Дистанционные образовательные технологии в высшей школе. Проблемы и перспективы





Скачать 70.94 Kb.
НазваниеДистанционные образовательные технологии в высшей школе. Проблемы и перспективы
Дата публикации17.12.2014
Размер70.94 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Шимукович Сергей Фадеевич

Академия управления при Президенте Республики Беларусь, Минск
Аннотация: Рассматриваются технологические особенности реализации дистанционного обучения и основные проблемы, возникающие в ходе их внедрения в учебный процесс.

В условиях роста потребности в высококвалифицированных кадрах для всех отраслей экономики и социальной сферы, органов управления при ускоряющемся ритме жизни технологии дистанционного обучения становятся хорошим ответом на вопрос – каким образом улучшить имеющиеся навыки и приобрети новые, не отрываясь от основной деятельности, работы? Дистанционное обучение позволяет вывести заочную форму обучения на качественно новый уровень и, соответственно, дистанционное обучение является одним из главных ответов на потребность системы высшего образования в повышении качества заочной формы обучения.

Дистанционное обучение использует два основных типа технологий. Один предусматривает непосредственный контакт преподавателя и обучаемого (синхронный метод) и возможность опосредованного контакта преподавателя и обучаемого (асинхронный метод). Использование данных технологий зависит в первую очередь от уровня развития интеренет-технологий в стране или регионе, и во вторую очередь от уровня развития информационных технологий в учебном заведении, а также от степени готовности профессорско-преподавательского состава пользоваться указанными технологиями, что является, возможно, наиболее важным условием успеха.

Наименьшие технологические ресурсы требует опосредованное или асинхронное обучение. Как правило, именно по такому пути в данный момент в странах постсоветского пространства идет развитие дистанционного обучения в высших учебных заведениях. Но, как показывает опыт, даже те возможности, которые предоставляет эта технология, полностью не используются.

Асинхронное (опосредованное) обучение имеет возможности использовать такие технологии, как самостоятельное изучение слушателями или студентами разнообразных учебных материалов и вспомогательных материалов (курсов лекций, учебников, пособий – аналогов изданных бумажных вариантов, а также полноценных электронных учебников, объединенных в единое образовательное пространство) в удаленном режиме, т.е. дома, на рабочем месте в перерывах от работы, на отдыхе и т.д. Именно в таком виде дистанционное обучение преимущественно используется в белорусских вузах. Асинхронные технологии позволяют проводить промежуточный контроль полученных обучаемыми знаний с помощью разнообразнейшего проверочного инструментария (тесты, письменные задания, задачники, творческие задания, групповое проектирование и т.д.). И эти возможности используются в белорусских вузах. Правда, стоит отметить, что упор делается в основном, на решение тестовых заданий.

Удаленное консультирование преподавателем обучаемых по сложным вопросам изучения дисциплины, постановка задач и творческих заданий посредством инструментария электронной почты и форумов на данный момент используется в недостаточной степени, хотя технические возможности позволяют с успехом реализовывать данную работу, более того, студенты через форумы, чаты, с удовольствием будут стараться «достучаться» до преподавателей.

Наиболее болезненная проблема для преподавателей, связанная с осуществлением дистанционного обучения – это учет затраченного на контакты с обучаемыми времени и списание его в нагрузку. Сложность в том, что данный вид учебной работы отсутствует в «Примерных нормах времени …», документе, на основании которого производится расчет нагрузки преподавателей в белорусских вузах. Хотя необходимо указать, что технически не представляется сложным организовать учет реально затраченного на Интернет-консультации времени, т.к. отследить появление конкретного преподавателя в сети элементарно, каждый преподаватель должен иметь свой уникальный логин и пароль доступа, каждое его появление во внутренней компьютерной сети и все произведенные действия фиксируются на сервере с точным указанием затраченного на произведенные действия временем.

Опосредованное асинхронное дистанционное обучение имеет свои важные преимущества. Прежде всего, это возможность свободно планировать время лицу, которое проходит обучение. Студент или слушатель может приступить к изучению материала в удобное для него время, дозировать по своему усмотрению объем изучаемого материала и т.д. – но в рамках времени, отведенного на изучение предмета, ведь даты промежуточного и итогового контроля знаний устанавливаются изначально. При этом возможно регулярное обращение за помощью к преподавателю по мере возникновению трудностей в изучении предметов. Режим обращений также может выбираться обучаемым самостоятельно.

Таким образом, на реализацию поставленных учебных задач, подготовку ответов на контрольные вопросы и прочие виды контроля знаний можно с пользой затратить больше времени и более вдумчиво подготовиться к итоговой форме контроля, завершающей изучение дисциплины. Это очень удобно для лиц, получающих второе высшее образование, а также осуществляющих переподготовку в рамках бизнес-образования. Это также удобно для учебного учреждения, профессорско-преподавательского состава.

В тоже время лица, получающие первое высшее образование (особенно вчерашние школьники) могут чувствовать социальный дискомфорт и определенную изоляцию от других участников учебного процесса, прежде всего, от преподавателей. Они еще не умеют самостоятельно планировать обучение и осуществлять дистанционное обучение в таком виде (асинхронно) для них крайне нежелательно, это может привести (и приводит, как показывает опыт вузов) к низким результатам успеваемости.

Синхронные технологии непосредственного дистанционного обучения позволяют установить непосредственный (прямой) контакт в режиме реального времени, в том числе и визуальный, преподавателя и обучаемого. Эти технологии более социальны, они позволяют провести непосредственный опрос обучаемых (осуществить контроль знаний), на поставленные вопросы можно получить ответы в режиме реального времени. Однако такие технологии требуют определенного технического уровня – в частности, высокой пропускной способности Интернет-сети, наличия современных компьютеров, веб-камер, разнообразнейшего мультимедийного оборудования как в учебном заведении, так и в семье обучаемого. Выполнение всех этих условий пока проблематично для вузов Республики Беларусь, пропускные способности сетей многих регионов страны, где проживают потенциальные пользователи дистанционных образовательных услуг, также ограничены. Тем не менее, некоторые технологии синхронного дистанционного обучения можно использовать и в настоящее время, в частности технологии чатов (текстового общения в режиме реального времени) достаточно устойчиво работают на сегодняшний день.

Синхронные технологии дистанционного обучения позволяют проводить видеолекции (и другие виды занятий – круглые столы, дискуссии, консультации, видеоконференции и т.д.) в режиме реального времени. Для данного вида занятий уже придуман специальные термин – вебинары. Для этого необходимо наличие в учреждении образования оборудованных аудиторий (микрофоны, web-камеры высокого разрешения, мультимедийные интерактивные электронные доски, программное обеспечение и другое сложное оборудование.

Синхронные технологии дистанционного обучения также позволяют проводить более тщательный, в том числе визуальный контроль знаний, как промежуточный так и итоговый (проведение зачетов, экзаменов, защиты курсовых работ, рефератов, индивидуальных и групповых проектов), когда на поставленные вопросы экзаменатор получает ответы немедленно.

Синхронные технологии дистанционного обучения позволяют использовать в режиме реального времени возможность проведения стратегических игр на базе центров ситуационного моделирования, выполнять групповые проекты, когда участники проекта находятся в разных географических точках за сотни километров друг от друга.

Технологии синхронного непосредственного обучения более соответствует специфике получения первого высшего образования, позволяют приблизить заочное дистанционное обучение к обучению в очной форме, хотя также имеют свои недостатки. Тем не менее, эти технологии дистанционного обучения позволяют осуществить более плотный контроль учебного процесса, наладить тесный непосредственный постоянный контакт профессорско-преподавательского состава и обучаемых во внесессионный период.

Очень перспективными видятся технологии синхронного дистанционного обучения для системы высшего образования. Но даже при наличии всех технологических возможностей мы в любом случае сталкиваемся с объективными и субъективными сложностями. Прежде всего, это все еще наблюдаемая неготовность преподавательского состава вузов в полной мере внедриться в режим дистанционного обучения на существующих условиях осуществления учебного процесса. Как правило, в обеспечении учебными и другими материалами для дистанционного обучения преподаватели ограничиваются написанием учебных материалов так называемого «первого уровня», т.е. курсов лекции и тестов. Они не стремятся работать над созданием многофункциональных электронных учебников, из которых складывалась бы единая образовательная среда, и сложных учебных проектов. Также не наблюдается стремления участвовать в удаленном либо онлайн-консультировании посредством e-mail, форумов, чатов.

Подготовка дистанционного обучения на первом этапе требуют огромного единовременного напряжения сил, а в дальнейшем и постоянного непосредственного активного участия преподавателя в учебном процессе. В ситуации, когда преподаватель талантлив, он востребован разными вузами, он работает в нескольких учреждениях и тратить свое драгоценное (в прямом смысле слова) время на дополнительную, как правило, неоплачиваемую или малооплачиваемую, работу он не имеет желания. Преподаватели с неактивной позицией просто игнорируют данный вид учебной деятельности в угоду классической схеме, более понятной и устойчивой. Справедливости ради стоит отметить, что даже в такой стране как Швеция, во время посещения автором данного материала Уппсальского университета в декабре 2008 года, выяснилось, что руководство вуза сталкивается с аналогичными проблемами в реализации программ дистанционного обучения. А немногочисленные преподаватели, занятые в дистанционном обучении является скорее энтузиастами и подвижниками. А ведь только при заинтересованном участии широкой преподавательской общественности любые инновации в учебном процессе обречены на успех.
Литература:

1. Stefan Hrastinski. Asynchronous and Synchronous E-Learning // EDUCAUSE Quarterly, vol. 31, no. 4 (October–December 2008)

2. Stefan Hrastinski. Participating in Synchronous Online Education. Department of Informatics School of Economics and Management, Lund University, 2007

3. Профессиональное развитие кадров с использованием дистанционных образовательных технологий в ИПС СибАГС: метод. пособие для руководителей и специалистов, занимающихся вопросами обучения государственных и муниципальных служащих / Н.Н. Таушканов, А.В. Новокрещенов, С.А. Рогачев, М.Ю. Зенков; СибАГС. – Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2009. – 140 с.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Дистанционные образовательные технологии в высшей школе. Проблемы и перспективы iconВсероссийская научно-практическая интернет-конференция «Новые образовательные...
Всероссийская научно-практическая интернет-конференция Новые образовательные технологии: опыт, проблемы, перспективы
Дистанционные образовательные технологии в высшей школе. Проблемы и перспективы iconДистанционные образовательные технологии в школе (из опыта работы...
Если Вы еще не нашли нужную информацию, то Вам повезло. Здесь к Вашему вниманию представлено большое собрание ссылок Интернет-ресурсов,...
Дистанционные образовательные технологии в высшей школе. Проблемы и перспективы iconДоклад на тему: «Здоровьесберегающие технологии в школе»
Об актуальности такого подхода к образованию – технологического, с которым методисты, педагоги обращаются к новым для них понятиям...
Дистанционные образовательные технологии в высшей школе. Проблемы и перспективы iconТворческая работа Современные образовательные и информационные технологии...
Современные образовательные и информационные технологии на уроках истории в профильной школе
Дистанционные образовательные технологии в высшей школе. Проблемы и перспективы iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе 25 образовательные технологии 28
Учебно-методический комплекс предназначен для организации процесса получения знаний по разделам и темам курса «Электронные и дистанционные...
Дистанционные образовательные технологии в высшей школе. Проблемы и перспективы iconКировский областной клинический противотуберкулезный диспансер информационное письмо
Вас принять участие в работе очно-заочной межрегиональной научно-практической конференции с международным участием «Актуальные вопросы...
Дистанционные образовательные технологии в высшей школе. Проблемы и перспективы iconРефератов по дисциплине «Информационные технологии в криминалистике»
Информационная деятельность человека и информатизация общества: проблемы и перспективы
Дистанционные образовательные технологии в высшей школе. Проблемы и перспективы iconВ высшей школе
Методика преподавания в высшей школе: учебное пособие / М. Н. Кох, Т. Н. Пешкова Краснодар: Куб гау, 2011. – 150 с
Дистанционные образовательные технологии в высшей школе. Проблемы и перспективы iconПоложение о студенческой научно-практической конференции «Молодежь...
Гбоу спо «Оренбургский государственный колледж» проводит конференцию «Молодежь XXI века: проблемы, перспективы» учащихся и студентов...
Дистанционные образовательные технологии в высшей школе. Проблемы и перспективы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Информационно-коммуникационные технологии в образовании Хабаровского края-2009: опыт, проблемы и перспективы»
Дистанционные образовательные технологии в высшей школе. Проблемы и перспективы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Информационно-коммуникационные технологии в образовании Хабаровского края-2010: опыт, проблемы и перспективы»
Дистанционные образовательные технологии в высшей школе. Проблемы и перспективы iconИнформационно-образовательный портал финуниверситета: проблемы и перспективы
Информационные ресурсы и технологии в финансовом менеджмента: учебник для магистров / под ред. И. Я. Лукасевича, Г. А. Титоренко....
Дистанционные образовательные технологии в высшей школе. Проблемы и перспективы iconТема: «Современные образовательные технологии в профильном обучении»
Ключевые слова: образовательные технологии в системе профильного обучения, кейс-метод, метод проектов
Дистанционные образовательные технологии в высшей школе. Проблемы и перспективы iconПрограмма межведомственного круглого стола «Высшее образование инвалидов...
Высшее образование инвалидов по зрению: проблемы и перспективы [Текст] : сб докладов и информ материалов межвед круглого стола (30...
Дистанционные образовательные технологии в высшей школе. Проблемы и перспективы icon4 Введение 6
...
Дистанционные образовательные технологии в высшей школе. Проблемы и перспективы iconИнновационные образовательные технологии в работе учителя начальных классов
Современная педагогика и педагогическая психология интенсивно разрабатывают новые образовательные технологии. Среди разнообразных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск