Виды красной книги россии и белгородской области на территории заповедного участка «стенки-изгорья» Гусев Александр Викторович, директор, к г. н., Ермакова Елена Ивановна





Скачать 162.17 Kb.
НазваниеВиды красной книги россии и белгородской области на территории заповедного участка «стенки-изгорья» Гусев Александр Викторович, директор, к г. н., Ермакова Елена Ивановна
Дата публикации04.07.2015
Размер162.17 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
МАТЕРИАЛЫ МЕТОДИЧЕСКОГО СЕМИНАРА ПЕДАГОГОВ И РУКОВОДИТЕЛЕЙ ДЕТСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ.


ВИДЫ КРАСНОЙ КНИГИ РОССИИ И БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА

ТЕРРИТОРИИ ЗАПОВЕДНОГО УЧАСТКА «СТЕНКИ-ИЗГОРЬЯ»



Гусев Александр Викторович, директор, к.г.н., Ермакова Елена Ивановна, методист, Россия, Белгородская область г. Новый Оскол, МОУДОД «СЮН»

В 2005 году издана Красная книга Белгородской области. Она является ценным методическим пособием для учителей биологии, экологии, природоведения, географии, педагогов дополнительного образования. Материалы её могут быть использованы на уроках, классных часах, внеклассных мероприятиях, в кружках, при написании исследовательских работ и экологических проектов, для проведения разъяснительной природоохранной работы с населением, средствами массовой информации и т.д.

Ниже приводим список растений внесённых в Красные книги Российской Федерации и Белгородской области, по нашим данным встречающиеся на территории заповедного участка «Стенки-Изгорья» (1, 2, 3).

Таблица 1

Виды сосудистых растений Красной книги РФ (1988), встречающиеся

на территории заповедного участка «Стенки-Изгорья»







Семейство, название растения



Место обитания

Сем. Сосновые

1

Сосна обыкновенная вар. Меловая

лес

Сем. Бобовые

2

Копеечник крупноцветковый

меловые обнажения

Сем. Волчниковые

3

Волчеягодник Софии

лес

Сем. Лилейные

4

Рябчик русский

степь, кустарники

Сем. Орхидные

5

Пыльцеголовник красный

лес

6

Ятрышник шлемоносный

сырой луг

7

Ятрышник болотный

сырой луг

Сем. Мятликовые

8

Ковыль перистый

степь


Таблица 2

Виды сосудистых растений Красной книги Белгородской области (2005), встречающиеся на территории заповедного участка «Стенки-Изгорья»





Семейство, название растения

Место обитания

Семейство, название растения

Место обитания

1

2

3

4

Сем. Кутровые




Сем. Льновые




1. Барвинок травянистый

ст

20. Лён украинский

мо

Сем. Сложноцветные




Сем. Истодовые




2. Василёк восточный

ст, мо

21. Истод сибирский

ст, мо

3. Василёк русский

ст, мо

Сем. Лютиковые




4. Солонечник мохнатый

ст

22. Борец дубравный

лес

5. Козелец пурпурный

ст

23. Воронец колосистый

лес

Сем. Бурачниковые




24. Адонис весенний

ст

6. Оносма донская

мо

25. Ветреница лесная

ст

Сем. Крестоцветные




26. Ломонос цельнолистный

ст

7. Клаусия солнцелюбивая

ст, мо

27. Прострел раскрытый

ст

8. Двурядник меловой

мо

Сем. Мареновые




Сем. Колокольчиковые




28. Ясменник сероплодный

мо

9. Колокольчик широколистный

лес

Сем. Норичниковые




Сем. Гвоздичные




29. Коровяк фиолетовый

ст

10. Смолёвка приземистая

мо

Сем. Луковые




Сем. Ладанниковые




30. Лук желтеющий

ст

11. Солнцецвет седой

мо

31. Лук неравный

ст, мо

12. Солнцецвет монетолистный

мо

Сем. Осоковые










32. Осока низкая

ст, мо

Сем. Ворсянковые




Сем. Касатиковые




13. Головчатка уральская

мо

33. Шпажник тонкий

сыр. луг

Сем. Дымянковые




34. Ирис боровой

ст

14. Хохлатка Маршалла

лес

35. Ирис безлистный

ст

Сем. Губоцветные




Сем. Лилейные




15. Живучка Лаксманна

ст, мо

36. Гиацинтик светло-голубой

ст, мо

16. Черноголовка крупноцветковая

ст

37. Птицемлечник Коха

ст

17. Шалфей эфиопский

ст

38. Вороний глаз четырёхлистный

лес

18. Дубровник беловойлочный

ст, мо

39. Чемерица Лобеля

сыр. луг

19. Тимьян меловой

мо

Сем. Орхидные










40. Дремлик тёмно-красный

лес


Таблица 3

Виды сосудистых растений – кандидатов на включение в Красную книгу Белгородской области (2005), встречающиеся на территории заповедного участка «Стенки-Изгорья»





Семейство, название растения

Место обитания

Семейство, название растения

Место обитания

Сем. Сложноцветные




4. Остролодочник волосистый

ст

1. Солонечник льновидный

ст

Сем. Губоцветные




2. Мордовник русский

мо, ст

5. Шлемник высокий

лес

Сем. Колокольчиковые




Сем. Лютиковые




3. Колокольчик персиколистный

опушки

6. Лютик иллирийский

опушки

Сем. Бобовые




7. Лютик стоповидный

луг


Обозначения сокращений: ст – степь, мо – меловые обнажения, сыр. луг – сырой луг.

Всего видов требующих повышенных мер охраны – 55. Из них, внесённых в Красную книгу РФ – 8; Красную книгу Белгородской области – 47.
Литература

1.Гусев А.В. Виды Красной книги во флоре Новооскольского района Белгородской области/ Вестник ВГУ. Серия: география, геоэкология. №1, 2003, – С. 48-56.

2.Ермакова Е.И. Состояние Pinus cretacea Kalenicz. на участке Стенки Изгорья заповедника "Белогорье" / А.В. Гусев, Е.И. Ермакова // Сб. науч. статей в 2-х томах. – Фальцфейновские чтения. – Херсон: Терра, 2005, – т. 1 – С. 154-158.

3. Красная книга Белгородской области. Редкие и исчезающие растения, грибы, лишайники и животные. Официальное издание / Общ. науч. ред. А.В. Присный. – Белгород, 2004. – 532 с.
СОЗДАНИЕ УЧЕБНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ
Дьячкова Татьяна Викторовна, Россия, г.Бирюч, Красногвардейский р-он, Белгородская область, педагог дополнительного образования МОУ ДОД Станция юных натуралистов, руководитель секции «Исследователь» НОУ «Эдельвейс».

Землянская Александра, Россия, г. Бирюч, Красногвардейский р-он, Белгородская область, , секция «Исследователь» НОУ «Эдельвейс»
Учебная экологическая тропа - наиболее молодая разновидность организационного маршрута на местности для проведения учебной и пропагандистской работы по вопросам охраны природы, создания условий для воспитания экологически грамотной культуры поведения человека в окружающей среде. Экологическая тропа – это учебно-просветительный “кабинет” в природных условиях.

В данной работе рассматривается проблема организации учебной экологической тропы.

При выборе маршрута экологической тропы учитывались такие требования:

- информационная емкость,

- эмоциональная выразительность,

- отражение особенностей местного природного комплекса,

- доступность и протяженность маршрута,

- возможность сочетания учебной нагрузки и отдыха.

К созданию экологической тропы были привлечены учащиеся, объединенные в специализированные группы по 3-5 человек, каждая из которых выполняла свой вид деятельности:

-топографы

-геологи

-ботаники

- зоологи

-орнитологи

-энтомологи

При организации экологической тропы необходимо:

- принять постановление о создании экологической тропы;

- оборудовать указатели маршрута, выпустить листовки.

- установить главный информационный стенд.
Основные этапы учебной экологической тропы.
В 50 метрах от шоссейной дороги – указатель «Экологическая тропа», информационная доска с обращением

«О люди, мыслю я,

У всех, у нас есть мать одна

По имени Природа!

У ней для всех хватает доброты,

И мы живем, запечатлев навеки,

В душе ее прекрасные черты –

Поля, луга, леса, моря и реки»
1.Станция «Палеонтологическая»: открывается вид на меловые холмы.

2. Станция «Зоологическая».

3.Станция «Зеленый друг»: через 200 метров вверх установлен щит: «Берегите русский лес! Он источник всех чудес».

  • Экскурсовод рассказывает о лесе, как природном сообществе, изучается ярусность, приспособленность к совместному проживанию.

  • Изучение популяций лесных растений

  • Лихеноиндикация

  • Геоботанический анализ сообществ

  • Приспособленность организмов к среде обитания

  • Охрана леса. Наиболее важными являются охрана леса от пожаров, минимизация антропогенного воздействия на леса, организация охраняемых территорий. Этот важный элемент экологической культуры поведения в природе важно всемерно пропагандировать на данном маршруте тропы

4. Станция «Лесная аптека» - знакомство с лекарственными растениями, правилами сбора, охраной редких растений.

5. Станция «Исследователь» - наблюдения за птицами, их пением, поведением, гнездованием, наблюдения за пресмыкающимися.

6. Станция «Прогноз погоды» - приметы в природе для предсказаний погоды, ориентирование на местности, ведение фенологических наблюдений.

7. Станция «Агроценоз» - вокруг леса находятся поля, где экскурсовод рассказывает об отличиях агроценоза и биогеоценоза.

8. Станция «Лесозащита» - назначение лесопосадки, защита от ветровой и водной эрозии.

9. Конец маршрута.

Смотровая площадка с информационным щитом

«Не рви цветов, не надо!

Их нежный аромат, наполнит воздух леса!

Они так красят лес!»

Многие учащиеся прокладывают свои “тропинки” вблизи дома, где ведут разнообразные исследовательские работы. Затем на основе своих наблюдений, анализа литературных источников пишут рефераты, доклады и выступают с сообщениями на конференциях разного уровня или просто составляют картосхему своего маршрута. Впоследствии, исходя из проблем, интересных объектов исследования на маршруте тропы, учащиеся могут найти темы для дальнейшей научно – исследовательской работы.


ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
Сошнина Валентина Петровна, Россия, Курская обл., пос. Заповедный, нач. отдела экологического просвещения Центрально-Черноземного биосферного заповедника.
Недалек тот день, когда будущее окажется в руках наших детей. Воспитательное пространство объемно, оно вбирает в себя влияние семьи и школы, учреждений культуры и дополнительного образования, средств массовой информации и сферу стихийного воспитания.

Большая часть родителей, признавая важность проблемы экологии для своих детей, оказались не подготовленными в том, как развивать у них познавательный интерес и гуманизм в отношениях с окружающим миром. Это указывает на необходимость более тесных контактов родителей с учителями школ, педагогами учреждений дополнительного образования и сотрудниками отделов экологического просвещения заповедников и национальных парков.

Экологическому образованию детей в школах в настоящее время не уделяется должного внимания, а система дополнительного экологического образования, в том числе и на базе охраняемых территорий, обладает целым рядом преимуществ. Меньшая формализованность учреждений, строгое следование за интересами воспитанников, предоставление им самой «свежей информации», доверительность в отношениях детей и взрослых, сочетание представителей разных специальностей говорят об огромном потенциале в экологическом образовании и просвещении. Постановка экологического воспитания в этих условиях такова, что знания детей об экологии более обширны и системны по сравнению с тем, что дает им школа.

Мы должны создать условия для развития у детей интереса к изучению местного природного окружения, научить их находить ответы на возникающие вопросы, развивать у них экологическое сознание, поощрять активные действия по охране природы, воспитывать новые ценностные ориентации, стимулирующие уважительное отношение и заботу о собственном месте проживания. Способствовать сохранению здоровья и психики детей, живущих в условиях крупного города и закреплению у них радостного ощущения ценности жизни, неразрывности с природой.

У заповедников особое преимущество, на их базе достигается соединение биологической науки с практикой сохранения ландшафтов, биологического разнообразия и культурного наследия. Нельзя научить школьников экологии в классных комнатах, их надо выводить, вывозить в дикую природу, где они бы почувствовали её и захотели охранять.

Проведение школьных экологических экспедиций позволяет познавать многообразие природы в экспедиционных условиях. Самостоятельные исследования и практическая работа являются одними из самых действенных форм природоохранного воспитания, и «экологизация души» детей приходит сама.

Семь лет Центрально-Черноземный биосферный заповедник (ЦЧЗ) сотрудничает с Дворцом пионеров и школьников г. Курска. За это время сотрудниками заповедника прочитано множество лекций на природоохранные темы, демонстрировались видеофильмы как о ЦЧЗ, так и о других особо охраняемых природных территориях Курской области и России, проведено пять летних, одна зимняя и одна осенняя экологическая экспедиция.

Участие школьников в работе научных отделов заповедника полезно во многих отношениях. При посильном участии ребят в работе заповедника и общении с сотрудниками они начинают осознанно воспринимать запретительные меры – необходимость соблюдения заповедного режима, недопустимость сбора редких растений и отлова животных. Участвуя в сборе полевого материала или выполняя фрагменты научной работы, ребята неминуемо начинают задавать вопросы сотрудникам заповедника и искать ответы самостоятельно в специальной литературе. Мы по большому счету готовим себе смену. Молодой специалист, овладевший еще в школьные годы азами профессии, придя в заповедник после окончания ВУЗа, значительно раньше начинает работать самостоятельно и успешнее своих сверстников, такой школы не имевших.

При подготовке к проведению школьных экспедиций руководитель со стороны заповедника заранее должен решить и согласовать со своей администрацией организационные и бытовые вопросы: где разместить детей, на чем готовить пищу, сушить одежду, где брать воду и т.п. Школьники перед экспедицией должны быть предупреждены своим педагогом, что экспедиция в заповедник это не пребывание в санатории и даже не в лагере. Педагог следит за здоровьем детей. По прибытию в заповедник подростки обязаны пройти инструктаж по технике безопасности, ознакомиться с правилами поведения в экспедиции и в заповеднике. Руководитель и участники экспедиции должны твердо знать, что только сознательная дисциплина может обеспечить безопасность людей в полевых условиях.

Выбор тематики совместной работы обычно диктуется планом работы научного отдела заповедника или отдельного сотрудника. Требования к качеству выполнения работы не должны быть ниже, чем для штатных сотрудников. Превращение работы в игру по облегченным правилам недопустимо. Даже самую простую методику научных исследований сотрудник должен изложить письменно, и как можно подробнее, избегая наукообразия.

За пять лет экспедиций у нас была отработана программа, охватывающая изучение различных объектов природы: растений, пресмыкающихся, птиц, грибов. Ребята вместе с сотрудниками осваивали методики научно-исследовательской работы по проведению геоботанических описаний, учету гадюки степной, ящериц, слепыша, маршрутные учеты птиц, учеты пораженности сосудистых растений грибами.

Для записи информации при сборе полевого материала нужно иметь, полевые дневники (записная книжка и карандаш), карточки или стандартные бланки. Первичную обработку данных лучше проводить сразу после окончания наблюдений или учетов. Собранный материал должен быть по возможности обработан ещё в экспедиции и лучше всего на компьютере. По завершению работы в заповедник должен быть сдан отчет, где приводятся все данные, полученные за время работы, сведенные в таблицы или обработанные иным образом.

Отчет включает следующие разделы: введение, материал и методы, характеристика района исследований, результаты, выводы, заключение и используемую литературу.

Исследователь не может и не должен замыкаться в себе – необходимо творческое общение с коллегами. Лучший способ для этого - участие с докладом в научных конференциях, которые расширяют кругозор школьников.

В экологических экспедициях школьники начинают понимать значимость экологических проблем (местных, региональных, государственных, глобальных).

Кроме научно-исследовательской работы, со школьниками за несколько экспедиционных дней проводится масса других мероприятий – это и экскурсии в Музей природы заповедника, и показ видеофильмов, и проведение экологических игр. По окончании экспедиции проводится анкетирование участников.

За время, проведенное в экспедициях, школьники знакомятся с особо охраняемыми природными территориями России и Курской области. Приобщаются к выполнению простейших видов экологических исследований на охраняемых природных территориях. Усваивают навыки экологической культуры при повседневном общении с природой. Исследовательский характер деятельности способствует воспитанию у детей и подростков инициативы, активного, добросовестного отношения к эксперименту, увеличивает интерес к экологическому состоянию местности, экологическим проблемам родного края, возбуждает интерес к решению экологических проблем.

Исследовательская работа школьников на особо охраняемых территориях должна стать одной из наиболее массовых и перспективных форм практической деятельности в рамках образовательного процесса.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Виды красной книги россии и белгородской области на территории заповедного участка «стенки-изгорья» Гусев Александр Викторович, директор, к г. н., Ермакова Елена Ивановна iconСписок победителей епархиального конкурса детского творчества в номинации...
Малиновская Владислава, 5 лет, мбдоу «Детский сад №10 комбинированного вида г. Нового Оскола Белгородской Области», название работы...
Виды красной книги россии и белгородской области на территории заповедного участка «стенки-изгорья» Гусев Александр Викторович, директор, к г. н., Ермакова Елена Ивановна iconМетодическая разработка
Учитель – тимошичева елена ивановна – учитель истории и обществознания мбоу «Средняя общеобразовательная школа №2 п. Ивня» Ивнянского...
Виды красной книги россии и белгородской области на территории заповедного участка «стенки-изгорья» Гусев Александр Викторович, директор, к г. н., Ермакова Елена Ивановна iconГлавы администрации вейделевского района белгородской области
Федерации»,закона Белгородской области от 24. 09. 2007 года №150 «Об особенностях организации муниципальной службы в Белгородской...
Виды красной книги россии и белгородской области на территории заповедного участка «стенки-изгорья» Гусев Александр Викторович, директор, к г. н., Ермакова Елена Ивановна iconАлександр Викторович Филатов Валентина Николаевна Филатова Вариант...
Охватывает разнообразные виды творческой деятельности, которые выделены в три основных направления: декоративно-прикладное, художественно-эстетическое...
Виды красной книги россии и белгородской области на территории заповедного участка «стенки-изгорья» Гусев Александр Викторович, директор, к г. н., Ермакова Елена Ивановна iconОтчет о результатах государственной (итоговой) аттестации выпускников...
Белгородской области в новой форме и по согласованию с территориальной экзаменационной комиссией Белгородской области в 2012-2013...
Виды красной книги россии и белгородской области на территории заповедного участка «стенки-изгорья» Гусев Александр Викторович, директор, к г. н., Ермакова Елена Ивановна iconАдминистрация Белгородской области Белгородская и Старооскольская...
Объектом изучения дисциплины является наука и ее методология, а предметом – генезис научного знания и научной методологии, а также...
Виды красной книги россии и белгородской области на территории заповедного участка «стенки-изгорья» Гусев Александр Викторович, директор, к г. н., Ермакова Елена Ивановна icon«утверждаю» Директор гбоу сошно №410 /Паршикова Н. Ф. «01» сентября 2012г. «Принято»
Во исполнение приказа департамента образования Белгородской области «О допуске предметной комиссии гэк к проверке работ участников...
Виды красной книги россии и белгородской области на территории заповедного участка «стенки-изгорья» Гусев Александр Викторович, директор, к г. н., Ермакова Елена Ивановна iconЗакон белгородской области об оказании юридической помощи гражданам...
Именно сейчас от того, насколько современным и интеллектуальным нам удастся сделать общее образование, зависит благосостояние наших...
Виды красной книги россии и белгородской области на территории заповедного участка «стенки-изгорья» Гусев Александр Викторович, директор, к г. н., Ермакова Елена Ивановна iconМосковский фестиваль «Книги России» на Красной площади: грандиозный...

Виды красной книги россии и белгородской области на территории заповедного участка «стенки-изгорья» Гусев Александр Викторович, директор, к г. н., Ермакова Елена Ивановна iconРеферат Материалы комплексного экологического обследования участка...
Гашек В. А., Куликов П. В., Исакова Н. А., Кнауб В. А., Лагунов А. В., Самойлова Н. М., Смагин А. И., Снитько В. П., Шиманская М....
Виды красной книги россии и белгородской области на территории заповедного участка «стенки-изгорья» Гусев Александр Викторович, директор, к г. н., Ермакова Елена Ивановна iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Православная культура» в общеобразовательных учреждениях в Белгородской области осуществляется в соответствии с Законом Белгородской...
Виды красной книги россии и белгородской области на территории заповедного участка «стенки-изгорья» Гусев Александр Викторович, директор, к г. н., Ермакова Елена Ивановна iconУрока в 3 классе Учитель: Верхотурцева А. Ш. Тема урока: Охрана растений...
Ознакомить детей со структурой Красной книги, растениями и животными, которые в неё внесены
Виды красной книги россии и белгородской области на территории заповедного участка «стенки-изгорья» Гусев Александр Викторович, директор, к г. н., Ермакова Елена Ивановна iconРеферат Материалы комплексного экологического обследования участка...
Гашек В. А., Куликов П. В., Исакова Н. А., Кнауб В. А., Лагунов А. В., Самойлова Н. М., Смагин А. И., Снитько В. П., Шиманская М....
Виды красной книги россии и белгородской области на территории заповедного участка «стенки-изгорья» Гусев Александр Викторович, директор, к г. н., Ермакова Елена Ивановна iconРабочая программа по технологии Уровень образования (класс)
Учителя Калиниченко Татьяна Николаевна, Кусочек Наталья Николаевна, Сердюк Елена Ивановна, Ковалевская Людмила Ивановна
Виды красной книги россии и белгородской области на территории заповедного участка «стенки-изгорья» Гусев Александр Викторович, директор, к г. н., Ермакова Елена Ивановна iconРоссийская Федерация Белгородская область департамент здравоохранения...
«Формирование здорового образа жизни у населения Белгородской области на 2011-2012 гг.» и постановления губернатора Белгородской...
Виды красной книги россии и белгородской области на территории заповедного участка «стенки-изгорья» Гусев Александр Викторович, директор, к г. н., Ермакова Елена Ивановна iconКрасная книга России. Структура Красной книги. Охрана растений. Правила...
Муниципальное образовательное учреждение «Начальная школа –детский сад №109 «Букваренок»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск