Кафедра общей гигиены и экологии человека





НазваниеКафедра общей гигиены и экологии человека
страница1/10
Дата публикации03.07.2015
Размер1.67 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > География > Программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

ГОУВПО

«ДАГЕСТАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»

КАФЕДРА ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ И ЭКОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА


“УТВЕРЖДАЮ”



Проректор по учебной работе ДГМА
профессор. Мамаев С.Н.
«__»____2014г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ПО ОБЩЕЙ ГИГИЕНЕ И ЭКОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА

для студентов

стоматологического факультета ДГМА
Факультет: стоматологический

Кафедра: общей гигиены и экологии человека

Курс: 3

Семестр: 5
Лекции: 21 час.

Практические занятия: 51 час.
Самостоятельная работа: 36 час.

Всего часов: 108

Зачет 5 семестр
Программа рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании Ученого совета стоматологического факультета ДГМА
Согласовано:

Декан стоматологического факультета ДГМА Чудинов А.Н.

Махачкала 2014 г.

Рабочая программа составлена на основании Примерной программы по дисциплине «Общая гигиена и экология человека.» для специальности 040400 - Стоматология, подготовленной в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 040400-Стоматология квалификация Врач-стоматолог и Учебного плана.

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры общей гигиены и экологии человека «_10_»_октября_2014 г. Протокол № 3
Зав. кафедрой общей гигиены

и экологии человека, д.м.н.,

профессор Дж.Г. Хачиров
Рабочая программа согласована:
1.Директор НМБ ДГМА А.В.Бекеева
2.УМО Н.А.Загирова
3. Декан стоматологического факультета,

профессор Чудинов А.Н.


Рабочая программа учебной дисциплины рассмотрена и утверждена на заседании Совета факультета «___»_________2014 г. Протокол №
Председатель СФ

Составитель: доцент кафедры
общей гигиены и экологии человека, к.м.н. Гитинова П.Ш.

Рецензент:

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Цели дисциплины.

Обеспечить студентов информацией для освоения методологии профилактической медицины, приобретения гигиенических знаний и умений по оценке влияния факторов среды обитания на здоровье человека и населения, состояние зубов и полости рта человека.
Задачи дисциплины.

  • Соединить в лечебной деятельности выпускника элементы первичной и вторичной профилактики, сформировать систему мышления и действий в лечебно-диагностическом процессе, направленных на доказательное установление связей обнаруживаемых изменений в состоянии здоровья, состоянии зубов и полости рта с действием факторов среды обитания.

  • Дать знания и умения для решения профессиональных задач диагностики состояния здоровья на индивидуальном и популяционном уровнях с использованием приемов доказательной медицины и элементов парадигмы оценки риска, для участия в разработке научно-обоснованных лечебно-профилактических мероприятий, пропаганде здорового образа жизни, а также по использованию факторов окружающей среды в оздоровительных целях.


Требования Государственного образовательного стандарта к содержанию дисциплины «Общая гигиена и экология человека» (108 час.)

(Выписка из стандарта)
Профилактическая медицина. Заболевания, связанные с неблагоприятным воздействием климатических и социальных факторов. Гигиенические аспекты питания. Гигиена лечебно-профилактических учреждений. Гигиена детей и подростков. Гигиенические проблемы медико-санитарной помощи работающим в промышленности. Организация и проведение профилактических мероприятий. Экология и рациональное природопользование.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Студент должен знать:

  1. Основы взаимодействия организма человека и окружающей среды, роль гигиены в научной разработке проблемы укрепления здоровья, повышения работоспособности, продления активной жизни человека, сущность первичной и вторичной профилактики.

  2. Гигиеническую характеристику различных факторов среды обитания, механизмы их воздействия на организм и диагностически значимые формы проявления этих воздействий на донозологическом уровне.

  3. Основы доказательной медицины в установлении причинно-следственных связей изменений состояния здоровья, состояния зубов, полости рта и действием факторов среды обитания.

  4. Гигиенические мероприятия по профилактике внутрибольничных инфекций и оптимизации условий пребывания больных в ЛПУ стоматологического профиля.

  5. Гигиенические основы здорового образа жизни.

  6. Гигиеническую терминологию, основные понятия и определения, используемые в профилактической медицине.

  7. Основные положения законодательства РФ по вопросам здравоохранения и рационального природопользования.


Студент должен уметь:

  1. Оценивать вероятность (идентифицировать и характеризовать опасность) неблагоприятного действия на организм естественно-природных, социальных и антропогенных факторов окружающей среды в конкретных условиях жизнедеятельности человека по данным:

    1. Структуры питания, пищевой и биологической ценности пищевых продуктов и их доброкачественности, нарушений постулатов здорового (рационального) питания индивидуума и коллективов, показателей пищевого статуса.

    2. Качества питьевой воды по данным лабораторных исследований.

    3. Качества атмосферного воздуха населенных мест.

    4. Условий пребывания человека в жилых и общественных зданиях по показателям микроклимата, инсоляции, естественного и искусственного освещения, чистоты воздуха и эффективности вентиляции помещений.

    5. Условий и режима труда на производстве при работе в контакте с вредными и опасными факторами производственной среды (микроклимат, шум, вибрация, источники ионизирующих и неионизирующих излучений, запыленность, загрязнение химическими веществами).

    6. Физического развития детей и подростков, индивидуальных и групповых показателей здоровья, режима и условий обучения школьников (режим учебных занятий, организация физического воспитания, медицинское обслуживание).

  2. Осуществлять гигиенический контроль организации питания и кондиционирования воды в полевых условиях (военная гигиена, экстремальные ситуации).

  3. Обосновывать необходимость проведения адекватных лечебно-профилактических мероприятий по данным гигиенической характеристики условий труда и ранним изменениям в состоянии здоровья и работоспособности, а также в случае возникновения профессиональных отравлений (профессиональных заболеваний).

  4. Давать рекомендации по проведению закаливания водой, воздухом, солнцем и адаптации к неблагоприятным климатогеографическим факторам во время путешествий, отдыха, смены жительства.

  5. Проводить гигиеническое воспитание и обучение населения по вопросам здорового образа жизни, гигиены полости рта и зубов.

  6. Самостоятельно работать с учебной, научной, нормативной и справочной литературой, вести поиск, превращать полученную информацию в средство для решения профессиональных задач.


Студент должен иметь представление:

  • О принципах гигиенического нормирования и прогнозирования факторов среды обитания.

  • О структуре и содержательной части работы государственной системы социально-гигиенического мониторинга.


Основные знания, необходимые для изучения дисциплины:
- медицинская биология, генетика и паразитология: основы учения об экологии, генетике и паразитологии;

- медицинская и биологическая физика, медицинская аппаратура, высшая математика, информатика: физические характеристики и биофизические механизмы действия на организм солнечного излучения, составных его спектра, шума, вибрации, ультразвуке, электромагнитных волн лазерного излучения, пыли, радиоактивных веществ и ионизирующего излучения, физические основы дозиметрии, основные показатели санитарной статистики;

- общая химия: физико-химические свойства различных классов химических веществ, определяющих их степень токсичности и опасности для человека, поведение химических веществ в окружающей среде;

- биологическая химия: сущность химических явлений и процессов в организме. Основные параметры гомеостаза внутренней среды. Биологическая роль, сторение и закономерности обмена белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ и микроэлементов. Метаболические циклы ксенобиотиков, процессы биоаккумуляции и биотранформации, представления о биохимических маркерах эффекта и экспозиции;

- анатомия человека: строение и функции органов и систем организма, возрастные особенности морфологических структур;

- нормальная физиология: закономерности функционирования органов и систем, механизмы их регуляции и саморегуляции у здорового человека. Основные параметры гомеостаза. Физиологическое значение воды и пищи, физиология процессов пищеварения и ассимиляции. Физиология трудового процесса, основы терморегуляции организма, физиологические процессы дыхания и газообмена. Возрастная физиология.

- микробиология с вирусологией и иммунологией: морфология, физиология и патогенные свойства микроорганизмов и продуктов их жизнедеятельности, пути и факторы передачи инфекционных болезней, санитарно-показательные микроорганизмы окружающей среды, аутохтонная и транзиторная микрофлора тела человека, ее роль в поддержании гомеостаза и в патологии. Теоретические основы иммунитета, механизмы развития аллергических реакций немедленного и замедленного типа. Бактерионосительство, как одна их форм инфекционного процесса. Методы стерилизации;

- фармакология: формакодинамика и фармакокинетики, механизмы действия лекарственных веществ, побочные эффекты;

- патологическая анатомия: структурные основы болезней и патологических процессов, характер морфологических изменений органов и тканей при действии факторов окружающей среды;

- патологическая физиология: причины, основные механизмы развития и исходы типовых патологических процессов, закономерности нарушений функций органов и систем при воздействии факторов окружающей среды.


Формы организации обучения студентов

  1. Лекции.

  2. Практические занятия.

  3. Внеаудиторная самостоятельная работа.

Виды контроля

  1. Текущий:

- контроль исходного уровня подготовки к практическим занятиям и усвоения

учебного материала в соответствии с контрольными вопросами и в процессе

собеседования,

- контроль решения ситуационных задач,

- контроль выполнения работ и написания протоколов на практических занятиях,

- контроль подготовки рефератов и бесед по гигиеническому воспитанию населения,

пропаганде здорового образа жизни (самостоятельная работа студентов).

2. Итоговый:

зачет, тестовый контроль знаний (6 семестр).

2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Лекционный материал (содержание, объем в часах). 5 семестр

2.1.1. Предмет и содержание гигиены. История становления и развития гигиены. Современные проблемы гигиены и экологии человека. 2 час.

Предмет и содержание гигиены. История становления и развития гигиены. Связь гигиены с другими науками. Значение гигиенических мероприятий в деятельности врача-стоматолога. Понятие о первичной и вторичной профилактике заболеваний. Связь и взаимодействие профилактической и лечебной медицины.

Социально-гигиенический мониторинг как государственная система наблюдений за состоянием здоровья населения и среды обитания, их анализа, оценки и прогноза, определение причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания.

Современные проблемы гигиены и экологии человека.

Основы законодательства РФ по вопросам здравоохранения и рационального природопользования. Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

2.1.2. Здоровье населения и окружающая среда. Гигиенические проблемы городов. 2 час.

Окружающая среда как сочетание природных, антропогенных и социальных факторов. Понятие о биосфере и ее компонентах. Гигиенические проблемы в экологии. Причины экологического кризиса и его отличительные особенности в современных условиях. Понятие об экологии человека. Факторы среды обитания и здоровье населения. Значение биологических цепей в переносе вредных веществ из окружающей среды к человеку. Отдаленные эффекты действия вредных веществ на организм. Гигиеническое регламентирование и прогнозирование. Элементы гигиенической диагностики в практической работе врача-стоматолога.

Понятие об урбанизации, агломерации, мегаполисах. Градообразующие факторы и структура современного города. Экологические проблемы крупного города. Состояние здоровье населения в современных городах. Мероприятия по благоустройству городов. Роль зеленых насаждений, водоемов, рекреационных зон.

2.1.3. Гигиена воздушной среды. Здоровье населения в связи с состоянием атмосферного воздуха. Оценка экологического риска. Охрана атмосферного воздуха как социальная и эколого-гигиеническая проблема. 2 час.

Химический состав атмосферного воздуха и его гигиеническое значение. Загрязнение и охрана атмосферного воздуха как социальная и эколого-гигиеническая проблема. Гигиеническая характеристика основных источников загрязнения атмосферного воздуха. Состав выбросов в атмосферу по основным отраслям промышленности. Степень опасности промышленных выбросов для окружающей среды и состояния здоровья населения. Основные природоохранные мероприятия и их гигиеническая эффективность. Законодательство в области охраны атмосферного воздуха.

2.1.4. Климат и здоровье человека. Физические свойства воздуха, микроклимат и его гигиеническое значение. Солнечная радиация, гигиеническое значение.

2 час.

Физические свойства воздуха и их значение для организма. Виды микроклимата и влияние дискомфортного микроклимата на теплообмен и здоровье человека.

Природо-географические условия среды обитания и здоровье человека. Погода, определение и медицинская классификация типов погоды. Биоритмы и здоровье.

Климат, определение понятия. Влияние климата на здоровье и работоспособность. Использование климата в лечебно-оздоровительных целях. Акклиматизация и ее гигиеническое значение. Солнечная радиация и ее гигиеническое значение. Световой климат. Гигиеническая характеристика инфракрасной, ультрафиолетовой и видимой частей солнечного спектра. Биологическое действие ультрафиолетовой части солнечного спектра в зависимости от длины волны. Ультрафиолетовая недостаточность, ее проявление и профилактика.

2.1.5. Гигиена воды и водоснабжения населенных мест. Фтор в воде и состояние зубо-челюстной системы человека. 2 час.

Физиологическое и санитарно-гигиеническое значение воды. Нормы водопотребления для населения. Роль воды в распространении инфекционных и паразитарных заболеваний, заболеваний зубов и полости рта. Заболевания, связанные с употреблением воды, содержащей химические примеси. Принципы профилактики заболеваний водного характера. Гигиенические требования к качеству питьевой воды при централизованном и местном водоснабжении. Сравнительная гигиеническая характеристика источников водоснабжения. Зоны санитарной охраны водоисточников. Основные методы очистки питьевой воды.

2.1.6. Питание и здоровье человека. Концепция и принципы рационального питания. Характеристика физиологических норм питания. Пищевой статус как

Показатель здоровья, критерии оценки. 2 час.

Значение питания для здоровья, физического развития и работоспособности населения. Концепция и принципы рационального питания. Количественная и качественная полноценность питания, сбалансированность рациона. Режим питания. Характеристика физиологических норм питания. Методы оценки адекватности питания. Профилактика заболеваний, связанных с недостаточным и избыточным питанием.

2.1.7. Значение, нормирование, источники белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей и микроэлементов в питании человека. Кариесопрофилактическое действие продуктов питания. 2 час.

Белки животного и растительного происхождения, их источники, гигиеническое значение. Жиры животного и растительного происхождения, их источники, роль в питании человека. Простые и сложные углеводы, их источники, гигиеническое значение. Понятие о рафинированных продуктах и «защищенных» углеводах. Пищевые волокна, их роль в питании и пищеварении. Витамины, их источники, гигиеническое значение. Авитаминозы, гиповитаминозы, гипервитаминозы, их причины, клинические проявления, профилактика. Минеральные соли, их источники, гигиеническое значение. Макро- и микроэлементы.

2.1.8. Гигиена труда и физиология труда. Гигиеническая оценка факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда. Профессиональные и производственно-обусловленные заболевания, профилактика. 2 час.

Гигиена труда, основные понятия. Виды трудовой деятельности. Гигиеническая классификация и критерии оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса. Влияние условий труда на состояние здоровья работающих. Профессиональные вредности, профессиональные и производственно-обусловленные заболевания. Профессиональный риск нарушений здоровья у работающих. Гигиеническое нормирование факторов производственной среды. Основы охраны труда работающих.Труд умственный и физический. Изменения в организме человека в процессе трудовой деятельности. Гигиенические критерии оценки тяжести и напряженности трудового процесса. Утомление и переутомление, перенапряжение и их профилактика.

2.1.9. Гигиенические требования к стоматологическим поликлиникам. Гигиена труда врачей стоматологов и зубных техников. 2 час.

Гигиенические требования к планировке, оборудованию стоматологических лечебных учреждений. Воздухообмен, микроклимат, освещение, акустический режим, отделка, цветовой интерьер помещений стоматологической поликлиники. Гигиенические аспекты профилактики внутрибольничных инфекций. Гигиена труда врачей стоматологов и зубных техников, основные вредные производственные факторы, нормирование, влияние на здоровье, профилактика профессиональных заболеваний.

2.1.10. Военная гигиена. Основы организации санитарно-гигиенических мероприятий в чрезвычайных ситуациях и военное время. Гигиена полевого размещения, питания, водоснабжения. 2 час.

Военная гигиена, военная экология, санитарно-эпидемиологический надзор в войсках. Основы организации санитарно-гигиенических мероприятий в чрезвычайных ситуациях, войсках. Гигиена полевого размещения личного состава. Организация питания в полевых условиях, задачи медицинской службы. Характеристика суточных рационов общевойскового и других пайков. Оценка пищевого статуса военнослужащих. Организация водоснабжения в полевых условиях, задачи медицинской службы. Пункт водоснабжения. Минимальные нормы хозяйственно-питьевого водоснабжения. Требования к качеству питьевой воды. Методы кондиционирования питьевой воды с помощью табельных средств, обеззараживание индивидуальных запасов воды.

2.1.11. Здоровый образ жизни и вопросы личной гигиены. 1 час.

ЗОЖ, понятие, значение для сохранения здоровья и активного долголетия. Критерии здоровья, классификация. Элементы ЗОЖ и рекомендации по их выполнению. Влияние нервно-эмоциональных факторов и стрессовых нагрузок на здоровье. Основы психогигиены, значение психологической адаптации человека в коллективе, семье, в различных возрастных периодах. Социально-гигиеническое значение вредных привычек. Личная гигиена как часть общественной гигиены. Гигиена зубов и полости рта.
2.2. Практические занятия (содержание, объем в часах).

5 семестр

2.2.1. Гигиеническая оценка внутренней среды жилых, лечебных помещений. Воздухообмен, освещение. 4 час.

Гигиена жилых и общественных зданий. Гигиеническая характеристика строительных и отделочных материалов. Требования к вентиляции, инсоляционному режиму и искусственному освещению помещений. Основные источники загрязнения воздуха закрытых помещений. Антропотоксины. Роль полимерных материалов. «Синдром больного здания». Шум как фактор среды обитания человека.

Определение параметров воздухообмена, освещения учебной комнаты, гигиеническая оценка.

2.2.2. Гигиеническая оценка микроклимата помещений, влияние на теплообмен и состояние здоровья человека. 4 час.

Физические свойства воздуха и их значение для организма. Микроклимат и его гигиеническое значение, виды микроклимата. Влияние дискомфортного микроклимата на теплообмен и здоровье человека. Нормирование параметров микроклимата различных помещений.

Определение параметров микроклимата в учебной комнате, гигиеническая оценка; влияние на тепловое состояние студента.

2.2.3. Гигиеническая оценка качества питьевой воды. Методы улучшения качества воды. 4 час.

Гигиенические требования качеству питьевой воды при централизованном и местном водоснабжении. Гигиенические требования к устройству и эксплуатации шахтных колодцев и других сооружений местного водоснабжения. Основные методы очистки питьевой воды. Сравнительная характеристика источников водоснабжения. Зоны санитарной охраны водоисточников.

Определение пригодности хлорсодержащего препарата для обеззараживания воды, определение хлорпотребности воды, контроль обеззараживания водопроводной воды по остаточному хлору.

2.2.4. Пищевая и биологическая ценность продуктов питания. Оценка доброкачественности продуктов. 4 часа.

Пищевая и биологическая ценность основных групп пищевых продуктов ( зерновых, молочных, мясо-рыбных, овощей и фруктов). Качество и безопасность пищевых продуктов. Болезни, передаваемые человеку через продукты питания.

Гигиеническая оценка органолептических и физико-химических свойств молока, хлеба.

2.2.5. Оценка адекватности индивидуального питания. Пищевой статус как показатель здоровья, критерии оценки. 2 час.

Принципы рационального питания. Характеристика физиологических норм питания.

Особенности рационального питания различных групп населения (детей и подростков, пожилых людей и долгожителей, беременных и кормящих матерей, работников умственного труда, спортсменов). Методы оценки адекватности питания. Пищевой статус как показатель здоровья. Критерии оценки пищевого статуса.

Оценка адекватности питания и пищевого статуса студента-медика.

2.2.6. Витамины. Гигиенические и санологические аспекты их нормирования и использования. 2 час.

Витамины, их источники, гигиеническое значение. Авитаминозы, гиповитаминозы, гипервитаминозы, их причины, клинические проявления, профилактика.

Приготовление витаминных настоев. Определение содержания витамина С в овощах.

2.2.7. Профилактика пищевых отравлений. 4 час.

Пищевые отравления и их классификация. Пищевые отравления микробной природы. Токсикоинфекции различной этиологии. Ботулизм, стафилококковый токсикоз. Микотоксикозы. Роль пищевых продуктов в возникновении микробных пищевых отравлений различной этиологии. Пищевые отравления немикробной природы: продуктами, ядовитыми по своей природе; продуктами, временно ядовитыми; продуктами, содержащими химические вещества в количествах, превышающих ПДК. Профилактика пищевых отравлений и инфекций. Роль лечащего врача в расследовании пищевых отравлений и организации профилактических мероприятий.

2.2.8. Факторы производственной среды; прогноз их влияния на состояние здоровья работающих; профилактические мероприятия.

4 час.

Влияние условий труда на состояние здоровья работающих. Гигиеническая классификация и критерии оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса. Профессиональные вредности, профессиональные и производственно-обусловленные заболевания, профессиональные отравления. Профессиональный риск нарушений здоровья. Производственный микроклимат, шум, вибрация, промышленная пыль, промышленные химические вещества; нормирование в производственной среде, влияние на здоровье работающих, профилактика профессиональных заболеваний.

Оценка условий труда студента в учебной комнате.

2.2.9. Тяжесть и напряженность трудового процесса; влияние на функциональное состояние и здоровье работающих. 4 час.

Тяжесть и напряженность труда, критерии оценки. Труд умственный и физический. Изменения в организме человека в процессе трудовой деятельности. Эксперимент по оценке функционального состояния человека при тяжелом физическом труде.

2.2.10. Медико-санитарное обеспечение рабочих промышленных предприятий. Гигиена и физиология военного труда. 2 час.

Основные направления в работе врачей МСЧ . Организация и порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров. Тактика врача- стоматолога в случае установления профессионального заболевания зубо-челюстной системы.

Гигиена труда в бронетанковых, радиотехнических, ракетных войсках, артиллерии.

2.2.11. Физиолого-гигиеническая характеристика условий, режима труда стоматологов и зубных техников. 2 час.

Влияние характера и условий труда на работоспособность и здоровье медицинских работников. Утомление и переутомление, перенапряжение в труде стоматологов и зубных техников, профилактика. Определение способности к работе в быстром вынужденном темпе. Режимы труда врачей стоматологов.

2.2.12. Гигиеническая оценка размещения, планировки, условий пребывания больных в ЛПУ, стоматологических поликлиниках. 2 час.

Гигиенические требования к размещению больниц и планировке больничного участка. Системы застройки больниц, гигиеническая оценка. Гигиенические требования к планировке и оборудованию структурных подразделений ЛПУ. Система профилактики внутрибольничных инфекций. Гигиенические требования к стоматологическим поликлиникам.

2.2.13. Комплексная оценка состояния здоровья детей; коррекция ранних отклонений в состоянии здоровья детей. Физическое развитие детей и подростков. 2 час.

Показатели индивидуального здоровья, группы здоровья детей и подростков. Составление листа родословной, расчет индекса отягощенности наследственного анамнеза. Физическое развитие как показатель здоровья ребенка. Методы изучение и оценки физического развития детей и подростков. Оценка уровня биологического развития.

2.2.14. Формирование здорового образа жизни человека. 2 час.

Факторы, детерминирующие здоровье. Блоки здорового образа жизни. Труд и здоровье. Самооценка физической тренированности. Коррекция питания для профилактики ожирения. Тесты для определения биоритмальной активности, реактивной и личностной тревожности, стрессовых ситуаций. Социально-гигиеническое значение вредных привычек. Профилактика ВИЧ-инфицирования. Гигиена полости рта и зубов.

2.2.15. Основы организации санитарно-эпидемиологического надзора за питанием личного состава. 3 час.

Задачи медицинской службы по надзору за питанием военнослужащих. Характеристика суточного рациона общевойскового пайка, специальных рационов, оценка пищевого статуса военнослужащих с использованием расчетных методов. Составление заключения по меню-раскладке. Организация питания в полевых условиях.

2.2.16. Основы организации санитарно-эпидемиологического надзора за водоснабжением в полевых условиях. Гигиена полевого размещения личного состава. 4 час.

Организация и проведение разведки водоисточников. Пункт водоснабжения и водоразбора, гигиенические требования к их оборудованию. Водно-питьевой режим в полевых условиях. Методы кондиционирования питьевой воды с помощью табельных средств, обеззараживание индивидуальных запасов воды. Условия пребывания военнослужащих в полевых жилищах и фортификационных сооружениях. Опасные и вредные факторы среды обитания, их воздействие на жизнедеятельность, работоспособность, боеготовность.

2.2.17.Зачет. Тестовый контроль знаний. 2 час.


    1. Самостоятельная работа (содержание, объем в часах).



5 семестр

2.3.1. Самостоятельная работа с учебной, научной, нормативной и справочной литературой, ведение поиска информации для подготовки реферата, беседы по гигиеническому воспитанию и обучению населения, по вопросам пропаганды здорового образа жизни. 24час.

Примеры тем:

-«Гигиена зубов и полости рта».

-«Гигиенические средства по уходу за зубами».

-« Роль пищевых веществ в профилактике заболеваний зубов».

-«Самоочищение полости рта, рекомендации».

-«Применение специальных диет для профилактики кариеса зубов».

- «Питание лиц умственного труда».

- «Питание в пожилом возрасте».

- «Витамины и здоровье».

- «Профилактика ботулизма»

«СПИД: знать и предупредить».

- «Алкоголь и подростки».

«СПИД: знать и предупредить».

- «Алкоголь и подростки».

- «Рациональное питание, профилактика алиментарных заболеваний» и др.
2.3.2. Самостоятельное изучение материала и собеседование с преподавателем по проблеме «Гигиена труда при работе с радиоактивными веществами». 14 час.


  1. Учебно-методическое обеспечение программы.


3.1. Список литературы:
Основная

3.1.1. А.М.Лакшин, В.А.Катаева Общая гигиена с основами экологии человека: Учебник для студентов стоматологических факультетов медицинских вузов.-М.:Медицина, 2004.

3.1.2. Алексеев С.В., Пивоваров Ю.П., Янушанец О.И. Экология человека. Учебник. М.: ИКАР, 2002.

3.1.3. Гигиена: Учебник, 2-е, 3-е изд., перераб. и доп. /Под ред. Акад. РАМН Г.И.Румянцева.-М.: ГЭЛТАР-МЕД, 2001, 2005.
3.1.4.Пивоваров Ю.П. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и основам экологии человека. 3-у изд., допол. и испр.-М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001.

3.1.5. Катаева В.А. Труд и здоровье врача-стоматолога. М.:Медицина, 2002.

Дополнительная

3.1.6. Беляков В.Д., Жук Е.Г. Учебное пособие по военной гигиене и эпидемиологии. М.:Медицина, 1988.

3.1.7. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков.- М.: Медицина, 2003, 2007.

3.1.8. Ильин Л.А., Кириллов В.Ф., Коренков И.П. Радиационная гигиена: Учебник.-М.: Медицина, 1999.

3.1.9. Агапов В.С., Тарасенко С.В., Трухина Г.М., Лакшин А.М. Внутрибольничные инфекции в хирургической стоматологии. – М.:Медицина, 2002.

3.1.10. Гигиена труда. Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда. Руководство Р 2.2.2006-05. М.:,2005.

3.1.11. Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, роддомов и других лечебных стационаров. СанПиН 2.1.3.1375-03.

3.1.12. Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядок проведения этих осмотров (обследований). Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 83 от 16 августа 2004 г.

3.1.13. Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99). СП 2.6.1.799-99. М.: Изд. Минздрава России.2000.

3.1.14. О качестве и безопасности пищевых продуктов. ФЗ от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ.

3.1.15. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. ФЗ от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ.

3.1.16. Щербо А.П.Больничная гигиена: Руководство для врачей.-СПб, СПбМАПО, 2000.

3.1.17. Измеров Н.Ф., Каспаров А.А. Медицина труда. Введение в специальность.- М.:Медитцина, 2002.

3.1.18. Госпитальная гигиена. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству и эксплуатации лечебно-профилактических учреждений. Под ред. Ю.В.Лизунова.- С-Пб, 2004.

3.1.19. В.И.Архангельский, О.В.Бабенко. Руководство к практическим занятиям по военной гигиене. 2006.

3.1Авторские методические разработки

3.1.1. Даниялов М. А., Хачиров Дж. Г.Учебное пособие к практическим занятиям по общей гигиене и экологии человека. Махачкала-2011г (2 издание)

3.1.2.Рамазанов Р.Г. Разноуровневый тестовый контроль знаний по гигиене труда Махачкала-2001г

3.1.3. Хачиров Дж. Г., Магомедов М. Г. Учебное пособие Организация и проведение санитарно-эпидемиологического надзора в области гигиены питания Махачкала-2004г

3.1.4. Хачиров Дж. Г., Магомедов М. Г. Учебное пособие Организация и проведение санитарно-эпидемиологического надзора в области гигиены труда. Махачкала-2004г

3.1.5.Хачиров Дж. Г.,Шахназарова Л. М., Мамцева Г. Х., Гитинова П. Ш., Абдулаев М. М. Методические указания к лабораторным и практическим занятиям по гигиене детей и подростков Махачкала-2009г.
3.2. Материально-техническое обеспечение
3.2.1. Измерительные приборы, лабораторная посуда, реактивы и принадлежности

общего назначения по всем темам практических занятий.

3.2.2. Ситуационные задачи по всем темам дисциплины.

3.2.3. Карточки для контроля текущей успеваемости.

3.2.4. Ситуационные задачи для контроля практических умений.

3.2.5. 10 вариантов тестового контроля знаний.

3.3.5. Учебные и информационные стенды, макеты.

3.3.6. Комплекты таблиц по разделам гигиены и экологии.

3.3.7. Учебные видеофильмы и демонстрационное оборудование.

3.3.8. Мультимедийные варианты лекций.


  1. Учебно-методическая карта дисциплины




№ не-дели



те-мы

Наименование вопросов, изучаемых на лекции



прак

занятия

Используемые наглядные

и методич.

пособия

Самостоятельная работа студентов

Формы контроля

содержание

часы

1

2

3

4

5

6

7

8

1
2


3


4
5

6

7


8

9

10


11


12

1
2


3


4
5

6

7


8

9

10


11


12


Предмет и содержание гигие-ны. История становления и развития гигиены. Современные проблемы гигиены и экологии человека.

2 час.

Здоровье населения и окружающая среда. Гигиенические проблемы городов.2 час.

Гигиена воздушной среды. Здоровье населения в связи с состоянием атмосферного воз-духа. Оценка экологического риска. Охрана атмосферного воздуха как социальная и эколого-гигиеническая проблема. 2. час.

Климат и здоровье человека. Физические свойства воздуха, микроклимат и его гигие-ническое значение. Солнечная радиация, гигиеническое значение. 2час.

Гигиена воды и водоснабжения населенных мест. Фтор в воде и состояние зубо-челюстной системы. 2 час.
Питание и здоровье человека. Концепция и принципы рацио-нального питания. Характе-ристика физиологических норм питания. Пищевой статус как показатель здоровья, критерии оценки. 2 час.

Значение, нормирование, источники белков, жирыов углеводов; витаминов, минеральных солей микроэлементов в питании человека. Кариесо-профилактическое действие продуктов питания.. 2 час.

Гигиена и физиология труда. Гигиеническая оценка факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда. Профессиональные и производственно-обусловленные заболевания, профилактика. 2 час.

Гигиенические требования к стоматологическим поликлиникам, Гигиена труда врачей-стоматологов и зубных техников.2 час.

Военная гигиена. Основы организации санитарно-гигиенических мероприятий в чрезвычайных ситуациях и военное время. Гигиена полевого размещения, питания, водоснабжения. 2 час.
Здоровый образ жизни и вопросы личной гигиены.2 час.



.


1

2ч.

1

2ч.

2

4ч.

3

4 ч.


5

4 ч.
.


4
6,

7

12 ч.

8

9

6 ч.

.


10

11

12

8ч.
15

16

6 ч.
13,

14

6 ч.


Слайды, таблицы
Слайды, таблицы, люксметр, ситуационные задачи

Слайды, таблицы, анемометр, ситуационные задачи

Слайды, таблицы, психрометр, кататермометр, ситуационные задачи
Слайды, таблицы, макеты колодцев, лаборатория по обеззараживанию питьевой воды

Слайды, таблицы, весы, ростомер, лаборатория по оценке качества продуктов питания, лупа, штангенциркуль, ситуационные задачи

Слайды, таблицы, лаборатория по определению витамина С в овощах
Слайды, таблицы,

Учебный видеофильм,

лаборатория по оценке условий труда


Слайды, таблицы, видеофильм, ситуационные задачи
Слайды, таблицы, ситуационные задачи, ДП-5А, ТУФ-200, Турист-2М, фильтр «Родник», образцы сухих пайков.
Слайды, таблицы,

тесты, секундомер




Самостоятельная работа с лите-ратурой, ведение информацион-ного поиска для подготовки рефе-рата, беседы по гигиеническому воспитанию населения, пропаганде ЗОЖ

Самостоятельное изучение материала и собеседование с преподавателем по теме «Гигиена труда при работе с радиоактивными веществами»





24

14



Тестовый контроль текущей и итоговой успеваемо-сти;
-«-
-«-


-«-
-«-

-«-

-«-
-«-

-«-

-«-

-«-

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Кафедра общей гигиены и экологии человека iconЭкзаменационные вопросы «гост 12 004-90 Организация обучения безопасности труда»
Тестовые задания разработаны преподавателями гигиены детей и подростков кафедры экологии человека и гигиены окружающей среды медико-профилактического...
Кафедра общей гигиены и экологии человека iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методическое пособие составлено коллективом кафедры гигиены и основ экологии человека Российского государственного медицинского университета...
Кафедра общей гигиены и экологии человека iconИнструкция по выполнения тестовых заданий. В сборнике использованы тестовые задания 4 типов
Тестовые задания разработаны преподавателями гигиены детей и подростков кафедры экологии человека и гигиены окружающей среды медико-профилактического...
Кафедра общей гигиены и экологии человека iconЭкология человека как научная
Место экологии человека в системе экологического знания. Предмет экологии человека – антропоэкологические взаимодействия. Понятие...
Кафедра общей гигиены и экологии человека iconБаза данных выполнена в формате Microsoft Excel, включает результаты...
Вуза. База данных позволяет оценить физическую работоспособность студентов в зависимости от их пола и уровня физического развития....
Кафедра общей гигиены и экологии человека iconЧлены комиссии Директор гу нии «Экологии человека и гигиены окружающей...
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №37
Кафедра общей гигиены и экологии человека iconЭкзаменационные вопросы по общей гигиене и экологии для студентов...
Тематический план лекций по гигиене труда для студентов 5 курса медико – профилактического факультета
Кафедра общей гигиены и экологии человека iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели и задачи курса экологии человека. Предмет и современное понимание науки экологии человека. Историческая справка о становлении...
Кафедра общей гигиены и экологии человека iconЮ. Н. Чередниченко (Сибирское Отделение Российской Академии Медицинских...
Реинкарнационный онтогенез человеческой персональности и виды психосоматического наследования
Кафедра общей гигиены и экологии человека iconМинистерство здравоохранения и социального развития Государственное...
Правоведение: учебно-методический комплекс по специальностям: 080109 – «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 080105 – «Финансы и...
Кафедра общей гигиены и экологии человека iconЗадачи и упражнения к школьному курсу общей экологии Часть общая...
Опираясь на определение экологии, установите, какие утверждения являются грамотными
Кафедра общей гигиены и экологии человека iconЭкзаменационные вопросы и задачи для специальности 060101 лечебное дело на 2013-2014 учебный год
Объект и предмет гигиены. Значение гигиены для врача-клинициста. Роль гигиены в семейной медицине
Кафедра общей гигиены и экологии человека iconКафедра экологии и природопользования
Рабочая программа учебной дисциплины «Современные проблемы экологии и природопользования» составлена в соответствии с требованиями...
Кафедра общей гигиены и экологии человека iconУрок по окружающему миру в 1классе Тема : Правила гигиены
Цели: знать основные правила личной гигиены; уметь правильно чистить зубы, соблюдать правила личной гигиены
Кафедра общей гигиены и экологии человека iconРабочая программа по экологии для 8 класса
Рабочая программа предназначена для преподавания экологии человека и ориентирована на учебник М. З. Федоровой, В. С. Кучменко, Г....
Кафедра общей гигиены и экологии человека iconРабочая учебная программа по экологии 8в класс Год разработки
Рабочая программа предназначена для преподавания экологии человека по программе среднего (полного) общего образования по учебнику...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск