Скачать 163.68 Kb.
|
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза И.В.Королькова» 2013 год Модель школы допрофильной ориентации г. Салехард Введение Проект «Модель школы допрофильной ориентации» (далее – проект) является механизмом, обеспечивающим реализацию программы развития ОУ «Школа саморазвития и профессионального самоопределения» на ступени основного общего образования. Проект основан на принципах преемственности с иными проектами и подпроектами, направленными на создание единой образовательной среды школы в условиях перехода в логику компетентностного обучения. Содержание проекта соответствует нормативно-правовым документам, принятым на уровне Президента и Правительства РФ в сфере образования на основе национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», на основе законодательных актов, изданных Правительством и департаментом образования ЯНАО, МО г. Салехард. Проект среднесрочный, рассчитан на период до 2017 года. Проект открыт для внесения дополнений, изменений в процессе его реализации.
Актуальность темы проекта обусловлена требованиями, изложенными в Проекте «Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА», Программе «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2010-2015 гг.». Стратегический подход к развитию образования на Ямале задан в Концепции окружной долгосрочной целевой программы «Развитие системы образования ЯНАО на 2011-2015 годы», направленной на усиление социокультурной роли образования, стратегической целью и необходимым условием которого является развитие человеческого потенциала. Миссия школы, заявленная в программе развития, заключается в предоставлении участникам образовательного процесса (учащимся, их родителям, педагогическим работникам) такой сферы деятельности (образовательную среду), которая будет необходима и достаточна для реализации их общекультурного, личностного и познавательного развития, построенную с учётом склонностей, возможностей и способностей каждого, обеспечивающую умение каждого субъекта учиться на протяжении всей жизни, быть способным к социальной адаптации и профессиональной реализации в поликультурной и высокотехнологичной среде. На ступени основного общего образования познавательная активность и самостоятельность школьников 7-8 классов существенно ограничены рамками классно-урочной системы, которая не предоставляет возможности подростку, психологически готовому и способному мыслить гипотезами и строить действия, соответствующие проверке своих предположений. Если для развития новообразования раннего подросткового возраста «способности к самостоятельному целеполаганию» не создать соответствующих условий, наращивая при этом академическую базу учебных предметов, то переход в новую фазу развития будет приобретает острые, конфликтные, контрпродуктивные формы, часто выражающиеся в снижении внутренней мотивации обучающихся к учебной деятельности, в уменьшении качественных показателей обученности при переходе из класса в класс, в увеличении уровня тревожности обучающихся подросткового возраста. Результаты внутришкольного мониторинга, проведённого за период с 2010 по 2012 гг., подтверждающие данное предположение, приведены на графиках. График 1 Динамика изменения количества обучающихся 5-7 классов с разным уровнем внутренней мотивации (в%) к учебной деятельности (суммарно за три года) График 2 Динамика изменения доли обучающихся 5-7 классов (в % от общего количества) с высоким уровнем тревожности (суммарно за три года) В возрасте 12-14 лет подросток начинает проявлять интерес к выбору дальнейшего образования и профессии. К этому периоду он обладает определенными навыками, которые позволяют ему самому оценить свои способности и сделать первоначальный выбор. Интересы детей данного возраста, их увлечения не являются устойчивыми и окончательными, но служат побудительными мотивами к творчеству, самосовершенствованию, способствуют более раннему социальному взрослению. Однако, результаты диагностики обучающихся 9-х классов МАОУ СОШ №1, проведённой в вышеуказанные сроки, показывают, что наступление раннего профессионального самоопределения, связанного даже не с выбором будущей профессии, а с выбором профиля обучения в старшей школе, происходит у 38-52% выпускников основной школы. Общее количество выпускников средней школы с 2007 по 2008 годы составило 45 человек, из них только 17 человек работают в соответствии с полученной специальностью, что составляет около 37% от общего количества. Следовательно, создание условий на разных этапах развития подростка для апробирования дальнейшей жизненной перспективы в режиме профессионального самоопределения становится основным компонентом учебной деятельности в основной школе. В современных условиях профессиональное самоопределение затруднено рядом обстоятельств:
Экономическая ситуация Ямало-Ненецкого автономного округа требует роста инженерно-технических кадров для реализации долгосрочного мега проекта «Урал промышленный - Урал Полярный». Таким образом, основаниями для разработки проекта являются:
Новизна проекта заключается в разработке модели допрофильной ориентации учащихся 7-8 классов, основанной на изменении содержания образования и применении внеурочных форм организации образовательного процесса. Предполагаемые достоинства модели допрофильной ориентации:
Чем она эта система будет отличаться от той, которая существует сейчас?
Основная идея проекта: отработка механизмов, направленных на создание условий для реализации образовательных потребностей учеников 7-8 классов в различных предметных областях с элементами предпрофильного обучения. Цель проекта: создать условия для построения модели образовательного процесса в основной школе, позволяющей достичь раннего профессионального самоопределения школьников средствами учебного плана школы, разработанного на основе БУП 2004 года с применением методологии системно-деятельностного подхода. Объектом проектной деятельности является система построения образовательного процесса в МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза И.В. Королькова» в основной школе. Предметом проектной деятельности являются изменения, произошедшие в образовательном процессе МАОУ СОШ №1, связанные с внедрением допрофильного обучения в основной школе. В связи с этим можно выделить проблему, на решение которой направлен проект: как нужно построить образовательный процесс в основной школе, чтобы он мог обеспечить эффективную подготовку учащихся к предпрофильной подготовке профильному обучению на старшей ступени образования. Задачами проекта:
Гипотеза: система предпрофильной подготовки в 9 классах и система профильного обучения на старшей ступени образования, будет осуществляться более эффективно если:
Теоретико-методологическим обоснованием проекта служат идеи развивающего обучения, которые берут свое начало в работах И.Г. Песталоцци и К.Д. Ушинского. Одной из важнейших мировых тенденций в образовании является переход от объяснительно-иллюстративного способа обучения к развивающим технологиям. Научное обоснование такого перехода определено в трудах Л.С. Выготского и получило своё дальнейшее развитие в работах С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, Л.В. Занкова, В.В. Давыдова, А.С. Менчинской и др. В их концепциях обучение и развитие предстают как система диалектически взаимосвязанных сторон единого процесса. Второй методологической основой проекта служит понимание сущности профессионального самоопределения как поиска и нахождения личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также - нахождение смысла в самом процессе самоопределения (А. Маслоу, К. Ясперс И.С. Кон, П.Г. Щедровицкий, В.В. Пряжников).
К механизмам, необходимым для реализации образовательных потребностей учеников 7-8 классов в различных предметных областях с элементами предпрофильного обучения, следует отнести управление содержанием образования и управление структурой образовательного процесса в основной школе. Управление содержанием образования предусмотрено через разработку, апробацию и внедрение в учебный план 7-8 классов допрофильных модульных курсов профориентационной направленности, сгруппированных в предметные образовательные модули «Человек и право», «Человек и природа», «Лингвистика», «Технопарк». В каждый модуль включено содержание не менее трёх предметов учебного плана школы. В реализации программ предметных образовательных модулей предполагается использование следующих образовательных методов и технологий: проектный метод, тренинги, организационно-деятельностные игры, исследовательский метод, проблемно-поисковые беседы, встречи с …, решение задач, экскурсии, просмотры фильмов и их обсуждение, конференции, устные журналы, работа в группах, семинары, ролевые игры, тематические вечера, защита рефератов, защита проектов, практические работы, лабораторные работы, практикумы и т. д. Результатом освоения образовательных модулей является образовательный продукт учащегося. По итогам полугодия проводится школьная неделя проектов, где учащиеся защищают индивидуальные и коллективные проекты. Заканчивается полугодие промежуточной диагностикой с целью выявления возможных изменений в интересах детей. Внутреннее содержание предметных образовательных модулей позволяет учащимся опробовать себя в определенных профессиях:
Управление структурой образовательного процесса планируется через изменение учебного плана в 7-8 классах. Проект будет реализовываться за счет часов, выделенных из компонента образовательного учреждения по 1 часу в неделю в каждом классе. Предусмотрено деление класса на подгруппы, что обеспечит оптимальную наполняемость (12-14 человек) и сделает возможным использование инновационных образовательных технологий, в том числе ИКТ и Интернет-ресурсов. Обучающиеся будут включены в разновозрастные группы, сформированные на основе их самостоятельного выбора одного допрофильного модульного курса. Освоение программы допрофильного модульного курса является обязательным. Модульный курс реализуется в течение полугодия. В течение учебного года обучающиеся смогут посетить два курса из предложенных предметных образовательных модулей. Включение в учебный план 7-8 классов допрофильных модульных курсов (ДМК), является логическим продолжением реализации метапредметных курсов в 3-6 классах, что обеспечивает преемственность между ступенями образования. К отличительным особенностям ДМК относятся:
Возможные риски при реализации проекта могут возникнуть:
К числу ресурсов, необходимых для реализации проекта относятся:
В реализации проекта задействованы субъекты образовательного процесса МАОУ СОШ №1 г. Салехарда: ученики 7-8 классов, педагоги школы, родители обучающихся, представители администрации, курирующие внедрение инновационных процессов в образовательное пространство школы.
В ходе реализации проекта будут
|
Публичный отчет Государственного бюджетного образовательного учреждения... Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа №603 имени Героя Советского... | Доклад муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения... Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №80 г. Сочи имени Героя Советского Союза... | ||
Классный час проведен в 4 классе «А» моу сош №101 г. Волгограда 9... Святого Георгия, Славы, Героя Социалистического труда, героя Советского Союза, героя России), кавалерами ордена Святого Георгия (М.... | Учебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №37 имени дважды Героя Советского Союза... | ||
2014-2015 ученый год. Отчет о выполнении плана воспитательной работы... Советского Союза. На митинге школьники познакомились с историей подвига девушки, чей памятник находится на территории нашей школы.... | Им. Героя Советского Союза Д. Н. Медведева юоуо до г. Москвы Остроухова Елена Александровна учитель истории, руководитель школьного Музея боевой славы партизанских отрядов «Митя» и «Победители»... | ||
Публичный доклад Муниципальное общеобразовательное учреждение Молоковская средняя общеобразовательная школа имени Маршала Советского Союза Героя Советского... | Программа рекомендована методическим советом Государственного бюджетного... Директор гбоу нпо «Профессиональный лицей №15 имени Героя Советского Союза А. П. Маресьева» | ||
Урок-экскурсия «По страницам истории родной школы» Я работаю учителем истории и обществознания в мбоу сош с. Троицкое им. Героя Советского Союза М. Д. Карасёва. Педагогический стаж... | Базовая площадка Абанской средней общеобразовательной школы №4 им. Героя Советского Союза В. С. Богуцкого | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Календарный план реализации I этапа (2013 год) проекта гбоу сош №463 имени Героя Советского Союза Д. Н. Медведева | Доклад муниципального бюджетного образовательного учреждения «Мамхегская... Героя Советского Союза Хусена Борежевича Андрухаева расположена на территории аула Мамхег, Шовгеновского района, Республики Адыгея... | ||
Анализ работы по патриотическому воспитанию за 1 полугод Мбоу ржаксинской средней общеобразовательной школы №2 имени Героя Советского Союза Г. А. Пономарева | Публичный доклад за 2011 – 2012 учебный год Героя Советского Союза маршала М. Е. Катукова г. Орла Кунашика Олега Александровича | ||
План работы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения... Охватывает детей с 6 летнего возраста и до 17 лет. Контингент обучающихся стабилен, движение происходит по объективным причинам и... | Союза Ф. А. Сорокина Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Волчковская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза... |