Классный час. Тема





Скачать 115.96 Kb.
НазваниеКлассный час. Тема
Дата публикации13.03.2015
Размер115.96 Kb.
ТипКлассный час
100-bal.ru > География > Классный час
Классный час.

Тема: Красная Книга природы.

Учитель: Богомаз Елена Васильевна. 2012г.

Цель: Познакомить учащихся с Красной книгой, с некоторыми видами редких и исчезающих животных

Задачи:

-Определить правила поведения в природе.

-Воспитывать гуманное отношение к природе.

-Развивать мышление, память, наблюдательность, внимание.

Оборудование: Красная книга, рисунки детей с изображением редких животных, рефераты учащихся, разноцветные бумажные «ладошки».

ХОД УРОКА I. Организационный момент.




На доске написан эпиграф:

Земля должна быть достойна человека,

И для того, чтобы она была вполне достойна его,

Человек должен устраивать Землю так же заботливо,

Как он привык устраивать свое жилище, свой дом…

(А.М.Горький)

Классный час начинается с чтения учащимися стихотворения

« Ты видел в лебедей стреляли ? »
1-й ученик.

Ты видел, в лебедей стреляли?

Ты видел, как они упали? Скажи, а если б птицы знали, И если б только понимали, Что их полет прощальным будет! Их на заре подстрелят люди, Скажи, они бы не летали?
2-й ученик.

Наверно, даже если б знали

И даже если б понимали, То все равно б взмывали ввысь. Ведь небо - это их стихия! Ведь небо - это их свобода! Ведь небо - это вся их жизнь!

3-й ученик.

А в небе - стая журавлей.

Так грустно над землей кружится Земля... Скажи, что стало б с ней,

Когда б на ней умолкли птицы?
4-й ученик.

Тогда бы мертвым стало небо.

И - тишина в пустых лугах, И, может быть, колосья хлеба Не колосились бы в полях. И на полях уж не грачи, А стаи черной саранчи.
5-й ученик.

Я не хочу такого мира,

Где все так серо, все уныло... Опомнись, вздрогни, человек Недолог на земле твой век. Но что после себя оставим? И чем себя мы здесь прославим? Убитой птицей на заре? Лесами черными в огне? И свалкой мусора огромной? Иль атмосферою зловонной? Иль речкой с мертвою плотвой? Полями с выжженной травой?
6-й ученик.

Опомнись, вздрогни, человек!

Перед природой ты в долгу, И славен будет пусть твой век Травой душистой на лугу. И трелью птиц, веселой, звонкой, И шумным плеском родника. И гроздьями рябины тонкой, И синим глазом василька, И свежим ароматом трав, И рощи шумом, и дубрав...

II . Определение темы и цели классного часа.


-Ребята, внимательно посмотрите на доску, как вы понимаете тему нашего сегодняшнего классного часа «Красная Книга природы»

( Ответы детей)

Сегодня мы подробно поговорим на тему, почему природе нужна помощь человека и какой должна быть эта помощь, а также познакомимся с Красной книгой.

III. Актуализация знаний.


Певец природы, писатель М.М.Пришвин не уставал говорить о том, что природа и человек- единое целое. Очень важно, чтобы вы, ребята, научились любить и ценить природу. И жизнь станет для вас интереснее и богаче. Вы не будете равнодушными и бессердечными людьми: кто любит природу, тот не испортит дерево, не сорвет цветок, не погубит птицу.

Дерево, трава, цветок и птица не всегда умеют защититься,

Если будут уничтожены они –на планете мы останемся одни!

Человек живет на свете в постоянном окружении растений и животных. В небе летают птицы, в воде плавают рыбы, по земле бегают звери. Все они живут семьями. Люди тоже живут семьями, говорят на одном языке, делают одно дело. То место, где человек родился, называется Родиной. Родина - это поля, леса, реки, луга .Мы не мыслим своей жизни без этого. Михаил Пришвин говорил «Мы хозяева своей природы, а она для нас кладовая солнца с великими сокровищами. Рыбе - вода, птице- воздух, зверю- лес, степь, горы. А человеку нужна родина, и охранять природу- значит охранять Родина.

Книга природы открывается для всех, но по-настоящему доступна она лишь тому, кто способен понимать ее язык. Поэтому каждый по-своему относится к природе. Один посадит дерево, выходит раненую птицу, накормит бездомного щенка, а другой человек вырвет все цветы с василькового поля, убьет стрекозу, пнет кошку, разорит гнездо.Нет! Не назовешь такого человека частью природы, хозяином планеты.

IV. Работа над понятием Красная книга природы.

Сегодня ученые всего мира бьют тревогу! Начиная с начала 17 века на нашей планете уже вымерло несколько сотен видов животных, птиц, растений. И почти все они вымерли по вине человека.

Только в 20 веке с лица Земли исчезло более 200 видов живых организмов. Стало очевидно , что необходимо принимать специальные меры по спасению животного и растительного мира.

И в 1948 году в небольшом городке Фонтебло на международной конференции был основан Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП). Его главной задачей было выявление видов животных , а позднее и растений, которые находились на грани вымирания и требовали незамедлительной заботы человека. Тогда была создана специальная комиссия службы спасения. Эта комиссия составила мировой список с пояснениями, в который входили животные и растения, находившиеся на грани вымирания, а также редкие виды.

-Как вы думаете, как назвали этот список?

- Красной книгой.

- А для чего нужна Красная книга?

-Она нас информирует , какие живые организмы находятся в опасности , призывает изучать природу, предупреждает , что эти животные и птицы находятся в беде и их нужно охранять.

-Как вы думаете, почему книгу назвали Красной, а не синей, желтой или зеленой?

-Красный цвет- цвет внимания. Значит :Стоп! Остановись! Обрати внимание!

Красная книга - не закон об охране природы, а лишь факты, собранные учеными. Составление Красной книги- это очень долгая и трудоемкая работа. На выпуск первой такой книги потребовалось более 14 лет. Позднее она еще несколько раз переиздавалась.

-Как вы думаете, почему Красная книга переписывается, переиздается?

-Появляются новые виды исчезающих животных и их дописывают в книгу.

Красная книга- это документ временного действия, потому что условия обитания животных меняются, некоторые виды оказываются в катастрофическом положении. Но меры, которые принимает человек, дают хорошие результаты. Об этом свидетельствуют зеленые страницы Красной книги, где представлены уже спасенные животные и растения (такими являются, например, бобр и соболь).

Ученики читают стихотворение «Красная книга».

КРАСНАЯ КНИГА.
1.Охраняются «Красной книгой» Много редких животных и птиц, Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц.
2.Чтоб пустыни нагрянуть не смели. Чтобы души не стали пусты. Охраняются звери, охраняются змеи, Охраняются даже цветы.
3.Охранять от опасности нужно, Защищать у людей на виду Чистоту, бескорыстье и дружбу, И доверие, и доброту.
4.И скорее под звездною синью, Чтобы жизнь не покинула нас, В эту книгу внесите Человека всех наций и рас.

-Так почему же некоторых животных осталось так мало?

-Люди думали, что природа неисчерпаема, сколько бы не брать у нее, все само восстановится. И очень просчитались. Некоторых животных совсем истребили, некоторые оказались под угрозой. Например , амурский тигр, которых осталось всего 200 видов. Или зубр, который водился в Белорусских лесах. Их оставалось всего 48, и если бы не создали заповедник Беловежская пуща- зубров не осталось бы совсем на земле.

-Скажите, а отчего еще происходит исчезновение животных?

-Охота, браконьерство, коллекционирование и т. д.

Но, оказывается, не это самая главная причина вымирания. Ученые выяснили, что все дело в разрушении мест обитания животных.

Вот , например, через глухой лес прокладывается дорога: начинают вырубать лес, машины работают, грохочут, люди кричат. Стоит сильный шум. Что происходит с птицами, зверями? Конечно же они пугаются , им нужно куда-то уходить. Животные убегают, не успевая вывести детенышей.

То же самое происходит и с рыбой, когда строятся плотины на реках. Перепад уровня воды в водохранилищах – до 8 метров, поэтому места нереста то заливает, то они засыхают. Редкими стали такие виды рыб, как сом, осетр, стерлядь и др.

Ученики читают стихотворение «Берегите Землю!» ( М. Дудина)
1.Берегите Землю! Берегите

Жаворонка в голубом зените. Бабочку на стебле повилики. На тропинке солнечные блики.
2.На камнях играющего краба, Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

3.Небо в звездах, океан и сушу И в бессмертье верящую душу - Всех судеб связующие нити. Берегите Землю! Берегите!

4.Мрак глубин и волю поднебесий, Старости последнюю отраду - Женщину, бегущую к детсаду, Нежности беспомощное пенье И любви железное терпенье.
5.Берегите молодые всходы На зеленом празднике природы,

Это слово из моей тетради.
6.Все дарю!

И все от вас приемлю! Только Берегите Эту Землю!
V. Загадывание загадок.

1.)За горами, за полями, за высокими лесами Хищник- ворище ночами рыщет, Добычу ищет, зубами щелк...

Кто это?

(Волк.)

2.)Серый зверюшка, длинные ушки.

А хвостик – клубком Спит под кустом. Там его дом. Зима наступает - Шубу меняет

Кто его знает?

(Заяц.)

3.)На узкой дорожке - голова да рожки.

Кто так медленно ползет, на себе свой дом везет?

(Улитка.)

4.)По чаще идет таежный хозяин Валежник ломает, пчел разоряет. Что за зверь, кто отгадает?

(Медведь.)
5.)Проворная зверушка живет в дупле-избушке.

Целый день скок-поскок.

Отыскала грибок,

Нанизала на сучок - заготовила впрок.

(Белка.)
6.)Рыжая плутовка, хитрая да ловкая,

В сарай попала, кур пересчитала

И горлана-петуха унесла с собой в леса.

(Лиса.)

7.)Кто на дереве сидит, клювом дерево долбит? По рябине стук да стук - вылезай скорее, жук.

Будет птице на обед очень вкусный короед.

(Дятел.)
8.) Он похож на елку: шуба вся в иголках. Бежит по дорожке, топ - топают ножки. Мимо леса, мимо елок, на спине пятьсот иголок. Вдруг увидел волка, поднял все иголки.

Стал на мячик он похож. Кто это?

( Ёж).
Много дел проводится по охране природы. В нашей стране принят Закон об охране и использовании животного мира. Создаются организации по охране природы.

-Какие организации вам известны?

-Всемирное наследие, ГРИНПИС и др.

-Каким образом у нас еще охраняют природу?

-Создаются заповедники- это такие научные природные лаборатории. Здесь ученые исследуют сложные законы природы, которой не коснулась рука человека. Заповедник- это такой нетронутый уголок природы, где можно увидеть первозданный облик лесов, лугов, полей. Здесь можно увидеть всю красоту и богатство природы. Всего только в нашей стране находится 155 заповедников.

Также спасению редких животных помогают зоопарки. Одними из самых лучших в Сибири являются Новосибирский и Большереченский зоопарки.

Но нужно беречь не только редких животных и птиц , но и всех остальных, ведь все они связаны одной цепью питания. Оберегая одних - мы помогаем другим.

К нам поступили жалобы от некоторых живых организмов, давайте заслушаем их и решим, правильно ли поступает человек.

VI. Постановка и решение проблемных ситуаций.

№ 1. «Сама знаю, что не красавица. А окажись я рядом с человеком, многие шарахаются от меня в сторону, а могут и камнем бросить или ногой пнуть…»

-Конечно это жаба. А чем она помогает природе?

-Жаба сохраняет от гусениц и червяков целый огород. Завелись в доме тараканы , принеси жабу и они исчезнут.

№ 2. «Ох, и меня люди не любят. Думают, что я беду приношу. И глаза- то мои им не нравятся , говорят, что страшные, и уханье мое людей не радует. Обидно! А ведь если бы не я – не видать им хлеба».

-Это сова. Она за лето уничтожает 1000 мышей, которые способны съесть 1000кг зерна.

№3. «Мы сосем кровь человека. Надоедаем своим писком и заставляем людей чесаться».

-Личинки комаров живут в воде, ими питаются рыбы. А взрослыми комарами питаются птицы.

№4. «Нас боятся даже в руки брать, говорят , что мы скользкие и неприятные. Но мы тоже пользу приносим - землю в огороде рыхлим.

-Это черви. Пропуская через себя землю, они разрыхляют огород.

Теперь - то вы убедились, что нет на свете ненужных насекомых, птиц, зверей.

Ученик читает стихотворение «Все на свете нужны»( Б. Заходер).

Все – все на свете,

На свете нужны!

И мошки не меньше

Нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись

Без чудищ нелепых

И даже без хищников,

Злых и свирепых!

Нужны все на свете!

Нужны все подряд –

Кто делает мед

И кто делает яд.

Плохие дела

У кошки без мышки,

У мышки без кошки

Не лучше делишки.

Да, если мы с кем-то

Не очень дружны –

Мы все-таки очень

Друг другу нужны.

А если нам кто-нибудь

Лишним покажется,

То это, конечно,

Ошибкой окажется.

VII . Подведение итогов .


Учитель: Сегодня мы узнали, какую роль играет человек в охране природы, услышали много красивых стихотворений о природе и интересных , поучительных докладов. Надеюсь, после нашего урока вы будете бережнее относиться к природе, научитесь ее слушать и видеть не только глазами, но и чувствовать сердцем. Вы должны научиться любить природу и никогда не причинять ей зла.

А теперь давайте сконцентрируем все свои мысли и сделаем вывод о том, что же нужно делать людям, чтобы природа оставалась невредимой. Сформулируйте каждый свое правило и напишите его на «ладошке».

Учащиеся пишут на «ладошках» правило и зачитывая, прикрепляют его на доску, рядом с рисунками редких животных.

Чтение стихотворения «Раненая птица» (Т.Шеханова).

Раненая птица в руки не давалась. Раненая птица птицей оставалась. Этот сон давнишний до сих пор мне снится - На траве кровавой вздрагивала птица. Птицы, рыбы, звери В души людям смотрят. Вы их жалейте, люди! Не убивайте зря! Ведь небо без птиц - не небо! А море без рыб - не море! А Земля без зверей - не Земля!

Люди-исполины, люди-великаны, Есть у вас винтовки, сети и капканы. Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно. И должно быть сердце. Сердце человечье!

Люди- человеки, страны и народы. Мы теперь навечно должники природы, Надо с этим долгом как-то расплатиться, Путь расправит крылья раненая птица.

Учитель: Посмотрите внимательно на доску, вот те животные Красной книги, которых вы рисовали на уроке ИЗО, а вот ваши «ладошки» . Надеюсь, что если вы все будете выполнять правила, написанные на них, то зеленых страниц в Красной книге будет намного больше, благодаря вам.

А урок я хочу закончить прекрасными словами А.М.Горького «Земля должна быть достойна человека, и для того, чтобы она была вполне достойна его, человек должен устраивать землю так, как он привык устраивать свое жилище, свой дом».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Классный час. Тема iconКлассный час Классный час Классный час Классный час 12-15 Кружок «Наглядная геометрия»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3г. Ершова Саратовской области»
Классный час. Тема iconКлассный час «Олимпийский урок» Цель: воспитывать уважительное отношение...
Классный час начался с прочтения высказывания «прородителя» Олимпийских игр Пьера де Кубертена
Классный час. Тема iconКлассный час на тему: "Хорошие и вредные привычки"
Сегодня наш классный час я хочу начать словами из стихотворения В. В. Маяковского
Классный час. Тема iconКлассный час на тему: "Хорошие и вредные привычки"
Сегодня наш классный час я хочу начать словами из стихотворения В. В. Маяковского
Классный час. Тема iconКлассный час «Юморина» Кл
И сегодняшний классный час я постаралась подготовить так, чтобы к его концу в классе не осталось ни одного хмурого лица. Надеюсь,...
Классный час. Тема iconКлассный час «Автомобиль. Дорога. Пешеход» Подготовила классный руководитель...
Всем кажется, что свои улицы они и так отлично знают, но только на минутку представьте себе, что вы не пешеходы, а водители, и тогда...
Классный час. Тема iconКлассный час «Судьба и Родина едины!» для учащихся 5-х классов
Классный час, посвященный обсуждению проблем, которые позволят учащимся осознать свою сопричастность с историей большой и малой Родины,...
Классный час. Тема iconКлассный час «Мир зож»
Классный час предназначен для проведения в старших классах, так как именно подростки находятся под постоянно возрастающим влиянием...
Классный час. Тема iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Одной из основных форм внеклассной воспитательной работы был и остаётся классный час. Необходимо выяснить, прежде всего, что в педагогической...
Классный час. Тема iconКлассный час нет Классный час прошёл в виде занимательной викторины....
«Здоровые дети – в здоровой семье», посвященные открытию в городе Сочи XXII зимних Олимпийских игр
Классный час. Тема iconКлассный час тема: проблемы современности
Разработка уроков по истории с использованием современных образовательных технологий
Классный час. Тема iconСценарий классного часа «Международный день охраны озонового слоя»
Используя творческие домашние задания, мы составили классный час. Сюда вошли: конкурс рисунков по теме, кроссворд, собирание двух...
Классный час. Тема iconКлассный час Классный руководитель 6 в класса Дроженко Л. Н
Олимпийских игр на примерах мифов и легенд Древней Греции, а так же создание современного олимпийского движения
Классный час. Тема iconКлассный час в 8 б класс Тема : Турнир эрудитов
Развитие познавательных способностей учащихся: внимания, памяти, мышления, воображения
Классный час. Тема iconКлассный час-диагностика «Кем быть?»
Разрывина Наталия Анатольевна – Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1», учитель истории...
Классный час. Тема iconКлассный час: «Я и моя семья» 7 «В» класс Классный Путырская Марина Бруселевна
Цель: знакомство класса с семейными ценностями каждого ученика, формирование комфортной и теплой внутрисемейной обстановки


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск