Скачать 272.17 Kb.
|
ПЛАНИРОВАНИЕ МЕДИКО-САНИТАРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Архангельск 2011 Планирование медико-санитарного обеспечения населения Архангельской области в чрезвычайных ситуациях: Методические рекомендации. Архангельск. Министерство здравоохранения и социального развития Архангельской области. Центр медицины катастроф государственного учреждения здравоохранения «Архангельская областная клиническая больница», 2011 год. Ответственный за выпуск: Вальков А.В. Приведена методология планирования медико-санитарного обеспечения населения Архангельской области в чрезвычайных ситуациях различного характера, обозначены организационные основы планирования и формы учета сил и средств службы медицины катастроф Архангельской области. Наличие типовой структуры и содержания Плана медико-санитарного обеспечения населения позволят осуществлять комплексное планирование ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, создавать группировки сил и средств, своевременно и эффективно их использовать, создавать оперативно-тактические резервы медицинского имущества, целенаправленно осуществлять подготовку медицинских кадров. Предназначены для руководящего состава органов управления и учреждений здравоохранения Архангельской области. Могут быть использованы в процессе подготовки кадров службы медицины катастроф Архангельской области. Методические рекомендации подготовлены по материалам Всероссийского центра медицины катастроф «Защита» «Планирование медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях». Авторы: Бобий Б.В., Гоголев М.И., Крюков В.И., Лещенко А.В. Научный руководитель: д.м.н., профессор Гончаров С.Ф. СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
1. ВВЕДЕНИЕ Архангельская область, расположенная на Европейском Севере Российской Федерации и занимающая огромную территорию, несмотря на низкую плотность населения (2,95 чел/кв. км), относится к потенциально катастрофичным регионам, где возможно возникновение ЧС техногенного, природного, социального и экологического характера. Это, в первую очередь, связано с высокой концентрацией населения вокруг крупных промышленных центров, наличием большого количества пожаро-, радиационно- и взрывоопасных объектов, предприятий, использующих в технологическом процессе АОХВ, социальной и экологической обстановкой, климатическими условиями, состоянием транспортной инфраструктуры и систем жизнеобеспечения. Эффективность проведения мероприятий по защите, сохранению жизни и здоровья населения при возникновении природных, техногенных катастроф, при террористических актах и других ЧС обеспечивается заблаговременным прогнозированием медико-тактической обстановки, созданием и целесообразным использованием сил и средств здравоохранения, своевременным принятием обоснованного управленческого решения, четкой организацией взаимодействия формирований и учреждений СМК территориального и ведомственного подчинения. Разработка планов медико-санитарного обеспечения в ЧС в соответствии с настоящими рекомендациями позволит предусмотреть возможность возникновения ЧС различного характера с учетом территориальных особенностей, их масштабы и особенности, определить потребность в силах и средствах здравоохранения, необходимых для ликвидации медико-санитарных последствий применительно к каждой возможной ЧС, оценить способность СМК местного и объектового уровней к ликвидации последствий ЧС собственными силами и средствами, определить наиболее оптимальный порядок использования формирований СМК, в том числе и привлекаемых извне. Реальность планирования проверяется на учениях с органами управления, учреждениями и формированиями СМК и при фактической работе в ходе ликвидации ЧС. При необходимости в документы планирования вносятся соответствующие коррективы. Организационно-методическое руководство планированием медико-санитарного обеспечения в ЧС осуществляет ЦМК. 2. ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ Планирование медико-санитарного обеспечения населения Архангельской области осуществляется в целях заблаговременной и всесторонней подготовки СМК и здравоохранения области в целом к ликвидации медико-санитарных последствий ЧС и максимально возможного снижения их воздействия на жизнь и здоровье населения. Основным документом управления для руководителей местного здравоохранения является «План медико-санитарного обеспечения населения в ЧС мирного времени», а для руководителей ЛПУ и других объектов здравоохранения - «План действий учреждения в ЧС». Объем и содержание мероприятий, отражаемых в Планах, определяются исходя из принципов необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся в распоряжении СМК сил и средств. Планирование медико-санитарного обеспечения в ЧС должно обеспечивать наиболее эффективное, оперативное и экономичное выполнение комплекса мероприятий по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, быть полным и конкретным, отличаться ясностью изложения. План медико-санитарного обеспечения населения в ЧС разрабатывается при участии представителей ведомственного здравоохранения и представляет собой комплект документов, отражающих организацию работы СМК в повседневном режиме, ее четкий и своевременный перевод в режимы повышенной готовности и чрезвычайной ситуации, эффективную организацию медико-санитарного обеспечения ликвидации последствий ЧС. План отражает содержание и объем проводимых мероприятий по предупреждению и ликвидации медико-санитарных последствий прогнозируемых ЧС в масштабе всей территории, отдельных населенных пунктов и потенциально опасных объектов, где возможны возникновения ЧС, и является исходным документом для определения потребностей формирований СМК в медицинском снабжении, материально-техническом и транспортном обеспечении и источников финансирования планируемых мероприятий. В дополнение к основному Плану, как приложения к нему, разрабатываются частные планы ликвидации медико-санитарных последствий наиболее опасных ЧС, связанных с терактами, авариями на потенциально опасных объектах, наводнениями, транспортными катастрофами, пожарами и др. Они разрабатываются по подобной структуре с учетом местных особенностей. 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ МЕДИКО-САНИТАРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ЧС 1. Цели планирования: - повышение готовности органов управления, сил и средств СМК к действиям в ЧС; - рациональное распределение и использование сил и средств СМК в условиях возникшей ЧС; - обоснованное, с учетом необходимой достаточности, создание и подготовка сил и средств СМК, в т.ч. постоянной готовности, коечной сети ЛПУ, запасов медицинского, санитарно-хозяйственного и специального имущества, необходимых для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС; - организация управления силами и средствами СМК на основе разработанного Плана и с учетом конкретной обстановки. 2. Начальным этапом планирования является прогнозирование медико-санитарной обстановки при возможных ЧС, под которым понимается опережающее отражение вероятности возникновения медико-санитарных последствий ЧС на основе анализа причин их возникновения. Прогнозирование проводится в целях обоснованного определения величины, структуры санитарных потерь среди населения и закономерностей их формирования; нуждаемости пораженных в медицинской помощи; санитарно-гигиенического и санитарно-эпидемиологического состояния зоны (района) ЧС; потребности в силах и средствах СМК для медико-санитарного обеспечения и их соответствия имеющимся условиям работы аварийно-спасательных формирований и условиям жизнеобеспечения населения. Для достижения указанных целей при прогнозировании медико-санитарных последствий ЧС решаются следующие основные задачи: - выявление и идентификация возможных источников ЧС и потенциально опасных зон, возникающих вследствие ЧС; - разработка возможных вариантов возникновения медико-санитарных последствий ЧС; - оценка вероятности (частоты) возникновения медико-санитарных последствий по различным сценариям ЧС; - многовариантное определение масштабов медико-санитарных последствий ЧС. Прогнозирование условно подразделяется на три вида: долгосрочное (заблаговременное); среднесрочное (заблаговременное текущее); краткосрочное (оперативное). Конкретные сроки разрабатываемых прогнозов медико-санитарной обстановки и их предназначение зависят от специфики прогнозируемой ЧС (Приложение № 1). Деятельность СМК по прогнозированию медико-санитарной обстановки в ЧС осуществляется в трех режимах: в режиме повседневной деятельности, повышенной готовности и в режиме чрезвычайной ситуации. В режиме повседневной деятельности СМК любого уровня решает все задачи прогнозирования медико-санитарной обстановки, связанные с предупреждением и подготовкой к ликвидации возможных медико-санитарных последствий ЧС. Режим повышенной готовности СМК вводится при непосредственной угрозе возникновения конкретной ЧС. Основной целью прогнозирования в этом режиме является получение уточненного прогноза медико-санитарных последствий предполагаемой ЧС с использованием имеющихся реальных данных об источнике ЧС и ее развитии, имеющихся в распоряжении СМК силах и средствах для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС. В режиме чрезвычайной ситуации целью прогнозирования является получение прогноза развития обстановки в ЧС и возникающих при этом медико-санитарных последствиях. Этот прогноз необходим для принятия (уточнения) решения о медико-санитарном обеспечении населения в ЧС. СМК производит прогнозирование всех возможных ЧС (объект экономики, населенный пункт, район, город) независимо от их масштаба и возможных медико-санитарных последствий. При определении показателей потенциальной опасности в первую очередь рассматривается возможная опасность самих объектов, как источников ЧС. После этого производится оценка возможных влияний ЧС природного характера на эти объекты (Приложения №№ 2,3). При этом основными критериями являются: - для природных пожаров прогнозирование (заблаговременное) проводится для районов торфяников и лесных массивов площадью более 20 кв. км; - для наводнений прогнозирование проводится для всех объектов, попадающих в зоны возможного катастрофического затопления при сезонных и дождевых паводках; - для штормов и ураганов прогнозирование проводится для объектов, находящихся в районах, где значение параметров природного явления превышает критические (Приложение № 4). Основными источниками информационного и методического обеспечения прогнозирования медико-санитарных последствий ЧС являются: - перечень и характеристика потенциально опасных объектов; - данные зонирования территории применительно к возможным ЧС; - природно-климатические, демографические, экономические и медико-тактические данные; - статистические данные о медико-санитарных последствиях ЧС и опыте их ликвидации; - планируемые вероятные медико-санитарные последствия ЧС и их развитие; - нормативно-методическая документация. Прогнозом медико-санитарной обстановки должны быть охвачены все потенциально опасные объекты и явления, которые могут быть местом ЧС и причиной возникновения их последствий. При отработке Плана прогнозирование медико-санитарных последствий следует осуществлять по следующим типам ЧС: а) Техногенные: - транспортные аварии (катастрофы); - пожары и взрывы (с возможным последующим горением); - аварии с выбросом (угрозой выброса) АОХВ; - аварии с выбросом (угрозой выброса) РВ; - аварии с выбросом (угрозой выброса) ОБВ; - внезапное обрушение зданий, сооружений, пород; - аварии на КЭС жизнеобеспечения, в том числе в учреждениях здравоохранения; - аварии на очистных сооружениях; - гидродинамические аварии. б) Природные: - опасные геофизические и геологические явления (землетрясения, оползни, сели, обвалы и т.д.); - опасные метеорологические (агрометеорологические) явления (бури, ураганы, смерчи, снегопад, сильный град, сильный дождь и т.д.); - морские опасные гидрологические явления (тайфуны, цунами и т.д.); - опасные гидрологические явления (наводнения и т.п.); - природные пожары (лесные, торфяные, подземные). в) Биолого-социальные. г) Социальные. 3. При разработке Плана необходимо предусмотреть четкое взаимодействие со всеми службами РСЧС территориального и местного уровней, с органами управления, учреждениями и формированиями областной СМК. Взаимодействие представляет собой систему согласованных и взаимосвязанных по целям, задачам, месту, времени, способам и объему мероприятий по подготовке органов управления, формирований и учреждений СМК различной подчиненности в целях прогнозирования и оценки обстановки при ЧС, планирования и осуществления медико-санитарного обеспечения населения при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях, управления силами и средствами СМК при ликвидации медико-санитарных последствий ЧС. Основными принципами взаимодействия являются: - единство взглядов в области предупреждения и ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, охраны здоровья населения и профилактики заболеваний; - приоритет сохранения жизни и здоровья населения при ЧС любого характера; - применение единых подходов и критериев при прогнозировании и оценке медико-санитарной обстановки при возникновении различных ЧС; - учет возможностей аварийно-спасательных формирований и формирований СМК. Для придания взаимодействию целенаправленного характера и конкретности при разработке Плана основное внимание уделяется наличию и получению информации о силах и средствах СМК, необходимых для ликвидации медико-санитарных последствий возможных ЧС, мест их создания, пунктов содержания и порядка использования. Объектами, с которыми органы управления и ЛПУ осуществляют взаимодействие при планировании медико-санитарного обеспечения населения в ЧС, являются: - ЦМК; - управления (отделы) по делам ГОЧС; - управления медицинской службы воинских частей и соединений; - управление медицинской службы УМВД по месту дислокации; - управление врачебно-санитарной службы железной дороги; - учреждения федеральных органов надзора и контроля; - администрации и КЧС и ПБ местных органов исполнительной власти; - другие службы областной подсистемы РСЧС. При разработке комплекса мероприятий по взаимодействию необходимо предусмотреть: - оказание помощи СМК в повышении ее готовности к работе в ЧС; - немедленное информирование органов управления СМК о возникновении ЧС и обстановке в зоне ЧС, результатах разведки и принятых решениях, о введении режимов повышенной готовности и чрезвычайной ситуации; - обеспечение первоочередного выдвижения сил и средств СМК в зону ЧС; - создание благоприятных условий для работы сил и средств СМК в зоне ЧС, при этом основное внимание должно быть обращено: а) на организацию быстрого розыска пораженных, извлечение их из-под завалов, удаление из очагов пожаров, с территорий, зараженных РВ, АОХВ и ОБВ; б) на оказание на месте поражения первой помощи и организацию выноса (вывоза) до пункта сбора пораженных или мест оказания им доврачебной (первой врачебной) помощи; в) на выделение помещений для развертывания формирований СМК и для расширения коечной сети ЛПУ; г) на оказание помощи формированиям и учреждениям СМК, участвующим в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, в обеспечении транспортом, продовольствием, водой, электроэнергией, топливом, другими материально-техническими средствами; д) организацию охраны формирований, учреждений и транспортных средств, обеспечивающих эвакуацию пораженных. 4. Основанием для планирования медико-санитарного обеспечения населения в ЧС является решение начальника СМК. Этим решением определяются: - основные задачи медико-санитарного обеспечения населения, вытекающие из прогнозируемой обстановки при возможных ЧС; - состав и численность создаваемых формирований СМК, включая формирования ведомственного подчинения, в т.ч. постоянной готовности, с учетом особенностей ЧС и реальных возможностей по комплектованию этих формирований специалистами; - количество и профиль коек в ЛПУ (в том числе ведомственного подчинения), предназначаемых для приема пораженных и больных, оказания им медицинской помощи и лечения применительно к каждой возможной ЧС; - сроки приведения в готовность к работе всех формирований СМК (в том числе постоянной готовности) и коечной сети к приему пораженных и больных; - порядок снабжения медицинским, санитарно-хозяйственным и специальным имуществом создаваемых формирований СМК (в т.ч. постоянной готовности) и ЛПУ, предназначенных для приема пораженных и больных; - порядок материально-технического и транспортного обеспечения формирований СМК и ЛПУ; - состав выделяемых (в порядке взаимодействия различных ведомств) сил и средств, привлекаемых для ликвидации медико-санитарных последствий возможной ЧС, сроки приведения их в готовность и предназначение; - расположение пунктов управления и порядок представления донесений. Решение оформляется в форме задания на разработку Плана, задание является нормативным документом, определяющим количество и состав создаваемых сил и средств СМК, комплекс мероприятий по их подготовке к действиям в ЧС, а значит, определяет возможные объемы материальных и финансовых затрат. В задании на разработку Плана определяются состав группы его разработчиков и сроки подготовки планирующих документов, порядок их согласования и представления на утверждение, сроки экспертной проверки реальности разработанного Плана и внесения в него соответствующих корректив. 5. Разработка Плана проводится в следующей последовательности: - сбор и систематизация исходной информации (задание на разработку Плана; данные прогноза медико-тактической обстановки, возникающей при возможных ЧС; характеристика системы здравоохранения, в том числе ведомственного, ее возможностей по формированию и подготовке сил и средств СМК; административные, климато-географические, социально-экономические, и другие особенности территории, на которой возможны ЧС; наличие и характеристика ресурсов, необходимых для оснащения формирований СМК, привлекаемых для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС); - уяснение задачи СМК (формирований, учреждений); - расчет времени на выполнение мероприятий Плана; - определение мероприятий, указания о проведении которых, надо отдать немедленно; - оценка прогнозируемой обстановки, складывающейся при возможных ЧС, и проведение медико-тактических расчетов; - разработка замысла медико-санитарного обеспечения населения в ЧС; - подготовка предложений для принятия решения о медико-санитарном обеспечении населения при возможных ЧС; - представление необходимых данных для включения в документы управления ликвидацией последствий возможных ЧС, отрабатываемых органами управления РСЧС; - оформление и утверждение решения на медико-санитарное обеспечение населения в ЧС; - оформление документов планирования, предназначенных для управления формированиями и учреждениями. 6. Принятие решения и его оформление в виде Плана составляют основное содержание работы начальника СМК в период подготовки к действиям в ЧС. В решении на организацию медико-санитарного обеспечения в каждой возможной ЧС должны быть определены: - задачи СМК, условия их выполнения, объем и содержание предстоящей работы; - последовательность, сроки и способы (порядок) выполнения СМК задач по медико-санитарному обеспечению (лечебно-эвакуационных, санитарно-гигиенических, противоэпидемических мероприятий, мероприятий по медицинской защите населения и спасателей, а также по медицинскому снабжению); - привлекаемые к выполнению задач силы и средства СМК, их группировка, в том числе резерв сил и средств; - маневр силами и средствами в ходе медико-санитарного обеспечения; - задачи и порядок использования каждого формирования и учреждения; - организация управления СМК; - организация взаимодействия; - необходимая помощь со стороны территориального уровня СМК и администрации Правительства области. В решении отражаются лишь наиболее важные, принципиальные положения, а конкретный перечень мероприятий, сроки их выполнения, состав исполнителей и другие частные вопросы отражаются в Плане. 7. В результате выработки решения по медико-санитарному обеспечению и планированию формируется модель организации подготовки СМК и осуществления медико-санитарного обеспечения населения в возможных ЧС. Реализация принятого решения в виде Плана является следующим этапом управленческой деятельности. Она начинается с постановки задач исполнителям (через соответствующие документы, при личном общении, по техническим средствам связи и т.д.). Эффективность этого этапа управления определяется своевременностью постановки задач исполнителям, краткостью и четкостью формулировок (кто, когда, как, что должен делать, когда и кому доложить об исполнении). 8. В соответствии с Планом, органам управления здравоохранением, лечебным, санитарно-профилактическим учреждениям Минздравсоцразвития России и других министерств (ведомств), силы которых привлекаются к ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, представляются выписки, в части их касающейся. 9. В частных планах на основе оценки обстановки, которая может сложиться при каждой конкретной ЧС, необходимо определить: содержание медико-санитарного обеспечения, объем предстоящей работы (санитарные потери, нуждаемость пораженных в различных видах медицинской помощи и эвакуации), потребность в силах и средствах и обеспеченность ими, организацию лечебно-эвакуационного, санитарно-гигиенического, противоэпидемического обеспечения (содержание и объем мероприятий, привлекаемые силы и средства, сроки и порядок выдвижения в зону ЧС формирований СМК, подготовку к действиям в ЧС учреждений здравоохранения, задачи и содержание работы формирований и учреждений СМК), организацию снабжения медицинским имуществом, организацию материально-технического обеспечения, содержание и порядок выполнения мероприятий по медицинской защите населения и спасателей, организацию управления и взаимодействия. 10. В целях преемственности и четкого взаимодействия различных органов управления, формирований и учреждений СМК планирующие документы должны отвечать следующим требованиям: - соответствовать современным условиям, предъявляемым к оформлению документов планирования в РСЧС; - отражать реально существующее состояние сил и средств СМК, в том числе ведомственных; - быть краткими и наглядными; - быть доступными для быстрого восприятия и анализа без каких-либо дополнительных расчетов; - содержание документа не должно допускать различных толкований, правильно отражать существо медико-санитарного обеспечения населения в ЧС. 4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПЛАНА МЕДИКО-САНИТАРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ЧС План медико-санитарного обеспечения населения в ЧС состоит из текстовой части и приложений (карта возможной медико-санитарной обстановки при ЧС, календарный план основных мероприятий СМК при угрозе и возникновении ЧС, решение руководителя СМК, расчетные таблицы и схемы, частные планы медико-санитарного обеспечения населения). Текстовая часть Плана состоит из двух разделов: |
Методические рекомендации г. Красноярск, 2004г Методические рекомендации... Организация работы учреждений здравоохранения при угрозе и проведении террористических актов | Методические указания по ведению занятий для студентов специальности «Фармация» Петрозаводск ... | ||
19 октября 2000 года Дата введения Методические указания подготовлены сотрудниками Института медицинской паразитологии и тропической медицины им. Е. И. Марциновского... | Методические рекомендации по выполнению и оформлению курсовых работ для студентов Методические рекомендации подготовлены доцентом кафедры фармации Кондратьевой Г. К | ||
Методические рекомендации по написанию, оформлению и защите реферата Чернушка, 2013 Методические рекомендации подготовлены с целью совершенствования качества написания рефератов. Предназначены для преподавателей и... | Рабочая программа профессионального модуля пм. 03 Оказание доврачебной... Степановым А. В. преподавателем реаниматологии и медицины катастроф высшей квалификационной категории гаоу спо «Казанский медицинский... | ||
Рабочая программа По Безопасности жизнедеятельности, медицине катастроф... Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры Безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф от «15» февраля... | Рабочая программа По Безопасности жизнедеятельности, медицине катастроф... Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры Безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф от «15» февраля... | ||
Методические рекомендации по подготовке выпускной квалификационной... Методические рекомендации подготовлены коллективом авторов в составе профессора Тарасенко Н. В., доцентов Диняковой С. В. и Криулиной... | Методическая разработка для проведения семинара по учебной дисциплине... Тема №36: “Задачи, организационная структура и основы деятельности Всероссийской службы медицины катастроф” | ||
Методическая разработка для проведения семинара по учебной дисциплине... Тема №36: “Задачи, организационная структура и основы деятельности Всероссийской службы медицины катастроф” | Методические рекомендации по проведению Всероссийского открытого... Методические материалы для проведения Всероссийского урока, посвященного 20-летию принятия Конституции РФ | ||
Методические рекомендации по написанию реферата/ Составитель: В.... Методические рекомендации по написанию реферата/ Составитель: В. Д. Гордашевская. – Минусинск: кгбоу спо ммт, 2014. – 13 с | Методические рекомендации по проектированию разработки нефтяных и... Об утверждении Методических рекомендаций по проектированию разработки нефтяных и газонефтяных месторождений | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические рекомендации подготовлены ст преподавателем кафедры уголовного процесса, к ю н. Е. М. Николаевым | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Амену. Данные методические рекомендации раскрывают особенности технологии перехода образовательного учреждения в режим работы Ресурсного... |