Героя Советского Союза И. В. Королькова 2013 год Модель школы допрофильной ориентации г. Салехард Введение





Скачать 163.68 Kb.
НазваниеГероя Советского Союза И. В. Королькова 2013 год Модель школы допрофильной ориентации г. Салехард Введение
Дата публикации05.05.2015
Размер163.68 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > География > Реферат
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза И.В.Королькова»

2013 год

Модель школы допрофильной ориентации
г. Салехард

Введение

Проект «Модель школы допрофильной ориентации» (далее – проект) является механизмом, обеспечивающим реализацию программы развития ОУ «Школа саморазвития и профессионального самоопределения» на ступени основного общего образования. Проект основан на принципах преемственности с иными проектами и подпроектами, направленными на создание единой образовательной среды школы в условиях перехода в логику компетентностного обучения.

Содержание проекта соответствует нормативно-правовым документам, принятым на уровне Президента и Правительства РФ в сфере образования на основе национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», на основе законодательных актов, изданных Правительством и департаментом образования ЯНАО, МО г. Салехард.

Проект среднесрочный, рассчитан на период до 2017 года. Проект открыт для внесения дополнений, изменений в процессе его реализации.

  1. Обоснование актуальности проекта

Актуальность темы проекта обусловлена требованиями, изложенными в Проекте «Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА», Программе «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2010-2015 гг.». Стратегический подход к развитию образования на Ямале задан в Концепции окружной долгосрочной целевой программы «Развитие системы образования ЯНАО на 2011-2015 годы», направленной на усиление социокультурной роли образования, стратегической целью и необходимым условием которого является развитие человеческого потенциала.

Миссия школы, заявленная в программе развития, заключается в предоставлении участникам образовательного процесса (учащимся, их родителям, педагогическим работникам) такой сферы деятельности (образовательную среду), которая будет необходима и достаточна для реализации их общекультурного, личностного и познавательного развития, построенную с учётом склонностей, возможностей и способностей каждого, обеспечивающую умение каждого субъекта учиться на протяжении всей жизни, быть способным к социальной адаптации и  профессиональной реализации в поликультурной и  высокотехнологичной среде.

На ступени основного общего образования познавательная активность и самостоятельность школьников 7-8 классов существенно ограничены рамками классно-урочной системы, которая не предоставляет возможности подростку, психологически готовому и способному мыслить гипотезами и строить действия, соответствующие проверке своих предположений. Если для развития новообразования раннего подросткового возраста «способности к самостоятельному целеполаганию» не создать соответствующих условий, наращивая при этом академическую базу учебных предметов, то переход в новую фазу развития будет приобретает острые, конфликтные, контрпродуктивные формы, часто выражающиеся в снижении внутренней мотивации обучающихся к учебной деятельности, в уменьшении качественных показателей обученности при переходе из класса в класс, в увеличении уровня тревожности обучающихся подросткового возраста.

Результаты внутришкольного мониторинга, проведённого за период с 2010 по 2012 гг., подтверждающие данное предположение, приведены на графиках.

График 1

Динамика изменения количества обучающихся 5-7 классов с разным уровнем внутренней мотивации (в%) к учебной деятельности

(суммарно за три года)
График 2

Динамика изменения доли обучающихся 5-7 классов (в % от общего количества) с высоким уровнем тревожности (суммарно за три года)

В возрасте 12-14 лет подросток начинает проявлять интерес к выбору дальнейшего образования и профессии. К этому периоду он обладает определенными навыками, которые позволяют ему самому оценить свои способности и сделать первоначальный выбор. Интересы детей данного возраста, их увлечения не являются устойчивыми и окончательными, но служат побудительными мотивами к творчеству, самосовершенствованию, способствуют более раннему социальному взрослению.

Однако, результаты диагностики обучающихся 9-х классов МАОУ СОШ №1, проведённой в вышеуказанные сроки, показывают, что наступление раннего профессионального самоопределения, связанного даже не с выбором будущей профессии, а с выбором профиля обучения в старшей школе, происходит у 38-52% выпускников основной школы.

Общее количество выпускников средней школы с 2007 по 2008 годы составило 45 человек, из них только 17 человек работают в соответствии с полученной специальностью, что составляет около 37% от общего количества.

Следовательно, создание условий на разных этапах развития подростка для апробирования дальнейшей жизненной перспективы в режиме профессионального самоопределения становится основным компонентом учебной деятельности в основной школе.

В современных условиях профессиональное самоопределение затруднено рядом обстоятельств:

  • отсутствует ясный образ социального будущего;

  • изменился и сократился «набор» доступных, известных и реально существующих профессий, изменилась престижность различных профессий в обществе, изменилось содержание давно существующих профессий;

  • изменились источники информации о мире профессий;

  • просматривается неосведомленность подростков о мире профессии вообще, о конкретном содержании даже известных им видов профессиональной деятельности.

Экономическая ситуация Ямало-Ненецкого автономного округа требует роста инженерно-технических кадров для реализации долгосрочного мега проекта «Урал промышленный - Урал Полярный».

Таким образом, основаниями для разработки проекта являются:

  1. развитие школы на основе национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;

  2. реализация миссии образовательного учреждения;

  3. возрастные особенности обучающихся раннего подросткового возраста;

  4. социально-экономическая ситуация Ямало-Ненецкого автономного округа.

Новизна проекта заключается в разработке модели допрофильной ориентации учащихся 7-8 классов, основанной на изменении содержания образования и применении внеурочных форм организации образовательного процесса.

Предполагаемые достоинства модели допрофильной ориентации:

  • ранняя допрофильная ориентация поможет учащемуся раньше выстроить свою образовательную траекторию;

  • выбор предпрофильного и профильного обучения станет более осознанным;

  • значительно увеличится срок профильного обучения (с 3 до 5 лет).

Чем она эта система будет отличаться от той, которая существует сейчас?

  • более высокая технологизация учебного процесса;

  • разнообразие форм проведения занятий;

  • высокая мотивационная готовность школьников к обучению;

  • создаётся система творческих мероприятий, способствующих повышению мотивации обучения.




  1. Основная идея, цель и задачи проекта

Основная идея проекта: отработка механизмов, направленных на создание условий для реализации образовательных потребностей учеников 7-8 классов в различных предметных областях с элементами предпрофильного обучения.

Цель проекта: создать условия для построения модели образовательного процесса в основной школе, позволяющей достичь раннего профессионального самоопределения школьников средствами учебного плана школы, разработанного на основе БУП 2004 года с применением методологии системно-деятельностного подхода.

Объектом проектной деятельности является система построения образовательного процесса в МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза И.В. Королькова» в основной школе.

Предметом проектной деятельности являются изменения, произошедшие в образовательном процессе МАОУ СОШ №1, связанные с внедрением допрофильного обучения в основной школе.

В связи с этим можно выделить проблему, на решение которой направлен проект: как нужно построить образовательный процесс в основной школе, чтобы он мог обеспечить эффективную подготовку учащихся к предпрофильной подготовке профильному обучению на старшей ступени образования.

Задачами проекта:

  1. вовлечь учащихся в творческую, проектно-исследовательскую деятельность в выбранной образовательной области;

  2. создать условий для перехода к универсально-профильному обучению в 7-8 классах;

  3. апробировать новое содержание, формы и методы ранней профилизации с учетом рынка труда города Салехарда и ЯНАО для обеспечения сознательного выбора учащимися будущей профессии;

  4. осуществить диагностическую функцию, определить динамику развития личности обучающихся, включённых в проектную деятельность;

  5. наладить деловые связи с лицами и организациями, заинтересованными в профессиональной подготовке молодых кадров.

Гипотеза: система предпрофильной подготовки в 9 классах и система профильного обучения на старшей ступени образования, будет осуществляться более эффективно если:

  • элементы профильного обучения будут внедряться на ступени основного общего образования;

  • в основную образовательную программу будут включены предметные модули профориентационного содержания;

  • реализация программ образовательных модулей будет осуществляться в разновозрастных группах на метапредметной основе, позволяющей формировать у обучающихся универсальные учебные действия.




  1. Теоретико-методологическое обоснование проекта

Теоретико-методологическим обоснованием проекта служат идеи развивающего обучения, которые берут свое начало в работах И.Г. Песталоцци и К.Д. Ушинского. Одной из важнейших мировых тенденций в образовании является переход от объяснительно-иллюстративного способа обучения к развивающим технологиям. Научное обоснование такого перехода определено в трудах Л.С. Выготского и получило своё дальнейшее развитие в работах С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, Л.В. Занкова, В.В. Давыдова, А.С. Менчинской и др. В их концепциях обучение и развитие предстают как система диалектически взаимосвязанных сторон единого процесса.

Второй методологической основой проекта служит понимание сущности профессионального самоопределения как поиска и нахождения личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также - нахождение смысла в самом процессе самоопределения (А. Маслоу, К. Ясперс И.С. Кон, П.Г. Щедровицкий, В.В. Пряжников).


  1. Механизм реализации проекта

К механизмам, необходимым для реализации образовательных потребностей учеников 7-8 классов в различных предметных областях с элементами предпрофильного обучения, следует отнести управление содержанием образования и управление структурой образовательного процесса в основной школе.

Управление содержанием образования предусмотрено через разработку, апробацию и внедрение в учебный план 7-8 классов допрофильных модульных курсов профориентационной направленности, сгруппированных в предметные образовательные модули «Человек и право», «Человек и природа», «Лингвистика», «Технопарк».

В каждый модуль включено содержание не менее трёх предметов учебного плана школы.



В реализации программ предметных образовательных модулей предполагается использование следующих образовательных методов и технологий: проектный метод, тренинги, организационно-деятельностные игры, исследовательский метод, проблемно-поисковые беседы, встречи с …, решение задач, экскурсии, просмотры фильмов и их обсуждение, конференции, устные журналы, работа в группах, семинары, ролевые игры, тематические вечера, защита рефератов, защита проектов, практические работы, лабораторные работы, практикумы и т. д.

Результатом освоения образовательных модулей является образовательный продукт учащегося. По итогам полугодия проводится школьная неделя проектов, где учащиеся защищают индивидуальные и коллективные проекты. Заканчивается полугодие промежуточной диагностикой с целью выявления возможных изменений в интересах детей.

Внутреннее содержание предметных образовательных модулей позволяет учащимся опробовать себя в определенных профессиях:

  1. Технопарк – инженер, программист, корректор, web-дизайнер, контент-менеджер, копирайтер, прораб, инженер-коструктор…

  2. Человек и природа – врач, биоинженер, гидролог, микробиолог, эколог, биохимик, ветеринар, генетик, агент по туризму…

  3. Человек и право – следователь, судья, адвокат, полицейский, нотариус, правовед, прокурор, юрист, экономист…

  4. Лингвистика – журналист, переводчик, лингвист, агент по туризму, писатель, спичрайтер…

Управление структурой образовательного процесса планируется через изменение учебного плана в 7-8 классах. Проект будет реализовываться за счет часов, выделенных из компонента образовательного учреждения по 1 часу в неделю в каждом классе. Предусмотрено деление класса на подгруппы, что обеспечит оптимальную наполняемость (12-14 человек) и сделает возможным использование инновационных образовательных технологий, в том числе ИКТ и Интернет-ресурсов.

Обучающиеся будут включены в разновозрастные группы, сформированные на основе их самостоятельного выбора одного допрофильного модульного курса. Освоение программы допрофильного модульного курса является обязательным. Модульный курс реализуется в течение полугодия. В течение учебного года обучающиеся смогут посетить два курса из предложенных предметных образовательных модулей.

Включение в учебный план 7-8 классов допрофильных модульных курсов (ДМК), является логическим продолжением реализации метапредметных курсов в 3-6 классах, что обеспечивает преемственность между ступенями образования.

К отличительным особенностям ДМК относятся:

  • чёткая профориентационная направленность;

  • более интенсивные формы работы.


Возможные риски при реализации проекта могут возникнуть:

  • в случае неприятия целей и задач проекта всеми членами педагогического коллектива, т.к. отсутствует опыт инновационной работы большинства учителей школы, имеет место перегрузка учителей;

  • в случае отсутствия заинтересованности решения этой проблемы со стороны органов управления образованием;

  • в случае отсутствия поддержки со стороны общественности и родителей обучающихся;

  • в случае отсутствия достаточного объёма денежных средств, необходимого для реализации проекта.

К числу ресурсов, необходимых для реализации проекта относятся:

  • наличие достаточного материально-технического, финансового, информационного, кадрового обеспечения;

  • наличие у родителей обучающихся потребности в предоставлении качественных образовательных услуг;

  • наличие потребности у педагогов к изменениям в структуре и содержании образовательного процесса;

  • наличие среди членов педагогического коллектива лидеров, способных организовать работу проблемных и творческих групп.




  1. Исполнители проекта

В реализации проекта задействованы субъекты образовательного процесса МАОУ СОШ №1 г. Салехарда: ученики 7-8 классов, педагоги школы, родители обучающихся, представители администрации, курирующие внедрение инновационных процессов в образовательное пространство школы.

  1. Ожидаемые результаты

В ходе реализации проекта будут

  1. разработаны и научно обоснованы социально-психологические и социально-педагогические механизмы сопровождения раннего профессионального самоопределения подростков;

  2. созданы и апробированы рабочие программы допрофильных модульных курсов профориентационной направленности;

  3. апробированы образовательные технологии, направленнные на саморазвитие личности, формирование универсальных учебных действий обучающихся;

  4. апробированы имеющиеся и разработаны новые диагностические материалы, позволяющие проследить динамику результативности и эффективности реализации программ допрофильных модульных курсов;

  5. сформированы банки данных о личностных результатах освоения обучающимися образовательной программы школы;

  6. определены эффективные методы и приёмы организации методического сопровождения педагогов, реализующих проект.




  1. Показатели реализации проекта

Название показателя

Базовое значение

Планируемые значения

(готовность)

2013

2014

2015

2016

Соответствие локальных актов и положений, регулирующих деятельность образовательного учреждения модели школы.

20%

60%

100%

100%

Наличие положительной динамики числа обучающихся и родителей, активно участвующих в реализации проекта.

15-20%

40%

60%

80%

Обеспеченность рабочими программами

50%

100%

100%

100%

Обеспеченность диагностическими материалами

20%

50%

90%

95%

Использование педагогами школы образовательных технологий в обучении как систему

17-20%

40%

60-70%

80%

Позитивное отношение участников образовательного процесса к образовательной среде

15-20%

40-50%

60-80%

80-85%%

Наличие осознанного выбора у обучающихся 9 класса профиля дальнейшего обучения

38%

54%

60-80%

85-95%

Наличие осознанного профессионального выбора у выпускников школы

30%

50%

60-80%

85-95%

Высокий уровень профессиональной компетентности педагогов- участников проекта

40%

55%

60%

80%




  1. Этапы реализации проекта

Этапы реализации

Мероприятия

Сроки

реализации

Предполагаемые

расходы

Источники

финансирования

Ответственное лицо

2013

2014

2015

I этап Осмысления

Разработка инновационного проекта


апрель-май 2013 года













Директор

Зам.директора по НМР

Создание банка диагностических материалов для комплексной диагностики образовательной среды

2014 год













Директор

Заведующий библиотекой

Педагог-психолог

Материально-техническое обеспечение проектной деятельности учащихся

2013-2015 год













Директор

Заместитель директора по АХЧ

Разработка локальных актов, обеспечивающих организацию деятельности в соответствии с новой моделью школы

май-август 2013 года













Директор

Заместитель директора по НМР

Обновление учебного плана

май-август 2013 года













Заместитель директора по УВР

II этап Реализации

Повышение квалификации (дистанционное) педагогических работников

2014-2015 год













Директор

Зам.директора по НМР

Организация семинаров (муниципальный, региональный уровень)

2014-2015 год













Зам.директора по НМР

Организация работы допрофильных модульных курсов

2014-2015 год













Зам.директора по НМР

Организация промежуточной диагностики результативности проета

2014-2015 год













Зам.директора по НМР, педагог-психолог, руководитеоли ДМК

III этап

Стабилизации

Независимая оценка результатов деятельности МАОУ (обобщение опыта на муниципальном и региональном уровнях через публикации, участие в конкурсах)

2015-2016 год














Директор

Заместитель директора по НМР

Итого






















Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Героя Советского Союза И. В. Королькова 2013 год Модель школы допрофильной ориентации г. Салехард Введение iconПубличный отчет Государственного бюджетного образовательного учреждения...
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа №603 имени Героя Советского...
Героя Советского Союза И. В. Королькова 2013 год Модель школы допрофильной ориентации г. Салехард Введение iconДоклад муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения...
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №80 г. Сочи имени Героя Советского Союза...
Героя Советского Союза И. В. Королькова 2013 год Модель школы допрофильной ориентации г. Салехард Введение iconКлассный час проведен в 4 классе «А» моу сош №101 г. Волгограда 9...
Святого Георгия, Славы, Героя Социалистического труда, героя Советского Союза, героя России), кавалерами ордена Святого Георгия (М....
Героя Советского Союза И. В. Королькова 2013 год Модель школы допрофильной ориентации г. Салехард Введение iconУчебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №37 имени дважды Героя Советского Союза...
Героя Советского Союза И. В. Королькова 2013 год Модель школы допрофильной ориентации г. Салехард Введение icon2014-2015 ученый год. Отчет о выполнении плана воспитательной работы...
Советского Союза. На митинге школьники познакомились с историей подвига девушки, чей памятник находится на территории нашей школы....
Героя Советского Союза И. В. Королькова 2013 год Модель школы допрофильной ориентации г. Салехард Введение iconИм. Героя Советского Союза Д. Н. Медведева юоуо до г. Москвы
Остроухова Елена Александровна учитель истории, руководитель школьного Музея боевой славы партизанских отрядов «Митя» и «Победители»...
Героя Советского Союза И. В. Королькова 2013 год Модель школы допрофильной ориентации г. Салехард Введение iconПубличный доклад
Муниципальное общеобразовательное учреждение Молоковская средняя общеобразовательная школа имени Маршала Советского Союза Героя Советского...
Героя Советского Союза И. В. Королькова 2013 год Модель школы допрофильной ориентации г. Салехард Введение iconПрограмма рекомендована методическим советом Государственного бюджетного...
Директор гбоу нпо «Профессиональный лицей №15 имени Героя Советского Союза А. П. Маресьева»
Героя Советского Союза И. В. Королькова 2013 год Модель школы допрофильной ориентации г. Салехард Введение iconУрок-экскурсия «По страницам истории родной школы»
Я работаю учителем истории и обществознания в мбоу сош с. Троицкое им. Героя Советского Союза М. Д. Карасёва. Педагогический стаж...
Героя Советского Союза И. В. Королькова 2013 год Модель школы допрофильной ориентации г. Салехард Введение iconБазовая площадка
Абанской средней общеобразовательной школы №4 им. Героя Советского Союза В. С. Богуцкого
Героя Советского Союза И. В. Королькова 2013 год Модель школы допрофильной ориентации г. Салехард Введение iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Календарный план реализации I этапа (2013 год) проекта гбоу сош №463 имени Героя Советского Союза Д. Н. Медведева
Героя Советского Союза И. В. Королькова 2013 год Модель школы допрофильной ориентации г. Салехард Введение iconДоклад муниципального бюджетного образовательного учреждения «Мамхегская...
Героя Советского Союза Хусена Борежевича Андрухаева расположена на территории аула Мамхег, Шовгеновского района, Республики Адыгея...
Героя Советского Союза И. В. Королькова 2013 год Модель школы допрофильной ориентации г. Салехард Введение iconАнализ работы по патриотическому воспитанию за 1 полугод
Мбоу ржаксинской средней общеобразовательной школы №2 имени Героя Советского Союза Г. А. Пономарева
Героя Советского Союза И. В. Королькова 2013 год Модель школы допрофильной ориентации г. Салехард Введение iconПубличный доклад за 2011 – 2012 учебный год
Героя Советского Союза маршала М. Е. Катукова г. Орла Кунашика Олега Александровича
Героя Советского Союза И. В. Королькова 2013 год Модель школы допрофильной ориентации г. Салехард Введение iconПлан работы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения...
Охватывает детей с 6 летнего возраста и до 17 лет. Контингент обучающихся стабилен, движение происходит по объективным причинам и...
Героя Советского Союза И. В. Королькова 2013 год Модель школы допрофильной ориентации г. Салехард Введение iconСоюза Ф. А. Сорокина
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Волчковская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск