Скачать 101.04 Kb.
|
Правительство Российской ФедерацииГосударственный университет-Высшая школа экономикиФакультет мировой экономики и мировой политикиПрограмма дисциплины«Внешняя и внутренняя политика стран Северной и Южной Америки.». для направления 032301.65 «Регионоведение» подготовки специалиста авторы: к. э. н. Соколов В.И. ( vassi1isok@yahoo.com) Суслов Д.В. (dsuslov@hse.ru) Одобрена на заседании кафедры мировой политики Зав. кафедрой С.В.Кортунов ______________________ «_11_» декабря 2008 г. г. Москва 2008 Часть I. Канада Автор программы: Зав. отделом Канады Института США и Канады РАН, к. э.н. В.И.Соколов Общие сведения об учебном курсе: Дисциплина читается студентам третьего курса специалитета по направлению «Регионоведение». Факультета мировой экономики и мировой политики. Продолжительность курса составляет 24 учебных часа, в том числе 16 часов лекционных и семинарских занятий. Курс рассчитан на один учебный семестр. Цель курса: Изучить особенности канадской модели политического развития; основные тенденции международных связей Канады в условиях углубления мировых интеграционных процессов и расширения миграционных потоков; получить систематизированное представление о государственно-политическом устройстве Канады, об эволюции и современных проблемах федеративных отношений в стране; ознакомиться с особенностями регионального развития страны, в том числе в обширных северных регионах, с основными тенденциями растущего влияния Канады в мировой политике. Аннотация: В наши дни Канаду, являющуюся частью Северной Америки, можно отнести к узкому кругу высокоразвитых стран, играющих лидирующую роль в становлении и развитии мирохозяйственных связей и международных отношений. Молодая, динамично и успешно развивающаяся страна занимает авторитетную «нишу» в современной международной мозаике. Это обстоятельство обусловлено как взаимодействием с мировым сообществом, так и некоторыми особенностями ее развития внутри страны. Канада показывает пример того, какова может быть роль в мире “средней державы”, как страна такого масштаба (немногим более 33 млн. населения) с относительно недавней историей может активно участвовать в международных процессах и влиять на ход их развития. Особую репутацию эта страна, например, заслужила в миротворческих операциях и урегулировании локальных конфликтов, являясь активным сторонником политических методов разрешения споров. Репутация этой страны складывается и на основе довольно успешного решения внутренних проблем - социальных, экологических, экономических, на основе демократических принципов организации политического процесса, широкого вовлечения в этот процесс общественности через специально созданные институты и механизмы. Данный курс разработан специально для ГУ-ВШЭ по специальности «регионоведение» и является наиболее комплексным учебным курсом в рамках отечественного канадоведения. Выделение этого курса в качестве отдельного объясняется особой ролью Канады в современных международных процессах, связанных с динамичностью ее развития, активным влиянием на международные процессы и рядом параллелей, которые существуют в динамике развития Росси и Канады. Курс построен по проблемному принципу, позволяющему широкое обсуждение рассматриваемых тем. Учебные задачи курса: Получить базовые знания о внешней и внутренней политике Канады, ее международных связях, а также конкретные знания по перечисленным выше вопросам в рамках курса «Регионоведение». Ознакомиться с основными источниками информации по вопросам политики Канады, ее международных отношений. Освоить навыки работы с документами, монографическими изданиями, статистическими и периодическими изданиями. Получить и закрепить знания об основных понятиях, терминах и показателях, используемых в отечественной и зарубежной литературе; развить навыки устных выступлений, подготовки эссе и рефератов по заданной тематике. Требования к уровню освоения: После изучения данного курса студент должен иметь представление о политико-государственных институтах Канады, о внешнеэкономических связях и характерных чертах внешней политики Канады, ее месте в международных отношениях, о российско-канадских связях и перспективах сотрудничества. ТЕМАТИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ ЧАСОВ.
Базовым учебником по данному курсу является:
Формы контроля: а). текущий – ответы на вопросы в ходе лекций и семинаров; б). промежуточный – письменная работа; в). итоговый – устный экзамен. Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов:
Содержание курса Тема 1. Государственно-политическое устройство Канады. Особенности конституционного строя Канады. Законодательная, исполнительная (номинальная и реальная) и судебная ветви власти в Канаде. Федеративное устройство. Избирательная система в Канаде, процедуры формирования правительства в Канаде. Суверен и генерал-губернатор. Тайный Совет. Палата общин. Сенат и проблема его реформы. Кабинет министров Канады и принципы его формирования. Структура правительства. Основные политические партии Канады: «2,5 партийная система». История Либеральной партии. Эволюция консервативного крыла политического спектра. Феномен Квебекского блока. Переход к многопартийной системе: задачи и реальности. Особенности партийного строительства на провинциальном уровне. «Автономность» провинциальных партий. Политические партии и избирательный процесс Основная литература:
Тема 2. Проблемы канадского федерализма. Основные характеристики федеративного устройства Канады. Федерально-провинциальные отношения и распределение полномочий. Проблема Квебека в канадской федерации, исторические, экономические и этнокультурные предпосылки квебекского национализма. Политические инструменты и рамки сепаратистского движения. Этапы разрешения политико-правового кризиса (Мичлейкские и Шарлоттаунские соглашения) и перспективы решения квебекской проблемы. Основная литература:
Тема 3. Основные векторы внешней политики Канады. Базовые ориентиры внешней политики: основные внешнеполитические партнеры Канады (США, Европейский Союз), участие Канады в военно-политических блоках (НАТО) и международных организациях. Особая «ниша» Канады на международной арене: миротворчество и решение гуманитарных проблем. Организационные механизмы принятия внешнеполитических решений. Новые векторы внешнеполитической деятельности Канады: новые развивающиеся экономики (Китай, Индия, Бразилия) и Латиноамериканский регион. Особые политические, военные и экономические связи с США. Эволюция отношений с момента создания Канады. «Националистические» ориентиры канадских либералов. Попытки выхода из «тени» США: диверсификация партнерства. Современные глобальные и региональные вызовы (терроризм, Афганистан, Ирак и т.д.) и канадско-американские отношения. Приграничное сотрудничество. Основная литература:
Тема 4. Российско-канадские отношения: эволюция и перспективы развития. Дипломатические отношения. Договорно-юридическая основа российско-канадских межгосударственных отношений. Сотрудничество через международные организации. Торгово-экономические отношения. Канадский капитал в России. Сотрудничество между регионами России и Канады. Потенциал развития сотрудничества между Россией и Канадой. Основная литература:
Перечень примерных тем эссе и рефератов
Перечень вопросов к экзамену
Методические указания студентам: Данный курс предусматривает два рубежных контроля – реферат и устный экзамен. Структура письменной работы (реферат), как правило, состоит из следующих основных частей: Введение: обоснование выбора данной темы (историческая и политическая значимость, взаимосвязь с актуальными проблемами международных отношений и мировой экономики), формулирование цели проводимого анализа и исследованияю Развитие темы: раскрытие темы на основе обработанного материала, формулирование промежуточных положений и выводов, их аргументация. Заключение: обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием значения выводов для раскрытия тематики изученного курса. Источники и литература: список научных работ, архивных и других документов, использованных в ходе подготовки письменной работы. Устные экзамены проводятся соответственно по завершению семестра. Перед началом зачета или экзамена предлагается две пары вопросов, из каждой из которых студент вправе выбрать по одному. Студент готовится к ответу на экзамене в течении часа. Использование текстов разрешено. Автор программы ____________________ к.э.н., зав. отделом Канады Соколов В.И. |
![]() | Памятка по изучению дисциплины «Внешняя политика стран Европы и Азии»... Тема Характерные черты и особенности развития международных отношений в конце второго тысячелетия. (2 час.;[1, 2, 3, 4, 5]) | ![]() | Рабочая программа дисциплины Специальность 032301. 65 «Регионоведение» Программа дисциплины предназначена для студентов специальности 032301. 65 «Регионоведение» ивключает в себя организационно-методический... |
![]() | Программа дисциплины «Экономика и политика стран Латинской Америки»... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100. 62 «Экономика»,... | ![]() | Программа дисциплины «Экономика и политика стран Латинской Америки»... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100. 62 «Экономика»,... |
![]() | Рабочая программа дисциплины Специальность 032301. 65 «Регионоведение» Мировая экономика и мэо [Текст]: рабочая программа дисциплины для студентов специальности 032301. 65 «Регионоведение» очной и заочной... | ![]() | Программа дисциплины Основные направления экономической политики... Цель курса – дать студентам представление об основных направлениях политики и современных проблемах Европейского союза наиболее важного... |
![]() | Урок на тему: «Климат и внутренние воды Южной Америки» Сформировать у учащихся представление о главных чертах и особенностях климата Южной Америки, рассмотреть причины, определяющие эти... | ![]() | Урок на тему: «Климат и внутренние воды Южной Америки» Сформировать у учащихся представление о главных чертах и особенностях климата Южной Америки, рассмотреть причины, определяющие эти... |
![]() | Программа дисциплины «Внешняя политика Россия: история и современность»... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов 4 курса направления 031900.... | ![]() | Программа дисциплины «Внешняя политика Россия: история и современность»... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030700. 62 «Международные... |
![]() | Программа дисциплины «Внешняя политика Россия: история и современность»... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031900. 62 «Международные... | ![]() | Урок географии "Климат Южной Америки" в 7 классе Цели урока Образовательная: формирование у учащихся представления о климате Южной Америки и факторах, его обусловивших. Углубить знания о климате... |
![]() | Программа дисциплины «Национальные интересы России в мире» для специальности... Цель курса – дать студентам целостное представление о национальных интересах России в теоретико-методологическом, внутриполитическом... | ![]() | Рабочая программа дисциплины Специальность 032301. 65 «Регионоведение» Социальная политика [Текст]: Рабочая программа дисциплины для студентов очной и заочной форм обучения. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп»,... |
![]() | Программа дисциплины «Экономика и политика стран Латинской Америки»... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031900. 62 «Международные... | ![]() | Программа дисциплины фтд. 03 История стран америки цели и задачи... Целью курса «История стран Америки» является ознакомление студентов с основными закономерностями и спецификой социально-экономического... |