Рабочая программа курса география Иркутской области. 8-9 класс (базовый уровень) Учитель Бекарева Анна Константиновна 2013-2014, 2014-2015 учебный год Пояснительная записка Курс «География Иркутской области»





Скачать 293.02 Kb.
НазваниеРабочая программа курса география Иркутской области. 8-9 класс (базовый уровень) Учитель Бекарева Анна Константиновна 2013-2014, 2014-2015 учебный год Пояснительная записка Курс «География Иркутской области»
страница1/3
Дата публикации06.12.2014
Размер293.02 Kb.
ТипРабочая программа курса
100-bal.ru > География > Рабочая программа курса
  1   2   3

РАССМОТРЕНО

на заседании МО ____________

_______________________________

На заседании МС ____________________

________________________________
Протокол № ___от «___»_____2013г.


СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по УВР

____________ Н.В. Пряженникова

«_____»____________2013г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор

МКОУ Староакульшетская ООШ

_____________ А.К. Бекарева

«_____»____________2013г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА

География Иркутской области.

_8-9 класс

(базовый уровень)

Учитель Бекарева Анна Константиновна

2013-2014, 2014-2015 учебный год

Пояснительная записка

Курс «География Иркутской области» введён в региональный план на который отводится 34 часа. В 8 классе изучается «Физическая география Иркутской области» (17 часов), в 9 классе «Экономическая география Иркутской области» (17 часов). Данный курс является заключительным блоком изучения географии России.

Цель курса «География иркутской области» - дать учащимся комплексное представление об основных закономерностях и специфике территориальной организации природы, населения и хозяйства области с выделением основных проблем природно-ресурсного и социально-экономического развития в современный период.

Задачи курса – дать представление о месте Иркутской области в РФ, особенностях заселения и хозяйственного освоения, её природно-ресурсном потенциале, о состоянии окружающей среды и структурной трансформации экономики в переходный период. Анализируя особенности развития ПТК, охраны природы и размещения специализирующих отраслей промышленности, сельского хозяйства, транспорта. Изучаются внешние экономические связи области. Данный курс обеспечен пособием (Бояркин В.М.) , атласом «Иркутск и Иркутская область».

Настоящая программа по курсу «География Иркутской области» составлена с учётом усиления стандарта школьного географического образования (программа «География своего региона»), потенциала учебного заведения и контингента учащихся. В ней отражены актуальные тенденции современной профильно-ориентированной школы.

Отличительной особенностью является то, что в программе учтены новые образовательные технологии: обучение в сотрудничестве «групповые формы работы», разноуровневое обучение на основе дифференцированного подхода, личносто-ориенированное обучение, метод проектов, информационные технологии.

В рамках изучения курса планируется различная деятельность учащихся: дискуссии, диалоги, конференции, защита научно-исследовательских проектов, интеллектуальные марафоны, круглые столы, поиск и обработка информации с использование Интернет технологий.

В программе даны практические работы, составленные на основе новых образовательных технологий.

Программа – документ рекомендательный. Структура программы позволяет моделировать её в зависимости от интересов учащихся (количество практических работ, экскурсий, творческих заданий зависит от реальных условий, в которых находится учебное заведение, предлагаются на выбор учителя и учащихся).

Требования к уровню подготовки учащихся

  1. Знать: особенности экономико-географического положения Иркутской области и отдельных её районов; историю исследования и этапы хозяйственного освоения; влияние природы на заселение территории и здоровье населения; обеспеченность Иркутской области различными видами природных ресурсов. Хозяйственную их оценку и рациональное использование4 экологическую ситуацию области; численность населения и источники его формирования (естественное движение, миграции); особенности возрастной-половой структуры населения; особенности расселения и урбанизация; национальный и религиозный состав; особенности развития и структуры народного хозяйства Иркутской области; различие предприятий по формам собственности; проблемы развития экономики; специализирующие производства, обеспеченность их сырьём; факторы размещения производства; внешние экономические связи области.

  2. Уметь: читать и анализировать карту, географические (диаграмма, график) и статистические материалы; описывать и характеризовать ЭГП области, административных районов, городов; составлять диаграммы, графики, картосхемы; распознавать и обозначать на контурной карте города, транспортную сеть, месторождения полезных ископаемых; внутренние и внешние связи, схемы взаимосвязей производства, устанавливать причинно-следственные связи в схеме «общество-природа» на основе анализа разных тематических карт; прогнозировать перспективы социально-экономического развития области и последствия антропогенного воздействия на окружающую среду; ранжировать и анализировать статистические материалы.

  3. Объяснять: влияние географического положения на особенности развития хозяйства Иркутской области; особенности рельефа и полезных ископаемых в связи с геологическим строение территории; влияние природно-климатических факторов на специализацию сельскохозяйственного производства; различия в размещении, естественном и механическом движении, половозрастной структуре в пределах области, влияние природных и социально-исторических факторов на развитие и размещение отраслей хозяйства.

Физическая география Иркутской области

Введение (1 час)

Региональный курс географии Иркутской области. Что изучает физическая география Иркутской области. Источники географических знаний – учебные пособия, атлас, рабочая тетрадь, краеведческая литература, материалы средств массовой информации. Положение своего населённого пункта на карте области.

Практические (1) и творческие задания (2,3 по выбору):

  1. Знакомство с источниками географической информации и комплектом учебных пособий по географии Иркутской области.

  2. Подбор научно-художественных произведений о своем крае (стихи, песни, книги, открытки, рисунки) – оформление выставки «Край родной навек любимый»

  3. Сообщения (реферат) о географических явлениях, процессах, событиях в области, происходящих в последние столетия по материалам областных (районных) газет, радио, телевидения.

Тема 1: Территория, границы, географическое положение (1 час).

Иркутская область на картах мира, Евразии, России, Сибири. Координаты, протяжённость. Континентальное положение. Естественные(природные) и административные границы. Величина территории.

Практическое задание:

Отметить на карте границы области, её крайние точки, определить их координаты, подписать пограничные территории. Подписать областной и административный (районный) центры, свой населённый пункт.

Тема 2: История исследования территории области (2 часа).

XVII в.- век землепроходцев и основания острогов. П.Пянда, В.Бугор, К.Иванов, Я.Похабов, Е.Хабаров и др.

XVIII в.- начало научных исследований территории области (Д.Г.Мессершмидт, И.Г.Гмелин, П.С. Паллас, И.Г.Геогри.)

XIX в. – учреждение РГО (1845 г.) и СО РГО (1851 г.) в Иркутске. А.Ф.Миддендорф, П.А.Кропоткин, И.Д.Черский, А.Л.Чекановский, В.А.Обручев.

XX в. – Строительство Транссибирской железной дороги. Исследования современных учёных – М.М.Кожов, В.А.Протов, Г.И.Галазий, В.Б.Сочала, В.В.Воробьёв.

Практические (1,2) и творческая (3) задания:

  1. Отметить на карте пути землепроходцев, основанные ими остроги и даты их основания. Почему северные остроги основаны раньше, чем южные.

  2. Экскурсия в краеведческий музей.

  3. Доклады, рефераты, стенды об учёных- исследователях Иркутской области.

Тема 3: Геологическое строение и полезные ископаемые Иркутской области (2 часа).

Основные структуры земной коры – платформа, складчатые пояса, впадины. Их возраст. Разломы земной коры. Сейсмичность территории. Горные породы. Полезные ископаемые, закономерности их размещения. Минеральные ресурсы области, проблемы их рационального использования. Ресурсы своей местности. Экологические проблемы, возникающие при добыче полезных ископаемых и их переработке.

Практические (1,2) и творческие (3,4) задания:

  1. Изучить по картам (атлас, стр.17-18) геологическое строение, тектонические структуры и размещение полезных ископаемых. Нанести на карту крупные месторождения угля, нефти и газа, золото, соли, слюды, подписать названия месторождений.

  2. Знакомство с коллекцией горных пород и полезных ископаемых своей местности.

  3. Экскурсия на обнажение (шахту, рудник).

  4. Сообщения, рефераты, обсуждение по проблемам, рационального использования природных ресурсов и загрязнение окружающей среды своей местности.

Тема 4: Рельеф (1 час).

Основные формы рельефа. Связь рельефа с тектоническим строением и геологией. Особенности рельефа своей местности.

Практические и творческие задания:

  1. Изучить по физической карте (атлас, с.16) формы рельефа области. Нанести на контурную карту основные орографические единицы, отметить наибольшие высоты области и наименьшую высоту. Определить абсолютную высоту своей местности.

  2. Составить описание рельефа своей местности, показать его влияние на хозяйственную деятельность человека – размещение полей, пашни и огородов, постройку жилищ, прокладку дорог и т.п.

  3. Какие предприятия и учреждения по разработке и добыче минерального сырья имеются в вашей местности? Как решаются проблемы рекультивации земель и загрязнение окружающей среды.

Тема 5: Климат (2 часа).

Климатообразующие факторы. Тип климата области, его особенности. Сезоны года. Погода и климат своей местности. Неблагоприятные климатические явления ( суровость, летние заморозки, засухи и т.д.). Климат и здоровье человека.

Практические (1) и творческие (2,3,4) задания:

  1. Проанализировать климатическую карту (атлас, с.21-21) (распределение температур и осадков по территории области, максимальные и минимальные температуры, амплитуды температуры и осадков, роза ветров). Континентальность климата.

  2. Климат своей местности.

  3. Местные приметы погоды, изменение самочувствия людей при резких изменения перемены погоды.

  4. Загрязнение воздуха на территории своего района (по данным метеостанции, сообщениям радио).

Тема 6: Внутренние воды и водные ресурсы. Многолетняя мерзлота. (3 часа)

Разнообразие и богатство вод области.

Реки. Влияние рельефа, климата на размещение, питание и режим рек. Характеристика речной сети – Ангары, Лены, Нижней Тунгуски.

Озёра и водохранилища.

Байкал – уникальный водоём планеты.

Подземные воды, их виды и использование. Охрана вод. Воды моей местности. Многолетняя мерзлота.

Практические и творческие задания:

  1. Знакомство с картой поверхностных вод (атлас, с.22-23). Работа с диаграммами и текстом карт.

  2. Круглый стол «Байкал – колодец планеты».

  3. Подобрать стихи, песни, легенды, образные выражения о Байкале.

  4. Описание водоема своей местности. Качество питьевой воды.

  5. Дискуссия – «Ангарские ГЭС и водохранилища», их «плюсы» и «минусы».

  6. Проблема качественной питьевой воды области, меры по охране вод.

  7. Многолетняя мерзлота, её влияние на природу и хозяйственное освоение территории.

Тема 7: Почвы (1 час).

Почвы, их образование, значение в природе и жизни человека.

Почвы тайги, «островных» лесостепей и степей, горных территорий.

Почвено-земельные ресурсы области и их охрана.

Почвы своей местности.

Практическая (1) и творческое (2) задания:

  1. Знакомство с почвенной картой (атлас, с.25).

  2. Описание почв своей местности. Работы по улучшению плодородия почв на огороде, дачном участке, в поле.

Тема 8: Растительность (1 час).

Зона тайги. Характеристика деревьев и кустарников зоны тайги. «Островные» лесостепи и степи, древесная и травянистая растительность. Причины появления «островной» растительности.

Вертикальная поясность.

Растительные ресурсы области, их охрана и использование. «Красная книга» Иркутской области.

Практические (1) и творческие (2,3,4) задания:

  1. Знакомство с картой растительности (атлас, с.26). Выделение высокогорной растительности, темнохвойных и светлохвойных лесов, разной растительности равнинных территорий.

  2. Составить описание растительности своей местности.

  3. Использование даров природы местным населением (описание, рассказы, выставка).

  4. Сочинение, обсуждение на темы: а) «Нет леса - посади, мало леса - не руби, много леса – береги»; б) «В лесу жить – голода не видать».

Тема 9: Животный мир (1 час).

Разнообразие животного мира области. Видовой состав.

Охотничье – промысловые ресурсы области. Проблема охраны животных. «Красная книга» Иркутской области.

Практическое (1) и творческие (2,3) задания:

  1. Знакомство с зоогеографической картой (атлас, с.27). Животные горной тундры, тайги, лесостепей и степей.

  2. Животный мир своей местности (можно водоёма).

  3. Дать описание одного из полюбившихся животных с использование научно-художественной литературы и знаний по биологии.

Тема 10: Природно-территорильные комплексы и охрана природы (1 час).

Природно-территориальные комплексы тайги, «островных» лесостепей и степей, горных территорий, краткая их характеристика, охрана комплексов.

Охраняемые территории – заповедники, национальные парки, заказники.

Памятник мирового наследия – оз.Байкал.

Практическая (1) и творческие (2,3,4,5) задания:

  1. Знакомство с картами с физико–географического районирования (атлас,с.28) и экологических условий (атлас, с.29), с видами загрязнений.

  2. Описать один из типов охраняемых территорий – заповедник, национальный парк, заказник.

  3. Охрана оз.Байкал – всеобщая забота (стенды, рефераты, сообщения).

  4. Экологические проблемы своей местности. Влияние экологических условий на здоровье местного населении.

  5. Составить характеристику ПТК своей местности – луг, лес, болото, склон горы, водораздел.

Тема 11: Природа «малой родины» (2 часа).

Названия административного района, центра, своего населённого пункта.

Топонимическое значение этих названий.

Географическое положение на карте области. Координаты. Природные условия и ресурсы, природно-территориальные комплексы. Оценка экологического состояния и его влияние на здоровье человека.

Практическая (1) и творческие (2,3) задания:

  1. Составить план (схему) своего населённого пункта. Обозначить на плане основные ПТК.

  2. На гербе Иркутска изображён бабр несущий в зубах соболя. Изобразите герб своего административного центра или своего населённого пункта.

  3. Ваше представление о будущем города (села, района, области) и ваше участие в жизни и преобразовании родного края.

Обобщающее повторение (1 час).

Экономическая география Иркутской области

Тема 1: Экономико-географическое положение (2 часа).

Площадь территории области. Сравнение её с размерами других субъектов РФ и зарубежных стан.

Математико-, физико-, экономико-географическое положение. Влияние ЭГП на развитие экономики.

Административно - территориальное устройство области.

Социокультурный практикум – 1

  1. Определение по картам ЭГП, выявление его особенностей, крайних точек.

  2. Обозначение на контурной карте границ области и её административных районов.

  3. Сравнение административных районов по площади и их территории географическому положению (выявление главных особенностей ЭГП: южные, северные, прижелезнодорожные, в т.ч. прибамовские, приленские и др.).

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа курса география Иркутской области. 8-9 класс (базовый уровень) Учитель Бекарева Анна Константиновна 2013-2014, 2014-2015 учебный год Пояснительная записка Курс «География Иркутской области» iconПояснительная записка Курс «География Иркутской области»
«География Иркутской области» введён в региональный план на который отводится 34 часа. В 8 классе изучается «Физическая география...
Рабочая программа курса география Иркутской области. 8-9 класс (базовый уровень) Учитель Бекарева Анна Константиновна 2013-2014, 2014-2015 учебный год Пояснительная записка Курс «География Иркутской области» iconРабочая программа по географии Иркутской области (8-9 класс)
«География Иркутской области» введён в региональный план на который отводится 34 часа. В 8 классе изучается «Физическая география...
Рабочая программа курса география Иркутской области. 8-9 класс (базовый уровень) Учитель Бекарева Анна Константиновна 2013-2014, 2014-2015 учебный год Пояснительная записка Курс «География Иркутской области» iconПротокол №
Ш» на 2013-2014 учебный год, авторской программы курса «История и культура Иркутской области» для учащихся третьей ступени обучения...
Рабочая программа курса география Иркутской области. 8-9 класс (базовый уровень) Учитель Бекарева Анна Константиновна 2013-2014, 2014-2015 учебный год Пояснительная записка Курс «География Иркутской области» iconДоклад о положении в сфере соблюдения прав и свобод человека и гражданина...
Иркутской области, представляю Губернатору Иркутской области, в Законодательное Собрание Иркутской области, прокурору Иркутской области,...
Рабочая программа курса география Иркутской области. 8-9 класс (базовый уровень) Учитель Бекарева Анна Константиновна 2013-2014, 2014-2015 учебный год Пояснительная записка Курс «География Иркутской области» iconРабочая программа по географии Иркутской области
Рабочая программа по «Географии Иркутской области» составлена на основе Программы курса «География Иркутской области» и информационных...
Рабочая программа курса география Иркутской области. 8-9 класс (базовый уровень) Учитель Бекарева Анна Константиновна 2013-2014, 2014-2015 учебный год Пояснительная записка Курс «География Иркутской области» iconРабочая программа по географии Иркутской области для 8,9 классов...
Программы для общеобразовательных учреждений. География Иркутской области. 8-9 классы / под ред. В. М. Бояркина, Иркутск: Восточно-Сибирская...
Рабочая программа курса география Иркутской области. 8-9 класс (базовый уровень) Учитель Бекарева Анна Константиновна 2013-2014, 2014-2015 учебный год Пояснительная записка Курс «География Иркутской области» iconРабочая программа по географии Иркутской области Классы 9
«География своего региона» авторской программы Н. Д. Савченко и А. С. Леонтьева «География Иркутской области» 8-9 кл., Иркутск 2010.»,...
Рабочая программа курса география Иркутской области. 8-9 класс (базовый уровень) Учитель Бекарева Анна Константиновна 2013-2014, 2014-2015 учебный год Пояснительная записка Курс «География Иркутской области» iconПояснительная записка. Статус документа Данная рабочая программа...
География. Программы для общеобразовательных учреждений. Классическая линия 6 – 11 классы. Составитель: С. В. Курчина, Москва, Дрофа,...
Рабочая программа курса география Иркутской области. 8-9 класс (базовый уровень) Учитель Бекарева Анна Константиновна 2013-2014, 2014-2015 учебный год Пояснительная записка Курс «География Иркутской области» iconПояснительная записка по географии в 7 классе на 2013-2014 уч год...
Рабочая программа курса «География» разработана на основе авторской программы Алексеева А. И
Рабочая программа курса география Иркутской области. 8-9 класс (базовый уровень) Учитель Бекарева Анна Константиновна 2013-2014, 2014-2015 учебный год Пояснительная записка Курс «География Иркутской области» iconРабочая программа основного общего образования по географии для 9...
Курс «География России» изучается после страноведческого курса «География материков и океанов» и завершает блок основного общего...
Рабочая программа курса география Иркутской области. 8-9 класс (базовый уровень) Учитель Бекарева Анна Константиновна 2013-2014, 2014-2015 учебный год Пояснительная записка Курс «География Иркутской области» iconСовета Законодательного Собрания Иркутской области по взаимодействию...
Тельного Собрания Иркутской области по взаимодействию с представительными органами муниципальных образований Иркутской области от...
Рабочая программа курса география Иркутской области. 8-9 класс (базовый уровень) Учитель Бекарева Анна Константиновна 2013-2014, 2014-2015 учебный год Пояснительная записка Курс «География Иркутской области» iconМероприятия, проводимые в рамках дней защиты от экологической опасности...
Согласно перечню ежегодно проводимых на территории Иркутской области Дней защиты от экологической опасности, утвержденному распоряжением...
Рабочая программа курса география Иркутской области. 8-9 класс (базовый уровень) Учитель Бекарева Анна Константиновна 2013-2014, 2014-2015 учебный год Пояснительная записка Курс «География Иркутской области» iconСовета Законодательного Собрания Иркутской области по взаимодействию...
Ательного Собрания Иркутской области по взаимодействию с представительными органами муниципальных образования Иркутской области от...
Рабочая программа курса география Иркутской области. 8-9 класс (базовый уровень) Учитель Бекарева Анна Константиновна 2013-2014, 2014-2015 учебный год Пояснительная записка Курс «География Иркутской области» iconРабочая программа учебного курса география для 7 класса на 2013 2014...
Программа: примерная программа основного общего образования по географии География Земли (VI-VII классы), авторская программа по...
Рабочая программа курса география Иркутской области. 8-9 класс (базовый уровень) Учитель Бекарева Анна Константиновна 2013-2014, 2014-2015 учебный год Пояснительная записка Курс «География Иркутской области» iconОтчет министерства промышленной политики и лесного комплекса Иркутской...
Постановлением Правительства Иркутской области от 3 декабря 2012 года №689-пп «О министерстве промышленной политики и лесного комплекса...
Рабочая программа курса география Иркутской области. 8-9 класс (базовый уровень) Учитель Бекарева Анна Константиновна 2013-2014, 2014-2015 учебный год Пояснительная записка Курс «География Иркутской области» iconПлан мероприятий по реализации государственной политики в области...
Разработка и принятие Закона Иркутской области «Об отходах производства и потребления на территории Иркутской области»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск