Программа дополнительного образования детей «Эколог-краевед»





НазваниеПрограмма дополнительного образования детей «Эколог-краевед»
страница1/3
Дата публикации11.08.2015
Размер0.55 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > География > Программа
  1   2   3
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА И ЭКСКУРСИЙ г. БРЯНСКА»


Утверждаю

Директор ЦДиЮТиЭ г.Брянска

_____________Б.В. Белов
Программа дополнительного образования детей

«Эколог-краевед»


Возрастная категория: 13-15 лет

Программа рассчитана на 3 года

Составитель:

И.А. Янченко п.д.о.,

высшая кв. категория


Утверждена на методсовете

Протокол № 2 от 29.10.08г.

Брянск 2008
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ:
1. Программа для системы дополнительного образования детей «ЭКОЛОГ -КРАЕВЕД».
2. АВТОРЫ: Янченко И.А., педагог дополнительного образования высшей категории.
3. РЕЦЕНЗЕНТЫ: Шлапакова С.Н., кандидат биологических наук, доцент кафедры садово-паркового и ландшафтного строительства Брянской Государственной Инженерно-Технологической Академии.

Протасова Т.Г., педагог дополнительного образования высшей категории Брянского областного эколого-биологического центра.
4. ОРГАНИЗАЦИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬ: МОУДОД ЦДЮТиЭ г. Брянска, ул. Богдана Хмельницкого, 81 А, тел. 63-63-49, факс:73-75-35
5. ГЕОГРАФИЯ ПРОГРАММЫ: база ЦДЮТиЭ г. Брянска и школы.
6. ЦЕЛЕВЫЕ ГРУППЫ: учащиеся 13-15 лет.
7. ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: формирование у обучающихся экологической культуре, одним из проявлений которой является восприятие ребёнком всех живых существ, как равноправных с человеком соседей в общем доме природы.
8. НАПРАВЛЕННОСТЬ: краеведение.
9. СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: Программа рассчитана на 3 года обучения.

10. ВИД ПРОГРАМЫ: авторская

11. УРОВЕНЬ РЕАЛИЗАЦИИПРОГРАММЫ: учащиеся среднего и старшего звена общеобразовательной школы

Директор ЦДДЮТ

и экскурсий г. Брянска Белов Б.В.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1 . ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

Городские дети зачастую оторваны от мира природы. Дефицит общения с живой природой негативно сказывается на развитии эмоциональной сферы детей, поэтому данная Программа предусматривает разрешение проблемы развития личности ребенка в гармонии с природой.

Основное предназначение Программы познакомить детей с окружающим их миром природы, как на примере обитателей лабораторий станции юннатов, так и во время наблюдений непосредственно в природе. Это способствует воспитанию в ребенке «активной» доброты. Программа «Юные экологи - друзья природы» дает возможность детям утвердиться в чувстве родства со всеми живыми существами Земли.

ЦЕЛЬ:

Формирование у обучающихся экологической культуры, одним из проявлений которой является восприятие ребенком всех живых существ, как равноправных с человеком соседей в общем доме природы.

ЗАДАЧИ:

1 . Воспитание у детей чувства ответственности по отношению к миру природы

2 . Формирование у детей эмоционально-положительного отношения к природе и навыков поведения в ней.

3 . Активизация познавательных интересов обучающихся.

4. Создание условий для реализации творческого потенциала детей. Формирование трудовых навыков по уходу за животными и растениями.

5. Обучение элементам исследовательской работы.

АДРЕСАТЫ ПРОГРАММЫ:

Программа предназначена для детей в возрасте 13-15 лет, занимающихся в объединениях центров дополнительного образования. Набор в группу обучающихся свободный, по интересам детей. Численность группы 10-15 человек.

РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ:

Программа рассчитана на третий год обучения. Занятия проводятся три раза в неделю, продолжительность недельных занятий девять часов. Всего за третий год обучения 324 часа.

ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ:

Программа носит интегрированный характер: обучающиеся приобретают знания по основам ботаники, зоологии, экологии, знакомятся с литературными произведениями о природе, просматривают учебные фильмы, осваивают навыки исследовательской работы, приобретают трудовые навыки.

На третьем году обучения юннаты знакомятся с видовым составом флоры и фауны родного города и его окрестностей. С этой целью в программе предусмотрено большое количество экскурсий в природу.

Изучается биология животных и растений ближайшего природного окружения. Обучающиеся приобретают знания по основам экологии, ведут фенологические наблюдения, оформляют «страничку фенолога». Также принимают участие в природоохранных акциях, проводят опыты с растениями, в условиях закрытого грунта. В ходе экологических праздников и игр развиваются творческие способности детей. Учебный год также заканчивается конференцией, на которой обучающиеся выступают с рефератами.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Вводное занятие - 2ч.

Цели, задачи, виды деятельности и этапы работы по программе.

Инструктаж по технике безопасности. Комплексная экскурсия по

предметной лаборатории.

1.2 . Экосистемы городских скверов - 27 ч.

Общее понятие об экосистеме и ее компонентах. Изучение экосистемы школьного дендрария , городского сквера и парка . Составление схемы экосистем «Школьного двора»- 3 ч.

Экскурсии: «Кто живет и что растет в школьном дендросаду?» -4 ч.

Пищевые цепи в природе: указание живых организмов, являющихся в городе продуцентами (изучение видового состава растений ближайшего природного окружения, консументами (растительноядные и плотоядные животные), редуцентами (грибы и микроорганизмы)- 2 ч.

Практические занятия: « Школьный цветник - агроэкосистема»-3 ч.

Экскурсии: «Взаимосвязи деревьев с другими живыми организмами». 4 ч. Антропогенное влияние на экосистемы города. Причины неустойчивости городских экосистем 2 ч.

Практические занятия: «Чей дом дерево?»- 3 ч.

Экскурсии: «Экология городских растений»- 4 ч.

Рациональное использование природных ресурсов в городе . 2 ч.

3.Дикие и домашние животные - представители кл. Млекопитающих, обитающие в городе - 36 ч.

Роль млекопитающих в экосистемах города. Суточные и сезонные ритмы в жизни зверей. Определение видового состава 2 ч.

Практические работы: санитарная чистка территории парка железнодорожников-3 ч.

Экскурсии: посещение общества защиты животных «Эгида»-4 ч.

Краткая характеристика обитателей города -2 ч.

Практические работы: составление схемы «Млекопитающие - важное звено в цепи питания»- 3 ч.

Экскурсии: посещение краеведческого музея 4 ч.

Краткая характеристика обитателей территорий занятых садово - огородными участками: крыса серая, мышь домовая, полевка, мышь - малютка, белка, бурундук, хомяк, суслик, хорь - степной, ласка, заяц -русак, заяц - беляк, еж обыкновенный- 2 ч.

Практические работы: рисунки «Следы на снегу»- 3 ч.

Экскурсии выставок собак и кошек - 4 ч

Практическое значение млекопитающих. Природоохранные акции юннатов 2 ч.

Демонстрации: учебные фильмы «Млекопитающие», «Грызуны», рисунки и таблицы с изображением животных- 3 ч.

Экскурсии: посещение парк им. А.Толстого. 4 ч.

4 . Птицы города - 36 ч.

Птицы города. Приспособление птиц к среде обитания, выраженное в особенностях внешнего и внутреннего строения. Типы питания птиц -2 ч Практические работы: изготовление и развешивание кормушек 3 ч.

Экскурсии: «Определение видового состава птиц» -4 ч.

Миграции птиц. Место обитания и условия существования птиц-2ч. Практические работы: подкормка птиц- 3 ч.

Природоохранные акции: «Кормушка»-4 ч.

Определение видового состава в г. Брянске- 2 ч.

Практические работы: составление схемы «Место птиц в экосистеме города» -3 ч.

Экологический праздник: «День птиц»-4 ч.

Суточные и сезонные ритмы в жизни птиц. Подкормка птиц в зимний период. Изготовление и развешивание искусственных гнездовий.

Практическое значение птиц города- 2 ч.

Демонстрация: учебные фильмы «Экологические группы птиц», рисунки с изображением птиц, чучела птиц, коллекции гнезд и яиц птиц- 3 ч. Природоохранные акции: «Синица» -4 ч.

5 . Насекомые, обитающие в городе - 27ч.

Значение насекомых в экосистемах города. Многообразие форм. Место насекомых в цепях питания -2 ч.

Практические работы: составление схем «Жизненный цикл развития насекомых»-3 ч.

Экскурсии: «Где зимуют насекомые?»- 4 ч.

Насекомые - энтомофаги, регулирующие численность вредителей зеленых насаждений. Насекомые - сапрофаги, их санитарная функция в реализации органических остатков. Вред, приносимый тараканами, фараоновыми муравьями, кровососущими насекомыми. Серьезная опасность для людей от насекомых - переносчиков инфекционных заболеваний (зеленые и синие падальные мухи , серые мясные мухи ) -2 ч.

Практические работы: опыт «Роль насекомых в опылении растений» -3ч.

Экскурсии: «Насекомые городского парка»- 4 ч.

Эстетическое значение насекомых. Меры по охране хозяйственно - ценных насекомых в городе. Поддержание максимального разнообразия растительности и экологических условий, с учетом потребностей биологии видов с разнообразными жизненными циклами. Сезонность в циклах развития насекомых - 2 ч.

Практические работы: составление рефератов - 3 ч.

Экскурсии: «Насекомые городского парка», «Где зимуют насекомые?» -4 ч,

6. Обитатели городских водоемов - 27ч.

Город стоит на берегу Десны. По территории города протекают небольшая речка Снежка. Есть искусственные водоемы в парках города. Загрязнение городских водоемов. Сброс промышленных отходов 2 ч.

Практические работы: санитарная чистка берегов водоема-3 ч.

Экскурсии: «Водоем и его обитатели»- 4ч.

Список растений и животных - индикаторов чистых водоемов:

- Растения: кувшинка, кубышка, ольха черная, ива, водокрас, телорез.

- Рыбы: ерш, окунь, судак, щука, головань, жерех, подуст.

- Беспозвоночные животные: личинки ручейников, личинки беззубки, личинки перловицы Дрессены, перловицы- 2 ч.

Практические работы: составление схем «Экосистема пресного водоема»- 3 ч. Демонстрация: учебные фильмы «История старого пруда», «Охрана вод»,

«Развитие лягушки», рисунки и таблицы с обитателями водоемов-4 ч.

Вблизи водоемов обитают земноводные: жаба серая, лягушка сибирская, лягушка остромордая, сибирский углозуб;

пресмыкающиеся: прыткая и живородящая ящерицы, уж, гадюка, полоз узорчатый.

Юннаты - участники «голубых патрулей» -2 ч.

Практические работы: «Игра - путешествие по реке Десне» -3 ч, Экскурсии: «Весеннее пробуждение водоема»- 4 ч.

7. Растения нашего города - 36ч

Роль растений в жизни города. Систематика растений. Работа с определителем растений. Определение видового разнообразия деревьев, кустарников, травянистых растений нашего города. Роль растений в экосистеме. Необходимость сохранения растений с точки зрения видового разнообразия -2ч.

Практические работы: «Определение видового разнообразия флоры города»- 3 ч

Экскурсии: « Растительность городского парка»- 4 ч.

Пищевые и непищевые взаимосвязи растений и животных. Сезонный и

суточный ритмы в жизни растений города -2 ч.

Практические работы: «Описание ярусности растительности городского парка»- 3 ч.

Экскурсии: «Взаимосвязь растений с другими живыми организмами»- 4 ч. Фотопериодизм и его изменения под влиянием искусственного освещения. Листопад. Распространение плодов и семян. Приспособления растений к зимним условиям существования. Весеннее сокодвижение. Первоцветы - 2 ч.

Практические работы: Определение возраста деревьев.

Демонстрация: гербарии. Коллекции плодов и семян-3 ч.

Природоохранные акции: «Первоцвет» -4 ч.

8. Озеленение города - забота юннатов - 36ч.

«Зеленый щит» - здоровье города. Деревья и кустарники, используемые для озеленения города:

- Хвойные (ель, лиственница, можжевельник, пихта, сосна, туя западная).

- Лиственные (абрикос, акация белая, акация желтая, барбарис, береза, бересклет, боярышник, бузина, вишня, вяз, гриб, груша, дуб, жимолость, ива, ирга, калина, каштан ложноконский, клен, лещина, липа, лох, миндаль степной, можжевельник, облепиха крушинная, ольха, орех грецкий, орех маньчжурский, пузыреплодник, роза, рябинник, сирень, слива, снежноягодник, спирея, тамарикс, терн, тополь, черемуха, жасмин, шиповник, яблоня, ясень- 2 ч.

Практические работы: «Деревья и кустарники, используемые для озеленения города» 3 ч.

Экскурсии: в дендросад БГИТА 4 ч.

Подготовка территории посадка. Уход за растениями. Формирование кроны. Лечение поврежденных растений»- 2 ч.

Практические работы: «Посадка. Уход за растениями. Формирование кроны. Лечение поврежденных растений» - 3 ч.

Экскурсии: цветники городских парков и скверов- 4 ч.

Цветочно - декоративное оформление.

Цветочные посадки: клумбы, рабатки, бордюры, групповые посадки, альпинарии. Планировка цветника. Подбор цветочных культур. Подготовка почвы. Посадка растений. Полив, прополка, рыхление- 2 ч.

Практические работы: «Подбор цветочных культур. Подготовка почвы. Посадка растений. Полив, прополка, рыхление»- 3 ч.

Экологический праздник «День Земли »- 4 ч.

9. Конференция - 3 ч.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Целью данной программы является формирование экологической культуры.

В русле традиций российской педагогической культуры под воспитанием вообще и экологическим в частности имеется в виду более широкая категория по сравнению с экологическим образованием. Главной задачей экологического образования является вооружение учащихся определенным объемом специальных знаний, умений и навыков, необходимых для жизни и труда. Экологическое воспитание представляет собой целенаправленное воздействие на духовное развитие детей и подростков, на формирование у них ценностных установок, особой морали взаимоотношений с окружающей средой, тем самым оно делает акцент на эмоциональной, а не на рациональной стороне взаимоотношений. Кроме того, содержание термина «экология» Понимается также широко, оно выводится за рамки сугубо биологического знания и рассматривается как вся система отношений человека - к себе, к знанию, к другому, к природе Человека, наделенного экологической культурой, отличает, прежде всего, умение достигать гармонии как со своим внутренним, так и с внешним миром.

В детские годы это умение формируется в основном за счет специальных знаний, развития эмоциональной сферы и практических навыков экологической деятельности. Возрастные индивидуальные различия детей в качестве знаний, опыте эмоциональных переживаний и практического участия в природоохранной деятельности обуславливает разный уровень их экологической культуры, разную меру способности гармонизировать свои отношения с окружающим миром.

Решению поставленных в программе задач способствует педагогическая технология.

Педагогическая технология - совокупность психолого - педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса.

Данная программа ориентирует учебно - воспитательный процесс на реальную жизнь, на проблему, которую предстоит решать человечеству, в первую очередь - сохранение окружающей среды. А что такое окружающая среда?

Окружающая среда (окружающая человека среда) - среда обитания и производственной деятельности человечества, природный и созданный им материальный мир. Данная программа рассчитана на изучение городской среды. Городская среда включает: природную среду, в различной степени преобразованную антропогенной деятельностью, но развивающуюся, прежде всего по собственным законам, и искусственную - техногенную среду - совокупность элементов среды, созданных из природных веществ трудом и сознательной волей человека. Работая по программе, юннаты города внесут посильный вклад в изучение окружающей среды своего региона.

В решение проблемы экологического воспитания учреждение дополнительного образования, каковым является станция юных натуралистов, имеет преимущества по сравнению со школой: меньшая формализованность учреждений, строгое следование за интересами воспитанников, предоставление им самой «свежей» информации, доверительность в отношениях детей и взрослых.

Постановка экологического воспитания в этих условиях такова, что знания об экологии у детей более обширны и системны по сравнению с тем. что дает им школа; направленность экологической деятельности, созидательная и социально - значимая, опытничество, мониторинг окружающей среды, охрана животных и растений, активное участие в природоохранных акциях, а также исследовательская работа.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дополнительного образования детей «Эколог-краевед» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Эколог-исследователь»
...
Программа дополнительного образования детей «Эколог-краевед» iconПрограмма объединения дополнительного образования «Юный эколог»
Цель работы объединения «Юный эколог» состоит в развитии экологической культуры поведения учащихся в окружающей среде, формирования...
Программа дополнительного образования детей «Эколог-краевед» iconКонкурс «Юный краевед» 2013- 2014 г г. «Мировые войны и Псковский край»
Областной конкурс «Юный краевед» проводится Псковской областной библиотекой для детей и юношества им. В. А. Каверина, Псковским областным...
Программа дополнительного образования детей «Эколог-краевед» iconДоклад о состоянии и результатах деятельности областного государственного...
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Программа дополнительного образования детей «Эколог-краевед» iconПубличный отчет о деятельности муниципального казенного образовательного...
Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр дополнительного образования детей Ипатовского...
Программа дополнительного образования детей «Эколог-краевед» iconДоклад о состоянии и результатах деятельности областного государственного...
Областное государственное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Программа дополнительного образования детей «Эколог-краевед» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Юный эколог»
Сейчас преуспевают люди образованные, нравственные, предприимчивые, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора,...
Программа дополнительного образования детей «Эколог-краевед» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Об образовании», Типовым положением об учреждении дополнительного образования детей, Санитарно-эпидемиологическими требованиями...
Программа дополнительного образования детей «Эколог-краевед» iconУправление образования и науки администрации Губкинского городского...
Цели: познакомить с экологическими проблемами тайги, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью человека в зоне...
Программа дополнительного образования детей «Эколог-краевед» iconПубличный отчёт муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр внешкольной работы «Истоки»- многопрофильное образовательное...
Программа дополнительного образования детей «Эколог-краевед» iconМуниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного...
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов...
Программа дополнительного образования детей «Эколог-краевед» iconВиды детских объединений в системе дополнительного образования детей
Образовательная деятельность в учреждении дополнительного образования детей осуществляется в детских объединениях. Основания, по...
Программа дополнительного образования детей «Эколог-краевед» iconРоль учреждений дополнительного образования детей в профилактике...
Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей обеспечивает информационную, обучающую, воспи­тывающую, развивающую,...
Программа дополнительного образования детей «Эколог-краевед» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Ручное ковроделие. Гобелен»
Номинация: «Внедрение и реализация инновационных технологий в системе дополнительного образования детей»
Программа дополнительного образования детей «Эколог-краевед» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Юный исследователь»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Программа дополнительного образования детей «Эколог-краевед» iconПрограмма деятельности муниципального бюджетного образовательного...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск