Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования и авторской программы А.





НазваниеРабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования и авторской программы А.
Дата публикации02.03.2015
Размер183 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > География > Рабочая программа
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2 г. Пятигорска

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»

на заседании МО зам. директора по УВР директор школы

учителей нач. классов _________М.А. Аршинова _______Л.В.Исмаилова

Протокол № 1 «____» сентября 2012 г. «___» сентября 2012 г.

от «____» сентября 2012 г.

Руководитель МО:

________М. М. Бережная
Рабочая программа

УМК «Школа России»

по предмету:

«Окружающий мир» 4 класс


Учитель начальных классов:

Исмаилова Людмила Викторовна

г. Пятигорск, 2012 г.

Пояснительная записка
Статус документа

Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования и авторской программы А. А. Плешакова «Зеленый дом», утверждённой МО РФ (Москва 2006 г.) в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва 2004 г.)
Общая характеристика учебного предмета

Одним из противоречий современной эпохи, затрагивающим самые основы существования цивилизации, является все углубляющееся противоречие между обществом и природой. В связи с этим чрезвычайно ответственное значение приобретает целенаправленная работа школы по формированию у подрастающих поколений экологической культуры. Для удовлетворения общественной потребности в действенном экологическом воспитании младших школьников служит изучение курса «Природоведение» в начальной школе.
Основные содержательные линии

В четвертом классе курс открывается темой «Мы – жители Земли». Работая с глобусом и картой полушарий, учащиеся получают общие представления о Земле – ее форме, размерах, вращении вокруг своей оси и т.д., о материках и океанах. Дети на конкретных примерах знакомятся с экологическими проблемами планеты, возможными путями их решения. Продолжается изучение природоведения темой «Сбережем природу России», которая знакомит детей с природными зонами нашей страны, основными экологическими проблемами этих зон, природоохранной работой в них. Далее в теме «Сохраним природу своего края» изучаются поверхность, полезные ископаемые, водоемы, почвы, природные сообщества, сельское хозяйство, охрана природы края, где живут учащиеся. При этом дети опираются на ранее полученные знания, однако в четвертом классе эти знания не только расширяются, но и значительно углубляются, детализируются, приобретают более выраженную экологическую направленность.

Изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей обучения:

- воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, бережно, ответственно относящейся к богатствам природы и общества.

- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Место предмета в базисном учебном плане

В федеральном базисном учебном плане на изучение курса окружающего мира в 4 классе отводится 2 часа в неделю при 34 недельной работе. За год на изучение программного материала отводится 68 часов.

Для реализации рабочей программы на уроках окружающего мира используются: фронтальная беседа, устная дискуссия, самостоятельные работы, коллективные способы обучения в парах постоянного и сменного состава, в малых группах, предусматриваются различные виды проверок (самопроверка, взаимопроверка, работа с консультантами), внедряются новые педагогические технологии: ИКТ, развивающее, дифференцированное обучение. Внедряются различные методы обучения, такие, как: частично-поисковые, проблемные, наглядные. Применяются разнообразные средства обучения: разноуровневые карточки, тесты, справочники, демонстрационный материал, таблицы.

Формы организации работы при изучении данного курса разнообразны: уроки в классе и в природе, экскурсии, домашние работы. Разнообразны также методы, приемы и средства обучения. Так, значительная роль отводится наблюдениям в природе, практическим работам, демонстрации опытов, наглядных пособий. Широко используется моделирование: создание графических и динамических схем, отражающих те или иные явления. Для лучшего усвоения правил поведения в природе целесообразно использовать знаки, содержащие выраженные в графической форме запреты и предписания, касающиеся тех или иных действий человека. Яркий, эмоциональный рассказ учителя также имеет большое значение. Важным местом в учебном процессе должны занять ролевые игры, учебные дискуссии, самостоятельное чтение дополнительной природоведческой литературы и поиск в ней необходимой информации, практическая работа по охране природы.


Календарно-тематическое планирование

Окружающий мир

2012-2013 учебный год



урока

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Домашнее задание

1

03.09.

Мир глазами астронома. Вселенная. Солнце.

1

С. 4 – 9 пересказ

2

05.09.

Планета Солнечной системы. Отчего на Земле сменяются день, ночь, времена года.

1

С. 9 – 15 пересказ

3

10.09.

Звездное небо – великая книга природы.

1

С. 16 – 21 пересказ

4

12.09.

Мир глазами географа. Глобус и географическая карта.

1

С. 22 – 27 пересказ

5

17.09.

Пояса Земли.

1

С. 30 – 35 пересказ

6

19.09.

Основной и тормозной путь автомобиля. ПДД.

1




7

24.09.

Мир глазами историка.

1

С. 42 – 47 пересказ

8

26.09.

Когда и где. История – путешествие в глубь времен. Карта-помощница. (Откуда пришли дорожные знаки)

1

С. 47 – 53 пересказ

9

01.10.

Прошлое и настоящее глазами эколога.

1

С. 54 – 62 пересказ по конспекту.

10

03.10.

Сокровища Земли под охраной человечества. (Правила поведения в чрезвычайных ситуациях)

1

С. 63 – 65, работа в тетради.

11

08.10.

Обобщение по разделу «Земля и человечество».

1




12

10.10.

Равнины и горы России.

1

Подготовить доклад о какой-либо горе России.

13

15.10.

Моря, озера и реки России. (Правила купания в открытых водоемах. Основные и подручные средства спасения на воде.

1

С. 70 – 74 пересказ по конспекту.

14

17.10.

Зона арктических пустынь.

1

С. 75 – 79, работа в тетради.

15

22.10.

Тундра.

1

С. 80 – 85 пересказ

16

24.10.

Леса России. Лес и человек. (Лекарственные и ядовитые растения и грибы).

1

Подготовить доклад об одном лекарственном и 1 ядовитом растении.

17

07.11.

Дорожная разметка. ПДД.

1

С. 94 – 100 пересказ по конспекту.

18

12.11.

У Черного моря.

1

С. 101 – 105 пересказ

19

14.11.

Экологическое равновесие. (Взаимосвязь живой и неживой природы.)

1

С. 106 – 109 пересказ

20

19.11.

Обобщение по разделу «По природным зонам России».

1




21

21.11.

Наш край. Поверхность нашего края.

1

С. 112 – 113 пересказ

22

26.11.

Виды транспорта. Опознавательные знаки транспортных средств. ПДД.

1




23

28.11.

Водоемы нашего края.

1

С. 114 – 117 пересказ

24

03.12.

Наши подземные богатства.

1

С. 118 – 123 пересказ

25

05.12.

Земля-кормилица.

1

С. 124 – 129 пересказ

26

10.12.

Жизнь леса. Лес – природное сообщество.

1

С. 131 – 135 пересказ

27

12.12.

Растения и животные леса.

1

С. 136 – 141 пересказ

28

17.12.

Жизнь луга. Луг – природное сообщество.

1

С. 142 – 148 пересказ по конспекту.

29

19.12.

Растения и животные луга.

1

С. 149 – 152 пересказ

30

24.12.

Жизнь пресного водоема. Растения и животные пресного водоема. (Правила поведения у водоемов в зимний период.)

1

С. 153 – 158 пересказ по конспекту.

31

26.12.

Что надо знать о перекрестках? ПДД.

1




32

14.01.

Растениеводство в нашем крае. Незаметные защитники урожая. (Влияния окружающей среды на здоровье человека).

1

С. 159 – 163 пересказ

33

16.01.

Животноводство в нашем крае. (Опасности от продуктов питания животного происхождения).

1

С. 164 – 169 пересказ по конспекту.

34

21.01.

Обобщение по теме «Родной край – часть большой страны».

1

С. 170 – 176 пересказ

35

23.01.

Когда ты становишься водителем. Экскурсия «Выполняй ПДД». ПДД.

1




36

28.01.

Начало истории человечества. Мир древности: далекий и близкий.

1

С. 3 – 6 пересказ

37

30.01.

Средние века: время рыцарей и замков.

1

С. 7 – 10 пересказ

38

04.02.

Новое время: встреча Европы и Америки.

1

С. 11 – 14 пересказ

39

06.02.

Новейшее время: история продолжается.

1

С. 15 – 18 пересказ

40

11.02.

Обобщение по теме «Страницы всемирной истории».

1

С. 19, работа в тетради

41

13.02.

Дорожные знаки, относящиеся к велосипедистам. ПДД.

1




42

18.02.

Жизнь древних славян.

1

С. 20 – 25 пересказ

43

20.02.

Во времена Древней Руси.

1

С. 26 – 32 пересказ

44

25.02.

Страна городов.

1

С. 33 – 39 пересказ по конспекту

45

27.02.

Из книжной сокровищницы Древней Руси.

1

С. 40 – 45 пересказ

46

04.03.

Трудные времена на Русской земле.

1

С. 46 – 52 пересказ

47

06.03.

Русь расправляет крылья.

1

С. 53 – 58 пересказ по конспекту

48

11.03.

Куликовская битва.

1

С. 59 – 61 пересказ

49

13.03.

Иван Ш.

1

С. 62 – 70 пересказ

50

18.03.

Мастера печатных дел. Патриоты России.

1

С. 71 – 79 пересказ по конспекту

51

20.03.

Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД). ПДД.

1




52

01.04.

Петр Великий.

1

С. 80 – 85 пересказ

53

03.04.

Михаил Васильевич Ломоносов.

1

Подготовить реферат

54

08.04.

Екатерина Великая.

1

Подготовить реферат

55

10.04.

Отечественная война 1812 года.

1

С. 100 – 107 пересказ по конспекту

56

15.04.

Страницы истории Х!Х века. Россия вступает в ХХ век. (Первые виды транспорта. Правила велосипедиста).

1

С. 108 – 115 пересказ по конспекту

57

17.04.

Что мешает вовремя увидеть опасность на дорогах. ПДД.

1




58

22.04.

Страницы истории 1920 – 30-х годов.

1

С. 116 – 122 пересказ

59

24.04.

Великая война и Великая победа.

1

Подготовить реферат

60

29.04.

Страна, открывшая путь в космос.

1

Подготовить реферат

61

06.05.

Обобщающий урок по теме: «По страницам истории Отечества».

1

С. 139 отвечать на вопросы

62

08.05.

Основной закон России и права человека. Дети имеют право на особую защиту и помощь. (Знай и уважай законы дорог). ПДД.

1




63

13.05.

Мы – граждане России.

1

С. 141 – 148 пересказ по конспекту

64

15.05.

Славные символы России.

1

С. 149 – 156 пересказ по конспекту

65

20.05.

Такие разные праздники.

1

Подготовить реферат

66

22.05.

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи. ПДД.

1




67

27.05.

Путешествие по России.

1

С. 166 – 173 пересказ по конспекту

68

29.05.

Обобщающий урок по теме: «Современная Россия». Что мы узнали и чему научились за год.

1





Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу
В результате изучения окружающего мира ученик должен

знать/понимать

  • название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);

  • государственную символику России;

  • государственные праздники;

  • основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;

  • общие условия, необходимые для жизни живых организмов;

  • правила сохранения и укрепления здоровья;

  • основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе);


уметь

  • определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);

  • различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;

  • различать части растения, отображать их на рисунке (схеме);

  • приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученного); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;

  • показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города);

  • описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;

  • ориентирования на местности с помощью компаса;

  • определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;

  • установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;

  • ухода за растениями (животными);

  • выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;

  • оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;

  • удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.


К концу 4 класса учащиеся должны знать:

- способы изображения Земли, ее поверхности (глобус, географическая карта, план местности);

- названия океанов и материков;

- положение России, своего края на карте;

- природные зоны России, особенности природы и хозяйства, экологические проблемы в этих зонах;

- особенности природы края: поверхность, важнейшие полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества; использование и охрана природы края;

- правила поведения в природе.
Учащиеся должны уметь:

- определять на глобусе и географических картах стороны горизонта, находить и показывать изученные географические объекты;

- различать важнейшие полезные ископаемые родного края; растения и животных, которые наиболее характерны для леса, луга, водоема своего края; основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных края;

- объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;

- самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме, излагать их на уроке в виде сообщения, рассказа;

- проводить самостоятельные наблюдения в природе;

- оперировать с моделями, самостоятельно разрабатывать и изготовлять отдельные модели;

- формулировать и практически выполнять правила поведения в природе;

- в доступной форме пропагандировать знания о природе, об отношении к ней; лично участвовать в практической работе по охране природы.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

В учебно-методический комплект по рабочей программе для детей 4 класса входят учебник. А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. Мир вокруг нас 4 класс: В 2 ч. - М.: Просвещение, 2008., тетрадь А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. Мир вокруг нас. Проверим себя: Тетрадь для учащихся 4 класса. – М.: «Вита - Пресс», 2012., А.А. Плешаков. От земли до неба: Атлас – определитель для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2008,

книги для чтения, а также методические пособия для учителя.
Используемая учебно-методическая литература:

1. Дмитриева О.И., Мокрушина О.А. Поурочные разработки по курсу Окружающий мир. 4 класс. - М.: «ВАКО», 2004.

2. Календарно-тематическое планирование уроков для комплекта «Школа России»: 1-4 классы /Авт.-сост. О. А. Лутошкина. - М.: ВАКО,2010.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования и авторской программы А. iconРабочая программа по окружающему миру для 1 класса разработана на...
Примерной программы начального общего образования, авторской программы О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова «Окружающий мир», утверждённой...
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования и авторской программы А. iconРабочая программа по окружающему миру для 4 класса разработана на...
Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», утверждённой мо РФ (Москва,...
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования и авторской программы А. iconПояснительная записка к тематическому планированию по Окружающему миру
«Окружающий мир» для 1 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. А....
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования и авторской программы А. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Окружающий мир» для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. А....
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования и авторской программы А. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Окружающий мир» для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. А....
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования и авторской программы А. iconРабочая программа по предмету «окружающий мир»
Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, примерной...
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования и авторской программы А. iconРабочая программа по окружающему миру для 3 класса разработана на...
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы: Плешаков А. А. Окружающий...
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования и авторской программы А. iconРабочая программа по литературному чтению для 4 класса разработана...
Примерной программы начального общего образования и авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное...
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования и авторской программы А. iconРабочая программа по технологии для 4 класса разработана на основе...
Примерной программы начального общего образования и авторской программы Т. М. Геронимус «Трудовое обучение. Школа мастеров», утвержденной...
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования и авторской программы А. iconРабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса разработана...
Примерной программы начального общего образования, авторской программы В. С. Кузин, «Изобразительное искусство», утвержденной мо...
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования и авторской программы А. iconРабочая программа по курсу «Окружающий мир»
Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», утверждённой Минобрнауки...
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования и авторской программы А. iconРабочая программа по обучению грамоте (литературное чтение) для 1...
Примерной программы начального общего образования, авторской программы В. Г. Горецкого, В. А. Кирюшина (Программы общеобразовательных...
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования и авторской программы А. iconРабочая программа по литературному чтению для 4 класса общеобразовательной...
Примерной программы начального общего образования, авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное...
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования и авторской программы А. iconРабочая программа по трудовому обучению для 4 класса разработана...
Примерной программы начального общего образования, авторской программы Т. М. Геронимус «Трудовое обучение. Школа мастеров», утверждённой...
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования и авторской программы А. iconРабочая программа по курсу «Окружающий мир»
Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», утверждённой Министерством...
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования и авторской программы А. iconРабочая программа по курсу «Окружающий мир»
Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир» и «Основы безопасности поведения»...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск