Методические рекомендации подготовлены по материалам Всероссийского центра медицины катастроф «Защита»





Скачать 272.17 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации подготовлены по материалам Всероссийского центра медицины катастроф «Защита»
страница1/2
Дата публикации05.07.2015
Размер272.17 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > География > Методические рекомендации
  1   2



СОГЛАСОВАНО

Начальник Главного управления МЧС России по Архангельской области,

генерал-майор внутренней службы

_______________ М.В. Бусин
« 28 » октября 2011 г.

УТВЕРЖДАЮ

Министр здравоохранения

и социального развития

Архангельской области

______________ Л.И. Меньшикова
« 02 » ноября 2011 г.




ПЛАНИРОВАНИЕ

МЕДИКО-САНИТАРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


Архангельск

2011

Планирование медико-санитарного обеспечения населения Архангельской области в чрезвычайных ситуациях: Методические рекомендации. Архангельск. Министерство здравоохранения и социального развития Архангельской области. Центр медицины катастроф государственного учреждения здравоохранения «Архангельская областная клиническая больница», 2011 год.
Ответственный за выпуск: Вальков А.В.
Приведена методология планирования медико-санитарного обеспечения населения Архангельской области в чрезвычайных ситуациях различного характера, обозначены организационные основы планирования и формы учета сил и средств службы медицины катастроф Архангельской области.

Наличие типовой структуры и содержания Плана медико-санитарного обеспечения населения позволят осуществлять комплексное планирование ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, создавать группировки сил и средств, своевременно и эффективно их использовать, создавать оперативно-тактические резервы медицинского имущества, целенаправленно осуществлять подготовку медицинских кадров.
Предназначены для руководящего состава органов управления и учреждений здравоохранения Архангельской области.

Могут быть использованы в процессе подготовки кадров службы медицины катастроф Архангельской области.


Методические рекомендации подготовлены по материалам Всероссийского центра медицины катастроф «Защита» «Планирование медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях». Авторы: Бобий Б.В., Гоголев М.И., Крюков В.И., Лещенко А.В. Научный руководитель: д.м.н., профессор Гончаров С.Ф.
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ


АОХВ

аварийно-опасные химические вещества

АЭС

атомная электростанция

БСМП

бригада специализированной медицинской помощи

БСМП ПГ

бригада специализированной медицинской помощи

постоянной готовности

БСкМП

бригада скорой медицинской помощи

ГО

гражданская оборона

КЧС и ПБ

комиссия по чрезвычайным ситуациям и пожаробезопасности

КЭС

коммунально-энергетические системы

ЛПУ

лечебно-профилактическое учреждение

МВД

министерство внутренних дел

МО

министерство обороны

МЧС

министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

ОБВ

опасные биологические вещества

План

план медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях или план действий учреждения здравоохранения в чрезвычайных ситуациях

РВ

радиоактивные вещества

РОО

радиоактивно опасные объекты

РПН

Роспотребнадзор

РСЧС

единая государственная система предупреждения

и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций

СИЗ

средства индивидуальной защиты

СМИ

средства массовой информации

СПК

станция переливания крови

СМК

служба медицины катастроф

ЦМК

центр медицины катастроф государственного учреждения здравоохранения «Архангельская областная клиническая больница»

УМВД

управление министерства внутренних дел

УСЗН

учреждение социальной защиты населения

ФАП

фельдшерско-акушерский пункт

ХОО

химически опасные объекты

ЧС

чрезвычайная ситуация


1. ВВЕДЕНИЕ
Архангельская область, расположенная на Европейском Севере Российской Федерации и занимающая огромную территорию, несмотря на низкую плотность населения (2,95 чел/кв. км), относится к потенциально катастрофичным регионам, где возможно возникновение ЧС техногенного, природного, социального и экологического характера. Это, в первую очередь, связано с высокой концентрацией населения вокруг крупных промышленных центров, наличием большого количества пожаро-, радиационно- и взрывоопасных объектов, предприятий, использующих в технологическом процессе АОХВ, социальной и экологической обстановкой, климатическими условиями, состоянием транспортной инфраструктуры и систем жизнеобеспечения.

Эффективность проведения мероприятий по защите, сохранению жизни и здоровья населения при возникновении природных, техногенных катастроф, при террористических актах и других ЧС обеспечивается заблаговременным прогнозированием медико-тактической обстановки, созданием и целесообразным использованием сил и средств здравоохранения, своевременным принятием обоснованного управленческого решения, четкой организацией взаимодействия формирований и учреждений СМК территориального и ведомственного подчинения.

Разработка планов медико-санитарного обеспечения в ЧС в соответствии с настоящими рекомендациями позволит предусмотреть возможность возникновения ЧС различного характера с учетом территориальных особенностей, их масштабы и особенности, определить потребность в силах и средствах здравоохранения, необходимых для ликвидации медико-санитарных последствий применительно к каждой возможной ЧС, оценить способность СМК местного и объектового уровней к ликвидации последствий ЧС собственными силами и средствами, определить наиболее оптимальный порядок использования формирований СМК, в том числе и привлекаемых извне.

Реальность планирования проверяется на учениях с органами управления, учреждениями и формированиями СМК и при фактической работе в ходе ликвидации ЧС. При необходимости в документы планирования вносятся соответствующие коррективы.

Организационно-методическое руководство планированием медико-санитарного обеспечения в ЧС осуществляет ЦМК.
2. ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ
Планирование медико-санитарного обеспечения населения Архангельской области осуществляется в целях заблаговременной и всесторонней подготовки СМК и здравоохранения области в целом к ликвидации медико-санитарных последствий ЧС и максимально возможного снижения их воздействия на жизнь и здоровье населения.

Основным документом управления для руководителей местного здравоохранения является «План медико-санитарного обеспечения населения в ЧС мирного времени», а для руководителей ЛПУ и других объектов здравоохранения - «План действий учреждения в ЧС».

Объем и содержание мероприятий, отражаемых в Планах, определяются исходя из принципов необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся в распоряжении СМК сил и средств.

Планирование медико-санитарного обеспечения в ЧС должно обеспечивать наиболее эффективное, оперативное и экономичное выполнение комплекса мероприятий по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, быть полным и конкретным, отличаться ясностью изложения.

План медико-санитарного обеспечения населения в ЧС разрабатывается при участии представителей ведомственного здравоохранения и представляет собой комплект документов, отражающих организацию работы СМК в повседневном режиме, ее четкий и своевременный перевод в режимы повышенной готовности и чрезвычайной ситуации, эффективную организацию медико-санитарного обеспечения ликвидации последствий ЧС.

План отражает содержание и объем проводимых мероприятий по предупреждению и ликвидации медико-санитарных последствий прогнозируемых ЧС в масштабе всей территории, отдельных населенных пунктов и потенциально опасных объектов, где возможны возникновения ЧС, и является исходным документом для определения потребностей формирований СМК в медицинском снабжении, материально-техническом и транспортном обеспечении и источников финансирования планируемых мероприятий.

В дополнение к основному Плану, как приложения к нему, разрабатываются частные планы ликвидации медико-санитарных последствий наиболее опасных ЧС, связанных с терактами, авариями на потенциально опасных объектах, наводнениями, транспортными катастрофами, пожарами и др. Они разрабатываются по подобной структуре с учетом местных особенностей.
3. ОРГАНИЗАЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ

МЕДИКО-САНИТАРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ЧС
1. Цели планирования:

- повышение готовности органов управления, сил и средств СМК к действиям в ЧС;

- рациональное распределение и использование сил и средств СМК в условиях возникшей ЧС;

- обоснованное, с учетом необходимой достаточности, создание и подготовка сил и средств СМК, в т.ч. постоянной готовности, коечной сети ЛПУ, запасов медицинского, санитарно-хозяйственного и специального имущества, необходимых для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;

- организация управления силами и средствами СМК на основе разработанного Плана и с учетом конкретной обстановки.

2. Начальным этапом планирования является прогнозирование медико-санитарной обстановки при возможных ЧС, под которым понимается опережающее отражение вероятности возникновения медико-санитарных последствий ЧС на основе анализа причин их возникновения.

Прогнозирование проводится в целях обоснованного определения величины, структуры санитарных потерь среди населения и закономерностей их формирования; нуждаемости пораженных в медицинской помощи; санитарно-гигиенического и санитарно-эпидемиологического состояния зоны (района) ЧС; потребности в силах и средствах СМК для медико-санитарного обеспечения и их соответствия имеющимся условиям работы аварийно-спасательных формирований и условиям жизнеобеспечения населения.

Для достижения указанных целей при прогнозировании медико-санитарных последствий ЧС решаются следующие основные задачи:

- выявление и идентификация возможных источников ЧС и потенциально опасных зон, возникающих вследствие ЧС;

- разработка возможных вариантов возникновения медико-санитарных последствий ЧС;

- оценка вероятности (частоты) возникновения медико-санитарных последствий по различным сценариям ЧС;

- многовариантное определение масштабов медико-санитарных последствий ЧС.

Прогнозирование условно подразделяется на три вида: долгосрочное (заблаговременное); среднесрочное (заблаговременное текущее); краткосрочное (оперативное). Конкретные сроки разрабатываемых прогнозов медико-санитарной обстановки и их предназначение зависят от специфики прогнозируемой ЧС (Приложение № 1).

Деятельность СМК по прогнозированию медико-санитарной обстановки в ЧС осуществляется в трех режимах: в режиме повседневной деятельности, повышенной готовности и в режиме чрезвычайной ситуации.

В режиме повседневной деятельности СМК любого уровня решает все задачи прогнозирования медико-санитарной обстановки, связанные с предупреждением и подготовкой к ликвидации возможных медико-санитарных последствий ЧС.

Режим повышенной готовности СМК вводится при непосредственной угрозе возникновения конкретной ЧС. Основной целью прогнозирования в этом режиме является получение уточненного прогноза медико-санитарных последствий предполагаемой ЧС с использованием имеющихся реальных данных об источнике ЧС и ее развитии, имеющихся в распоряжении СМК силах и средствах для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

В режиме чрезвычайной ситуации целью прогнозирования является получение прогноза развития обстановки в ЧС и возникающих при этом медико-санитарных последствиях. Этот прогноз необходим для принятия (уточнения) решения о медико-санитарном обеспечении населения в ЧС.

СМК производит прогнозирование всех возможных ЧС (объект экономики, населенный пункт, район, город) независимо от их масштаба и возможных медико-санитарных последствий.

При определении показателей потенциальной опасности в первую очередь рассматривается возможная опасность самих объектов, как источников ЧС. После этого производится оценка возможных влияний ЧС природного характера на эти объекты (Приложения №№ 2,3). При этом основными критериями являются:

- для природных пожаров прогнозирование (заблаговременное) проводится для районов торфяников и лесных массивов площадью более 20 кв. км;

- для наводнений прогнозирование проводится для всех объектов, попадающих в зоны возможного катастрофического затопления при сезонных и дождевых паводках;

- для штормов и ураганов прогнозирование проводится для объектов, находящихся в районах, где значение параметров природного явления превышает критические (Приложение № 4).

Основными источниками информационного и методического обеспечения прогнозирования медико-санитарных последствий ЧС являются:

- перечень и характеристика потенциально опасных объектов;

- данные зонирования территории применительно к возможным ЧС;

- природно-климатические, демографические, экономические и медико-тактические данные;

- статистические данные о медико-санитарных последствиях ЧС и опыте их ликвидации;

- планируемые вероятные медико-санитарные последствия ЧС и их развитие;

- нормативно-методическая документация.

Прогнозом медико-санитарной обстановки должны быть охвачены все потенциально опасные объекты и явления, которые могут быть местом ЧС и причиной возникновения их последствий.

При отработке Плана прогнозирование медико-санитарных последствий следует осуществлять по следующим типам ЧС:

а) Техногенные:

- транспортные аварии (катастрофы);

- пожары и взрывы (с возможным последующим горением);

- аварии с выбросом (угрозой выброса) АОХВ;

- аварии с выбросом (угрозой выброса) РВ;

- аварии с выбросом (угрозой выброса) ОБВ;

- внезапное обрушение зданий, сооружений, пород;

- аварии на КЭС жизнеобеспечения, в том числе в учреждениях здравоохранения;

- аварии на очистных сооружениях;

- гидродинамические аварии.

б) Природные:

- опасные геофизические и геологические явления (землетрясения, оползни, сели, обвалы и т.д.);

- опасные метеорологические (агрометеорологические) явления (бури, ураганы, смерчи, снегопад, сильный град, сильный дождь и т.д.);

- морские опасные гидрологические явления (тайфуны, цунами и т.д.);

- опасные гидрологические явления (наводнения и т.п.);

- природные пожары (лесные, торфяные, подземные).

в) Биолого-социальные.

г) Социальные.

3. При разработке Плана необходимо предусмотреть четкое взаимодействие со всеми службами РСЧС территориального и местного уровней, с органами управления, учреждениями и формированиями областной СМК.

Взаимодействие представляет собой систему согласованных и взаимосвязанных по целям, задачам, месту, времени, способам и объему мероприятий по подготовке органов управления, формирований и учреждений СМК различной подчиненности в целях прогнозирования и оценки обстановки при ЧС, планирования и осуществления медико-санитарного обеспечения населения при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях, управления силами и средствами СМК при ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

Основными принципами взаимодействия являются:

- единство взглядов в области предупреждения и ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, охраны здоровья населения и профилактики заболеваний;

- приоритет сохранения жизни и здоровья населения при ЧС любого характера;

- применение единых подходов и критериев при прогнозировании и оценке медико-санитарной обстановки при возникновении различных ЧС;

- учет возможностей аварийно-спасательных формирований и формирований СМК.

Для придания взаимодействию целенаправленного характера и конкретности при разработке Плана основное внимание уделяется наличию и получению информации о силах и средствах СМК, необходимых для ликвидации медико-санитарных последствий возможных ЧС, мест их создания, пунктов содержания и порядка использования.

Объектами, с которыми органы управления и ЛПУ осуществляют взаимодействие при планировании медико-санитарного обеспечения населения в ЧС, являются:

- ЦМК;

- управления (отделы) по делам ГОЧС;

- управления медицинской службы воинских частей и соединений;

- управление медицинской службы УМВД по месту дислокации;

- управление врачебно-санитарной службы железной дороги;

- учреждения федеральных органов надзора и контроля;

- администрации и КЧС и ПБ местных органов исполнительной власти;

- другие службы областной подсистемы РСЧС.

При разработке комплекса мероприятий по взаимодействию необходимо предусмотреть:

- оказание помощи СМК в повышении ее готовности к работе в ЧС;

- немедленное информирование органов управления СМК о возникновении ЧС и обстановке в зоне ЧС, результатах разведки и принятых решениях, о введении режимов повышенной готовности и чрезвычайной ситуации;

- обеспечение первоочередного выдвижения сил и средств СМК в зону ЧС;

- создание благоприятных условий для работы сил и средств СМК в зоне ЧС, при этом основное внимание должно быть обращено:

а) на организацию быстрого розыска пораженных, извлечение их из-под завалов, удаление из очагов пожаров, с территорий, зараженных РВ, АОХВ и ОБВ;

б) на оказание на месте поражения первой помощи и организацию выноса (вывоза) до пункта сбора пораженных или мест оказания им доврачебной (первой врачебной) помощи;

в) на выделение помещений для развертывания формирований СМК и для расширения коечной сети ЛПУ;

г) на оказание помощи формированиям и учреждениям СМК, участвующим в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, в обеспечении транспортом, продовольствием, водой, электроэнергией, топливом, другими материально-техническими средствами;

д) организацию охраны формирований, учреждений и транспортных средств, обеспечивающих эвакуацию пораженных.

4. Основанием для планирования медико-санитарного обеспечения населения в ЧС является решение начальника СМК. Этим решением определяются:

- основные задачи медико-санитарного обеспечения населения, вытекающие из прогнозируемой обстановки при возможных ЧС;

- состав и численность создаваемых формирований СМК, включая формирования ведомственного подчинения, в т.ч. постоянной готовности, с учетом особенностей ЧС и реальных возможностей по комплектованию этих формирований специалистами;

- количество и профиль коек в ЛПУ (в том числе ведомственного подчинения), предназначаемых для приема пораженных и больных, оказания им медицинской помощи и лечения применительно к каждой возможной ЧС;

- сроки приведения в готовность к работе всех формирований СМК (в том числе постоянной готовности) и коечной сети к приему пораженных и больных;

- порядок снабжения медицинским, санитарно-хозяйственным и специальным имуществом создаваемых формирований СМК (в т.ч. постоянной готовности) и ЛПУ, предназначенных для приема пораженных и больных;

- порядок материально-технического и транспортного обеспечения формирований СМК и ЛПУ;

- состав выделяемых (в порядке взаимодействия различных ведомств) сил и средств, привлекаемых для ликвидации медико-санитарных последствий возможной ЧС, сроки приведения их в готовность и предназначение;

- расположение пунктов управления и порядок представления донесений.

Решение оформляется в форме задания на разработку Плана, задание является нормативным документом, определяющим количество и состав создаваемых сил и средств СМК, комплекс мероприятий по их подготовке к действиям в ЧС, а значит, определяет возможные объемы материальных и финансовых затрат.

В задании на разработку Плана определяются состав группы его разработчиков и сроки подготовки планирующих документов, порядок их согласования и представления на утверждение, сроки экспертной проверки реальности разработанного Плана и внесения в него соответствующих корректив.

5. Разработка Плана проводится в следующей последовательности:

- сбор и систематизация исходной информации (задание на разработку Плана; данные прогноза медико-тактической обстановки, возникающей при возможных ЧС; характеристика системы здравоохранения, в том числе ведомственного, ее возможностей по формированию и подготовке сил и средств СМК; административные, климато-географические, социально-экономические, и другие особенности территории, на которой возможны ЧС; наличие и характеристика ресурсов, необходимых для оснащения формирований СМК, привлекаемых для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС);

- уяснение задачи СМК (формирований, учреждений);

- расчет времени на выполнение мероприятий Плана;

- определение мероприятий, указания о проведении которых, надо отдать немедленно;

- оценка прогнозируемой обстановки, складывающейся при возможных ЧС, и проведение медико-тактических расчетов;

- разработка замысла медико-санитарного обеспечения населения в ЧС;

- подготовка предложений для принятия решения о медико-санитарном обеспечении населения при возможных ЧС;

- представление необходимых данных для включения в документы управления ликвидацией последствий возможных ЧС, отрабатываемых органами управления РСЧС;

- оформление и утверждение решения на медико-санитарное обеспечение населения в ЧС;

- оформление документов планирования, предназначенных для управления формированиями и учреждениями.

6. Принятие решения и его оформление в виде Плана составляют основное содержание работы начальника СМК в период подготовки к действиям в ЧС. В решении на организацию медико-санитарного обеспечения в каждой возможной ЧС должны быть определены:

- задачи СМК, условия их выполнения, объем и содержание предстоящей работы;

- последовательность, сроки и способы (порядок) выполнения СМК задач по медико-санитарному обеспечению (лечебно-эвакуационных, санитарно-гигиенических, противоэпидемических мероприятий, мероприятий по медицинской защите населения и спасателей, а также по медицинскому снабжению);

- привлекаемые к выполнению задач силы и средства СМК, их группировка, в том числе резерв сил и средств;

- маневр силами и средствами в ходе медико-санитарного обеспечения;

- задачи и порядок использования каждого формирования и учреждения;

- организация управления СМК;

- организация взаимодействия;

- необходимая помощь со стороны территориального уровня СМК и администрации Правительства области.

В решении отражаются лишь наиболее важные, принципиальные положения, а конкретный перечень мероприятий, сроки их выполнения, состав исполнителей и другие частные вопросы отражаются в Плане.

7. В результате выработки решения по медико-санитарному обеспечению и планированию формируется модель организации подготовки СМК и осуществления медико-санитарного обеспечения населения в возможных ЧС.

Реализация принятого решения в виде Плана является следующим этапом управленческой деятельности. Она начинается с постановки задач исполнителям (через соответствующие документы, при личном общении, по техническим средствам связи и т.д.).

Эффективность этого этапа управления определяется своевременностью постановки задач исполнителям, краткостью и четкостью формулировок (кто, когда, как, что должен делать, когда и кому доложить об исполнении).

8. В соответствии с Планом, органам управления здравоохранением, лечебным, санитарно-профилактическим учреждениям Минздравсоцразвития России и других министерств (ведомств), силы которых привлекаются к ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, представляются выписки, в части их касающейся.

9. В частных планах на основе оценки обстановки, которая может сложиться при каждой конкретной ЧС, необходимо определить: содержание медико-санитарного обеспечения, объем предстоящей работы (санитарные потери, нуждаемость пораженных в различных видах медицинской помощи и эвакуации), потребность в силах и средствах и обеспеченность ими, организацию лечебно-эвакуационного, санитарно-гигиенического, противоэпидемического обеспечения (содержание и объем мероприятий, привлекаемые силы и средства, сроки и порядок выдвижения в зону ЧС формирований СМК, подготовку к действиям в ЧС учреждений здравоохранения, задачи и содержание работы формирований и учреждений СМК), организацию снабжения медицинским имуществом, организацию материально-технического обеспечения, содержание и порядок выполнения мероприятий по медицинской защите населения и спасателей, организацию управления и взаимодействия.

10. В целях преемственности и четкого взаимодействия различных органов управления, формирований и учреждений СМК планирующие документы должны отвечать следующим требованиям:

- соответствовать современным условиям, предъявляемым к оформлению документов планирования в РСЧС;

- отражать реально существующее состояние сил и средств СМК, в том числе ведомственных;

- быть краткими и наглядными;

- быть доступными для быстрого восприятия и анализа без каких-либо дополнительных расчетов;

- содержание документа не должно допускать различных толкований, правильно отражать существо медико-санитарного обеспечения населения в ЧС.
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПЛАНА

МЕДИКО-САНИТАРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ЧС
План медико-санитарного обеспечения населения в ЧС состоит из текстовой части и приложений (карта возможной медико-санитарной обстановки при ЧС, календарный план основных мероприятий СМК при угрозе и возникновении ЧС, решение руководителя СМК, расчетные таблицы и схемы, частные планы медико-санитарного обеспечения населения).

Текстовая часть Плана состоит из двух разделов:

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации подготовлены по материалам Всероссийского центра медицины катастроф «Защита» iconМетодические рекомендации г. Красноярск, 2004г Методические рекомендации...
Организация работы учреждений здравоохранения при угрозе и проведении террористических актов
Методические рекомендации подготовлены по материалам Всероссийского центра медицины катастроф «Защита» iconМетодические указания по ведению занятий для студентов специальности «Фармация» Петрозаводск
...
Методические рекомендации подготовлены по материалам Всероссийского центра медицины катастроф «Защита» icon19 октября 2000 года Дата введения
Методические указания подготовлены сотрудниками Института медицинской паразитологии и тропической медицины им. Е. И. Марциновского...
Методические рекомендации подготовлены по материалам Всероссийского центра медицины катастроф «Защита» iconМетодические рекомендации по выполнению и оформлению курсовых работ для студентов
Методические рекомендации подготовлены доцентом кафедры фармации Кондратьевой Г. К
Методические рекомендации подготовлены по материалам Всероссийского центра медицины катастроф «Защита» iconМетодические рекомендации по написанию, оформлению и защите реферата Чернушка, 2013
Методические рекомендации подготовлены с целью совершенствования качества написания рефератов. Предназначены для преподавателей и...
Методические рекомендации подготовлены по материалам Всероссийского центра медицины катастроф «Защита» iconРабочая программа профессионального модуля пм. 03 Оказание доврачебной...
Степановым А. В. преподавателем реаниматологии и медицины катастроф высшей квалификационной категории гаоу спо «Казанский медицинский...
Методические рекомендации подготовлены по материалам Всероссийского центра медицины катастроф «Защита» iconРабочая программа По Безопасности жизнедеятельности, медицине катастроф...
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры Безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф от «15» февраля...
Методические рекомендации подготовлены по материалам Всероссийского центра медицины катастроф «Защита» iconРабочая программа По Безопасности жизнедеятельности, медицине катастроф...
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры Безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф от «15» февраля...
Методические рекомендации подготовлены по материалам Всероссийского центра медицины катастроф «Защита» iconМетодические рекомендации по подготовке выпускной квалификационной...
Методические рекомендации подготовлены коллективом авторов в составе профессора Тарасенко Н. В., доцентов Диняковой С. В. и Криулиной...
Методические рекомендации подготовлены по материалам Всероссийского центра медицины катастроф «Защита» iconМетодическая разработка для проведения семинара по учебной дисциплине...
Тема №36: “Задачи, организационная структура и основы деятельности Всероссийской службы медицины катастроф”
Методические рекомендации подготовлены по материалам Всероссийского центра медицины катастроф «Защита» iconМетодическая разработка для проведения семинара по учебной дисциплине...
Тема №36: “Задачи, организационная структура и основы деятельности Всероссийской службы медицины катастроф”
Методические рекомендации подготовлены по материалам Всероссийского центра медицины катастроф «Защита» iconМетодические рекомендации по проведению Всероссийского открытого...
Методические материалы для проведения Всероссийского урока, посвященного 20-летию принятия Конституции РФ
Методические рекомендации подготовлены по материалам Всероссийского центра медицины катастроф «Защита» iconМетодические рекомендации по написанию реферата/ Составитель: В....
Методические рекомендации по написанию реферата/ Составитель: В. Д. Гордашевская. – Минусинск: кгбоу спо ммт, 2014. – 13 с
Методические рекомендации подготовлены по материалам Всероссийского центра медицины катастроф «Защита» iconМетодические рекомендации по проектированию разработки нефтяных и...
Об утверждении Методических рекомендаций по проектированию разработки нефтяных и газонефтяных месторождений
Методические рекомендации подготовлены по материалам Всероссийского центра медицины катастроф «Защита» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методические рекомендации подготовлены ст преподавателем кафедры уголовного процесса, к ю н. Е. М. Николаевым
Методические рекомендации подготовлены по материалам Всероссийского центра медицины катастроф «Защита» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Амену. Данные методические рекомендации раскрывают особенности технологии перехода образовательного учреждения в режим работы Ресурсного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск