Скачать 293.65 Kb.
|
Е.И. Кузьмин, начальник отдела архивов и библиотек Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации Л.А. Куйбышев, заместитель директора, Н.В. Браккер, главный специалист Центр по проблемам информатизации сферы культуры Оцифровка культурного и научного наследия России. Состояние дел, проблемы, перспективы 1. ВведениеВ последние годы в России происходит быстрый количественный рост цифровых информационных ресурсов по культуре, образованию и науке, создаваемых как путем оцифровки имеющихся у владельцев традиционных документов, так и сбора документов, сразу подготовленных в электронном виде. Созданием и сбором цифровых ресурсов занимаются как учреждения и организации различных министерств и ведомств, так и частные компании и индивидуумы. Учитывая неполное пересечение существующих каталогов, общее количество в России цифровых библиотек в сфере образования, науки и культуры по состоянию на начало 2004 г. можно оценить как минимум в 3-5 тыс. В инициативном порядке многие владельцы интернет-порталов и сайтов ведут каталоги цифровых ресурсов, представленных в интернете. Число таких каталогов в российском интернете - несколько десятков, крупнейшие из них включают 200 и более ссылок или описаний ресурсов [2]. Учет и инвентаризация цифровых массивов, в том числе в сфере образования, науки и культуры, является предметом ряда российских и международных проектов. Однако, эти каталоги и регистры пересекаются, ведутся каждый по своей методике сбора и описания материалов, описания не согласованы. Единый государственного реестр цифровых информационных ресурсов не ведется и его создание пока не планируется. Важно, что в реестрах и каталогах регистрируются не только ресурсы, представленные в интернете, но и локальные цифровые ресурсы (базы данных учреждений, цифровые библиотеки, каталоги, издания на CD-ROM и DVD-ROM и пр.). Это связано с тем, что в России, особенно в провинции, доступ к интернету имеют не более 8 – 10% населения, и распространение и доступ к ресурсам офф-лайн еще имеет очень большое значение и будет иметь значение в ближайшем будущем. Кроме того, локальные информационные ресурсы имеют потенциальную возможность быть представленными в интернете в будущем, когда будут решены финансово-экономические и правовые проблемы. Потенциальная потребность в программе, интегрирующей локальные инициативы по оцифровке традиционных изданий и/или создания электронных публикаций, не имеющих печатных аналогов, начала осознаваться достаточно давно. Первой попыткой практического характера можно считать межведомственную программу «Электронные библиотеки» (1998 г.). Постепенно публикация в Интернете электронных версий своих изданий становится элементом информационной политики многих организаций. [15] 2. Федеральные и региональные программыНа федеральном уровне принята и реализуется федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 годы)» (http://www.e-rus.ru/). Основными целями Программы являются создание условий для развития демократии, повышение эффективности функционирования экономики, государственного управления и местного самоуправления за счет внедрения и массового распространения ИКТ, обеспечения прав на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, расширения подготовки специалистов по ИКТ и квалифицированных пользователей. К сожалению, создание цифровых информационных ресурсов по культуре и науке не входило в приоритеты программы «Электронная Россия», а Министерство культуры не было участником программы на первом этапе [14]. Программа предусматривала создание сводного каталога библиотек России, но этот проект не был профинансирован. Единственным проектом по оцифровке, поддержанном программой в 2002 – 2003гг. был проект «Создание системы электронного Архива Президента Российской Федерации с обеспечением доступа к нему граждан и организаций». В рамках этого проекта был создан информационный ресурс электронных документов (база данных образцов документов, индексных карточек и текстовых файлов) в объеме 500000 листов. Проект продолжается в 2004 г. Другим проектом программы, привлекающим внимание к культурному наследию, является ежегодный конкурс «Лучший регион и лучший проект в сфере ИКТ», в котором выделена номинация «ИКТ в культуре». Министерство образования реализует программу «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)» (http://www.russia-gateway.ru/content/). Вот некоторые проекты этой программы 2004 – 2005 гг. Министерство образования РФ заключило контракты с фирмами-поставщиками в рамках проектов "Компьютеризация сельских школ РФ" и "Поставка компьютерного оборудования и медиатеки для основных и средних школ РФ" на общую сумму 2,26 млрд. рублей. Уже к концу 2005 года две трети российских школ планируется подключить к интернету. В текущем году на конкурсной основе будут отобраны порядка 20 регионов РФ, в которых будет реализовано подключение школ к интернету - в эти школы будут поставлены комплекты компьютеров и мультимедийное оборудование в школьные библиотеки. При поддержке Всемирного банка реализуется проект компьютеризации российских ПТУ и специализированных учебных заведений, предполагается создание не менее 200 региональных и муниципальных компьютерных центров в 7 городах и регионах России В дальнейшем их опыт должен быть постепенно распространен на всю страну. Министерство образования считает одной из основных задач создание индустрии разработки электронного образовательного продукта, аналогичной индустрии производства традиционных учебников, и намерено провести конкурс на разработку электронных учебников. Одновременно с этим Министерство намерено провести конкурс на разработку образовательных порталов. В ряде регионов России за последние 5 лет разработаны и успешно реализуются программы информатизации сферы культуры (например, Ярославская область, Смоленская обл., республика Карелия и многие другие), однако эти программы требуют модернизации. Новое поколение региональных программ развития ИКТ, например, «Электронная Москва», «Электронный Санкт-Петербург», «Электронный Татарстан», разрабатывается по модели программы «Электронная Россия», и некоторые из них включают в себя специальные разделы или подпрограммы развития ИКТ в сфере культуры. В рамках федеральной программы «Культура России (2001 – 2005)», реализуемой Министерством культуры и Федеральной архивной службой, имеются большие разделы, связанные с информатизацией культуры, реализация которых внесла весомый вклад в информатизацию отрасли и в основном подготовила ее к массированному переходу к информационному обществу. Однако государственная политика в сфере оцифровки культурного наследия, сохранения цифрового наследия и предоставления долговременного доступа к нему остается не сформулированной явным образом. Наиболее современна, четко сформулирована и структурирована государственная библиотечная политика. |
Темы рефератов по курсу “Правоведение” Государственное устройство рф: административно-территориальное деление, федеральные и региональные органы власти | Темы рефератов по курсу “Правоведение” Государственное устройство рф: административно-территориальное деление, федеральные и региональные органы власти | ||
Задачи профсоюзной организации федеральные документы региональные... Настоящий курс магистерской подготовки посвящен истории развития правового регулирования труда в России | Пресс-отчет за период с 1 июля 2013 года по 31 июля 2013 года Печатные сми: федеральные, региональные и зарубежные газеты и журналы. Полные тексты сообщений* | ||
Литература 3(9%) При организации и проведении гиа выпускников 9 класса использовалось «Положение об итоговой аттестации выпускников 9, 11 классов»,... | Конспект прогулки во 2-й младшей группе "Познаем – играя" федеральные... ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Укрепление учительского корпуса», «Федеральные образовательные стандарты», «Федеральные государственные требования в дошкольном... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Региональные и местные налоги и сборы» «Региональные и местные налоги и сборы» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего... | ||
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Федеральные органы управления образованием, образовательные учреждения, программы и проекты 3 | Федеральные государственные требования К структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования для обучающихся | ||
Рабочая программа по курсу региональные и местные налоги и сборы с организаций Дисциплина «Региональные и местные налоги и сборы с организаций» базируется на знаниях студентов, полученных ими в процессе изучения... | Информационная среда школы «Школа Кирилла и Мефодия» Модуль Отражение использования эор в образовательном процессе: федеральные программы и ресурсы | ||
Региональные и корпоративные программы стимулирования рождаемости в РФ (по материалам сми) Владимир Кулаков, директор Научного центра акушерства, гинекологии и перинатологии, академик рамн 24 | Методические рекомендации к использованию образовательного ресурса... Моу лицея №41, Региональной программы по русскому языку / сост. Мелерович А. М., Тихова В. В., Власова Т. И., Силина Л. И., под ред.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Моу лицея №41, Региональной программы по русскому языку / сост. Мелерович А. М., Тихова В. В., Власова Т. И., Силина Л. И., под ред.... | Федеральные органы управления образованием, образовательные учреждения, программы и проекты Формировать умение проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленной цели (личностное ууд) |