Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 05. 06. 01 «науки о земле»





Скачать 128.99 Kb.
НазваниеПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 05. 06. 01 «науки о земле»
Дата публикации28.02.2015
Размер128.99 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > География > Программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тамбовский государственный университет имени Г.Р.Державина»



Утверждено на заседании

Ученого Совета

Тамбовского государственного университета имени

Г.Р. Державина

протокол № 35

от «25» марта 2014 г.
Ректор В. М. Юрьев




ПРОГРАММА

ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ

ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ

НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В АСПИРАНТУРЕ

05.06.01 «НАУКИ О ЗЕМЛЕ»

ПРОФИЛЬ

«ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ И БИОГЕОГРАФИЯ, ГЕОГРАФИЯ ПОЧВ И ГЕОХИМИЯ ЛАНДШАФТОВ »

КВАЛИФИКАЦИЯ: ИССЛЕДОВАТЕЛЬ. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ-ИССЛЕДОВАТЕЛЬ

Тамбов 2014

Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 05.06.01 «Науки о земле», по профилю «Физическая география и биогеография, география почв и геохимия ландшафтов» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры географии, обсуждена и утверждена на заседании кафедры географии ТГУ имени Г.Р.Державина.

Протокол № 8 от «24» февраля 2014 г.

В данной программе представлены вопросы к вступительным испытаниям по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 05.06.01 «Науки о земле», по профилю «Физическая география и биогеография, география почв и геохимия ландшафтов».

Программа вступительных испытаний сформирована на основе федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по программам как специалитета, так и магистратуры, и дает возможность оценить качество знаний поступающих в аспирантуру по данному профилю.

Структура программы
1. Цели и задачи вступительных испытаний

Целью вступительного испытания должна стать возможность показать свои знания в области физической географии.

Основные задачи испытания:

выявление у потупающего

-  степени сформированности комплексной системы знаний о фундаментальных законах и закономерностях функционирования и развития географической оболочки;

-  уровня свободного владения понятийно-категориальным аппаратом, необходимым для самостоятельного восприятия, осмысления и усвоения географических знаний;

-  умения связывать общие и частные вопросы географии, оперировать примерами из различных областей географической науки;

-  глубины понимания практического применения географических знаний как научной основы отдельных отраслей современного производства и рационального;

-  уровня усвоения основных методических знаний и умений, профессиональных умений применять дидактические, методические и технологические знания в процессе обучения географии.
2. Требования к знаниям и умениям поступающего

В соответствии с предъявляемыми требованиями по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 05.06.01 «Науки о земле», по профилю «Физическая география и биогеография, география почв и геохимия ландшафтов», поступающий должен:

быть хорошо эрудированным, обладать высокой культурой географического мышления;

знать теоретические основы и закономерности функционирования географической науки, принципы соотношения методологии и методов географического познания мира;

иметь представление об основных тенденциях и направлениях развития мировой и отечественной географии;

уметь квалифицированно анализировать современные географические проблемы общества в рамках одной из отраслей географии;

владеть методикой и технологией создания и использования моделей прогнозирования географических явлений;

освоить методику географического анализа демографических процессов и рационального природопользования;

владеть инновативными технологиями в практике географической работы.
Умения и навыки:

владение навыками самостоятельной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности, требующими широкого образования в соответствующем направлений:

умение определять проблему, формулировать гипотезы и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской и педагогической деятельности и требующие углубленных профессиональных географических знаний;

умение формировать план исследования, выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы исходя из задач конкретного физико-географического исследования;

умение обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся литературных и картографических данных;

умение вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий;

умение представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати.
3. Содержание программы (аннотации тем)

Сущность и свойства географических карт. Географические карты, их классификация по охвату территории и отражаемых объектах. Принципы ориентирования на местности по топографическим картам и аэрофотоснимкам. Методы описания природных явлений: тектоники, геоморфологии, климата, растительности и животного мира, зональности природы по картам.

Географические атласы, их классификация и роль. Областные, государственные, мировые атласы, особенности их содержания, методы описания территории по атласам, оценка растений, движения воздушных и водных масс по картам атласов. Атласы Тамбовской области, их содержание.

Выдающиеся картографы России и мира, их роль в создании атласов климатических, физико-географических, атласа для учителя и др.

Геотектонические структуры земной коры. Понятия о платформах, складчатых поясах, тектонических разломах. Виды тектонических движений: складчатые, глыбовые и их роль в формировании неровностей поверхности Земли. Вулканы и землетрясения, их связь с основными геологическими структурами земной коры, география вулканов и землетрясений. Новая глобальная тектоника.

Современные представления о внутреннем строении Земли. Ядро, мантия Земли, земная кора, их строения и размеры, роль в изменении физической поверхности земли. Основные типы минералов и горных пород, их распространение и хозяйственное значение. Методы изучения внутреннего строения Земли: сейсмический, буровой, взрывной и др.

Геологическое строение, полезные ископаемые, рельеф России и стран СНГ. Распространение гор и равнин по территории России, их соответствие геосинклиналям и платформам. Районы месторождений основных полезных ископаемых: металлов, нефти, газа, строительных материалов. Проблемы охраны недр на территории России и стран СНГ.

Тектоническая структура и рельеф одного из материков или океанов. Объяснение высот и глубин, география гор, равнин, впадин, желобов. Современные тектонические движения и изменение рельефа территории. Ледниковая эпоха в северном полушарии и ее геоморфологическая роль; ледниковые отложение и формы рельефа.

Земля как планета, фигура, размеры, движения Земли. Особенности фигуры Земли и их значение, происхождение сплюснутости земного шара (геоида). Основные виды движений Земли и их значение: сутки, год, их продолжительность; старый и новый стиль летоисчисления, их причины и значение. Система времен года и ее связь с наклоном земной «оси».

Закономерности распределения тепла и влаги на Земле. Влияние шарообразности фигуры Земли на величину прихода солнечного тепла. Основные тепловые пояса Земли. Общий радиационный баланс земной поверхности, его варианты на суше и океанах, на экваторе и в полярных областях. Распределение осадков на Земле. Роль удаленности от океанов на величину осадков. Тепловые пояса земного шара; карты изотерм. Колебания температуры и осадков по сезоны года.

Воздушные массы и атмосферные фронты. География основных типов воздушных масс, причины их вызывающие и значение. Образование атмосферных и климатических фронтов. Циклоны и антициклоны, погода в каждом из них, роль циклонов и антициклонов в развитии фронтов и формирование климата в различных районах земной поверхности.

Климат. Типы климатов земного шара. Различие понятий «погода» и «климат». Процессы и факторы климатообразования. Климаты равнин и гор. Зональные типы климатов различных материков. Особенности умеренного климата северного полушария, хозяйственная оценка климата.

Погода. Формирование и основные типы погоды. Элементы погоды. Основные типы погоды на материках и, в частности, в Тамбовской области. Краткосрочные и долгосрочные прогнозы погоды и их методика. Содержание и анализ синоптических карт. Сезонные колебания погод. Неблагоприятные погоды: засухи, суховеи, переувлажнение, - их хозяйственная оценка.

Гидросфера. Круговорот воды в природе. Виды воды в природе, их количественная оценка. Движение воды в океанах, течения, и их природная роль. Движение воды на поверхности суши. Реки, их хозяйственная роль. Крупнейшие реки Земли. Подземные воды, их образование, движение и значение. Круговорот воды в природе.

Физико-географическая характеристика Тамбовской области. Геологическое строение и полезные ископаемые области. Роль оледенения в формировании верхнего слоя геологических осадков и рельефа. Особенности климата по сезонам года. Водные ресурсы области: реки, озера, пруды, водохранилища. Роль подземных вод в водоснабжении населения области. Оценка почв, растительности, животного мира как природных ресурсов. Охрана природы области, объекты и способы охраны.

Ландшафтная карта Тамбовской области. Основные классы ландшафтов, показанные на карте области. Ландшафтные подзоны и районы, основные типы местности (урочища), их распространение и хозяйственное значение. Неблагоприятные изменения в ландшафтах области в историческое время: обезлесивание, эрозия, возрастание засушливости. Мелиорация земель в Тамбовской области.

Характеристика природы и природных ресурсов одной из зон России. Особенности геологического строения, полезные ископаемые и рельеф, климат, почвы, биогеографические зоны. Оценка основных природных ресурсов для хозяйства страны. Необходимые виды мелиорации земель и охраны природы. Заповедники и другие охраняемые объекты.

Физико-географическая характеристика одной из стран России и СНГ. География и границы страны. Происхождение и возраст основных ландшафтов. Природные богатства страны: полезные ископаемые, воды, почвы, леса и др. Проблемы рационального использования природных ресурсов и принципы охраны природы.

Физико-географическая характеристика одной из горных стран России и СНГ. Положение горной страны на карте России и СНГ. Геологический возраст, особенности рельефа: высоты, число и типы хребтов, их простирание и протяженность. Полезные ископаемые горной страны, известные места их добычи. Особенности высотной поясности ландшафтов. Влияние горной страны на климат прилегающих равнин. Проблемы охраны природы на территории горной страны.

Климат России и СНГ. Факторы и процессы формирования климата в разных частях страны. Зональные и региональные типы климатов. Роль западного переноса в формировании климатов. Континентальность климата внутренних районов страны. Роль Арктики в формировании климата северной части России. Муссоны и их роль на Дальнем Востоке. Агроклиматические ресурсы различных зон и регионов России.

Понятие о биосфере. Состав и история развития биосферы. Роль В.И.Вернадского в создании учения о биосфере и ноосфере. Биоценозы, их структура и изменение в пространстве и времени. Растительность и флора; животный мир и фауна. Факторы почвообразования на примере одной из областей России. Основные типы почв России.

Учение о законах природы. Понятие о зоне природы. Основные принципы обособления природных зон. Роль В.В.Докучаева и Л.С.Берга в формировании и развитии учения о зонах природы. Особенности горизонтальной зональности и высотной поясности одного из материков.

Основы учения о ландшафте. Ландшафт как природный территориальный комплекс. Роль Ф.Н.Милькова, Л.С.Берга, Н.А.Солнцева, А.Г.Исаченко в развитии учения о ландшафте. Классификация ландшафтов: ландшафты региональные, типологические, парагенетические, антропогенные. Морфологическая структура ландшафтов: фации, урочища, местности, районы, подзоны, провинции, зоны, страны, пояса, материки. Динамика ландшафтов: сезонная, эволюционная антропогенная. Методы и значения ландшафтных исследований.

Географическая оболочка, ее состав и структура. Основные части и границы географической оболочки, ее пространственная неоднородность. Вертикальные геосферы и их роль в формировании целостности географической оболочки. Система круговорота вещества и энергии в географической оболочке Факторы и закономерности горизонтальной дифференциации географической оболочки. Основные этапы эволюции географической оболочки.

Природа и строение Мирового океана. Единство и различие вод Мирового океана, его деление на части. Физические и химические свойства океанических вод, их происхождение и значение. Роль Мирового океана в формировании климата Земли.

Динамика океанических вод. Виды движения воды в океанах и морях. Волны, их происхождение, высота и значение. Образование течений в океанах и морях. Закономерности движения воды в течениях. Крупнейшие системы течений в океанах. Загрязнение океана человеком; проблемы охраны живых организмов в океанах и морях. Оценка природных ресурсов в океанах.
4. Вопросы к вступительному испытанию:

  1. Геотектонические структуры земной коры. Схемы строения и стадии развития геосинклинальных складчатых областей, древних и молодых платформ. Новая глобальная тектоника.

  2. Методы изучения и современные представления о внутреннем строении земного шара. Литосфера, земная кора и ее типы. Классификация и основные представители минералов и горных пород.

  3. Ландшафтная карта Тамбовской области. Содержание и народохозяйственное значение.

  4. Физико-географическая характеристика Тамбовской области, внутренние различия, природные ресурсы, проблемы рационального использования и охраны природы.

  5. Физико-географические особенности и природно-ресурсный потенциал Русской равнины.

  6. Понятие о биосфере. Почва и факторы почвообразования. Растительность и флора. Животный мир и фауна. Биоценоз.

  7. Основные учения о ландшафте. Морфологическая структура ландшафта. Динамика ландшафтов. Методы и значение ландшафтных исследований.




  1. Географическая оболочка и ее строение. Основные закономерности географической оболочки.

  2. Мировой океан. Рельеф дна. Физические и химические свойства морской воды.

10. Понятие ноосферы В. И. Вернадского.

11. Биоценоз и условия место обитания. Средообразующая роль живых организмов.

12. Изменения видового разнообразия сообществ по градиентам среды и под воздействием антропогенного фактора. Охрана редких видов животных и растений.

13. Геополитическое и геоэкономическое положение России.

14. Геоэкологическое значение демографического фактора.
5. Рекомендуемая литература

1. Основная литература:

1. А. В. Берест «Тамбовская лесостепь; почвы, растительность, ландшафты» ; Издательство-Першина 2011 г. (1 экз.)

2. Болтрамович С. Ф. Геоморфология: учеб. пособие для студентов вузов по спец. «География» / С. Ф. Болтрамович [и др.] ; под ред. А.

Ласточкина, Д. В. Лопатина - М. : Академия, 2011 .- 464 с. - (книгофонд- электронная библиотека).

3. Власова Т.В. Физическая география материков и океанов: учеб. пособие для студентов по спец. «География» / Т.Ю. Пригула, В.А.Еремина, А.Н. Спрялин; под ред.Т.В.Власовой. - М.: Академия, 2011. - 640 с. -(книгофонд- электронная библиотека).

4. Геоэкология с основами биогеографии: учебное пособие: Автор: Богданов И.И. Издательство: ФЛИНТА, 2011 г. 210 страниц (книгофонд- электронная библиотека).


2. Дополнительная литература:

1. Глобальные социоприродные процессы и системы : учеб. пособие / Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, ; под ред.: И.И. Абылгазиева , И.В. Ильина. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 2011. - 255 с. -(книгофонд- электронная библиотека).


2.Процесс формирования и ландшафтная структура сельских селитебных комплексов Тамбовской области. Тамбов 2010 изд-во Першин (на кафедре)

3. Алпатьев A.M. Развитие, преобразование и охрана природной среды. Л. Наука, 1983

4. Арманд Д.Л. Наука о ландшафте. М. Мысль, 1975

5. Берест В.Г. Руководство к проведению комплексной полевой практики по физической географии. Тамбов, 1991.

6. Беручашвили Н.Л. Четыре измерения ландшафта. М., Мысль, 1986

7. Брюханов А.В., Господинов Г.В., Книжников Ю.Ф. Аэрокосмические методы географических исследований. М. Изд-во Московского ун-та, 1982

8. Будыко М.И. Глобальная экология М. Мысль, 1977

9. Вернадский В.И. Биосфера. М., Мысль, 1967

10. Видина А.А. О диагностических признаках ландшафта и его морфологических частей. Ландшафтный сборник. М., Изд-во МГУ, 1970

11. Геренчук К.И., Боков В.А., Черванев И.Г. Общее землеведение. М., Высшая школа, 1984

12. Гвоздецкий Н.А. Проблемы физической географии. М., Изд-во МГУ, 1973

13. Гвоздецкий Н.А. Основные проблемы физической географии. М., Изд-во МГУ, 1986

14. Герасимов И.П. Экологические проблемы в прошлой настоящей и будущей географии мира. М., Наука, 1985

15. Глазовская МА. Геохимические основы типологии и методики

исследования природных ландшафтов. М., Изд-во МГУ , 1964

Григорьев А.А. Типы природной среды. Наука 1970

16. Григорьев А.А. , Кондратьев К.Я. Космическое землеведение. М.,

Мысль, 1985

17.Процесс формирования и ландшафтная структура сельских селитебных комплексов Тамбовской области. Тамбов 2007 изд-во Першин

18. Добровольский В.В. География почв М., Изд-во Просвещение, 1968

19. Дудник Н.И. Ландшафтоведение. Тамбов Изд-во ТГУ, 2000 г.

20. Дудник Н.И. Природные ресурсы и ландшафты Тамбовской области. Тамбов, 1980

21. Жучкова В.К., Раковская Э.М. Природная среда - методы изучения. М., Мысль, 1982

22. Забелин И.М. Физическая география в современном естествознании.

М. , Наука, 1978.

23. Мильков Ф.Н. Физическая география. Учение о ландшафте и

географическая зональность. Воронеж. Изд-во. ВГУ, 1986 20.Мир географии: география и географы. Природная среда. Мысль, 1984.

24. Перельман А.И. Геохимия ландшафта. М., Высшая школа, 1975 Преображенский B.C., Александрова Т.Д., Куприянов Т.П. Основы ландшафтного анализа. М., Наука, 1988.
3. Интернет-ресурсы:

1. Библиотека РАН - http://www.rasl.ru/

2. Библиотека по естественным наукам РАН - http://www.benran.ru/

3. Мегаэнциклопедия компании «Кирилл и Мифодий» - http://www.megabook.ru/

4. Популярная наука - http://www.sci.aha.ru/

5. Словари и энциклопедии онлайн - http://dic.academic.ru/

6. Электронная библиотека «Наука и техника» - http://www.n-t.ru/

7. Электронный журнал «Актуальные инновационные исследования: наука и практика» - http://actualresearch.ru

8. Каталог электронных версий научных журналов - http://www.maikonline.com

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 05. 06. 01 «науки о земле» iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 05. 06. 01 «Науки о земле»,...
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 05. 06. 01 «науки о земле» iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
В данной программе представлены вопросы к вступительным испытаниям по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре...
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 05. 06. 01 «науки о земле» iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
В данной программе представлены вопросы к вступительным испытаниям по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре...
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 05. 06. 01 «науки о земле» iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
В данной программе представлены вопросы к вступительным испытаниям по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре...
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 05. 06. 01 «науки о земле» iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
«теория и методика обучения и воспитания (информатика – уровень высшего профессионального образования)»
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 05. 06. 01 «науки о земле» iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
«политические проблемы международных отношений глобального и регионального развития»
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 05. 06. 01 «науки о земле» iconПрограмма вступительных испытаний по специальной дисциплине педагогика...
Цель: определение уровня готовности абитуриента к выполнению научного исследования
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 05. 06. 01 «науки о земле» iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
Настоящая программа определяет необходимый уровень научной подготовленности для поступающих в аспирантуру
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 05. 06. 01 «науки о земле» iconПрограмма вступительного испытания по специальной дисциплине Основная...
...
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 05. 06. 01 «науки о земле» iconВ аспирантуру, проводимых академией
Прием на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре осуществляется по результатам вступительных...
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 05. 06. 01 «науки о земле» iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
Биологические науки», по профилю «Физиология» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры физиологии, обсуждена и...
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 05. 06. 01 «науки о земле» iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
«Биологические науки», по профилю «Генетика» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры биологии, обсуждена и утверждена...
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 05. 06. 01 «науки о земле» iconПрограмма вступительных испытаний по специальности
Программа вступительных испытаний при приеме на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре сформирована...
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 05. 06. 01 «науки о земле» iconПрограмма вступительных испытаний по специальности «Кардиология»
Программа вступительных испытаний при приеме на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре сформирована...
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 05. 06. 01 «науки о земле» iconПрограмма вступительных испытаний по специальности лор-болезни
Программа вступительных испытаний при приеме на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре сформирована...
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 05. 06. 01 «науки о земле» iconПрограмма вступительных испытаний по специальности «Органическая химия»
Программа вступительных испытаний при приеме на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре сформирована...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск