Скачать 183 Kb.
|
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 г. Пятигорска «Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено» на заседании МО зам. директора по УВР директор школы учителей нач. классов _________М.А. Аршинова _______Л.В.Исмаилова Протокол № 1 «____» сентября 2012 г. «___» сентября 2012 г. от «____» сентября 2012 г. Руководитель МО: ________М. М. Бережная Рабочая программа УМК «Школа России» по предмету: «Окружающий мир» 4 класс Учитель начальных классов: Исмаилова Людмила Викторовна г. Пятигорск, 2012 г. Пояснительная записка Статус документа Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования и авторской программы А. А. Плешакова «Зеленый дом», утверждённой МО РФ (Москва 2006 г.) в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва 2004 г.) Общая характеристика учебного предмета Одним из противоречий современной эпохи, затрагивающим самые основы существования цивилизации, является все углубляющееся противоречие между обществом и природой. В связи с этим чрезвычайно ответственное значение приобретает целенаправленная работа школы по формированию у подрастающих поколений экологической культуры. Для удовлетворения общественной потребности в действенном экологическом воспитании младших школьников служит изучение курса «Природоведение» в начальной школе. Основные содержательные линии В четвертом классе курс открывается темой «Мы – жители Земли». Работая с глобусом и картой полушарий, учащиеся получают общие представления о Земле – ее форме, размерах, вращении вокруг своей оси и т.д., о материках и океанах. Дети на конкретных примерах знакомятся с экологическими проблемами планеты, возможными путями их решения. Продолжается изучение природоведения темой «Сбережем природу России», которая знакомит детей с природными зонами нашей страны, основными экологическими проблемами этих зон, природоохранной работой в них. Далее в теме «Сохраним природу своего края» изучаются поверхность, полезные ископаемые, водоемы, почвы, природные сообщества, сельское хозяйство, охрана природы края, где живут учащиеся. При этом дети опираются на ранее полученные знания, однако в четвертом классе эти знания не только расширяются, но и значительно углубляются, детализируются, приобретают более выраженную экологическую направленность. Изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей обучения: - воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, бережно, ответственно относящейся к богатствам природы и общества. - формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; - духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества. Основными задачами реализации содержания курса являются: 1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни; 2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём; 3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; 4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме. Место предмета в базисном учебном плане В федеральном базисном учебном плане на изучение курса окружающего мира в 4 классе отводится 2 часа в неделю при 34 недельной работе. За год на изучение программного материала отводится 68 часов. Для реализации рабочей программы на уроках окружающего мира используются: фронтальная беседа, устная дискуссия, самостоятельные работы, коллективные способы обучения в парах постоянного и сменного состава, в малых группах, предусматриваются различные виды проверок (самопроверка, взаимопроверка, работа с консультантами), внедряются новые педагогические технологии: ИКТ, развивающее, дифференцированное обучение. Внедряются различные методы обучения, такие, как: частично-поисковые, проблемные, наглядные. Применяются разнообразные средства обучения: разноуровневые карточки, тесты, справочники, демонстрационный материал, таблицы. Формы организации работы при изучении данного курса разнообразны: уроки в классе и в природе, экскурсии, домашние работы. Разнообразны также методы, приемы и средства обучения. Так, значительная роль отводится наблюдениям в природе, практическим работам, демонстрации опытов, наглядных пособий. Широко используется моделирование: создание графических и динамических схем, отражающих те или иные явления. Для лучшего усвоения правил поведения в природе целесообразно использовать знаки, содержащие выраженные в графической форме запреты и предписания, касающиеся тех или иных действий человека. Яркий, эмоциональный рассказ учителя также имеет большое значение. Важным местом в учебном процессе должны занять ролевые игры, учебные дискуссии, самостоятельное чтение дополнительной природоведческой литературы и поиск в ней необходимой информации, практическая работа по охране природы. Календарно-тематическое планирование Окружающий мир 2012-2013 учебный год
Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу В результате изучения окружающего мира ученик должен знать/понимать
уметь
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
К концу 4 класса учащиеся должны знать: - способы изображения Земли, ее поверхности (глобус, географическая карта, план местности); - названия океанов и материков; - положение России, своего края на карте; - природные зоны России, особенности природы и хозяйства, экологические проблемы в этих зонах; - особенности природы края: поверхность, важнейшие полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества; использование и охрана природы края; - правила поведения в природе. Учащиеся должны уметь: - определять на глобусе и географических картах стороны горизонта, находить и показывать изученные географические объекты; - различать важнейшие полезные ископаемые родного края; растения и животных, которые наиболее характерны для леса, луга, водоема своего края; основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных края; - объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком; - самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме, излагать их на уроке в виде сообщения, рассказа; - проводить самостоятельные наблюдения в природе; - оперировать с моделями, самостоятельно разрабатывать и изготовлять отдельные модели; - формулировать и практически выполнять правила поведения в природе; - в доступной форме пропагандировать знания о природе, об отношении к ней; лично участвовать в практической работе по охране природы. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса В учебно-методический комплект по рабочей программе для детей 4 класса входят учебник. А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. Мир вокруг нас 4 класс: В 2 ч. - М.: Просвещение, 2008., тетрадь А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. Мир вокруг нас. Проверим себя: Тетрадь для учащихся 4 класса. – М.: «Вита - Пресс», 2012., А.А. Плешаков. От земли до неба: Атлас – определитель для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2008, книги для чтения, а также методические пособия для учителя. Используемая учебно-методическая литература: 1. Дмитриева О.И., Мокрушина О.А. Поурочные разработки по курсу Окружающий мир. 4 класс. - М.: «ВАКО», 2004. 2. Календарно-тематическое планирование уроков для комплекта «Школа России»: 1-4 классы /Авт.-сост. О. А. Лутошкина. - М.: ВАКО,2010. |
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса разработана на... Примерной программы начального общего образования, авторской программы О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова «Окружающий мир», утверждённой... | Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса разработана на... Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», утверждённой мо РФ (Москва,... | ||
Пояснительная записка к тематическому планированию по Окружающему миру «Окружающий мир» для 1 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. А.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Окружающий мир» для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. А.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Окружающий мир» для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. А.... | Рабочая программа по предмету «окружающий мир» Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной... | ||
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса разработана на... Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы: Плешаков А. А. Окружающий... | Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса разработана... Примерной программы начального общего образования и авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное... | ||
Рабочая программа по технологии для 4 класса разработана на основе... Примерной программы начального общего образования и авторской программы Т. М. Геронимус «Трудовое обучение. Школа мастеров», утвержденной... | Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса разработана... Примерной программы начального общего образования, авторской программы В. С. Кузин, «Изобразительное искусство», утвержденной мо... | ||
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», утверждённой Минобрнауки... | Рабочая программа по обучению грамоте (литературное чтение) для 1... Примерной программы начального общего образования, авторской программы В. Г. Горецкого, В. А. Кирюшина (Программы общеобразовательных... | ||
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса общеобразовательной... Примерной программы начального общего образования, авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное... | Рабочая программа по трудовому обучению для 4 класса разработана... Примерной программы начального общего образования, авторской программы Т. М. Геронимус «Трудовое обучение. Школа мастеров», утверждённой... | ||
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», утверждённой Министерством... | Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир» и «Основы безопасности поведения»... |