Скачать 160.04 Kb.
|
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Наименование программы «Картография» Рекомендуется для направления подготовки 022000 Экология и природопользование Квалификация (степень) выпускника бакалавр 1. Цели освоения дисциплины. Целями освоения дисциплины «Картография» выработка у студентов знаний базовых понятий картографии (элементы карты, способы изображения, приёмы генерализации), методах использования различных картографических произведений в географических и геоэкологических исследованиях. Цели освоения данной дисциплины определяют ее задачи: - знакомство с общественной значимостью, необходимостью и возможностями использования в практической и научной деятельности картографических произведений; - владение основными концепциями и принципами использования карт в целях создания новых картографических произведений; - представление об общегеографической и тематической изученности суши и океана; - знание перспектив развития картографии как науки, техники и отрасли производства. 2. Место дисциплины в структуре ООП. Курс «Картография» входит в блок «Общепрофессиональные дисциплины» базовой части ООП по направлению 022000 «Экология и природопользование». Логическая и содержательно-методическая взаимосвязь дисциплины «Картография» с другими частями ООП определяется совокупностью общепрофессиональных компетенций, получаемых студентами в результате ее освоения. 3. Требования к результатам освоения дисциплины: Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: - знание основ картографии, умение применять картографический метод в географических, геоэкологических исследованиях и природопользовании. В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: возможности применения картографических произведений в решении географических и геоэкологических задач; методы составления тематических карт, правила их оформления; приёмы использования геоизображений в научно-практических исследованиях. Уметь: осуществлять подбор источников для картографирования; разрабатывать легенду карт и выбирать способы изображения; выполнять составление карт на уровне авторских оригиналов; применять в научных исследованиях картографические произведения. Владеть: навыками составительской работы; приёмами научного анализа картографических произведений. 4. Структура и содержание дисциплины «Картография»___________ Общая трудоемкость дисциплины составляет __2___ зачетных единиц __72_____ часа. Содержание дисциплины Карты. Картография. Определение карты. Другие картографические изображения. Элементы общегеографической и тематической карты. Элементы других картографических произведений. Свойства картографических изображений как географических моделей. Информационное значение картографических произведений. Классификация картографических произведений по охвату, масштабу, содержанию, назначению. Понятие об электронных и цифровых картах. Определение картографии. Структура картографии. Виды картографирования. Географическая картография. Значение картографии в современном обществе. Общенаучное значение современной картографии, её связь и пересечение с другими науками – объектными, методическими, инженерными и техническими. Диалектическая связь картографии и географии. Свойства карты. Понятие общеземного эллипсоида и референц-эллипсоида. Картографические проекции, их виды и свойства. Классификации проекций по использованию вспомогательных поверхностей, по соотношению вспомогательной поверхности и эллипсоида, по характеру искажений. Искажение длин, площадей, углов на картах. Проекции многолистных карт. Эллипс искажений, определение величин искажений. Главный и частный масштабы. Влияние выбранной проекции на достоверность картографического произведения. Выбор проекции в зависимости от территории и назначения карты. Различные координатные сетки. Геометрические и смысловые основы построения компоновки, виды компоновок. Рассмотрение способов изображения явлений на карте (значки, изолинии, качественный фон, количественный фон, ареалы, точечный способ, линейные знаки, знаки движения, локализованные диаграммы, картограммы, картодиаграммы) по следующим позициям: локализация картографируемого явления, графические средства, возможности отображения количественных и качественных характеристик, шкалы (если возможно), совмещение нескольких способов на одной карте. Картографическая генерализация как процесс научного обобщения объектов и явлений действительности. Факторы генерализации. Смысловая и геометрическая стороны процесса. Приёмы. Генерализация объектов различной локализации. Изменение способов изображения при последовательной генерализации при изменении масштаба. Изменение способов изображения при генерализации, зависящей от назначения и тематики карты. Дистанционная генерализация космических снимков. Определение картографической топонимики. Виды надписей. Надписи как условные обозначения. Термины и пояснительные надписи. Выбор географических названий. Передача иноязычных названий. Размещение надписей. Указатели географических названий. Общегеографическое и тематическое картографирование. Организация картографирования России, других стран. Государственные и ведомственные организации, выпускающие картографическую продукцию. Отличительные особенности топографического и тематического картографирования. Топографическая изученность мира, суши, страны. Основные направления развития тематического картографирования в мире. Различные классификации тематических карт: по тематике, уровню обобщения, по используемым данным, по функциональному назначению. Географические основы картографирования. Научные и практические цели основных отраслей тематического картографирования в соответствии с интересами ведущего ведомства. Принципы построения и типы легенд тематических карт. Легенды для карт многокомпонентных систем и проблемы синтеза в картографии. Комплексное картографирование природы, общества и их взаимодействия. Достижения и проблемы эколого-географического картографирования. Массив изданных общегеографических и тематических карт суши и океана, и карт, представленных в сети Internet. Международное сотрудничество в области тематической картографии. Источники для создания картографических произведений. Астрономо-геодезические данные, общегеографические карты, тематические карты, кадастровые данные, планы и карты, данные дистанционного зондирования, данные непосредственных натурных наблюдений и измерений, данные гидрометеорологических наблюдений, материалы экологического и других видов мониторинга, экономико-статистические данные, цифровые двухмерные и трёхмерные модели, результаты лабораторных анализов, литературные источники, теоретические и эмпирические закономерности, картографические фонды. Возможности использования каждого типа источников. Синтез различных показателей в картографических произведениях. Критерии оценки точности и достоверности источников. Картографическая библиография. Российский рынок информации. Internet -данные. Проектирование и составление карт. Этапы создания карт. Особенности проектирования, составления и редактирования общегеографических, тематических и специальных карт. Роль картографа и специалиста по теме на каждом этапе создания карты. Разработка содержания и оформления карт в зависимости от масштаба, назначения. Общие принципы картографического дизайна. Картографическая семиотика. Проектирование систем картографических обозначений. Принципы создания легенды карт. Методы и приемы составления карт. Автоматизация различных этапов процесса: достижения, проблемы, перспективы. Понятие о географическом редактировании. Авторство в картографии. Серии карт и атласы. Требования к содержанию серии карт. Проблемы согласования карт. Основные серии карт: международные 1:1 млн и 1:2,5 млн, 1:10 млн, серия для ВУЗов. История создания каждой серии, содержание, переиздание. Определение географического атласа. Классификации атласов по охвату территории, содержанию, назначению. Фундаментальные атласы, комплексные региональные атласы, основные тематические. Понятие национального атласа. Роль России в развитии атласного картографирования. Международное сотрудничество в области создания комплексных атласов. Мультимедийные атласы. Internet - атласы. Использование карт в географических исследованиях. Информационные свойства карт. Исторические открытия, связанные с картами. Понятие об использовании карт, информационные уровни использования. Картографический метод исследования и основные этапы его развития в России и в мире. Способы работы с отдельной картой и серией карт. Изучение по картам структуры, взаимосвязей и динамики географических явлений. Система приемов использования карт: описание по картам, графические и графоаналитические способы, приемы математического анализа, приемы математической статистики и теории информации. Надежность исследований по картам. Особенности использования карт в различных областях географической науки. Понятие о математико-картографическом моделировании. Рост познавательных возможностей карты при повышении степени автоматизации. Возможности выбора оптимального варианта решения проектных задач и многовариантность прогнозных карт при использовании компьютерных технологий. Современное состояние вопроса – уровень автоматизации различных приёмов использования карт. Геоинформационные технологии в географической картографии. Понятие геоинформационных систем (ГИС) и геоинформационных технологий. Структура ГИС. Общие понятия о базах пространственных данных. Роль выбора базовой карты при создании геоинформационных систем. Базовые и дополнительные слои. Типы ГИС. Картографическая база данных. Электронные карты и атласы, трёхмерные модели, анимационные и мультимедийные проекты. Возможности визуализации географических данных при применении геоинформационных технологий. Достижения и проблемы современного этапа. Понятие инфраструктуры пространственных данных. Перспективы её использования и проблемы применения, связанные с географическими исследованиями. Историческое развитие картографии. Картография в первобытном обществе и древнем мире, картография в средние века, картография нового и новейшего времени. Соответствие уровня развития картографии уровню развития производительных сил и производственных отношений общества. Взаимоотношение картографии и географии на каждом этапе развития человечества. Российская картография – государственная направленность и полевой характер исследований. Роль Ивана Грозного и Петра I в становлении российской картографии, организация государственных съёмок, первые российские атласы. Русская военная картография. Вклад советской картографии в развитие мировой. Состояние российской картографии на современном этапе. Концепция развития отрасли геодезии и картографии до 2020 года. Международное картографическое сотрудничество на современном этапе.
Ориентировочный перечень практических работ
5. Рекомендуемые образовательные технологии: - системный подход к преподаванию и усвоению знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия; - представлены все три аспекта педагогических технологий: научный, описательный (аналитический), творческий (созидательный). При чтении данного курса применяются типы лекций, различающиеся по дидактическим задачам: текущие, установочные, обзорные, лекции-консультации, заключительно-обобщающие. Все лекции по количеству иллюстративного материала относятся к типу «лекции-визуализации» (с усиленным элементом наглядности). В учебном процессе с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся большая роль отводится внеаудиторной самостоятельной работе. 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины. Виды самостоятельной работы: рефераты, аналитические обзоры. Виды контроля самостоятельной работы: оценка. Примерная тематика рефератов:
Перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы
7. Задачи и пути дальнейшего развития общегеографического картографирования. 8. Использования общегеографических карт как источников информации. 9. Области применения данных дистанционного зондирования в географии. 10. Оценка достоверности различных источников информации. 11. Основные тенденции развития тематической картографии. 12. Карты взаимосвязей явлений. 13. Аэрокосмические источники, область применения в географии. 14. Научно-справочные социально-экономические атласы. 15. Научно-справочные физико-географические атласы. Примерный перечень вопросов к экзамену
мира, полушарий, материков и океанов, стран и регионов.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля) а) основная литература:
б) дополнительная литература:
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы - Сайт Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, http://www.rosreestr.ru; - Сайт Международной картографической Ассоциации, http://icaci.org/; - Сайт ГИС-Ассоциации России, www.gisa.ru; - Сайт «DATA+», www.dataplus.ru; - Cайт инженерно-технологического центра Сканекс, www.scanex.ru/en/; -- Сайт международного центра геофизических данных, http://www.ngdc.noaa.gov; - Сайт геологической службы США, http://www.usgs.gov/; - Сайт национальной топографической системы Канады, http://maps.nrcan.gc.ca/; - Сайт Британской картографо-геодезической службы, http://www.ordnancesurvey.co.uk; - Сайт Национальной картографической службы Австралии, http://www.ga.gov.au/; - Главный портал Гео Мета, www.geometa.ru; - Портал «География – электронная земля», www.webgeo.ru. 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПООП ВПО по направлению подготовки 022000 Экология и природопользование. Разработчик:
Эксперты:
Программа одобрена на заседании УМС по экологии и устойчивому развитию УМО по классическому университетскому образованию от 18 февраля 2011 года, протокол № 1-эко/умо. |
Учебной дисциплины наименование дисциплины география рекомендуется для направления подготовки Ввести студентов в Мир географии, относящейся к системам естественных и общественных наук | Учебной дисциплины наименование дисциплины биология рекомендуется для направления подготовки Земли для обеспечения систем охраны биоразнообразия и управления биологическими процессами | ||
Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины Экономика Рекомендуется... Основная цель изучения дисциплины Экономика формирование у студентов научного экономического мышления | Учебной дисциплины наименование дисциплины ландшафтоведение рекомендуется... Впо и типовой рабочей программы по ландшафтному дизайну. Она содержит разделы, посвященные стилю, пространственной структуре и композиционным... | ||
Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Инновационные... «Преподавание филологических дисциплин (с указанием языка / языков и литературы/литератур)» | Учебной дисциплины наименование дисциплины «основы геоинформатики»... Целью курса является также овладение практическими навыками работы с основными геоинформационными пакетами и возможностями их применения... | ||
Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) История... Данная учебная дисциплина входит в раздел «б профессиональный цикл. Базовая часть» фгос-3 по направлению подготовки впо 032700 –... | Аннотация программы наименование дисциплины: «Философия» Рекомендуется... Дисциплина является базовым курсом гуманитарного, социального и экономического цикла | ||
Учебной дисциплины наименование дисциплины Экологическое нормирование... Курс Экологическое нормирование относится к модулю «Прикладная экология» цикла Б. 3 (профессиональный цикл; базовая (общепрофессиональная... | Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Введение... Дать студентам общее представление о славянской филологии, об объекте ее изучения, охарактеризовать основные проблемы, актуальные... | ||
Учебной дисциплины наименование дисциплины Экология человека Рекомендуется... Целью освоения дисциплины «Экология человека» является: формирование у студентов устойчивых базовых знаний об основах экологии человека... | Учебной дисциплины наименование дисциплины Устойчивое развитие Рекомендуется... Б. 3) модуля основы природопользования (ОП), охватывающего разнообразные аспекты воздействия человека на окружающую среду, защиты... | ||
Учебной дисциплины наименование дисциплины геология рекомендуется для направления подготовки Она обеспечивает фундамент и взаимосвязь всех изучаемых геологических дисциплин. Изучение Общей геологии направлено также на приобретение... | Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 021300. 62 «Картография и геоинформатика». Профили подготовки... | ||
Примерной программы наименование дисциплины: История зарубежной социологии... Целью дисциплины является ознакомление с историей социологии как науки, основными фигурами и направлениями в социологической мысли... | Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) История... Пооп подготовки бакалавра филологии, как «История», «Философия», «Культурология», «Введение в литературоведение», «История русской... |