Методические указания по разработке раздела "охрана труда" в дипломных проектах санкт-Петербург 2007 удк 61 ббк 51





НазваниеМетодические указания по разработке раздела "охрана труда" в дипломных проектах санкт-Петербург 2007 удк 61 ббк 51
страница1/4
Дата публикации23.08.2013
Размер0.85 Mb.
ТипМетодические указания
100-bal.ru > География > Методические указания
  1   2   3   4




ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ВОДНЫХ КОММУНИКАЦИЙ


АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СРЕДЫ И РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО РАЗРАБОТКЕ

РАЗДЕЛА "ОХРАНА ТРУДА" В ДИПЛОМНЫХ ПРОЕКТАХ


Санкт-Петербург

2007

УДК 61

ББК 51
Рецензенты:

Доктор технических наук, профессор В.И. Решняк

Кандидат технических наук, доцент Э.А. Гомзиков
Анализ производственной среды и разработка мероприятий: Методические указания/ А.В. Яковлев, И.О. Потапов. – СПб.: СПГУВК, 2005 - с.
Указания содержат общие положения охраны труда на производстве, принципы нормирования показателей вредных производственных факторов, а также рекомендации по выбору технических и организационных мероприятий по охране труда и разработке системы управления охраной труда (СУОТ) и ее элементов.

Методические указания предназначены для студентов, при разработке ими раздела "Безопасность жизнедеятельности" (часть 1 Охрана труда) в дипломных проектах.


УДК 61

ББК 51

I. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ

1.1. Наличие в дипломных проектах раздела «Безопасность жизнедеятельности» является обязательным условием допуска студентов к защите дипломных проектов Государственной экзаменационной комиссии. Раздел «Безопасность жизнедеятельности» не может рассматри­ваться как дополнение или приложение к дипломному проекту. Он должен быть органически связан с основными решениями, приняты­ми в дипломном проекте и выполняться в процессе проектирования.

1.2. Все специальные кафедры, осуществляющие руководство дипломным проектированием, включают в задание на выполнение дипломного проекта вопросы Безопасности жизнедеятельности. Кафедра Охраны водных ресурсов и безопасности жизнедеятельности организует для дипломников консуль­тации по этим вопросам.

1.3. Раздел Безопасность жизнедеятельности состоит из двух частей: охрана труда и безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях. Задания для выполнения указанных частей выдают преподаватели кафедры Охрана водных ресурсов и безопасность жизнедеятельности.

1.4. В части посвященной вопросам Охраны труда могут быть представлены следующие разработки:

анализ условий труда работающих

расчет вентиляции

расчет освещения

расчет уровней шума.

Рекомендации по выполнению анализа условий труда представлены в данных методических указаниях (ч. 2), методики расчетов и рекомендации по расчету вентиляции, освещения и уровней шума представлены в соответствующих методических указаниях.

1.5. Рекомендации по выполнению части, посвященной вопросам Безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях, представлены в соответствующих методических указаниях.

1.6. Вопросы охраны труда и безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях должны быть отражены в расчетно-пояснительной записке в виде отдельной главы (раздела). Объем раздела Безопасность жизнедеятельности, может быть различным в зависимости от сложности рассматриваемых вопросов и намечаемых мероприятий (в среднем 8-10 страниц).

1.7. Литература, использованная дипломником при разработке раздела Безопасность жизнедеятельности, указывается в списке литературы в конце расчетно-пояснительной записке.

1.8. Каждый законченный дипломный проект должен иметь на титульном листе визу консультантов по охране труда и безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях.

1.9. При защите дипломного проекта студент-дипломник должен в докладе кратко изложить вопросы охраны труда и безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях, рассмотренные в проекте, и принятые по ним решения.

2. Анализ условий труда

2.1. Анализ условий труда работающих заключается в выявлении вредных и опасных производственных факторов, которые могут быть, на проектируем объекте при его строительстве (изготовлении) и эксплуатации. Объектом в данном случав
может быть судно, его энергетическая установка, цех завода, очистное сооружение, участок порта, перегрузочная машина, набережная, транспортное гидросооружение, технологический процесс, выполняемый при ремонте судна или его элемента, при строительстве и ремонте гид­росооружения и т.д.

2.2. Изложение материала следует начинать с краткой характеристики проектируемого объекта, основных технологических процессов при его изготовлении (строительстве) и эксплуатации, перечисления основных категорий персонала, который будет выполнять эти процессы.

Указываются процессы, которые далее будут подвергнуты анализу с учетом указаний, изложенных в п.2.5.

2.3. Выявление вредных и опасных факторов производится для лиц выполняющих основные производственные процесса, характерные для рассматриваемого объекта (экипаж - для судна; станочники, слесари, монтажники, сварщики и другие специальнос­ти – для цехов завода; портовые рабочие, крановщики, водители погрузчиковов - для участка (района) порта; бетонщики, монтажники, путевые рабочие, водолазы и другие специальности - для гид­ротехнического сооружения и участка пути, рабочие и служащие очистных сооружений и т.д.).

2.4. Работа по выявлению вредных и опасных факторов осуществляется путем детального рассмотрения технологических и трудовых процессов, выполняемых при строительстве (изготов­лении) и эксплуатации проектируемого объекта, используемого оборудования, инструмента, используемых и обрабатываемых {перегружаемых, скла­дируемых) материалов, производственного помещения или площадки, на которой ведется работа, рабочего места и т.д.

2. 5. В некоторых дипломных проектах рассматривается широкий круг вопросов и большое количество различных объектов и технологических процессов. Учитывая ограниченный объем дипломного проекта и сравнительно небольшое время на его разра­ботку, не следует стремиться охватить анализом все затрагиваемые в дипломном проекте объекты и технологические процессы.

Целесообразно в этом случае, проконсультировавшись с руководителем дипломного проекта и консультантом по вопросам охраны труда, выбрать один- два объекта или технологических процесса, наиболее вредных и опасных, и проанализировать их подробно.

2.6. Перечисление выявленных при анализе вредных к опасных производственных факторов следует произвести с учетом их группирования, как это рекомендовано ГОСТ 12.0.003 ( на физические, химические, психофизиологические).

2.7. При выявлении вредных и опасных производственных: факторов на объектах водного транспорта рекомендуется пользо­ваться перечнем факторов, которые могут быть на флоте (п. ), судоремонтных заводах (п.2.3), в портах (п.2.4), на гидротехнических сооружениях и водных путях (п. .5). Эти перечни являются ориентировочными и могут быть уточнены и дополнены при анализе производственной среды на проектируемом объекте.

2.8. Флот

2.8.1. На судах возможны следующие физические вредные и опасные факторы: высокие уровни шума и вибрации в машинном отделении или помещении дизель-генераторов;

высокие уровни шума в служебных, общественных, жилых судовых помещениях;

значительные тепловыделения в машинном и котельном отда­лениях, приводящие к повышению температуры воздуха;

инфракрасное излучение от сильно нагретых поверхностей в машинном и котельном отделениях;

недостаточная естественная и искусственная освещенность машинных, котельных отделений и других помещений судна;

повышенный уровень электромагнитных излучений в ходовых рубках и радиорубках от радиопередатчиков, радиолокационных устройств и т.п.;

неогражденные движущиеся части машин и механизмов;

сильно нагретые и недостаточно изолированные части оборудования (двигателей, котлов), трубопроводов;

взрывы в картерах двигателей;

недостаточная ширина, высота и загроможденнооть проходов в машинных отделениях;

крутые трапы недостаточной ширины без специальных площадок о неправильно выполненными ступенями;

отсутствие необходимого пространства в МО для возможности выполнения ремонтных и профилактических работ в судовых усло­вия

отсутствие заземления корпусов оборудования, недостаточная ширина прохо­дов у ГРШ и т.п.

2.8.2. Химические вредные факторы на судах могут появиться
при перевозке (хранение) нефтепродуктов, сжиженного газа и других вредных для организма человека химических веществ, а также при сжигании топлива.

2.8.3. К психофизиологическим вредным факторам, которые могут быть на судах, следует отнести:

физические перегрузи при некоторых судовых работах, если отсутствует необходимая механизация;

повышенное напряжение зрения и слуха в связи о неудачной конструкцией поста управления судном, неправильным расположением на нем приборов управления, неудачный выбором световой и звуковой сигнализации;

эмоциональные перегрузки (у судоводителей) при швартов­ных операциях, расхождении судов, прохождении узкостей, входе в шлюз и т.д.

2.9. Судоремонтные предприятия.

2.9.1. На судоремонтных заводах возможны следующие физические вредные и опасные факторы:

неблагоприятные микроклиматические условия в помещениях;

пыль в воздухе при шлифовке, заточке инструмента, обра­ботке чугуна, при формовочных работах, а литейных цехах;

недостаточное иди неправильное естественное или искусственное освещение помещений;

высокие уровни шума в помещениях;

низкочастотная вибрация при применения пневматического и другого ручного механизированного инструмента;

инфракрасное излучение от сильно нагретых поверхностей на участке термообработки, в кузнечных и литейных цехах;

ионизирующие излучение на участках дефектоскопии при применении рентгеноскопии и гамма-дефектоскопии;

электромагнитные поля при использование установок высокой и ультравысокой частоты при термообработке деталей;

отсутствие или неудачные конструкции ограждений дви­жущихся частей оборудования;

отсутствие средств механизации для перемещения и транспортировки

тяжелых деталей;

отсутствие специальных мест для межоперационного склади­рования деталей и загромождение вследствие этого проходов;

недостаточная ширина основных проходов в цеху и расстоя­ний между станками и верстаками;

отсутствие специальных щитков для защиты от стружки и

частиц абразивного инструмента на металлорежущих, шлифовальных и заточных станках;

отсутствие защитных кожухов на абразивных кругах заточных и шлифовальных станков и специальных подручников у заточ­ных станков;

отсутствие или недопустимо большое сопротивление заземля­ющего контура цеха;

выбор электрооборудования (электродвигателей, рубильников, светильников и др.) без учета категории помещения по степени опасности поражения электрическим током и др.

2.9.2. Из группы химических вредных факторов на судоремонтных заводах могут быть:

кислоты, щелочи и другие компоненты электролитов в гальва­нических цехах и на участках зарядки аккумуляторов в электроцехах;

пары растворителей при окрасочных работах в малярных це­хах и на стапеле (в доке).

2.9.3. Психофизиологическими вредными факторами в цехах заводов могут быть следующие:

физические перегрузки при такелажных и отдельных монтажных работах в случае отсутствия необходимых средств механизации;

монотонность труда при выполнении отдельных операций на серийном производстве в машиностроительных цехах.

2.10. Порты.

2.10.1. В портах при работе перегрузочной техники возмож­ны следующие физические вредные и опасные факторы:

высокие уровни шума в кабине (на пульте управления). и в районе работы машины, которые, наряду с вредным воздействием на людей, повышают опасность обслуживания оборудования;

вибрация на рабочих площадках, особенно у машин, перерабатывающих слеживающиеся грузы;

высокие температуры воздуха в кабине крана за счет тепло­ты, выделяющейся от механизмов и солнечной радиации;

загрязнение воздушной среды в кабине (в помещении пульта управления);

запыленность воздушной среды при перегрузке пылящих навалочных грузов;

недостаточная освещенность причальных линий, перегрузоч­ных площадок, дорог и складов;

возможность опрокидывания грузоподъемной машины при под­нятии груза;

возможность самопроизвольного движения машины под действием ветра;

возможность падения человека при подъеме (спуске) в кабину;

возможность поражения электрическим током при различных условиях;

возможность поражения током за счет атмосферного электри­чества при грозовых разрядах;

возможность травмирования портовых рабочих при недостаточ­ной видимости из кабины;

возможность травмирования движущимися частями машины;

возможность падения людей в воду при отсутствии специаль­ных проходов вдоль причальной линии и устройств для прохода людей со стенки на судно, особенно при низких уровнях воды;

неправильное складирование грузов на погрузочных площадках и в складах;

отсутствие специальных проходов и переездов через железно­дорожные пути.

2.10.2. Из группы химических вредных и опасных факторов в портах могут быть:

различные химические гpузы при их перевозке и складиро­вании ;

кислоты и щелочи при зарядке аккумуляторов ;

2.10.3. Из группы психофизиологических вредных факторов в портах могут быть:

монотонность работы крановщика при переработке больших количеств навалочных грузов;

нервное напряжение у крановщика при переработке тяжеловесов и ряда других грузов;

нервное напряжение диспетчерского персонала при неравно­мерном подходе большого количества флота и других обстоятель­ствах.

2.11. Гидротехнические сооружения и водные пути

При строительстве и эксплуатации гидротехнических сооружений и водных путей в основном имеют место физические вредные и опасные факторы.

2.11.1. При земляных работах:

обрушение грунта при неправильно выбранном угле откоса, при переувлажнении грунта, при неправильно выбранных или рассчитанных краплениях;

наличие в зоне производства работ электрических кабелей под напряжением и трубопроводов под давлением;

неправильно выбранные расстояния от кромки котлована (траншеи) до места размещения извлекаемого грунта;

движущиеся неограниченные части землеройных машин, их неис­правность;

отсутствие подготовленных площадок для использования зем­леройной техники;

отсутствие стремянок для спуска и подъема, рабочих в котлованы и траншеи;

установка строительных машин, автомобилей, столбов для линий электропередач, прокладке рельсовых путей в пределах призмы обрушения нераскрепленной выемки (котлована, траншеи);

электрический ток, газ, пламя при прогреве грунта в зим­нее время (электропрогрев, прогрев с использованием природного газа, прогрев дымовыми газами, прогрев с помощью костров);

затапливание водой выемки (котлована, траншеи) при работе в водонасыщенных слоях, а также за перемычками;

наличие линий электропередач в зоне действия водяных струй при разработке грунта гидромониторами;

отсутствие ограждений и предупредительных знаков в местах отвала намываемого грунта;

отсутствие ограждений и освещения плавучего трубопровода, по которому транспортируется пульпа при разработке грунта зем­лесосами.

2.11.2. При бетонных работах:

отсутствие эффективной вентиляции в помещении, где про­изводятся работы с цементом, известью, гипсом, песком и т.п. и установлены машины для дробления, разлома, просеивания указанных пылевидных вяжущих материалов;

отсутствие ограждений на загрузочных отверстиях камнедро­билок, у шнековых установок, на движущихся частях элеваторов, подъемников, сортировочных грохотов, бункеров, лотков и т.п.;

разгрузка и очистка барабанов и корыт с помощью лопат и других ручных инструментов при работе смесительных машин;

недостаточная прочность опалубки железобетонных конструк­ций;

отсутствие или недостаточная прочность рабочих настилов для установки опалубки на высоте и отсутствие на них ограждений;

отсутствие отдельного помещения или специально огражденного участка для механизированных операций по заготовке и обработке арматуры (выпрямление, резка, гнутье и т.п.);

отсутствие предохранительных сеток на верстаках, где об­рабатывается арматура;

отсутствие специальных рабочих мест для арматурщиков, оборудованных настилом с перилами;

отсутствие защитных ограждений (сеток) на участках натя­гивания проволоки (арматуры);

отсутствие отбойных брусьев на эстакадах и передвижных местах для подачи бетонной смеси самосвалами;

вибрация и возможность поражения током при использовании виброхоботов, виброжелобов, вибропитателей;

отсутствие ограждений рабочих мест бетонщиков при укладке бетонной смеси на высоте более 1,5 м;

несоблюдение специальных требований безопасности при электропрогреве бетона.

2.11.3. При свайных работах:

нарушение требований безопасности труда при подъеме коп­ра, собранного в горизонтальном состоянии;

отсутствие на копре ограничителя подъема;

подтаскивание свай без отводного блока;

отсутствие перил и бортовых досок у рабочих площадок и

лестниц копра;

отсутствие расчалок для удерживания сваи от раскачивания

и кручения;

недостаточная прочность льда при производстве свайных ра­бот в зимнее время со льда;

неисправность, неправильное закрепление и отсутствие за­землений электрооборудования вибропогружателя.

2.11.4. При ряжевых работах:

нарушение последовательности операций, связанных о изго­товлением, спуском к установкой ряжей;

отсутствие настила с перилами по верху собираемого ряжа для производства работ
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания по разработке раздела \"охрана труда\" в дипломных проектах санкт-Петербург 2007 удк 61 ббк 51 icon«вече» • 1999
Методические указания предназначены для студентов, при разработке ими раздела "Безопасность жизнедеятельности" (часть 1 Охрана труда)...
Методические указания по разработке раздела \"охрана труда\" в дипломных проектах санкт-Петербург 2007 удк 61 ббк 51 iconГригорий Соломонович Померанц Записки гадкого утёнка
Методические указания предназначены для студентов, при разработке ими раздела "Безопасность жизнедеятельности" (часть 1 Охрана труда)...
Методические указания по разработке раздела \"охрана труда\" в дипломных проектах санкт-Петербург 2007 удк 61 ббк 51 iconВместо предисловия Глава Завоевание внутреннего рая
Методические указания предназначены для студентов, при разработке ими раздела "Безопасность жизнедеятельности" (часть 1 Охрана труда)...
Методические указания по разработке раздела \"охрана труда\" в дипломных проектах санкт-Петербург 2007 удк 61 ббк 51 iconВакцинопрофилактика и права человека (Доклад Российского Национального комитета по биоэтике)
Методические указания предназначены для студентов, при разработке ими раздела "Безопасность жизнедеятельности" (часть 1 Охрана труда)...
Методические указания по разработке раздела \"охрана труда\" в дипломных проектах санкт-Петербург 2007 удк 61 ббк 51 iconАрхиепископ Лука Войно-Ясенецкий. Дух, душа и тело Предисловие
Методические указания предназначены для студентов, при разработке ими раздела "Безопасность жизнедеятельности" (часть 1 Охрана труда)...
Методические указания по разработке раздела \"охрана труда\" в дипломных проектах санкт-Петербург 2007 удк 61 ббк 51 iconI связи между космосом, землей, животными и человеком первая лекция
Методические указания предназначены для студентов, при разработке ими раздела "Безопасность жизнедеятельности" (часть 1 Охрана труда)...
Методические указания по разработке раздела \"охрана труда\" в дипломных проектах санкт-Петербург 2007 удк 61 ббк 51 iconГ. А. Бондарев a n t h r o p o s опит энциклопедического изложение...
Методические указания предназначены для студентов, при разработке ими раздела "Безопасность жизнедеятельности" (часть 1 Охрана труда)...
Методические указания по разработке раздела \"охрана труда\" в дипломных проектах санкт-Петербург 2007 удк 61 ббк 51 iconИсторический очерк в истории А. можно выделить следующие основные...
Методические указания предназначены для студентов, при разработке ими раздела "Безопасность жизнедеятельности" (часть 1 Охрана труда)...
Методические указания по разработке раздела \"охрана труда\" в дипломных проектах санкт-Петербург 2007 удк 61 ббк 51 iconМетодические указания Направление «Экономика» Санкт-Петербург 2004...
Ш14 Подготовка и защита магистерской диссертации /Методические указания. – Спб.: Издательство, 2004. – 41 С
Методические указания по разработке раздела \"охрана труда\" в дипломных проектах санкт-Петербург 2007 удк 61 ббк 51 iconДипломных проектах: Метод пособие. Самара: пгати, 2002. 135 с.: ил....
Е70 Еремин Ю. Н. Раздел "Охрана труда" в дипломных проектах: Метод пособие. Самара: пгати, 2002. 135 с.: ил
Методические указания по разработке раздела \"охрана труда\" в дипломных проектах санкт-Петербург 2007 удк 61 ббк 51 iconМетодические указания по самостоятельной работе Красноярск 2013 удк...
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология», магистерская программа «Микробиология...
Методические указания по разработке раздела \"охрана труда\" в дипломных проектах санкт-Петербург 2007 удк 61 ббк 51 iconУчебное пособие Санкт-Петербург 2013 удк 1: 001; 001. 8 Ббк 87. 3
Пашута В. Л., Заслуженный работник высшей школы рф, доктор педагогических наук, профессор
Методические указания по разработке раздела \"охрана труда\" в дипломных проектах санкт-Петербург 2007 удк 61 ббк 51 iconМетодические рекомендации Владимир, 2007. Удк 021 ббк 78. 34(2)707
Владимирская областная универсальная научная библиотека им. М. Горького. Научно – методический отдел; сост. Н. Г. Ступина. – Владимир,...
Методические указания по разработке раздела \"охрана труда\" в дипломных проектах санкт-Петербург 2007 удк 61 ббк 51 iconМгупб
Методические указания предназначены для студентов, изучающих курс «Автоматизация технологических процессов и производств» и«Системы...
Методические указания по разработке раздела \"охрана труда\" в дипломных проектах санкт-Петербург 2007 удк 61 ббк 51 iconМетодические указания по организации самостоятельной работы для студентов...
Учебная практика по культурологии является логическим продолжением учебных курсов «Культурология» и «История мировой культуры»
Методические указания по разработке раздела \"охрана труда\" в дипломных проектах санкт-Петербург 2007 удк 61 ббк 51 iconМетодические указания по написанию и оформлению дипломных работ для...
Методические указания предназначены студентам последнего года обучения и преподавателям-руководителям дипломных работ


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск