для проведения семинара по учебной дисциплине “Медицина катастроф” для студентов 4 курса стоматологического и 5-х курсов лечебного и педиатрического факультетов. Тема №42





Скачать 228.13 Kb.
НазваниеМетодическая разработка для проведения семинара по учебной дисциплине “Медицина катастроф” для студентов 4 курса стоматологического и 5-х курсов лечебного и педиатрического факультетов. Тема №42
Дата публикации30.11.2014
Размер228.13 Kb.
ТипМетодическая разработка
100-bal.ru > География > Методическая разработка


Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Ставропольская государственная медицинская академия»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

Кафедра безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф
«Утверждаю»

Заведующий кафедрой

к.м.н., доцент Калоев А. Д.

«___» ____________ 200_ г.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА для проведения семинара по учебной дисциплине “Медицина катастроф” для студентов 4 курса стоматологического и 5-х курсов лечебного и педиатрического факультетов.

ТЕМА №42: “Организация санитарно-противоэпидемического обеспечения в ЧС”.

Занятие 1: “Санитарно-противоэпидемическое обеспечение населения в ЧС”.
Обсуждена на заседании кафедры (ПМК)

«___» _____________ 200_ г.

Протокол №____

Ставрополь, 200_ г.

  1. ТЕМА: “Организация санитарно-противоэпидемического обеспечения в ЧС”.

Занятие 1: “Санитарно-противоэпидемическое обеспечение населения в ЧС”.

  1. Актуальность: Организация и проведение экстренных санитарно-противоэпидемических меро­приятий в чрезвычайных ситуациях строятся на общих принципах охраны здо­ровья, оказания медицинской помощи населению в районах бедствия, предупрежде­ния возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

  2. Учебные и воспитательные цели:

  • Общая цель: Студенты должны осознать важность и необходимость санитарно-противоэпидемических мероприятий, т.к. практически при всех крупных ЧС сильно ухудшается санитарно-эпидемическая обстановка.

  • Частные цели: Разъяснить основные мероприятия санитарно-противоэпидемического обеспечения в ЧС, ознакомить с основными силами и средствами, привлекаемыми для санитарно-противоэпидемического обеспечения, разобрать организацию и задачи сети наблюдения и лабораторного контроля.

Время 3 часа (135 минут)

  1. Учебно-материальное обеспечение:

    • Тематические методические разработки кафедры

    • Лекционный материал

Контрольные вопросы к занятию и учебные вопросы семинара находятся в приложении №1 и 2 к данной методической разработке соответственно. Контрольные тесты находятся в приложении №2 к методической разработке для студентов: тема 8, занятие 2.

  1. Распределение времени семинара:

Вступительная часть 20 минут:

Решение контрольных тестов по теме №7 (тесты находятся в приложении №2 к методической разработке для студентов: тема №7, занятие 2).

Учебные вопросы:

  1. Задачи, принципы и основные мероприятия санитарно-противоэпидемического обеспечения в ЧС 45 минут

  2. Организация и задачи сети наблюдения и

лабораторного контроля 45 минут

Реферат 10 минут

Заключительная часть 10 минут:

Письменный контроль по пройденной теме (контрольные вопросы находятся в приложении №1 к данной методической разработке).

Задание студентам для самостоятельной работы 5 минут:

Закрепление пройденного материала:

  • Разобрать задачи санитарно-противоэпидемического обеспечения в ЧС

  • Запомнить принципы и основные мероприятия санитарно-противоэпидемического обеспечения в ЧС

  • Ознакомиться с организацией и задачами сети наблюдения и лабораторного контроля

Задание для подготовки к следующему занятию:

Учебная программа – ТЕМА №8: “Организация санитарно-противоэпидемического обеспечения в ЧС”

Занятие 2: “Организация санитарно-противоэпидемических мероприятий по контролю и защите продуктов питания, пищевого сырья, воды и организация их санитарной экспертизы в чрезвычайных ситуациях”

  • Подготовить реферат на тему: “Методы обеззараживания продовольствия и воды”

  • Подготовить сообщение: сводка о ЧС в мире за минувшую неделю.


Список рекомендуемой литературы:

  1. “Медицина катастроф – организационные вопросы ” – И. И. Сахно,

В. И. Сахно. Москва, 2002 г.

  1. Руководство по противоэпидемическому обеспечению на­селения в чрезвычайных ситуациях. М., 1995.

  2. Руководство по санитарно-гигиеническому обеспечению на­селения в чрезвычайных ситуациях. М.: ВЦМК «Защита», 1999.


Использованная для подготовки семинара литература:

  1. “Медицина катастроф – организационные вопросы ” – И. И. Сахно,

В. И. Сахно. Москва, 2002 г.

  1. Руководство по противоэпидемическому обеспечению на­селения в чрезвычайных ситуациях. М., 1995.

  2. Руководство по санитарно-гигиеническому обеспечению на­селения в чрезвычайных ситуациях. М.: ВЦМК «Защита», 1999.



Методическая разработка составлена

Старшим преподавателем

__________ Нефёдовым В. Г.

Преподавателем

_________ Ярошкевичем В.А.

«___» _______________ 200_ г.

Ставрополь, 200_ г.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Контрольные вопросы для студентов по теме №8:

Организация санитарно-противоэпидемического обеспечения в ЧС”

Занятие 1: “Санитарно-противоэпидемическое обеспечение населения в ЧС”.

  1. Дать определение понятию “санитарно-противоэпидемическое обеспечение в ЧС”

  2. Назвать основные принципы организации санитарно-противоэпидемического обеспечения населения в ЧС

  3. Какие мероприятия осуществляются санитарно-эпидемиологическим надзором на федеральном уровне?

  4. Какие мероприятия осуществляются санитарно-эпидемиологическим надзором на региональном уровне?

  5. Какие мероприятия осуществляются санитарно-эпидемиологическим надзором на территориальном уровне?

  6. Какие мероприятия осуществляются санитарно-эпидемиологическим надзором на местном уровне?

  7. Какие мероприятия осуществляются санитарно-эпидемиологическим надзором на объектовом уровне?

  8. Какие мероприятия выполняют специалисты санитарно-эпидемиологической службы по прибытии в зону ЧС?

  9. Какие основные мероприятия проводят санитарно-эпидемиологические учреждения и формирования ЦГСН?

  10. Что понимается под санитарно-гигиеническим обеспечением в ЧС?

  11. Назвать и разъяснить основные противоэпидемические мероприятия при возникновении эпидемического очага

  12. Как оценивается благополучное санитарно-эпидемическое состояние района?

  13. Как оценивается неустойчивое санитарно-эпидемическое состояние района?

  14. Как оценивается неблагополучное санитарно-эпидемическое состояние района?

  15. Как оценивается чрезвычайное санитарно-эпидемическое состояние района?

  16. Дать определение понятий “карантин” и “обсервация”

  17. Как и когда проводится общая и специальная экстренная профилактика?

  18. Какими методами проводится обеззараживание эпидемического очага инфекции?


ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Учебные вопросы семинара

Вопрос 1: Принципы и задачи санитарно-

противоэпидемического обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях

Санитарно-противоэпидемическое обеспечение в ЧС включает ком­плекс организационных, правовых, медицинских, гигиенических и противо­эпидемических мероприятий, направленных на предупреждение возникнове­ния и ликвидацию инфекционных заболеваний, соблюдение санитарных пра­вил и норм при резком ухудшении санитарно-эпидемического состояния, сохранение здоровья населения и поддержание его трудоспособности.

Основными принципами организации санитарно-противоэпидемического обес­печения населения в ЧС являются:

• государственный и приоритетный характер санитарно-эпидемиологической службы, постоянная готовность её сил и средств, их высокая мобильность, чёткое функциональное предназначение и формирование с учетом регио­нальных особенностей;

• единый подход к организации санитарно-противоэпидемических мероприятий;

• соответствие содержания и объема мероприятий санитарно-эпидемиологической обстановке, характеру деятельности и возможностям учреждений и формирований службы;

• дифференцированный подход к формированию сил и средств с учетом региональ­ных особенностей, уровня и характера потенциальной опасности территорий;

• взаимодействие санитарно-эпидемиологической службы Минздрава России с органами и учреждениями других ведомств и ведомственными медико-сани­тарными службами.
Санитарно-эпидемиологический надзор за санэпидобстановкой осуществляется на федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях.

Чрезвычайные ситуации, связанные с эпидемиями или угрозой их возникновения.

Анализ данных, собранных эпидемиологическими бригадами, позволяет устано­вить масштабы вспышки во времени и в пространстве. Заболеваемость в различных группах населения выражается показателями, определение которых проводится по показателям заболеваемости, распространенности, коэффициентам летальности. Дан­ные о географическом распространении наносят на карты. Информация о лицах, кон­тактировавших с больными, позволяет определить особенности передачи инфекции и идентифицировать группы высокого риска (они подлежат пристальному эпидемиоло­гическому наблюдению и требуют проведения профилактических и противоэпидеми­ческих мероприятий).
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в чрезвычайных ситуациях

Изучение истории различных стихийных бедствий, катастроф и войн, происхо­дивших как в далеком прошлом, так и в настоящий период, показывает, что в ЧС час­то возникают эпидемии или резко повышается уровень инфекционной заболеваемо­сти среди пострадавшего населения.

В период и после происшедших стихийных бедствий, аварий, катастроф, в ходе ведения боевых действий происходит резкое ухудшение социальных условий жизни и быта, появляется большое число механических травм, ожогов и других поражений, при которых значительно снижается естественная резистентность организма, возни­кают стрессовые состояния и другие явления. Население лишается жилищного фон­да, электроэнергии, питьевой воды, разрушается канализация, нарушается работа банно-прачечных учреждений, ухудшается организация питания.

Все это значительно ухудшает санитарно-гигиеническую обстановку, сущест­венно обостряет эпидемическую ситуацию по ряду инфекций, так как создавшееся положение приводит к тому, что потенциальные источники инфекции оказываются неизолированными и в течение длительного времени имеют многочисленные контак­ты с окружающими их лицами. Крайне сложные эпидемические ситуации возникают при нахождении в коллективах невыясненных случаев латентных форм дизентерии, брюшного тифа, дифтерии и некоторых опасных инфекционных высококонтагиоз­ных болезней. При нарушении экологических систем возможно «оживление» при­родных очагов особо опасных инфекций (туляремии, чумы, сибирской язвы и др.) и их распространение. Наличие в лабораториях и накопление некоторыми странами бактериальных средств в качестве биологического оружия дают основание предполо­жить возможность использования их в войне, а также вероятность рассеивания в виде аэрозоля в мирное время.

Организация и проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в общей системе ликвидации медико-санитарных последствий ЧС име­ют весьма важное значение. В зоне ЧС эту работу выполняют территориальные цен­тры Госсанэпиднадзора Российской Федерации (ЦГСЭН).

Для обеспечения быстрого реагирования на базе ЦГСЭН и других учреждений санитарно-эпидемиологической службы создаются специализированные формирования.

Для оперативного руководства и координации деятельности организаций и гра­ждан по предупреждению массовых инфекционных заболеваний и отравлений людей и ликвидации последствий ЧС местными органами исполнительной власти создаются постоянно действующие санитарно-эпидемиологические комиссии. В состав этих комиссий включаются руководители служб административной территории, а рабо­чим органом комиссии является штаб, который создастся из работников служб ГОЧС, здравоохранения и противоэпидемических учреждений.

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор в зоне (районе) ЧС вклю­чает комплекс мероприятий санитарно-противоэпидемического обеспечения населения.

Под санитарно-гигиеническим обеспечением в чрезвычайной ситуа­ции понимается комплекс мероприятий, проводимых в зоне (районе) ЧС с це­лью сохранения здоровья населения и личного состава, участвующего в ликви­дации последствий ЧС, путем: медицинского контроля за состоянием их здо­ровья; санитарного надзора за условиями размещения (вне мест постоянного жительства), питанием, водоснабжением, санитарным состоянием территории, удалением нечистот, захоронением трупов погибших людей и животных; оценки санитарно-гигиенического состояния зоны (района) ЧС; прогнозирова­ния влияния неблагоприятных факторов на состояние здоровья населения и личного состава, участвующего в ликвидации ЧС, и разработки предложений по улучшению этого влияния; гигиенического воспитания.

При проведении санитарно-гигиенических мероприятий необходимо взять под строгий контроль все гигиенически значимые объекты - как разрушенные и повреж­денные в очаге бедствия, так и продолжающие функционировать. К таким объектам относятся: системы водоснабжения и канализации; предприятия пищевой промыш­ленности, общественного питания и торговли; детские дошкольные и школьные уч­реждения; предприятия коммунального обслуживания; пострадавший и непострадав­ший жилой фонд; лечебно-профилактические учреждения, в которые госпитализиро­ваны пораженные и больные из района катастрофы; места временного расселения эвакуируемого населения; места расположения спасательных команд, отрядов; про­мышленные объекты, которые могут быть источниками вторичного поражения АОХВ, РВ, БС и др.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие обеспечивается комплексом организационных, правовых, медицинских, противоэпидемических, режимно-ограничительных мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и ликви­дацию инфекционных заболеваний, а также соблюдением санитарных правил и норм при резком ухудшении санитарно-эпидемиологического состояния в зоне ЧС.

Основными противоэпидемическими мероприятиями при возникновении эпиде­мического очага являются:

Регистрация и оповещение. Все больные и выявленные подозрительные по за­болеванию лица берутся на специальный учет. О выявлении инфекционных больных немедленно должен быть оповещен главный врач центра государственного санитар­но-эпидемиологического надзора района (города). При получении данных о возник­новении высококонтагиозных инфекций оповещается также население района катаст­рофы и прилегающих территорий с разъяснением правил поведения.

Эпидемиологическое обследование и санитарно-эпидемиологическая развед­ка. Каждый случай инфекционного заболевания должен быть подвергнут тщательному эпидемиологическому обследованию с целью выявления предполагаемого источника заражения и проведения основных мероприятий, направленных на предупреждение распространения инфекции. Эпидемиолог, проводящий обследование, устанавливает на основании опроса больного и окружающих, какие объекты данной обстановки явля­ются подозрительными, какие методы дезинфекции должны быть применены. Одно­временно эпидемиолог отбирает материал для лабораторного исследования.

Санитарно-эпидемиологическая разведка - это сбор и передача сведе­ний о санитарно-гигиенической и эпидемиологической обстановке в зоне ЧС, заключающаяся в получении данных об эпидемических очагах, качестве воз­духа, воды и продовольствия, санитарном состоянии территории, жилого фон­да, коммунальных и иных объектов, влияющих на проведение специальных и профилактических мероприятий, организуемых и проводимых санитарно-эпидемиологической службой.

Санитарно-эпидемическое состояние района может быть оценено как благопо­лучное, неустойчивое, неблагополучное и чрезвычайное.

Благополучное состояние: отсутствие карантинных инфекций и групповых вспышек других инфекционных заболеваний; наличие единичных инфекционных за­болеваний, не связанных друг с другом и появившихся на протяжении срока, превы­шающего инкубационный период данного заболевания; эпизоотическая обстановка не представляет опасности для людей; удовлетворительное санитарное состояние территории, объектов водоснабжения; коммунальная благоустроенность; эффектив­ная организация санитарно-гигиенического и противоэпидемического обеспечения; отсутствие массовых инфекционных заболеваний на прилегающих территориях.

Неустойчивое состояние: рост уровня инфекционной заболеваемости или воз­никновение групповых заболеваний без тенденции к дальнейшему распространению; появление единичных инфекционных заболеваний, связанных между собой или имеющих общий источник заболевания вне данной территории при удовлетворитель­ном санитарном состоянии территории и качественном проведении комплекса меро­приятий по противоэпидемическому обеспечению; наличие эпизоотических очагов зоонозных инфекций, представляющих угрозу для людей; район ЧС находится в не­посредственной близости от очага опасных инфекционных заболеваний.

Неблагополучное состояние: появление групповых случаев опасных инфекци­онных заболеваний в зоне ЧС или эпидемических очагов особо опасных инфекций на соседних территориях при наличии условий для их дальнейшего распространения; многочисленные заболевания неизвестной этиологии; возникновение единичных за­болеваний особо опасными инфекциями; существенные нарушения в организации санитарно-гигиенического и противоэпидемического обеспечения.

Чрезвычайное состояние: резкое нарастание в короткий срок числа опасных инфекционных заболеваний среди пострадавшего населения; наличие повторных или групповых заболеваний особо опасными инфекциями; активизация в зоне ЧС при­родных очагов опасных инфекций с появлением заболеваний среди людей.

Выявление, изоляция и госпитализация заболевших. Коллектив, в котором об­наружен первый случай заболевания, должен стать объектом тщательного наблюде­ния. При ряде заболеваний (дизентерия, сыпной тиф, скарлатина и др.) необходимо организовать ежедневные обходы и опросы обслуживаемых контингентов, а в случае подозрения на инфекционное заболевание - изолировать и госпитализировать забо­левших. Своевременное, раннее изъятие больного из коллектива является кардиналь­ной мерой, предотвращающей распространение инфекции.

В целях выявления больных опасными инфекционными заболеваниями не позд­нее чем через 6-8 ч необходимо организовать проведение подворных обходов. Это мероприятие проводится 2 раза в день работниками амбулаторно-поликлинических учреждений по территориальному принципу; в случаях выявления больных чумой - в противочумных костюмах соответствующего типа, после получения средств про­филактики. На врачебно-сестринскую бригаду выделяют участок с населением 1000-2000 чел. Она обеспечивается укладкой для забора материала от больных, препарата­ми для экстренной профилактики, дезсредствами, специальными бланками, карандашами. Бригада должна иметь списки обслуживаемого населения.

Перевозка инфекционных больных и подозрительных на инфекцию производит­ся специальным транспортом раздельно. Сопровождает больного медицинская сест­ра, шофер-санитар и санитар-носильщик. Они должны быть в противочумных костю­мах I или II типа.

Наблюдение за режимом инфекционных больных имеет целью предотвратить рас­пространение инфекции из лечебного учреждения или временного инфекционного ста­ционара, куда госпитализированы больные, а также предупредить внутрибольничную ин­фекцию. Необходимо строго следить за выполнением правил санитарной обработки при поступлении больного, а также за тщательным соблюдением правил текущей дезинфек­ции в период пребывания больного в стационаре. Особое внимание должно быть обраще­но на сроки выписки больного, так как ранняя выписка может привести к проникнове­нию в коллектив носителей и дальнейшему обсеменению окружающей среды.

Режимно-ограничительные (обсервационные) или карантинные мероприя­тия. В целях предупреждения заноса инфекционных заболеваний и их распростране­ния при возникновении эпидемических очагов осуществляется комплекс режимных, ограничительных и медицинских мероприятий, которые в зависимости от эпидемио­логических особенностей инфекции и эпидемиологической обстановки подразделя­ются на карантин и обсервацию. Организация и проведение этих мероприятий возла­гается на ответственных руководителей административных территорий и санитарно-противоэпидемическую комиссию.

Карантин - система временных организационных, режимно-ограничительных, административно-хозяйственных, правовых, лечебно-профилактиче­ских, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, на­правленных на предупреждение выноса возбудителя опасного инфекционного заболевания за пределы эпидемического очага, обеспечение локализации эпи­демического, эпизоотического или эпифитотического очага и последующую их ликвидацию.

Карантин вводится при появлении среди населения больных особо опасными инфекциями, групповых заболеваний контагиозными инфекциями с их нарастанием в короткий срок. При установлении даже единичных случаев заболеваний чумой, лихо­радками Ласса, Эбола, Марбурга и некоторых других контагиозных заболеваний, а также массовых заболеваний сибирской язвой, желтой лихорадкой, туляремией, са­пом, мелиоидозом, сыпным тифом, бруцеллезом, пситтакозом должен быть введен режим карантина.

Обсервация - режимио-ограничительные мероприятия, предусматриваю­щие наряду с усилением медицинского и ветеринарного наблюдения и прове­дением противоэпидемических, лечебно-профилактических и ветеринарно-санитарных мероприятий ограничение перемещения и передвижения людей или сельскохозяйственных животных во всех сопредельных с зоной карантина ад­министративно-территориальных образованиях, которые создают зону обсер­вации.

Обсервация вводится в районах с неблагополучным или чрезвычайным санитарно-эпидемическим состоянием, то есть появлением групповых неконтагиозных забо­леваний или единичных случаев контагиозных инфекций.

Обсервация и карантин отменяются по истечении срока максимального инкуба­ционного периода данного инфекционного заболевания с момента изоляции послед­него больного, проведения заключительной дезинфекции и санитарной обработки об­служивающего персонала и населения.

Общая и специальная экстренная профилактика. Экстренная профилактика (превентивное лечение) представляет собой комплекс медицинских мероприятий, на­правленных на предупреждение возникновения заболеваний людей в случае их зара­жения возбудителями опасных инфекционных заболеваний. Она проводится немед­ленно после установления факта бактериального заражения или появления среди на­селения случаев опасных инфекционных заболеваний, а также массовых инфекцион­ных заболеваний неизвестной этиологии.

В отличие от вакцинопрофилактики, экстренная профилактика обеспечивает бы­струю защиту зараженных.

Экстренная профилактика подразделяется на общую и специальную. До установле­ния вида микроорганизма, вызвавшего инфекционное заболевание, проводится общая, а после установления вида микроба-возбудителя - специальная экстренная профилактика.

В качестве средств общей экстренной профилактики используются антибиотики и химиопрепараты широкого спектра действия, активные в отношении всех или боль­шинства возбудителей инфекционных заболеваний. Продолжительность курса общей экстренной профилактики определяется временем, необходимым для выявления, идентификации и определения чувствительности возбудителя к антибиотикам и со­ставляет в среднем 2-5 сут.

В качестве средств специальной экстренной профилактики применяют антибак­териальные препараты, оказывающие высокое этиотропное действие на возбудителя, выделенного от инфекционных больных в эпидемическом очаге, с учетом результа­тов определения его чувствительности к антибиотикам. Продолжительность курса специальной экстренной профилактики определяется нозологической формой заболе­вания (сроком инкубационного периода, исчисляемого со дня заражения), свойства­ми назначаемого противомикробного препарата.

Распоряжение о проведении экстренной медицинской профилактики выдается санитарно-противоэпидемическими комиссиями.

Ответственность за ее проведение возлагается на руководителей учреждений, предприятий, врачебно-сестринские бригады,

Методическое руководство и контроль за выполнением мероприятий экстрен­ной профилактики ведется органами здравоохранения.

Очередность экстренной профилактики определяется местными органами ис­полнительной власти (по представлению органов здравоохранения, учитывающему эпидемическую ситуацию в регионе, реальные запасы антимикробных средств и дру­гие факторы). В первую очередь се проводят в учреждениях и формированиях, участ­вующих в предупреждении или в ликвидации вспышек инфекционных заболеваний; в учреждениях, заведениях и предприятиях, находящихся в очаге и продолжающих свою работу, а также в детских коллективах. Ее организация и проведение возлага­ются: в первом случае - на руководителей формирований и учреждений, во втором - на руководителей медико-санитарных частей, ведомственных поликлиник и амбула­торий, в третьем - на руководителей и медицинских работников учреждений.

Экстренная профилактика среди остальных категорий населения осуществляет­ся участковыми поликлиниками. Для этих целей на территории каждого микроучаст­ка населенного пункта формируются сестринские бригады медицинского обслужива­ния, обязанные осуществлять весь комплекс лечебно-профилактических мероприя­тий - экстренную профилактику, медицинское наблюдение за населением, раннее ак­тивное выявление больных, их изоляцию, госпитализацию и т.д. В ряде случаев для проведения упомянутых мероприятий могут привлекаться и другие лечебно-профи­лактические учреждения.

В целях предупреждения заражения медицинских работников возбудителями опасных инфекций во время работы в очаге они должны строго соблюдать правила противоэпидемического режима.

Эффективность мероприятий экстренной профилактики в значительной мере за­висит от четкости их выполнения и поголовного охвата ими населения. В связи с этим каждая бригада медицинского обслуживания должна иметь поквартирные спи­ски жителей закрепленного за ними микроучастка (микрорайона) с указанием в них основных паспортных данных наблюдаемых людей, включая и место работы. В спи­сках указывается название применяемого препарата, а также дозы и даты его выдачи.

Одновременно с началом экстренной профилактики в очагах заражения рекомен­дуется проводить активную иммунизацию (вакцинацию или ревакцинацию) населения.

Среди методов иммунизации наиболее полно отвечают требованиям противоэпи­демической защиты населения безигольный, аэрозольный и пероральный.

Обеззараживание эпидемического очага инфекции (дезинфекция, дезинсек­ция, дератизация). Обеззараживание квартирных очагов осуществляется силами го­сударственной санитарно-эпидемиологической службы путем проведения текущей и заключительной дезинфекции.

Дезинфекция - уничтожение в окружающей среде возбудителей инфекционных болезней. Она может проводиться физическими, химическими и комбинированными способами дезинфекционными группами.

Обеззараживание территории, зданий и санитарная обработка населения прово­дятся коммунально-технической службой.

Дезинсекция - уничтожение насекомых (переносчиков инфекционных болезней) - проводится физическими и химическими способами. Основным считается химиче­ский способ, который заключается в обработке объектов инсектицидами.

Дератизация - уничтожение грызунов (источников возбудителей инфекционных болезней). Она проводится механическими (отлов) и химическими (применение от­равляющих приманок) способами.

Обеззараживание продовольствия осуществляет служба торговли и питания, а воды - служба водоснабжения. Контроль за качеством обеззараживания продовольст­вия и воды, а также их санитарную экспертизу осуществляет служба государственно­го санитарно-эпидемиологического надзора.

Выявление бактерионосителей. Если при эпидемиологическом обследовании и лабораторном исследовании в эпидемиологических очагах выявлены носители (тифо-паратифозных инфекций, холеры, дифтерии и др.), то по отношению к ним прово­дятся мероприятия, предохраняющие от заражения окружающих.

Кроме того, проводятся мероприятия по усиленному медицинскому наблюде­нию за личным составом спасательных формирований.

Санитарно-разъяснительная работа. Для проведения широкой и эффектив­ной санитарно-разъяснительной работы следует использовать радио, телевидение, печать. Она должна быть направлена на строгое выполнение всем населением общих рекомендаций по правилам поведения, соблюдению санитарно-гигиенических пра­вил и других мер личной защиты.
Вопрос 2: Организация и задачи сети наблюдения и лабораторного контроля.

Сеть наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК) является составной частью сил и средств наблюдения и контроля РСЧС.

Система СНЛК организационно включает службы наблюдения и лабораторного контроля различных министерств и ведомств, в том числе и государственного сани­тарно-эпидемиологического надзора.

Общее руководство СНЛК возлагается на МЧС России. Непосредственное руко­водство подведомственными учреждениями СНЛК осуществляют министерства, го­сударственные комитеты, ведомства и организации, включенные в структуру СНЛК.

Федеральный уровень СНЛК формируется на основе академических научно-исследовательских учреждений, организаций и учреждений центрального подчине­ния, действия которых в СНЛК в целом координирует МЧС России.

Региональный уровень СНЛК формируется на основе учреждений, организа­ций, отраслевых научно-исследовательских учреждений, кафедр (лабораторий) выс­ших учебных заведений соответствующего профиля, функционирующих на террито­рии республик в составе Российской Федерации, краев, областей, решающих задачи в масштабе региона. Координацию деятельности учреждений СНЛК данного уровня осуществляют региональные центры по делам ГОЧС.

Местный уровень СНЛК формируется на основе учреждений, организаций, профильных центров, функционирующих на соответствующей территории. Коорди­нацию деятельности на местном уровне СНЛК осуществляют соответствующие ко­митеты (комиссии) по чрезвычайным ситуациям территориальных органов исполни­тельной власти и территориальные штабы по делам ГОЧС.

Функционирование СНЛК осуществляется в трех режимах: повседневной дея­тельности, повышенной готовности и режиме чрезвычайной ситуации.

Основной задачей Федерального Центра Госсанэпиднадзора Минздрава России является участие в разработке и проведении мероприятий по обеспечению лабора­торного контроля и экспертизы продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья на зараженность возбудителями инфекционных заболеваний, а также оказание методи­ческой помощи учреждениям санитарно-эпидемиологического надзора в ЧС мирного и военного времени.

В ведомственных лабораториях министерств, отвечающих за пищевую, мясную и молочную промышленность, рыбное хозяйство, и других осуществляют наблюдение и лабораторный контроль за загрязненностью опасными для людей и животных веществами государственных ресурсов зерна и продуктов его переработки, пищевого сырья, пищевых продуктов, государственных резервов продовольственных товаров, изготовляемых, перерабатываемых и хранящихся на подведомственных предприяти­ях, складах и базах. Эти же лаборатории выдают заключение на их реализацию. Кро­ме того, они определяют полноту дезактивации, дегазации и дезинфекции пищевого сырья, полуфабрикатов и пищевых продуктов.

Посты радиационного и химического наблюдения на предприятиях мини­стерств, государственных комитетов и ведомств осуществляют наблюдение в ЧС мирного и военного времени для своевременного обнаружения в объектах окружаю­щей среды РВ, ОВ и АОХВ и их индикацию техническими средствами.

При комплектовании лаборатории для индикации временно могут быть исполь­зованы специалисты местных центров санитарно-эпидемиологического надзора и объектовых лабораторий. Для проведения микробиологических исследований лабо­ратория должна иметь: начальника лаборатории - бактериолога, 4-5 врачей-бакте­риологов, 2 врачей-вирусологов, 6-7 лаборантов, 2-3 санитаров (препараторов), тех­ника-механика.

В токсико-химических и радиологических лабораториях используется существую­щий штат, но не менее 2-3 врачей соответствующего профиля в каждой лаборатории.

Подготовка и переподготовка специалистов организуется и проводится мини­стерствами и ведомствами Российской Федерации по планам и программам, согласо­ванным с МЧС России. В целях совершенствования ее учреждений ежегодно плани­руются и проводятся учения и тренировки.
Заключение: Таким образом, санитарно-противоэпидемические мероприятия в очаге чрезвычайной ситуации являются важной и неотъемлемой частью медико-санитарного обеспечения, т.к. направлены на предупреждение, ликвидацию и локализацию различных инфекционных заболеваний.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка для проведения семинара по учебной дисциплине “Медицина катастроф” для студентов 4 курса стоматологического и 5-х курсов лечебного и педиатрического факультетов. Тема №42 iconМетодическая разработка для проведения семинара по учебной дисциплине...
Тема №36: “Задачи, организационная структура и основы деятельности Всероссийской службы медицины катастроф”
Методическая разработка для проведения семинара по учебной дисциплине “Медицина катастроф” для студентов 4 курса стоматологического и 5-х курсов лечебного и педиатрического факультетов. Тема №42 iconМетодическая разработка для проведения семинара по учебной дисциплине...
Тема №36: “Задачи, организационная структура и основы деятельности Всероссийской службы медицины катастроф”
Методическая разработка для проведения семинара по учебной дисциплине “Медицина катастроф” для студентов 4 курса стоматологического и 5-х курсов лечебного и педиатрического факультетов. Тема №42 iconМетодическая разработка для проведения семинара по учебной дисциплине...
Тема №38: “Подготовка лечебно-профилактического учреждения к работе в чрезвычайных ситуациях”
Методическая разработка для проведения семинара по учебной дисциплине “Медицина катастроф” для студентов 4 курса стоматологического и 5-х курсов лечебного и педиатрического факультетов. Тема №42 iconМетодическая разработка для проведения семинара по учебной дисциплине...
...
Методическая разработка для проведения семинара по учебной дисциплине “Медицина катастроф” для студентов 4 курса стоматологического и 5-х курсов лечебного и педиатрического факультетов. Тема №42 iconМетодическая разработка для проведения семинара по учебной дисциплине...
...
Методическая разработка для проведения семинара по учебной дисциплине “Медицина катастроф” для студентов 4 курса стоматологического и 5-х курсов лечебного и педиатрического факультетов. Тема №42 iconМетодическая разработка для проведения семинара по учебной дисциплине...
...
Методическая разработка для проведения семинара по учебной дисциплине “Медицина катастроф” для студентов 4 курса стоматологического и 5-х курсов лечебного и педиатрического факультетов. Тема №42 iconМетодическая разработка для проведения семинара по учебной дисциплине...
Занятие 1: “Характеристика и классификация медицинского имущества. Основы организации медицинского снабжения службы мк и подготовка...
Методическая разработка для проведения семинара по учебной дисциплине “Медицина катастроф” для студентов 4 курса стоматологического и 5-х курсов лечебного и педиатрического факультетов. Тема №42 iconМетодическое пособие для проведения семинара по учебной дисциплине...
Тема №3: Медико-тактическая характеристика поражающих факторов современных видов оружия
Методическая разработка для проведения семинара по учебной дисциплине “Медицина катастроф” для студентов 4 курса стоматологического и 5-х курсов лечебного и педиатрического факультетов. Тема №42 iconМетодическое пособие для проведения семинара по учебной дисциплине...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методическая разработка для проведения семинара по учебной дисциплине “Медицина катастроф” для студентов 4 курса стоматологического и 5-х курсов лечебного и педиатрического факультетов. Тема №42 iconМетодическое пособие для проведения семинара по учебной дисциплине...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методическая разработка для проведения семинара по учебной дисциплине “Медицина катастроф” для студентов 4 курса стоматологического и 5-х курсов лечебного и педиатрического факультетов. Тема №42 iconУчебно-методическое пособие по фармакологии для студентов III курса...
Методическое пособие предназначено для студентов лечебного, педиатрического и медико-профилактического факультетов для использования...
Методическая разработка для проведения семинара по учебной дисциплине “Медицина катастроф” для студентов 4 курса стоматологического и 5-х курсов лечебного и педиатрического факультетов. Тема №42 iconРабочая программа учебной дисциплины акушерство для специальности:...
Рабочая программа составлена на основании программы по акушерству и гинекологии для студентов высших медицинских учебных заведений...
Методическая разработка для проведения семинара по учебной дисциплине “Медицина катастроф” для студентов 4 курса стоматологического и 5-х курсов лечебного и педиатрического факультетов. Тема №42 iconРабочая программа учебной дисциплины гинекология для специальности:...
Рабочая программа составлена на основании программы по акушерству и гинекологии для студентов высших медицинских учебных заведений...
Методическая разработка для проведения семинара по учебной дисциплине “Медицина катастроф” для студентов 4 курса стоматологического и 5-х курсов лечебного и педиатрического факультетов. Тема №42 iconРабочая программа учебной дисциплины гинекология для специальности:...
Рабочая программа составлена на основании программы по акушерству и гинекологии для студентов высших медицинских учебных заведений...
Методическая разработка для проведения семинара по учебной дисциплине “Медицина катастроф” для студентов 4 курса стоматологического и 5-х курсов лечебного и педиатрического факультетов. Тема №42 iconКафедра хирургических болезней педиатрического и стоматологического факультетов
Распределение студентов II курса стоматологического факультета по отделениям гбуз «вокб №1» для прохождения летней производственной...
Методическая разработка для проведения семинара по учебной дисциплине “Медицина катастроф” для студентов 4 курса стоматологического и 5-х курсов лечебного и педиатрического факультетов. Тема №42 iconКафедра клинической фармакологии и фармации
Темы рефератов по уирс по итогам изучения элективного курса фитотерапии для студентов лечебного и педиатрического факультетов


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск