Согласовано» «Утверждаю»





Скачать 157.78 Kb.
НазваниеСогласовано» «Утверждаю»
Дата публикации07.07.2015
Размер157.78 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > География > Пояснительная записка
МБОУ «Альшиховска средняя общеобразовательная школа Буинского муниципального района Республики Татарстан»

«Согласовано» «Утверждаю»

Зам.директора по ВР МБОУ «Альшиховская СОШ»

___________ТаиркинаЛ.И _____________Киргизова М.В

________________2014г ___________________2014 г

Кружковая работа в общеобразовательной школе
Программа по экологии

(для учащихся 7-11 классов)
Тема кружка: Исследовательская и проектная направленность кружка «ЭХО»


Пояснительная записка



Программа кружкового курса «Экология» разработана на основе учебных программ по углубленному изучению биологии. Она является составной частью образовательной программы «Формирование экологического мировоззрения и мышления учащихся». Необходимость разработки данного курса определяется необходимостью в наше трудное время определить глубину и масштабы локального и глобального загрязнения нашей Родины.

Программа кружковой работы по экологии ориентирована на учащихся 7 – 10,11 классов, так как именно в этом возрасте закладывается активная жизненная позиция. Кружковая форма работы дает возможность получить базовые знания и практические навыки экспериментальной, исследовательской работы по экологии всем заинтересованным в этом школьникам. Кроме того, предлагаемая программа дает возможность ученику самостоятельно добывать знания путем постановки опытов, проведения наблюдений, а также анализировать и обобщать полученные сведения, дискутировать и выражать свою точку зрения.

Содержание курса в значительной мере ориентировано на развитие прогностического мышления и исследовательского направления школьников. Умение предвидеть экологические последствия нарастающего процесса урбанизации стало важнейшей задачей общего экологического образования.

Цели и задачи изучения курса «Экология» - воспитание экологической культуры школьников через формирование экологических знаний, умений, а также экологически грамотного поведения. Экологическая культура формируется на основе экологической грамотности и является важнейшей личностной характеристикой, так как позволяет решать задачи, связанные с изучением, оценкой и практическим улучшением качества среды обитания человека в сельской местности.

Образовательно-воспитательные задачи курса заключаются также в том, чтобы при изучении материала и выполнении практических заданий учащиеся овладели знаниями по экологии родного села. Во время экспериментальной деятельности учащиеся лучше понимают роль каждого жителя, отдельной личности в формировании окружающей природной и социальной среды села, в котором они живут, то есть решают задачи по оптимизации этой среды.

Структура курса предусматривает два часа в неделю, где выделяется теоретический и практические курсы, объем часов 70

Практические занятия являются обязательной неотъемлемой частью курса. Кроме этого, каждый участник кружка может дополнительно заниматься научно-исследовательской работой по интересующим его проблемам экологии: села, школы, района.

Приложением к данному курсу и его логическим завершением являются экскурсии и полевые практикумы, проводимые в летнее время совместно с учителем географии.

Природа не знает ни государственных, ни административных границ. Ее терпение, способность само восстанавливаться, ее богатства, не беспредельны. Вот почему один их главных, важнейших вопросов современной жизни и природопользования, вопрос: Как хозяйствовать? не разрушая природу, должен быть предметом серьезного разговора.

В этом микрорайоне проживает большинство учащихся нашей школы. Ежегодный медицинский осмотр здоровья учеников показывает увеличение заболеваний органов дыхания, ЖКТ, аллергических реакций. В настоящее время на диспансерном учёте с заболеваниями почек состоят 65 детей (10,5 %),желудочно-кишечного тракта – 78 детей (12,6 %), сердечнососудистых заболеваний – 80 детей (13 %), бронхиальной астмы – 5 детей (0,8 %), крови -3 человека (0,5%),аллергические проявления – 31 человек (5 %), детей с ограниченными возможностями – 9 человек (1,7 %).

Поэтому тема улучшения санитарно-экологической обстановки в микрорайоне, а также в городе волнует всю общественность в лице учащихся, родителей, учителей, местных жителей.

Программа реализуется под девизом «Думай глобально - действуй локально!», который направлен на локальное решение экологических проблем нашего микрорайона и города в целом. При разработке программы был проведен социологический опрос населени. В социологическом опросе населения «От кого зависит чистота микрорайона?» (Приложение № 1) принимали участие : 2 человека от 7 до 12 лет, 54 – от 13 до 17 лет, 8 – от 18 до 25 лет, 11 – от 26 до 36 лет, 45- от 36 до 50 лет, 30 – старше 50 лет, из них 54 – обучающихся, 36- рабочих, 16 – служащие, 34 – пенсионеры и 10 неработающих.

Проанализировав соц. опрос показал, что экологические проблемы возникают из-за экологически неграмотного поведения людей. От решения данной проблемы зависит благополучие и существование человечества.

Программа отличается вариативностью и творческой направленностью, является моделью совместной деятельности педагогов, учащихся и родителей, а также органов власти. Программа рассчитана на командную, классную и индивидуальную работу участников. Он состоит из теоретической части и практической деятельности по реализации конкретных дел, акций.

Поэтому данная программа является актуальной.

Охрана окружающей среды от загрязнения и разрушении, сбережения генетического разнообразия биосферы, сохранения человека стали глобальными проблемами ,которые требует неотложного решения. Природа Земли уже не в состоянии нейтрализовать последствия человеческой деятельности. Сегодня стало очевидно, что изменить ситуацию можно лишь перестроив отношение должно перейти на смену потребительскому. На перестройку этого отношения нацелена данная программа.

Углубить или закрепить экологические знания; раскрыть значение рационального природопользования;

Развивающая: способствовать формированию экологического мышления; стимулировать интерес молодого поколения к решению актуальных экологических проблем, приобретения практического опыта;

Воспитательная: воспитание чувства прекрасного и бережного отношения к природе, повышение экологической культуры;

Активное познание в области экологии предполагает большую самостоятельную работу школьников в исследовании окружающей среды, решение локальных экологических проблем. Основная задача таких исследований заключается в том, чтобы на «живых» примерах показать природные взаимодействия и губительные последствия их нарушения. Слежение природных и антропогенных экосистемах дает реальную и достоверную информацию, оперируя которой, учащиеся могут выявить местные экологические проблемы с тем, чтобы в дальнейшем развернуть посильную работу по их устранению.

Данная программа призвана научить школьников освоить методику проведения исследований в городской экосистеме и развить оценочное суждение по результатам этих исследований. Программа способствует формированию активной жизненной позиции в защиту природы. Главное в программе - понимание школьником важности гражданского участия в решение актуальных экологических проблем на уровне города и попытки найти и предложить свои варианты в решении проблемы; привлечение внимания властных структур к важности решения затронутых проблем.

В современных городах сосредоточена основная масса населения, и экологические проблемы стоят здесь наиболее остро. Вот почему приобретение исследовательских навыков по оценке экологического качества среды- насущная необходимость. Главным видом деятельности школьников является самостоятельная исследовательская деятельность.

Программа подразумевает, кроме экспериментальной работы, участие в семинарах, конференциях проведения экскурсий и бесед.

Основной формой организации: является работа в малых группах по 3-5 человек. Это позволяет эффективнее использовать учебное время, выполняя несколько работ параллельно.

Планирование

Экологического кружкового «ЭХО»




Классическая экология изучает законы взаимодействия экологических систем с окружающей средой. Без знания этих законов невозможно изучение прикладных аспектов экологии. Именно классическая экология формирует у учащихся обобщенный взгляд на жизненные процессы. Жизнь представляется как совокупность открытых взаимодействующих сложных систем, способных к самоорганизации, самовоспроизведению.
Информационная система мониторинга создана с целью измерения, оценки и прогноза антропогенных изменений абиотической составляющей биосферы. Экологический мониторинг включает контроль изменений состояний окружающей среды под влиянием как природных, так и антропогенных факторов.

Под природопользованием понимают использование человеком природной среды. При использовании природных ресурсов человек оказывает влияние на окружающую природную среду, изменяя не только ее качество, но и вместе с тем условия своего существования. Таким образом, актуальным направлением, которое формируется в процессе взаимодействия человеческого действия и природы, является охрана окружающей природной среды.
Практические работы проводятся на выбранной площадке территории школы в лесопарковой зоне. Программой предусматривается экскурсии в леса и луга, наименее затронутые производственной деятельностью человека. Фотографируются отдельные растения группы и биоценозы.



№№

Тема занятия

Кол-во часов

1

История развития экологии. Разделы экологии

1

2-3

Понятие экосистемы. Классификация экосистем.

2

4-5

Биотоп и экотоп. Биом. Биогеоценоз.

2

6-7

Абиотические факторы.

2

8

Классификация абиотических факторов

1

9-10

Закон ограничивающего фактора. Решение экологических задач

2

11-12

Структура экосистемы. Биотический компонент.

2

13-14

Практикум по составлению цепей и сетей питания

2

15-16

Пространственная структура биоценоза. Ярусность. Практическая работа

2

17-18

Практическая работа по составлению ярусов биогеоценоза

2

19

Понятие экологического мониторинга и его задачи

1

20-22

на каникулах: *работа с группой учащихся по исследовательской работе- проектная деятельность,

  • Подготовка к школьным и районным олимпиадам;

  • Поездка в ледовый Дворец




1

1

23

Классификация мониторинга

1

24-25

Критерии оценки качества окружающей среды

2

26-27

Взаимодействие человека и природы.

2

28-29

Формы взаимодействия общества и природы

2

30

Влияние урбанизации на биосферу.

1

31-33

Бытовой мусор:

конкурс презентаций «Моя экологическая семья» (рациональное использование вторичного сырья)

- конкурс поделок из бытового мусора( исследовательская направленность темы)

- подготовка к показу моды из бытового мусора или дерева, пальмы и др. выдумки

3

34-36

Экологическая акция «Поможем птицам»:

  • познавательные беседы

  • конкурс плакатов и рисунков

Изготовление кормушек

3

37-38

каникулы:- поездка в ледовый Дворец

-подготовка исследовательских работ и отправление работ4



2

39

Неделя географии

1

40

Экология популяций

1

41-42

Местообитание и экологическая ниша

2

43

Царство почвы

1

44

Классификации природных экосистем

1

45-46

Водные экосистемы

2

47

Просмотр видеофильмов о природе( видео)

1

48


Животные морей и океанов( видеотека)

1

49-50

Экологическая сценка

2

51-52

Экология сообществ

2

53-55

Акция «Мы в ответе за тех, кого приручили»:

- Защита мини-проектов

«Мой любимый питомец»

-разработка и распространение экологических листовок

- организация круглого стола «Проблема бродячих животных»

3

56

Участие в конкурсах и проектах, исследовательская деятельность, рефераты и песни

2

57

Красная книга Татарстана

1

58

Лекарственные растения Татарстана

1

59

Исчезающие виды животных Татарстана( видео)

2

60

Бионика- наука о подражание живым существам

2

61-62

Исследовательские работы:» Марш парков», «Хартия Земли», и др

2

63

Лес –это легкие нашей планеты( исследование)

1

64

Животные пустыни( видео)

1

65

Растения – убийцы(рефераты)

1

66

ООПТ в РТ и РФ

1

67

Наследие ЮНЕСКО( видео)

1

68

Бомба замедленного действия- химикаты

1

69

Фотографии о природе Малой Родины

1

70

Итог, выводы, результаты

1


В программе кружка отражены взаимосвязи природы и человека, на доступном для учащихся уровне раскрывается сложившееся противоречие между обществом и природой, пути его разрешения. Учащиеся знакомятся с различными природными системами, изучают их компоненты и особенности функционирования. Природные объекты (сообщество парка) рассматривается как часть среды, окружающей школьника и имеющей для него эстетическое, этическое, познавательное и практическое значение.

изучение теоретического материала и практических занятий. Практическая работа предусматривает проведение экскурсий, викторин, конкурсов рисунков, сочинений и стихов о природе, практических занятий с использованием гербарных материалов и коллекций. В конце учебного года проводится итоговое занятие по обобщению изученного материала в форме КВН на тему: «Я – житель планеты Земля».

Прогнозируемый результат

К концу первого года обучения учащиеся должны владеть начальными знаниями из области экологии, рядом экологических понятий, начальными навыками практической природоохранной деятельности.

К концу второго года обучения учащиеся должны знать о реальных экологических проблемах, вставших перед людьми. К таким проблемам относятся: защита неживой природы и почв от загрязнения, разрушения и истощения, сохранение многообразия видов организмов и целостности их сообществ, охрана природы как необходимое условие сохранения здоровья людей.

Биосфера – живая оболочка Земли. Оболочки Земли (воздушная, водная, каменная). Живые и неживые компоненты биосферы. Распространение живых организмов.

Экологическая система – ячейка биосферы. Круговорот веществ в экосистеме. Живые и неживые компоненты экосистемы. Цепи питания.

Экосистема водоема. Растительный мир водоемов. Животные водоема.

Постепенное зарастание водоемов, его причины.

Экосистема луга. Луговые растения: злаки и разнотравье. Дерновина и ее роль в создании и сохранении рельефа. Насекомые – опылители и растения – пример взаимовыгодного сотрудничества. Животные лугов. Дождевые черви и бактерии, их роль в почвенном плодородии. Зарастание луга лесом.

Экосистема леса. Деревья – главные растения леса. Древесина. Деревья – мощные насосы (передвижение воды с минеральными солями по стволу). Значение лесных животных. Распространение семян и плодов растений. Лесные грибы и бактерии и их роль в замыкании круговорота веществ.

Поле – искусственная экологическая система. Культурные растения, выращиваемые на полях. Животные полей. Удобрения поля.

Учащиеся посещающие экологический кружок «ЭХО»




Фамилия, имя

г\р, класс

телефон

1










2










3










4










5










6










7










8










9










10










11










12










13










Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Согласовано» «Утверждаю» iconРассмотрено и согласовано Принято утверждаю
Рассмотрено и согласовано Принято утверждаю: методическим объединением: на Педагогическом совете: Директор школы-интерната №29
Согласовано» «Утверждаю» icon«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»
Габриелян О. С. Химия. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2008, 2009
Согласовано» «Утверждаю» iconРабочая программа Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо заместитель директора по увр директор мбоу
Согласовано» «Утверждаю» icon«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»
Планирование составлено на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и авторской...
Согласовано» «Утверждаю» iconРассмотрено и согласовано на заседании «Согласовано» «Утверждаю»
Истоки. Родной очаг. Имя. Смысл имени. Именины день имени. Традиции имянаречения. Родовое имя
Согласовано» «Утверждаю» icon«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»
Рабочая программа по «Новой истории» составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта...
Согласовано» «Утверждаю» icon«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»

Согласовано» «Утверждаю» icon«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»

Согласовано» «Утверждаю» icon«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»

Согласовано» «Утверждаю» icon«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»

Согласовано» «Утверждаю» iconСогласовано Согласовано Утверждаю Зам директора по ур директор Руководитель...
«Литература» для общеобразовательных учреждений, 7 класс, под редакцией В. Я. Коровиной, в 2-х частях, 2010 год. Рекомендовано Министерством...
Согласовано» «Утверждаю» icon«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»
Федерации, а также на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования фкгос 2004, определяет...
Согласовано» «Утверждаю» iconСогласовано утверждаю

Согласовано» «Утверждаю» iconСогласовано Утверждаю

Согласовано» «Утверждаю» iconСогласовано утверждаю

Согласовано» «Утверждаю» icon«утверждаю» «согласовано»



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск