Скачать 0.85 Mb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ВОДНЫХ КОММУНИКАЦИЙ АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СРЕДЫ И РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО РАЗРАБОТКЕ РАЗДЕЛА "ОХРАНА ТРУДА" В ДИПЛОМНЫХ ПРОЕКТАХ Санкт-Петербург 2007 УДК 61 ББК 51 Рецензенты: Доктор технических наук, профессор В.И. Решняк Кандидат технических наук, доцент Э.А. Гомзиков Анализ производственной среды и разработка мероприятий: Методические указания/ А.В. Яковлев, И.О. Потапов. – СПб.: СПГУВК, 2005 - с. Указания содержат общие положения охраны труда на производстве, принципы нормирования показателей вредных производственных факторов, а также рекомендации по выбору технических и организационных мероприятий по охране труда и разработке системы управления охраной труда (СУОТ) и ее элементов. Методические указания предназначены для студентов, при разработке ими раздела "Безопасность жизнедеятельности" (часть 1 Охрана труда) в дипломных проектах. УДК 61 ББК 51 I. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ 1.1. Наличие в дипломных проектах раздела «Безопасность жизнедеятельности» является обязательным условием допуска студентов к защите дипломных проектов Государственной экзаменационной комиссии. Раздел «Безопасность жизнедеятельности» не может рассматриваться как дополнение или приложение к дипломному проекту. Он должен быть органически связан с основными решениями, принятыми в дипломном проекте и выполняться в процессе проектирования. 1.2. Все специальные кафедры, осуществляющие руководство дипломным проектированием, включают в задание на выполнение дипломного проекта вопросы Безопасности жизнедеятельности. Кафедра Охраны водных ресурсов и безопасности жизнедеятельности организует для дипломников консультации по этим вопросам. 1.3. Раздел Безопасность жизнедеятельности состоит из двух частей: охрана труда и безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях. Задания для выполнения указанных частей выдают преподаватели кафедры Охрана водных ресурсов и безопасность жизнедеятельности. 1.4. В части посвященной вопросам Охраны труда могут быть представлены следующие разработки: анализ условий труда работающих расчет вентиляции расчет освещения расчет уровней шума. Рекомендации по выполнению анализа условий труда представлены в данных методических указаниях (ч. 2), методики расчетов и рекомендации по расчету вентиляции, освещения и уровней шума представлены в соответствующих методических указаниях. 1.5. Рекомендации по выполнению части, посвященной вопросам Безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях, представлены в соответствующих методических указаниях. 1.6. Вопросы охраны труда и безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях должны быть отражены в расчетно-пояснительной записке в виде отдельной главы (раздела). Объем раздела Безопасность жизнедеятельности, может быть различным в зависимости от сложности рассматриваемых вопросов и намечаемых мероприятий (в среднем 8-10 страниц). 1.7. Литература, использованная дипломником при разработке раздела Безопасность жизнедеятельности, указывается в списке литературы в конце расчетно-пояснительной записке. 1.8. Каждый законченный дипломный проект должен иметь на титульном листе визу консультантов по охране труда и безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях. 1.9. При защите дипломного проекта студент-дипломник должен в докладе кратко изложить вопросы охраны труда и безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях, рассмотренные в проекте, и принятые по ним решения. 2. Анализ условий труда 2.1. Анализ условий труда работающих заключается в выявлении вредных и опасных производственных факторов, которые могут быть, на проектируем объекте при его строительстве (изготовлении) и эксплуатации. Объектом в данном случав может быть судно, его энергетическая установка, цех завода, очистное сооружение, участок порта, перегрузочная машина, набережная, транспортное гидросооружение, технологический процесс, выполняемый при ремонте судна или его элемента, при строительстве и ремонте гидросооружения и т.д. 2.2. Изложение материала следует начинать с краткой характеристики проектируемого объекта, основных технологических процессов при его изготовлении (строительстве) и эксплуатации, перечисления основных категорий персонала, который будет выполнять эти процессы. Указываются процессы, которые далее будут подвергнуты анализу с учетом указаний, изложенных в п.2.5. 2.3. Выявление вредных и опасных факторов производится для лиц выполняющих основные производственные процесса, характерные для рассматриваемого объекта (экипаж - для судна; станочники, слесари, монтажники, сварщики и другие специальности – для цехов завода; портовые рабочие, крановщики, водители погрузчиковов - для участка (района) порта; бетонщики, монтажники, путевые рабочие, водолазы и другие специальности - для гидротехнического сооружения и участка пути, рабочие и служащие очистных сооружений и т.д.). 2.4. Работа по выявлению вредных и опасных факторов осуществляется путем детального рассмотрения технологических и трудовых процессов, выполняемых при строительстве (изготовлении) и эксплуатации проектируемого объекта, используемого оборудования, инструмента, используемых и обрабатываемых {перегружаемых, складируемых) материалов, производственного помещения или площадки, на которой ведется работа, рабочего места и т.д. 2. 5. В некоторых дипломных проектах рассматривается широкий круг вопросов и большое количество различных объектов и технологических процессов. Учитывая ограниченный объем дипломного проекта и сравнительно небольшое время на его разработку, не следует стремиться охватить анализом все затрагиваемые в дипломном проекте объекты и технологические процессы. Целесообразно в этом случае, проконсультировавшись с руководителем дипломного проекта и консультантом по вопросам охраны труда, выбрать один- два объекта или технологических процесса, наиболее вредных и опасных, и проанализировать их подробно. 2.6. Перечисление выявленных при анализе вредных к опасных производственных факторов следует произвести с учетом их группирования, как это рекомендовано ГОСТ 12.0.003 ( на физические, химические, психофизиологические). 2.7. При выявлении вредных и опасных производственных: факторов на объектах водного транспорта рекомендуется пользоваться перечнем факторов, которые могут быть на флоте (п. ), судоремонтных заводах (п.2.3), в портах (п.2.4), на гидротехнических сооружениях и водных путях (п. .5). Эти перечни являются ориентировочными и могут быть уточнены и дополнены при анализе производственной среды на проектируемом объекте. 2.8. Флот 2.8.1. На судах возможны следующие физические вредные и опасные факторы: высокие уровни шума и вибрации в машинном отделении или помещении дизель-генераторов; высокие уровни шума в служебных, общественных, жилых судовых помещениях; значительные тепловыделения в машинном и котельном отдалениях, приводящие к повышению температуры воздуха; инфракрасное излучение от сильно нагретых поверхностей в машинном и котельном отделениях; недостаточная естественная и искусственная освещенность машинных, котельных отделений и других помещений судна; повышенный уровень электромагнитных излучений в ходовых рубках и радиорубках от радиопередатчиков, радиолокационных устройств и т.п.; неогражденные движущиеся части машин и механизмов; сильно нагретые и недостаточно изолированные части оборудования (двигателей, котлов), трубопроводов; взрывы в картерах двигателей; недостаточная ширина, высота и загроможденнооть проходов в машинных отделениях; крутые трапы недостаточной ширины без специальных площадок о неправильно выполненными ступенями; отсутствие необходимого пространства в МО для возможности выполнения ремонтных и профилактических работ в судовых условия отсутствие заземления корпусов оборудования, недостаточная ширина проходов у ГРШ и т.п. 2.8.2. Химические вредные факторы на судах могут появиться при перевозке (хранение) нефтепродуктов, сжиженного газа и других вредных для организма человека химических веществ, а также при сжигании топлива. 2.8.3. К психофизиологическим вредным факторам, которые могут быть на судах, следует отнести: физические перегрузи при некоторых судовых работах, если отсутствует необходимая механизация; повышенное напряжение зрения и слуха в связи о неудачной конструкцией поста управления судном, неправильным расположением на нем приборов управления, неудачный выбором световой и звуковой сигнализации; эмоциональные перегрузки (у судоводителей) при швартовных операциях, расхождении судов, прохождении узкостей, входе в шлюз и т.д. 2.9. Судоремонтные предприятия. 2.9.1. На судоремонтных заводах возможны следующие физические вредные и опасные факторы: неблагоприятные микроклиматические условия в помещениях; пыль в воздухе при шлифовке, заточке инструмента, обработке чугуна, при формовочных работах, а литейных цехах; недостаточное иди неправильное естественное или искусственное освещение помещений; высокие уровни шума в помещениях; низкочастотная вибрация при применения пневматического и другого ручного механизированного инструмента; инфракрасное излучение от сильно нагретых поверхностей на участке термообработки, в кузнечных и литейных цехах; ионизирующие излучение на участках дефектоскопии при применении рентгеноскопии и гамма-дефектоскопии; электромагнитные поля при использование установок высокой и ультравысокой частоты при термообработке деталей; отсутствие или неудачные конструкции ограждений движущихся частей оборудования; отсутствие средств механизации для перемещения и транспортировки тяжелых деталей; отсутствие специальных мест для межоперационного складирования деталей и загромождение вследствие этого проходов; недостаточная ширина основных проходов в цеху и расстояний между станками и верстаками; отсутствие специальных щитков для защиты от стружки и частиц абразивного инструмента на металлорежущих, шлифовальных и заточных станках; отсутствие защитных кожухов на абразивных кругах заточных и шлифовальных станков и специальных подручников у заточных станков; отсутствие или недопустимо большое сопротивление заземляющего контура цеха; выбор электрооборудования (электродвигателей, рубильников, светильников и др.) без учета категории помещения по степени опасности поражения электрическим током и др. 2.9.2. Из группы химических вредных факторов на судоремонтных заводах могут быть: кислоты, щелочи и другие компоненты электролитов в гальванических цехах и на участках зарядки аккумуляторов в электроцехах; пары растворителей при окрасочных работах в малярных цехах и на стапеле (в доке). 2.9.3. Психофизиологическими вредными факторами в цехах заводов могут быть следующие: физические перегрузки при такелажных и отдельных монтажных работах в случае отсутствия необходимых средств механизации; монотонность труда при выполнении отдельных операций на серийном производстве в машиностроительных цехах. 2.10. Порты. 2.10.1. В портах при работе перегрузочной техники возможны следующие физические вредные и опасные факторы: высокие уровни шума в кабине (на пульте управления). и в районе работы машины, которые, наряду с вредным воздействием на людей, повышают опасность обслуживания оборудования; вибрация на рабочих площадках, особенно у машин, перерабатывающих слеживающиеся грузы; высокие температуры воздуха в кабине крана за счет теплоты, выделяющейся от механизмов и солнечной радиации; загрязнение воздушной среды в кабине (в помещении пульта управления); запыленность воздушной среды при перегрузке пылящих навалочных грузов; недостаточная освещенность причальных линий, перегрузочных площадок, дорог и складов; возможность опрокидывания грузоподъемной машины при поднятии груза; возможность самопроизвольного движения машины под действием ветра; возможность падения человека при подъеме (спуске) в кабину; возможность поражения электрическим током при различных условиях; возможность поражения током за счет атмосферного электричества при грозовых разрядах; возможность травмирования портовых рабочих при недостаточной видимости из кабины; возможность травмирования движущимися частями машины; возможность падения людей в воду при отсутствии специальных проходов вдоль причальной линии и устройств для прохода людей со стенки на судно, особенно при низких уровнях воды; неправильное складирование грузов на погрузочных площадках и в складах; отсутствие специальных проходов и переездов через железнодорожные пути. 2.10.2. Из группы химических вредных и опасных факторов в портах могут быть: различные химические гpузы при их перевозке и складировании ; кислоты и щелочи при зарядке аккумуляторов ; 2.10.3. Из группы психофизиологических вредных факторов в портах могут быть: монотонность работы крановщика при переработке больших количеств навалочных грузов; нервное напряжение у крановщика при переработке тяжеловесов и ряда других грузов; нервное напряжение диспетчерского персонала при неравномерном подходе большого количества флота и других обстоятельствах. 2.11. Гидротехнические сооружения и водные пути При строительстве и эксплуатации гидротехнических сооружений и водных путей в основном имеют место физические вредные и опасные факторы. 2.11.1. При земляных работах: обрушение грунта при неправильно выбранном угле откоса, при переувлажнении грунта, при неправильно выбранных или рассчитанных краплениях; наличие в зоне производства работ электрических кабелей под напряжением и трубопроводов под давлением; неправильно выбранные расстояния от кромки котлована (траншеи) до места размещения извлекаемого грунта; движущиеся неограниченные части землеройных машин, их неисправность; отсутствие подготовленных площадок для использования землеройной техники; отсутствие стремянок для спуска и подъема, рабочих в котлованы и траншеи; установка строительных машин, автомобилей, столбов для линий электропередач, прокладке рельсовых путей в пределах призмы обрушения нераскрепленной выемки (котлована, траншеи); электрический ток, газ, пламя при прогреве грунта в зимнее время (электропрогрев, прогрев с использованием природного газа, прогрев дымовыми газами, прогрев с помощью костров); затапливание водой выемки (котлована, траншеи) при работе в водонасыщенных слоях, а также за перемычками; наличие линий электропередач в зоне действия водяных струй при разработке грунта гидромониторами; отсутствие ограждений и предупредительных знаков в местах отвала намываемого грунта; отсутствие ограждений и освещения плавучего трубопровода, по которому транспортируется пульпа при разработке грунта землесосами. 2.11.2. При бетонных работах: отсутствие эффективной вентиляции в помещении, где производятся работы с цементом, известью, гипсом, песком и т.п. и установлены машины для дробления, разлома, просеивания указанных пылевидных вяжущих материалов; отсутствие ограждений на загрузочных отверстиях камнедробилок, у шнековых установок, на движущихся частях элеваторов, подъемников, сортировочных грохотов, бункеров, лотков и т.п.; разгрузка и очистка барабанов и корыт с помощью лопат и других ручных инструментов при работе смесительных машин; недостаточная прочность опалубки железобетонных конструкций; отсутствие или недостаточная прочность рабочих настилов для установки опалубки на высоте и отсутствие на них ограждений; отсутствие отдельного помещения или специально огражденного участка для механизированных операций по заготовке и обработке арматуры (выпрямление, резка, гнутье и т.п.); отсутствие предохранительных сеток на верстаках, где обрабатывается арматура; отсутствие специальных рабочих мест для арматурщиков, оборудованных настилом с перилами; отсутствие защитных ограждений (сеток) на участках натягивания проволоки (арматуры); отсутствие отбойных брусьев на эстакадах и передвижных местах для подачи бетонной смеси самосвалами; вибрация и возможность поражения током при использовании виброхоботов, виброжелобов, вибропитателей; отсутствие ограждений рабочих мест бетонщиков при укладке бетонной смеси на высоте более 1,5 м; несоблюдение специальных требований безопасности при электропрогреве бетона. 2.11.3. При свайных работах: нарушение требований безопасности труда при подъеме копра, собранного в горизонтальном состоянии; отсутствие на копре ограничителя подъема; подтаскивание свай без отводного блока; отсутствие перил и бортовых досок у рабочих площадок и лестниц копра; отсутствие расчалок для удерживания сваи от раскачивания и кручения; недостаточная прочность льда при производстве свайных работ в зимнее время со льда; неисправность, неправильное закрепление и отсутствие заземлений электрооборудования вибропогружателя. 2.11.4. При ряжевых работах: нарушение последовательности операций, связанных о изготовлением, спуском к установкой ряжей; отсутствие настила с перилами по верху собираемого ряжа для производства работ |
«вече» • 1999 Методические указания предназначены для студентов, при разработке ими раздела "Безопасность жизнедеятельности" (часть 1 Охрана труда)... | Григорий Соломонович Померанц Записки гадкого утёнка Методические указания предназначены для студентов, при разработке ими раздела "Безопасность жизнедеятельности" (часть 1 Охрана труда)... | ||
Вместо предисловия Глава Завоевание внутреннего рая Методические указания предназначены для студентов, при разработке ими раздела "Безопасность жизнедеятельности" (часть 1 Охрана труда)... | Вакцинопрофилактика и права человека (Доклад Российского Национального комитета по биоэтике) Методические указания предназначены для студентов, при разработке ими раздела "Безопасность жизнедеятельности" (часть 1 Охрана труда)... | ||
Архиепископ Лука Войно-Ясенецкий. Дух, душа и тело Предисловие Методические указания предназначены для студентов, при разработке ими раздела "Безопасность жизнедеятельности" (часть 1 Охрана труда)... | I связи между космосом, землей, животными и человеком первая лекция Методические указания предназначены для студентов, при разработке ими раздела "Безопасность жизнедеятельности" (часть 1 Охрана труда)... | ||
Г. А. Бондарев a n t h r o p o s опит энциклопедического изложение... Методические указания предназначены для студентов, при разработке ими раздела "Безопасность жизнедеятельности" (часть 1 Охрана труда)... | Исторический очерк в истории А. можно выделить следующие основные... Методические указания предназначены для студентов, при разработке ими раздела "Безопасность жизнедеятельности" (часть 1 Охрана труда)... | ||
Методические указания Направление «Экономика» Санкт-Петербург 2004... Ш14 Подготовка и защита магистерской диссертации /Методические указания. – Спб.: Издательство, 2004. – 41 С | Дипломных проектах: Метод пособие. Самара: пгати, 2002. 135 с.: ил.... Е70 Еремин Ю. Н. Раздел "Охрана труда" в дипломных проектах: Метод пособие. Самара: пгати, 2002. 135 с.: ил | ||
Методические указания по самостоятельной работе Красноярск 2013 удк... Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология», магистерская программа «Микробиология... | Учебное пособие Санкт-Петербург 2013 удк 1: 001; 001. 8 Ббк 87. 3 Пашута В. Л., Заслуженный работник высшей школы рф, доктор педагогических наук, профессор | ||
Методические рекомендации Владимир, 2007. Удк 021 ббк 78. 34(2)707 Владимирская областная универсальная научная библиотека им. М. Горького. Научно – методический отдел; сост. Н. Г. Ступина. – Владимир,... | Мгупб Методические указания предназначены для студентов, изучающих курс «Автоматизация технологических процессов и производств» и«Системы... | ||
Методические указания по организации самостоятельной работы для студентов... Учебная практика по культурологии является логическим продолжением учебных курсов «Культурология» и «История мировой культуры» | Методические указания по написанию и оформлению дипломных работ для... Методические указания предназначены студентам последнего года обучения и преподавателям-руководителям дипломных работ |