Скачать 1.45 Mb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «УТВЕРЖДАЮ»: Проректор по учебной работе _______________________ /Волосникова Л. М./ __________ _____________ 2011 г. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 080200.68 «Менеджмент» магистерская программа «Управление человеческими ресурсами» очной и заочной форм обучения «ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»: Автор работы __ Симонова Л. М. «______»___________2011 г. Рассмотрено на заседании кафедры магистерской подготовки «___» ___________ 2011 г., протокол № 6 Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению. «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»: Объем - с.22 Зав. кафедрой ___ Мильчакова Н.Н. «______»___________ 2011 г. Рассмотрено на заседании УМК ИПЭУ «______»___________2011 г., протокол № Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы. «СОГЛАСОВАНО»: Председатель УМК ________________________/Лазутина Д. В./ «______»_____________2011 г. «СОГЛАСОВАНО»: Зав. методическим отделом УМУ_____________/Федорова С. А./ «______»_____________2011 г. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт права, экономики и управления Кафедра магистерской подготовки Симонова Л.М. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 080200 «Менеджмент» программа «Управление человеческими ресурсами» очной и заочной форм обучения Тюменский государственный университет 2011 Симонова Л.М. Cравнительный менеджмент человеческих ресурсов. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной и заочной форм обучения (направление 080200«Менеджмент», программа «Управление человеческими ресурсами»). Тюмень, 2011, 22 с. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки. Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Сравнительный менеджмент человеческих ресурсов [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой магистерской подготовки. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: МильчаковаН.Н., заведующий кафедрой, докт. эконом. наук, профессор© Тюменский государственный университет, 2011. © Симонова Л.М., 2011. 1.Пояснительная записка 1.1.Цели и задачи дисциплины Учебно-методический комплекс по дисциплине «Cравнительный менеджмент человеческих ресурсов» составлен в соответствии с учебными планами программы специализированной подготовки магистров «Управление человеческими ресурсами» направления 080200 «Менеджмент» и соответствует требованиям к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки магистра по профессиональному циклу государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения. Цель рабочей программы дисциплины – сформировать у студентов базовые, профессиональные знания и навыки в области сравнительного менеджмента человеческих ресурсов. Задачи изучения дисциплины:
Глобализация актуализирует два типа проблем в области управления человеческими ресурсами. Во-первых, это проблемы управления персоналом, с которыми сталкиваются менеджеры-экспатрианты при контакте с новыми и различными культурами и переезде за границу, а также управления самими экспатами. Во-вторых, существуют разнообразные различия в законодательной системе, трудовых, индустриальных отношениях и т.п. среди разных стран. В результате менеджмент международных компаний должен приспосабливать политику УЧР к уникальным потребностям той или иной страны пребывания. Наконец, современное управление человеческими ресурсами требует особой транснациональной и кросс-культурной компетенции, формирующей всесторонний контур для приспособления к культурным изменениям и разнообразию. Неудивительно, что критическим качеством в управлении людьми становится культурная чувствительность и осведомленность, то есть доскональное знание культурных переменных, воздействующих на функции управления персоналом. 1.2. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры Дисциплина «Cравнительный менеджмент человеческих ресурсов» входит в профильную вариативную часть блока «Профессиональный цикл» и является логическим продолжением основных положений теории менеджмента, тесно связана с другими дисциплинами. Для освоения данной синтетической дисциплины необходимы знания и умения, приобретаемые обучающимися в результате освоения на уровне бакалавриата следующих предметов: мировая экономика, общий менеджмент, маркетинг, теория организации и организационное поведение, деловые коммуникации, право, психология. Знания, приобретенные при изучении данной дисциплины, необходимы при освоении таких курсов как правовые основы управления человеческими ресурсами, организационная культура и управление изменениями, лидерство и профессиональные навыки менеджера и др., а также при выполнении магистерских исследований. 1.3. Требования к результатам освоения дисциплины Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих профессиональных компетенций магистра: В результате освоения ООП магистратуры выпускник должен обладать: следующими профессиональными компетенциями (ПК): организационно-управленческая деятельность: - способностью управлять мультикультурными организациями, подразделениями, группами (командами) сотрудников, международными проектами и сетями (ПК-1); - способностью разрабатывать корпоративную стратегию (ПК-2); - способностью разрабатывать программы организационного развития и изменений и обеспечивать их реализацию (ПК-4); В результате освоения дисциплины обучающийся должен: - знать особенности национальных моделей управления человеческими ресурсами, иметь представление об основных факторах, влияющих на их формирование, отличительных особенностях политики УЧР в разных странах, о многообразии и специфике реализации функций управления персоналом в деловых культурах различных стран и их влиянии на конкурентоспособность; - уметь выявлять, систематизировать и интерпретировать сходные черты и различия в трудовых и индустриальных отнощениях по странам, управленческих процессах в области человеческих ресурсов различных регионов и стран мира; вырабатывать конкретные рекомендации по совершенствованию практики управления персоналом в международных компаниях; анализировать коммуникационные процессы и разрабатывать предложения по повышению их эффективности в международном контексте; грамотно и профессионально «капитализировать» на специфических особенностях национального и регионального управления человеческими ресурсами, выбирать эффективные формы, методы и технологии УЧР с учетом национальной деловой культуры и страновой специфики; - владеть методологическими и методическими навыками систематического анализа практики УЧР в международном сравнительном контексте.
Семестр - 3. Форма промежуточной аттестации – контрольная работа, зачет. Общая трудоёмкость дисциплины составляет 2 зачётные единицы, 72 часа. 3.Тематический план Очная форма обучения Таблица 2.1.
Тематический план заочная форма обучения Таблица 2.2.
Таблица 2.3. Планирование самостоятельной работы студентов Очная форма обучения
4.Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
5.Содержание дисциплины Тема 1. Международные проблемы в управлении человеческими ресурсами. Межэтническая напряженность и управление культурными различиями Необходимость изучения сравнительного менеджмента человеческих ресурсов. Его предмет, цели, методы и задачи. Основные направления и актуальные проблемы. Индустриальные и трудовые отношения в различных социокультурных системах. Роль профсоюзов. Изучение межэтнических отношений и выявление возможных очагов межэтнической напряженности. Индивидуальные различия как основа межгрупповых конфликтов. Кросскультурный шок и способы его преодоления. Понятие, сущность и функции стереотипов. Этническая стереотипизация. Явление этноцентризма. Стереотипизация и повышение эффективности межэтнического взаимодействия. Управление межкультурными различиями. Специфика профессиональной деятельности и подготовки менеджеров, работающих в ситуациях межкультурного взаимодействия. Тема 2. УЧР и критерии международных сопоставлений национальной деловой культуры Переменные национальной культуры и их сравнительный анализ в деловых культурах различных стран. Факторы, воздействующие на формирование национальной культуры. Социальные ориентации и их влияние на различие национальных культур (Г.Лейн, Дж.Дистефано). Базовые критерии межкультурных различий (Г.Хофштеде, Ф.Тромпенарс). Проблемы и возможности синергии национальных культур (теория «Z» по У.Оучи). Учет национальных стереотипов в деятельности международного менеджера. Классификация переменных национальной культуры. Воздействие культуры нации на УЧР. Культурный профиль отдельных стран. Критериальная база международных сопоставлений Тема3. Управление человеческими ресурсами в международном контексте Межгосударственные различия в управлении человеческими ресурсами: классификация проблем. Влияние различий между странами на управление человеческими ресурсами: институциональные, культурные, экономические факторы и факторы трудовых затрат. Практикуемые подходы к подбору, отбору, продвижению и обучению персонала в международной фирме. Компенсационная политика. Признание ценности различий и управление разнородной рабочей силой. Развитие навыков, необходимых для успешного межкультурного взаимодействия. Культурная чувствительность и кросскультурная компетентность. Тема 4. Коммуникации и навыки ведения переговоров в международном контексте Коммуникации и межличностные отношения. Вербальные и невербальные коммуникации и их особенности в различных странах. Зависимость коммуникации от национально-культурного контекста. Этнические основания и взаимосвязи языка, мышления и культуры. Роль языка в межэтническом общении. Высоко- и низкоконтекстуальные культуры. Переменные бизнес-культуры и их воздействие на коммуникацию. Культурный шум. Обучение международным коммуникациям и управление ими. Этнические символы и «подарочные конфликты» в межкультурном взаимодействии. Условия эффективной межкультурной коммуникации. Влияние культуры на процесс переговоров. Организация подготовки и проведения переговоров с учетом поведенческих особенностей в деловых культурах различных стран. Сравнение стилей ведения переговоров. Управление переговорным процессом. Национально-культурная корректность. Тема 5. Модели корпоративных культур в сравнительном контексте Организационная и национальная культура. Стратегия, структура и культура организации. Национальная и корпоративная культуры: взаимообусловленность и взаимодействие. Классификационные критерии корпоративных культур. Эгалитарные и иерархические культуры. Модели корпоративных культур, их характерные особенности и сравнительный анализ. Уровень, тип экономического развития и модель корпоративной культуры: проблемы востребованности и соответствия |
Учебно-методический комплекс по дисциплине управление человеческими ресурсами Эффективность управления человеческими ресурсами: управление эффективностью деятельности персонала; оценка эффективности управления... | Рабочая программа Шифр Наименование дисциплины б. 8 Управление человеческими ресурсами Структура и содержание дисциплины «Управление человеческими ресурсами» соответствуют требованиям государственного образовательного... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Управление человеческими ресурсами» бакалаврской образовательной программы по профилю «Управление человеческими ресурсами» по направлению... | Программа дисциплины «Управление человеческими ресурсами» для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих дисциплину «Управление человеческими ресурсами», учебных ассистентов и студентов,... | ||
Рабочая учебная программа Шило И. Н. Коммуникации в управлении человеческими... Шило И. Н. Коммуникации в управлении человеческими ресурсами. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для магистров... | Рабочая программа Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины... «Теория менеджмента», «Методы принятия управленческих решений», «Информационные технологии в менеджменте». Дисциплина «Управление... | ||
Программа дисциплины «Организационное проектирование и реконструкция»... Магистерская программа 521504 «Управление человеческими ресурсами» Москва 2003 г | Программа дисциплины Управление человеческими ресурсами для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.... | ||
Рабочая программа для магистров магистерской программы «Управление Человеческими Ресурсами» Рабочая программа для магистров магистерской программы «Управление Человеческими Ресурсами» направления 080200. 68 «Менеджмент» очной... | Программа дисциплины «Развитие коммуникативной компетентности» для... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов магистерской программы «Управление... | ||
Программа дисциплины «Анализ внешней среды учр» для направления 080200. 68 «Менеджмент» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.... | Программа дисциплины «Анализ внешней среды учр» для направления 080200. 68 «Менеджмент» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.... | ||
Субботняя школа менеджера по персоналу программа «практика управления... Цель реферата – подтверждение усвоения тем программы «Практика управления человеческими ресурсами в России»; демонстрация готовности... | Темы рефератов Роль и место подразделения по управлению человеческими... Роль и место подразделения по управлению человеческими ресурсами в организации. Кадровая политика | ||
С. М. Попова управление человеческими ресурсами Менеджмент, профиль «Государственное и муниципальное управление» разработаны доцентом кафедры экономики зип сибупк с. М. Поповой... | Рабочая программа дисциплины Изучение дисциплины базируется на знаниях и навыках, полученных при освоении дисциплин: «Управление человеческими ресурсами» «Теория... |