Учебной дисциплины наименование дисциплины Экология человека Рекомендуется для направления подготовки





Скачать 205.91 Kb.
НазваниеУчебной дисциплины наименование дисциплины Экология человека Рекомендуется для направления подготовки
Дата публикации16.02.2015
Размер205.91 Kb.
ТипПримерная программа
100-bal.ru > География > Примерная программа
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Наименование дисциплины

Экология человека


Рекомендуется для направления подготовки

022000 Экология и природопользование
Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр экологии и природопользования

1. Цели освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины «Экология человека» является: формирование у студентов устойчивых базовых знаний об основах экологии человека и умения применять их в исследовательской, производственной и педагогической деятельности.

Задачи дисциплины

- раскрыть концепцию неразрывного единства человека и окружающей среды;

-сформировать понимание студентами экологии человека как междисциплинарной области знаний, изучающей влияние среды обитания на жизнедеятельность населения;

-рассмотреть методологию и методы исследований в экологии человека;

-раскрыть биологические и социально-демографические аспекты экологии человека;

-показать роль и последствия природного и антропогенного воздействия на окружающую среду и человека;

-сформировать понимание, что охрана окружающей среды и здоровья населения неразрывно связана с достижением целей устойчивого развития.
2. Место дисциплины в структуре ООП:

Экология человека (Антропоэкология) относится к базовой части профессионального цикла дисциплин и входит в модуль «Основы экологии». Экология человека органически связана с содержанием дисциплин, изучающих разнообразие географических и биологических процессов, их взаимосвязь в ландшафтной сфере Земли. Знание антропоэкологических закономерностей особенно необходимо при рассмотрении жизнедеятельности человека в условиях глобальных природных и антропогенных изменений окружающей среды. Экология человека, как междисциплинарная область знания, является вводным курсом для последующего изучения социальной экологии, медицинской географии, оценки воздействия на окружающую среду, устойчивого развития.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование общекультурных и общепрофессиональных компетенций, дающих представление об основных теоретических и прикладных направлениях экологии человека:

  1. ОК-5: умение использовать знание основ экологии человека в жизненных ситуациях, формировать собственные этические ценности с учетом представлений о биологически обоснованных потребностях и природных правах человека.

  2. ОК-11: использовать знание о возможностях адаптации человека при формировании представлений о здоровом образе жизни.

  3. ПК-4: применять знание основ экологии человека в практике профессиональной деятельности.

В результате освоения дисциплины студент должен:

знать:

-научно-практические задачи, стоящие перед экологией человека;

-разнообразие факторов окружающей среды (природных, социально-экономических, техногенных, др.), влияющих на жизнедеятельность населения;

-физиологические основы и возможности адаптации человека к меняющимся условиям жизни;

-риски социально-природно-техногенной сферы и риски чрезвычайных ситуаций;

-современные подходы к оценке последствий воздействия природных и антропогенных факторов на человека и качество окружающей среды по медико-экологическим параметрам;

-методы оценки, контроля и управления в области экологии человека;

уметь:

-грамотно оперировать основными понятиями и терминами экологии человека;

- оценивать степень комфортности среды обитания для жизнедеятельности населения в различных природных и социально-экономических условиях;

-принимать участие в экологической экспертизе и составлении антропоэкологических прогнозов;

- использовать современные базы статистических данных, ГИС- и эколого-эпидемиологические технологии при проведении комплексного мониторинга;

владеть:

-техникой получения современной информации по разнообразным проблемам экологии человека;

- методами анализа и прогноза влияния факторов природной и техногенной среды на соматическое, психическое и репродуктивное здоровье человека;

-практическими приемами антропоэкологических исследований, в т.ч. техникой создания медико-экологических карт.
4. Структура и содержание дисциплины «Экология человека»
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа.


  1. Предмет экологии человека. Цель, задачи и содержание дисциплины. История изучения проблем экологии человека. Место в системе наук. Актуализация проблемы взаимоотношений человекокружающая среда. Методологические основы экологии человека (ЭЧ). Историческое единство окружающей среды и здоровья человека. Краткий очерк развития научных идей по ЭЧ. Роль русских и зарубежных исследователей в становлении ЭЧ. Предмет и объекты ЭЧ. Различные точки зрения на предмет ЭЧ. Положение ЭЧ в системе экологического комплекса знаний. ЭЧ и другие науки о человеке (медицинская география, гигиена и др.). ЭЧ и география. Экологические аспекты медицины. Глобальные экологические проблемы ЭЧ. Современные направления исследований в области ЭЧ Актуальность научных исследований ЭЧ в оптимизации окружающей среды. Международное сотрудничество.

  2. Теория и методы исследований экологии человека. Система понятий в ЭЧ (окружающая среда, качество условий жизни, здоровье, болезнь и т.п.). Биологические и социальные потребности человека. Антропоэкологические критерии качества окружающей среды. Показатели состояния здоровья населения. Проблемы эпидемиологической информации. Международные нормативы. Абиотические, биотические, антропогенные факторы внешней среды. Глобальные экологические потрясения, катастрофы и эпидемии. Влияние экологических факторов на организм человека. Классификация болезней и патологических состояний по степени и характеру их зависимости от факторов окружающей среды. Концепция природных предпосылок болезней. Загрязнение окружающей среды как экологический процесс. Методы оценки, контроля и управления в области ЭЧ: картографические, математико-статистические, социально-гигиенические, биогеохимические. Аэрокосмические методы и геоинформационные системы. Медико-экологический мониторинг. Системный подход к анализу взаимоотношений человека со средой его обитания.

  3. Адаптация человека к условиям окружающей среды. Понятие об адаптации и акклиматизации человека. Гомеостаз и адаптация как фундаментальные свойства организма. Нейрогуморальный механизм адаптации. Гормональный статус человека. Общие закономерности адаптивного процесса. Специфическая и неспецифическая адаптация. Стресс как адаптационный синдром. Условия, влияющие на адаптацию. Типы адаптации. Адаптация и наследственность. «Генетический груз» человечества. Врожденные аномалии. Генетическая адаптация, генетические манипуляции, генная инженерия и биотехнология. Современные представления о геноме человека. Экологическая ниша вида Homo sapiens. Человек как панойкуменный вид. Экология человечества: естественные пределы численности человеческой популяции, биопродуктивность и ресурсы биосферы. Морфофизиологическая изменчивость человеческого организма. Норма реакции и географические условия среды. Экологическая дифференциация человечества.

  4. Воздействие природной среды на человека. Воспроизведение человеческой популяции и природная среда. Уровни влияния факторов среды на воспроизведение человечества. Генофонд человечества и агрессивные факторы среды. Причины снижения репродуктивной функции. Современные репродуктивные технологии. Динамика изменчивости человеческой популяции. Онтогенез человека, его критические периоды, причины возникновения аномалий (тератогенез). Рост, развитие и старение в различных экологических условиях. Влияние геофизических факторов. Человек в условиях горной местности. Солнечно-земные связи, космические и земные ритмы. Понятие о циркадных, цирканных и циркасинодических, микро- и макроритмах. Воздействие природной радиации. Геохимические естественные факторы среды. Пороговые концентрации химических элементов. Природноэндемичные заболевания. Взаимодействие с биообъектами. Учение о природной очаговости болезней. Географические закономерности распространения природноочаговых болезней. Ландшафтоведение как основа ландшафтной эпидемиологии. Влияние климата на состояние здоровья человека. Эколого-физиологические механизмы терморегуляции в условиях жаркого климата и особенности образа жизни человека. Проблемы терморегуляции в условиях холодного климата и холодовых воздействий. Экология человека и водная среда обитания. Воздействие комплекса природных условий. Воздействие стихийных бедствий. Экстремальные условия природной среды. Экология человека при автономном существовании в экстремальных условиях природной среды.

  5. Воздействие антропогенных факторов окружающей среды на человека. Преобразование природы и здоровье человека. Изменение ландшафтов в результате антропогенной деятельности и эволюция природных очагов инфекционных болезней. Эпидемиологические последствия различных форм преобразования природы (земледелие, эксплуатация лесов и лесоустроительные работы, сооружение искусственных водохранилищ, орошение засушливых территорий, осушение переувлажненных и заболоченных регионов, интенсификация животноводства, строительные работы). Пути предупреждения негативных эпидемиологических последствий преобразования природы.

  6. Загрязнение окружающей среды и здоровье человека. Антропогенные факторы и механизмы их негативного действия на организм человека. Влияние физических факторов. Последствия радиационного воздействия. Влияние химических факторов. Последствия воздействия мутагенных и канцерогенных веществ. Влияние биологических и других факторов. Комплексное воздействие антропогенных факторов (промышленности, транспорта, сельского хозяйства, прочих отраслей и сфер деятельности). Состояние и оптимизация среды обитания. Экологические требования к устройству жилища и производственной среды. Заболевания, вызванные антропогенным загрязнением окружающей среды. Синергическое воздействие факторов техногенной среды на организм и личность человека. Загрязнение космического пространства. Проблемы космической и авиационной экологии. Искусственная биосфера.

  7. Социальные аспекты экологии человека. Антропосфера. Социальная и биологическая эволюция человека. Антропоэкосистемы на различных этапах истории. Хозяйственно-культурные типы и антропогеоценозы. Демографическое развитие человечества и смена культур (общие тенденции). Экология, генетика и поведение человека. Этническая экология. Демографические проблемы. Экологические, этнические и генетические проблемы брака и семьи. Интеллектуальное развитие, интеллектуальная деятельность в различных экологических условиях. Урбанизация и здоровье человека. Гиподинамия. Стресс и другие психологические проблемы. Курение, алкоголизм, наркомания. Питание. Зависимость характера пищи от среды обитания. Географическое распределение болезней, связанных с алиментарной недостаточностью. Инфекционные и неинфекционные болезни. Основные механизмы и закономерности эпидемиологических процессов. История глобальных эпидемий человека. Войны и эпидемии. Современные глобальные и региональные эпидемиологические особенности. Иммунологические проблемы. Понятие о валеологии (здоровом образе жизни). Культурно-географические аспекты отдыха. Организация охраны здоровья населения.

  8. Региональные проблемы экологии человека. Региональные закономерности распространения болезней. Роль региональных и локальных природных и антропогенных факторов в жизнедеятельности населения. Роль генотипических и фенотипических особенностей в распространении патологий. Понятие о краевой патологии. Задачи оптимизации окружающей среды в конкретных природоохранных проектах. Элементы социальной адаптации, направленные на оптимизацию процессов жизнедеятельности населения. Роль ЭЧ при освоении новых регионов. Программа изучения конкретной территории с позиций ЭЧ. Региональные медико-экологические проблемы как проявление глобальных изменений окружающей среды

  9. Экологическая безопасность и устойчивое развитие.

Экологические приоритеты устойчивого развития. Концепция экологической безопасности и риска для здоровья человек. Предельно допустимая экологическая нагрузка и экологически приемлемый риск. Проблемы качества жизни и экологической безопасности Безопасность и риски социально-природно-техногенной сферы. Риски чрезвычайных ситуаций. Методы оценки экологического риска. Прогнозы и возможные сценарии будущего человечества. Необходимость формирования экологической грамотности и экологической культуры населения для предупреждения кризисных экологических ситуаций. Роль экологии человека в сохранении здоровья населения, качества окружающей среды, генофонда человечества при решении национальных и региональных проблем устойчивого развития.
Распределение разделов дисциплины по видам учебной работы





п/п


Наименование разделов

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы

(в часах)

Формы текущего контроля и промежуточной аттестации













лекции

семинары

Сам. работа

Общ. труд.




1

Введение

5

1

2













2

Теория и методы исследований

5

2-4

6

2

2




Промежуточ-ное тестирова-ние

3

Проблемы адаптации

5

5-6

4

2

10







4

Факторы окружающей среды и их воздействие на человека

5

7-13

14

10







Защита рефератов


5


Региональные проблемы экологии человека

5

14-15

4

4










6

Заключение

5

16

2

2













Всего:




16

32

20

20

72

Экзамен





























5. Рекомендуемые образовательные технологии

Преподавание дисциплины «Экология человека» осуществляется с использованием следующих видов образовательных технологий:

-представление содержания в форме лекций-презентаций;

-развивающее и проблемное обучение (имитационные игры, ток-шоу, решение антропоэкологических задач и др.)
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Самостоятельная работа студентов заключается в систематическом изучении рекомендуемой литературы, в подготовке к выполнению промежуточных и итогового тестовых заданий, написании рефератов и выступлениях с докладами. Контроль за результатами самостоятельной работы студентов осуществляется в форме письменного (компьютерного) тестирования. Итоговый контроль - экзамен по всем темам.
Оценочные средства текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.

Перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

  1. Причины актуализации проблемы взаимоотношений человек – окружающая среда на современном этапе.

  2. Сущность принципов комплексности и системности в анализе взаимоотношений человека с его средой обитания.

  3. Назовите биологически обоснованные потребности человека. Основой каких социальных потребностей они служат?

  1. Назовите критерии качества жизни человека. Какую роль в формировании качества жизни играет природная окружающая среда?

  2. Чем определяется биологический возраст человека? Что такое «гормональный статус»?

  3. Приведите различные определения здоровья человека. Предложите и обоснуйте простые адекватные показатели здоровья конкретного человека.

  4. Воздействие природных факторов на человека

  5. Воздействие антропогенные факторов на человека.

  6. Загрязнение окружающей среды как экологический процесс

  7. Методы выявления и оценки взаимосвязей между состоянием здоровья населения и особенностями географической среды

  8. Природные и техногенные катастрофы.

  9. От каких факторов зависит воспроизведение человеческих популяций?

  10. Что такое «генофонд человечества»? Дайте определение. Приведите современные краткие представления о геноме человека.

  11. Что такое «онтогенез»? Какие периоды и этапы онтогенеза человека Вы знаете? Что такое «критические периоды» онтогенеза?

  12. Какие факторы способствуют появлению врожденных аномалий (уродств) и наследственных болезней человека?

  13. Эколого-географические предпосылки здоровья и возникновения болезней.

  14. Концепция природной очаговости болезней.

  15. Что такое биогеохимические провинции?

  16. Назовите причины эндемических заболеваний.

  17. Какое значение для биологического окружения и для здоровья человека имеет геомагнитное и другие физические поля Земли?

  18. Как определяют пороговые концентрации химических элементов?

  19. Каково воздействие на человека электромагнитных полей неионизирующей природы?

  20. Что Вы знаете о влиянии на здоровье человека современных электронных приборов и бытовой техники?

  21. Каково биологическое значение стрессовых реакций? Почему стресс называют «адаптационным синдромом»?

  22. От чего зависит исход стрессовой реакции? Назовите фазы стресса.

  23. От чего зависит адаптивность человека? Обрисуйте общие закономерности адаптивного процесса.

  24. Расы и адаптивные типы

  25. Объясните нейрогуморальный механизм гомеостаза. Отчего зависят пределы адаптивных возможностей человека? Что такое «норма реакции»?

  26. На примере температурной адаптации объясните различия в механизмах сезонной адаптации и быстрой адаптации к перемене температурных условий.

  27. Каковы, по Вашему мнению, перспективы и ограничения применения генетических манипуляций в биологических и медицинских технологиях?

  28. Понятие предельно допустимой экологической нагрузки.

  29. Концепция экологической безопасности и риска для здоровья человека.

  30. Антропоэкологические аспекты экологической экспертизы.

  31. Выскажите Ваше мнение о содержании понятия «экологическая культура».

  32. От чего зависит экологическая культура государства, экологическая культура производства и экологическая культура отдельного человека?

Примерная тематика рефератов (курсовых работ)


  1. Антропоэкологические факторы устойчивого развития региона.

  2. Оценка антропоэкологической обстановки в городских агломерациях.

  3. Урбоэкология и проблемы адаптации.

  4. Современные факторы риска окружающей среды.

  5. Влияние окружающей среды на генофонд.

  6. Особенности антропоэкологической ситуации в разных географических зонах.

  7. Антропоэкологические основания экологической экспертизы.

  8. Экспертные медико-экологические оценки в проектах хозяйственного развития территории.

  9. Основные природноочаговые болезни России

  10. Медико-экологические последствия потепления климата.

  11. Экологические катастрофы и их влияние на жизнедеятельность населения.

  12. Рост народонаселения и продовольственная проблема. Анализ современной ситуации.

  13. Программа изучения конкретной территории хозяйственного освоения с позиции экологии человека.

  14. Биосферные и космические циклы и их влияние на жизнедеятельность человека.

  15. Гомеостатические механизмы и адаптационные возможности человека.

  16. Природная экологическая ниша человека и жизнеобеспечение в экстремальных условиях.

  17. Базовые природные потребности и естественные права человека.

  18. Основные мишени и эффекты действия факторов техногенной среды на человека.

  19. Лимитирующие факторы в развитии человечества.

  20. Принципы экономики, не разрушающей природу.

  21. Примеры конструктивного решения экологических проблем в современной международной практике.

  22. Экологические принципы градостроения и городского хозяйства.

  23. Репродуктивное здоровье и условия воспроизведения популяций людей.

  24. Адаптация к трудовой деятельности.

  25. Геопатогенные зоны: сущность явления и состояние проблемы

  26. Агроэкосистемы и здоровье человека.

  27. Влияние электромагнитных излучений на здоровье человека.

  28. Мутагены в окружающей среде.

  29. Концепция устойчивого развития и ее медико-экологические аспекты.

  30. Медико-экологическая комфортность территории как одна из предпосылок развития рекреации и туризма.


Примерный перечень вопросов к экзамену


  1. Предмет, проблемы и задачи экологии человека. Исторические этапы развития науки.

Актуальность и практическая значимость современных исследований по экологии человека.

  1. Система применяемых понятий (окружающая среда, здоровье, антропоэкосистема и др.)

  2. Адаптация человека к условиям окружающей среды. Механизмы адаптации

  3. Экологическая дифференциация человечества (расы, адаптивные типы)

  4. Здоровье как критерий устойчивого развития. Характеристики здоровья.

  5. Наследственность человека и окружающая среда.

  6. Качество жизни и качество здоровья населения.

  7. Методы медико-экологических исследований.

  8. Принципы медико-географического картографирования.

  9. Значение географической среды для жизнедеятельности человека.

  10. Природные и антропогенные факторы риска для здоровья человека.

  11. Экологические чрезвычайные ситуации, их критерии и медико-экологические последствия.

  12. Медико-экологические последствия антропогенной трансформации природной среды.
  13. Понятия «экологическая безопасность» и «экологический риск».

  14. Основные принципы эколого-гигиенического регламентирования факторов неблагоприятного воздействия на организм человека.

  15. Оценка экологического неблагополучия территории по критерию здоровья.

  16. Система государственного санитарно-эпидемиологического надзора РФ, ее задачи и структура.


  17. Роль международных организаций в санитарно-гигиеническом регламентировании факторов окружающей среды.

  18. Структура медико-экологического паспорта и этапы его составления.

  19. Особенности хозяйственного использования земельных и водных ресурсов и их антропоэкологические последствия.

  20. Заболевания, вызванные антропогенными факторами.

  21. Медико-экологические аспекты загрязнения.

  22. Качество жизни и здоровье населения в крупных городах.

  23. Оценка экологических условий селитебных зон по медико-экологическим параметрам.

  24. Глобальные экологические проблемы в медико-экологическом контексте.

  25. Классификация болезней и патологических состояний по степени и характеру их зависимости от факторов окружающей среды.

  26. Концепция природной очаговости болезней

  27. География и эпидемиология основных природноочаговых болезней России.

  28. Географическое распределение болезней, связанных с алиментарной недостаточностью.

  29. Экологические принципы устойчивого развития и их роль в жизнедеятельности человека.

  30. Значение естественного воспроизводства, миграций и продолжительности жизни для устойчивого развития.

  31. Экологическая безопасность, экологический риск. Теория, меры по защите людей

  32. Стихийные бедствия и природные катастрофы и их влияние на жизнедеятельность людей.

  33. Антропогенные катастрофы и их влияние на жизнедеятельность людей.

  34. Эколого-медицинский мониторинг, его правовая и научно-организационные основы..


7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература:

Гора Е.П. Экология человека: учебное пособие для вузов. М.: Дрофа, 2007.-540 с.

Мовчан В.Н. Экология человека: учебное пособие. СПб: Изд-во С._Петерб.ун-та. 2004.-292 с.

Прохоров Б.Б. Экология человека. Учебник. – М.: Издательство Академия, 2010. – 320 с

Хаскин В.В., Акимова Т.А., Трифонова Т.А. Экология человека: учебное пособие. М.: ЗАО «Изд-во «Экономика», 2008.-367 с.
б) дополнительная литература:

Алексеева Т.И. Географическая среда и биология человека. М.: Мысль, 1977. 304 с.

Алексеева Т.И. Адаптация человека в различных экологических нишах Земли. – М.: Изд. МНЭПУ. – 1998.

Алтухов Ю.П. Генетические процессы в популяциях. М.: Наука, 2003.

Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Биологическая безопасность. М.: МГОФ «Знание». 2009.-912 с.

Вишневский А.Г. Демографическая революция. М.: Статистика. 2004. - 240 с

Данилов-Данильян В.И., Залиханов М.Ч., Лосев К.С. Экологическая безопасность. Общие принципы и российский аспект. М.: Изд-во МНЭПУ, 2001.

Келлер А.А., Кувакин В.И. Медицинская экология. СПб.: «Петроградский и К», 1998.

Келина Н.Ю., Безручко Н.В. Экология человека. Ростов н/Д: Феникс, 2009.-394 с

Малхазова С.М. Медико-географический анализ территории: картографирование, оценка, прогноз. М.: Научный мир, 2001.

Малхазова С.М., Королева Е.Г. Окружающая среда и здоровье человека: учебное пособие. М.: Географический факультет МГУ, 2011.-180 с.

Миллер Т. Жизнь в окружающей среде. М.: Прогресс, 1993. Т. 1-3.

Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М.:Молодая гвардия.1990. 352 с.

Окружающая среда и здоровье человека. М.: Наука, 1979. 214 с.

Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Зиневич Л.С. Гигиена и основы экологии человека. М.:Изд. центр «Академия», 2004.-528 с.

Прохоров Б.Б Экология человека. Социально-демографические аспек-ты. М.: Наука, 1991. 112 с.

Прохоров Б.Б. Прикладная антропоэкология: Учеб. М.: Изд-во МНЭПУ, 1998. – 312 с.

Прохоров Б.Б. Экология человека. Понятийно-терминологический словарь. М:МНЭПУ,1999

Прохоров Б.Б. Социальная экология. Учебник для студ.вузов. М.: Издательский центр «Академия», 2005.-416 с.

Прохоров Б.Б., И.В. Горшкова, Д.И. Шмаков. Общественное здоровье и экономика. М.: МАКС Пресс, 2007. – 292 с.

Прохоров Б.Б. Здоровье населения России в ХХ веке. – М.: Изд-во МНЭПУ, 2001. – 276 с.

Ревель П., Ревель Ч. Среда нашего обитания: В 4 кн. М.: Мир, 1994-1995.

Реферативный журнал. Экология человека (86). Отдельные выпуски с 1986 г. М.: ВИНИТИ АН.

Ревич Б.А, Авалиани С.Л. Тихонова Г.И. Экологическая эпидемиология. М.:Изд. центр «Академия», 2004.-384 с.

Россия в окружающем мире. Аналитический ежегодник//под. Ред. Марфенина Н.Н.. М.: Из-во МНЭПУ. 1996- 2009 гг.

Экология человека. Учебное пособие. М.: Изд-во МНЭПУ, 2001.-440 с.

Яблоков А.В. Россия: здоровье людей и среды. – М., 2007.

в) интернет-ресурсы:
www.geogr.msu.ru/geomed,
www.regions.ru,
www.govenmen,t.ru,
www.sci.aha.ru,
www.gks.ru,
www.unep.org,
www.infostat.ru,
www.oxfordjournals.org,
www.who.int,
www.euro.who.int,
www/national-geographic.ru,
www.biodat.ru,

http://www.rospotrebnadzor.ru/files/documents/doclad/2125.pdf)

www.mednet.ru
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Мультимедиа-проектор, ноутбук, DVD-проигрыватель, видео- и DVD-фильмы;

Доступ в интернет; компьютерный класс для тестирования студентов.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПООП ВПО по направлению подготовки 022000 Экология и природопользование.

Разработчики:

Географический факультет

МГУ имени М.В.Ломоносова


Профессор

С.М. Малхазова

Факультет почвоведения МГУ имени М.В. Ломоносова

Профессор

О.П. Мелехова

Эксперты:







Биологический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова

Профессор

Т.А.Трифонова

Факультет географии и геоэкологии Санкт-Петербургского государственного университет

Профессор

В.Н.Мовчан


Программа одобрена на заседании УМС по экологии и устойчивому развитию от 18 февраля 2011 г., протокол №1-эко/умо.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебной дисциплины наименование дисциплины Экология человека Рекомендуется для направления подготовки iconУчебной дисциплины наименование дисциплины Экологическое нормирование...
Курс Экологическое нормирование относится к модулю «Прикладная экология» цикла Б. 3 (профессиональный цикл; базовая (общепрофессиональная...
Учебной дисциплины наименование дисциплины Экология человека Рекомендуется для направления подготовки iconУчебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины Экономика Рекомендуется...
Основная цель изучения дисциплины Экономика формирование у студентов научного экономического мышления
Учебной дисциплины наименование дисциплины Экология человека Рекомендуется для направления подготовки iconУчебной дисциплины наименование дисциплины Устойчивое развитие Рекомендуется...
Б. 3) модуля основы природопользования (ОП), охватывающего разнообразные аспекты воздействия человека на окружающую среду, защиты...
Учебной дисциплины наименование дисциплины Экология человека Рекомендуется для направления подготовки iconУчебной дисциплины наименование дисциплины география рекомендуется для направления подготовки
Ввести студентов в Мир географии, относящейся к системам естественных и общественных наук
Учебной дисциплины наименование дисциплины Экология человека Рекомендуется для направления подготовки iconУчебной дисциплины наименование дисциплины биология рекомендуется для направления подготовки
Земли для обеспечения систем охраны биоразнообразия и управления биологическими процессами
Учебной дисциплины наименование дисциплины Экология человека Рекомендуется для направления подготовки iconУчебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Инновационные...
«Преподавание филологических дисциплин (с указанием языка / языков и литературы/литератур)»
Учебной дисциплины наименование дисциплины Экология человека Рекомендуется для направления подготовки iconУчебной дисциплины наименование дисциплины «основы геоинформатики»...
Целью курса является также овладение практическими навыками работы с основными геоинформационными пакетами и возможностями их применения...
Учебной дисциплины наименование дисциплины Экология человека Рекомендуется для направления подготовки iconУчебной дисциплины наименование дисциплины Охрана окружающей среды...
Дисциплина "Охрана окружающей среды" обязательная дисциплина цикла оп, объединяющая тематику безопасного взаимодействия человека...
Учебной дисциплины наименование дисциплины Экология человека Рекомендуется для направления подготовки iconУчебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) История...
Данная учебная дисциплина входит в раздел «б профессиональный цикл. Базовая часть» фгос-3 по направлению подготовки впо 032700 –...
Учебной дисциплины наименование дисциплины Экология человека Рекомендуется для направления подготовки iconУчебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Введение...
Дать студентам общее представление о славянской филологии, об объекте ее изучения, охарактеризовать основные проблемы, актуальные...
Учебной дисциплины наименование дисциплины Экология человека Рекомендуется для направления подготовки iconУчебной дисциплины наименование программы «Картография» Рекомендуется для направления подготовки
Цели освоения дисциплины. Целями освоения дисциплины «Картография» выработка у студентов знаний базовых понятий картографии (элементы...
Учебной дисциплины наименование дисциплины Экология человека Рекомендуется для направления подготовки iconУчебной дисциплины наименование дисциплины геология рекомендуется для направления подготовки
Она обеспечивает фундамент и взаимосвязь всех изучаемых геологических дисциплин. Изучение Общей геологии направлено также на приобретение...
Учебной дисциплины наименование дисциплины Экология человека Рекомендуется для направления подготовки iconРабочая программа Наименование дисциплины прямой маркетинг рекомендуется...
Ы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами. 10
Учебной дисциплины наименование дисциплины Экология человека Рекомендуется для направления подготовки iconУчебной дисциплины наименование дисциплины ландшафтоведение рекомендуется...
Впо и типовой рабочей программы по ландшафтному дизайну. Она содержит разделы, посвященные стилю, пространственной структуре и композиционным...
Учебной дисциплины наименование дисциплины Экология человека Рекомендуется для направления подготовки iconПримерная программа наименование дисциплины виноградарство рекомендуется...
Цель дисциплины формирование знаний и умений по биологии, экологии, технологии, основам ампелографии и селекции винограда
Учебной дисциплины наименование дисциплины Экология человека Рекомендуется для направления подготовки iconУчебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Современные...
Целями освоения дисциплины «Современные проблемы зарубежной литературы» являются


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск