ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ИНСТИТУТ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ «ГРАД»
УДК 332
№ госрегистрации
Инв. № НИР 1591-13/17
| УТВЕРЖДАЮ
И.о. директора Департамента строительства ХМАО-Югры
___________________ А.К. Кривуляк
«___»______________ _____ г.
|
|
| ОТЧЕТ О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ
Проведение детального анализа положения дел в области градостроительной и инвестиционной деятельности, выявление существующих проблем и выработка предложений по организации системы мер, направленных на обеспечение благоприятного инвестиционного климата в сфере строительства и при подключении к энергетической инфраструктуре в Ханты - Мансийском автономном округе – Югре
ТОМ
Проект системы мер, направленных на обеспечение благоприятного инвестиционного климата в сфере строительства, формирование и предоставление земельных участков, предназначенных для строительства, и обеспечение подключения к энергетической инфраструктуре на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
| Генеральный директор
| 23.10.2013
(подпись, дата)
| А.Н. Береговских
|
|
|
|
|
|
Омск 2013
|
СПИСОК ИСПОЛНИТЕЛЕЙ
Генеральный директор
| 23.10.2013
(подпись, дата)
| А.Н. Береговских
| Руководитель проекта департамента управления проектами
| 23.10.2013
(подпись, дата)
| М.М. Ахметгареев
| Руководитель департамента стратегического социально-экономического планирования
| 23.10.2013
(подпись, дата)
| И.М. Пеньевский
| ИТ директор, руководитель департамента информационных технологий
| 23.10.2013
(подпись, дата)
| А.В. Дударев
| Руководитель департамента инфраструктуры пространственных данных
| 23.10.2013
(подпись, дата)
| О.В. Миллер
| Главный архитектор института, руководитель департамента градостроительного проектирования
| 23.10.2013
(подпись, дата)
| И.Г. Стуканёва
| Начальник отдела градостроительных исследований и методического обеспечения
| 23.10.2013
(подпись, дата)
| Е.А. Гемпик
| Главный инженер, руководитель департамента инженерной инфраструктуры
| 23.10.2013
(подпись, дата)
| А.С. Дмитриев
| Начальник сметно-договорного отдела Административного департамента
| 23.10.2013
(подпись, дата)
| Л.В. Кесслер
| Начальник отдела развития социальной инфраструктуры департамента стратегического и социально-экономического планирования
| 23.10.2013
(подпись, дата)
| И.А. Ахметгареева
| Начальник отдела транспортного обеспечения департамента градостроительного проектирования
| 23.10.2013
(подпись, дата)
| К.А. Васенко
| Начальник отдела градостроительной экологии департамента градостроительного проектирования
| 23.10.2013
(подпись, дата)
| О.К. Коровайская
| Начальник отдела внедрения информационных систем департамента информационных технологий
| 23.10.2013
(подпись, дата)
| Д.В. Довбыш
| Начальник отдела нормативно-правового регулирования градостроительных и земельно-имущественных отношений
| 23.10.2013
(подпись, дата)
| Е.П. Пилипенко
| И.о. начальника топографо-геодезического отдела департамента инфраструктуры пространственных данных
| 23.10.2013
(подпись, дата)
| К.А. Дружинин
| Ведущий эколог отдела градостроительных исследований и методического обеспечения
| 23.10.2013
(подпись, дата)
| А.А. Асоян
| Ведущий экономист отдела стратегического прогнозирования и планирования департамента стратегического и социально-экономического планирования
| 23.10.2013
(подпись, дата)
| Е.В. Болтенкова
| Старший экономист отдела стратегического прогнозирования и планирования департамента стратегического и социально-экономического планирования
| 23.10.2013
(подпись, дата)
| А.А. Романов
| Старший экономист отдела инвестиционного проектирования и управления недвижимостью департамента стратегического и социально-экономического планирования
| 23.10.2013
(подпись, дата)
| Р.А. Шлендер
| Руководитель группы отдела математического моделирования департамента стратегического и социально-экономического планирования
| 23.10.2013
(подпись, дата)
| М.А. Протасова
| Руководитель группы отдела развития социальной инфраструктуры департамента стратегического и социально-экономического планирования
| 23.10.2013
(подпись, дата)
| Е.К. Шефер
| РЕФЕРАТ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА, ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ЗЕМЕЛЬНО-ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ, ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ СТРОИТЕЛЬСТВА, УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ТЕРРИТОРИИ, ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ, КАЧЕСТВО ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ, КАЧЕСТВО ДАННЫХ, ДОРОЖНАЯ КАРТА, ИНФОРМАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ, ИНФРАСТРУКТУРА ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ДАННЫХ, ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ, ЛУЧШАЯ ПРАКТИКА
Объектом научного исследования является градостроительная и инвестиционная деятельность, осуществляемая на территории ХМАО – Югры.
Цель работы – создание условий для:
обеспечения достижения целевых показателей, определенных в «Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года» от 31.01.2013 № 404п-П13 в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре;
градостроительной деятельности;
повышения доступности услуг энергетической инфраструктуры;
регистрации права собственности;
обеспечения исполнения целевых значений показателей, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.03.2013 № 354-р;
обеспечения реализации ДК Строительство, ДК Недвижимость;
внедрения стандарта деятельности ИОГВ СРФ по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе от 03.05.2012;
обеспечения реализации планов мероприятий ДК Строительство-Земля Югры и ДК Энергетика Югры, внесения изменений в ДК Строительство-Земля Югры и ДК Энергетика Югры;
обеспечения исполнения решений протокола от 21.01.2013 № 5/2 совместного заседания Совета при Правительстве ХМАО – Югры по вопросам развития инвестиционной деятельности в ХМАО – Югре и Координационного совета при Губернаторе ХМАО – Югры по вопросам взаимодействия ИОГВ ХМАО – Югры и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;
обеспечения благоприятного инвестиционного климата в сфере строительства, формирования и предоставления земельных участков, предназначенных для строительства, обеспечения подключения к энергетической инфраструктуре и повышения государственных гарантий прав на недвижимость в автономном округе;
обеспечения согласованности территориального планирования и планирования развития строительного комплекса в автономном округе;
развития стройиндустрии в автономном округе.
Достижение задач НИР обеспечивается за счет применения методов системного планирования, формирования авторского коллектива из высокообразованных, творческих и опытных специалистов, выстраивания целей и распределения задач между специалистами, имеющими максимальные компетенции для решения этих задач.
Для целей выполнения НИР в соответствии с временными параметрами календарного плана и установленным техническим заданием составом работ по этапам принята организационная модель, определенная в соответствии с Регламентом работ над проектами v.1.1. от 06.07.2012, утвержденным приказом генерального директора ИТП «Град» № ПРК-12-1 от 18.06.2012 г.
Проверка полноты и качества нормативно-правового обеспечения в области градостроительной деятельности, земельно-имущественных отношений и инвестиционной деятельности в сфере строительства на региональном и муниципальном уровне осуществлялась посредством проведения анализа нормативно-правового обеспечения в области градостроительной деятельности, земельно-имущественных отношений и инвестиционной деятельности, а также двух видов экспертиз:
комплексной экспертизы, включающей в себя оценку правовых, градостроительных и иных аспектов полноты и качества действующих НПА в области градостроительной деятельности, земельно-имущественных отношений и инвестиционной деятельности в сфере строительства;
выборочно осуществляемой антикоррупционной экспертизы действующих НПА в области градостроительной деятельности, земельно-имущественных отношений и инвестиционной деятельности в сфере строительства.
Проведение анализа согласованности направлений, приоритетов и целевых показателей социально-экономического и территориального планирования осуществлено с применением метода, включающего:
выявление в стратегиях и программах СЭР регионального и муниципального уровней определенных направлений развития, характеристик, показателей запланированного развития;
выявление в ДТП регионального и муниципального уровней определенных направлений развития, характеристик и показателей запланированного развития;
сопоставление выявленных направлений, характеристик и показателей социально-экономического и территориального развития на соответствие друг другу;
формирование выводов, а также предложений и рекомендаций по гармонизации документов стратегического социально-экономического и территориального планирования.
Оценка качества градостроительной документации выполнена посредством анализа документов территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий, утвержденных в установленном порядке на территории ХМАО – Югры, по следующим направлениям:
объем разработанной и утвержденной градостроительной документации;
качество пространственных данных об объектах градостроительного регулирования;
соответствие состава и содержания градостроительной документации требованиям федерального и регионального законодательства;
преемственность градостроительных решений между документами разного уровня (в том числе в части размещения объектов капитального строительства и территорий, функциональных, территориальных зон, зон с особыми условиями использования территории);
отображение зон с особыми условиями использования территории, особо охраняемых природных территорий и обращение с отходами производства и потребления;
наличие единой системы требований и используемые классификаторы при подготовке градостроительной документации;
возможность применения документации в качестве ресурса геоинформационных систем;
учет специфики территориального развития, формирование градостроительной среды и улучшение архитектурного облика.
Основой оценки перспектив строительства различных объектов на территории округа стал комплексный анализ документов социально-экономического планирования, инвестиционного развития, инвестиционных программ субъектов естественных монополий и иных документов. Методика проведения анализа включает в себя:
выявление в документах СЭР федерального, регионального и муниципального уровней мероприятий, предусматривающих размещение или реконструкцию ОФЗ и ОРЗ на территории ХМАО – Югры;
сопоставление выявленных мероприятий и их параметров на соответствие с мероприятиями, предусмотренными СТП ХМАО – Югры, СТП МР, ГП ГО и поселений;
формирование выводов о соответствии перспектив строительства различных объектов, предусмотренных документами социально-экономического и территориального планирования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
формулирование задач по гармонизации ДТП на региональном и муниципальном уровнях с документами социально-экономического планирования.
Аналитические исследования в сфере жилищного строительства проведены на основе фактически достигнутых значений ряда показателей, а также показателей, заложенных в документах социально-экономического и территориального планирования, с целью установления основных проблем и приоритетов развития, поэтапно:
определение проблем и приоритетов развития региона и МО, установленных в документах планирования социально-экономического развития и документах территориального планирования в части развития жилищной сферы;
выявление взаимного соответствия или несоответствия целей и задач различных документов планирования социально-экономического развития и документов территориального планирования (в части развития жилищной сферы);
определение видов показателей развития жилищной сферы, в том числе отраженных в различных документах планирования социально-экономического развития и в документах территориального планирования, для различных территорий автономного округа и различных типов жилой застройки;
достижение целевых показателей развития жилищной сферы;
формирование обобщенного перечня целевых показателей развития жилищной сферы, которые следует отражать в документах территориального планирования;
определение сильных и слабых сторон государственного и муниципального регулирования жилищного строительства;
представление муниципальных образований по рейтингу жилищного строительства.
Проверка полноты и качества существующей информации о территориях и объектах недвижимости осуществлена посредством анализа предоставленных материалов. Основу метода проведения анализа составили:
сбор и анализ исходных пространственных данных, составление картограмм изученности территории картографическими материалами;
анализ используемых систем координат в исходных пространственных данных;
изучение исходных данных на соответствие требованиям ГОСТ Р 51605-2000, наличие семантических данных, необходимых для однозначного определения объектов.
Обследование состояния процессов осуществления государственных и муниципальных услуг и исполнения функций проведено путем анкетирования и последующего дообследования ОМСУ и ИОГВ ХМАО – Югры в очном режиме или по телефону. Внимание в рамках обследования было сосредоточено на процессах, обеспечивающих предоставление земельного участка под строительство (за исключением жилищного строительства) и получение разрешения на строительство объектов. Данное обследование осуществлялось совместно с обследованием информационного взаимодействия, в том числе межведомственного, а также с обследованием информационных систем, обеспечивающих автоматизацию отдельных административных процедур в рамках предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения функций.
Рассмотрение вопросов кадастрового учета в ХМАО – Югре осуществлено посредством анализа порядка осуществления кадастрового учета объектов недвижимости, порядка внесения сведений в рамках информационного взаимодействия органами местного самоуправления, а также оценки полноты и качества сведений ГКН о территории ХМАО – Югры, в том числе наличия сведений о границах населенных пунктов, границах МО, территориальных зонах и ЗОУИТ.
Анализ существующих информационно-технологических систем и решений осуществлен посредством обследования эксплуатируемых на уровне ОМСУ ХМАО – Югры и ИОГВ ХМАО – Югры (Департамент строительства и архитектуры, Департамент управления государственным имуществом, Департамент природных ресурсов и несырьевого сектора экономики):
систем электронного документооборота (СЭД);
ИСОГД;
географических информационных систем (ГИС);
других ведомственных систем, реализующих специфические задачи ведомств по автоматизации процессов предоставления услуг, ведения реестров, формирования документов;
особенностей управления, связанных с эксплуатацией данных систем.
Учитывая межведомственную специфику, отдельным объектом обследования стала Территориальная информационная система (ТИС) Югры.
При анализе профессиональной квалификации, обучения кадров в области градостроительной деятельности, земельно-имущественных отношений и инвестиционной деятельности в сфере строительства и иных сферах управления развитием территорий был использован метод анкетирования глав МО, ключевых сотрудников ОМСУ и ИОГВ ХМАО – Югры.
Проверка выполнения основных требований Стандарта АСИ по улучшению инвестиционного климата, оказывающих влияние на градостроительную деятельность, земельно-имущественные отношения и инвестиционную деятельность в сфере строительства в автономном округе, осуществлена посредством проведения анализа количества реализованных основных положений Стандарта АСИ, а также нормативно-правового регулирования выполнения требований Стандарта АСИ.
Дополнительно был выполнен анализ эффективности деятельности ОМСУ в сфере управления и использования муниципального имущества и сбора имущественных платежей.
Система мер будет применяться для изменения, дополнения и реализации мероприятий и контрольных показателей ДК Строительство-Земля Югры, ДК Энергетика Югры, подготовки предложений по внесению изменений в федеральное законодательство.
Исходя из цели научно-исследовательской работы «Проведение детального анализа положения дел в области градостроительной и инвестиционной деятельности, выявление существующих проблем и выработка предложений по организации системы мер, направленных на обеспечение благоприятного инвестиционного климата в сфере строительства и при подключении к энергетической инфраструктуре в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (далее – НИР) и определённого техническим заданием спектра задач, сформулированы основные принципы подготовки Системы мер:
Принцип комплексности реализуется посредством гармонизации регламентов исполнения государственных и муниципальных функций и услуг в сферах управления территориями и недвижимостью по вертикали и горизонталям управления с определением комплекса совершенствования нормативно-правового, организационного, информационного и технологического обеспечения их исполнения.
Принцип системности предполагает выделение из всего комплекса управления развитием территорий отдельных подсистем, анализ их взаимосвязей и разработку предложений по их оптимизации, исключающей дублирование и повышающей качество конечного решения.
Принцип методического единства обеспечивает единые методические основы разработки всех видов градостроительной документации регионального и муниципального уровней в соответствии с федеральным и региональным законодательством с использованием материалов лучших зарубежных, отечественных практик, а также с учётом региональных особенностей территории ХМАО – Югры.
Принцип преемственности обеспечивается через обязательность соответствия каждого принятого градостроительного решения в последующих решениях более низкого уровня.
Принцип целесообразности реализуется посредством определения состава исходных данных и глубины анализа индивидуально в зависимости от задачи НИР. В случае если результат анализа, стоящего на более высокой иерархической ступени, обосновал определенный вывод, проведение детального анализа на более низких (зависимых от верхних) ступенях признаётся нецелесообразным.
Принцип оптимальности и достаточности реализуется путем выбора из всего перечня выявленных проблем наиболее значимых и достаточных для достижения поставленных задач, выраженных в конкретных показателях.
Принцип аналогии предусматривает типизацию проблем, детальный анализ на одном из типовых примеров и возможность использования полученных выводов для всей типовой выборки.
Принцип последовательного приближения к цели подразумевает, что каждое из мероприятий при его реализации даёт понятный и ощутимый результат, приближающий на следующий шаг к обозначенной Концепцией цели.
Объемы представленных материалов 3 этапа
Отчет 3 этапа проекта НИР «Проведение детального анализа положения дел в области градостроительной и инвестиционной деятельности, выявление существующих проблем и выработка предложений по организации системы мер, направленных на обеспечение благоприятного инвестиционного климата в сфере строительства и при подключении к энергетической инфраструктуре в Ханты – Мансийском автономном округе – Югре» представлен следующим образом:
Таблица 1 № п.п.
| Инв. №
| Наименование
|
| НИР 1591-13/16
| Концепция системы мер, направленных на обеспечение благоприятного инвестиционного климата в сфере строительства, формирование и предоставление земельных участков, предназначенных для строительства, и обеспечение подключения к энергетической инфраструктуре на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
|
| НИР 1591-13/17
| Проект системы мер, направленных на обеспечение благоприятного инвестиционного климата в сфере строительства, формирование и предоставление земельных участков, предназначенных для строительства, и обеспечение подключения к энергетической инфраструктуре на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
|
| НИР 1591-13/18
| Приложение А. Перечень задач по внесению изменений в документы территориального планирования и градостроительного зонирования в разрезе обследуемых муниципальных образований
|
| НИР 1591-13/19
| Приложение Б. Перечень документации по планировке территории, подготовка которой необходима для покрытия застроенной и планируемой к застройке территории муниципального образования проектами планировки и проектами межевания в разрезе обследуемых муниципальных образований
|
| НИР 1591-13/20
| Приложение В. Перечень целевых показателей развития жилищной сферы, в том числе, отражаемых в документах территориального планирования, для различных территорий автономного округа и различных типов жилой застройки в разрезе обследуемых муниципальных образований
|
| НИР 1591-13/21
| Приложение Г. Региональный перечень административных процедур при реализации инвестиционно-строительных проектов в автономном округе
|
| НИР 1591-13/22
| Приложение Д. Пакет проектов образцовых административных регламентов предоставления муниципальных услуг с учетом различных вариантов размещения объекта на территории городского округа, поселения, межселенной территории, землях лесного фонда
|
| НИР 1591-13/23
| Приложение Е. Проекты технических заданий на выполнение мероприятий системы мер и расчет стоимости предлагаемых техническими заданиями мероприятий
|
| НИР 1591-13/24
| Приложение Ж. Методические рекомендации по реализации системы мер
|
| НИР 1591-13/25
| Приложение И. Методические рекомендации реализации мероприятий по описанию и согласованию в установленном порядке границ населенных пунктов
|
| НИР 1591-13/26
| Приложение К. Методические рекомендации по подготовке правил землепользования и застройки на межселенной территории муниципальных районов
|
| НИР 1591-13/27
| Приложение Л. Концепция нормативного правового акта об утверждении требований к единой мультимасштабной картографической основе ХМАО-Югры
| СОДЕРЖАНИЕ:
определения, обозначения и сокращения 13
Введение 14
1 Проект плана мероприятий системы мер 25
2 Финансово-экономическое обоснование предлагаемых мероприятий 69
3 Механизм мониторинга реализации мероприятий системы мер 90
Заключение 92
Список использованных источников 94
|