Скачать 1.59 Mb.
|
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ Дисциплина имеет целью сформировать у будущего специалиста экологическое мышление, как общегуманитарную основу для дальнейшего изучения и оптимизации комплекса взаимо- отношений между природными ресурсами, естественными условиями жизни общества и его социально-экономическим развитием, привить навыки принятия решений по обеспечению безопасности, сохранения работоспособности и здоровья человека в процессе трудовой дея- тельности. Основными задачами дисциплины (компетенциями) являются: • приобретение понимания проблем устойчивого развития, обеспечения безопасности жиз- недеятельности и снижения рисков, связанных с деятельностью человека; знаний экономи- ческих основ рационального использования территорий, нормативной базы в области инже- нерных изысканий, принципов проектирования инженерных систем и оборудования, плани- ровки и застройки населенных мест (ПК-9); • овладение приемами рационализации жизнедеятельности, ориентированными на снижения антропогенного воздействия на природную среду и обеспечение безопасности личности и общества, способностью выявить естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности (ПК-2); • формирование: - способности использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессио- нальной деятельности (ПК-1). - культуры безопасности, экологического сознания и риск-ориентированного мышления, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в каче- стве важнейших приоритетов жизнедеятельности человека (ОК-7); - культуры профессиональной безопасности, способностей идентификации опасности и оце- нивания рисков в сфере своей профессиональной деятельности (ПК 1,2); - готовности применения профессиональных знаний для минимизации негативных экологи- ческих последствий, обеспечения безопасности и улучшения условий труда в сфере своей профессиональной деятельности; - мотивации и способностей для самостоятельного повышения уровня культуры безопас- ности (ОК-4); - способностей к оценке вклада своей предметной области в решение экологических проблем и проблем безопасности; - способностей для аргументированного обоснования своих решений с точки зрения безопас- ности. 2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности (охрана окружающей среды)» относится к вариативной части (дисциплины по выбору студентов) цикла Б.2. Дисциплина обеспечивает логическую взаимосвязь между требованиями к устойчивому развитию и средствами под- держания качества компонентов окружающей среды. Дисциплина базируется на дисциплинах цикла профессионального, в частности «Механика», «Теплофизика», «Надежность технических систем и техногенный риск», «Медико- биологические основы безопасности», а также привлекает знания из смежных областей, та- ких, как: «Высшая математика», «Физика», «Химия», «Экология», «Биология» и другие. 3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ В результате изучения студент должен: • знать: - состав окружающей среды: гидросферы, атмосферы, почв и грунтов; - законы взаимодействия между гидро-, атмо-, лито- и техносферами; - правовые основы охраны окружающей среды и природопользования; - особенности экономического механизма охраны окружающей среды; - рыночные методы управления природоохранной деятельностью; - источники финансирования природоохранных мероприятий; - экологические инновации, применяемые для снижения негативного воздействия хозяйственной деятельности на состояние окружающей среды; • уметь: - распознавать элементы экосистемы на профилях и разрезах; - районировать территорию по экологическим условиям; - оценивать изменения окружающей среды под воздействием строительства; - уметь самостоятельно принимать решения по организационным и инженерно-техническим вопросам охраны окружающей среды, как в процессе проектирования, так и в процессах строительства и эксплуатации зданий и сооружений; - определять экономический ущерб от нарушения земельных, водных ресурсов, от загряз- нения атмосферного воздуха; • владеть: - навыками анализа и аргументации деятельности в области защиты окружающей среды и обеспечения экологической безопасности объектов экономики; - навыками критического восприятия и оценки различного рода экологической информации. - умением вести поверочный расчет негативного воздействия на окружающую среду различ- ных материалов и веществ (ПК-5); - умением производить расчет экономического ущерба, определять плату за выбросы от ста- ционарных и передвижных источников загрязнения окружающей среды, за размещение от- ходов (ОК-13, ПК-2). 4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 4.1. Структура и содержание дисциплины К видам учебной работы относятся: лекции, консультации, коллоквиумы, самостоятельная работа, в т.ч. не менее 20% учебного времени с использованием интерактивных форм обуче- ния. Общая трудоемкость дисциплины составляет 1 зачетную единицу.
4.2. Содержание разделов дисциплины
|
Программа курса предназначена для студентов, специализирующихся по направлению «Психология» Ины, тематическое содержание курса, почасовое распределение аудиторной и самостоятельной работы студентов по разным формам обучения,... |