Скачать 159.76 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ТГПУ) «УТВЕРЖДАЮ» Проректор (декан факультета) ___________________________ «____» _______________2011 г. ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫДПП.Р.02 Этнопедагогика (указывается наименование и шифр дисциплины в соответствии с ГОС и учебным планом) 1. Цели и задачи дисциплины Цель: формировать интерес к педагогическим традициям народа, его нравственным, этическим и духовным ценностям, национальной культуре. Задачи:
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины По завершению курса студенты должны знать и понимать: - значение передачи из поколения в поколение многовекового опыта народа, его нравственных устоев; - необходимость возрождения традиционных методов и приемов воспитания детей, используемых в народной педагогике. 3. Объем дисциплины и виды научной работы
4. Содержание дисциплины 4.1. Разделы дисциплины и виды занятий.
4.2. Содержание разделов дисциплины Раздел 1. Предмет и задачи дисциплины. Тема 1. Этнопедагогика как наука. Предмет этнопедагогики, разные подходы к его определению. Основные этапы становления этнопедагогики как науки. Функции этнопедагогики. Тема 2. Специфика этнопедагогики. Методические основы этнопедагогики и ее связь с другими науками. Методы этнопедагогических исследований. Особенности народного воспитания. Раздел 2. Педагогическая роль детской среды в народной педагогике. Тема 3. Характеристика детской среды. Детская среда и особенности ее функционирования. Моральный кодекс детской среды. Детские тайные языки и их происхождение, лидеры. Автономность детской среды. Тема 4. Педагогическая роль детской среды. Возрастные и индивидуальные особенности и их проявление в этнопедагогике. Программа детского воспитания и обучения. Обычаи и обряды в детской среде. Игры, игровые прелюдии. Раздел 3. Традиции трудового обучения и воспитания. Тема 5. Трудовое обучение и воспитание. Трудовое воспитание как сердцевина народной педагогики. Классики педагогики о народных традициях воспитания и обучения. Тема 6. Культура труда. Моральная и психологическая подготовка к труду. Трудовые праздники. Раздел 4. Нравственное воспитание в народной педагогике. Тема 7. Нравственное воспитание. Нравственные идеалы, традиции, ритуалы. Национальный этикет, взаимосвязь поколений, культ предков, любовь к детям, чувство национального и человеческого достоинства. Тема 8. Воспитание нравственности. Методы воздействия на чувство, сознание, поведение, средства традиционной культуры воспитания. Раздел 5. Народная система умственного воспитания. Тема 9. Значение ума в жизни человека. Народная педагогика и значение ума в жизни человека. Тема 10. Умственное воспитание. Умствование, самосовершенствование, знания народа об окружающем мире, мудрость народа в объяснении природных, исторических проблем. Роль фольклора в умственном развитии. Раздел 6. Эстетическое воспитание. Тема 11. Прекрасное в жизни человека. Прекрасное в жизни, труде и уме. Прекрасное в природе и взаимоотношениях людей. Красивые песни, орудия труда и одежда, народная архитектура и предметы быта. Народный идеал красоты – эстетические чувства, представления, вкусы – средства эстетического воспитания. Тема 12. Единство воспитания. Единство между эстетическим, нравственным, умственным и трудовым воспитанием. Раздел 7. Физическое воспитание. Тема 13. Физическая культура. Задача физического воспитания – забота о физическом состоянии матери и ребенка: гигиена, кормление, правильная посадка. Тема 14. Методы физического воспитания. Методы закаливания, баня в народной системе физического воспитания. Народные виды спорта, единство с природой. Виды борьбы и кулачного боя. Раздел 8. Пословицы и поговорки как педагогические миниатюры народа. Тема 15. Воспитательное значение пословиц и поговорок . Педагогические идеи и воспитательное значение пословиц и поговорок. Народные афоризмы о целях формирования личности. Пословицы и поговорки о воспитании, самовоспитании и перевоспитании. Тема 16. Использование пословиц и поговорок в педагогической деятельности. Использование педагогического потенциала народного афоризма в современной воспитательной и учебной деятельности. Раздел 9. Песенная поэзия воспитания. Тема 17. Воспитательная роль народной песни. Народные песни и их роль в воспитании. Содержание, исполнение, обучение народной песне. Тема 18.Полный педагогический цикл в народной песне. Полный педагогический цикл в народной песне. Поэзия пестования. Песня и игра. Классификация народных песен. Раздел 10. Сказки в народной системе воспитания. Тема 19. Воспитательная роль сказок. Сказка – педагогическое средство и метод. Сила примера в воспитании. Тема 20. Классификация сказок. Принцип природосообразности. Трудовое, семейное, нравственное воспитание. Классификация народных сказок. Раздел 11. Народные игры. Тема 21. Воспитательная роль народной игры. Разнообразие народных игр по содержанию и форме. Развивающая функция народной игры. Тема 22.Отличительные особенности народных игр. Принципы организации народных игр. Игра и преемственность поколений. Раздел 12. Семейное воспитание. Тема 23. Сущность семейного воспитания. Основные понятия семейной педагогики. Цели и задачи семейного воспитания. Исторические типы семьи, ценности семьи. Тема 24. Роль членов семьи в воспитании. Культ матери в народной педагогике. Роль отца в воспитании. Роль бабушек и дедушек. Роль старших детей в воспитании. Сироты и приемыши. Воспитание в раннем детстве. 5. Лабораторный практикум Не предусмотрен. 6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 6.1. Рекомендуемая литература а) основная литература:
б) дополнительная литература:
6.2.Средства обеспечения освоения дисциплины Рабочая программа по курсу «Этнопедагогика», составленная преподавателями кафедры социальной педагогики ТГПУ. 7. Материально-техническое обеспечение дисциплины. Телевизор, видеомагнитофон. 8. Методические рекомендации и указания по организации изучения дисциплины 8.1. Методические рекомендации преподавателю Основные формы организации обучения: проведение лекций (в виде традиционных и проблемных лекций, лекций-бесед, лекций вдвоем (преподаватель и специалист в области этнологии)); организация экскурсий в музеи на выставки, посвященные национальным особенностям культуры; различные формы самостоятельной работы студентов, промежуточные аттестации студентов (в виде контрольных работ и тестирования), консультации, зачет. Самостоятельная работа студента предполагает различные формы индивидуальной учебной деятельности: конспектирование научной литературы, сбор и анализ практического материала в СМИ, ведение словаря, проектирование, выполнение тематических творческих заданий и пр. Выбор форм и видов самостоятельной работы определяются индивидуально-личностным подходом к обучению совместно преподавателем и студентом. 8.2 Методические указания для студентов Перечень примерных контрольных заданий для самостоятельной работы
Тематика рефератов
Перечень вопросов к зачету
Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 031300.00 «Социальная педагогика» с дополнительной специальностью. Программу составили: ассистент кафедры социальной педагогики___________Шварева О.В., к.п.н., доцент кафедры социальной педагогики__________Титова Г.Ю. Программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры социальной педагогики протокол №___от ________2011 г. Зав. кафедрой ___________Яковлева А.Г. Программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией Педагогического факультета ТГПУ Председатель методической комиссии Педагогического факультета__________Яркина Т.Н. Согласовано: Декан Педагогического факультета __________Титова Г.Ю. |
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Цель курса – совершенствование культуры письменной речи слушателей в интересах повышения эффективности речевого общения | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Цель курса – овладение студентами нормальным английским произношением, развитие фонетического и интонационного слуха, а также общей... | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Цель: сформировать представление у студентов о сущности процесса торфообразования | ||
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Цель курса – овладение студентами нормативной английской грамматической системой, развитие грамматического навыка, а также общей... | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Учебная дисциплины Гиревой спорт относится к дисциплине по выбору студента б в. 16, вариативная часть |