Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе: а





Скачать 258.2 Kb.
НазваниеПояснительная записка рабочая программа разработана на основе: а
страница1/3
Дата публикации02.05.2015
Размер258.2 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > География > Пояснительная записка
  1   2   3

Сенин В.Г. МБОУ «СОШ 4», г. Корсаков

Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе:

а) Примерная программа по краеведению для 9 класса(М.Г. Булавинцева, А.А. Василевский, М.С. Высоков, Е.А., М.И. Ищенко, С.М. Первухин.), 2009г..

б) Закон об образовании// Вестник образования. – 2012.

в) Региональный компонент (национально-региональный) государственного стандарта общего образования в Сахалинской области (приказ ДО от12.09.2005 г. №528-ОД).

г) «О дополнительных критериях при лицензировании образовательных учреждений», приказ Департамента образования Сахалинской области, 2008.
За основу программы по краеведению взята монопредметная интегративная модель, ориентированная на создание комплексного междисциплинарного курса. Содержание национально-регионального компонента призвано раскрыть исторические, географические, политические, социально-экономические, культурные особенности изучаемого региона.
Основные цели изучения краеведения в 9 классе следующие:

  1. Формирование российской идентичности, патриотизма, уважения к многогранным традициям и обычаям российского суперэтноса.

  2. Развитие чувства сопричастности с прошлым, настоящим и будущим своей родной земли.

  3. Этнопедагогическое и этнопсихологическое сопровождение процесса образования позволит сохранить этнические и исторические традиции в регионе, овладеть культурой мира и опытом содружества.


Программа предусматривает развитие у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Принципиальное значение приобретают виды деятельности, развивающие исследовательские навыки, творческие и информационно-коммуникативные способности.
На достижение поставленных целей направлены общеобразовательные и предметные задачи:

  • Обеспечивать формирование коммуникативной компетентности учащихся.

  • Способствовать самоопределению личности в системе социальных, межличностных отношений к природной, экономической, социокультурной среде, по отношению к другим народам, этносам и их ценностям.

  • Способствовать развитию творческих исследовательских способностей учащихся, целенаправленно удовлетворять и развивать их образовательные потребности в исследовании и преобразовании.

  • Развивать гибкость мышления и поведения, объективно-необходимых в условиях становления рыночной экономики и наукоёмких производств.

  • Способствовать воспитанию экологического сознания.

  • Интересно и доступно способствовать получению знаний об особенностях заселения Сахалинской области, о многообразии ее природных, хозяйственных, социальных особенностей.

  • Развивать картографические, практические, экологические умения и навыки.

  • Развивать умения пользоваться материалами СМИ, специальной литературой краеведческого содержания.

  • Сформировать системное представление о крае как целостном регионе и одновременно как о субъекте Российской Федерации, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления.

  • Развивать представление о регионе как о пространстве, в котором осуществляется жизненное и профессиональное самоопределение и саморазвитие личности.

  • Показать большое практическое значение взаимосвязи природных, экономических, социокультурных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений в природе.

  • Формировать культуру учащихся через приобщение к конкретным знаниям о крае.

Концептуальными положениями программы являются: ориентация учащихся на географическое, гуманитарное, естественно научное изучение природы и хозяйственной деятельности Малой Родины, формирование личности средствами школьного краеведения, а не только собственно предметными знаниями, составляющими основу краеведения.
Содержание национально-регионального компонента призвано раскрыть исторические, географические, политические, социально-экономические, культурные особенности изучаемого региона.
Принципиальное значение приобретают виды деятельности, развивающие исследовательские навыки, творческие и информационно-коммуникативные способности, предлагаемые учащимся в рабочей тетради.
Курс изучается согласно примерной программе основного общего образования по краеведению 9 класс, по учебнику «Краеведение 9 класс», ( авторский коллектив М.Г. Булавинцева, А.А. Василевский, М.С. Высоков, Е.А., М.И. Ищенко, С.М. Первухин.), 2009г.
Программой предусматриваются наблюдения, зарисовки, сравнения, проведение несложных практических работ, измерений, работа в малых группах, проектная работа, подготовка рефератов, исследовательская деятельность, информационно-поисковая деятельность.
Предполагается использование таких форм, способов, средств проверки и оценки результатов обучения как:

  1. срезы и тестовые самостоятельные работы;

  2. фронтальный и индивидуальный опрос;

  3. отчеты по практическим и лабораторным работам;

  4. творческие задания, защита рефератов и проектов.

.
Срок реализации программы – 1 год.

Тематический план







Наименование разделов и тем


Всего

часов

В т.ч. на практические работы

В т.ч. на контроль. работы

1

История (7 часов)

7




1

2

География и экономика Сахалина и Курил
(7 часов)


7

3

1

3

Биология(7)

7

1

1

4

Литература (6 ч)

7




1

5

Художественная культура (5 часов)

5

1

1

6

Обобщающее повторение (1 час)

1










Итого:

34

5

5


Содержание учебного материала

Содержание учебного материала соответствует программе основного общего образования по краеведению 9 класс, по учебнику «Краеведение 9 класс», ( авторский коллектив М.Г. Булавинцева, А.А. Василевский, М.С. Высоков, Е.А., М.И. Ищенко, С.М. Первухин.), 2009г
История (7 часов)

Сахалин н Курилы в 1905-1925 гг. (1 ч). Революционные события 1905-

1907 гг. на Дальнем Востоке и их последствия. Экономическое освоение северного Сахалина Россией. Губернаторство Карафуто. Появление корейской диаспоры. Южный Сахалин и Курилы как сфера приложения японского капитала. Северная часть острова Сахалин в период японской оккупации(1920-1925 гг). Освобождение Северного Сахалина и установление советской власти.

Северный Сахалин и Курильские острова в составе СССР (1 ч). Северный Сахалин в годы первых советских пятилеток. Создание нефтяной промышленности. Образование, культура и здравоохранение. Переселенческая политика. Массовые репрессuи.

Сахалин и Курилы в годы Великой Отечественной войны (1 ч). Причины

вcтyпления СССР в войну с Японией. Xapaмитогэ - Котонские высоты.

Южно-Сахалинская и Курильская десантные операции. Герои - земляки. Труженики тыла. Итоги военных действий. Капитуляция Японии. Памятники военной истории на островах.

Сахалинская область после II мировой войны (1 ч). Южный Сахалин и

Курильские острова под властью советской военной администрации. Создание управления по гражданским делам. Административные изменения. Создание Южно-Сахалинской области. Образование Сахалинской области в современном составе. Экономическое и культурное развитие Сахалинской области в послевоенные годы. Замена географических названий. Репатриация японского населения и айнов. Судьба сахалинских корейцев.

Мнрная конференция в Сан-Франциско 1951 г. Московская декларация 1956 г. Проблема заключения мирного договора в российско-японских отношениях.

Экономическое развитие Сахалина и Курил в 50-70-х гг. Знаменитые земляки.

Сахалин и Курильские острова в конце 80-х гг. ХХ в. –начале ХХ в. (1 ч).

Общая характеристика социально-экономического развития. Демографические и миграционные процессы. Развитие островной системы образования, культуры и спорта. Знаменитые земляки.

Отражение либерально-буржуазных реформ на социальном и экономическом положении сахалинцев и курильчан. Начало работ на шельфе. Проекты «Сахалин-1 » и «Сахалин-2». Перспективы развития Сахалинской области.

Сахалинская область-субъект РФ (1 ч). Конституция РФ о статусе Сахалинской области. Государственные символы области. Символика муниципальных образований. Устав Сахалинской области. Права, свободы и обязанности сахалинцев. Ветви политической власти в Сахалинской области (законодательная, исполнительная, судебная): структура, компетенция.

Устав района проживания. Органы местного самоуправления, их структура, полномочия, компетенция.

Политические партии и движения в Сахалинской области. Общественные организации. Виды юридических лиц в Сахалинской области. Конфессиональная структура Сахалинской области.

Контрольный тест по материалам раздела «История» (1 ч)
География и экономика Сахалина и Курил (7 часов)
Введение. Население Сахалинской области (1 ч). Сахалинская область в региональном аспекте геополитической стратегии России. Факторы, определяющие аспекты геополитики России на дальневосточных рубежах, в том числе и Сахалинской области. Административно-территориальное деление Сахалинской области.

Численность, состав, плотность. Динамика естественного прироста населения, половозрастной состав, трудовые ресурсы. Миграции населения. Типы поселений. Малочисленные народы севера (культура. быт, традиции, религии).

Практическая часть. Построение столбчатой пирамиды плотности населения Сахалинской области. Построение графиков круговых диаграмм естественного прироста населения.

Описание одного из коренных народов Сахалинской области, его национальные традиции, обычаи, современные проблемы.

Хозяйство Сахалинской области (1 ч). Общая характеристика хозяйства Сахалинской области. Особенности хозяйственной специализации и ее связи с экономико-географическим положением области и природно-ресурсным потенциалом. Структура хозяйства. Проблемы и перспективы развития экономики Сахалина и Курил.

Практическая часть. Составление схемы отраслей специализации хозяйства Сахалинской области.

Топливно-энергетический комплекс Сахалина и Курил (1 ч). Угольная,

нефтяная, газовая электроэнергетика. Нефтегазодобывающая промышленность. Альтернативные источники энергии. Газификация. Освоение шельфа. Инвестиции.

Практическая часть. Разработка и защита рекламного буклета о преимуществах одного из видов альтернативных источников энергии (по выбору).

Лесопромышленный комплекс. Рыбопромышленный комплекс (2 часа).

Центры развития. Экологические проблемы. Экскурсия на местное предприятие.

Внутренние и внешние экономические связи (1 ч). Перспективы развития. Место Сахалинской области в регионе. Внешние экономические связи.

Контрольный тест по материалам раздела «География и экономика Сахалина и Курил» (1ч)
Биология (7 часов)
Вирусы, вызывающие болезни человека, животных и растений (2 ч).

Механизм взаимодействия вируса и клетки. Инфекционный процесс. Характеристика вирусных болезней человека (гепатит, СПИД, герпес), животных (птичий грипп), растений. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний в Сахалинской области.

Экологическая демография и факторы, влияющие на нее (2 ч). Понятие о

демографическом взрыве, как о глобальной экологической проблеме. Демографический кризис в Сахалинской области. Продолжительность жизни людей Сахалинской области и факторы, влияющие на нее. Причины старения и смерти.

Тератогенные факторы, вызывающие аномалии новорожденных (наркотики, алкоголь, никотин, инфекционные заболевания - краснуха, паротит, грипп и др.). Проблема рахита у новорожденных. Патогенные зоны: угольные разрезы, очистительные сооружения, локаторы и др.

Экологические проблемы Сахалинской области (1ч). Понятие о региональных и локальных экологических проблемах. Состояние атмосферного воздуха. Загрязнение нефтью и продуктами нефте- и газопереработки. Вырубка лесов. Влияние сельского хозяйства. Утилизация бытовых и промышленных отходов.

Практическая часть (1 ч) Конференция по изучаемой проблеме.

Контрольный тест по материалам раздела «Биология» (1 ч)
Литература (7 часов)
Вечные вопросы человеческого бытия в произведениях сахалинских авторов (4 ч).

В. Санги «Изгин) (2 ч.). Этнокультурные традиции и обычаи северных народов в повести. Радость слияния человеческой души с миром природы. Антропоморфизм в повести. Тема ответственности за все, что происходит в мире. Изгин - хранитель народной мудрости

А. Тоболяк (2 ч). «История одной любви». Многоаспектность проблематики. Психологическая деталь как средство раскрытия характера героя.

Человек и война в произведениях сахалинских поэтов (1ч).

Мотивы военного детства в лирике И. Белоусова, Е. Лебкова, Б. Репина. И. Белоусов «А этот горький день ... », Е. Лебков «Обелиски», Б. Репин «А о войне еще напишут», «Солдатский наказ», «Возвращение» и другие стихи по выбору учителя и учащихся.

Отражение истории освоения дальневосточных земель в творчестве сахалинских авторов (1ч)

К. Гaпоненко, О. Кузнецов, Н. Максимов, И. Белоусов,

М. Финнов и др. (по выбору учителя).

Контрольный тест по материалам раздела «Литература» (1 ч)
Художественная культура (5 часов)
Культурная жизнь островной области (3 ч).

Этнические и художественные коллективы Сахалинской области. Детская

школа искусств «Относ». Русский народный фольклор и корейское народное

творчество. Мотивы сахалинской природы в творчестве сахалинских

художников (Гиви Манткава, Дё Сон Ен, Н. С. Кирюхина, Ю.В. Степанов),

изображение тружеников Сахалина в творчестве скульптора Анатолия Ни.

Духовный аспект в творчестве сахалинского скульптора В.Н. Чеботарёва.

Этнографические и художественные музеи: художественный музей, г.Южно-

Сахалинск, музей им. А. Чехова в г.Александровск-Сахалинский, музей книги

«Остров Сахалин» АЛ. Чехова. Представители национальной культуры.

Скульптурный комплекс «Площадь Славы», исторические скульптурные

памятники. Театральная жизнь острова.

Проектно-художественная деятельность; самостоятельный выбор объектов проектно-художественной деятельности.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе: а iconПояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе
Данная рабочая программа разработана на основе программы авторского курса химии О. С. Габриеляна (Сборник: Программа курса химии...
Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе: а iconПояснительная записка рабочая программа разработана на основе Федерального...

Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе: а iconРабочая программа по литературному чтению пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования....
Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе: а iconРабочая программа средней школы пояснительная записка к рабочей программе...

Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе: а iconПояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе образовательной программы основного общего образования 5-9 классы моу сош с. Кириллово
Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе: а iconПояснительная записка. Данная рабочая программа разработана на основании...
Приказа Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373 «Об утверждении федерального государственного стандарта начального...
Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе: а iconПояснительная записка 2 Календарно тематическое планирование 4 Требования к уровню
Рабочая программа по информатике и информационным технологиям для 9 класса разработана на основе
Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе: а iconПояснительная записка к рабочей программе по природоведению в 5 классе...
Программа разработана на основе авторской программы по природоведению для общеобразовательных учреждений Пасечника В. В
Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе: а iconПояснительная записка рабочая программа разработана на основе
Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ №1089 от 09. 03....
Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе: а iconПояснительная записка данная рабочая программа разработана на основе
Вахрушев А. А., Бурский О. В., Раутиан А. С. Окружающий мир. 1 класс. Учебник в 2 частях. Часть М.: Баласс, 2011
Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе: а iconПояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе
Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года...
Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе: а iconПояснительная записка рабочая программа разработана на основе
Государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом мо РФ №1312 от 09. 03. 2004...
Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе: а iconПояснительная записка данная рабочая программа разработана на основе
Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года...
Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе: а iconПояснительная записка рабочая программа разработана на основе: п....
Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования мо РФ (приказ №1089 от 05. 03. 2004)
Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе: а iconПояснительная записка данная рабочая программа разработана на основе
Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года...
Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе: а iconРабочая программа «Обществознание» 9 класс Пояснительная записка...
Министерства образования и науки РФ №1089 от 5 марта 2004 года с учётом всех изменений


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск