Скачать 163.74 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (ФГБОУ ВПО «МГГУ») УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ЕН.В.1.2. Региональные СМИ и политика Дополнительная образовательная программа подготовки специалиста по направлению 030601.65 Журналистика. Специализация Реклама Утверждено на заседании кафедры КиМКТЯиЖ факультета ФЖиМК протокол № 1 от 05.09.11 г. Зав. кафедрой _____________________ Иванищева О.Н. 1. Автор программы: доктор филологических наук, профессор О.Н. Иванищева 2. Рецензенты: Вагинова Л.С., доктор культурологии, профессор кафедры КиМКТЯиЖ МГГУ; Ворожбитова А.А., доктор филологических наук, доктор педагогических наук, профессор, Сочинский государственный университет 3. Пояснительная записка Курс имеет целью познакомить студентов с концепцией политизации медиа и медиатизации политики на примере региональных СМИ Мурманской области.. Курс «Современные зарубежные СМИ» является основным в специальной профессиональной подготовке студентов-журналистов. Студенты должны знать:
Студенты должны уметь:
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
5. Содержание дисциплины. 5.1. Разделы дисциплины и виды занятий. Примерное распределение учебного времени.
5.2. Содержание разделов дисциплины. 5.3. Темы для самостоятельного изучения.
6. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины 6.1. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу Тематика лекционных занятий Тема 1: Журналистика и политика План:
Вопросы для коллективного обсуждения:
Основные положения лекции для самостоятельной работы: 1. Часто исследователи СМИ обращаются к концепции «четвертой власти» для иллюстрации действительности выступлений прессы. Общество через прессу влияет на все ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную. 2. Иногда СМИ, используя права и свободы человека, сами устанавливают свою диктатуру. Именно так расценивает всесилие прессы и ее способность манипулировать общественным мнением Ж. Мерме, вводя термин «демократура». 3. За последние два десятилетия очень много говорят о «медиатизации политики» и о «политизации медиа». Медиатизация политики предполагает активное вторжение в нее медийного поля, распространение специфики функционирования медийного поля на поле политическое. 4. Частным случаем зависимости СМИ от политических структур являются партийные СМИ. 6. Сообщение о ходе войн и вооруженных конфликтах занимают во всемирных новостях первое место, а способы их освещения вызывают множество споров у исследователей масс-медиа и журналистов. Существует несколько подходов к проблеме освещения войн телевидением. 7. Освещение этнических конфликтов – одна из сложнейших задач для журналистов. Для адекватного изложения этнических проблем требуется большая степень эрудированности и компетентности. 8. Статистика последних лет показывает рост присутствия журналистов на театрах военных действий современных войн. Совет Европы принял особую Декларацию о защите журналистов, работающих в условиях конфликтов и напряженности. Совет безопасности ООН единогласно одобрил резолюцию о положении журналистов, работающих в зонах вооруженных конфликтов. 9. В эпоху глобализации и коммерциализации СМИ несколько переосмысливаются положения концепции свободы СМИ и социальной ответственности прессы, поэтому необходимо усилить позицию социальной ответственности СМИ. Именно СМИ могут и должны активно участвовать в выработке ценностных установок. 10. Национальные правительства начинают обращать всё более пристальное внимание на социальные сети и использовать их на повседневной основе. Развитие социальных медиа усиливает гражданское общество в авторитарных государствах и в перспективе ведет к политическим переменам. . Задания для самостоятельной работы: 1. Составьте хронологию событий грузино-югоосетинского конфликта в августе 2008 г. и проанализируйте технологию ведения информационных войн. Литература: Основная литература:
Дополнительная литература:
Тема 2: СМИ и выборы План: 1. Роль СМИ в предвыборных кампаниях. 2. Роль социальных медиа в политической мобилизации общества в период выборов. Вопросы для коллективного обсуждения: 1. Какова роль СМИ в период предвыборных кампаний в разных странах? 2. Какую роль сыграли социальные СМИ в политической мобилизации российского общества в период российских выборов 2011-2012 гг.? Основные положения лекции для самостоятельной работы: 1. СМИ активно участвуют в избирательных кампаниях. Законы, регламентирующие деятельность СМИ в ходе избирательной кампании, как правило, базируются на следующих общих принципах: объективность, нейтральность, независимость, взвешенность, ответственность. Реальная практика СМИ в разных странах от форм собственности на СМИ имеет свою специфику. 2. Россия подошла к предвыборным кампаниям 2011-2012 гг. с довольно развитым Интернетом. «Сетью в России пользуются, по некоторым оценкам, около 40 миллионов человек. При этом на выборах в Госдуму-2011 проголосовало порядка 60% населения страны. Размер интернет-аудитории и электоральной базы практически сравнялись. В 2011 году блогеры убедились — их голос может быть услышан. Произошло это во время протестов против фальсификации выборов в России 2011—2012 годов — многократные массовые политические выступления граждан России, начавшиеся после выборов в Государственную думу VI созыва 4 декабря 2011 года, продолжавшиеся во время кампании по выборам Президента России и после состоявшихся 4 марта 2012 года президентских выборов, на которых Владимир Путин официально победил в первом туре. 3. Какую роль играли «социальные СМИ» в политической мобилизации российского общества в период российских выборов? Этот вопрос занимал политологов, социологов и специалистов по коммуникациям с самого начала протестного движения в связи с выборами в декабре 2011 года. Хотя очевидно, что социальные сети, включая средства блогосферы, например, «Живой Журнал», и микроблогосферы, например, «Твиттер», а также социальные сайты, такие как «Фейсбук» и «ВКонтакте», сыграли значительную роль в мобилизации (и контрмобилизации) в плане как обеспечения связи, так и объединения общества, конкретная суть этой роли по-прежнему требуют тщательного изучения. Исследуя роль «Твиттера» в протестных движениях в период российских выборов 2011-2012 гг., российский «Центр изучения интернета и общества» делает 3 основные вывода: Во-первых, «Твиттер» выполнял множество функций как одновременно, так и на разных этапах мобилизации, включая: обобщение информации, идей и мемов, связанных с мобилизационными действиями; распространение обобщенной информации, идей и мемов среди расширенной аудитории; эффект эха, способствующий укреплению внутригрупповой солидарности и приверженности обобщенным мемам; Во-вторых, у противостоящих политических «лагерей» наблюдается значительное расхождение социальной структуры: оппозиционные сети являются относительно более многообразными и разрозненными, чем проправительственные; кроме того, они тесно связаны со СМИ, которые отличаются значительным присутствием в «Твиттере», что отчасти определило преобладание оппозиции в «Твиттере» в данном периоде; Проправительственные сети отличаются относительно более высокой концентрацией, более интенсивной коммуникацией по установленным каналам, а также делают больший акцент на формальном распределении ролей, чем на неформальном участии; В-третьих, в течение всего рассматриваемого периода ключевую роль в «Твиттере» играли профессиональные журналисты и СМИ, профессиональные блогеры и утвердившиеся гражданские группы, политические организации, тогда как влияние «неформальных» «Твиттеров» или «случайных» твитов представляется минимальным. Задания для самостоятельной работы: Проанализируйте стратегию федеральных телеканалов во время последних выборов в Государственную Думу и Президента России. Литература: Основная литература: Засурский Я.Н. Политическая коммуникация: СМИ и выборы // Засурский Я.Н. Искушение свободой. Российская журналистика: 1990-2004. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004. С. 296-299. Дополнительная литература: Андреев А.А. Политические телевизионные дебаты: их роль в избирательных кампаниях, социально-психологические и жанровые особенности [Электронный ресурс]: Дис. канд. филол.н. М., 2004. Тематика практических занятий Тема 3: Политический ресурс печатных региональных СМИ План:
Вопросы для коллективного обсуждения: Рассмотрите положения и выдвиньте свои аргументы в пользу каждого положения. Основные положения для самостоятельной работы в процессе обсуждения: 1. Пресса обладает рядом преимуществ перед иными средствами массовой информации – доверие к рекламным обращениям, публикуемым в периодического печати выше, чем в других средствах коммуникации; рекламная публикация может вновь привлечь внимание при повторном ознакомлении с газетой; статичность газетного листа позволяет читателю подробнее ознакомиться с предлагаемыми фактами, сообщаемая информация прочнее закрепляется в его сознании. Имидж лидера, преподносимый со страниц периодической печати, легче контролировать, удерживать в заданных рамках, чем, например, телевизионный. 2. По степени и характеру политизации выделяют следующие четыре типа изданий: политически нейтральные; относительно политизированные – издания, так или иначе поддерживающие идеологию того или иного политического лагеря; печатные органы партий и издания, курируемые лидерами; специализированные выпуски периодических изданий и специализированные издания, выпускаемые в период выборов. 3. В качестве самостоятельных жанровых единиц политической рекламы, обладающих единством содержательно формообразующих характеристик, применительно к газетно-журнальной периодике мы можем выделить: политическое объявление, плакат, листовку; напечатанные речи, обращения, дискуссионные материалы политиков, программы; рекламные публикации в существующих газетно-журналъных жанрах. В качестве самостоятельного жанра может выступать также рекламная фотография. 4. Анализ практики современной политической рекламы в России позволяет делать вывод, что в региональных выборах кандидаты крайне слабо используют возможности периодической печати. Агитационные материалы в газетах не отличаются разнообразием, часто несколько кандидатов используют для своей политической кампании один и то же слоган. В печати отсутствуют программные документы кандидатов и дискуссионные материалы по важным проблемам. Вся политическая агитация сводится лишь к повышению узнаваемости кандидата. 5. Институт политической рекламы в мурманском регионе стремится к использованию популистских, шаблонных, неконкретных и ничего не обещающих лозунгов. Задания для самостоятельной работы: Проанализируйте политическую рекламы конкретного регионального издания. Литература: Основная литература: 1.Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» [Текст]: текст. – М.: Издательство «Омега-Л», 2010. – 38 с. 2. Федеральный закон «О рекламе» [Текст]: текст с изм. и доп. На 2009 г.- М.:Эксмо, 2009. – 64 с. Дополнительная литература:
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины. Мультимедийные разработки: автора курса О.Н. Иванищевой Словари:
Учебные пособия:
Интернет-ресурсы: www.mediascope.ru www.mediasprut.ru www.library.cjes.ru www.bbc.co.uk www.journalist-virt.ru www.journ.msu.ru www.inosmi.ru 11. Примерная тематика рефератов. Методика политической рекламы. Жанры политической рекламы 12. Методика исследования – 13. Примерная тематика курсовых работ – 14. Примерная тематика дипломных работ – 15. Изменения в рабочей программе, которые произошли после утверждения программы.
16. Учебные занятия по дисциплине ведут:
Глоссарий политическая коммуникация ― процесс передачи политической информации, благодаря которому она циркулирует от одной части политической системы к другой и между политической системой и социальной системой медиатизация политики ― активное вторжение в политику медийного поля, распространение специфики функционирования медийного поля на поле политическое политизация медиа ― зависимость прессы от политических структур авторитарная концепция свободы слова ― концепция, которая предполагает свободу слова и информационной деятельности только для власти концепция полной свободы слова ― концепция, смысл которой состоит в защите свободы выражения всех мнений, существующих в обществе концепция ответственной свободы слова и печати – концепция, которая возникла из потребности развивающегося гражданского общества и правовой государственности юридически воздействовать на деятельность СМИ концепция социальной ответственности медиа ― теория прессы, цель которой информировать, развлекать, переводить конфликт на уровень обсуждения; когда запрещено серьезное вмешательство в сферу прав личности; основу этой теории составляют этические кодексы; включены положения о праве общественности на информацию и требование к издателям принимать на себя моральные обязательства Твиттер-революции ― различные революции и протесты, которые были скоординированы с помощью Твиттера общественное телевидение ― система организации некоммерческого телевидения, рассматриваемая как элемент демократии и важный механизм гражданского общества электронная демократия ― форма демократии, характеризующаяся использованием информационно-коммуникационных технологий как основного средства для коллективных мыслительных (краудсорсинг) и административных процессов (информирования, принятия совместных решений — электронное голосование, контролирование исполнения решений и т. д.). |
![]() | Курс имеет целью познакомить студентов с основами межкультурной коммуникации. Задачи курса Курс «Межкультурная коммуникация» является дополнительной дисциплиной в профессиональной подготовке студентов и связан с такими курсами,... | ![]() | Курс имеет целью познакомить студентов с основами межкультурной коммуникации. Задачи курса Курс «Межкультурная коммуникация» является дополнительной дисциплиной в профессиональной подготовке студентов и связан с такими курсами,... |
![]() | Рабочая программа по дисциплине В. В реклама в сми Проявить и охарактеризовать средства и способы, при помощи которых продукт сми продвигается на рынок масс-медиа | ![]() | Пояснительная записка. Программа «Литература ХХ века» Методическое пособие предназначено для студентов отделения журналистики, обучающихся по специализациям в области электронных сми... |
![]() | Российской Федерации Министерство образования и науки Учебный курс «Интернет-сми» составлена для студентов 3 курса, которые уже познакомились с системой массовых коммуникаций, имеют представление... | ![]() | Рабочая программа по дисциплине «сми в связях с общественностью»... Целью изучения дисциплины «сми в со» является усвоение студентами определенной Госстандартом базы знаний по журналистики |
![]() | Мониторинг региональных сми по теме: «образование» Тесты по дисциплине "Современные средства ЭВМ и телекоммуникаций " для экономических, финансовых, юридических и гуманитарных специальностей.... | ![]() | Пояснительная записка Цели и задачи дисциплины Основные цели и задачи курса «Техника и технология сми» состоят в следующем. Цель курса познакомить студентов с современной техникой... |
![]() | Пояснительная записка: умк включает в свой состав: учебную и рабочую... Курс «Основные направления современной науки о языке» является теоретической базой, необходимой для формирования общефилологического... | ![]() | Пояснительная записка: умк включает в свой состав: учебную и рабочую... Курс «Основные направления современной науки о языке» является теоретической базой, необходимой для формирования общефилологического... |
![]() | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ми для магистерской программы «Менеджмент в сми» факультета медиакоммуникаций ниу «Высшая школа экономики». Данный курс является... | ![]() | Пояснительная записка Учебно-методический комплекс по дисциплине... Целью курса является формирование у студентов понимание основ массовой информации, функционирования конкретных средств ее распространения... |
![]() | Пояснительная записка: Курс «Гидробиология» Курс «Гидробиология» разработан для студентов, обучающихся по специальности «Биология». Освоение данной дисциплины требует соответствующей... | ![]() | Пояснительная записка Курс «Декоративные растения в ландшафтном дизайне» Целью данного курса является ознакомление студентов с декоративными растениями открытого грунта и их использованием в озеленении... |
![]() | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Совершенствование навыков употребления в речи лексических и фразеологических единиц по теме «сми». Выражение своего отношения к сми,... | ![]() | Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Древней Греции на рубеже V-IV вв до н э. «того, что можно уже с большой определенностью назвать пражурналистской деятельностью»1,... |