Скачать 132.78 Kb.
|
Экологическое образование и воспитание школьников в урочной и внеурочной деятельности. Наша школа имеет четко сформированную Программу развития, одним из приоритетных направлений программы является эколого – краеведческое воспитание и природоохранная деятельность учащихся. Несмотря на то, что отдельного предмета «Экология» в школе нет, вопросы экологического образования рассматриваются в начальной школе на уроках ознакомления с окружающим миром, в основной и старшей школе на уроках природоведения, биологии, географии, обществознания, химии, технологии. Большая часть экологического образования приходится на внеклассную и внеурочную деятельность. Потребность в экологическом образовании связана с необходимостью обеспечения благоприятной среды для жизни человека. Качество окружающей среды определяет здоровье – основное право человека и главная цель развития цивилизации. Без необходимых для существования и развития человека природных предпосылок все социальные вопросы теряют смысл. Поэтому экологическое образование и воспитание должно не просто проникнуть в структуру системы образования, а стать одной из ее основ. Для экологического воспитания и образования в нашей школе применяются различные формы работы : - поисково - исследовательские (экологический мониторинг: «Экологическое состояние почв вдоль железной дороги п. Новый Быт.», исследование эволюционных проявлений в природном окружении школы, экологическое исследование «Мусор в лесу», с последующей практическрй деятельностью по утилизации свалок, «Экологическое состояние воздушной среды п. Новый Быт», « Изучение санитарного состояния лесов лесопарковой зоны на территории Качаловского участка ТО Селивановского лесничества и выявление основных причин его нарушения» и др). - конкурсные (конкурсы рисунков и плакатов «Береги свою планету, ведь другой такой нет», фото-, видео- коллекции «По родным местам», поделок из вторичного сырья «Вторая жизнь вещей» и др.); - игровые (экологические викторины, игры, спектакли); - познавательные (классные часы на экологическую тематику, уроки-семинары, уроки-диспуты, «круглые столы», «Урок чистой воды»); - продуктивные (озеленение школьных рекреаций, озеленение поселка, уборка территории лесов лесопарковой зоны, окрестностей природного заказника «Колпь», очистка и благоустройство родников, организация трудовых десантов по уборке своих дворов от бытового мусора) В рамках экологических месячников, декад проводятся различные мероприятия. Все учащиеся и работники школы несколько раз в год принимают участие в акции «Благотворительный бал в пользу природы». В рамках акции производится уборка мусора, благоустройство школьной территории, сада и прилегающих к ней участков. Для участия в природоохранной акции «Птичий дом» учащиеся на уроках технологии изготавливают скворечники. Учащиеся 1- 4 классов принимают активное участие в конкурсах «Вторая жизнь вещей». На конкурс представлялись поделки из пластиковых бутылок, пакетов, фантиков, дисков. Особого внимания заслужили модельные наряды из полиэтиленовых пакетов. Все классные руководители проводят классные часы на экологическую тематику. Учащиеся 5-11 классов вместе с классными руководителями участвовали в сборе материалов для создания рукописной книги «Чудеса природы нашей местности», в которую вошли очень интересные материалы не только экологической, но и краеведческой направленности. Учащиеся беседовали с местными жителями и узнали много интересной информации, легенд о природных объектах поселка, это и Волосово озеро, и «Безымянный Родник», и «Крутые ямы». В 3 и 4 классах в апреле в период сокодвижения был организован праздник в познавательно – игровой форме «Березкины слезки», который прошел в березовой роще. Большая природоохранная работа проводится в школьном лагере. В летний период работает отряд «Зеленый патруль». Ребята ухаживают не только за деревьями и кустарниками школьного сада, за цветником и огородом, но и совершают экологические экспедиции в целях изучения природных памятников, сохранения и улучшения их состояния. Эколого – краеведческие экспедиции были организованы в верховья реки Колпь, на родники в д. Большое и Малое Григорово, в д. Митяково, в бывшую деревню Васильево «Жила была деревня», в д. Матвеевка «Колпь - река – музей», озеро Волосатое и другие. Важное значение для формирования экологической культуры имеет и участие детей в проектной деятельности, которая позволяет не только получать теоретические знания, но и применять эти знания на практике. Систематическое и последовательное включение обучаемых в решение экологических задач, с использованием краеведческого материала, обуславливает готовность учащихся к решению различных проблемных ситуаций, которые могут возникать в будущей профессиональной и личной жизни. Учащиеся школы работали над проектами «Живи родник», «Благоустройство школьного двора», «Тропинка здоровья», «Здоровое питание школьников», в рамках которого старшеклассники проводили анкетирование всех учащихся школы по разработанным анкетам с целью выявления нарушений в организации ежедневного питания детей, разрабатывали рекомендации. Итоги были подведены на общешкольной конференции. Наиболее масштабным в 2009 году стал проект по созданию экологической тропы. Маршрут тропы выбран не случайно, он проложен на территории, где находится несколько природных и исторических памятников, сохранившихся с дохристианских времен, с которыми связано возможно и само появление поселка. Много легенд «витает в воздухе» связанных с Волосовым озером, «Крутыми ямами», «Родником», остатками былых дубрав, многочисленных воронок, поноров, фрагментов сухого русла временных потоков талых и дождевых вод, наглядно представляющих суффозионно -карстовые формы рельефа. На территории тропы имеются и современные природные объекты – молодая посадка голубых елей, которая по согласованию с Государственным лесным надзором взята под охрану учащимися 6 и 7 класса. Наша задача - экологическое и культурное просвещение учащихся и местных жителей, воспитание чувства экологической ответственности и патриотизма по отношению к родной природе. Важнейшим этапом создания учебной экологической тропы являлось принятие официального документа - паспорта на экологическую тропу. В сентябре 2009 года Совет народных депутатов муниципального образования сельское поселение Волосатовское Селивановского района Владимирской области принял решение об утверждении проекта «Экологическая тропа» в области благоустройства территории МО СП Волосатовское и учебно – исследовательской деятельности. (приложение №1) Цель экотропы: создание условий для формирования экологической культуры и расширения естественно – научного кругозора учащихся школы и местного населения в ходе прохождения экологической тропы. Задачи:
Преимущества экологической тропы
Принципы организации работы на экологической тропе. Образовательный процесс строится в соответствии с технологией развивающего обучения, где ребёнок с его интересами, опытом и знаниями занимает главенствующую позицию. ЭТАПЫ ПРОЕКТА
На базе данного проекта была создана организация «Зеленые подмастерья» (учащиеся 6 -11 классов), которая занимается благоустройством тропы. Ребята оформляют и устанавливают информационные щиты, лозунги. Силами учащихся была создана культурная площадка для отдыха на территории тропы на основе собственного проекта, конкурс на который был объявлен среди классов. В осенний период прошли первые экскурсии. Младшие школьники знакомились с жизнью растений осенью, сравнивали особенности осенней окраски листьев различных деревьев, собирали гербарий из листьев. Шестиклассники, в ходе экскурсии по биологии знакомились с многообразием растений, самостоятельно исследовали жизнь растений осенью. В 8 классе была организована экскурсия при изучении темы «Рельеф». Ребята с помощью краеведческого материала изучали различные формы рельефа и наглядно познакомились с суффозионно – карстовой формой. Они узнали, что в результате растворения известняков и доломитов подземными водами в земле образуются пустоты, называемые карстовыми. При постепенном проседании вышележащих слоев грунта появляются воронки, ложбины, которые мы наблюдали на своем пути. Вот мы и на берегу Волосова озера, где когда -то наши предки славили своего духа – покровителя Волеса (в христианские времена – Леший). Здесь мы видим еще один карстовый провал, в который провалилась часовня. Несмотря на зимний сезон и погодные условия, которые ограничивают доступ к тропе, и в настоящее время ведется активная работа. Сейчас объявлен конкурс на лучший проект благоустройства «Родника», т. к. бревенчатый сруб давно обветшал. Реализация проекта начнется весной 2010 года. Группа экскурсоводов (учащиеся 7и 9 классов), разрабатывают экскурсии. Группы краеведов и «научных сотрудников» изучают исторические и природные особенности данной местности, знакомятся с методиками исследований. На основе полученных данных готовится экскурсионный материал. Подготовить экскурсию сложно. Выбрав какой либо природный объект, его нужно тщательно исследовать, собрать о нем интересные сведения. Для проведения экскурсии необходимо подготовить рассказ, создать эмоциональный фон с помощью пословиц, поговорок, легенд, которые ученики узнают из бесед со старожилами, адаптировать его для различных возрастных групп учащихся. Для каждой экскурсионной программы создается папка с материалами, дополненная информационными схемами, рисунками, фотографиями. Большим подспорьем для создания экскурсионных программ оказала книга Альберта Николаевича Соловьева «Селивановское приколпье». Для зимнего периода подготовлена экскурсия «Следы на снегу», где учащиеся младших классов и среднего звена имеют возможность познакомиться с жизнью животных в холодный период времени, научиться отличать следы некоторых зверей нашей местности и «Жизнь растений зимой». При разработке экскурсий использовался материал учебного пособия под редакцией Е.С. Цикало «Экскурсии в природу Подмосковья», а также собственные фотографии рисунки и наблюдения. Группа ребят 7 класса проводят паспортизацию посадки голубых елей, выполняют простейшие исследования, готовясь к серьезной научно – исследовательской экологической работе. В рамках акции «Кормушка» ребята изготовили многочисленные подкормочные площадки для птиц, которые развесили также и на деревьях экологической тропы. Сейчас кормушки регулярно заполняются кормом для зимующих птиц. С наступлением весеннее-летнего периода ребят ожидает очень большая деятельность, где каждый сможет найти себе работу по душе. Количество ребят, желающих изучать свой край, участвовать в исследовательских проектах, с каждым годом увеличивается. Все собранные и отобранные краеведческие материалы систематически используются в работе, что является большим стимулом к дальнейшей деятельности. Используются различные формы гласности:
Перспективу своей дальнейшей работы по экологическому образованию и воспитанию учащихся видим в создании условий для внедрения обучающих компьютерных программ по экологическим проблемам и решении конкретных экологических задач с помощью ЭВМ, а так же создание экологической тропы на базе пришкольного учебно – опытного участка. ПРИЛОЖЕНИЕ №1 ПАСПОРТ НА УЧЕБНУЮ ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ ТРОПУ Местонахождение: п.Новый Быт, Селивановский р- н, Владимирская область Землепользователь: Администрарация МОСП Волосатовское. Наличие нормативно-правового акта органов власти о создании экологической тропы: Решение Совета народных депутатов муниципального образования сельское поселение Волосатовское Селивановского района Владимирской области. Значение экологической тропы: формирование экологической культуры, опытническая и экскурсионная работа, учебно – исследовательская деятельность, экологический мониторинг, трудовая практика. Краткое описание границ маршрута: начало тропы – лесопарковая зона прилегающая к п.Новый Быт в западном направлении на территории квартала №8 СПК Колпь, далее «родник», «Крутая яма», «Волосово озеро» Протяженность маршрута: 2 км. Описание экологической тропы на маршруте, экскурсионные объекты: экологическая тропа имеет следующие остановки: «Природа – наш дом», «Голубые ели – как растительное сообщество», «Лесная экосистема и водно – болотный комплекс», «Родник», «Зеленая аптека», «Крутая яма и ландшафтный комплекс в ее районе», «Вековые дубы», «Волосово озеро», «Сезонные явления в природе», «Эволюционные явления в природе». Режим использования: проведение экскурсий, уроков, учебно – исследовательская деятельность, экологический мониторинг. Необходимые мероприятия: благоустройство тропы. Охрана маршрута: учащиеся МОУ Волосатовская средняя общеобразрвательная школа. Шефствующие учреждения: нет. ПРИЛОЖЕНИЕ №2 НАЗВАНИЯ СТОЯНОК И ТЕМЫ БЕСЕД
ПРИЛОЖЕНИЕ №3 Отчет МОУ Волосатовской средней общеобразовательной школы Селивановского района Владимирской области по экологической и природоохранной работе Формы внеклассной работы по экологическому образованию и воспитанию.
6.Участие в эколого- биологических массовых мероприятиях:
какие мероприятия – экологическая конференция
7.Школьное лесничество – нет 8. С какими научными и общественными организациями связаны по вопросам экологического воспитания Организатор экологической работы в школе – учитель географии и биологии Андреева Татьяна Евгеньевна |
«Организация индивидуального социально-педагогического сопровождения... Форма проведения: обучающий семинар-практикум по освоению педагогами технологии индивидуального сопровождения школьников в урочной... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ию урочной и внеурочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами. Под внеурочной деятельностью... | ||
Библиопсихотерапия алкоголизма «Воспитание личности – носителя этнокультурных традиций Прикамья в условиях интеграции урочной и внеурочной деятельности» | Публичный доклад директора «Воспитание личности – носителя этнокультурных традиций Прикамья в условиях интеграции урочной и внеурочной деятельности» | ||
3 Экологическое образование, просвещение и воспитание Экологическое образование Дальневосточного региона. Эти программы востребованы и удовлетворяют потребности в знаниях по отдельным целевым направлениям отраслей... | Программа районного молодёжного форума «Воспитание личности – носителя этнокультурных традиций Прикамья в условиях интеграции урочной и внеурочной деятельности» | ||
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юный лингвист» Она определяет содержание и организацию внеурочной деятельности и направлена на формирование общей культуры, нравственное, патриотическое,... | Названы победители "Сибирской фабрики умников" «Воспитание личности – носителя этнокультурных традиций Прикамья в условиях интеграции урочной и внеурочной деятельности» | ||
Обзор красноярских сми за 29 июня 2009 года По материалам программы «Утренний кофе» «Воспитание личности – носителя этнокультурных традиций Прикамья в условиях интеграции урочной и внеурочной деятельности» | Исследование по теме «Экологическое образование для устойчивого развития» Воспитание – вечная категория, она существует и развивается вместе с развитием человеческого общества, с взрослением и становлением... | ||
Рабочая программа по учебному предмету разработана на основе: фгос... «Воспитание личности – носителя этнокультурных традиций Прикамья в условиях интеграции урочной и внеурочной деятельности» | Консультация «О воспитании девочек и мальчиков в русских традициях».... «Воспитание личности – носителя этнокультурных традиций Прикамья в условиях интеграции урочной и внеурочной деятельности» | ||
Анализ деятельности муниципальной опытно экспериментальной площадки... В 2005-2006 учебном году решением экспертного совета отдела образования школе присвоен статус районной экспериментальной площадки.... | 5 Совершенствование системы укрепления здоровья и профилактики заболеваний,... «Воспитание личности – носителя этнокультурных традиций Прикамья в условиях интеграции урочной и внеурочной деятельности» | ||
Ii всероссийский конкурс на лучшую методическую разработку по экологической проблематике Экологическое воспитание и образование во внеклассной деятельности учителя биологии | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Экологическое воспитание и образование во внеклассной деятельности учителя биологии |