Краеведение в системе воспитательной и внешкольной работы негосударственной средней школы- интерната №23 среднего полного (общего) образования Открытого Акционерного Общества «Российские железные дороги»





Скачать 80.65 Kb.
НазваниеКраеведение в системе воспитательной и внешкольной работы негосударственной средней школы- интерната №23 среднего полного (общего) образования Открытого Акционерного Общества «Российские железные дороги»
Дата публикации25.04.2015
Размер80.65 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
М. А. Лифантьева, Е. А. Вострикова, А. Ф. Балдаева

(г. Слюдянск)
Краеведение в системе воспитательной и внешкольной работы негосударственной средней школы- интерната № 23 среднего полного (общего) образования Открытого Акционерного Общества «Российские железные дороги».
По нашему мнению, школьное краеведение следует рассматривать сегодня не как предмет, а как основу, базу, которая позволяет школе конкретизировать воспитательную и образовательную работу с учащимися.

Школьное краеведение – это всестороннее изучение учащимися под руководством учителя природных, социально - экономических и исторических условий родного края.

Мы рассматриваем школьное краеведение как систему. Системный подход, наряду с педагогической эффективностью школьного краеведения, позволяет установить закономерные связи между его элементами, определить организационную структуру и методы его проведения. Нам наиболее близка следующая схема, отражающая систему школьного краеведения.



Содержание, организационные формы и методы школьного краеведения определяются целями и задачами учебно-воспитательного процесса в школе, требованиями учебных программ, особенностями исторического прошлого, конкретными природными и социально-экономическими условиями родного края. Школьное краеведение как система в учебно-воспитательной работе проводится в плане географического, исторического, литературного, природоведческого краеведения и в других направлениях. Все эти направления, представляя собой части целого, являются основными структурными элементами общешкольного краеведения, тесно связаны между собой как по своему содержанию, так и по форме организации и методам проведения.

Конкретным проявлением связей между различными направлениями краеведческой работы является исторический подход, осуществляемый педагогом в изучении природных и социально-экономических условий родного края, его культуры, искусства, литературы, устного народного творчества.

Каждое из направлений школьного краеведения обусловлено конкретными задачами, стоящими перед тем или иным учебным предметом. Каждое направление имеет собственный объект изучения, представляя собой самостоятельную систему краеведческой работы в школе. Практически нельзя представить одно направление работы без другого

Составными частями школьного краеведения является учебная программа и внеклассная краеведческая работа. Много лет работая в данном направлении, мы считаем, что воспитывать и учить ребенка в отрыве от окружающей его действительности невозможно. Одна из задач нашего образовательного учреждения - знакомить детей с традициями, историей и культурой родного края. Для этого идет разработка содержания программы по краеведению.

В школьной практике внеклассное краеведение мы рассматриваем как добровольное для учащихся занятие. Если учесть роль внеклассной краеведческой работы в практическом осуществлении краеведческого подхода в преподавании школьных дисциплин, то необходимость ее организации в каждой школе становится очевидной. Исходя из вышеизложенного, основная задача работы педагога заключается в том, чтобы активизировать внеурочную учебно-краеведческую работу как промежуточное звено учебного и внеклассного краеведения.

В этих целях в нашей школе придается большое значение краеведческой работе. Действуют научное общество учащихся (руководитель Татьяна Николаевна Шелехова), экологический центр (руководитель Татьяна Ильинична Рыкова). Результатом и одновременно стимулом дальнейших краеведческих исследований является создание по инициативе детей и взрослых школьного музея. Группа учащихся под руководством Альбины Федоровны Балдаевой работают над созданием такого музея. Ведут свои исследования ребята из исторического кружка ( руководитель Ирина Викторовна Маслова). Изучают историю родного края, песенное и устное народное творчество, обряды, обычаи народов Сибири и знакомят с ними не только учеников нашей школы, но и жителей Слюдянского района воспитанники казачьего ансамбля «Задоринки» (руководитель Ирина Васильевна Асташова). На занятиях студии декоративно-прикладного творчества Оксаны Анатольевны Турлак ребята знакомятся с русской глиняной игрушкой, куклами, расписывают посуду, доски, мастерят поделки из бересты и другого природного материала. Учитель технологии Александр Петрович Быковский руководит ученической проектной мастерской, организует экспедиции, по материалам которых создаются макеты архитектурных сооружения города и Кроугобайкальской железной дороги. Сергей Александрович Ярушкин, руководитель военно-патриотического клуба «Отечество», занимается воспитанием молодого поколения в лучших традициях русского военного дела на основе любви к родному краю, его истории.Виктор Геннадьевич Жуков, руководитель секции прикладного туризма, в любое время года водит ребят в туристические походы и экспедиции по красивейшим местам нашего района.

В школе практикуются:

  • Наблюдения учащихся за природно-экономическими явлениями и процессами своей местности;

  • Природоведческие и производственные экскурсии;

  • Индивидуальные занятия с учащимися по изучению и описанию природных и других объектов или сторон и особенностей;

  • Организация работы учащихся с архивными документами, научными статьями, работами;

  • Классные часы по краеведческим темам;

  • Проведение полевых исследований;

  • Встречи с краеведами, руководителями и научными сотрудниками музеев.

Предварительно собранный материал о родном крае, людях, здесь проживающих и другие краеведческие знания учащихся, используются учителями на уроках при изучении соответствующей темы, оформляются в виде письменных работ, докладов, сообщений, фото и видео альбомов, стендов и т.д.

В школе многообразны формы организации внеклассной краеведческой работы. Это ,экскурсии, экспедиции, слеты, вечера, олимпиады, конкурсы, викторины, конференции и др. Но основной, испытанной формой организации краеведческой работы являются детские объединения (кружки, студии, клубы, музей, научные общества). Детские школьные объединения собирают единомышленников, группу любознательных и заинтересованных в изучении родного края учащихся, по своему существу и цели – организационный центр и других форм и методов краеведения. На занятиях в таких объединениях ведется теоретическая и практическая подготовка учащихся к предстоящим экскурсиям, походам и экспедициям. Также подводятся итоги экскурсионно-туристической и других видов краеведческой работы.

Вся работа по краеведению предусматривает решение следующих основных задач

в области образования:

  • расширение и углубление знаний учащихся дополняющих школьную программу по истории, биологии, географии, литературе, ОБЖ, физкультуре;

  • приобретение знаний, умений и навыков в краеведческой работе;


в области воспитания:

  • содействие гармоничному развитию личности школьника;

  • совершенствование духовных и физических потребностей;

  • формирование жизненной самостоятельности и деловых качеств;

  • гуманное отношение к окружающей среде;

  • воспитание патриотизма, любви к родному краю;

  • создание условий для социальной адаптации и профессионального самоопределения.

Решению этих задач во многом способствует экскурсионная деятельность. В течении учебного года школьники посещают музеи города Слюдянки: музей минералов, музей локомотивного депо станции Слюдянка, музей природы. Организуются поездки в Иркутский краеведческий музей и другие музеи областного центра, байкальский Лимнологический институт. Обязательным компонентом план воспитательной работы являются экскурсии по памятным местам боевой славы, по историческим местам города, района и граничащей с Иркутской областью Республикой Бурятия, Кругобайкальской железной дороге, в Тункинскую долину.

Разработаны 14 экскурсионных маршрутов:

«Слюдянка – мой город родной»

  • «Славное море – священный Байкал»

  • «Легенды древнего озера»

  • «Минералогический рай»

  • «Кругобайкальской железной дороге – 100 лет»

  • «Золотая пряжка Транссиба»

  • «Русская горница»

  • «Православие и буддизм»

  • «Тункинская долина – долина богов»

  • «Шаманский мыс»

  • «Теплые озера»

  • «Хамар-Дабан, пик Черского»

  • «К подножью Восточных Саян»

  • «Природа Южного Байкала».


Одной из любимейших является экскурсия по Кругобайкальской железной дороге.

Путешествия проводятся круглый год и длятся один день.

Транспорт- туристический электропоезд или поезд, отправляющийся по маршруту Слюдянка- Порт Байкал.

В программе- остановки в красивейших местах дороги, прогулка на теплоходе по ночному Байкалу, посещение музея Лимнологического института.

В пути экскурсантам предлагается познакомиться со следующим историческим материалом:

Транссибирская железная дорога – выдающееся техническое и инженерное сооружение конца XIX – начала XX века.

«Еще не тронутые рукой человека груды благородных металлов и самоцветных камней наполняют недра нашей «Калифорнии». Сказочные клады залегли в ней почти на каждом шагу. Здоровый климат, плодородная почва, дремучие леса, исполинские реки – все соединилось там для обогащения человека …» - так в 1867 году писала о необходимости ее постройки газета «Московские ведомости».

Начиная с 1893 года и до завершения работ, строительство велось очень высокими темпами. Ежегодно прокладывалось около 650 верст пути. Таких темпов не знала история железнодорожного строительства. Треть века потребовалось правительству на то, чтобы принять решение о сооружении магистрали, и пять лет, чтобы паровозные гудки разбудили вековую тайгу. А еще через пять лет сквозные поезда пошли от Урала до Тихого океана. В общей сложности на строительство дороги было израсходовано более 1 миллиарда рублей. Уже в 1913 году казенные дороги дали чистого дохода 31432793 рубля. Первый поезд прибыл в Иркутск 16 августа 1898 года.

А о строительстве участка Транссиба от Култука до Порт-Байкала (сегодня его называют КБЖД – Кругобайкальская железная дорога) писали следующее: «После открытия Америки и сооружения Суэцкого канала история не отмечала события более выдающегося и более богатого прямыми и косвенными последствиями, чем постройка Сибирской железной дороги»

Протяженность КБЖД – 84 километра. Являясь самым коротким участком Транссиба, она оказалась и наисложнейшей его частью. Транссибирскую железную дорогу называли стальным поясом России, а маленький участок в 84 километра стал поистине золотой пряжкой на этом поясе, где в прибрежных утесах, отвесно уходящих в глубь Байкала, было пробито 39 тоннелей общей протяженностью в 3751,5 саженей (8000 м.), возведено также много виадуков, мостов, каменных галерей. У каждого тоннеля есть свое название.

Сегодня Кругобайкальская железная дорога находится в стороне от главного хода и представляет интерес для историков и туристов.

На КБЖД была создана вся необходимая железнодорожная инфраструктура: станции и остановочные пункты, разъезды, водоподъемные здания и путевые гидравлические краны, сторожевые полуказармы и будки, жилые дома, хозяйственные павильоны. Отдельные элементы этой инфраструктуры сохранились до сих пор и сегодня восстанавливаются Восточно-Сибирской железной дорогой. Они используются как по прямому назначению, так и в целях туризма.



Все экскурсионные маршруты используют в своей работе школьники и педагоги. Такие мероприятия способствуют сплочению детского коллектива, помогают педагогу сблизиться, и сдружиться с ребятами, научить и донести до школьников необходимые умения, знания, навыки в наиболее доступной форме, приобрести массу новых положительных эмоций и впечатлений. Они являются стимулом к дальнейшему изучению определенной темы, саморазвитию и самосовершенствованию

Проводят экскурсии, наряду со взрослыми, школьники прошедшие специальную подготовку. Учащиеся проводят самостоятельно классные часы и «Уроки Мужества». Идет большая работа, связанная с 60-летием Победы в ВОВ.

Собранный и оформленный материал ребята используют для написания и защиты научных работ по истории, краеведению, биологии, географии. Ученики нашей школы являются победителями молодежного Евразийского фестиваля «Шаг в будущее», региональных, областных, городских научных конференций и конкурсов. Рефераты по краеведению являются также одной из форм сдачи экзаменов за курс основной и средней школы.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Краеведение в системе воспитательной и внешкольной работы негосударственной средней школы- интерната №23 среднего полного (общего) образования Открытого Акционерного Общества «Российские железные дороги» iconРеферат написан по теме «Геральдика»
Негосударственного общеобразовательного учреждения полного (среднего) образования «школа-интернат №25» открытого акционерного общества...
Краеведение в системе воспитательной и внешкольной работы негосударственной средней школы- интерната №23 среднего полного (общего) образования Открытого Акционерного Общества «Российские железные дороги» iconПрограмма развития школы (2010-2015 годы) «Образование. Здоровье. Творчество. Профориентация»
Негосударственное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №39 открытого акционерного общества «Российские...
Краеведение в системе воспитательной и внешкольной работы негосударственной средней школы- интерната №23 среднего полного (общего) образования Открытого Акционерного Общества «Российские железные дороги» iconКонкурс творческих педагогических проектов «Так зажигают звезды»
...
Краеведение в системе воспитательной и внешкольной работы негосударственной средней школы- интерната №23 среднего полного (общего) образования Открытого Акционерного Общества «Российские железные дороги» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Негосударственное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №41 открытого акционерного общества «Российские...
Краеведение в системе воспитательной и внешкольной работы негосударственной средней школы- интерната №23 среднего полного (общего) образования Открытого Акционерного Общества «Российские железные дороги» iconСценарий классного часа 7 «Б» класса «А дальше не мчатся составы»
«Школа-интернат №29 среднего (полного) общего образования ОАО «Российские железные дороги»
Краеведение в системе воспитательной и внешкольной работы негосударственной средней школы- интерната №23 среднего полного (общего) образования Открытого Акционерного Общества «Российские железные дороги» icon8. электроснабжение железных дорог цель работы: изучение особенностей...
«Единая энергетическая система России» (рао «еэс россии»), электростанции независимых производителей электроэнергии (как правило,...
Краеведение в системе воспитательной и внешкольной работы негосударственной средней школы- интерната №23 среднего полного (общего) образования Открытого Акционерного Общества «Российские железные дороги» iconОткрытого акционерного общества «Российские железные дороги». реферат...
Оказывается, по гербу города, страны или рода можно многое знать об истории развития страны. В которой расположен тот или иной город...
Краеведение в системе воспитательной и внешкольной работы негосударственной средней школы- интерната №23 среднего полного (общего) образования Открытого Акционерного Общества «Российские железные дороги» iconНегосударственное дошкольное образовательное учреждение «Детский...
М. Шолохов говорил, отмечая напряжённую, поистине героическую работу писателей во время войны: «Была у них одна задача: лишь бы слово...
Краеведение в системе воспитательной и внешкольной работы негосударственной средней школы- интерната №23 среднего полного (общего) образования Открытого Акционерного Общества «Российские железные дороги» iconАнализ реализации программы развития муниципального общеобразовательного...
Ловозерская средняя общеобразовательная школа интернат среднего (полного) общего образования создана в 2010 году, при реорганизации...
Краеведение в системе воспитательной и внешкольной работы негосударственной средней школы- интерната №23 среднего полного (общего) образования Открытого Акционерного Общества «Российские железные дороги» iconОткрытое акционерное общество «российские железные дороги»
Об утверждении годового отчета, годовой бухгалтерской отчетности, в том числе отчета о прибылях и убытках Общества
Краеведение в системе воспитательной и внешкольной работы негосударственной средней школы- интерната №23 среднего полного (общего) образования Открытого Акционерного Общества «Российские железные дороги» iconПрограмма развития огоу общеобразовательной школы-интерната среднего...
Огоу общеобразовательной школы-интерната среднего (полного) общего образования №2 г. Каменска-Шахтинского Ростовской области
Краеведение в системе воспитательной и внешкольной работы негосударственной средней школы- интерната №23 среднего полного (общего) образования Открытого Акционерного Общества «Российские железные дороги» iconОао «Российские железные дороги», цд
Мгупс (миит), кафедра «Логистические транспортные системы и технологии», к т н., проф. Н. Е. Лысенко
Краеведение в системе воспитательной и внешкольной работы негосударственной средней школы- интерната №23 среднего полного (общего) образования Открытого Акционерного Общества «Российские железные дороги» iconДоговор о создании открытого акционерного общества «Военно-инженерная...
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки институт космических исследований российской академии наук
Краеведение в системе воспитательной и внешкольной работы негосударственной средней школы- интерната №23 среднего полного (общего) образования Открытого Акционерного Общества «Российские железные дороги» iconАкционерного Общества «РусГидро»
Предприятие: Филиал открытого акционерного общества «РусГидро»- «Саяно-Шушенская гэс имени П. С. Непорожнего» (далее сшгэс)
Краеведение в системе воспитательной и внешкольной работы негосударственной средней школы- интерната №23 среднего полного (общего) образования Открытого Акционерного Общества «Российские железные дороги» iconПоложение об организации работы муниципального казенного учреждения...
Днего (полного) общего образования» в актированные дни (далее Положение) разработано на основании приказа департамента образования...
Краеведение в системе воспитательной и внешкольной работы негосударственной средней школы- интерната №23 среднего полного (общего) образования Открытого Акционерного Общества «Российские железные дороги» iconОао «Российские железные дороги», Первый заместитель начальника Центра...
«Управление эксплуатационной работой и безопасностью на транспорте» иуит жербина Алевтина Ивановна


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск