Тема: «Формирование навыков самостоятельной учебной деятельности и творческого мышления, учащихся на основе использования логических опорных конспектов (лок) на уроках географии»





Скачать 246.76 Kb.
НазваниеТема: «Формирование навыков самостоятельной учебной деятельности и творческого мышления, учащихся на основе использования логических опорных конспектов (лок) на уроках географии»
Дата публикации16.08.2013
Размер246.76 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > География > Конспект


1

Аналитический отчёт

Тема:

«Формирование навыков самостоятельной учебной деятельности и творческого мышления, учащихся на основе использования логических опорных конспектов (ЛОК) на уроках географии»

Ларина Валентина Петровна

учитель географии высшей категории

«Почётный работник общего образования

Российской Федерации», «Ветеран труда» ,

Победитель конкурса лучших учителей

Российской Федерации в рамках

приоритетного национального проекта

«Образование»

Муниципальное Бюджетное

общеобразовательное учреждение

Куйбышевская средняя общеобразовательная

школа.

1.

Содержание аналитического отчёта.

Теоретическая база опыта.

Практическая часть.

Описание опыта учителя по теме: «Формирование навыков самостоятельной учебной деятельности и творческого мышления учащихся на основе использования логических конспектов (ЛОК)».

Основные принципы учебного процесса организации работы по предметам.

Методика поэтапного формирования учебных приёмов работы с опорным конспектом.

Графические работы, применяемые как одно из средств усвоения материала.

Синхронное моделирование, как одно из средств усвоения материала.

Использование логических опорных схем (ЛОК).

Сквозные содержательные линии курса географии по

С.Н.Лысенковой.

Использование блочно-модульной системы, как средства интеграции географических знаний.

Межпредметные связи на уроке географии.

Формирование экологической культуры учащихся.

Реализация Краеведческого направления в курсе географии.

Предпрофильное и профильное обучение старшеклассников.

Активизация познавательной деятельности учащихся через систему средств обучения географии и работа с ними.

Внеурочная работа. Роль внеклассной работы в реализации цели обучения географии.

Моделирование воспитательной системы 6 «Б» класса МОУ КСОШ и её место в образовательном пространстве школы.

2.

Теоретические основы построения модели воспитательной системы класса.

Модель классного ученического самоуправления.

Внешкольная деятельность. Связь семьи и класса в воспитательной системе (фотографии).

Приложения.

Аналитическая справка

педагогической деятельности Лариной

Валентины Петровны, 1943 года рождения, учителя географии муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Куйбышевской средней общеобразовательной школы, имеющей высшую категорию, звание «Ветеран труда», нагрудный знак «Почётный работник общего образования Российской Федерации», победитель конкурса лучших учителей Российской Федерации в рамках приоритетного национального проекта «Образование» стаж педагогической работы 24 года

Теоретическая база опыта.

«Что нужно, чтобы жить с умом?

Понять свою планиду.

Найти себя в себе самом

И не терять из виду».

А.Твардовский

Замечательный учёный В.А.Сухомлинский писал: «Страшная опасность – безделье за партой. Безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни школьная мастерская, ни школьный участок- ничто не может возместить того, что упущено в главной сфере- в сфере мысли».

Нет смысла доказывать правоту этих слов.

Передо мной, как и каждым учителем стоит главная задача- дать прочные и глубокие знания по предмету каждому ученику, показать детям их внутренние ресурсы, привить им желание учиться, стремление узнать новое.

3.

Я стараюсь в своей работе найти те эффективные методы обучения, которые помогают мне выполнить поставленную задачу.

Главная цель моей деятельности на каждом уроке – включить каждого ученика в активную деятельность, чтобы довести представления учащихся по изученной теме до формирования понятий, устойчивых навыков.

Почему же так трудно научить детей учиться? На мой взгляд, главная трудность заключается в том, что:

- с первого класса мы осуществляем деление учеников на средних, слабых и сильных. Это деление сохраняется до 11 класса. Только постепенно уменьшается количество сильных и увеличивается- слабых и средних.

Каковы же причины этого явления? Казалось бы, программы по предмету вполне доступны учащимся. Я сделала вывод, что не срабатывает традиционная методика преподавания, ориентированная на среднего ученика: сильному задания явно облегчены, слабому не по плечу. Я задумывалась над этим и поняла, что возникает - как бы противоречия традиционной подачей материала с одной стороны и дети с восприятием данного материала, с другой.

Значит, я должна была найти путь к каждому ученику, создать на уроке условия для развития способностей детей, помочь ученику осознать себя личностью, воспитать в нем чувство человеческого достоинства, научить работать, а самое главное, через методику преподавания, постепенно стирать грань разделения детей: на сильных, средних и слабых.

Проанализировав все проблемы в обучении учащихся, пришла к выводу, что решение этих задач мне помогут подходы В.Ф.Шаталова и учителей

4.

новаторов России, работающих по опорным сигналам, схемам, рисункам,

графикам, опорным конспектам.

Изучив методологию данного подхода к проведению уроков, решила применить ее на своих уроках, чтобы найти оптимальный вариант в преподавании географии.

В этой связи разработала Рабочие программы для 6-10 классов с учетом требований государственного образовательного стандарта по географии и

современной концепции изучения предмета. Программы были представлены на районный конкурс «рабочих программ». Моя работа была отмечена Дипломом 1 степени. Действующие авторские программы по предмету содержат: вопросы, темы, целые разделы, интеграционные по своему содержанию, что позволяет мне формировать у детей особый целостный взгляд на окружающий мир и место в нем человека.

Для реализации поставленных задач провожу комбинированные уроки, уроки изучения нового материала, коррекции и контроля полученных знаний, обобщающего повторения и закрепления усвоенного, проблемные уроки, лекции, зачеты, семинары соревнования, путешествия, ролевые игры. При этом пользуюсь различными методами и приемами: частично-поисковый, объяснительно-иллюстрационный, репродуктивный, проблемные изложения, исследовательский, творческий, применение компьютерных технологий.

Для реализации главной цели - включать каждого ученика в активную деятельность, чтобы довести представления учащихся по изученной теме до формирования понятий, устойчивых навыков, применению на уроках технологии развивающего обучения, дифференцированного подхода, опорно-блочной системы, блочно-модульной технологии, сквозные содержательные линии, элементы интегрирования и предметных связей, технологии личностно-ориентированного подхода. Большое внимание уделено формированию экологической культуры, региональному компоненту, краеведению .

На каждом уроке при изучении той или иной темы, или целого блока отвожу определенное время для реализации областной программы «Правовое образование в школе» и «Граждановедение». При подготовке к уроку совмещаю географическую, патриотическую эстетическую составляющие урока. Стараюсь показать значение предмета средствами учебного материала, дополнительной литературой, статистических данных, исторических факторов, литературы, истории, обществознания, физики и химии ,ИЗО и музыки, привлечь внимание к русской геральдике.

5.

2.Основные принципы учебного процесса организации работы по предмету

«Правильный путь таков:

усвоить то, что сделали

твои предшественники, и

иди дальше».

А.Н.Толстой

Проблема, над которой я работаю – «Формирование навыков самостоятельной учебной деятельностью и творческого мышления, учащихся на основе использования ЛОК». В 2000 году работа по данной теме была представлена мною для аттестации, на высшую категорию в отдел общественных дисциплин ИПК и ПРО. В 2005-опыт работы обобщен и внесен в областной банк педагогического опыта РОИПК и ПРО. Материал, представленный в работе, рекомендован для организации учебного процесса учителям географии. На основе применения ЛОК придумана модель отслеживания учебных достижений учащихся. А это значит, что полностью пересмотрела отбор содержания материала на каждый урок. Мои подходы к обучению с использованием ЛОК предлагают не только репродуктивный, но и творческий уровень развития познавательных способностей учащихся.Принцип ведущей роли теоретических знаний выдвинуты Л.В. Занковым и В.В.Давыдовым, стал фундаментом, на котором базируется быстрое продвижение всех учеников. Исходя из идей развивающего обучения, в своей работе применяю проблемное изложение, исследовательскую поэтапную деятельность в развертывании той или иной темы. Это позволяет и способствует усвоению всех компонентов содержания географического образования, развитию и воспитанию учащихся, научному конструированию, отбору и оценке поурочного материала.

6.

Большое значение уделяю проблемному обучению, рассматривая его в качестве важнейшей характеристики современного стиля учебного процесса. Реальные проблемы лично значимы сегодня для каждого старшеклассника, они лежат в области их непосредственных интересов, что составляет их главный признак. Считаю, что преимущества реальных проблем очевидны. Они отражают потребности учащихся, формируют положительные мотивы к географии и учебному процессу, помогают овладеть исследовательскими процедурами.

На каждом уроке, в каждой живой беседе при обсуждении проблем, ученики высказывают яркие мысли, смелые суждения, обоснованные сомнения. А ведь каждое такое озарение может стать и обязательно стать той первой искрой, из которой рано или поздно возгорится пламя творческого поиска.

Применяя на уроках логические и графические конспекты при подаче нового материала или закреплении его фронтальном или индивидуальном опросе, географическом диктанте или контрольной работе, я убедилась в том, что:

-наглядность опор вызывает живой интерес учащихся, побуждает их к активному труду, к поиску, акцентирует внимание на всех проблемах, которые затрагиваются в изучаемом материале;

-при работе с опорными сигналами создается значительный резерв учебного времени, которое я использую для выполнения заданий, направленных на отработку умения и навыков, а это не маловажный элемент в структуре урока;

-учащиеся, работая с опорами, учатся «сворачивать» и «разворачивать» необходимую информацию.

Такая работа с ЛОК позволяет учащимся выявить главное, помогает устанавливать взаимосвязи явлений и компонентов, что важно при изучении предмета географии.

При работе со слабоуспевающими детьми для индивидуальной работы использую карточки с разноуровневыми заданиями с использованием

7.

опорных слов, что позволяет мне развивать у детей творчество и говорить географическим языком.

Большую роль в развитии творческого мышления играют диаграммы, графики, рисунки, которые создают образ изучаемого материала. Учащиеся данные работы выполняют с большим удовольствием и старательностью. Этот приём помогает ученикам научиться иллюстрировать и свой собственный рассказ.

Такие уроки проходят интересно, с большой активностью. Рисовать дети любят, поэтому свой опорный конспект каждый старается выполнить с неограниченной фантазией. С помощью рисунка значительно легче, быстрее и осмысленнее, эффективнее усваиваются географические понятия. Каждая графическая работа сопровождается вопросами, что позволяет организовать коллективную деятельность учащихся, вырабатывать умение, искать и находить самое главное в различных явлениях и процессах.

На уроках в 9-х и 11- х классов при изучении экономического показателя регионов применяю построение круговых, столбчатых, прямоугольных, фигурных диаграмм. Материалом для вычерчивания диаграмм служат сравнительные величины морей, океанов, гор, ВВП стран, развитие экономики в регионах нашего государства, сравнение численности населения государств мира. Для вычерчивания диаграмм и графиков использую цифровые данные из разных географических справочников, атласов, учебников, статистических данных. Считаю и убеждена в том, что методика графических работ приемлема на уроках географии. Рисунки графики, диаграммы помогают выражать определённую географическую мысль, способствуют разъяснению сложных для понимания учащихся явлений, служат дополнением к тексту урока, приводит в действие зрительную и моторную память.

Полагаю, как - бы не использовались на уроках географии технические средства и наглядность, изучение предмета невозможно представить без рассказа учителя, формирующего образ мышления, любовь к природе, духовных, волевых, интеллектуальных качеств учеников.

8.

Обычное восприятие рассказа не всегда создаёт на уроке ситуацию решения учебной задачи. Есть дети, которые слушают не внимательно, отвлекаются, особенно слабоуспевающие. Эти ситуации усугубляются, если дети не уловили сути моего рассказа. Поэтому я стала свой рассказ сопровождать синхронным моделированием. Это изменило ситуацию на уроке – стал работать весь класс, выполняя модели, схемы, таблицы, диаграммы, картограммы. Построение модулей усиливает внимание детей, мобилизует их на работу.

Сквозные содержательные линии курса географии по С.Н.Лысенковой.

В реализации программы по географии в обучении учащихся мне очень помогает опережающее обучение с опорой на перспективу по С.Н. Лысенковой и изучение тем по содержательным линиям с 5-го по 10 класс. В данной методике заложен индивидуально-дедуктивный путь раскрытия содержания с поэтапными обобщениями как по горизонтали « внутри каждого раздела темы»,

так и по вертикали. Что заставляет меня пойти по такому пути обучения детей?

Прежде всего , необходимость учить всех, в том числе и слабых. Кроме того, что не менее важно, это позволяет работать на будущие темы программы, осуществлять их перспективное изучение , или перспективу.

Цель перспективы или сквозной линии содержания географического образования, как отметил академик и автор учебников В.П. Максаковский, - увеличить время на освоение трудных вопросов, тем или разделов. Благодаря перспективе можно дать каждому ученику и всем вместе столько часов, сколько необходимо, учитывая особенности класса, идивидуальные особенности и возможности каждого ученика.

Перспективная подготовка – это включение в уроки трудных и наиболее важных вопросов курса путем их приближения к изучению в данный момент материалу.

При этом постоянно и активно используются опорные схемы, таблицы, комплекты карточек. Она дают возможность после первого введения в тему оперативно проводит на уроке многократное повторении е и в тоже время

9.

перспективно подводит детей к обобщению всей темы, усилив работу по наиболее трудным её разделам .

Материал для перспективной подготовки беру из учебника, использую дополнительную литературу , статистически задания, поднимаю проблемы , конкретизирующие , развивающие основные положения материала .

В 6-ом классе при изучении темы « Материки » и « Океаны» одновременно дала понятие « Политическая картина мира» - материал 7-го и 10-го классов.

Тема « Литосфера» была представлена с темой «Природопользование» и « Ресурсообеспеченность России». В связи с этим , я для своей работы разработала такую « сквозную» методику по темам «Литосфера», « Гидросфера» , « Атмосфера» , « Биосфера».

После такой подготовительной работы, когда подходит время введения новой темы , требуется на её изучение гораздо меньше времени , ведь многое уже знакомо ребятам. Появляется ещё больше времени для углубленной работы по усвоенному материалу и для дальнейшей перспективной подготовки. Тык создаются условия, обеспечивающие опережение.

Что же такое опережение?

- Как говорил великий Павлов И.П ., что в педагогике , как и в лечении , главное – постепенность и тренировка. Постепенно , последовательно от самого простого конкретного к самому сложному , абстрактному и до выработки навыков – для это надо время. Оно мной найдено.

- Домашнее задание учащиеся выполняют все самостоятельно по опорам.

-Каждый ученик работает успешно , на уровне максимальных возможностей ,и все продвигают вперед в своих знаниях и умениях.

Развиваются мышления , речь , самоконтроль , самооценка. Формируется навык беглого действия . Ученики сознательно ориентируются в схеме – обобщения, владеют доказательствами . И главное , нет напряжения,

10.

перегрузки в работе, спешки в нервозности . Есть время на углубленной работы с каждым учеником.

Использование блочно-модульной системы, как средства интеграции географических знаний.

“Изведав мучение жажды, я

Попробовал вырыть колодец,

Чтобы из него черпали воду и другие»

Э. Сетон-Томпсон

“Велика и поразительна область географии, - писал Н.В. Гоголь,

-где найдутся предметы, сильнее говорящие юному воображению! Какая другая наука может быть прекрасней для детей, может быстрее возвысить поэзию младенческой души их! “

Действительно, трудно сегодня назвать другой предмет, который обладал бы таким же широким, как география, диапазоном межпредметных связей, так имел свое разнообразие форм и средств обучения. Обучая своему предмету, я сознательно или нет , стихийно или целенаправленно формирую у учащихся отношение к предмету, и это отношение становится важным результатом моей работы.

Повышая качество обучения- это ежедневный основной принцип моей работы. Стараюсь в ногу с современностью и требованиями географического образования, постоянные творческие поиски и находки помогают мне внедрять в урок все новые и новые методики, помогающие находить все новые решения задач стоящих перед учителем. Улучшения педагогического процесса в не малой степени зависит от возможности выбора учителем эффективных средств обучения. Сейчас я работаю над блочно-модульной технологией, что позволяет алгоритмизировать учебную деятельность.

Принцип модульности предполагает цельность и завершенность, полноту и логичность построение микро модулей (частей урока).

Блочно-модульная технология, на мой взгляд, имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционным.

11.

- Она представляет возможность учащимся работать индивидуально, в парах или группах, присущем только им темпе;

- обеспечивать «мягкие» формы контроля;

-эта форма, которая размывает границы обучения и воспитания;

- весь блок изучаемой темы намечает близкие, средние и дальние перспективы;

- многократное повторение самостоятельной работы ученика;

- блочно-модульная система результативнее и продуктивнее.

Использование новой технологии позволяет мне модернизировать традиционные методы обучения, пересматривать материал по правилам модульности, помогает мне и ученикам достичь поставленных задач, включать задания по выявлению уровня знаний по теме и на овладение новым материалом.

5. Межпредметные связи на уроке географии.

«Истинное наслаждение в познании…»

А.П.Чехов

Межпредметные связи – важнейший принцип обучения в современной школе. Это высший уровень обучения. Через ОК, схемы, таблицы при изучении той или иной темы провожу связь с другими предметами:

- русским языком через сочинения, диктанты, составления рассказов и афаризмов, написание отчётов и рефератов, через словарную работу.

Например: демография, воспроизводство, себестоимость, горизонт, речная долина, геополитическое положение и т.д.

По афоризмам составляем целые законченные анализы, рассказы, пишем сочинение.

Например: «Ленинград – экспериментальная лаборатория индустриализации страны», «Фосфор – элемент жизни и мысли» (А.Е.Ферсман), «Гольфстрим – водное отопление Европы».

12.

В объяснении нового материала, закреплении пройденных тем использую художественную литературу. Связь географии с литературой вполне понятна. Описание любого явления природы, характеристика

природного комплекса географической среды ярче воспринимаются через художественную прозу. Описание лесостепи Шолоховым или Чеховым, Тургеневым или Аксаковым, Гоголем или Афанасьевым производит неизгладимое впечатление. При изучении темы «Климат», «Водные ресурсы», «Горная система» использую стихи А.С.Пушкина, А.Блока, Н.Н.Никитина, местного поэта Пархоменко, Тютчева, С.Есенина, А.Деменьтьева и многих других поэтов и писателей. Использование мной художественной литературы делают уроки интересными и стимулируют учащихся на более углубленную работу.

Наиболее интересной формой осуществления межпредметных связей я считаю интегрированные уроки. Специфика таких уроков состоит в том, что они проводятся совместно с учителями двух или нескольких совместных предметов. Интегрированные уроки провожу чаще всего с целью изучения, закрепления и обобщения материалов по определённой теме:

- урок литературно – музыкальной композиции по теме «Моё Отечество- Россия»;

- урок познавательного цикла совместно с учителем ИЗО – музыка – география по теме «Природа родного края»;

- урок – конференция по теме «История заселения Центрального района России». В подготовке и проведении такой конференции участвуют учителя истории и географии;

- урок – исследование пор теме «Биологический мир тайги» - учитель географии и биологии;

- урок – семинар по теме «Русскоязычное население и его история» - учитель географии и обществознания;

- урок – анализ по теме «Современная политическая карта мира» - учитель географии и информатики.

13.

6. Формирование экологической культуры учащихся.

«Экология стала самым громким

громким словом на Земле,

громче войны и стихии».

В.Распутин

Изучая одну за другой темы, обсуждая с детьми результаты потребительской гонки человека и общества, безжалостного отношения к природе, я сочла необходимым к применяемым мной методикам добавить цикл экологического образования. Для этого первоначально была составлена структурированная таблица включения элементов экологических знаний в уроки географии с 6-го по 11 классы.

На каждом уроке, в сочетании с изучаемым материалом по программе я большое внимание уделяю экологизации географических знаний. Провожу целые уроки по теме:

- «Экология, я и вся моя страна»;

- «Рациональное природопользование природных ресурсов»;

- «Россия и экологические условия страны»;

- «Охрана природы - мой долг»;

- Нужно ли портить красоту родного края» и т.д.

Эти темы определяют образовательно – воспитательные задачи:

- сформировать у учащихся убеждения в том, что природа – источник всех необходимых человеку благ, что познание законов природы необходимо для организации разумных отношений с природой.

Научить детей любить природу, охранять её, уметь беречь и ценить, видеть и чувствовать её – это цель моего каждого урока.

Мною была разработан и апробирован факультативный курс «Экология родного края», «Экологические минутки» для учащихся

14.

начального звена и 6 – 11 классов. В программы вошли разнообразные по структуре и сложности упражнения, тесты, задачи, практические работы, предусмотренные разноуровневые измерители, одни из которых направлены на проверку качества усвоения материала, другие носят дискуссионный характер и не требуют однозначных ответов. Данные курсы успешно внедрены в учебный материал на каждом уроке учителями нашей школы и района.

Большим подспорьем в экологическом образовании являются материалы рабочей данной программы, цель которой является становление экологической культуры личности школьника как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человека и природы.

На мой взгляд, экологическое образование занимает особое место в географическом цикле. Изучение основных аспектов взаимосвязи между обществом и природной средой составляет основное направление исследований современной географической науки, которую сегодня можно назвать геоэкологией, ведь большинство глобальных и региональных экологических проблем имеет отчётливо выраженны й географический характер. Считаю, что цели и задачи географического и экологического образования взаимосвязаны между собой и во многом совпадают.

На протяжении многих лет мои воспитанники принимают участие в районных и областных экологических конференциях, представляя материал

-исследований состояние всех оболочек Земли, компонентов регионального комплекса с практическими, научно – обоснованными данными.

15.

7. Реализация краеведческого направления в курсе географии.

«Огромный океан неведомого

окружает нас. И чем больше

мы знаем, тем больше загадок

задает нам природа»

В.А. Обручев.

Важнейшим подходом в конструировании географии является краеведческий, базирующий на привнесении в учебный предмет конкретности, образности, личного опыта, основанного на изучении родного края.

Изучение своей малой Родины служит воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к Отечеству, экологической культуре личности.

В федеральном стандарте географического направления четко определены аспекты регионального содержания географического образования

В качестве модуля в этом направлении мной взят курс «География Ростовской области» и краеведческий «Куйбышево- милое село», что позволяет мне на научной основе и анализе местного геоэкоголического состояния знакомить учащегося с историей развития, геологической и демографической ситуацией, с достижениями в экономическом развитии региона в целом и его субъектов.

Изучение региональных проблем по географии позволяет осуществить проблемное обучение, повышает познавательный интерес детей. При рассмотрении проблем, стоящих перед нашим регионом, ученики не только приобретают новые знания, включаются в решение острых вопросов, но и воспитывают в себе такие качества гражданина, которые необходимы будущему хозяину нашей страны.

При изучении региональной проблемы дети проводят хоть маленькое, но научное исследование, которое заставляет их анализировать взаимосвязи компонентов в природном комплексе области и Куйбышевского района. В течение 15 лет мои воспитанники принимают участие в работе туристко-краеведческого движения «Отечество», «Природное наследие», «Юные исследователи», «Славный сын Тихого Дона». За проводимую работу более 25 учащихся награждены дипломами I и II степени Министерства общего и профессионально образования Ростовской области, грамотами Ростовского областного музея краеведения, почетными грамотами и благодарственными письмами областного Центра детско-юношеского туризма, грамотами Донской академии наук юных исследователей.

16.

Краеведческая работа не ограничена рамками местного исследования, ежегодно мы выезжаем с детьми за пределы района и области. Мы посетили город Волгоград, побывали в Старочеркасске, познакомились с экспонатами Танаиса, музеями Ростова и Таганрога, Новочеркасска и ст. Вешенской на праздновании юбилея М.А. Шолохова, изучили исторические места соседней Украины.
8. Предпрофильное и профильное обучение старшеклассников.
«Два мира есть у человека

Один который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил»

Н. Заболоцкий.

В соответствии с «Концепцией модернизации российского образования» на старшей ступени нашей школы введены предпрофильное и профильное обучение старшеклассников.

Работая в 9-10-х классах, я разработала и апробировала программу курса предпрофильной подготовки для 9 класса. «Экологический характер мировой культуры современности», что явилось началом курса профильного обучения в 10 классе «Современный лик Земли. Политическая, геополитическая и экологическая география мира». Данные курсы предусматривают новую форму организации учебного процесса и естественно новых образовательных технологий.

В условиях личностно-ориентированного профильного обучения этим требованиям отвечают, на мой взгляд, гибкие технологии циклоблочного модульного обучения, т.е. совокупность уроков посвященных одной относительно самостоятельной теме учебной программы. Блок содержит20 уроков, что позволяет мне структурировать последовательно все этапы познавательной деятельности на конкретном материале программы

- от мотивации и целеполагания планирования, до построения основы действий;

- формирования специальных приемов по учебной деятельности;

- оценки и коррекции знаний.

Данная программа построена на основе учебной программы по географии и экологии с углубленным изучением материала, на основе апробации нового федерального базисного учебного плана по географии в основной школе. Материал подобран из учета требований подготовки учащихся к ЕГЭ по предмету география.

17.

9. Активизация познавательной деятельности учащихся через систему обучения географии и работа с ними.

Большим подспорьем в повышении эффективности учебного процесса, его оптимизации является дидактический принцип обучения- наглядность.

На мой взгляд, наглядность имеет большой простор для творческой самостоятельной деятельности учащихся на всех этапах усвоения знаний по предмету. Она должна иметь проблемно поисковый и познавательный характер со многими неизвестными, которые необходимо раскрыть, распознать и усвоить. Наглядность должна быть такой, чтобы запрограммированное содержание учебного материала, его раскрытие и усвоение находились бы в тесной взаимосвязи с усвоенными с усвоенными знаниями. Это тот мостик, от которого начинается и осуществляется познавательная деятельность учащихся.

За последние 5 лет я вместе с учениками создала большой дидактический банк- это схемы, таблицы, ЛОК, тематические карты, карточки, проекты, природный материал. Он образует материальную базу школьной географии, создает необходимые условия для моей работы как учителя и работы учащихся.

Подбор учебного оборудования кабинета географии помогает и облегчает учащимся процесс усвоения понятий, развивает наблюдательность и мышление, так как оно разнообразно по составу, отвечает требованиям современной программы, научному содержанию географии, целям и задачам обучения.

Пособия готовлю сама вместе с учащимися, рассчитанного на самостоятельную, индивидуальную и коллективную работу в классе.

Учить детей мыслить вслух- вот мой принцип работы. Это принцип нашего общения с учениками, обучения рассуждать, делать выводы, высказывать свою точку зрения, анализировать, прогнозировать- красной нитью проходит через все мои уроки. Наглядность же является основным помощником в моей работе, в достижении учебных целей и решение географических задач.
10. Внеурочная работа. Роль внеклассной работы в реализации целей обучения географии.

В условиях перестройки жизни общества подрастает роль внеклассной работы в воспитании нового облика личности. Эта работа вносит вклад в формирование таких качеств ученика, как инициативность, активность, творчество, способность к саморазвитию, самовоспитанию, самообразованию.

Внеклассная работа является составной частью учебно – воспитательного процесса. Вся внеклассная работа ориентирована на расширение и углубление базовых знаний и умений, на развитие

18.

способности, познавательного интереса, на приобщение к исследовательской работе, на организацию деятельности детей в пределах своего края.

Цель внеклассной работы, которую я провожу – создать средствами предмета условия для того, чтобы каждый ребёнок умел себя вести в природной и социальной среде, был готов к проявлению активности, имел склонность к самопроявлению и самовыражению. Все внеклассные мероприятия стараюсь разрабатывать в соответствии с полученными знаниями на уроке географии, что является реализацией знаний и умений в практической деятельности.

Эти цели внеклассной работы требуют выполнения ряда задач:

- формирование познавательного интереса в географии и экологии;

- связывать школьный предмет с жизнью;

- углублять и расширять содержание географического цикла;

- развивать способности учащихся;

- осуществлять индивидуальный подход.

Для решения поставленных задач постоянно провожу конференции по краеведению, тематические вечера, географические посиделки, устные географические журналы, лектории, путешествия, недели географии, экологические выставки рисунков, плакатов, творческих работ, что позволяет мне воспитывать любовь к родному краю и бережному отношению к природе Примиусья – своей «малой родины»

Значительный интерес дети проявляют к экскурсиям. Мы часто с детьми выезжаем за пределы района с целью посетить музеи областного центра. Экскурсии в природу, изучение своей местности, участие в недели «Леса», сбор природного материала, изучение флоры и фауны за пределами стен школы – всё это даёт мне огромный шанс развития у детей интереса к географическим объектам. Результаты этих исследований частично внедряются в практику школы через программы, через урок.

Мы частые гости библиотеки района, краеведческого музея села, встречаемся с интересными людьми, передовиками производства.

Большую социальную значимость имеет внеурочная работа по уходу за дендропарком школы, работа школьников по выращиванию комнатных цветов, работа по озеленению классов и школьных рекреаций. Внеклассная работа осуществляется и в каникулярное время, когда учащиеся выполняют летние задания по географии, составляют проекты – описания поверхностных и подземных вод села, выявляют загрязнение атмосферы, рассчитывают выбросы отходов предприятиями, анализируют влияние автотранспорта на воздушное пространство и
19.

биосистему. Весь собранный материал служит основой рефератов, докладов, сообщений.

Проводимые мной внеклассные мероприятия характеризуются большим объёмом, интересными по содержанию, активным участием учеников в акциях районного, регионального и федерального уровня:

«Я гражданин России», «Голосует молодёжь», «Областной интернет- олимпиада по географии»

Внимательно наблюдая за работой учащихся на протяжении нескольких лет, я убедилась в том, что избранные мной методы себя оправдывают, несмотря на определённые трудности. Меня радует, что большинство детей 6 – 11 классов учатся на «4» и «5»

Анализ отслеживания учебных достижений показывает, что учащиеся по географии один из самых высоких показателей качества 80 – 96 % по школе, а успеваемость - 100 %.

На протяжении 10 лет учащиеся принимают самое активное участие в районных и областных олимпиадах, занимая призовые места. Ежегодно выпускники 9-11 классов принимают участие в Государственном централизованном тестировании, в ЕГЭ по географии, подтверждая свои оценки. Многие выпускники поступают в экономические ВУЗы, где получают при сдаче экзамена по географии «отлично».

Тесную связь поддерживаю с М-Курганским финансово-экономическим колледжем (филиал РГЭУ («РИНХ»)), где обучаются наши бывшие ученики. Меня радует, что они подтверждают свои знания по геоэкологии высшими баллами.

Являясь руководителем школьного и районного МО учителей географии, на заседаниях МО делюсь своими наработками, помогаю учителям осваивать технологии концентрической структуры, опорного изложения материала, применения ЛОК, блочно- модульного направления, провожу мастер-классы для молодых специалистов района.

- Внимание учителей акцентирую на дифференцированном подходе при обучении географии, интегрировании и межпредметных связях, региональном компоненте, развития экологической культуры.

- Большое внимание уделяю элективным курсам, помогаю коллегам в разработке рабочих программ, в отборе материала к уроку. На заседаниях РМО изучаем передовые технологии, знакомимся с новинками, разрабатываем проекты работ компьютерных технологий, составляем тесты по темам предмета с дифференцированной основой, создаю вместе с коллегами банк по подготовке учащихся к ГИА и ЕГЭ.

- Помогаю молодым учителям в освоении нового базисного плана, посещаю уроки, провожу анализы и обобщение, принимаю активные участия в работе инновационных площадок. Постоянно повышаю свой

20.

профессиональный уровень на курсах повышения квалификации по программам: «Организация воспитательной работы», «Организация и управление методической работой», «Обновление содержания географического образования для руководителей РМО», «Обновление содержания географического образования в системе предпрофильной подготовки и профильного обучения», по программе ИНТЕЛ.

За высокий уровень учебных достижений школьников по географии, за многолетний добросовестный труд, за подготовку победителей районных и областных краеведческих конференций и Донской Академии Наук юных исследователей, за подготовку победителей областного конкурса исследовательских творческих работ учащихся «Славный сын Тихого Дона», я неоднократно награждалась почетными грамотами, дипломами, благодарственными письмами отдела образования Администрации Куйбышевского района, Министерства общего и профессионального образования Ростовской области.

В 2002 году была награждена нагрудным знаком «Почетный работник общего образования Российской Федерации» за заслуги в области образования. В 2006 году стала победителем конкурса лучших учителей Российской Федерации в рамках приоритетного национального проекта «Образования».

Если рассматривать мою работу через призму учебной, воспитательной, развивающей деятельности, то результативность моей работы находит отклики в отзывах: учебной части школы, методических объединений, центральной библиотеки, всех общественных организаций Куйбышевского района, родителей и учеников.

Чем дальше занимаюсь преподаванием географии, тем больше убеждаюсь в том, что география- наука комплексная, которая объединяет все общие образовательные области, а также является прекрасным инструментом для развития и воспитания детей, формирования их творческих компетенций.

Я учу детей думать, быстро работать с различными источниками информации, «разворачивать» информацию и моделировать образ окружающей среды и географической оболочки, отрабатывать умение обобщать и выделять главное, проводить предметно наглядный анализ, активизировать знания по школьным предметам, развивать универсальные умения.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: «Формирование навыков самостоятельной учебной деятельности и творческого мышления, учащихся на основе использования логических опорных конспектов (лок) на уроках географии» iconУрок "Курская битва"
Основная идея преподавателя истории – формирование рационального мышления на основе создания опорных схем и использования опорных...
Тема: «Формирование навыков самостоятельной учебной деятельности и творческого мышления, учащихся на основе использования логических опорных конспектов (лок) на уроках географии» iconПрименение опорных конспектов на уроках химии для формирования общеучебных умений учащихся
Углубить понятия об общности свойств гомологов, обусловленных сходством состава и строения. Рассмотреть химические свойства на примере...
Тема: «Формирование навыков самостоятельной учебной деятельности и творческого мышления, учащихся на основе использования логических опорных конспектов (лок) на уроках географии» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методическая разработка урока с применением инновационного направления «Технология использования опорных схем и конспектов»
Тема: «Формирование навыков самостоятельной учебной деятельности и творческого мышления, учащихся на основе использования логических опорных конспектов (лок) на уроках географии» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Формирование экологического мышления учащихся на уроках географии – основа экологического образования
Тема: «Формирование навыков самостоятельной учебной деятельности и творческого мышления, учащихся на основе использования логических опорных конспектов (лок) на уроках географии» iconСелезнева Л. А., методист кафедры дидактики и частных методик ипк...
«Формирование творческого мышления учащихся на уроках математики через использование проблемно-поискового метода обучения»
Тема: «Формирование навыков самостоятельной учебной деятельности и творческого мышления, учащихся на основе использования логических опорных конспектов (лок) на уроках географии» iconГовор Н. Н. Использование алгоритмов, блок-схем и опорных конспектов на уроках математики
Цель урока: сформировать представление об алгоритмах с ветвлениями и выработать навыки их разработки
Тема: «Формирование навыков самостоятельной учебной деятельности и творческого мышления, учащихся на основе использования логических опорных конспектов (лок) на уроках географии» iconОтчет о проведении недели иностранного языка 2013-2014 учебный год
Целью проведения данного мероприятия было совершенствование речевой компетенции учащихся по всем видам речевой деятельности, практическое...
Тема: «Формирование навыков самостоятельной учебной деятельности и творческого мышления, учащихся на основе использования логических опорных конспектов (лок) на уроках географии» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема: Формирование географических компетенций у учащихся через применение икт на уроках географии
Тема: «Формирование навыков самостоятельной учебной деятельности и творческого мышления, учащихся на основе использования логических опорных конспектов (лок) на уроках географии» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Актуализация чувственного опыта и опорных знаний учащихся. Мотивация учебной деятельности учащихся
Тема: «Формирование навыков самостоятельной учебной деятельности и творческого мышления, учащихся на основе использования логических опорных конспектов (лок) на уроках географии» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Формирование коммуникационных компетенций учащихся посредством развития речевых умений на основе творческого использования усвоенного...
Тема: «Формирование навыков самостоятельной учебной деятельности и творческого мышления, учащихся на основе использования логических опорных конспектов (лок) на уроках географии» iconЧерных Использование опорных конспектов и схем на уроках информатики
Пояснительная записка. Этот урок является первым из раздела коммуникационные технологии и имеет важное значение. Урок формирует представление...
Тема: «Формирование навыков самостоятельной учебной деятельности и творческого мышления, учащихся на основе использования логических опорных конспектов (лок) на уроках географии» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: познакомить учащихся с понятием жёсткости воды и способами её устранения; продолжить формирование практических умений учащихся...
Тема: «Формирование навыков самостоятельной учебной деятельности и творческого мышления, учащихся на основе использования логических опорных конспектов (лок) на уроках географии» iconДипломная работа На тему: Формирование самостоятельной деятельности...
Учебный проект как форма организации самостоятельной деятельности учащихся средних классов
Тема: «Формирование навыков самостоятельной учебной деятельности и творческого мышления, учащихся на основе использования логических опорных конспектов (лок) на уроках географии» iconУроках биологии
...
Тема: «Формирование навыков самостоятельной учебной деятельности и творческого мышления, учащихся на основе использования логических опорных конспектов (лок) на уроках географии» iconДоклад «использование метода проектов в развитии творческого мышления...
...
Тема: «Формирование навыков самостоятельной учебной деятельности и творческого мышления, учащихся на основе использования логических опорных конспектов (лок) на уроках географии» iconФормирование творческого мышления учащихся при изучении биологии
«Бегишевская средняя общеобразовательная школа имени Мансура Хасановича Хасанова»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск