Город





Скачать 144.08 Kb.
НазваниеГород
Дата публикации15.02.2015
Размер144.08 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы


Тема 4.

Лекция №4 ГОРОД

4.1 Общие требования к территории

4.2 Промышленные предприятия и их размещение в городе

4.3 Внешний транспорт

Город- относительно круп­ное поселение, обладающее мно­гообразием социально-экономи­ческих функций, с высокой плот­ностью населения, занятого в не­ аграрных сферах деятельности. . В России городом считается насе­ленный пункт с численностью населения 12 тыс. чел. и более, не менее 85% жителей которого заняты в сфере несельскохозяйственного производства.

Известно, что своим возникновением города обязаны кооперации людей в целях более эффективного осуществления какого-либо определенного вида де­ятельности на основе общественного разделения труда. Такая деятельность ха­рактеризуется как базовая функция города, обуславливающая сам смысл его со­здания и существования. Базовыми могут быть многие функции, как, например, промышленная (рис. 14), транспортная, административная, торговая, научная, культурная, туристическая, университетская и другие. Города возникают в рай­онах добычи полезных ископаемых, размещения предприятий обрабатывающих производств, судостроительных верфей, электростанций, зонах курортов (рис. 15). Так, Тольятти, Набережные Челны - города-центры автомобилестроения, Иваново - текстильной промышленности, Сургут связан с разработкой нефтега­зовых месторождений, Дубна, Академгородок, Обнинск - города - научные цен­тры, Сочи, Анапа - города-курорты и т. д.
Сотни новых городских поселений в связи с индустриализацией страны появились в России в 20 веке (рис. 16). Пред­приятия, явившиеся причиной возникновения города и значение которых выхо­дит за его пределы, называют градообразующими.( приведите пример)
Предприятия, рассчитанные на производство и потребление то­варов и услуг внутри города, называют градообслуживающими ( приведите пример). Эти функции и связанные с ними виды деятельности не влияют ни на возникновение, ни на рост городов. Их существование обеспечивается базовыми отраслями и произ­водством. К градообслуживающей относится работа детских учреждений, школ, предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания, связи, учреждений здравоохранения, культуры, зрелищ, жилищно-коммуналь­ного обслуживания.

( Задание Реферат на тему « Образование новых городов в 20 веке»)

4.1 Общие требования к территории

Территория - основной природный ресурс, обеспечивающий жизнедеятель­ность города и его населения. Принятие любых градостроительных решений связано с необходимостью иметь объективную информацию о территории, на которой предстоит их реализация. Критериями получения такой информации являются специально разработанные характеристики и параметры природных и санитарно-гигиенических условий территорий, позволяющие оценить степень их пригодности для различных видов использования.

Территорию для строительства новых и реконструкции существующих горо­дов выбирают с учетом возможности рационального размещения в их пределах мест приложения труда, жительства и отдыха населения .

Территория горо­да должна иметь:

  • достаточные для размещения всех видов строительства размеры, а также резервы расширения, и в первую очередь в связи с перспективным увеличени­ем жилищной обеспеченности населения;

  • благоприятные природные данные для строительства жи­лых, промышленных и общест­венных зданий и сооружений;

  • благоприятные условия для целесообразного взаимно­го размещения отдельных функционально-планировоч­ных частей города, принимая во внимание и удобства присо­единения их к инженерно-тех­ническим и транспортным ин­фраструктурам;

  • достаточно близкие источ­ники водоснабжения и энерго­снабжения.

Оценку пригодности территории для строительства обычно производят по инженерно-геологическим, строительно-климатическим и почвенно-растительным условиям.

При этом выделяют три категории оценочных участков:

-благоприятные - территории, функциональное использование которых возможно без проведения значительных инженерных мероприятий и дополнительных капи­тальных затрат

-ограниченно благоприятные - территории, требующие для доведения их до уровня, позволя­ющего использование, достаточно дорогих инженерных мероприя­тий

- неблагоприятные - терри­тории, освоение которых связано с проведением инженерных меро­приятий, требующих очень боль­ших капиталовложений (приведите пример.)

Климатическая характеристика территории определяется среднемесячной температурой и относительной влажностью воздуха, абсолютными минимума­ми и максимумами температуры, розой ветров. Территория должна нормально инсолироваться в течение всего года. Территория города должна быть хорошо проветриваемой и в то же время защищенной от постоянных сильных ветров.

Важным аспектом анализа природных условий является его ландшафтно-архитектурная оценка, направленная на выявление композиционного потенциа­ла и эстетических особенностей территории При этой оценке выявля­ются: элементы естественного ландшафта (открытые пространства, зеленые на­саждения, рельеф, водоемы и т.д.); ландшафтные условия восприятия проекти­руемой территории и видовые перспективы и панорамы; уникальные элементы среды, такие как памятники истории, культуры, архитектуры, садово-паркового искусства, археологии с их охранными зонами.

В этих же целях анализируется пластика и характер различных форм рель­ефа, определяются наиболее высокие точки, пониженные и возвышенные гори­зонтальные поверхности, выявляются особенности соотношения рельефа с во­доемами, оценивается окраска растительного покрова в различные сезоны года и т.п. В итоге выявляются ведущие элементы ландшафта, наиболее активно оп­ределяющие своеобразие территории в целом и отдельных ее участков.

Одним из основных принципов рациональной территориальной организа­ции города является его функциональное зонирование, то есть разделение территории города по характеру и типу ее использования.

Согласно нормам и правилам планировки и застройки городов, укрупненно подразделяется на селитебную, производственную и ландшафтно - рек­реационную.

Селитебная территория предназначается для размещения жилищного фон­да, общественных зданий и сооружений. Здесь располагаются научно -исследо­вательские, проектные институты, отдельные коммунальные, промышленные и другие объекты, не требующие устройства санитарно-защитных зон. В преде­лах селитебной территории размещаются пути внутригородских сообщений, площади, парки, сады, бульвары и другие места общего пользования.

Производственная территория предназначена для размещения промышлен­ных предприятий и комплексов научных учреждений со связанными с ними опытными производствами. Во взаимосвязи с производственными территория­ми формируются участки коммунально-складских объектов, сооружений внеш­него транспорта (пути внегородских сообщений, сортировочные, технические станции, контейнерные площадки транспорта и т.д.).

Ландшафтно-рекреационная территория включает городские леса, лесопар­ки, лесозащитные зоны, водоемы, земли сельскохозяйственного использования. Совместно с парками, садами, скверами и бульварами, размещаемыми на сели­тебной территории, они формируют непрерывную систему открытых прост­ранств города и его окружения.

Комплексной, полифункциональной зоной города является общегородской центр. В его составе участки объектов общегородского общественного обслу­живания, административно-управленческих учреждений, жилых комплексов, сады, парки, пешеходные зоны, площади и др.

( подготовить презентацию Функциональное зонирование города») с иллюстрациями в виде фотографий, чертежей. Количестов слайдов-10, фотографий и картинок-не менее 10)

4.2 Промышленные предприятия и их размещение в городе

Подробнее рассмотрим производственную территорию города. Она в среднем занимает 20% терри­тории и расположена в одной или нескольких частях города. При строительстве новых и ре­конструкции существующих городов производственная структура должна состоять из следующих элементов:

  • площадка промышленного предприятия - конкретная территория, занимае­мая отдельным предприятием;

  • промышленный узел - группа предприятий на одной или нескольких пло­щадках, составляющих единое территориально-планировочное целое с общими инженерно-техническими и транспортными коммуникациями;

  • городская промышленная зона (район) - часть городской территории, заня­тая одной или несколькими группами предприятий

В зависимости от характера технологического процесса и выделяемых про­изводственных вредностей промышленные предприятия делят на пять классов.( задание- Реферат «Деление на классы промышленных предприятий») Санитарно-защитная зона (расстояние до границ селитебной территории) для предприятий

I класса должно быть не менее 1000 м;

II го класса -500 м;

III класса - 300 м;

IV- класса - 100 м;

V-ro класса - 50 м.

Планировка, застройка и реконст­рукция промышленных зон ведется на основе их функционального зонирова­ния, осуществляемого с учетом совер­шенствования технологических связей, санитарно-гигиенических, транспорт­ных и противопожарных требований. При этом решаются задачи рационально­го инженерного оборудования, благоуст­ройства и озеленения территории, воз­можности последующего расширения и реконструкции действующих предприя­тий за счет использования свободных участков, а также повышения этажности и блокировки зданий (рис. 32).

В планировочной структуре про­мышленной зоны выделяют террито­рии: производственную, используемую для размещения собственно промышленных предприятии и связанных с ни­ми объектов; санитарно-защитную; энергетических и складских объектов; транспортную - для подъездных путей, сортировочных станций; научно-техни­ческую; общественную - для размещения учреждений и центров культурно-бы­тового обслуживания. В состав промышленной зоны входит и предзаводская площадь, располагаемая на границе между промышленной зоной и селитебной территорией. Функциональное назначение предзаводской площади связано с процессом организации прибытия, распределения и обслуживания трудящихся.

4.3 Внешний транспорт

Транспортная система промышленных предприятий, узлов и районов строится в строгом соответствии с последовательностью технологических процессов. Транспорт разделяют на внутренний и внешний. Внешний транспорт зависит от характера сырьевых ресурсов, габаритов выпускаемой продукции и мест ее доставки потребителю. Решающим фактором при этом является объем общего грузооборота и расстояние перемещения грузов с учетом возможной кооперации транспортных коммуникаций и сооружений для их эффективного использования, рациональной организации эксплуатационной службы и взаимосвязей с магистральными путями. Основными видами транспорта для развитой системы обслуживания предприятий являются автомобильный и железнодорожный.

Железные дороги внешнего транспорта делятся на 5 категорий ( задание-Доклад 2 листа ) Выбор внешнего транспорта для предприятий и промышленных узлов, размещаемых на городских территориях в непосредственном соприкосновении с селитебной зоной, требует внимательного учета объема перевозок, класса вредности производства и его возможного влияния на окружающую среду. Условно принято считать целесообразным применение железнодорожного транспорта при грузообороте не менее10 вагонов в сутки. В другой ситуации предпочтение отдается автомобильному транспорту.
i i l jUl 2 ни 3 G53 4 ШШ 5 Ш\ 1 [23 2 3 [Z3 4 [aa] 5

6 ЕЗ 7 tsB 8 В 9 ^ 10 [ж1 6



ГТТТГП 1 ш 2 сю 3

Рис. 20. Природно-территориальные и ландшафтно-архитектурные характеристики как составляю­щие комплексного градостроительного анализа при разработке генплана города (по А.В. Мошкову): а - природно-территориальные характеристики: 1 - территории пригодные для жилищного строительства;

2 - территории пригодные для размещения промышленности; 3 - территории ограниченно пригодные для строительства; 4, 5 - территории непригодные для строительства; 6 - зона вредности существующего предпри­ятия; 7 - существующие зеленые массивы; 8 - существующие поселения; 9 - существующие дороги; 10 - по­лоса отвода железной дороги; б - структурно-пространственный и визуальный анализ ландшафта:

1 - аналитические пространственные узлы и оси (главные и второстепенные); 2 - пространственные акценты;

3 - пространственные границы; 4 - бровка надпойменной террасы; 5 - пластика рельефа; 6 - визуальные точ­ки; в - намечаемый структурный каркас плана города: 1 - территория для размещения промышленности;

2 - главные и второстепенные оси каркаса; 3 - предполагаемое размещение общественных узлов и центров; г - схема генерального план

Ландшафтно-рекреационная территория включает городские леса, лесопар­ки, лесозащитные зоны, водоемы, земли сельскохозяйственного использования. Совместно с парками, садами, скверами и бульварами, размещаемыми на сели­тебной территории, они формируют непрерывную систему открытых прост­ранств города и его окружения.

Предварительные потребности в величине селитебной территории города определяют в соответствии со средней этажностью его жилой застройки, исхо­дя при этом из укрупненных показателей в расчете на 1000 жителей. В городах со средней этажностью до 3 этажей отводят 10 га для застройки без земельных участков и 20 га для застройки с участками; от 4 до 8 этажей - 8 га; 9 этажей и выше - 7 га. Для районов севернее 58° северной широты и южнее 48° северной широты эти показатели могут уменьшаться, но не более чем на 30%.



Рис. 21. Схемы функционального зонирования городов различной величины:

а - малый город; б - средний город; в - большой город; 1 - селитебные территории; 2 - производ­ственные территории; 3 - ландшафтно-рекреационные территории; 4 - общественные центры; 5 - зоны коммунально-складских предприятий; 6 - санитарно-защитные зоны; 7 - зоны сооруже­ний внешнего транспорта

На размеры и степень интенсивности использования территории промыш­ленных зон влияют условия их размещения в структуре города и градострои­тельная ценность отдельных его участков. Участки водозаборов, очистных со­оружений канализации, теплоцентрали, других головных сооружений систем инженерного оборудования, размещаемые с разрывом от селитебных зон, вклю­чают в состав коммунальных зон.

Комплексной, полифункциональной зоной города является общегородской центр. В его составе участки объектов общегородского общественного обслу­живания, административно-управленческих учреждений, жилых комплексов, сады, парки, пешеходные зоны, площади и др.

Главными задачами функциональной организации территории города явля­ются: согласованное размещение основных функциональных территорий отно­сительно друг друга; создание удобных связей между ними; рациональная структурная организация каждой из них. В соответствии с санитарными требо­ваниями селитебные территории располагают с наветренной стороны относи­тельно промышленных территорий и выше по течению реки. При размещении промышленных предприятий, не выделяющих вредных веществ и не создаю­щих вибрации и шума, стремятся организовать комплексные производственно-селитебные районы, в границах которых складываются условия для экономии затрат времени и сил населения на трудовые поездки.

В то время как функциональное зонирование характеризует различия в видах использования территорий и районов города, планировочная структура отражает единство и взаимосвязанность различных частей городского организма (рис. 22).

Наиболее наглядно характер планировочной структуры иллюстрирует схе­ма основных магистралей города и связанные с ней его главные общественные центры. К этим осям и центрам тяготеют интенсивно освоенные полосы и аре­алы городской территории. В сочетании они формируют основу территориаль­но-планировочной организации города, получившей в градостроительной лите­ратуре термин «каркас», которому подчинены все остальные территории горо­да. Если в малом городе это чаще всего жилой и производственный районы, зо­на отдыха, то с ростом города его территориально-планировочная структура ус­ложняется, растет и степень иерархичности ее членений. Так, в крупных горо­дах формируются планировочные районы, в состав которых могут входить не­сколько жилых районов, мест приложения труда, крупные озелененные масси­вы (рис. 23). Численность населения таких районов в зависимости от величины города может составлять 100-300 тыс. человек.

В крупнейших и сверхмиллионных городах возникают и более крупные пла­нировочные членения с населением до 1 млн. человек - планировочные зоны, состоящие, в свою очередь, из нескольких планировочных районов (рис. 24). Важнейшим принципом формирования планировочных районов и зон является обеспечение по возможности максимального баланса многообразных функцио­нальных связей населения в их пределах за счет сокращения числа непроизво­дительных общегородских поездок.

По мере роста и развития городов их формирование последовательно прохо­дит этапы: уплотнения городской застройки, расширения границ осваиваемых территорий, пространственного отделения от них новых районов. Морфологиче­ское многообразие пространственных схем городов может быть сведено к ком­пактным, расчлененным, протяженным и комбинированным (рис. 25). В основе их планировочной организации - центрические (радиальные, радиально-кольце­вые) и сетевые (решетчатые, ортогональные) территориальные структуры.

73

1 ШИШ 2 3 Ш4 шли 5 ffiffl 6 7

ШЗ 8 9 И 10 И 11. » 12 * 13 * 14

~~15 16 17 18 ЦШ 19 СИЗ 20 21

Рис. 22. Схематический план города на 100-150 тыс. жителей с удаленной

промышленностью:

1 - селитебная территория; 2 - производственная территория; 3 - ландшафтно-рекреационная тер­ритория; 4 - коммунально-складская зона; 5 - центр города; 6 - центр (подцентр) жилого района; 7 - центр микрорайона; 8 - городские зеленые насаждения; 9 - санитарно-защитная зона; 10 - пас­сажирский вокзал; 11 - автовокзал; 12 - речной порт; 13 - медицинский центр; 14 - учебный центр; 15 - железная дорога; 16 - внешняя скоростная автодорога; 17 - общегородская магистраль; 18 - прочие улицы и дороги; 19 - пашня; 20 - резервные селитебные территории; 21 - резервные производственные территории

Преимущества центрических структур, состоящие в хорошей доступности общегородского центра, близости природного окружения эффективно проявля­ются при сравнительно ограниченных размерах города. С ростом территории ухудшается функционирование его моноцентричной транспортно-коммуника-ционной системы ввиду все возрастающего объема нагрузок на центр города. В то же время от центральной части города все более удаляются периферийные городские районы, а сам центр оказывается отрезанным от природного окруже­ния. Характерное для таких городов наращивание концентрических поясов за­стройки может настолько усугубить ситуацию, что возникнет необходимость введения в их структуру решетчатых, ортогональных планировочных элемен­тов. Примеры такого рода - предложения по внедрению внутригородских хор­довых направлений в генеральные планы Москвы, Минска.

33

2 - 11295

63

39


1W1 l 111




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Город iconКонкурс «Город глазами молодых» Проект «Город вчера, город сегодня…»
Полный адрес организации (индекс, телефон, факс, электронная почта, интернет-сайт)
Город iconДоахеменидский период
Средней Азии с центром в низовьях Амударьи — область развитого ирригационного земледелия, ремесла и торговли. Через Хорезм проходил...
Город iconВенеция город на воде, построенный на 122 островах, связанных 400...
Ка-д’Оро – и это далеко не все чем может удивить вас этот прекрасный итальянский город. Помимо прочего Венеция один из самых популярных...
Город iconРешение об утверждении положения о проведении конкурса на замещение...
Российской Федерации, о противодействии коррупции муниципальных правовых актов муниципального образования «Город Вологда», на основании...
Город iconМуниципальное образование город Ноябрьск
Показатели эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципального образования город Ноябрьск
Город iconМуниципального образования город краснодар прика з
Об итогах викторины по кубановедению в муниципальном образовании город Краснодар в 2012-2013 учебном году
Город iconМестного самоуправления городского округа город рыбинск
В соответствии с Федеральным законом от 02. 03. 2007 n 25-фз "О муниципальной службе в Российской Федерации", законодательством о...
Город iconПрограмма муниципального образования «Город Псков»
«Город Псков» «Содействие развитию малого и среднего предпринимательства города Пскова на 2013-2015 годы»
Город iconРешение от 27 апреля 2009 года №540 г. Буй о положении о кадровом...
Марта 2007 года №25-фз «О муниципальной службе в Российской Федерации», Положением о муниципальной службе в городском округе город...
Город iconКонкурс по формированию муниципального резерва управленческих кадров...
Ния город Тарко-Сале включаются лица, соответствующие квалификационным и иным требованиям, предусмотренным федеральным законодательством...
Город iconАдминистрации мо «Город Гатчина План работы учреждений культуры мо «Город Гатчина»
Концерт фольклорных коллективов «Перезвон», Коляды» ( Гатчина)и «Топотушки» ( Санкт-Петербург)
Город iconПостановление От 30 сентября 2010 г n 1704 об утверждении долгосрочной...
Михайловка от 22. 07. 2008 n 990 "Об утверждении Положения о долгосрочных целевых программах городского округа город Михайловка",...
Город iconДоклад к Заключению Контрольно-счётной палаты муниципального образования...
Плановый период 2014 и 2015 годов (далее Проект местного бюджета) подготовлено в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации,...
Город iconАдминистрация муниципального образования город Салехард о положении...
Система мер социальной поддержки и государственной социальной помощи семьям с детьми
Город iconГород луганск ресурс развития луганской области и украины
Луганск – восточные ворота Украины, транзитный, промышленный и научный центр, город привлекателен для инвестиций, с развитым малым...
Город iconТверской области постановление
Об утверждении отчета о реализации долгосрочной муниципальной целевой программы муниципального образования городское поселение город...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск