X. экологическое образование, воспитание и просвещение





Скачать 239.78 Kb.
НазваниеX. экологическое образование, воспитание и просвещение
Дата публикации02.01.2015
Размер239.78 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы

Государственный доклад «О состоянии окружающей среды на территории Тверской области в 2010 году»

Глава X. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ВОСПИТАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ



Экологическое благополучие тесно связано с экологическим сознанием человека и с его правом на достоверную информацию о состоянии окружающей природной среды.

На протяжении ряда последних лет экология рассматривается не только как социальная наука, изучающая воздействие общества на природу, но и как научная основа стратегии выживания человечества. В условиях научно-технической революции оптимизация форм взаимодействия общества и природы, охрана окружающей среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов стали острыми и актуальными проблемами области. В решении этих проблем огромную роль призвано сыграть экологическое образование и воспитание людей.

Раздел 1. Дошкольное экологическое образование и воспитание



В системе непрерывного образования начальное звено - дошкольное детство. Именно в этот возрастной период идет становление важнейших качеств личности и, в частности, закладываются основы экологической культуры.

Главная цель экологического образования детей дошкольного возраста определена как формирование начал экологической культуры: правильного отношения к природе, к себе и другим людям как части природы, к вещам и материалам природного происхождения. Правильное отношение строится на элементарных знаниях экологического характера и практической деятельности. Эмоциональный компонент достигается с помощью игровых приемов, художественного материала, внимания взрослого к переживаниям ребенка, то есть знания – не самоцель в экологическом воспитании дошкольников, а необходимое условие для выработки отношения к окружающему миру.

В последние годы отмечается усиленное внимание к вопросам экологического образования дошкольников, как со стороны науки, так и со стороны практиков. Определены цели и задачи, методы и формы работы, созданы программы, введен государственный образовательный стандарт по разделу.

Сегодня можно с уверенностью сказать, что это проблема в той или иной степени решается во всех дошкольных учреждениях Тверского региона – большинство ДОУ реализуют в своей работе программы культурно-экологического образования. В ряде дошкольных учреждений используются дополнительные программы: «Мы» (ав. Н.Н. Кондратьева, Т.А. Шлинок, Т.А. Маркова, Т.А. Виноградова), «Иди за мной», «Паутинка» (ав. Ж.Л. Васякина), «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», «Юный эколог» (ав. С.Н. Николаева), «Семицветик» (ав. В.И. Ашиков, С.Г. Ашикова), «Экологические проекты в детском саду» (ав. О.Масленникова, М.Филиппенко).

Вопросы экологического воспитания решаются на занятиях (1-2 раза в неделю), в совместной и игровой деятельности (ежедневно), экологических вечерах-развлечениях и праздниках (1 раз в месяц), целевых прогулках и экскурсиях (еженедельно), наблюдениях (ежедневно), конкурсах, вернисажах, кружках по экологическому воспитанию и т.п. Воспитатели совместно с детьми организуют труд в уголках природы, на огороде, цветнике, изучают связь живых организмов со средой обитания. Овладение основами экологического воспитания и культуры предусматривает использование экспериментирования, демонстрации детских научно-популярных фильмов. В дошкольных учреждениях имеется система планирования работы с детьми по экологическому направлению, накоплены конспекты занятий, целевых прогулок, наблюдений.

В каждой группе детского сада созданы экологические уголки, имеются экологические библиотеки (энциклопедии и литература о природе). В ряде ДОУ оборудованы экологические комнаты, ботанические сады, экологические тропы с определенными маршрутами.

Педагоги дошкольных учреждений имеют обобщенный опыт работы, который представляется на методических объединениях педагогов города, области, городских смотрах-конкурсах по экологии, Всероссийских конференциях (ДОУ №28, 145, 93, 136). Дошкольные учреждения награждены почетными грамотами, ценными призами за предоставление материалов по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Повышение квалификации педагогов по данному направлению осуществляется путем обучения на курсах повышения квалификации, семинарах-практикумах, конференциях, открытых занятиях.

Раздел 2. Школьное и внешкольное экологическое образование и воспитание



Основой школьного экологического образования остаются общеобразовательные учреждения.

Во многих общеобразовательных учреждениях реализованы программы (курсы) экологической направленности. В учебные программы по курсу «Биология» (5-9 класс), ОБЖ (8,10-11 классы) включены вопросы экологической направленности. Проводится обучение по дисциплинам «Экология человека» (МОУ СОШ №5), «Биология» с основами экологии (МОУ гимназия №8), «Здоровье и окружающая среда» (МОУ гимназия №10), «Экология России» (МОУ СОШ №15), «Экология питания» (МОУ СОШ №18), «Экология и человек» (МОУ СОШ №30), «Экология России» (МОУ СОШ №31), «Экология города» (МОУ СОШ №53).

Проводится ряд внеклассных экологических мероприятий, направленных на посадку деревьев и кустарников, выращивание рассады, разбивку клумб, уборку мусора и озеленение территории, изготовление кормушек и искусственных гнездовий для птиц, уход за аллеями, парками, экологическими тропами, шефство над памятниками природы, благоустройство родников, охрана муравейников, организация практикумов по экологии, экспедиций, летних экошкол и эколагерей.

Учащиеся общеобразовательных учреждений принимают участие во Всероссийских, областных и городских конкурсах, олимпиадах по экологии, школьных и городских научно-практических конференциях.

Учащиеся школы №15 приняли участие во Всероссийском конкурсе юных экологов, а на областном слете юных экологов, проходившем с 7 по 11 декабря 2010 года команда школы заняла 1 место, планируется их участие во Всероссийском смотре-конкурсе экологических проектов в г.Москва. Старшеклассники МОУ СОШ №53 приняли участие в городской конференции юннатов.
Акция «Голос Твери в защиту планеты Земля».

В день весеннего равноденствия – 22 марта 2010 – в очередной раз прошла акция «Голос Твери в защиту планеты Земля» в рамках Международного культурного проекта ООН «Колокол Мира в День Земли».

На акции состоялось награждение победителей и лауреатов конкурсов рисунков, плакатов, фоторабот, сочинений и стихотворений, по традиции прошедших в преддверии акции. На них было представлено более 230 работ учащихся из десяти школ и гимназий города, студии «Семицветик» ДК «Металлист», изостудий «Зебра» и «Колибри» ДК «Химволокно», ДХШ им. В.А. Серова и Областной станции юннатов.

Победителями конкурса рисунка «Мир вокруг нас» признаны:

  • в возрастной группе от 4 до 7 лет:

Карцева Полина (4 года) - изостудия «Колибри» МДК «Химволокно» - 1 место самому младшему участнику,

Богачёва Настя – ДХШ им. В.А.Серова - 1 место,

Лазакович Миша – ДХШ им. В.А.Серова - 2 место,

Бондарева Маша – изостудия «Колибри» МДК «Химволокно» - 3 место.

  • в возрастной группе от 8 до 10 лет

Корогод Екатерина – ДХШ им. В.А.Серова - 1 место,

Проломова Софья – изостудия «Зебра» МДК «Химволокно» - 2 место,

Степанцова Аня – изостудия «Семицветик» ДК «Металлист» - 3 место

Поощрительные призы получили ученики ДХШ им. В.А.Серова - Жигульская Жанна, Андреева Виталина,, Сухобоков Захар, Фадеева Валерия, Мысютина Катя, Титков Даниил, Садикова Соня, Сидорова Ксения, Кошенкова Ксения; воспитанники изостудии «Зебра» МДК «Химволокно» - Шаманская Елизавета, Лубенец Анастасия; изостудии «Семицветик» ДК «Металлист» - Кошелева Саша, Иванов Данила, Гарманова Ульяна, Сергеева Юля.

Победителями конкурса рисунка «Спасенная для мира красота» признаны:

  • в возрастной группе от 7 до 10 лет

Смирнов Тимофей – ДХШ им. В.А.Серова – 2 место,

  • в возрастной группе от 11 до 15 лет

Арзамасцева Елизавета – изостудия «Зебра» МДК «Химволокно» - 1 место,

Осипова Женя – ДХШ им. В.А.Серова – 2 место,

Сафонова Маша – ДХШ им. В.А.Серова – 3 место.

Поощрительные призы вручены ученикам ДХШ им. В.А.Серова - Сергеевой Даше, Кузьминой Алле, Скобелева Екатерина, Смирновой Екатерине, воспитаннице изостудии «Зебра» МДК «Химволокно» Науменко Александре.

Победителями конкурса плакатов «Сохраним жизнь на планете Земля» признаны:

В номинации – плакат-рисунок

  • в возрастной группе от 10 до 13 лет:

Герасимова Алёна – ДХШ им. В.А.Серова – 1 место,

Маковская Алиса – изостудия «Зебра» МДК «Химволокно» - 2 место,

Постникова Евдокия – изостудия «Зебра» МДК «Химволокно» - 3 место.

  • в возрастной группе от 14 до 17 лет:

Кукушкина Татьяна – изостудия «Зебра» МДК «Химволокно» - 1 место,

Суворова Анастасия – изостудия «Зебра» МДК «Химволокно» - 2 место,

Давитадзе Мелана – изостудия «Зебра» МДК «Химволокно» - 3 место.

Поощрительные призы получили ученики ДХШ им. В.А.Серова - Митрофанова Арина, Фокша Ксения, Терентьева Маша, Рыбалкина Элина, Иванова Татьяна, Ежинская Яна; изостудии «Зебра» ДК «Химволокно» - Козлова Анастасия, Дроздова Елена, воспитанница Областной станции юных натуралистов, г.Тверь Лебедева Оля, ученица Тверской гимназии №44 Зюзина Ангелина.

В номинации плакат – компьютерная графика победителями признаны воспитанники изостудии «Зебра» МДК «Химволокно»:

Давитадзе Мелана - 1 место,

Андреева Елизавета – 2 место,

Янгель Елизавета – 3 место.

Поощрительные призы вручены воспитанникам изостудии «Зебра» МДК «Химволокно» - Лебедевой Анастасии, Тальяновой Марии, ученице ДХШ им. Серова Кукушкиной Татьяне.

Победителями конкурса фоторабот «Чудо жизни на планете Земля» признаны:

  • в возрастной группе от 10 до 13 лет:

Снопова Екатерина – школа № 16 – 1 место,

Ефимова Юля – областная станция юннатов – 2 место,

Солодова Юлия – школа № 27 – 3 место.

  • в возрастной группе от 14 до 17 лет

Воробьёва Арина – изостудия «Зебра» МДК «Химволокно» - 1 место,

Синюхова Валерия – гимназия № 44 – 2 место,

Гашинина Евгения – гимназия № 10 – 3 место.

Поощрительные призы получили ученики СОШ №31 – Киселева Алена; СОШ №37 – Рябчихина Мария; гимназии № 44 –Стручков Николай, Конюхов Илья, Копылова Валерия; воспитанники Областной станции юных натуралистов, г.Тверь – Алексина Аня, Глазова Наташа.

Победителями конкурса сочинений и стихов «Если бы планетой управляли дети» признаны:

  • в возрастной группе от 10 до 13 лет:

Кириллов Иван – гимназия № 10 – 2 место,

Навроцкий Иван – гимназия № 6 – 3 место.

  • в возрастной группе от 14 до 17 лет:

Ковтун Анастасия, Еськина Валерия – гимназия № 44 – 1 место,

Сюльдина Юлия – гимназия № 44 – 2 место,

Пронягин Андрей – гимназия № 44 – 3 место.

Поощрительные призы получили ученики гимназии №44 – Зинченко Анна, Новикова Кира, гимназии №10 – Широков Никита, Веденеева Валерия, Лабунька Арина.



«Не утони в …», Давитадзе Мелана, 15 лет, изостудия «Зебра» МДК «Химволокно», преподаватель Маняк Е.В. 1 место в конкурсе плакатов (компьютерная графика) «Сохраним жизнь на планете Земля!», возрастная группа от 10 до 17 лет



«Аисты на крыше – мир на земле», Ефимова Юля, 11 лет, Областная станция юннатов, руководитель Есипенко Н.Н. 2 место в конкурсе фоторабот «Чудо жизни на планете Земля», возрастная группа от 10 до 13 лет


рис. 10.2.1. Работы участников конкурсов, прошедших в рамках акции «Голос Твери в защиту планеты Земля» – 2010


Всероссийский конкурс "Моя малая родина: природа, культура, этнос"-2010

Всероссийский конкурс «Моя малая Родина: природа, культура, этнос» проводится с целью воспитания у детей и подростков ценностного отношения к природному и культурному окружению, а также толерантности и уважения к другим культурам. В период с октября 2010 года по январь 2011 года прошел региональный этап Всероссийского конкурса «Моя малая Родина: природа, культура, этнос» В региональном этапе Всероссийского конкурса «Моя малая Родина: природа, культура, этнос» приняли участие около 200 учащиеся из 7 городов: Бежецка, Весьегонска, Вышнего Волочка, Кашина, Кувшиново, Старицы, Удомли и 9 районов: Бежецкого, Весьегонского, Кашинского, Кувшиновского, Рамешковского, Старицкого, Селижаровского, Торжокского, Фировского районов. Всего в оргкомитет Конкурса поступило более 40 творческих, учебно-исследовательских работ и эколого-краеведческих путеводителей учащихся 5 - 11 классов из 27 образовательных учреждений.

Победителями и призёрами регионального этапа Всероссийского конкурса «Моя малая Родина: природа, культура, этнос» признаны:

в номинации «Эколого-краеведческие путеводители»:

I место - Шишпарёнок Татьяна, 10 класс, Бурдов Сергей 9 класс МОУ СОШ № 1 п. Селижарово Тверской области, работа – «Голенково»,

II место – Виноградова Виктория, 6 класс, Сергеева Наталья, 6 класс МОУ СОШ №2 п. Селижарово Селижаровского района, работа - «Река Селижаровка – связующая нить между Селигером и Волгой»,

III место - Терёхина Елена, 9 класс, МОУ Грузинская ООШ Торжокского района, работа - «Родная Новоторжская земля».

в номинации «Публицистика в защиту природы и культуры»:

I место - Орлова Татьяна, 5 класс, МОУ Бузыковская ООШ Кашинского района, работа - «Тайны леса»,

II место – Симонян Альберт, 6 класс, МОУ «Старицкая СОШ» г. Старицы, работа - «Лён всему голова» (статья),

III место - Попова Анна, 9 класс МОУ «Красновская ООШ» Старицкого района, работа - «Застывшая музыка»,

в номинации «Гуманитарно-экологические исследования»:

I место - Поздина Светлана, 9 класс, МОУ «Удомельская средняя общеобразовательная школа №5 с углубленным изучением отдельных предметов», работа - «Дворовые игры глазами трёх поколений»,

II место - Виноградов Илья, 9 класс МОУ «Берновская СОШ им. А.С.Пушкина» Старицкого района, работа – «Современное состояние и возможные варианты решения некоторых экологических проблем с. Берново»,

III место – Матвеева Анна, 11 класс, МОУ Рождественская СОШ Фировского района, работа – «Виды туризма Фировского района».

в номинации «Живой символ малой родины»:

I место - Петров Валентин, 7 класс, МОУ Весьегонская СОШ г. Весьегонска, работа «Речной рак – Символ города»,

II место - Куликов Николай, 6 класс, Елизарова Наталья, 9 класс МОУ «Косковско-Горская ООШ» Рамешковского района, работа - «Глухарь – певец жизни»,

III место - Зернов Владимир, 5 класс, Тарасенкова Алёна, 9 класс МОУ «Косковско-Горская ООШ» Рамешковского района, работа – «Лещина обыкновенная».

По решению оргкомитета и жюри на федеральный этап Конкурса «Моя малая Родина: природа, культура, этнос» направлены следующие работы:

- «Голенково» (Шишпарёнок Татьяна, 10 класс, Бурдов Сергей 9 класс МОУ СОШ № 1 п. Селижарово Тверской области, руководители - Шишпарёнок Светлана Алексеевна, учитель биологии и краеведения; Казанцева Ирина Геннадьевна, заместитель директора по воспитательной работе МОУ СОШ № 1 п. Селижарово Тверской области),

-«Дворовые игры глазами трёх поколений» (Поздина Светлана, 9 класс, МОУ «Удомельская средняя общеобразовательная школа №5 с углубленным изучением отдельных предметов», руководитель - Плотникова Светлана Николаевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Удомельская средняя общеобразовательная школа №5 с углубленным изучением отдельных предметов»),

- «Речной рак – Символ города» (Петров Валентин,7 класс, МОУ Весьегонская СОШ г. Весьегонска, руководитель - Борботунова Лариса Евгеньевна, учитель изобразительного искусства МОУ Весьегонская СОШ).
Конкурс "Подрост-2010"

Всероссийский юниорский лесной конкурс «Подрост» («За сохранение природы и бережное отношение к лесным богатствам») является ежегодным мероприятием.

Цель Конкурса – поддержка инициативы обучающихся образовательных учреждений России по расширению и углублению знаний, приобретению умений и навыков по лесной экологии, лесоводству и методам защиты леса, уходу и восстановлению лесов, способствующих их экологическому воспитанию, эколого-лесохозяйственному образованию и профессиональной ориентации.

В региональном этапе Всероссийского юниорского лесного конкурса «Подрост» («За сохранение природы и бережное отношение к лесным богатствам») приняли участие более 300 учащихся из 24 образовательных учреждений 7 городов (Вышнего Волочка, Западной Двины, Конаково, Кувшиново, Нелидово, Старицы, Твери) и 10 районов (Весьегонского, Вышневолоцкого, Западнодвинского, ЗАТО Озёрный, Зубцовского, Лесного, Старицкого, Торопецкого, Торжокского, Фировского, ) Тверской области.

Отчеты о своей работе представили 5 школьных лесничества, в которых работают 200 учащихся среднего и старшего возраста. Учащиеся проводят работы по лесовосстановлению, выявляют очаги размножения насекомых-вредителей, проводят учебно-исследовательскую работу по экологии леса. Члены жюри рассмотрели представленные материалы, подвели итоги, определили победителей регионального этапа Всероссийского юниорского лесного конкурса «Подрост» в 2010 году.

Победители и призёры регионального этапа Всероссийского юниорского лесного конкурса «Подрост»:

  1. В номинации «Работа школьных лесничеств»:

Победитель - школьное лесничество «Берёзка» МОУ Плоскошская СОШ Торопецкого района;

  1. В номинации «Учебно-исследовательская деятельность» - победители по разделам:

    1. «Экология лесных растений»:

- Антипова Евгения, учащиеся 10 класса МОУ «Погорельская СОШ» Зубцовского района – «Биота Трутовых грибов лесопаркового комплекса «Игуменка» Зубцовского района Тверской области»;

- Лебедева Любовь, учащаяся 9 класса МОУ «Васильевская СОШ» Старицкого района «Многообразие видового состава грибов в лесных биоценозах села Васильевское»;

2.2. «Экология лесных животных»:

- Кокина Екатерина, учащаяся 9 класса МОУ «Кувшиновская СОШ №2» г. Кувшиново – «Методика зимнего маршрутного учета млекопитающих по следам»;

- Силайчева Наталья, учащаяся 9 класса, Морозова Елена,учащаяся 7 класса МОУ Климовская СОШ Торжокского района - «Изучение тетеревов во время весеннего тока».

2.3. «Лесоведение и лесоводство»:

- Барков Дмитрий, учащийся 7 класса МОУ Грузинская ООШ Торжокского района – «Особенности выращивания сосны обыкновенной в условиях пришкольного участка»;

- Иванова Екатерина, учащаяся 10 МОУ Рождественская СОШ Фировского - «Взгляд на проблему восстановления лесных ресурсов».

3. В номинации «Практическая природоохранная деятельность» победители:

- Боровкова Ксения, учащаяся 10 класса МОУ СОШ № 8 г. Конаково- Проект «Памятник природы Конаковский бор». Организация и проведение природоохранных мероприятий»;

- Маркова Варвара, учащаяся 9 класса МОУ СОШ №4 г. Нелидово – «Школьное лесничество МОУ СОШ № 4 г. Нелидово»;

- коллектив учащихся школьного лесничества МОУ Ивановская ООШ Весьегонского района.

4. В номинации «Лес в литературном творчестве» - победители:

- Кокина Екатерина, учащаяся 9 класса МОУ «Кувшиновская СОШ №2» г. Кувшиново, публицистическое сочинение «Земноводные грузуны»;

- Иванова Дарья, учащаяся 7 класса МОУ гимназия № 2 г. Вышнего Волочка, сочинение на тему «Любовь к лесу»;

- Коровкина Ксения, учащаяся 6 класса МОУ «Старицкая СОШ», г. Старица, стихотворения «Лес и люди», «Лес и времена года», «Берегите лес»;

- Верилов Игорь, учащийся 8 класса МОУ «Бибиревская ООШ Западнодвинского района, эссе «Приятель моего детства»;

- коллектив учащихся МОУ Лесная СОШ Лесного района – проект «Лесная сказка».

5. В номинации «Школьные лесничества в условиях модернизации образования» победителями стали:

- Тихомирова Зинаида Андреевна, учитель биологии МОУ Плоскошская СОШ Торопецкого района – «Школьное лесничество «Берёзка» МОУ Плоскошская СОШ»;

- Лукичева Мария Парфеновна, учитель биологии МОУ СОШ №4 г. Нелидово - «Школьное лесничество МОУ СОШ № 4 г. Нелидово».

Педагоги, подготовившие учащихся - победителей Конкурса:

- Панцова Наталья Ивановна, учитель биологии МОУ «Погорельская СОШ» им. Героя Советского Союза Н.И.Черкасова Зубцовского района;

- Иванова Наталья Михайловна, учитель биологии МОУ №Васильевская СОШ» Старицкого района;

- Морозова Наталья Анатольевна, учитель биологии МОУ Климовская ООШ Торжокского района;

- Кокина Оксана Владимировна, учитель биологии МОУ «Кувшиновская СОШ №2» г. Кувшиново;

- Терехина Алевтина Степановна, учитель биологии МОУ Грузинская ООШ
Торжокского района;

- Николаева Елена Леонидовна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель географии МОУ Рождественская СОШ Фировского района;

- Варанкина Валентина Александровна, учитель биологии МОУ СОШ №8 г. Конаково.

- Ермолаева Галина Николаевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Кувшиновская СОШ №2» г. Кувшиново.

- Андрианова Марина Вячеславовна, учитель русского языка и литературы МОУ «Старицкая СОШ» г. Старицы;

- Сизова Елена Борисовна, учитель русского языка и литературы МОУ гимназия №2 г. Вышнего Волочка;

- Полончук Ольга Геннадьевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Бибиревская ООШ» Западнодвинского района,

- Бойцова Галина Ивановна, учитель биологии МОУ Лесная СОШ Лесного района.

По решению жюри для участия в федеральном (заочном) этапе Всероссийского юниорского лесного конкурса «Подрост - 2011» работы направляются в номинациях:

«Экология лесных растений»:

- Антипова Евгения, учащиеся 10 класса МОУ «Погорельская СОШ» Зубцовского района работа – «Биота Трутовых грибов лесопаркового комплекса «Игуменка» Зубцовского района Тверской области», руководитель Панцова Наталья Ивановна, учитель биологии;

«Школьные лесничества в условиях модернизации образования»:

Тихомирова Зинаида Андреевна, учитель биологии МОУ Плоскошская СОШ Торопецкого района – «Школьное лесничество «Берёзка» МОУ Плоскошская СОШ».

Раздел 3. Экологическое образование в высших учебных заведениях



В Тверской области накоплен достаточно большой опыт организации экологического образования в вузах и средних специальных учебных заведениях. Курс по основам экологического знания входит в программы обязательного изучения всех образовательных учреждений, реализующих образовательные программы высшего профессионального образования.

В 1993 году в Тверском государственном университете создана кафедра экологии. До 2008 года кафедра выпускала специалистов-биологов по специализации «экология и охрана природы». С 1999 года начат прием студентов на специальность «экология», а с 2004 года на специальность «биоэкология», на которых кафедра соответственно ведет специализацию «биоразнообразие и охрана природы», участвует в ведении специализации «экологическая экспертиза» и выпускает специалистов-экологов и (с 2009 года) биоэкологов. Научные исследования сотрудников кафедры и студентов посвящены проблеме сохранения природного наследия, ландшафтного и биологического разнообразия Тверской области. Кафедра осуществляет научное обоснование системы особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Разрабатываются и реализуются предложения по образованию новых и корректировке ранее образованных ООПТ, по формированию экологического каркаса Тверской области. Кафедра экологии как ведущая организация с привлечением специалистов других кафедр и учреждений осуществляет научное обеспечение ведения Красной книги Тверской области: организует и проводит сбор, хранение и анализ информации, а также разработку мер охраны объектов животного и растительного мира, обитающих (произрастающих) на территории Тверской области.

Кафедра "Природообустройство и экология" в Тверском Государственном техническом университете осуществляет выпуск инженеров по специальности «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов». Возглавляет кафедру Женихов Юрий Николаевич, д.т.н., профессор. На кафедре ведутся научные исследования в области. К объектам профессиональной деятельности выпускников относятся:

  • государственная экологическая экспертиза;

  • комитеты природных ресурсов;

  • организации системы кадастра и мониторинга природных ресурсов;

  • фирмы и лаборатории по контролю качества окружающей среды;

  • научно-исследовательские и проектные организации;

  • промышленные и сельскохозяйственные предприятия.

Студенты, обучающиеся на кафедре, получают знания в области:

  • инженерной экологии и рационального природопользования;

  • химии окружающей среды и токсикологии;

  • госконтроля, обработки и анализа экологической информации;

  • оценки воздействия на окружающую среду и экологической экспертизы;

  • очистки и утилизации промышленных и бытовых отходов;

  • эколого-экономической оценки природных ресурсов.

В Тверской государственной сельскохозяйственной академии (ТГСХА) кафедра агрохимии, почвоведения и агроэкологии (первоначально – агрохимии и почвоведения, созданная в 1973 г) выпускает специалистов с квалификацией агроном-эколог. Назначение профессии: исследование по рациональному использованию агроландшафтов, разработка научно обоснованных рекомендаций по эффективному использованию химических средств, агрохимическое картирование почв, установление потребности хозяйств в минеральных удобрениях и контроль за их применением.

Факультет экологии Тверского института экологии и права существует с 1999 года. За это время факультет осуществил 6 выпусков, 57 выпускников ТИЭП получили дипломы специалистов-экологов, из них 3 – дипломы с отличием, 13 человек включены в справочник «Лучшие выпускники вузов Тверского региона». В настоящий момент факультет возглавляет кандидат технических наук, доцент, старший научный сотрудник Т.Л. Баранова. Среди изучаемых на факультете дисциплин: биология, география, геология, прикладная экология, экологический мониторинг, экологическая экспертиза, радиационная экология, экономика природопользования, экологическое право, геоинформационные системы, биотехнология, химическая экология и др.

Тверской химико-технологический колледж готовит экологов средней квалификации – по специальности “Охрана окружающей среды и рациональное природопользование”.

Раздел 3. Эколого-просветительская деятельность, средства массовой информации


Большую роль в формировании экологического сознания и воспитании бережного отношения к природе у подрастающего поколения играют различные конкурсы и смотры, направленные на активизацию данной работы. Важное значение имеет распространение экологических знаний через средства массовой информации, музеи, библиотеки, учреждения культуры, природоохранные учреждения.

В 2010 г. были проведены следующие выставки, семинары и конференции:

-межрегиональная научно-практическая конференция «Экология. Информация. Библиотека»;

-научно-практические конференции «Природное наследие городов и поселений Тверской области», « Рациональное природопользование и охрана окружающей среды»;

-областная акция «Сохраним природное наследие памятника природы – Бобачёвская роща»;

-областной конкурс «Подрост»;

-областной этап всероссийского детского экологического форума «Зелёная планета»;

-областной этап Всероссийской акции «Летопись добрых дел»;

-специализированная выставка «Природные ресурсы и экология».

-реализована областная общественная программа «Поможем Волге», организован и постоянно действует «Народный экологический университет» (по итогам работы народного экологического университета за 2010 год выдано 25 сертификатов.

В тематических выставках, областных акциях, конкурсах в сфере охраны окружающей среды приняли участие 2500 человек.

В рамках вышеперечисленных мероприятий были представлены стендовые доклады, исследовательские работы школьников, студентов, рефераты, программы, фотоматериалы, пособия и т.д., встречи со специалистами

Тверской Ботанический сад осуществляет комплексную программу экологического образования и просвещения для разных категорий населения города и области: общие и тематические экскурсии по саду, учебные курсы, полевые и производственные практики для студентов и школьников.

Современные средства массовой информации (СМИ) играют важную роль в распространении экологических знаний среди населения. Журналистика занимает ведущее место в формировании экологизированного мировоззрения широкой читательской и зрительской аудитории.

Раздел 4. Общественное и детско-юношеское экологическое движение


В последнее время наметились ярко выраженные тенденции активизации общественного движения в области охраны окружающей среды. Появляется большое количество общественных групп, коллективов, создаваемых для решения конкретных, практических задач, в осуществление экологических проектов вовлекаются также общественные организации, например, не связанные с природоохранной деятельностью, но участвующие в отдельных проектах по охране окружающей среды. Увеличилось количество реализуемых экологических проектов общественными объединениями, расширилась область их применения, качество и уровень их реализации. В этой работе велика роль Тверского областного отделения Всероссийского общества охраны природы. В числе приоритетных задач общества входят:

  • экологическое воспитание и просвещение;

  • общественный экологический контроль;

  • организация общественной экологической экспертизы;

  • создание альтернативных планов и проектов;

  • формирование общественного мнения по важным экологическим проблемам области;

  • личное участие членов общества в природоохранных акциях;

  • развитие клубного движения;

  • объединение других общественных экологических движений и организаций;

  • участие в научных исследованиях и законотворчестве;

  • укрепление взаимодействия с государственными структурами;

  • содействие преумножению рядов общества.

По каждому из этих направлений сложилась определенная система, конкретные формы и методы работы. На этом благородном поприще трудились и трудятся многие видные ученые области, специалисты, ветераны войны и труда, студенты и учащиеся, тысячи горожан и сельских жителей.

Продолжает свою работу «Открытый народный экологический университет», созданный Тверским ОО ВООП 20 октября 2005 при поддержке сектора экологической информации ТОУНБ им. А.М.Горького, кафедры природоустройства и экологии ТГТУ. В программе 2010 года слушателям были предложены следующие темы: «О межгосударственном мониторинге России и Белоруссии в области охраны атмосферного воздуха», Хартия Земли - этическая проблема образования в интересах устойчивого развития», «Проблемы здоровья молодежи».

Немаловажную роль в организации детско-юношеского экологического движения играют:

Тверской экологический клуб (ТЭК) – общественная организация, которая возникла в декабре 1993 года на базе Дружины по охране природы Тверского государственного университета. Начало деятельности организации как общественного объединения - январь 1994 г. Клуб насчитывает около 20-25 человек, студентов и выпускников биологического факультета Тверского Государственного Университета, а так же филологического факультета, факультета управления и социологии, прикладной математики, представителей Тверского Государственного Технического Университета, Машиностроительного колледжа и т.д. Тверской экологический клуб является коллективным членом Социально-экологического Союза с 1995г., входит в Движение Дружин по Охране Природы. Руководитель – Пушай Елена Станиславовна, старший преподаватель кафедры экологии ТвГУ. В мае-июне 2010 года ТЭК совместно с ботаническим садом ТвГУ был организован экологический лагерь для школьников «Биоразнообразие 2010», деятельность которого посвящалась Международному году биоразнообразия.

ЭКА организация, созданная летом 2010 года. ЭКА-Центр ставит своей задачей не только реализацию экологических проектов, но и изменение мировосприятия людей в области взаимодействия с окружающей средой. Первой стартовой программой, которую активисты ЭКА-Центра запустили осенью 2010, стала программа «Больше кислорода!». Цель программы «Больше кислорода!» – создание школьных питомников, высадка в каждом из них саженцев, а также последующая высадка подросших сосен в пригодные для этого земли, которые станут новыми лесами России. В октябре 2010 года активистами Тверского ЭКА-Центра была проведена акция подобного рода, в которой приняли участие ученики 27 школ г.Твери, были высажены 15 тыс. саженцев сосны.

2
Рис. 10.4.1. Акция Тверского ЭКА-Центра по высадке саженцев сосны в рамках программы «Больше кислорода!»

6 ноября 2010 года в читальном зале Тверской Библиотеки им. Горького региональный ЭКА-Центр провел церемонию награждения учеников и учителей школ, участвовавших в программе «Больше кислорода!». В рамках данного торжественного мероприятия прошел круглый стол «Проблемы и перспективы экологического образования в Тверской области», по итогам которого уже создан план программы по оптимизации экологического просвещения в школах Твери и Тверской области

На территории Конаковского района и города Конаково активно работают несколько общественных организаций по охране природы. Традиция общественной природоохранной деятельности в городе и районе очень сильна и передаётся из поколения в поколение. В последнее десятилетие наиболее известны стали Фонд экологического возрождения им. В.К. Рогинского (г. Конаково), НП «Борки» (Конаковский р-н, Вахонинское с/п.), движение «Родные берега» (населенные пункты и садовые товарищества в районе Карачарово, Энергетик, Плоски, Свердлово). Все они объединились в начале 2009 года в Конаковский районный Экологический Клуб (далее – Конаковский Экоклуб). Активными участниками природоохранной общественной работы являются также Конаковское отделение Российской международной Академии туризма, Конаковская межпоселенческая центральная библиотека, Конаковский краеведческий музей, также являющиеся членами Конаковского Экоклуба.

Конаковский Экоклуб работает в тесном контакте с кафедрой экологии ТвГУ, Тверским Экоклубом и ДУПРООС Тверской области.

О
Рис. 10.4.2. Посадка деревьев активистов Конаковского Экоклуба и школьников д.Вахонино при поддержке Гринпис

сновными объектами, требующими внимания и заботы общественности, являются ООПТ, в том числе Памятник природы «Лесопарк Конаковский» (знаменитый Конаковский Бор) и Парк «Карачарово», лес у поселка Энергетик, а также вся береговая линия Волги (Иваньковского водохранилища) и впадающих в неё рек. В селе Свердлово (Вахонинское с/п.) силами НП «Борки» сохраняется уникальный заливной луг, – место обитания краснокнижных растений, животных и птиц, - который, по мнению Конаковского Экоклуба и ученых ТвГУ, должен получить статус ООПТ. Фонд экологического возрождения им. В.К.Рогинского уже много лет «шефствует» над Конаковским Бором, движение «Родные берега» благоустраивает общественные зоны отдыха на берегах.

Силами активистов ежегодно и регулярно проводятся:

- мероприятия по уборке мусора, в первую очередь на природных территориях, выявление несанкционированных свалок;

- экологические рейды по выявлению нарушению природоохранного законодательства (с 2010 года во взаимодействии с ДУПРООС Тверской области);

- посадка и уход за деревьями, сбор желудей и семян, выращивание саженцев;

- зимняя подкормка птиц, наблюдение и учёт птиц;

- просветительская деятельность с детьми и семьями (эколагерь, конкурсы, праздники, премии, лекционно-практические занятия с привлечением специалистов);

- содействие научной работе ТвГУ на территории города и района;

- а также многие другие мероприятия, направленные на сохранение конаковской природы и экологическому просвещению жителей и отдыхающих.

Летом 2010 года Экоклубом были организованы противопожарные дежурства в лесах и на полях, тушение возгораний. Экоклуб принимает участие и поддерживает многие областные и общероссийские мероприятия и акции по охране природы.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

X. экологическое образование, воспитание и просвещение icon3 Экологическое образование, просвещение и воспитание Экологическое образование
Дальневосточного региона. Эти программы востребованы и удовлетворяют потребности в знаниях по отдельным целевым направлениям отраслей...
X. экологическое образование, воспитание и просвещение iconИсследование по теме «Экологическое образование для устойчивого развития»
Воспитание – вечная категория, она существует и развивается вместе с развитием человеческого общества, с взрослением и становлением...
X. экологическое образование, воспитание и просвещение iconД филос н., профессор кафедры философии
Экологический вызов современности ставит человечество перед необходимостью принимать своевременные меры. Все это превращает формирование...
X. экологическое образование, воспитание и просвещение iconПрограмма по профилю «Экологическое образование» Москва 2013 г. Цель вступительных испытаний
«Педагогическое образование» по профилю «Экологическое образование» и отбор лучших претендентов для обучения. В ходе вступительных...
X. экологическое образование, воспитание и просвещение iconIi всероссийский конкурс на лучшую методическую разработку по экологической проблематике
Экологическое воспитание и образование во внеклассной деятельности учителя биологии
X. экологическое образование, воспитание и просвещение iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Экологическое воспитание и образование во внеклассной деятельности учителя биологии
X. экологическое образование, воспитание и просвещение iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Экологическое воспитание и образование во внеклассной деятельности учителя биологии
X. экологическое образование, воспитание и просвещение iconКоржевская Оксана Владимировна, Учитель экологии, химии моу сош п....
Планеты. В этом процессе экологическое образование, воспитание и просвещение должны рассматриваться как наиболее приемлемая основа...
X. экологическое образование, воспитание и просвещение iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Экологическое воспитание и образование учащихся в школе проводилось согласно плану работы по следующим направлениям
X. экологическое образование, воспитание и просвещение iconПринято на педагогическом совете Утвержден
Содержанием экологического воспитания являются базовые национальные ценности: природа, родная земля, заповедная природная, планета...
X. экологическое образование, воспитание и просвещение iconДоклад на республиканской научно-практической конференции «Экологическое...
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми ( )
X. экологическое образование, воспитание и просвещение iconР. А. Гарифуллин «18» сентября 2013 г. «Согласовано»
В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы и под угрозой будущее всего человечества, ни один здравомыслящий...
X. экологическое образование, воспитание и просвещение iconГода: «Амфибии и рептилии Республики Татарстан»
Гдэбц с 2001 года и направлен на реализацию системного подхода в экологическое образование и воспитание, использование во взаимодействии...
X. экологическое образование, воспитание и просвещение iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Экологизация экономики»
Направление— 050100. 68 Педагогическое образование Магистерская программа Экологическое образование Форма подготовки очная
X. экологическое образование, воспитание и просвещение iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Методы ботанических исследований»
Направление – 050100. 68 Педагогическое образование Магистерская программа Экологическое образование Форма подготовки очная
X. экологическое образование, воспитание и просвещение iconГода: «Сохранение биоразнообразия и проблемы охраны природных ресурсов Республики Татарстан»
Гдэбц с 2001 года и направлен на реализацию системного подхода в экологическое образование и воспитание, использование во взаимодействии...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск