Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности»





Скачать 305.58 Kb.
НазваниеПрограмма курса «Основы безопасности жизнедеятельности»
страница1/3
Дата публикации25.01.2015
Размер305.58 Kb.
ТипПрограмма курса
100-bal.ru > География > Программа курса
  1   2   3
c:\documents and settings\admin\рабочий стол\для кужаковой\1 - 0013.tif

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5 класса разработана в соответствии с требованиями Федеральных законов «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной охране», «О гражданской обороне» и Постановления Правительства Российской Федерации от 16 января 1995 года № 738 «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций».

В соответствии с учебным планом для основного общего образования программа рассчитана на преподавание курса в объеме 34 часов, 1 час в неделю, что соответствует учебному плану МБОУ Ширинская ООШ№17.

Составлена на основе документов:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273 - ФЗ;

  2. Закон об образовании в Республике Хакасия №60-3РХ, принятым ВСРХ 26.06.2013г.

  3. Приказ МО и науки РФ от 19.12.2012г. №1067 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных(допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013-2014год».

  4. Примерная программа основного общего образования, допущенная Департаментом образовательных программ и стандартов МО и науки РФ по предметам

  5. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы общего образования на 2013-2014 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1067.

  6. Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2011 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

  7. Учебный план МБОУ Ширинская ООШ № 17 Приказ № 95 от 04.09.2013г.

  8. Положение о разработке рабочих программ от 02.09.2013г Приказ №94.1.

  9. Концепция развития поликультурного образования в Республике Хакасия от 16.09.2013г., приказ №95-П.

  10. Приказ МО и Н Российской Федерации от 03.06.2011 г. №1994 «О внесении изменений в Федеральный базисный учебный план…»


Целью курса является формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к своему здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих

в повседневной жизни и в неблагоприятных и опасных условиях, приобретение ими навыков и умений оказывать само- и взаимопомощь.

Основные задачи, решение которых обеспечив достижение цели:

1. Дать: знания о здоровье и ЗОЖ, знания о правилах поведения в экстремальных ситуациях;

2. Научить: говорить, слушать, искать знания, оказать помощь;

3. Воспитать: культуру мышления, культуру общения;

4. Формировать: достоинство, нравственные убеждения;

5. Развить: способности, память, внимание, самоконтроль.

Изучение курса позволяет обучающимся получить систематизированное представление о личной безопасности, об опасностях города и общественного транспорта, о прогнозировании опасных ситуаций, оценке влияния их последствий на здоровье и жизнь человека и выработке алгоритма безопасного поведения с учетом своих возможностей, здоровом образе жизни, здоровье населения.

Особенности класса. В 5 классе 18 учеников, ученики имеют достаточно высокий уровень умений и навыков, осознанно и свободно могут их применять, два ученика имеют очень низкий уровень обученности, могут работать только под контролем учителя. Остальные ученики могут работать в рамках заявленных целей и задач, самостоятельно, применяя полученные знания на практике.

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» направлен на формирование у учащихся активных и сознательных действий в настоящем и будущем, ориентированных на:

- улучшение собственного физического и психического здоровья;

- отказ в образе жизни от поведения, наносящего вред своему здоровью и здоровью окружающих;

- нетерпимое отношение к неправильному гигиеническому поведению других людей и

к ухудшению условий окружающей среды, наносящих ущерб здоровью;

- сознательное участие в охране здоровья и формировании среды, способствующей здоровью, особенно условий труда и быта;

- адекватное поведение в случае болезни, особенно хронической, направленной

на выздоровление.

Учебные вопросы распределяются с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся и уровня их подготовленности по другим основным образовательным программам.

Логическим продолжением курса является внеурочная работа, которая включает в себя мероприятия направленные на формирование навыков безопасного поведения и навыков здорового образа жизни, проведение туристических походов и поездок, тренировочных эвакуаций по различным вводным.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки тестового контроля. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.

Типы уроков: урок изучения и первичного закрепления новых знаний, уроки закрепления знаний, комплексного применения ЗУН учащимися, обобщения и систематизации знаний, урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся, комбинированный урок. Материал может изучаться на интегрированных занятиях с Физической культурой, биологией.

Виды учебных занятий: беседа, практическая работа, собеседование, практикум, тестирование.

Система оценивания результатов обучения по курсу ОБЖ 5 класса.

Контроль за знаниями, умениями и навыками проводится по окончанию изучения темы в виде письменных работ, тестов, практических работ, сообщений и других творческих работ, а также проводится текущий контроль.

Оценивание осуществляет учитель-предметник, который в начале учебного года знакомит учащихся с основными положениями и порядком оценивания по предмету, оценивание происходит на основе: устных ответов; письменных работ; практических работ.

Оцениваются следующие элементы:

• знания по предмету, указанные в программе;

• умение пользоваться терминами по предмету;

• умение связывать между собой знания, относящиеся к разным темам и использовать их,

поиск, обработка информации и её оценка;

• умение делать из пройденного материала выводы;

• умение использовать полученные знания в повседневной жизни;

• умение самостоятельно работать с учебными материалами;

• отчёты по исследовательским проектам и групповым заданиям;

• сопроводительные тексты и комментарии к рисункам, схемам, диаграммам, графикам;

• умение пользоваться дополнительной литературой ;

• применять полученные знания от просмотра видеоматериала; умение комментировать и анализировать его;

Оценивание итогов обучения делится на:

а) текущее оценивание: текущие оценки могут быть поставлены за устные ответы, письменные индивидуальные или фронтальные работы, выполнение письменного домашнего задания, за работу в группе, за практическую работу.

б) итоговое оценивание: отражает результат обучения по какой-либо целостной части учебного материала. За основу при оценивании берутся требуемые результаты обучения, зафиксированные в программе обучения по краеведению.

Ученик имеет право исправления неудовлетворительной оценки в индивидуальном порядке .

Итоговыми являются полугодовые, годовые оценки. Полугодовая оценка ставится на основании не менее трёх оценок. Годовая оценка ставится на основании полугодовых оценок. Итоговая оценка выставляется как средний результат за данный период. В случае спорной оценки оценка выставляется в пользу ученика.

Критерии и нормы оценки ЗУН учащихся по курсу ОБЖ 5 класса.

Отметка «5» ставится, если в ответе ученик показывает знания основных понятий; логично излагает основные положения, принципы, признаки объектов, процессов и явлений, раскрывает их сущность и взаимосвязь; конкретизирует теоретические положения примерами.

Ученик демонстрирует владение умениями обобщать, анализировать, сравнивать объекты и процессы и на основе этого делает выводы.

Отметка «4» ставится, если в ответе ученик не полностью раскрывает теоретические положения и недостаточно хорошо их иллюстрирует примерами, приводит не все элементы сравнения объектов и явлений, допускает неточности, негрубые ошибки.

Отметка «3» ставится, если ученик имеет неполные фрагментарные знания, неверно трактует понятия, не раскрывает сущность процессов и явлений, делает неправильные выводы, допускает искажения в установлении причины и следствия явления.

Отметка «2» ставится, если в ответе ученик допускает грубые ошибки, приводит отрывочные сведения, примеры, не имеющие отношения к конкретизации теоретических положений, или ответ полностью отсутствует.

Отметка «1» ответ отсутствует.



При оценивании диктантов или тестов (небольших работ, продолжительность которых 5 – 7 минут), состоящих из 10-ти основных вопросов, допускается следующая шкала оценивания:

9 – 10 правильных ответов – «5»

7 – 8 правильных ответов – «4»

5 – 6 правильных ответов – «3»

Менее 5, т.е. половины правильных ответов – «2»

«1» ответ отсутствует

• При оценивании работ (рисунков, схем и т.д.), необходимо учитывать моторные навыки ребёнка, умение рисовать и чертить.

• Поощрять оценкой стремление выполнить правильно и аккуратно.

• При оценивании работ, выполненных в тетрадях, учитывать аккуратность, выполнение единых требований к ведению тетради.

При оценивании проверочной (письменной) работы учитывается правильность и объём выполненной части работы, за основу принимается процентная шкала:

90 – 100% правильно выполненной работы – оценка «5»

65-89% правильно выполненной работы – оценка «4»

40-64%правильно выполненной работы – оценка «3»

0– 39% правильно выполненной работы – оценка «2»

Тематическое планирование

№ раздела и темы

Название

Количество часов

Раздел 1.

Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни.

Тема № 1. Опасные ситуации.

Тема № 2. Ситуации аварийного характера в жилище.

Тема № 3. Опасные ситуации на улице.

Тема№4 Чрезвычайные ситуации на транспорте.

Тема № 5. Чрезвычайные ситуации криминогенного характера.

6. Чрезвычайные ситуации, связанные с нарушением экологического равновесия.

7. Средства индивидуальной защиты органов дыхания.


25 в т.ч.

3

7

1

5

5

2

2

Раздел 2 .

Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи.

Основы здорового образа жизни.


5

Раздел 3.

Основы здорового образа жизни.


4

Содержание ( 34 часа)

Содержание курса включает теорию здорового образа жизни, защиты человека в различных ситуациях, первой медицинской помощи, а также практические занятия по оказанию первой медицинской помощи, правилам поведения в экстремальных ситуациях (через решение ситуационных задач, занятий в игровой форме, изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций).

Структурно программа курса состоит из трех основных разделов: безопасность человека в опасных и чрезвычайных ситуациях (Раздел1темы 1,2,3,4,5,6,7 всего 25 урокаов, основы медицинских знаний (раздел 2, всего 6 уроков), основы здорового образа жизни (Раздел 3, 5 уроков). В курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» расширен раздел «Основы здорового образа жизни», добавлена тема «Правила обеспечения личной безопасности в каникулярное время», практические навыки эвакуации. Актуальность данной программы обусловлена тем, что в последнее время очевидна тенденция к ухудшению состояния здоровья населения России, а современную школу стали называть «школой болезней».

Раздел 1. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни.

Тема № 1. Опасные ситуации. Что такое опасные и чрезвычайные ситуации. Формула безопасности Яцека Палкевича.

Город как источник опасности.( 3 ч.) Теория Особенности города как среды обитания человека. Вероятные источники опасности в городе.

Характеристика зон повышенной опасности. Государственные и муниципальные системы обеспечения безопасности. Организация работы милиции, скорой помощи, пожарной охраны, службы газа, службы МЧС.

Практика Алгоритм вызова аварийной службы.

Тема № 2. Ситуации аварийного характера в жилище. ( 7 ч.) Теория

Современное жилище, его конструкция и особенности жизнеобеспечения ( водоснабжение, отопление, канализация и освещение). Особенности жизнеобеспечения современного жилища. Возможные ситуации аварийного характера в жилищах (пожар, затопление, разрушения, электроопасность). Пожар в жилище. Возможные причины возникновения пожара. Правила обращения с огнем и способы защиты от него. Правила поведения при пожаре. Способы эвакуации из многоэтажных зданий школ. Средства пожаротушения и правила обращения с ними. Средства бытовой химии. Возможные опасности при нарушении правил пользования средствами бытовой химии ( отравления, ожоги). Первая мед. помощь при отравлениях и ожогах.

Практика Решение ситуационных задач. Тренировочная эвакуация.

Тема № 3. Опасные ситуации на улице. (1 ч)

Тема №4. Чрезвычайные ситуации на транспорте.(5 ч.) Теория Современный транспорт – зона повышенной опасности. Краткая характеристика видов транспорта. Основные правила безопасности поведения при пользовании транспортным средством. Общественный транспорт. Правила поведения участников дорожного движения. Дорожно-транспортные происшествия, причины их возникновения.

Правила поведения в аварийных ситуациях, первая доврачебная помощь пострадавшим.

Железнодорожный транспорт. Возможные чрезвычайные ситуации (крушение, пожар, авария, экстремальное торможение, отстали от поезда ). Правила поведения при их возникновении.

Водный транспорт.

Меры по обеспечению безопасности пассажиров. Коллективные и индивидуальные спасательные средства. Способы покидания судна, правила поведения в чрезвычайных ситуациях на воде.

Езда на велосипеде, мопеде, мотоцикле. Основные правила езды и меры безопасности.

Соблюдение правил дорожного движения при пользовании велосипедом.

Основные правила поведения учащихся на улице и дороге. Дорожные знаки.

Обязанности пешеходов и водителей.

Практика Составление маршрута безопасного движения от дома до школы и обратно.

Экскурсия по району, где находится школа с изучением безопасных маршрутов.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа курса основы безопасности жизнедеятельности 11...
«Основы безопасности жизнедеятельности» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников,...
Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа курса «основы безопасности жизнедеятельности» для...
«Основы безопасности жизнедеятельности» (Смирнов А. Т., Хренников Б. О. Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексная программа....
Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности»
«Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М....
Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее обж)
«Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М....
Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее обж)
«Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М....
Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее обж)
«Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М....
Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее обж)
«Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М....
Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее обж)
«Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М....
Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее обж)
«Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М....
Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа курса «основы безопасности жизнедеятельности» для...
«Основы безопасности жизнедеятельности» (Смирнов А. Т., Хренников Б. О. Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексная программа....
Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» iconПрограмма построена по концентрическому принципу
В основу курса заложена программа интегрированного учебного курса «Уроки здоровья и основы безопасности жизнедеятельности», учебная...
Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
Авторы: Смирнов ат., Хренников Б. О. Основы безопасности жизнедеятельности, комплексная программа. (Программы для общеобразовательных...
Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа курса «основы безопасности жизнедеятельности» для...
...
Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» iconС углубленным изучением отдельных предметов
Разработана в соответствии с программой курса «Основы безопасности жизнедеятельности»: «Программы общеобразовательных учреждений....
Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» iconС углубленным изучением отдельных предметов
Разработана в соответствии с программой курса «Основы безопасности жизнедеятельности»: «Программы общеобразовательных учреждений....
Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» iconПояснительная записка Занятия по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»
«Основы безопасности жизнедеятельности в I-XI классах» авторы А. Т. Смирнова, Б. О. Хренникова и др., учебника авторы А. Т. Смирнов,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск