Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе: а





Скачать 159.19 Kb.
НазваниеПояснительная записка рабочая программа разработана на основе: а
Дата публикации24.02.2015
Размер159.19 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > География > Пояснительная записка

Сенин В.Г. МБОУ «СОШ 4», г. Корсаков

Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе:

а) Примерная программа по краеведению для 5 класса(М.Г. Булавинцева, А.А. Василевский, М.С. Высоков, Е.А., М.И. Ищенко, С.М. Первухин.), 2009г..

б) Закон об образовании// Вестник образования. – 2012.

в) Региональный компонент (национально-региональный) государственного стандарта общего образования в Сахалинской области (приказ ДО от12.09.2005 г. №528-ОД).

г) «О дополнительных критериях при лицензировании образовательных учреждений», приказ Департамента образования Сахалинской области, 2008.
Основные цели изучения краеведения в 5 классе следующие:

  1. Формирование российской идентичности, патриотизма, уважения к многогранным традициям и обычаям российского суперэтноса.

  2. Развитие чувства сопричастности с прошлым, настоящим и будущим своей родной земли.

  3. Этнопедагогическое и этнопсихологическое сопровождение процесса образования позволит сохранить этнические и исторические традиции в регионе, овладеть культурой мира и опытом содружества.


Программа предусматривает развитие у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, предусмотренных ФК ГОС.

На достижение поставленных целей направлены общеобразовательные и предметные задачи:

  • Обеспечивать формирование коммуникативной компетентности учащихся.

  • Способствовать самоопределению личности в системе социальных, межличностных отношений к природной, экономической, социокультурной среде, по отношению к другим народам, этносам и их ценностям.

  • Способствовать развитию творческих исследовательских способностей учащихся, целенаправленно удовлетворять и развивать их образовательные потребности в исследовании и преобразовании.

  • Развивать гибкость мышления и поведения, объективно-необходимых в условиях становления рыночной экономики и наукоёмких производств.

  • Способствовать воспитанию экологического сознания.

  • Интересно и доступно способствовать получению знаний об особенностях заселения Сахалинской области, о многообразии ее природных, хозяйственных, социальных особенностей.

  • Развивать картографические, практические, экологические умения и навыки.

  • Развивать умения пользоваться материалами СМИ, специальной литературой краеведческого содержания.

  • Сформировать системное представление о крае как целостном регионе и одновременно как о субъекте Российской Федерации, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления.

  • Развивать представление о регионе как о пространстве, в котором осуществляется жизненное и профессиональное самоопределение и саморазвитие личности.

  • Показать большое практическое значение взаимосвязи природных, экономических, социокультурных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений в природе.

  • Формировать культуру учащихся через приобщение к конкретным знаниям о крае.

Концептуальными положениями программы являются: ориентация учащихся на географическое, гуманитарное, естественно научное изучение природы и хозяйственной деятельности Малой Родины, формирование личности средствами школьного краеведения, а не только собственно предметными знаниями, составляющими основу краеведения.
Содержание национально-регионального компонента призвано раскрыть исторические, географические, политические, социально-экономические, культурные особенности изучаемого региона.
Принципиальное значение приобретают виды деятельности, развивающие исследовательские навыки, творческие и информационно-коммуникативные способности, предлагаемые учащимся в рабочей тетради.
Курс изучается согласно примерной программе основного общего образования по краеведению 5 класс, по учебнику «Краеведение 5 класс», ( авторский коллектив М.Г. Булавинцева, А.А. Василевский, М.С. Высоков, Е.А., М.И. Ищенко, С.М. Первухин.), 2009г.
Программой предусматриваются наблюдения, зарисовки, сравнения, проведение несложных практических работ, измерений, работа в малых группах, проектная работа, подготовка рефератов, исследовательская деятельность, информационно-поисковая деятельность.
Предполагается использование таких форм, способов, средств проверки и оценки результатов обучения как:

  1. срезы и тестовые самостоятельные работы;

  2. фронтальный и индивидуальный опрос;

  3. отчеты по практическим и лабораторным работам;

  4. творческие задания, защита рефератов и проектов.

.
Срок реализации программы – 1 год.

Тематический план







Наименование разделов и тем


Всего

часов

В т.ч. на практические работы

В т.ч. на контроль. работы

1

История (7 часов)

7

2

1

2

Биология и география (14 часов)

14

3

1

3

Литература (7 ч)

7

1

1

4

Художественная культура (6 часов)

6

1

1

5

Обобщение знаний по курсу(1ч.)

1










Итого:

35




4


Содержание учебного материала

Содержание учебного материала соответствует программе основного общего образования по краеведению 5 класс, по учебнику «Краеведение 5 класс», ( авторский коллектив М.Г. Булавинцева, А.А. Василевский, М.С. Высоков, Е.А., М.И. Ищенко, С.М. Первухин.), 2009г.

История (7 часов)

Продвижение далеких предков человека на север. Ледниковый период. Сухопутные мосты. Материк Сунда. Берингия. Уровень Мирового океана и формирование современных островов. Поселения и жилища. Великие открытия древних людей. Способы добывания огня. Одежда. Техника обработки кости, камня и дерева. Обсидиановый путь. Древние охотники. Жизнь у берега моря и в долинах рек в эпоху неолита. Земледельцы, пастухи, рыболовы, охотники и морские зверобои в Приморье, Приамурье, на Камчатке, Сахалине, Курилах и Японских островах. Орудия труда и промысла, транспортные средства. Первобытная металлургия. Проникновение изделий из металла на Дальний Восток. Как жили люди железного века. Хозяйство и быт. Находки археологов на Дальнем Востоке. Железный век на Сахалине и Курилах. Население Сахалина, Хоккайдо и Курил в середине 1 тысячелетия до нашей эры. Сусуйская культура. Сусуйская стоянка. Первые летописи. «Черноногие», «волосатые» и народ «лао». Сушени. Стрелы из дерева ку. Народ Ва. Страна Фусан. Северные народы Японского архипелага в раннем железном веке. Поселение Южная 2.

Биология и география (14 часов)

Сахалинская область - субъект Российской Федерации. Герб и флаг Сахалинской области. Административный центр Сахалинской области город Южно-Сахалинск. Административное деление территории Сахалина и Курильских островов. Площадь, размеры и состав территории Сахалинской области. Природа Сахалина и Курильских островов. Наука топонимика. Географические названия на карте. Топонимы аборигенного происхождения.

Французские топонимы на карте Сахалина. Русские топонимы на карте Сахалина и Курил.

Фенология как наука. Сезоны года. Границы сезонов. Метеорологические феноиндикаторы. Биологические феноиндикаторы. Необходимость фенологических наблюдений. Факторы среды. Выбор участка наблюдения в сельской и городской местности. Определение температуры воздуха, направления и силы ветра, облачности и осадков. Наблюдения за растениями и животными в природной среде. Явления в осенней природе. Разнообразие плодово-ягодных растений. Жизненные формы плодово-ягодных растений. Значение плодово-ягодных растений. Явления в зимней природе. Следопытство. Изучение следов жизнедеятельности животных. Следы животных. Фиксация наблюдений. Явления в весенней природе. Раннецветущие растения. Эфемероиды. Приспособление эфемероидов к неблагоприятным условиям природной среды. Явления в летней природе. Ядовитые растения. Лекарственные растения. Океаны и моря Океаны и моря окружающие острова Сахалинской области. Особенности водных масс Охотского и Японского морей. Растительный мир Охотского и Японского морей. Животный мир Охотского и Японского морей. Особенности островных побережий. Растительный мир островных побережий. Островные побережья – зона контакта стихий. Морская часть побережий – бентемы. Остров Тюлений.

Литература (7 ч)

Ранние упоминания о Сахалине и Курильских островах в русской литературе. Сахалин и Курильские острова в русской литературе XIX-XX веков. Русская литература на Сахалине и Курильских островах с середины ХХ столетия и до настоящего времени. Русская национальная литература. Региональная литература. Мифы как культурное достояние древних народов. Отечественные исследователи мифологии родного края. Мифы нивхского народа в поэтическом изложении Владимира Санги. Фрагменты из поэмы «Песнь о нивхах»: «С чего началась земля. По преданию рода Кевонгов» (пер. О. Юрьева), «О двух девушках, которые оставили свои имена потомкам. По преданию нивхов Лунского залива» (пер. С. Степанова и О. Юрьева). Особенности сказок. Животные в сказках. Сказки в обработке и записи отечественных ученых и писателей. Нивхские сказки в литературной обработке Айнская сказка «Молодая ворона» в записи Бориса Пилсудского и в литературной обработке Олега Кузнецова. Эвенкийская сказка «Эвэкэчен и Чиндэкэ» в литературной обработке Семёна Надеина. Повесть «Синее море, белый пароход» (выборочные главы в сокращении – из четвертой, пятой и шестой глав.): автобиографическое начало повести и ее сюжетные линии; «белый пароход» как главная мечта детей в книге; взрослые герои повести и их жизненные позиции; нравственные уроки книги. Страницы биографии писателя. Рассказ «Мыс Раманон» (в сокращении): Петька Трушин как главный герой рассказа; сочинения Петьки Трушина и Зиночки как антиподы представления о жизни; географические названия рассказа на карте Сахалина и Курильских островов. Страницы биографии и творческой деятельности поэта. Поэтический образ России и отражение русской истории в поэзии. Стихотворения «Осень 1836», «Дальний Восток» и «Первопроходец».

Художественная культура (6 часов)

Территория и расселение нивхов. «Рыбьекожий народ». Основные хозяйственные занятия нивхов. Коллективный характер труда. Календарь нивхов. Охотники на морского зверя и собиратели. Каким нивхи представляли окружающий мир. Каким богам поклонялись нивхи. Как нивхи обращались к богам-хозяевам. Представления нивхов о строении мира. Нивхский миф о сотворении мира. Где проживали айны. Два сезона айнского года. Охота на суше. Охота на море. «Божественные рыбы». Собиратели. Человек - часть мира природы. Пантеон айнских божеств. Общение с духами-покровителями. Деревянный человечек с множеством языков. Айнская мифология. Островные оленеводы. Кочевание от моря – к горам, от гор к морю. Искусные лесные охотники. Морской зверобойный промысел и рыболовство. Сюжеты и образы уйльтинской мифологии. Мир природы и мир человека. Духи-хозяева. Хозяин огня. Как задобрить духи. Шаманы.

Обобщающее повторение. (1 ч)

Перечень обязательных контрольных работ.



№/№



№ темы


Форма работы


Тема

1




Входящий срез




2

1

Контрольный тест

«История»

3

2

Контрольный тест

«Биология и география»

4




Промежуточный срез




5

3

Контрольный тест

«Литература»

6

4

Контрольный тест

«Художественная культура»

7




Итоговый срез





Перечень практических работ.



№/№



№ темы


Форма работы


Тема

1

1

практическая работа

Создание сказки «Как Суша с Морем боролась»

2

1

практическая работа

Узор на посуде.

3

2

практическая работа

Таблица численности населения.

4

2

практическая работа

Фенологические наблюдения за неживой природой.

5

2

практическая работа

Фенологические наблюдения за живой природой.

6

3

практическая работа

Капля смолы лиственницы – создание легенды.

7

4

практическая работа

Изображение главных духов.


В результате изучения краеведения ученик должен:

знать / понимать

географическую, территориально-административную карты Сахалинской области;

флору дальневосточных морей, фауну региона;

охраняемые территории Сахалинской области, редкие и исчезающие виды растений;

факторы риска, влияющие на здоровье человека, экологические проблемы региона;

природные ресурсы Сахалинской области;

условия рационального природопользования;

этнический состав населения Сахалинской области;

характерные черты образа жизни и культуры коренных малочисленных народов;

основные этапы освоения и заселения Сахалина, Курил, сопредельных территорий Дальнего Востока;

основные события истории региона (дипломатические договора, военные конфликты, факты позитивного культурного взаимодействия дальневосточных народов и государств);

имена известных ученых, путешественников, деятелей культуры, внесших вклад в открытие и освоение региона;

фольклор коренных народов Дальнего Востока, Сахалина;

классическую и современную поэзию и прозу стран АТР (Японии, Кореи, Китая), современные произведения авторов Дальнего Востока, Сахалина;

особенности происходящих в регионе преобразований в структуре политических, экономических и социальных отношений;

региональные элементы политической системы;

государственные символы Сахалинской области, символы городов проживания;

основные тенденции политического, экономического и культурного развития региона.

уметь

ориентироваться по географической, физической, территориально-административной картам Сахалинской области;

распознавать, описывать животных и растения региона;

распознавать растения, используемые для борьбы с вредителями;

распознавать редкие и исчезающие виды растений Сахалинской области;

проводить экологический мониторинг местности проживания, описывать формы взаимодействия человека и природы;

бережно относиться к родной природе;

характеризовать экономическое развитие региона;

характеризовать важнейшие события истории региона;

давать оценку дипломатическим действиям России в регионе, излагать обстоятельства заключения международных договоров, касающихся дальневосточных рубежей России;

обобщать факты, прослеживать динамику социокультурных процессов в регионе;

определять особенности дальневосточного фольклора и литературы, традиционной культуры коренных народов;

бережно относиться к государственным символам региона;

осуществлять поиск социальной информации;

решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи;

оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности, правовых норм, сознательно не принимать антиобщественное поведение сограждан;

полноценно выполнять типичные социальные роли;

реализовывать свои гражданские права и обязанности, ориентироваться в актуальных общественных событиях и процессах региона;

активно и позитивно взаимодействовать с представителя различных этносов, культур;

создавать и бережно хранить семейные архивы, материалы школьных музеев, краеведческих комнат.
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся.
При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования терминологии, самостоятельность ответа.
Устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:

Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Оценка "4" ставится, если ученик:
Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

Ответ самостоятельный;

Наличие неточностей в изложении материала;

Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых явлений.


Оценка "3" ставится, если ученик:

Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка "2" ставится, если ученик:

Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

Не делает выводов и обобщений.

Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Оценка "1" ставится, если ученик:

Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

Полностью не усвоил материал.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

  Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.


Оценка "5" ставится, если ученик:

выполнил работу без ошибок и недочетов;

допустил не более одного недочета.


Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

или не более двух недочетов.


Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

не более двух грубых ошибок;

или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

или не более двух-трех негрубых ошибок;

или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.


Оценка "2" ставится, если ученик:

допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

или если правильно выполнил менее половины работы.


Оценка "1" ставится, если ученик:

не приступал к выполнению работы;

или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.


 

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
Время выполнения работы: 10-15 мин.

Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
Время выполнения работы: 30-40 мин.

Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Список литературы.
Научно-популярная

Александров С. М. Остров Сахалин. — М.: Наука, 1973. — 183 с.

Василевский А. А. Каменный век острова Сахалин. — Южно-Сахалинск: Сахалинское книжное издательство, 2008. — 411 с.

Исаченко А. Г., Шляпников А. А. Сахалин // Природа мира: Ландшафты. — М.: Мысль, 1989. 504 с.

Южная часть Дальнего Востока. — М.: Наука, 1969. — 422 с.

География

Атлас Сахалинской области. — М.: ГУГК при СМ СССР, 1967. — 135 с.

Справочник по физической географии Сахалинской области / Сост. З. Н. Хоменко. Южно-Сахалинск: Сахалинское книжное издательство, 2003. 112 с.

Флора и фауна

Баркалов В. Ю., Таран А. А. Список видов сосудистых растений острова Сахалин // Растительный и животный мир острова Сахалин (Материалы Международного сахалинского проекта). Часть 1. — Владивосток: Дальнаука, 2004. — С. 39-66.

Красная книга Сахалинской области: Животные. — Южно-Сахалинск: Сахалинское книжное издательство, 2001. — 190 с.

Красная книга Сахалинской области: Растения. — Южно-Сахалинск: Сахалинское книжное издательство, 2001. — 348 с.

Нечаев В. А. Птицы острова Сахалин. Владивосток: ДВО АН СССР, 1991. 748 с.

Нечаев В. А. Обзор фауны птиц (Aves) Сахалинской области // Растительный и животный мир острова Сахалин (Материалы Международного сахалинского проекта). Часть 2.. — Владивосток: Дальнаука, 2005. — С. 246—327.

Определитель высших растений Сахалина и Курильских островов / Д. П. Воробьёв, В. Н. Ворошилов, Н. Н. Гурзенков, и др.. — Л.: Наука, Ленингр. отд., 1974. — 372 с.

История

История Сахалина и Курильских островов с древнейших времён до начала XXI столетия: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений региона по специальности «История» / М. С. Высоков, А. А. Василевский, А. И. Костанов, М. И. Ищенко. — Южно-Сахалинск: Сахалинское книжное издательство, 2008. — 712 с.

История Сахалинской области с древнейших времён до наших дней: Изд. 3-е, перераб. и дополн. / М. С. Высоков, В. А. Голубев, Н. И. Колесников, и др.. — Южно-Сахалинск: Сахалинское книжное издательство, 1995. — 272 с



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе: а iconПояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе
Данная рабочая программа разработана на основе программы авторского курса химии О. С. Габриеляна (Сборник: Программа курса химии...
Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе: а iconПояснительная записка рабочая программа разработана на основе Федерального...

Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе: а iconРабочая программа по литературному чтению пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования....
Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе: а iconРабочая программа средней школы пояснительная записка к рабочей программе...

Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе: а iconПояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе образовательной программы основного общего образования 5-9 классы моу сош с. Кириллово
Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе: а iconПояснительная записка. Данная рабочая программа разработана на основании...
Приказа Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373 «Об утверждении федерального государственного стандарта начального...
Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе: а iconПояснительная записка 2 Календарно тематическое планирование 4 Требования к уровню
Рабочая программа по информатике и информационным технологиям для 9 класса разработана на основе
Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе: а iconПояснительная записка к рабочей программе по природоведению в 5 классе...
Программа разработана на основе авторской программы по природоведению для общеобразовательных учреждений Пасечника В. В
Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе: а iconПояснительная записка рабочая программа разработана на основе
Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ №1089 от 09. 03....
Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе: а iconПояснительная записка данная рабочая программа разработана на основе
Вахрушев А. А., Бурский О. В., Раутиан А. С. Окружающий мир. 1 класс. Учебник в 2 частях. Часть М.: Баласс, 2011
Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе: а iconПояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе
Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года...
Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе: а iconПояснительная записка рабочая программа разработана на основе
Государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом мо РФ №1312 от 09. 03. 2004...
Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе: а iconПояснительная записка данная рабочая программа разработана на основе
Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года...
Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе: а iconПояснительная записка рабочая программа разработана на основе: п....
Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования мо РФ (приказ №1089 от 05. 03. 2004)
Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе: а iconПояснительная записка данная рабочая программа разработана на основе
Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года...
Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе: а iconРабочая программа «Обществознание» 9 класс Пояснительная записка...
Министерства образования и науки РФ №1089 от 5 марта 2004 года с учётом всех изменений


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск