Скачать 0.8 Mb.
|
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ДПП.05 Экономическая география ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ 050100(540100) ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Курс: 3, 4 Семестр: 5,6,7.8 Форма обучения: очная Количество часов на дисциплину:560 час. Лекций:166 час. Самостоятельная работа студентов:285 час Итоговый контроль: зачет, экзамен ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ Место дисциплины. Общая экономическая и социальная география включает темы, охватывающие как теоретические проблемы науки, так и географическую конкретику, связанную с характеристикой политической карты мира, природных ресурсов, мирового населения и хозяйства. Содержание курса тесно связано с современными политическими и экономическими событиями, происходящими в мире, отдельных регионах, странах, включает и изучение природных ресурсов мира, отдельных регионов и стран, знакомит с мировым хозяйством и воздействием НТР на его ведущие отрасли. Обращается внимание на социальную и экологическую направленность хозяйственной деятельности на современном этапе мирового хозяйства. В каждой теме сначала выделен материал, предназначенный для лекционного изложения. Он сформулирован по возможности кратко и охватывает только самые основные положения. Затем дается тематика лабораторно-семинарских занятий по теме, число которых в общем соответствует числу часов, отводимых на ее изучение. Для выработки навыков систематического обновления, дополнения содержания курса приводится перечень рекомендуемой литературы. Цель: знакомство студентов с общими вопросами этой научной дисциплины, предваряющими изучение региональных курсов экономической и социальной географии России и стран зарубежного мира; приобретение навыков применения теоретических и практических знаний, полученных в процессе учебы, умение творчески систематизировать, обновлять и анализировать имеющуюся информацию по тематике курса. Задачи: - дать представление о понятиях, критериях и объектах изучения; о происходящих в мире процессах и явлениях, классификации возникающих конфликтов и военно-политических и политико-дипломатических мероприятиях по обеспечению безопасности на глобальном, региональном, национальном уровнях, механизмах обеспечения безопасности на разных уровнях; - ознакомить с факторами, определяющими геополитические и геоэкономические отношения в многомерном мире; - обеспечить понимание студентами основных и универсальных закономерностей международных отношений; - прививать умение на основе полученной информации из разных источников оценивать геоэкономическое и геополитическое положение отдельных стран и регионов; - ознакомить с природно-ресурсным потенциалом отдельных регионов, стран, подходами к их оценке; - формировать представление о демографических процессах, происходящих в современном мире и проблемах, возникающих в разных частях планеты; - дать представление об объективных и субъективных особенностях формирования мировой экономики, отдельных ее отраслей под влиянием НТР, основных центрах экономической мощи и предпосылок дальнейшего развития мирохозяйственных процессов; - ознакомить с основными направлениями развития мирового хозяйства, международного географического разделения труда, экономическими группировками в современном мире и их влиянии на мировую экономику; - ознакомить с географией основных отраслей мировой промышленности, сельского хозяйства, транспорта, мировых экономических связей; - приобщать студентов к обновлению знаний путём внимательного и детального изучения источников, статистики, научных исследований; сформировать культуру и приёмы работы с материалами прессы и публицистики. Принципы отбора содержания и организации учебного материала Постановка учебного курса включает следующие формы работы: лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа студентов, которая , в свою очередь, состоит из подготовки студентами рефератов по предложенной тематике, самоконтроля степени усвоения изучаемого материала по перечню прилагаемых вопросов, а также творческого изучения источников, научной литературы, материалов прессы, публицистики и текущей статистики. Наиболее сложные темы разделов излагаются в лекционном курсе или выносятся на дискуссию в процессе проведения практических занятий. На базе имеющихся литературных источников проводятся семинары. На самостоятельное изучение выносятся разделы или части разделов, по которым имеется в достаточном объеме учебная литература или вопросы, не представляющие большой трудности для понимания. Составлена программа на основании «Программ дисциплин предметной подготовки по специальности 012500 – География: Для педагогических университетов и институтов.- М.: Флинта: Наука, 2000.- 368 с.». Она постоянно уточняется, дополняется, обновляется в связи с изменениями в мировой политике и экономике, технологических процессах основных отраслей хозяйства. Программа курса строится на принципах: научности – соответствие содержания образования уровню современной науки; доступности – соответствие излагаемого материала уровню подготовки студентов; предусматривает изложение материала с учетом необходимости формирования у студентов: общегеографических понятий, подходов к изучению отдельных вопросов; систематизации полученных знаний в определенной логической последовательности; активизации познавательной и творческой самостоятельности; синтеза межпредметных знаний. Требования к освоению содержания дисциплины: Студент должен знать: основные источники и способы получения информации; обеспеченность мира и отдельных ее регионов различными видами природных ресурсов; особенности формирования и размещения населения мира; факторы размещения отдельных отраслей производства и современные тенденции развития мирового хозяйства; Студент должен уметь: читать и анализировать карту, графические и статистические материалы; составлять диаграммы, картосхемы, таблицы; моделировать карты нового содержания по имеющимся данным; характеризовать экономико-географическое, геополитическое положение отдельных стран, регионов; оценивать природно-ресурсный потенциал, примеры рационального и нерационального их использования; объяснять особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства и тенденции ее изменения под влиянием НТР; обладать опытом прогнозировать и оценивать географические объекты с многосторонних позиций; изменение политической карты мира под влиянием международных отношений; ресурсообеспеченность различными видами ресурсов суши; последствия антропогенного загрязнения окружающей среды; темпы роста, тенденции изменения народонаселения Земли в целом, в отдельных регионах и странах мира; различия в истории заселения, освоения и развития территорий; особенности состава, структуры и специализации хозяйства отдельных территорий и стран мира; владеть навыками исследовательской работы; методами сбора, систематизации и обработки информации по изучаемому курсу. Виды контроля: Входной контроль – тестирование. Текущий контроль – опросы, тестирование, проверка и оценка выполнения заданий для самостоятельной работы. Рубежный – контроль контрольные работы, защита рефератов, доклады, зачет. Итоговый контроль – экзамен. Планирование содержания дисциплины
|
Учебная программа дисциплины дпп. 03. Физическая география основная... Гос впо по направлению 050103 Естественнонаучное образование, профиль география и является первой «столовой» ветвью (естественная... | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Основы социологии»... Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению подготовки бакалавра | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 2 География туризма... Для успешного усвоения дисциплины необходимы знания, полученные студентами при изучении следующих дисциплин, таких, как введение... | Карта обеспеченности литературой экономика Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению подготовки бакалавра | ||
Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Основная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование»... | Методические рекомендации по изучению дисциплины основная образовательная... Цели освоения дисциплины содействовать развитию профессиональной компетентности бакалавра в области психолого педагогического образования... | ||
Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Основная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 020400. 62 «Биология» | Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 5 Физика основная... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Основная образовательная программа подготовки бакалавра (описание... Основная образовательная программа подготовки бакалавра (описание структуры, целей и задач образовательной программы) | Методические рекомендации по изучению дисциплины б7 архитектура компьютеров... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Основная образовательная программа подготовки бакалавра (магистра)... Программа учебной дисциплины в. 4 Технологии деятельности психолога в организации | Учебно-методический комплекс дисциплины дпп 2 программа «образование... Учебная работа проводится в форме лекций, практических, обзорно-методических занятий, большая часть материала отводится на самостоятельное... | ||
Программа модуля / дисциплины образовательные и научные центры мира Основная образовательная программа подготовки бакалавра / магистра по направлению | Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Основная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование»... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины сд(М). Ф. 3 «страноведение... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Рабочая программа дисциплины (модуля) в. 7 Компьютерная графика Основная... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |