Скачать 449.33 Kb.
|
МИНОБРНАУКИ РОССИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Иркутский государственный университет» (ФГБОУ ВПО «ИГУ») «Утверждаю» _____________________ Первый проректор, проректор по учебной работе, проф. И. Н. Гутник «____»_____________20____г.
факультет (институт)
кафедра РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
наименование дисциплины по учебному плану
г. Иркутск 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ Обеспечиваемые компетенции: Общекультурные компетенции: (ОК-1 ), (ОК-10). Цель курса – сформировать у студентов устойчивое целостное представление о исторических и социально-культурных закономерностях развития региона. Задачи курса:
Место курса в процессе подготовки бакалавра Данный курс позволит сформировать менеджера, умеющего анализировать происходящие изменения в социокультурных процессах региона, прогнозировать и моделировать развитие культурны, литературы и религии в регионе и сформировать целостный, системный подход при решении поставленных задач в социально-культурной политике региона. 2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ для студентов очного отделения Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных ед., 188 часа
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 3.1. Общее содержание РАЗДЕЛ 1. ИСТОРИЧЕСКАЯ ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРА СИБИРИ Тема 1. Особенности формирования «поля» культуры Сибири Особенности развития категорий «пространство» и «поле» в рамках развития культуры региона. Культурно-географическое пространство как основа формирования «жизненного мира» отдельного региона. Воздействие этнических взаимоотношений на культуру региона. Тема 2. Синкретизм быта, искусства и мировоззрения в «образе времени» от древних людей до современности Культуризация Сибири в пространстве становления древнего человека как Homo aehstetiks (культрно-географическое пространство Сибири). Особенности развития социально-культурных оснований у народов проживающих в Предбайкалье. Изменение социально-культурных и религиозные основ жизни населения региона: формы, причины и пути развития. РАЗДЕЛ 2. КУЛЬТУРНОЕ МНОГООБРАЗИЕ НА ТЕРРИТОРИИ СИБИРИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ Тема 3. Самопредставление коренных жителей Сибири и представления о Сибири различными народами Мифологизированное представление о Сибири как «далекой земле» в античности, средневековых памятниках письменности Западной Европы и Руси. Освоение Сибири Ермаком. Сибирское летописание. История и мифология в Сибирских летописях. Тема 4. Ритуалы, символы и мифология народов Сибири Ритуалы и ритуализм. Ритуалы и социальные институты. Определения ритуалов. Типы и функции ритуалов. Что такое символ? Современная символизация. Мифологическая символизация. Ритуалы связанные с мифологией. Жизненный мир. Представления о мироздании у народов Сибири. Семиотика цвета в мифологии народов Сибири. Тема 5. Мифология и анимизм в культуре народов Сибири Роль и значение развития мифологического мышления. Социально-психологические особенности возникновения мифа. Роль животных в становлении мифологии. Представления о мироздании у народов Сибири: «первоосновы бытия», «мировые воды», «земля в образе животного», «по образу и подобию», «ступени мироздания», «столп вселенной». РАЗДЕЛ 3. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НА ТЕРРИТОРИИ СИБИРИ Тема 6. Национальное и этническое самосознание жителей Сибири Подходы исследования национального и этнического самосознания: историко-философский аспект, психологический аспект. Структура и характеристики формирования этнического самосознания. Особенности формирования этнического самосознания у жителей Восточной Сибири. Тема 7. Этническая ситуация в Байкальском регионе Байкальский регион и историческое развитие народов. Этнические процессы на территории Байкальского региона. Современное положение развития коренных народов. Механизмы межэтнического взаимодействия на территории Сибири: проблемы и пути решения. Тема 8. Особенности развития русского этноса на территории Сибири Русский этнос и русская нация в Сибири. Влияние заселения Сибири русскими на изменение жизни коренных этносов. Община сибирских старожилов. Особенности сообществ казаков. «Семейская» старообрядческая психология земледельца. Современные особенности этнической самоидентификации на территории Сибири. Социально психологические основы солидарности бурятского этноса. Тема 9. Пути трансформации этнонациональной политики в Байкальском регионе Политика российского государства по отношению к коренным народам: история и современное развитие. Экономика и психология возрождения традиционных форм хозяйствования. Основы эффективности межэтнического сотрудничества и партнерства РАЗДЕЛ 4. ЛИТЕРАТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СИБИРИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ Тема 10. Эпическое наследие народов Сибири Происхождение героического эпоса и стадии его развития. Богатырские поэмы тюрко-монгольских народов Сибири. Культ удагана на фоне шаманистской культуры. Роль животных в мифологическом универсуме. Особенности возникновения и видоизменения различных эпосов народов Сибири. Тема 11. Миф и сказка Сказка архаическая и классическая. Запись и публикация сказок народов Сибири. Изучение сказочного наследия сибирских этносов. Русские сказки в Сибири (о животных, волшебные, бытовые, легендарные). Заимствование русских сказочных сюжетов народами Сибири. Своеобразие русского сибирского обрядового фольклора (календарного и семейного). Тема 12. Общее и особенное в культуре коренных народов Сибири, их культурные взаимовлияния Уровни развития культуры народов Сибири к началу русской колонизации. Различия в уровне социально-экономического и культурного развития населения Сибири XVII-XIX веков. Значение распространения мировых религий на культурный образ сибиряков. Роль миграций в формировании этнокультурной карты Сибири. Мифология, фольклор и эпические произведения дорусского населения Сибири - Гэсэр, Олонхо, Когутэй. «Инородческие» школы. Первые органы национального самоуправления в царской России - степные Думы. Влияние русской культуры на коренные народы. Национальные культуры в советское время- создание бурятской, якутской, алтайской, шорской, хакасской письменности, создание системы национальных школ. Проблемы сохранение культурного своеобразия коренного населения Сибири в современных условиях. Тема 13. Роль русских в развитии культурного наследия народов Сибири Русский героический эпос на территории Сибири. История создания и публикации сборника «Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым». Мифологическое происхождение прозаического фольклора (концепция Е.М. Мелетинского). Жанровая система русской мифологической (несказочной) прозы. Сибирские предания, их специфика. Христианская легенда в Сибири. Суеверные рассказы (былички и бывальщины). Тема 14. Истоки сибирской литературы. Русская литература Сибири конца XVI - XVIII вв. Тобольский архиерейский дом – центр литературной работы. Есиповская летопись. Повествовательная и легендарно-повествовательная литература. Кунгурский летописец. Летописно-исторические повести. «Описание Сибири» Н. Венюкова. Формирование в Сибири первых летописных сводов. Агиографическая литература. С.У. Ремезов – сибирский просветитель начала XVIII в. Продолжение летописной работы в конце XVII – первой половине XVIII. Черепановская летопись. Иркутское летописание XVIII в. Тема 15. Просветительство и романтизм в сибирской литературе начала XIX в. Первый сибирский журнал «Иртыш, превращающийся в Ипокрену». «Исторический журнал» Д. Корнильева. «Библиотека ученая, экономическая, нравоучительная, историческая и увеселительная в пользу и удовольствие всякого звания читателя». П. П. Сумароков (1765-1814). И. И. Бахтин (1754-1818). Н.С. Смирнов (1767-1800). П. А. Словцов (1767-1843). Сибирь в жизни и творчестве А. Н. Радищева. Романтизм в сибирской литературе 20-30-х годов 19 в. Сибирь в творчестве декабристов (А.А. Бестужев-Марлинский, А.И. Одоевский, В.К. Кюхельбеккер). Поэзия романтизма в Сибири. Ф. И. Бальдауф (1800-1939). Романтическая проза в Сибири (Н.А. Полевой, И.Т. Калашников, П.П. Ершов (1815-1869). Подъем сибирского краеведения. Рукописная журналистика. Тема 16. Общественно-политическая проза и сибирская публицистика 60 - 90-х гг. XIX в. Подъем общественно-политической и литературной деятельности. Сибирская проза и публицистика (А.А. Черкасов. Рассказы и повести И.И. Прикамского. Очерки и рассказы Ф.Губанова. Г.3. Елисеев, А.П. Щапов, С.С. Шашков. Н.М. Ядринцев (1842-1894). И.А. Кущевский (1847-1876). Н.И. Наумов (1838-1901). Становление реалистической революционно-демократической поэзии. И.В. Федоров-Омулевский (1836-1883). Черты реализма в произведениях, посвященных Сибири. Литературная деятельность Н.М. Ядринцева в 80-е годы. В.М. Михеев (1859-1908). Творчество ссыльных писателей – участников революционного движения 80-х годов (В.Г. Короленко и его сибирские рассказы. К.М. Станюкович. С.Я. Елпатьевский, Г.А. Мачтет. В.Л. Серошевский. П.Ф. Якубович-Мельшин, В. Г. Богораз-Тан). Тема 17. Становление и развитие русской литературы Сибири начала XX в. Публицистические очерки о Сибири выдающихся русских писателей («Поездки к переселенцам» Г. И. Успенского. Путевые очерки и крестьянские рассказы Н. Д. Телешова. Сибирь в литературном наследии А. П. Чехова. Очерковые произведения Н.Г. Гарина-Михайловского). Сибирская тема в творчестве Д. Н. Мамина-Сибиряка. Литературное движение в Сибири в предреволюционную эпоху. Подъем сибирской журналистики («Сибирский наблюдатель», «Молодая Сибирь»). Сатирическая поэзия периода Первой русской революции. В.Я.Шишков (1873-1945). Г.Д. Гребенциков (1882-1964). А.Е. Новоселов (1884-1918). А. С. Сорокин (1884-1928). Г. А. Вяткин (1885-1941). Мотивы декаданса в литературе Сибири. А. М. Горький и писатели-сибиряки. Пролетарская литература в Сибири (Ф. А. Березовский. В. М. Бахметьев). И. И. Тачалов (1879-1929). |
Рабочая программа социальная антропология наименование дисциплины... «общество-социальные механизмы-история-язык-человек» в условия повседневного существования | Рабочая программа Социология наименование дисциплины по учебному... Цель – дать теоретическое и методологическое обоснование социологии, выявить основные особенности данной области социогуманитарного... | ||
Рабочая программа математика наименование дисциплины по учебному... В результате усвоения курса у студента должно сложиться целостное представление об основных этапах становления современной математики... | Рабочая программа философия код дисциплины по учебному плану б2 «Философия»... В результате изучения дисциплины, студент должен обладать следующими общекультурными (ОК) компетенциями | ||
Рабочая программа Социология Код дисциплины по учебному плану: «Социология»... В результате изучения дисциплины, студент должен обладать следующими общекультурными (ОК) компетенциями | Рабочая программа Типология личности Код дисциплины по учебному плану:... Цель курса – сформировать у студентов устойчивое целостное представление о психологии личности и ее типологических особенностях | ||
Рабочая программа Социальная экология Код дисциплины по учебному... Обеспечиваемые компетенции. В результате обучения студент должен обладать следующими общекультурными компетенциями | Рабочая программа Правоведение Код дисциплины по учебному плану для... Кроме того, это необходимо для правильного и своевременного применения норм, сосредоточенных в различных нормативно-правовых актах,... | ||
Рабочая программа дисциплины в. Од. 2 Методология науки и методы... Целью освоения дисциплины «Методология науки и методы научных исследований» является формирование у магистрантов углубленных знаний... | Рабочая программа по дисциплине «Коранистика» Направление подготовки – «Теология» (бакалавриат) Код дисциплины по учебному плану – 033400. 62 Квалификация – бакалавр | ||
Программа дисциплины гсэ. Ф. 2 Иностранный язык (немецкий язык) (указывается... Расширение кругозора студентов, знакомство с реалиями современной жизни и особенностями менталитета страны изучаемого языка | Рабочая программа по математике 5 класс. С С. И. Шварцбурд. 30- е изд испр- м.: Мнемозина, 2012 280 е.: ил. Государственного образовательного стандарта основного общего образования... | ||
Программа дисциплины гсэ. Ф. 2 Иностранный язык (английский язык)... Подготовка студентов к использованию иностранного языка в будущей профессиональной деятельности, т е обучение как письменной, так... | Программа дисциплины гсэ. Ф. 2 Иностранный язык (английский язык)... Подготовка студентов к использованию иностранного языка в будущей профессиональной деятельности, т е обучение как письменной так... | ||
Программа дисциплины гсэ. Ф. 03 Иностранный язык (английский язык)... Подготовка студентов к использованию иностранного языка в будущей профессиональной деятельности, т е обучение как письменной, так... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Содержание программы соответствует Федеральному базисному учебному плану 2004 года, учебному плану оу, целям и задачам образовательной... |