Учебно-тематический план 2 год обучения 24 Содержательная часть 2 год обучения 31 Литература 40 Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая





НазваниеУчебно-тематический план 2 год обучения 24 Содержательная часть 2 год обучения 31 Литература 40 Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
страница1/8
Дата публикации28.06.2015
Размер0.62 Mb.
ТипУчебно-тематический план
100-bal.ru > География > Учебно-тематический план
  1   2   3   4   5   6   7   8
Рецензенты:
Дмитриева Людмила Александровна

Высшая квалификационная каткгория, педпгог дополнительного образования, МБОУ ДОД ЦДТТ №1

Родионова Маргарита Викторовна

Высшая квалификационная категория, заведующий отделом, МАОУ ДОД ЦДТ №5

Годы обучения:

1 год - 144 ч., 2 ч. × 2 р. в неделю – 36 недель

2 год - 216 ч., 2 ч. × 3 р. в неделю – 36 недель

Структура программы

  1. Пояснительная записка 2

  2. Учебный план 1 год обучения 13

  3. Учебно-тематический план 1 год обучения 14

  4. Содержательная часть 1 год обучения 17

  5. Учебный план 2 год обучения 23

  6. Учебно-тематический план 2 год обучения 24

  7. Содержательная часть 2 год обучения 31

  8. Литература 40


Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей (далее по тексту – программа) «Аппликация из природного материала» предназначена для организации

образовательно-воспитательного процесса в учреждении дополнительного

образования детей, отдельные разделы могут быть использованы на уроках

технологии и труда начальных классов в общеобразовательных школах.

Программа является модифицированной с авторским подходом

Разработки, так как она приведена в соответствии с современными

Требованиями, учтены положения новых нормативных документов по

Вопросам обучения, воспитания и развития детей.

Программа опирается на сборник авторских программ «Дополнительное

Образование детей». – Выпуск №2, М.: Ставрополь,2004г. и М.:

Ставрополь, 2007г.

Данная программа выполняет обучающую, развивающую, эстетическую,

диагностическую, коррекционную функции. Изучаются стартовые

возможности и динамика развития ребенка в образовательно-

воспитательном процессе.

Программа направлена на взаимодействие разных видов деятельности,

дает ребенку возможность получать более глубокие знания об аппликации

из природного материала, соломки, лепке из соленого теста, соломенной

пластике, а создание благоприятной эмоциональной среды на занятиях

способствует активизации процессов самопознания и саморазвития,

направленных на формирование творческой личности.

Работая по данной программе, дети знакомятся с новыми видами

деятельности: аппликация из природного материала, соломки, лепка из

соленого теста, соломенная пластика. Работа с этими материалами вполне

доступна для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Освоив 2 курса данной программы, ребенок откроет яркий и многоликий

мир декоративно-прикладного искусства, научится работать с самыми

разными материалами, сможет стать созидателем и художником.

Декоративно-прикладное искусство – древнее искусство: оно возникло еще

в первобытные времена, и в то же время оно молодое, потому что по-преж-

нему необходимо человеку в его жизни, в быту. Оно создает среду, в

которой живут люди, украшает повседневный быт, помогает сделать жизнь

более привлекательной и праздничной. А самое главное декоративно-

прикладное искусство организует общение людей, строит их отношения. Это

искусство огромно и разнообразно, как окружающий нас мир, имеет свой

особый, образный язык. Освоение его дает возможность увидеть и понять

особую красоту предмета, его декора, задуматься о смысле, который он

выражает.

Народное искусство хранит вековые традиции, передаваемые из

поколения в поколение. Программа «Соломка» направлена на приобщение

детей к народному искусству. Программа включает в себя два этапа

освоения, соответственно годам обучения. Первый этап – познавательный,

второй этап – углубленно-практический. На первом этапе больше

используется репродуктивный метод, на втором этапе ведущим становится

метод развивающего обучения.

В процессе освоения программы дети учатся заготавливать и обрабаты-

вать природный материал, солому, готовить основу, правильно

работать с инструментами, организовывать рабочее место, изучают правила

ТБ и применяют их на практике, осваивают технологию изготовления

аппликации из природного материала, соломки, лепку. Познают свойства

материала, чувствуют его красоту, проявляют выдумку и фантазию в

процессе работы с ним.

Занятия с природным материалом способствуют воспитанию у детей

любви к родной природе, бережного отношения к ней.

Природа дает нам неповторимое многообразие красок и совершенство

готовых форм, общения с ней увлекательно, интересно и полезно, развивает

творчество и мышление, чувство цвета и формы. Общение с природой,

знакомство с произведениями искусства, с изделиями народных промыслов

и ремесел положительно влияют на формирующую личность. Ребенок, тонко

чувствующий прекрасное , воспринимающий мир как живой и ценный своим

фактом своего существования, всегда будет гуманен, доброжелателен и

толерантен.

Природный материал – кладовая для развития фантазии, творчества,

воображения. Процесс изготовления из него поделок развивают

эстетический вкус, мелкую моторику рук, внимание, интеллектуальную и

творческую активность. Создание поделок из природного материала дает

возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя и пусть

поделки будут пока не очень совершенны, но они принесут много радости

и творческого удовлетворения детям.

Программа комплексная, так как включает в себя несколько направлений:

аппликация, лепка, соломенная пластика. Это дает детям возможность

познакомиться и освоить несколько видов деятельности, смена деятельности

благоприятно сказывается на освоении программы. Данная программа

предусматривает взаимодействие со школьными предметами : окружающий

мир, трудовое обучение.

Программа обеспечивает общекультурный уровень освоения и осваивается

в полном объеме. Метод освоения репродуктивно-творческий.

В программе предусмотрены резервные и контрольные часы. Резервные

часы используются в качестве дополнительных часов при изучении как

более сложных тем и если занятия не состоялось по причине отмены занятия

(мороз, карантин, болезнь педагога). Контрольные часы предусмотрены в

конце каждого блока программы. С помощью контрольных часов педагог

выявляет уровень полученных знаний, умений, навыков по каждому блоку и

направлению. Это позволяет педагогу оказать вовремя помощь учащимся,

которые имеют отставания и недочеты. Контрольные часы проводятся в

форме теста, выставки, устного опроса, самостоятельной практической

работы.

Актуальность программы заключается в создании условий для

самореализации и формирования творческой личности.

Новизна программы – создание новой методической продукции

переработанной, интегрированной для изучения декоративно-прикладного

творчества с учетом особенностей детей.

Программа является комплексной, так как объединяет несколько видов

деятельности: аппликация из природного материала, соломки, лепка из

соленого теста.

Программа вариативна, допускает некоторые изменения в содержании

занятий, форме их проведения, количества часов на изучении программного

материала.

Цель программы – создание условий для творческого развития личности, формирование эстетического мировоззрения художественного восприятия мира через приобщение к декоративно-прикладному искусству, культуре.

Задачи:

  1. Обучающие:

- познакомить детей с основными законами и принципами декоративно-прикладного искусства;

-познакомить с новыми видами деятельности, научить технологии изготовления аппликаций из природного материала, соломы, работе с соленым тестом;

- научить излагать свои творческие замыслы.

2. Развивающие:

-развивать познавательные интересы, образное, абстрактное и логическое мышление, творческую активность, стремление к самовыражению;

-развивать эстетический и художественный вкус, расширять общекультурный кругозор;

-формировать целостность умственного, физического и духовного развития личности ребенка.

2. Воспитательные:

-обеспечить эмоциональное благополучие ребенка;

-воспитывать трудолюбие, бережное отношение к природе, уважение к традициям национальной культуры, стремление к здоровому образу жизни;

-приобщать к нормам социальной жизнедеятельности, к общечеловеческим ценностям через коллективную творческую деятельность.

Возрастные особенности детей.

Дети младшего школьного возраста находятся в большой эмоциональной зависимости от педагога, у них большая потребность в положительных эмоциях. Учитывая это, программа предусматривает создание положительного эмоционального фона занятий. Образное мышление - основной вид мышления в младшем школьном возрасте. Неустанная работа воображения – важнейший путь познания и освоения ребенком окружающего мира, предпосылка развития способности к творчеству.

Детям младшего школьного возраста трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной деятельности. Поэтому применяются методы переключения внимания, введения в занятия элементов игры, физкультминуток. Смена деятельности предупреждает переутомления.

Огромное значение имеет установление и сохранение положительных взаимоотношений с другими детьми, умение работать в коллективе. Это осуществляется через коллективные проекты.

Сроки и этапы реализации программы.

Программа рассчитана на 2 года обучения:

1 год: 144 часа, 2 часа 2 раза в неделю, 36 недель, возраст 6-8 лет.

2 год: 216 часов, 2 часа 3 раза в неделю, 36 недель, возраст 7-9 лет.

Состав детей в группе: оптимально 10 человек, максимально 15 человек.

В объединении принимаются дети на добровольной основе, с любым уровнем знаний и подготовки, проявляющие интерес к декоративно-прикладному творчеству по направлению «Аппликация».

Программа востребована учащимися младшего школьного возраста для их социализации и адаптации к условиям современной жизни.

Принципы программы:

- принцип доступности и последовательности (построение учебного процесса

от простого к сложному)

- учет возрастных особенностей (содержание и методика работы

ориентированы на детей конкретного возраста)

- принцип наглядности (широкое использование наглядных и дидактических

пособий, технических средств обучения, делающих учебно - воспитательный

процесс более эффективным)

- принцип связи теории с практикой (органичное сочетание в работе с

детьми необходимых теоретических знаний и практических умений и

навыков)

- принцип результативности (в программе указано, что узнает и чему учится

каждый ребенок)

- принцип актуальности (максимальная приближенность содержания

программы к реальным условиям жизни и деятельности детей)

- принцип деятельностного подхода (любые знания приобретаются ребенком во время активной деятельности детей).

- принцип культуросообразности (основывается на ценностях региональной национальной и мировой культуры, технологически реализуется посредством культурно-средового подхода к организации деятельности в детском объединении).

-принцип гармонии, простоты и красоты (лежит в основе любого вида деятельности, одновременно является критерием творческой деятельности и регулятором в процессе саморазвития творческих способностей).

В рамках программы предусмотрены индивидуальные (в рамках времени, отведенного на группу), групповые и массовые формы работы.

Теоретические занятия проводятся в форме беседы, рассказа, объяснения.

Практические занятия в форме практической самостоятельной работы, экскурсий.

Применяются методы:

- наглядный: показ схем, образцов и иллюстраций из книг, технологических инструкционных карт;

- словесный: рассказ, беседа, объяснение;

- практический: составление эскизов, обработка и подготовка материала, самостоятельная работа;

- аналитический: наблюдение, сравнение, анализ готовых работ;

- поисковый: сбор материала по темам, подготовка докладов, рефератов.

Воспитательная составляющая результатов:

Увлечение ребёнка избранным видом деятельности выражается в проявлении инициативы на занятии, систематическом участии в конкурсах и мероприятиях и результативности деятельности. Способность работать в коллективе и делиться личным опытом. Регулярное участие обучающийся в посильной трудовой деятельности, в мероприятиях связанных с популяризацией экологических знаний. Ответственно относится к результатам выполняемой работы.

Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. Все занятия устроены так, что каждое задание дает возможность ребенку проявлять свои творческие способности, не ограничивая свободу, воображение и фантазию.

Условия реализации программы

Для успешной реализации дополнительной образовательной программы «Соломка» необходимо:

  1. Столы и стулья (12 рабочих мест)

  2. Стенды для демонстрации образцов

  3. Материалы и инструменты, необходимые для выполнения аппликации

  4. Методические разработки по изучаемым темам

  5. Изделия-образцы, детские работы

  6. Правила поведения, правила по технике безопасности

  7. Хорошее освещение рабочих мест

  8. Эстетически оформленное помещение

  9. Методическая литература

Уровни и критерии диагностики

Вводная диагностика: проводится в течение 2 недель с 15 сентября (когда закончился набор учащихся в учебные группы)

Цель: выявить уровень подготовки обучающихся. Скорректировать учебно-тематический план и программу, определить направления и формы индивидуальной работы т.е. получить необходимую информацию для анализа и совершенствования образовательных программ.

Проведение вводной диагностики – это необходимая и важная работа, так как одним из главных критериев оценки эффективности образовательного процесса является результат обученности детей. Он должен быть максимально возможным для конкретного обучающегося , что определяет совпадение реальных знаний и умений обучающегося с его учебными возможностями, определенными в зоне потенциального развития. Педагог самостоятельно определяет зону потенциального развития обучающегося и заносит результаты первичного наблюдения за каждым ребенком в журнал наблюдения.

Методы вводной диагностики: педагогическое наблюдение, собеседование.

Текущая диагностика: проводится в конце января начале февраля.

Цель: определить диагностику ЗУН учащихся в процессе освоения очередной темы учебного материала, уровень их подготовленности к знаниям. Повысить ответственность и заинтересованность обучающихся в освоении материала. Обеспечить ритмичность и организованность учебной работы, своевременно выявить отстающих, а также опережающих обучение с целью наиболее эффективного подбора методов и средств обучения. Результаты текущей диагностики заносятся в журнал наблюдения педагога.

Методы текущей диагностики: устный и письменный опрос, карточки-задания, практическая работа.

Итоговый контроль проводится в конце учебного года.

Цель: определить степень достижения результатов обучения, закрепление знаний (соответствие теоретических и практических знаний умений и навыков программным требованиям), эффективность образовательного процесса.

Методы итоговой диагностики: выставка, творческая работа, реферат.

По результатам итоговой диагностики, педагог анализирует эффективность образовательной программы по каждому обучающемуся и фиксирует образовательные результаты в групповые карточки объединения (см. приложение 1).

Результаты итоговой диагностики объединяются с выводами и предложениями, рассматриваются на методическом объединении, собеседовании педагога при директоре и методическом совете.

Для фиксации полученных результатов на каждого обучающегося, педагог использует индивидуальную карточку учета результатов обучения по дополнительной образовательной программе, где в баллах соответствующих степеней выраженности оцениваемого качества, отмечается динамика результатов освоения предметной деятельности конкретным ребенком.

В конце карточки педагог выделяет специальную графу «Достижения обучающегося», выполняющую роль «портфолио», где фиксируются наиболее значимые достижения обучающегося. Здесь могут быть отмечены результаты участия ребенка в выставках, конкурсах (награждение грамотами, дипломами и т.д.).

Индивидуальная карточка (см. приложение №2) позволяет вести постоянную систему контроля за обучением обучающегося и отслеживать динамику его образовательных результатов по отношению к нему самому начиная от первого момента взаимодействия с педагогом и дальше по годам обучения системой оценки, которая наиболее полно рассказывает и охватывает совокупность измеряемых показателей.

По 10 бальной системе оценке: минимальному уровню соответствует 1 балл; среднему 5 баллов; максимальному 10 баллов.

Процесс «восхождения» от одного уровня к другому можно отразить, добавляя за конкретные достижения в освоении программы определенное количество баллов. К примеру, чтобы продвинуться от среднего уровня к максимальному и получить заветные 10 баллов, обучающемуся необходимо пройти несколько промежуточных ступеней, каждая из которых обозначена соответствующим баллом.

Оценочные суждения педагога должны быть обязательно мотивированными, содержательными. В оценке того или иного знания и умения обучающегося должно быть четко указано, что ребенку удается, в чем его ошибки, возможность их преодоления.

1 балл – имеет некоторые знания.

2 балла – имеет некоторые знания и умения.

3 балла – частично владеет навыками с помощью педагога.

4 балла – наличие некоторых знаний и умений, выполнение работ с помощью педагога.

5 баллов – наличие знаний, частичное самостоятельное их применение, выполнение работ с помощью педагога.

6 баллов – наличие знаний и умений, применение их в работе, редкое обращение к педагогу.

7 баллов – владеет ЗУН, редкое обращение к педагогу.

8 баллов – владеет ЗУН, умело их применяет.

9 баллов - владеет ЗУН, умело их применяет, может оказать помощь другим обучающимся.

10 баллов – в совершенстве владеет ЗУН, выполняет практические задания с элементами творчества.

Результаты учебно-воспитательной деятельности педагоги отслеживают путем проведения вводной, текущей и итоговой диагностики учащихся. Контрольными точками являются 15 сентября, 1 февраля, 20 мая.

Цель контроля: побудить обучающихся к сознательному самосовершенствованию, воспитывать умение оценивать свои достижения и видеть перспективу развития.


  1. год обучения.

Цель: приобщение детей к декоративно-прикладному творчеству и

изучение этапов изготовления аппликаций из природного

изучение этапов изготовления аппликаций из природного

материала и соломки.

Задачи: - знакомить с промыслами, традициями народной культуры;

- научить заготавливать природный материал, соломку,

выполнять предметную аппликацию;

-воспитывать интерес, бережное отношение к природе, художественный

Вкус.

В течение 1 года обучения дети знакомятся с аппликацией из природного материала из соломки, лепкой из соленого теста, правилами общего поведения и правилами ТБ. Учатся заготавливать природный материал, обрабатывать его, выполнять предметную аппликацию, готовить соленое тесто, осваивают элементы лепки и лепят из него игрушки, правильно организовать рабочее место, аккуратно выполнять аппликации, работать с литературой. Учатся работать в коллективе, быть внимательными друг к другу, оказывать помощь и поддержку, изготавливают поделки, которые служат для оформления кабинета, подарка близким и родным.

Учебный план 1 год обучения.

№ п/п

№ занятия

№ блока

Наименование темы

Количество часов

всего

учебных

резервных

контрольных

1

1-2

1

Вводное занятие

4

4







2

3-13

2

Аппликация из природного материала

22

18

2

2

3

14-40

3

Аппликация из соломки

54

50

2

2

4

41-57

4

Лепка из соленого теста

32

28

2

2

5

58-66

5

Изготовление сувениров

20

16

2

2

6

67-71

6

Воспитательно-досуговая деятельность

10

10







7

72

7

Итоговое занятие

2

2
















Всего:

144

128

8

8
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-тематический план 2 год обучения 24 Содержательная часть 2 год обучения 31 Литература 40 Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  iconУчебно-тематический план на 2011-2012у г. (1 год обучения) стр. 20...
«система семейного досуга как средство гуманизации детско- родительских отношений»
Учебно-тематический план 2 год обучения 24 Содержательная часть 2 год обучения 31 Литература 40 Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  iconПояснительная записка основной
Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительная записка, основное содержание, учебно-тематический...
Учебно-тематический план 2 год обучения 24 Содержательная часть 2 год обучения 31 Литература 40 Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  iconПояснительная записка Дополнительная образовательная программа «Компьютерная подготовка»
Содержание программы 1 год обучения
Учебно-тематический план 2 год обучения 24 Содержательная часть 2 год обучения 31 Литература 40 Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  icon1. Пояснительная записка
Учебно-тематический план 1-го года обучения c. 8
Учебно-тематический план 2 год обучения 24 Содержательная часть 2 год обучения 31 Литература 40 Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  iconЛитература Великобритании и США пояснительная записка Предметно-ориентированный...
Первый год обучения включает изучение литературы Великобритании, второй год обучения посвящён изучению литературы США
Учебно-тематический план 2 год обучения 24 Содержательная часть 2 год обучения 31 Литература 40 Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  iconПояснительная записка 5 тематический план учебной дисциплины 8 пояснительная...
Форма обучения: очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе среднего профессионального образования
Учебно-тематический план 2 год обучения 24 Содержательная часть 2 год обучения 31 Литература 40 Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  iconПояснительная записка учебно-тематический план
Средства обучения (оборудование, таблицы, раздаточный материал, инструменты и др.)
Учебно-тематический план 2 год обучения 24 Содержательная часть 2 год обучения 31 Литература 40 Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  iconПояснительная записка учебно тематический план
Средства обучения (оборудование, таблицы, раздаточный материал, инструменты и др.)
Учебно-тематический план 2 год обучения 24 Содержательная часть 2 год обучения 31 Литература 40 Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  iconПояснительная записка Настоящая программа по литературе для V класса...
«Литература» под редакцией В. Я. Коровиной, 7-е издание, М. «Просвещение» 2006 года и представляет собой целостный документ, включающий...
Учебно-тематический план 2 год обучения 24 Содержательная часть 2 год обучения 31 Литература 40 Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  iconРабочая программа по информатике и икт 4 класс
Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительная записка, основное содержание, учебно-тематический...
Учебно-тематический план 2 год обучения 24 Содержательная часть 2 год обучения 31 Литература 40 Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  iconПояснительная записка. Содержание рабочей программы. Учебно-тематический план
Дать представление о целях, содержании, общей стратегии обучения и развития учащихся средствами данного учебного предмета
Учебно-тематический план 2 год обучения 24 Содержательная часть 2 год обучения 31 Литература 40 Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  iconПояснительная записка 5 тематический план учебной дисциплины 8 список...
Форма обучения – очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе впо, очно-заочная (вечерняя) сокращенная на базе спо
Учебно-тематический план 2 год обучения 24 Содержательная часть 2 год обучения 31 Литература 40 Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  iconПояснительная записка 5 тематический план учебной дисциплины 8 пояснительная...
Форма обучения – очная, заочная (сокращенная) на базе впо, очно-заочная (вечерняя), очно-заочная (сокращенная) на базе спо
Учебно-тематический план 2 год обучения 24 Содержательная часть 2 год обучения 31 Литература 40 Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  iconПояснительная записка в данной рабочей программе представлены: календарно-тематический...
В данной рабочей программе представлены: календарно-тематический план, контрольно-измерительные материалы, литература, цели и задачи...
Учебно-тематический план 2 год обучения 24 Содержательная часть 2 год обучения 31 Литература 40 Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  iconПояснительная записка содержание программы тематический план (10...
В школьной образовательной программе вопросам практическим, экспериментальным уделяется недостаточное внимание, поэтому данная дополнительная...
Учебно-тематический план 2 год обучения 24 Содержательная часть 2 год обучения 31 Литература 40 Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  iconПояснительная записка в целях экологического воспитания учащихся...
Решению этих задач способствует трехгодичная программа, которая включает следующие разделы: 1 год обучения – “Жизнь растений”, 2...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск