МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Факультет компьютерных наук и информационных технологий
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебно-методической работе
профессор ________________ Е.Г. Елина
«____» ________________2014 г.
Рабочая программа дисциплины Экология
Направление подготовки
27.03.03 (220100) «Системный анализ и управление»
профиль
«Системный анализ и исследование операций»
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
очная
Саратов, 2014
1. Цели освоения дисциплины Целью освоения дисциплины «Экология» является формирование у студентов представлений о взаимосвязях, которые существуют между человеком как компонентом биосферы и окружающей его неживой и живой природой, повышение уровня экологической культуры обучающихся, формирование личности, осознающей свою ответственность за сохранение окружающей среды и необходимость ограничения своей свободы для реализации условий эколого-нравственного императива.
Экология как наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и со средой их обитания в настоящее время превратилась из строго биологической науки (биоэкологии) в комплексную науку, представляющую собой целый цикл знаний, вобравший в себя разделы самых различных естественных и гуманитарных научных дисциплин, связанные с проблемами взаимодействия живого и неживого. Все чаще она рассматривается как наука об организации, функционировании, рациональном использовании и охране окружающей среды. Дисциплина имеет ярко выраженный междисциплинарный характер.
Задачей дисциплины является передача студентам знаний о строении и функциях природной среды, её компонентов, о механизмах и закономерностях их взаимодействий между собой и с человеком, а также знакомство с некоторыми методами защиты природы и рационального использования её ресурсов. 2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Дисциплина «Экология» включена в базовую часть математического и естественнонаучного цикла Б.2. Для её освоения необходимы знания, полученные при изучении естественнонаучных и гуманитарных дисциплин в средних учебных заведениях: основы математики, физики, химии, биологии, астрономии, истории и др.
Приобретенные знания помогут студентам в освоении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», входящей в базовую часть профессионального цикла, и некоторых других естественнонаучных дисциплин, предусмотренных основной образовательной программой бакалавриата и необходимых для выработки современных представлений о естественнонаучной картине мира. 3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате
освоения дисциплины «Экология» Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
способностью применять основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-10);
способностью владеть основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-15).
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
способностью представить современную научную картину мира на основе знаний основных положений, законов и методов естественных наук и математики (ПК-2);
способностью принимать научно-обоснованные решения на основе математики, физики, химии, информатики, экологии, методов системного анализа и теории управления, осуществлять постановку и выполнять эксперименты по проверке их корректности и эффективности (ПК-8).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
•Знать:
предмет, задачи и структуру современной экологии;
основные понятия, законы и правила экологии;
основы взаимодействия живых организмов с окружающей средой;
учение о биосфере и её структуре;
связь условий развития биосферы с особенностями строения Земли;
естественные процессы, протекающие в атмосфере, гидросфере, литосфере;
влияние различных экологических факторов на развитие жизни на Земле, сохранение устойчивости биосферы;
роль глобальных процессов в создании, развитии и современном состоянии биосферы;
основные антропогенные факторы, приводящие к разрушению биосферы;
принципы рационального природопользования;
основы экологического права;
основные формы и этапы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды.
•Уметь:
применять полученные знания о взаимосвязях, существующих между живой и неживой природой, человеком и окружающей его средой в научно-исследовательской, культурно-просветительской, педагогической, организационно-управленческой и других видах деятельности;
анализировать и систематизировать материалы исследований окружающей среды;
применять принципы рационального природопользования.
•Владеть:
навыками работы с научной литературой и другими источниками информации, нормативными и законодательными документами в области экологии;
методами защиты окружающей среды.
4. Структура и содержание дисциплины «Экология» Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа).
№
п/п
|
Раздел дисциплины
|
С
е
м
е
с
т
р
|
Недели
семестра
| Виды учебной работы, включая
самостоятельную работу
студентов и трудоемкость (в час)
| Формы
текущего
контроля
успеваемости.
Формы
промежуточной
аттестации
|
всего
|
лекции
| семи-нар-ские занятия
| само-стоя-тель-ная
работа
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 1
| Социально-экономические аспекты экологии
- Повышение уровня экологической культуры общества – актуальная проблема современности.
- Предмет, задачи и структура современной экологии.
- Основные этапы развития представлений о взаимоотношении человека и природы.
- Международное сотрудничество в области охраны природы.
- Основы экономики природопользования и природоохранного законодательства РФ.
| 2
| 1
| 4
| 2
| –
| 2
| Контрольный опрос.
Контрольная работа на 4 неделе.
| 2
| Основы общей экологии
- Основные экологические понятия и термины.
- Пищевые взаимодействия организмов.
- Взаимоотношения организма и среды, экологические факторы
- Основные законы и правила экологии.
| 2
| 2
| 6
| 2
| –
| 4
| Контрольный опрос.
Контрольная работа на 4 неделе.
| 3
| Биосфера Земли
- Учение В.И.Вернадского о биосфере.
- Структура и границы биосферы.
- Фундаментальная роль живого вещества. Регулирующее воздействие биоты на окружающую среду.
- Биосфера и ноосфера.
| 2
| 3
| 4
| 2
| –
| 2
| Контрольный опрос.
Контрольная работа на 4 неделе.
| 4
| Биосфера и строение Земли
- Происхождение, основные параметры, внутреннее строение и модели Земли.
- Возраст Земли, методы его определения.
- Магнитное поле Земли как важнейший экологический фактор.
- Изменения радиационного фона и магнитного поля Земли, их причины и влияние на развитие биосферы.
| 2
| 4
| 6
| 2
| –
| 4
| Контрольная работа по разделам 1–3.
| 5
| Эволюция Земли и её биосферы
- Геологическая периодизация развития Земли.
- Гипотезы происхождения жизни на Земле.
- Эволюция гидросферы и атмосферы Земли.
- Основные представления о развитии Земли и земной коры.
| 2
| 5
| 4
| 2
| –
| 2
| Контрольный опрос.
Контрольная работа на 7 неделе.
| 6
| Характеристики основных геосфер и процессов биосферы
- Состав и строение современной атмосферы.
- Водные ресурсы планеты.
- Литосфера Земли.
- Фотосинтез, его основные стадии, роль в развитии биосферы.
- Круговорот веществ – механизм самоочищения и обеспечения устойчивости биосферы. Типы круговоротов.
- Круговороты наиболее важных биогенных элементов.
| 2
| 6
| 4
| 2
| –
| 2
| Контрольный опрос.
Контрольная работа на 7 неделе.
| 7
| Человек и биосфера
- История взаимодействия человека и природы.
- Воздействие человека на природную среду в процессе производства.
- Факторы деградации биосферы.
| 2
| 7
| 2
| 1
| –
| 1
| Контрольная работа по разделам 4–6
| 8
| Проблемы народонаселения
- Демографическая история Земли. "Демографический взрыв" 20 века.
- Учение Т.Р.Мальтуса о народонаселении.
- Модели изменения численности народонаселения. Демографические перспективы человечества.
- Особенности демографического развития различных регионов Земли. Теория демографического перехода.
- Человек и ресурсы биосферы.
| 2
| 7–8
| 4
| 2
| –
| 2
| Контрольный опрос.
| 9
| Общие проблемы загрязнения биосферы
- Классификация загрязнений.
- Рассеяние, циркуляция и биологическое накопление загрязняющих веществ в биосфере.
- Нормирование загрязнений.
- Ущерб от загрязнения окружающей среды.
| 2
| 8
| 2
| 1
| –
| 1
| Контрольный опрос.
| 10
| Экологические проблемы воды и водных ресурсов
- Роль воды в биосфере и жизни человека. Потребление воды.
- Загрязнение воды.
- Методы очистки воды.
- Кризис водных ресурсов и пути его преодоления.
| 2
| 9
| 4
| –
| 2
| 2
| Контрольный опрос.
Оценка работы на семинаре.
Реферат.
| 11
| Проблемы загрязнения атмосферы
- Источники и виды загрязнения атмосферы.
- Методы очистки газовых выбросов.
- Экологические проблемы освоения космоса.
| 2
| 10
| 4
| –
| 2
| 2
| Контрольный опрос
Оценка работы на семинаре.
Реферат.
| 12
| Глобальные последствия загрязнения атмосферы
- Экологические проблемы атмосферного озона.
- Двуокись углерода, парниковый эффект и климат Земли.
- Кислотные осадки.
| 2
| 11
| 4
| –
| 2
| 2
| Контрольный опрос.
Оценка работы на семинаре.
Реферат.
| 13
| Антропогенное влияние на литосферу и почву
| 2
| 12
| 3
| –
| 1
| 2
| Контрольный опрос.
Оценка работы на семинаре.
Реферат.
| 14
| Проблемы сохранения животного и растительного мира. Особо охраняемые природные территории. Красные книги
| 2
| 12
| 3
| –
| 1
| 2
| Контрольный опрос.
Оценка работы на семинаре.
Реферат.
| 15
| Физические (энергетические) загрязнения окружающей среды
- Тепловое загрязнение.
- Шумовое (акустическое) загрязнение.
- Электромагнитное загрязнение.
- Радиационное загрязнение.
| 2
| 13, 14
| 7
| –
| 3
| 4
| Контрольный опрос.
Оценка работы на семинаре.
Реферат.
| 16
| Экологические проблемы использования человеком атомной энергии. Альтернативные источники энергии
- Испытания атомного оружия, взрывы в мирных целях и разрушение биосферы.
- Последствия применения атомного оружия. "Ядерная зима".
- Экологические проблемы атомной энергетики.
- Сравнительный анализ воздействия на окружающую среду тепловых, атомных и гидроэлектростанций.
- Альтернативные источники энергии
| 2
| 14, 15
| 7
| –
| 3
| 4
| Контрольный опрос.
Оценка работы на семинаре.
Реферат.
| 17
| Рациональное природопользование и охрана окружающей среды
- Мониторинг окружающей среды
- Методы защиты окружающей среды.
| 2
| 16
| 4
| –
| 2
| 2
| Контрольный опрос.
Оценка работы на семинаре.
Реферат.
|
| ИТОГО:
|
|
| 72
| 16
| 16
| 40
| зачет
|
Содержание учебной дисциплины
|