Скачать 134.93 Kb.
|
Урок окружающего мира в 3 классе «Аквариум – маленькая искусственная экосистема» 1.Орг.момент. Мотивация. У : Вновь увидеть всех я рада. Ваши знанья – мне в награду. Снова новое откроем, Мненья выскажем, поспорим. А девиз возьмём опять : /хором/ «Мир учиться объяснять, ни минуты не терять!» 2.Проверка знаний уч-ся : А) Блиц –опрос – Актуализация знаний : Уч-ль : Что такое экосистема ? /Это единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных профессий способно совместными усилиями поддерживать круговорот веществ./ Уч-ль : Из каких частей состоит экосистема ? /Воздух, вода, почва, горные породы, производители, потребители, разрушители./ Уч-ль : Какие бывают экосистемы ? /Природные и искусственные/ Уч-ль : Что такое искусственная экосистема? /Экосистема, созданная человеком./ Уч-ль : С какой экосистемой познакомились на прошлом уроке? /Экосистема поля./ Б) Тест с расшифровкой «Экосистема поля» (у каждой группы доски с маркером/ Уч-ль : Проверим, как вы усвоили материал прошлого урока. Перед вами листы с тестами «Экосистема поля». В каждом задании вам необходимо выбрать букву, которая соответствует правильному ответу. Таких заданий 8. Буквы ответов нужно сложить последовательно. Если выбор ответов будет правильным, вы получите ключевое слово в новой теме нашего урока. Его запишите маркером на доске. Тест «Экосистема поля»
а)искусственная экосистема ; б) природная экосистема 2.Особенности экосистемы поля в том, что она …… и ) часто возникает на месте озера ; к) нуждается в уходе человека ; л) круговорот замкнут. 3.Если человек перестанет ухаживать за культурными растениями, то поле…. а) превратится в болото ; б) превратится в лес ; в) превратится в луг. 4.Культурные растения – это …. а) подсолнечник, рис, капуста, кукуруза ; б) одуванчик, вьюнок, осот, лопух. 5.Василёк, пижма, пастушья сумка, лебеда – это ….. п) яркие цветы ; р) сорняки ; с) культурные растения. 6. Биологическая борьба с вредителями – это способ защиты с использованием: и) живых помощников ; к) ядохимикатов. 7.Какие преимущества имеет биологическая борьба с вредителями урожая по сравнению с применением ядохимикатов : с) приносит быстрый результат ; т) дешевле ; у) не вредит человеку. 8. Любая экосистема состоит из… л)гидросферы, литосферы, атмосферы ; м)вода, воздух, горные породы, почва, три профессии живых организмов.
Уч-ль : Какое слово получилось ? АКВАРИУМ 3.Постановка темы и учебных задач. Постановка проблемы : Уч-ль: Что такое по-вашему «аквариум»? /Сосуд с водой и обитателями. А может быть экосистема?/ Уч-ль : Если это экосистема, то какая ? /искусственная/ Почему ? /её создал человек/ А что можно сказать о её размерах ? /она маленькая/ Сформулируйте тему урока. «Аквариум – маленькая искусственная экосистема» 1-й слайд У наших героев, Лены и Миши, недавно появился аквариум. Давайте заглянем к ним в гости и послушаем их диалог. Он помещён в учебнике на с.74. За Лену читает …………………, за Мишу - ……………………….. Лена : Почему мне приходится постоянно продувать воздух и часто менять воду в моём аквариуме? Она мутнеет, а стёкла покрывается налётом. Миша : Аквариум – это маленькая искусственная экосистема. Она подчиняется законам природы. Ты забыла поселить в нём одного из важнейших обитателей экосистемы. Уч-ль : Легко ли создать искусственную экосистему? /Да. Нет./ А что нужно для существования экосистемы? /Чтобы круговорот был замкнут/ А ещё ? /Нужно, чтобы были производители, потребители, разрушители/ 2-й слайд : * Замкнутый круговорот веществ * Производители – потребители –разрушители 4.Совместное открытие нового : Уч-ль : Получилось ли у Лены создать искусственную экосистему ? /Нет/ Какие проблемы у неё возникли? /Часто приходилось менять воду, она мутнела, стёкла в налёте/ Давайте поможем Лене разрешить эти проблемы, т.е. попытаемся в течение урока создать искусственную экосистему – АКВАРИУМ. (Открывается магнитная доска с каркасом пустого аквариума на ватмане) Уч-ль : В нашем классе совсем недавно появился аквариум. Мы ещё не знаем, как правильно ухаживать за его обитателями, только наблюдаем за их жизнью.Вы все подготовили мини-проекты, работая в своих группах : - историки- аквариумисты ; - исследователи неживых компонентов аквариума; - исследователи живых организмов разных «профессий». Участники каждой группы поделятся результатами своих исследований, а знания, полученные на уроке, вам обязательно пригодятся. Отчёт группы ИСТОРИКОВ – АКВАРИУМИСТОВ: Уч-ль : Как же появились аквариумы, кто их придумал? Эти вопросы заинтересо-вали наших историков-аквариумистов . 1-й : В толковом словаре С.И.Ожегова аквариум – «…это искусственный водоём или стеклянная ёмкость с водой для содержания рыб, водных растений и животных». 2-й : Мы узнали, что первый аквариум появился ещё в Китае во второй половине 14 века. Он был сделан из фарфора в виде огромного чана и очень скоро получил широкое распространение во дворцах знати и чиновников. 3-й : В России аквариумистика стала развиваться в конце 19 века. В 1901 году в Киеве был открыт завод аквариумных рыб – большое отапливаемое здание, в котором помещалось 250 бассейнов с декоративными рыбками. 4-й : Самое простое деление аквариумов – на большие (они вмещают в себя более 100 л), средние (от 25 до 100л), наш классный аквариум средний, в нём 30л, малые аквариумы – менее 25 л 5-й: Формы и размеры аквариума сильно разнятся и зависят от цели их использования. Это могут быть : - декоративные (живые обитатели содержатся там для красоты) ; - видовые (в одном аквариуме содержатся рыбы одного вида) - молодняковые (в них выращивают мальков) - карантинные (используют во время болезни обитателей или новых рыб) - голландские (для демонстрации различных видов водных растений) Более подробно узнать об истории возникновения и развития аквариумов вы можете узнать из нашей проектной работы. /Ставят папку на выставку/ Выделение составных частей экосистемы : Уч-ль : Спасибо историкам. Ребята, подойдите к нашему аквариуму. Встаньте полукругом. Рассмотрите его хорошенько : посмотрите в левый верхний угол, в правый верхний угол, проводите рыбку глазами. А теперь найдём составляющие части экосистемы : неживые компоненты и «профессии» живых организмов. Неживые компоненты : вода, грунт. Профессии : растения – производители; рыбы – потребители ; улитки – разрушители Уч-ль : Молодцы. Возвращайтесь на свои места. Что надо знать начинающему аквариумисту, с чего начать? Об этом вам расскажут ребята из группы исследователей неживых компонентов аквариума. Отчёт группы «Исследователи неживых компонентов» /на демонстрационном столе – виды грунта, гроты, коряги/ 1-й: Психологи давно заметили, что созерцание аквариума успокаивает человека, снимает стресс и раздражительность. Поэтому почаще смотрите на аквариум. А лучше, если вы его заимеете. 2-й: А начать нужно с выбора места. Главное требование к расположению аквариума – он не должен стоять под прямыми солнечными лучами, близко к батарее отопления и на сквозняке. Его нельзя устанавливать на телевизор, муз. центр, пианино, т.к. рыбы плохо переносят вибрации и электрополя. 3-й: После установки аквариума нужно заняться грунтом. Грунт- это подобие настоящего дна. Он очень важен, т.к. в грунте живут бактерии, микроорганизмы и водоросли, которые участвуют в круговороте веществ. Грунтом может служить крупный речной песок, мелкая галька или гравий. Перед укладкой грунт следует продезинфицировать. Песок промыть и прокалить в духовке. А гравий кипятить в воде 30 мин. 4-й: Дно можно украсить искусственными предметами : корягами, гротами, пещерами. В них любят отдыхать живые обитатели./Помещают грунт из бумаги в пустой аквариум на доске/ 5-й: Вся жизнь обитателей аквариума проходит в воде. Поэтому вода – важнейшая из всех составляющих. Наша водопроводная вода в общем подходит для большинства рыб. Однако прежде, чем поселить их туда, воду нужно отстоять 5-7 дней, чтобы испарились вредные газы и примеси. Важно поддерживать постоянный температурный режим. У каждого вида рыб свои требования. Их нарушение приведёт к простуде или перегреву, а в конце концов к гибели. Нельзя пересаживать рыбок из тёплой воды в холодную и наоборот- это приводит к шоковому состоянию и гибели. При пересадке нежелательны колебания больше 4-х градусов. /Прикрепляют полоску воды в аквариум на доске/ 1-й: Все наши исследования мы поместили вот в эту папку,с ними вы можете ознакомиться подробнее. (Смолинова Саша – рыбка- переодевается) Отчёт группы «Исследователи аквариумных производителей» Уч-ль : Спасибо ребята за очень ценную информацию. А теперь слово предоставим группе исследователей живых компонентов, а именно аквариумных производителей. 1-й :Аквариумные растения (их часто ошибочно называют водорослями) очень разнообразны. Но, как мы убедились, они очень важны для биологического равновесия. Кроме того, они обеспечивают обитателям аквариума укрытие, место для размножения, а в некоторых случаях служат кормом. Некоторые растения удерживаются корнями за грунт, другие свободно плавают по поверхности воды. 3-й слайд : растения – риччия и сальвиния 2-й : Я исследовала плавающие растения. Самые известные – это риччия и сальвиния. Они идеально подходят, если надо затенить аквариум, служат надёж-ным укрытием для мальков./Прикрепляет рисунки растений в аквариум на доске/ 4-й слайд : эхинодорус 3-й :Опытные аквариумисты оценили красоту такого растения, как остролист (или эхонодорус) . Оно легко приживается, размножается многочисленными побегами, а цветовая гамма от ярко-зелёного до бардового. /Прикрепляет на доску/ 5-й слайд : валлиснерия и элодея. 4-й: Очень популярны такие растения, как валлиснерия и элодея. Они прекрасно украшают аквариум и неприхотливы. /Прикрепляет на доску/ 1-й : Если вы хотите, чтобы в вашем аквариуме не нарушилось биологическое равновесие, а каждый обитатель водного уголка чувствовал себя хорошо и не болел, то вам следует следить за состоянием растений. Как это сделать ? Вы сможете ознакомиться с исследованием нашей группы. /Ставит папку на выставку/ Отчёт группы «Исследователи аквариумных потребителей» Уч-ль : К нам на урок пожаловала гостья и далёкой страны. УКАЗКА ! /Выходит девочка в костюме Золотой рыбки/ Зол. Рыбка :Что, друзья, меня узнали ? Родина моя в Китае. Предок звался карасём, Вместе с сёстрами живём, Чешуёй своей сверкаем, А климат умеренный предпочитаем. Вот сестричка – ТЕЛЕСКОП 6-й слайд : рыба-телескоп Неуклюже так плывёт. Никого не обижает, Жить отдельно обожает. Средняя – ВУАЛЕХВОСТКА, вуалехвост Настоящая прохвостка ! Любит модно одеваться И вуалью накрываться. Старшая – ЛЬВИНОГОЛОВКА львиноголовка На спине без плавника. Ей досталась от природы Грива, точно как у льва. Уч-ль : Ребята, что же это за семейство ? /семейство золотых рыбок/ Давайте вместе с рыбкой отдохнём. ФИЗ. МИН. Рыбка : Рыбка плавает в водице, Рыбка спинку изогнула, Рыбке весело играть. Крошку хлебную взяла. Рыбка, рыбка, озорница, Рыбка хвостиком вильнула Мы хотим тебя поймать ! И скорее уплыла ! Уч-ль : К какой группе живых организмов в экосистеме мы отнесём золотую рыбку? /К группе потребителей/ Верно, о других аквариумных потребителях расскажет 4-я группа. 1-й : Рыб для аквариума подбирают в зависимости от природной среды обитания. Холодноводных содержат отдельно от тепловодных. 7-й слайд : гуппи: самец и самка, меченосец, барбус, золотая рыбка. Например, теплолюбивые – это гуппи, меченосцы, барбусы, а холоднолюбивые – золотые рыбки. 2-й: В нашем аквариуме хорошо себя чувствуют гуппи. Этой рыбке принадлежит рекорд – она самая популярная из аквариумных рыб, среди рыб она первая побывала в космосе в условиях невесомости. Самец меньше самки, но более ярко окрашен. Самка окрашена скромно в оливковый цвет. Гуппи – мирные рыбки, они всеядны. Главное их не перекармливать, иначе возникнет ожирение. Это живородящие рыбки. За год самка может приносить потомство 5-7 раз по 60 мальков. Как раз совсем недавно в нашем аквариуме появились мальки гуппи. 3-й : Я хочу рассказать о рыбках. Которые появились в Европе в начале прошлого века и сразу полюбились – это меченосцы. Тело их удлинённое, сжатое с боков. Самки крупнее самцов. Основная особенность- у самцов имеется отросток в виде меча, благодаря которому рыбка получила своё имя. В аквариуме это спокойные, мирные жители. Любят растения, плавающие на поверхности. Это тоже живородящие рыбки. За один раз самка приносит до 50 мальков. 4-й : О разнообразии аквариумных рыб. Их содержании вы сможете узнать из нашего проекта или из книг «Аквариумные рыбки» и журнала «Аквариум» Уч-ль : Ещё об одних рыбках, обитателях аквариума, вы узнаете, прочитав 1-й абзац в учебнике на с.76 /самостоят. чтение/ О ком прочитали ? /О сомиках/ В чём необычность этих рыб? /Они «Мусорщики-разрушители»- чистят дно аквариума. В отличии от других рыб дышат воздухом атмосферы/ Отчёт группы «Исследователи аквариумных разрушителей» Уч-ль : Кто же ещё в аквариуме выполняет роль мусорщиков-разрушителей? Этот вопрос исследовали ребята из 5-й группы. 1-й : В настоящем аквариуме обязательно должны жить несколько моллюсков. Они играют большую роль : уничтожают налёт на стенках и грунте, съедают остатки корма, обогащают грунт минеральными веществами. Но их количество не должно быть слишком велико, потому что они потребляют кислород и часто объедают растения. Например, 1 улитка на 8-10 литров воды. Слайд 8 : улитка ампулярия 2- й : Улитка АМПУЛЯРИЯ – крупная пресноводная улитка, обитающая в тропической зоне Азии и Южной Америки. Эти улитки дышат и атмосферным кислородом, и кислородом, растворённым в воде. У них есть и жабры, и лёгкие, поэтому улитка длительное время может жить вне воды. /прикрепляет в аквариум/ улитка -катушка 3-й: А улитка- катушка родом из Южной Америки. Раковина у неё в виде диска, содержит около 5 завитков. Если вы содержите эту улитку, за растения опасаться не стоит – она их не ест. Питается водорослями со стёкол аквариума и гниющими частями растений. /прикрепляет в аквариум/ 4-й :Узнать об аквариумных разрушителях вы сможете из нашего проекта /ставит на выставку/ 5. Первичное закрепление знаний : А) Заполнение таблицы : Уч-ль : Мы выслушали исследования всех групп. Так почему же аквариум называют искусственной экосистемой? /Экосистема- т.к.есть единство живых и неживых организмов, а искусственная – Т.к. создана человеком/ Уч-ль : А вот почему в аквариуме должны быть организмы разных профессий- понять это вам поможет таблица в конвертах на вашем столе. Поработайте в группах- восстановите связи разных профессий экосистемы аквариума :
/Зелёные карточки отдельны, их дети выставляют в таблицу/ Уч-ль : Сверьте с таблицей на доске . Слайд 9 : таблица - Так почему же нужно, чтобы в аквариуме были организмы разных профессий? /Только так может поддерживаться круговорот веществ/ Б) Работа в тетради с.36 №4 /если остаётся 8-7 минут. Уч-ль: Исправим ошибки в №4, допущенные художником? - Какую ошибку допустил хозяин 1-го аквариума? /В аквариуме мало растений/ - А во 2-ом аквариуме? /В нём очень много рыбок. Часть их надо отсадить в другой аквариум или купить аквариум большего размера/ Возврат к слайду №1 6. Итог и самооценка Уч-ль : Посмотрите на модель нашего аквариума на доске. Удалось ли нам смоделировать экосистему аквариума? /Нет, т.к. нет потребителей – рыбок/ - Исправим эту ситуацию. Проведём игру «Рыбалка», а заодно подытожим всё то, что узнали. /Из ёмкости ученик с помощью магнитной удочки достаёт рыбку с прикреплённым к ней вопросом, после ответа на вопрос он прикрепляет рыбку в аквариум на магнитной доске/ ВОПРОСЫ : 1.Почему аквариум называют искусственной экосистемой ? 2.Перечислите всех участников круговорота веществ в аквариуме. 3.Чем похож, а чем отличается аквариум от экосистемы поля? 4.Какие условия нужно соблюдать, чтобы аквариум существовал? Вывод : - Вы доказали, что экологически грамотное обращение с аквариумом поможет его обитателям существовать комфортно и , наоборот, незнание законов жизни подводного мира приведёт к гибели его жителей. -Помните, на уроке труда мы делали рыбок в технике «оригами». Они помогут оценить вашу работу на уроке. Выберите рыбку того цвета, который соответствует вашей самооценке, поселите свою рыбку в наш аквариум. Критерии вам знакомы /ПЛАКАТ/
- Вижу, что в целом вы довольны собой, многое на уроке получилось, я разделяю вашу самооценку. Домашнее задание + социальная значимость : - Каждому из вас я подарю вот такую рыбку. Дома вы запишите на ней основные правила аквариумиста. Наиболее важные и полные правила мы повесим рядом с нашим аквариумом и будем использовать их, чтобы наши обитатели чувствовали себя отлично. А с материалом, который вы подготовили к сегодняшнему уроку, я предлагаю выступить перед ребятами 3 «Б» класса , чтобы и они научились ухаживать за аквариумом. Спасибо за работу. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок окружающего мира с элементами интеграции (технология) «Аквариум-маленькая искусственная экосистема» | Урок окружающего мира в 3 классе. Тема: Экосистема леса и его обитатели Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о лесе, как о природном сообществе на примерах растительного и животного... | ||
Урок окружающего мира во 2 классе. Тема «Звёзды и созвездия.» Цели: способствовать формированию исследовательского поведения на уроках окружающего мира | Урок окружающего мира по теме «экосистема озера» А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов, О. В. Бурский, А. С. Раутиан Окружающий мир. 3 класс. («Обитатели Земли»). Учебник в 2-х частях. Часть... | ||
Урок математики и окружающего мира во 2 классе по теме: «Умножение... Интегрированный урок математики и окружающего мира во 2 классе по теме: Умножение и деление на 4 | Урок по окружающему миру в 3-м классе на тему "Экосистема озера" Подвести к выводу о том, почему экосистема озера рано или поздно прекращает свое существование | ||
Урок окружающего мира в 1-м классе по теме: "Где живут белые медведи?" Познакомить с холодными районами Земли, с их названиями, географическим положением, представителями животного мира | Урок окружающего мира в 3 классе Тема: «Ориентирование по компасу» | ||
Урок окружающего мира в 3-м классе по теме "Рост и развитие растений" (А. Плешаков) | Урок окружающего мира в 4 классе. Учитель Е. В. Осина моу «сош №2 г. Ершова» Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся в путешествие по природным зонам России. (слайд 1) | ||
Урок-путешествие по окружающему миру в 3 классе по теме: «Наследие древнего мира» Работая в системе Л. В, Занкова, на уроках окружающего мира я развиваю в детях логическое и творческое мышление, речь, умение работать... | Урок окружающего мира в 4 классе Составление таблицы алгоритмов для решения простейших тригонометрических уравнений | ||
Урок окружающего мира в 4 классе по теме «Экологическая безопасность» Сегодня мы проведем необычный урок. На этом уроке мы вместе с вами должны будем решить очень важную проблему. А какую, мы определим... | Урок окружающего мира в 3 классе с использованием средств мультимедиа по теме Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №15 | ||
Урок окружающего мира в 1-м классе на тему Цель урока: формировать умение писать слова с непроизносимыми согласными в корне | Урок окружающего мира в 3 классе. Тема урока: Дуб и все вокруг него Открытый урок по окружающему миру по учебнику А. А. Плешакова «Мир вокруг нас» для 3 классов |