Пояснительная записка 1 Цель и задачи освоения дисциплины Цель дисциплины «Комплексное картографирование и дистанционные методы в географии»





Скачать 355.19 Kb.
НазваниеПояснительная записка 1 Цель и задачи освоения дисциплины Цель дисциплины «Комплексное картографирование и дистанционные методы в географии»
страница1/2
Дата публикации10.06.2015
Размер355.19 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > География > Пояснительная записка
  1   2
c:\documents and settings\admin\рабочий стол\123\комплекснок карт.jpg

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт математики, естественных наук и информационных технологий

Кафедра картографии и ГИС


Пупырев М.А.

Комплексное картографирование и дистанционные методы в географии

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 021000.68 «География» магистерская программа, профиль «Ландшафтное планирование»

Тюменский государственный университет

2012

Пупырев М.А. Комплексное картографирование и дистанционные методы в географии. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 021000.68 «География» магистерская программа, профиль «Ландшафтное планирование». Тюмень, 2011г., 16 стр.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Комплексное картографирование и дистанционные методы в географии [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой картографии и геоинформационных систем. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой картографии и геоинформационных систем, д.т.н. Новохатин В.В.

© Тюменский государственный университет, 2011.

© Пупырев М.А., 2011.

1. Пояснительная записка

1.1 Цель и задачи освоения дисциплины

Цель дисциплины «Комплексное картографирование и дистанционные методы в географии», как одного из основных курсов в системе подготовки по направлению магистратуры «Ландшафтное планирование», состоит в том, чтобы дать общие и специальные знания о картографировании природной и антропогенной среды на ландшафтной основе, с использованием ГИС, возможностях применения их для решения прикладных географических задач, выработать методические и практические навыки ландшафтного картографирования в среде ГИС.

Задачи дисциплины:

- получить представление об основных концепциях компьютерного картографирования с использованием аэрокосмических снимков; роли и месте компьютерных технологий; о их функциях в реализации прикладных географических и экологических задач;

- усвоить основные идеи, принципы и закономерности в картографировании пространственно-временных систем;

- познакомить студентов с программными комплексами ГИС, наиболее подходящими для целей комплексного картографирования.

1.2 Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Комплексное картографирование и дистанционные методы в географии» является базовой в общей профессиональной подготовке специалистов в области картографии и геоинформатики. Понимание общих положений, владение навыками технологий ГИС-картографирования необходимо будущим специалистам для выполнения комплекса картосоставительских и научно-исследовательских работ по разработке и актуализации топографических и тематических карт, формированию картографических баз данных и специализированных геоинформационных продуктов, решению прикладных географических и экологических задач. Дисциплина дает фундаментальные знания и умения по ландшафтному картографированию и работе в ГИС. Курс является одним из ведущих в подготовке картографов в современных условиях.

Для освоения материала дисциплины необходимы знания основ географии, ландшафтоведения, геоинформатики, картографии, владение информационными технологиями.

Освоение дисциплины «Комплексное картографирование и дистанционные методы в географии» необходимо в качестве предшествующих для всех дисциплин, оперирующих данными дистанционного зондирования Земли, курсов географического картографирования, а также для прохождения учебных и производственных практик.

1.3 Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО

Процесс изучения дисциплин модуля направлен на формирование следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО:

- глубоко понимать и творчески использовать в научной и производственно-технологической деятельности знания фундаментальных и прикладных разделов специальных дисциплин ООП магистратуры (ПК-2);

- использовать современные методы обработки и интерпретации географической информации при проведении научных и прикладных исследований (ПК-4);

- уметь диагностировать проблемы охраны природы, разрабатывать практические рекомендации по охране природы и обеспечению устойчивого развития (ПК-8).

В результате освоения дисциплин модуля магистр должен:

Знать:

* виды современных ГИС программ;

* технологию картографических работ в ГИС;

* методические приемы комплексного (ландшафтного) картографирования;

* различные подходы, классификации ландшафтов;

Уметь:

* создавать ландшафтные цифровые модели местности и использовать их для создания и обновления топографических и тематических карт;

* выполнять картографические работы в наиболее популярных и востребованных ГИС-пакетах;

* «разворачивать» ландшафтную основу в разнообразных тематических направлениях;

Владеть:

* навыками аналитической обработки материалов дистанционного зондирования для создания ландшафтных карт;

* методическими приемами геоинформационного картографирования;

* методами оценки пригодности ландшафтных карт для решения конкретных проектных задач.

2. Структура и трудоёмкость дисциплины

Дисциплина преподаётся во 2 семестре. Форма аттестации – экзамен. Общая трудоёмкость дисциплины составляет 4 зачётных единицы 144 часов.

3. Тематический план

Таблица 1.

N

п/п

Раздел

дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу и трудоёмкость

(в часах)

Из них в интерактивных формах, час.

Итого количество баллов













Л

Лаб.

СР

ОТ










Модуль 1

























1.

Введение.

2

1-2

2

-

2

4

14

0 - 10

2.

Геоинформационные системы и геоинформационное картографирование.

2

3-6

8

8

18

26

14

0 - 20




Всего




6

10

8

20

30

28

0 - 30




Модуль 2

























3.

Морфология ландшафтов.

2

7-11

8

10

30

44

15

0 - 30




Всего




5

8

10

30

44

15

0 - 30




Модуль 3

























4.

Геоинформационное ландшафтное картографирование.

2

12-18

10

10

38

16

15

0 -40




Всего




7

10

10

38

56

15

0 - 40




Итого

2

18

28

28

88

144

58

0 -100




Из них в интерактивной форме







2

56







58




Таблица 2.

Виды и формы отдельных оценочных средств в период текущего

контроля


№ темы

Устный опрос

Письменные работы

Технические формы контроля

Информационные системы и технологии

Итогоколичествобаллов

номенклатура

собеседование

коллоквиум

Лаб.
работа

контрольная работа

тест

реферат

эссе

программы компьютерноготестирования

комплексные ситуационные задания

электронные практикум




Модуль 1

1. Введение.

-

0-1

0-2

-

0-1

0-1

0-1

0-2

0-2

-

0 - 10

2.Геоинформационные системы и геоинформационное картографирование.

0-2

0-2

0-2

0-4

0-2

0-2

0-1

0-2

0-2

0-1

0 - 20

Всего

0-2

0-3

0-4

0-4

0-3

0-3

0-2

0-4

0-4

0-1

0-30

Модуль 2

3.

Морфология ландшафтов.

0-2

0-3

0-4

0-4

0-3

0-4

0-2

0-4

0-4

-

0 - 30

Всего

-

0-3

0-4

0-4

0-3

0-4

0-2

0-4

0-4

-

0 - 30

Модуль 3

4.Геоинформационное ландшафтное картографирование.

0-4

0-4

0-6

0-6

0-4

0-4

0-4

-

0-4

0-4

0 - 40

Всего

0-4

0-4

0-6

0-6

0-4

0-4

0-4

-

0-4

0-4

0 - 40

Итого

0-6

0-10

0-14

0-14

0-10

0-11

0-8

0-8

0-12

0-5

0 -100

Таблица 3.

Планирование самостоятельной работы студентов



Модули и темы

Виды СРС

Неделя семестра

Объем часов

Кол-во баллов

обязательные

дополнительные

Модуль 1
















1.

Введение.

собеседование

подготовка сообщений к докладу

1-2

6

0-10

2.

Геоинформационные системы и геоинформационное картографирование.


исследовательская работа

решение примеров

3-6

20

0-20

Всего по модулю 1:


26

0-30

Модуль 2
















3.

Морфология ландшафтов.

исследовательская работа

решение

примеров

7-11

12

0-30

Всего по модулю 2:


12

0-30

Модуль 3

















4.

Геоинформационное ландшафтное картографирование.

исследовательская работа

решение

примеров

12-18

16

0-40


Всего по модулю 3:

16

0-40


ИТОГО:

88

0-24

4. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с

обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

Таблица 4

№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплины

Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин




1

2

3

4




1.

Основы геоинформатики

+

+

+

+

2.

Фотограмметрия

-

+

+

+

3.

Геодезические основы карт

-

-

+

-

4.

Создание геоинформационных систем

-

+

+

+

5.

Основы спутникового позиционирования

-

+

+

+

6.

Оформление компьютерных и электронных карт

-

-

+

-

7.

Базы пространственных геоданных

-

-

-

+

8.

Тематическое картографирование

-

+

+

+

5. Структура и содержание дисциплины
Модуль 1.

1. ВВЕДЕНИЕ.

Термины и определения, цель и задачи курса, связь с другими дисциплинами картографического профиля, краткий исторический обзор.
2. Геоинформационные системы и геоинформационное картографирование.

Структура ГИС (слои, пространственная и атрибутивная информация). Модели описания пространственного положения явлений: растр и вектор. Топологическая и семантическая согласованность слоев. Функциональные возможности ГИС. Источники пространственной информации (карты, аэрокосмические снимки, полевые описания). Географические проекции. Организация данных, привязка карт, снимков, материалов полевых описаний, преобразование форматов. Требования к ГИС. Анализ данных и математико-картографическое моделирование. Базовые операции ГИС. Запросы, расчет площадей, измерение расстояний, оверлейные операции, построение буферных зон и др. Визуализация данных. Построение тематических карт. Этапы разработки геоинформационной системы.
Модуль 2.

3. Морфология ландшафтов.

Геосистемная концепция – методологическая основа изучения ландшафтов. Сущность геосистемной концепции. Общенаучные представления о системах (целостность, составные части, взаимосвязи, структура). Разные представления о структуре систем. Организованность систем, их иерархия, устойчивость, смена состояний, эмерджентность. Системы и геосистемы, их типы (материальные, абстрактные, статические, динамические, закрытые, открытые).
Природные компоненты географической оболочки. Понятие «природный компонент». Основные и производные компоненты. Взаимосвязи между компонентами, их взаимозависимость и взаимообусловленность. Взаимосвязь как процесс перемещения вещества и энергии. Радиальные и латеральные потоки вещества и энергии. Катены. Факторы обособления, дифференциации и факторы развития ландшафтов. Простые и сложные факторы. Космические, геолого-геоморфологические, гидро-климатические, биогенные, антропогенные группы факторов. Неравнозначность взаимодействующих факторов (ряд Н.А. Солнцева). Геокомпонентные подсистемы – геома и биота. Физиономические и критические компоненты. Понятие «природный территориальный комплекс» (ПТК) (геокомплекс, геосистема). Теория природных комплексов (неполные и полные комплексы). Разная сложность устройства ПТК, их однородность-разнородность. Иерархия ПТК (фации, подурочища, урочища, местности, ландшафты, единицы физико-географического районирования). Обязательные и необязательные ПТК. Отличие ПТК от других видов систем. Понятие «внутренняя и внешняя среда ПТК», структура ПТК. Вертикальная и горизонтальная структура ПТК. Границы ПТК (ядро и экотон). Понятие «морфологическая структура» и «морфологические единицы».
Ландшафт как основная единица геосистемной иерархии. Понятие «ландшафт». Причины обособления ландшафтов. Структура и морфологическая структура ландшафта. Диагностические признаки ландшафта. Основные (доминантные и субдоминантные) и второстепенные (редкие, уникальные) урочища. Монодоминантные, бидоминантные, полидоминантные ландшафты. Ярусность ландшафтов. Рисунок ландшафта. Типы рисунков. Размеры ландшафтов. Оптимальные масштабы их картографирования. Региональное, общее и типологическое понимание ландшафтов. Морфологические единицы ландшафта.

Элементарные природные геосистемы – фации. Определение, диагностические признаки. Предельные структурные элементы ландшафта. Соотношение фаций, парцелл, биогеоценозов. Экотопы и эдафотопы. Коренные и производные фации. Размеры фаций, оптимальные масштабы их картографирования.

Подурочища. Определение. «Необязательность» этой единицы. Диагностические признаки. Связь с элементами форм мезорельефа. Размеры. Оптимальные масштабы картографирования.

Урочища. Определение. Диагностические признаки. Связь с формами мезорельефа. Цепи урочищ. Простые и сложные урочища. Звено как этап зарождения урочища. Размеры урочищ. Оптимальные масштабы картографирования.

Местности. Определение. Причины обособления. Диагностические признаки. Размеры. Оптимальные масштабы картографирования.
Общие свойства ландшафтов и их морфологических частей. Возрастание сложности устройства от фации к ландшафту. Ярусность морфологических единиц. Явление останцовости. Равнинные и горные ПТК. Сходство и различия в таксономических системах равнин и гор. Диагностические признаки ландшафтов и их морфологических частей в горах. Оптимальные масштабы картографирования.

Антропогенный фактор и его влияние на морфологическую структуру ПТК.  Этапы воздействия человека на ландшафты, связанные с изменением самой природы и появлением новых орудий труда. Коренные и модифицированные ПТК. Обратимые и необратимые изменения ПТК. Понятия «природно-антропогенный» и «антропогенный» ландшафт. Соотношение понятий «хозяйственное угодье» и ПТК разных рангов. Антропогенные смены состояний ПТК и антропогенные смены одних ПТК другими. Современные и восстановленные ландшафты. Усложнение и упрощение морфологической структуры ПТК под воздействием антропогенных воздействий. Диагностические признаки современных и былых воздействий человека на природу.
Значение изучения морфологической структуры ландшафтов для создания ГИС, земельных кадастров, экспертных оценок, прогнозирования, мониторинга, охраны ландшафтов, создания оптимальной экологической обстановки.
Модуль 3.

4. Геоинформационное ландшафтное картографирование.

Разнообразие методов, применяемых в ландшафтных исследованиях. Методы других наук. Собственные методы (ландшафтное картографирование и профилирование, выявление состояний ПТК). Зависимость набора методов от цели исследования. Главная цель ландшафтных исследований – познание генезиса, структурных частей ПТК, их функционирования и развития.
Связь развития картографирования с теоретическими достижениями ландшафтоведения.  Первые комплексные карты Н.М. Сибирцева, Г.Н. Высоцкого, Г.Ф. Морозова. Первые ландшафтные карты 20-30 гг. ХХ в.  Б.Б. Полынова, И.В. Ларина, А.Д. Гожева, Р.И. Аболина, А.Н. Пономарева. Крупномасштабное ландшафтное картографирование 40-60-ых годов в центре Русской равнины с целью уточнения системы таксономических единиц и их диагностических признаков (Н.А. Солнцев). Разработка классификации ландшафтов (А.Г. Исаченко, В.А. Николаев) и создание на ее основе средне- и  мелкомасштабных ландшафтных карт.
Типы ландшафтных карт – морфологические, динамические, палеоландшафтные. Естественно-научные ландшафтные и ландшафтно-прикладные карты.  Ландшафтные карты в атласах и сериях природных карт. Опыт использования ландшафтных карт в России и за рубежом. 

Объекты ландшафтного картографирования и их связь с масштабами карт. Возможность одновременного отображения на картах ПТК разных рангов.  Классификация, систематика, типология ландшафтов. Оценка информативности и особенностей использования ландшафтных карт разных масштабов. Возможность экстраполяции данных.

Способы оформления карт (границы, качественный фон, индексы, внемасштабные знаки, текстовые и табличные легенды). Аналитические и синтетические карты.

Методика составления ландшафтных карт. Факторы, влияющие на сложность изучения и картографирования ПТК, Этапы работы по созданию детальных и крупномасштабных ландшафтных карт (сбор фондовых и опубликованных материалов, баз данных; анализ их качества; составление картографической основы; создание предварительной ландшафтной карты; разработка программы полевых работ; содержание полевых работ; оформление ландшафтной карты). Этапы и особенности методики составления средне- и мелкомасштабных ландшафтных карт. Возможности автоматизации ландшафтного картографирования на основе компьютерных технологий.
Принципы составления ландшафтно-прикладных карт крупных и средних масштабов.

6. ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
ТЕМА: Геоинформационные системы и геоинформационное картографирование.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1
Задание: Разобрать на примерах тематическое картографирование в ГИС.
ТеМА: Морфология ландшафтов

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2
Задание: Построить ландшафтную карту на предложенную территорию (в пределах Тюменской области).
ТЕМА: Геоинформационное ландшафтное картографирование

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3
Задание: построить ГИС-модель на ландшафтной основе с использованием аэрокосмических снимков.

7. Учебно - методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
7.1 ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ СТУДЕНТОВ
1. ГИС-моделирование на ландшафтной основе.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка 1 Цель и задачи освоения дисциплины Цель дисциплины «Комплексное картографирование и дистанционные методы в географии» iconПояснительная записка 1 Цель и задачи освоения дисциплины Цель дисциплины «Геодезия»
Новохатин В. В. Геодезия. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальность 250203. 65 «Садово-парковое...
Пояснительная записка 1 Цель и задачи освоения дисциплины Цель дисциплины «Комплексное картографирование и дистанционные методы в географии» iconПояснительная записка Цели и задачи освоения дисциплины Обязательный...
Цель дисциплины – углубленное изучение правовых основ предпринимательской деятельности, предметного соотношения экономики и права,...
Пояснительная записка 1 Цель и задачи освоения дисциплины Цель дисциплины «Комплексное картографирование и дистанционные методы в географии» iconПояснительная записка Цели и задачи освоения дисциплины Обязательный...
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Пояснительная записка 1 Цель и задачи освоения дисциплины Цель дисциплины «Комплексное картографирование и дистанционные методы в географии» iconПояснительная записка 3 Цели и задачи освоения дисциплины 3 Обязательный...
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Природопользование» 3
Пояснительная записка 1 Цель и задачи освоения дисциплины Цель дисциплины «Комплексное картографирование и дистанционные методы в географии» iconПояснительная записка Цель освоения дисциплины
Цель: Создание модели социального партнёрства педагога доу с родителями детей раннего возраста
Пояснительная записка 1 Цель и задачи освоения дисциплины Цель дисциплины «Комплексное картографирование и дистанционные методы в географии» iconПояснительная записка Цель и задачи освоения дисциплины Цель: изучить...
Проанализировать уровень хозяйственного освоение болот, заболоченных территорий и озер Тюменского региона
Пояснительная записка 1 Цель и задачи освоения дисциплины Цель дисциплины «Комплексное картографирование и дистанционные методы в географии» icon1. Цели и задачи дисциплины Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке...
Цель дисциплины "Физико-химические методы исследования" — формирование у студентов системных теоретических знаний, умений и навыков...
Пояснительная записка 1 Цель и задачи освоения дисциплины Цель дисциплины «Комплексное картографирование и дистанционные методы в географии» iconПояснительная записка (аннотация): 3 предмет учебной дисциплины 3 цель освоения дисциплины
Хвз вопт – хронические воспалительные заболевания верхнего отдела пищеварительного тракта
Пояснительная записка 1 Цель и задачи освоения дисциплины Цель дисциплины «Комплексное картографирование и дистанционные методы в географии» icon1. Цели и задачи дисциплины Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке...
Цель дисциплины "Методы оценки качества товаров" — формирование у студентов системных теоретических знаний, умений и навыков в области...
Пояснительная записка 1 Цель и задачи освоения дисциплины Цель дисциплины «Комплексное картографирование и дистанционные методы в географии» iconЦель. Задачи дисциплины, её место в подготовке бакалавра (с учетом...
Цель дисциплины – комплексное раскрытие концептуальных основ финансового менеджмента в контексте управления, ориентированного на...
Пояснительная записка 1 Цель и задачи освоения дисциплины Цель дисциплины «Комплексное картографирование и дистанционные методы в географии» icon1. Цели и задачи дисциплины Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке...
Цель дисциплины "Методы исследования отдельных категорий продовольственных товаров в таможенных целях" — формирование у студентов...
Пояснительная записка 1 Цель и задачи освоения дисциплины Цель дисциплины «Комплексное картографирование и дистанционные методы в географии» iconПояснительная записка, которая содержит: Цели и задачи дисциплины (модуля) Цель дисциплины
Логика и риторика относится к циклу Б. 1 (Гуманитарный, социальный и экономический цикл), вариативная часть
Пояснительная записка 1 Цель и задачи освоения дисциплины Цель дисциплины «Комплексное картографирование и дистанционные методы в географии» iconПояснительная записка 3 2 Цели и задачи освоения дисциплины «Эконометрика»
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «эконометрика» 3
Пояснительная записка 1 Цель и задачи освоения дисциплины Цель дисциплины «Комплексное картографирование и дистанционные методы в географии» iconПояснительная записка 3 Цели и задачи освоения дисциплины «Международные финансы»
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое...
Пояснительная записка 1 Цель и задачи освоения дисциплины Цель дисциплины «Комплексное картографирование и дистанционные методы в географии» iconПояснительная записка Цель дисциплины
Цель дисциплины – формирование знаний, умений и навыков по фитнесу для детей и подростков, готовности к применению их в практической...
Пояснительная записка 1 Цель и задачи освоения дисциплины Цель дисциплины «Комплексное картографирование и дистанционные методы в географии» iconПояснительная записка, которая содержит: Цели и задачи дисциплины...
Философия", профиль подготовки "социально-аксиологический", форма обучения – очная


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск