Содержание
1. Пояснительная записка 3
1.1. Цели и задачи освоения дисциплины 3
1.2. Обязательный минимум содержания дисциплины 3
1.3. Место дисциплины в структуре ООП ВПО 3
2. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Природопользование» 3
3. Структура и содержание дисциплины 4
3.1.Тематический план дисциплины 4
3.2 Содержание дисциплины 5
4. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 6
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ 6
5.1.Методические указания по проведению семинарских занятий 7
5.2. Методические указания по выполнению самостоятельной работы студентов 8
5.3.Примерная тематика рефератов (контрольных работ) 10
5.4 Перечень вопросов на зачет 11
5.5. Тестовые задания 13
6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 18
6.1. Основная учебная литература: 18
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 19
Для материально-технического обеспечения дисциплины «Природопользование» используются: компьютерный класс, специализированная аудитория с ПК и компьютерным проектором, библиотека института. 19
1. Пояснительная записка 1.1. Цели и задачи освоения дисциплины
Цель дисциплины:
Изучение основ природопользования как составной части экологии. Формирование представлений о необходимости рационального природопользования как основы взаимодействий с окружающей средой и фактора стабильности биосферы. Формирование природоохранного мировоззрения как важнейшего принципа производственной деятельности человека.
Задачи дисциплины:
Сформировать представление о сути взаимодействия человека и окружающей среды. При этом способствовать экологическому становлению личности студента, формированию природоохранного мировоззрения. Базовые основы природопользования являются важнейшей составляющей в системе фундаментальной подготовки выпускника высшего учебного заведения не только в контексте формирования его практических способностей и знаний, но и как обязательный элемент общей культуры. 1.2. Обязательный минимум содержания дисциплины
Природопользование как составная часть экологии. Структура биосферы; экосистемы; взаимоотношение организмов и среды; глобальные проблемы окружающей среды; экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны природы; основы экономики природопользования; основы экологического права; международное сотрудничество. 1.3. Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Дисциплина «Природопользование» относится к дисциплинам по выбору студентов цикла математических и естественнонаучных дисциплин.
Изучение базовых знаний природопользования параллельно с блоком естественных дисциплин КСЕ и экономических формирует представление об экономических основах рационального природопользования и реализует представление о пути к единой культуре. 2. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Природопользование» 2.1. Выпускник должен обладать следующими компетенциями:
Процесс изучения дисциплины «Природопользование» направлен на формирование следующих компетенций:
общекультурные компетенции (ОК):
владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1);
способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);
способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4).
2.2. Знания, умения и навыки, получаемые в процессе изучения дисциплины
В результате освоения дисциплины:
студент должен знать:
сущность и виды природопользования, принципы и особенности природоохранной работы, экологические и правовые основы природопользования;
студент должен уметь:
решать природоохранные задачи, производить экологическую оценку проектов, проводить расчеты компенсации ущерба за загрязнение среды.
студент должен владеть:
системой базовых знаний и понятий природопользования; студент должен иметь представление:
о состоянии природоохранной деятельности за рубежом и о международном сотрудничестве в области охраны окружающей среды.
студент должен приобрести практические знания и умения:
в работе с учебной, научно – методической литературой по специальному курсу и персональным компьютером. 3. Структура и содержание дисциплины Общая трудоемкость дисциплины «Природопользование»» составляет 4 зачетные единицы или 144 часов.
Основной единицей трудоемкости является з.е. - «кредит», равный 36 часам учебного времени во всех его формах за один семестр обучения.
| Очная форма
| Заочная форма
|
| 4 года
| 5 лет
| Общий объем час по ГОС
| 144
| 144
| Всего аудиторных занятий, час, в том числе:
| 64
| 14
| - лекций,
по семестрам
| 26
| 6
| 4с
| 3с
| - практические занятия, семинары
по семестрам
| 38
| 8
| 4с
| 3с
| Самостоятельная работа, час
| 74
| 124
| Контрольные работы по семестрам
|
|
| Курсовые работы по семестрам,
|
|
| Зачеты, по семестрам,
| 4с
| 3с
| Экзамены, по семестрам
|
|
|
3.1.Тематический план дисциплины
№
| Наименование темы и вопросы занятия.
| Лекции
час
| Семинары
час
| СРС
час
| Всего
часов
| I.
| Введение. Понятие и взаимосвязь экологии, природопользования и охраны природы
|
|
|
|
|
| Очная форма обучения 4 лет
Заочная форма обучения 5 лет.
| 5
2
| 7
2
| 15
25
| 27
29
| II.
| Структура биосферы; экосистемы, популяции и биоценозы. Экологические факторы. Законы Либиха, Вильямса, Шелдгорда
|
|
|
|
|
| Очная форма обучения 4 лет
Заочная форма обучения 5 лет.
.
| 5
1
| 7
2
| 15
25
| 27
28
| III.
| Рациональное природопользование и охрана окружающей среды. Природа как материальная основа природопользования.
Взаимоотношения природы и общества. Экологический кризис и экологическая катастрофа. Важнейшие экологические проблемы современности.
|
|
|
|
|
| Очная форма обучения 4 лет
Заочная форма обучения 5 лет.
| 5
1
| 7
2
| 15
25
| 27
28
| IV.
| Экономика природопользования. Нормирование качества окружающей сред. Система стандартов в области охраны природы. Лицензии и кадастры.
|
|
|
|
|
| Очная форма обучения 4 лет
Заочная форма обучения 5 лет.
| 5
1
| 7
2
| 15
25
| 27
29
| V.
| Основы экологического права и международного сотрудничества. Законы РФ, международные договоры, соглашения, конвенции; государственные инициативы по международному сотрудничеству. Международные организации по охране природы.
|
|
|
|
|
| Очная форма обучения 4 лет
Заочная форма обучения 5 лет.
| 6
1
| 10
| 14
24
| 30
25
|
| ИТОГО
Очная форма обучения 4 лет Заочная форма обучения 5 лет.
|
26 6
|
38 8
|
74+6=80 124+6=130
|
138+6=144
138+6=144
|
3.2 Содержание дисциплины
Тема 1
Предмет и задачи экологии. Предмет и задачи природопользования. Взаимосвязь экологии и природопользования. Рациональное природопользование и охрана природы. Принципы и виды рационального природопользования. Классификация природных ресурсов.
Тема 2
Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные; лимитирующие экологические факторы; кривая толерантности; законы Либиха, Вильямса, Шелдгорда; Популяции; статистические и динамические показатели: биоценоз, биогеоценоз, экосистема; структура и функционирование, динамика и энергетика экосистем; природные и антропогенные экосистемы. Биосфера: строение и границы, распределение жизни; функции живого вещества; круговорот веществ. Ноосфера как стадия эволюции биосферы.
Тема 3
Природная среда: природные ресурсы и природные условия, классификация; воздействие человека на природу, воздействие природы на человека. История и законы взаимодействия общества и природы. Экономический кризис и экологическая катастрофа.
Тема 4
Виды оценок природных ресурсов: экономическая, внеэкономическая. Классификация ущербов. Эффективность природопользования. Эффективность природоохранных мероприятий. Экологическое управление природопользования. Лимитирование природопользования. Финансирование природоохранных мероприятий и его источники. Платность использования природных ресурсов; плата за загрязнение окружающей среды; ПДК; ПДВ. Природные кадастры. Особо охраняемые природные территории (ООПП). Мониторинг окружающей среды.
Тема 5
Закон РФ «Об охране окружающей среды», основные положения: Федеральные Закон об экологической экспертизе, основные положения. Международные организации по охране природы: ЮНЕП, МАГАТЭ, ЮНЕСКО, ВОЗ, МСОП.
Международные договоры, соглашения, конвенции; международные принципы охраны окружающей среды. Стратегия устойчивого развития. 4. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ При реализации программы дисциплины «Природопользование» используются различные образовательные технологии – во время аудиторных занятий проводятся лекции и семинары с использованием ПК и компьютерного проектора. Семинары проводятся в компьютерном классе с использованием справочных правовых систем «Консультант-Плюс» и «Гарант». Самостоятельная работа студентов подразумевает работу под руководством преподавателей (консультации при подготовке рефератов, индивидуальную работу и выполнении практических заданий и индивидуальную работу студента в компьютерном классе или библиотеке института. 5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В течение преподавания курса «Природопользование» в качестве форм текущей аттестации студентов используются такие формы, как промежуточное и итоговое тестирование, заслушивание и оценка доклада по теме реферата, собеседование при приеме результатов практических работ с оценкой. По итогам обучения проводится экзамен.
Оценка осуществляется по всем элементам фонда оценочных знаний по традиционной (пятибалльной) системе или по рейтинговой, переводя показатели различных форм контроля в баллы.
Диапазон баллов для оценивания аудиторной и самостоятельной работы студентов по результатам текущего и промежуточного контроля знаний:
№
п/п
| Способ контроля аудиторной и самостоятельной работы студентов
| Количество баллов
| 1
| Посещаемость
| 0-1
| 2
| Активность на лекционном, семинарском занятии
| 0-3
| 3
| Доклад на семинаре
| 0-3
| 4
| Письменный реферат
| 0-5
| 5
| Тестирование
| 0-10
| 6
| Блиц-опрос по определениям
| 0-1
| 7
| Ответ на теоретический вопрос
| 0-2
| 8
| Участие в деловой учебной игре
| 0-2
| 9
| Конспектирование источника
| 0-2
|
Полученное число баллов пропорционально переводится в семестровую пятибалльную оценку:
60-69 баллов – удовлетворительно;
70-84 баллов – хорошо;
Свыше 85 – отлично. Итоговый рейтинг студента после завершения изучения дисциплины определяется суммой набранных баллов.
Перевод рейтинговых баллов в традиционные оценки (по2-х балльной системе) проводится по следующей шкале:
41 и более баллов – «зачтено»;
менее 40 баллов – «не зачтено». 5.1.Методические указания по проведению семинарских занятий
|