Отчет о Всероссийской научно-практической конференции





Скачать 158.99 Kb.
НазваниеОтчет о Всероссийской научно-практической конференции
Дата публикации05.03.2016
Размер158.99 Kb.
ТипОтчет
100-bal.ru > География > Отчет
c:\users\leonid\downloads\img-15.jpg
ОТЧЕТ

о Всероссийской

научно–практической конференции

"Профессионализм воспитателя как

необходимое условие внедрения

ФГОС"

В работе Конференции приняли участие 240 человек из 32 регионов Российской Федерации – воспитатели, педагоги-специалисты и руководители дошкольных образовательных организаций; специалисты региональных институтов развития образования, руководители региональных органов управления образования, сотрудники региональных и муниципальных учебно-методических центров, преподаватели вузов и организаций среднего профессионального образования, осуществляющих подготовку специалистов для системы дошкольного образования; магистранты; представители издательств и периодических изданий.

В соответствии с программой в течение трех дней (7 – 9 октября 2014 года) участники Всероссийской конференции приняли участие в работе пленарного заседания, 6 секций и 2 круглых столов, в выставочных мероприятиях.

Открыл Конференцию ректор Московского городского психолого-педагогического университета В.В. Рубцов.

В своем приветствии В.В. Рубцов подчеркнул необходимость сохранения специфики дошкольного образования в период преобразований и чрезвычайную важность построения системы подготовки педагогов, понимающих особенности дошкольного возраста и способных выстраивать образовательную работу через свойственные данному периоду детства деятельности.

О специфике деятельности педагога дошкольного образования в приветственном слове говорил А.Г. Асмолов, директор Федерального института развития образования и руководитель группы разработчиков ФГОС дошкольного образования, связывая ее с основаниями и основными идеями дошкольного стандарта.

От Министерства образования и науки Российской Федерации конференцию приветствовал П.А. Сергоманов, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования. П.А. Сергоманов отметил важную роль педагога в развитии ребенка и обозначил риски и проблемы при внедрении ФГОС.

В адрес конференции было получено приветствие от А.И. Аршиновой, заместителя председателя Комитета по образованию Государственной Думы.

На последующем после приветствий пленарном заседании (выступления В.С. Собкина, Е.О. Смирновой, Т.В. Волосовец, Т.Н. Дороновой, Е.В. Аржаных) были освещены и обсуждены актуальные проблемы развития системы дошкольного образования и вопросы подготовки педагогов дошкольных образовательных учреждений по вопросам внедрения ФГОС ДО и системы оценки качества дошкольного образования.






Наиболее актуальным вопросам, с точки зрения организаторов конференции, была посвящена работа секций и круглых столов:

  • "Игровая" компетентность воспитателя: проблемы и решения.

  • Воспитатель в условиях инклюзивного образования.

  • Реализация ФГОС в работе с детьми раннего возраста.

  • ФГОС дошкольного образования и родители дошкольников.

  • Роль специалистов в процессе внедрения ФГОС.

  • Подходы к формированию содержания подготовки педагогов дошкольного образования.

В их работе принимали участие Е.О. Смирнова, О.П. Гаврилушкина, В.С. Масалова, Г.В.Дон, Т.Н. Доронова, Т.И. Алиева, И.Л. Кириллов, О.А.Скоролупова, Т.И. Гризик, Л.А. Максимова, Т.И. Прокопорская, Г.С. Садовская, Л.Г. Сударчикова, Л.В. Чепикова и др.

Тема секции 1 «Игровая компетентность воспитателя» вызвала высокий интерес и собрала большое число участников (около 60 человек).

В представленных вниманию участников Конференции сообщениях были освещены темы содержания понятия "игровая компетентность", организации предметно-пространственной среды ДОУ, компьютерных дидактических игровых программ для дошкольников и др.; рассмотрены и обсуждены действия воспитателя по организации игровой среды в ДОУ, вопросы целесообразности использования компьютерных технологий в детском саду.

Одной из наиболее дискуссионных тем оказалось умение воспитателя играть и его непосредственное участие в игре детей. Мнение докладчика, что активная включённость педагога в игру способствует его быстрое эмоциональному выгоранию и может тормозить игровую активность детей, вызвало возражение некоторых присутствующих. В результате дискуссии участники пришли к заключению, что компетентность воспитателя заключается в умении передать игровые способности детям, что предполагает гибкую позицию и учёт потребностей и способностей детей.

В рамках работы секции был проведен мини-мастер-класс – на различном «подручном» материале были продемонстрированы конкретные методики приобщения взрослых к игре. Участники Конференции отметили, что показанные приёмы могут быть использованы в практике работы со студентами педвузов и с воспитателями.

В последнем докладе Каневской Т.М. (Екатеринбург) были представлены результаты апробации вариативной программы повышения квалификации «Организация и психологическое сопровождение игры дошкольников». Докладчик остановился на преимуществах данной программы и на некоторых трудностях её трансляции.
d:\ирина\!!!!!!фцпро!!!!!\2014\конференция_осень14\фото с конференции\8 октября\секция 1 смирнова\20141008_113618.jpg

На секции №2 "Воспитатель в условиях инклюзивного образования" было заслушано 7 докладов. Дополнительно сделано сообщение Бородиной Л.А. (ГБПОУ КК «Краснодарский педагогический колледж») на тему «Состояние инклюзивного образования в Краснодарском крае». Доклады вызвали большое количество вопросов (16) и дискуссионных ситуаций, большинство из которых касалось организации и требований к оценке результатов усвоения образовательной программы детьми с ОВЗ, о недостаточности знаний о развитии и воспитании детей с ОВЗ.

Докладчики отмечали следующие трудности в реализации инклюзивной практики:

  • нехватка специалистов (психологов, дефектологов, тьюторов)

  • отсутствие нормативных документов по отбору детей в инклюзивные группы;

  • наличие в группах детей с тяжелыми нарушениями поведения и требующих, по существу, индивидуального поста;

  • наличие детей с разными вариантами отклоняющегося развития

  • недостаточность профессиональной подготовки воспитателей.

В ходе обсуждения вопросов инклюзивного образования было очевидно, что повышение профессиональной грамотности педагогов по коррекционно-развивающему направлению необходимо.
d:\ирина\!!!!!!фцпро!!!!!\2014\конференция_осень14\фото с конференции\8 октября\секция 2 гаврилушкина\20141008_135225.jpg
Работа секции №3 "Реализация ФГОС в работе с детьми раннего возраста" была посвящена обсуждению вопросов приложения ФГОС дошкольного образования применительно к раннему возрасту. В докладах были показаны возможности и риски семейного воспитания маленьких детей в современных условиях, обозначены трудности педагогической работы с детьми раннего возраста и пути их преодоления, показана специфика образовательной работы с данным контингентом детей по разным образовательным областям (познавательное, речевое, коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое развитие). Особое внимание было уделено требованиям к воспитателям, работающим с детьми раннего возраста. Активное обсуждение вызвала тема адаптации ребенка к детскому образовательному учреждению.

Участникам Конференции были представлены образно-жестовые игры, способствующие физическому и познавательному развитию детей раннего возраста, показаны лучшие образцы игрушек и материалов для предметной деятельности, для детского экспериментирования и физической активности ребенка 1-3 лет, продемонстрированы некоторые современные игрушки и пособия для детей раннего возраста, что вызвало большой интерес слушателей.
d:\ирина\!!!!!!фцпро!!!!!\2014\конференция_осень14\фото с конференции\8 октября\секция 3 смирнова\20141008_135410.jpg
Тема секции "ФГОС дошкольного образования и родители дошкольников" вызвала также большой интерес у участников Конференции. В работе секции приняли активное участие воспитатели, специалисты, руководители дошкольных образовательных организаций, а также преподаватели педагогических ВУЗов и колледжей.

Очень активно обсуждалась актуальная на современном этапе проблема организации новых форм взаимодействия образовательных организаций с родителями дошкольников, посещающих образовательные организации в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования, а также вопросам организации консультативной помощи родителям, воспитывающих детей вне детского сада. В рамках работы секции было отмечено, что взаимодействие педагога ДО с семьей в соответствии с современными требованиями нормативных актов для решения поставленных задач и вовлечения родителей в единое образовательное пространство детского сада неукоснительно потребует от него применения новых профессиональных компетенций. Что, безусловно, является серьезным основанием для разработки эффективных программ повышения квалификации педагогов дошкольного образования по формированию компетенций, необходимых им для продуктивного взаимодействия с родителями дошкольника по вопросам развития, обучения и воспитания детей в условиях реализации ФГОС.

При этом, участниками секции единодушно было отмечено, что для организации продуктивного общения и взаимодействия с родителями в условиях реализации ФГОС ДО и, как следствие, повышения качества дошкольного образования необходимо и обучение родителей. В этой связи разработка рекомендаций для родителей с целью обогащения воспитательных умений в условиях реализации ФГОС (осознание родителями своей воспитательной роли в семье, опыта взаимоотношений с ребенком, переосмысление своих установок и стереотипов и др.) будет необходимой и своевременной.
d:\ирина\!!!!!!фцпро!!!!!\2014\конференция_осень14\фото с конференции\8 октября\секция 4 масалова доронова\20141008_113250.jpg
Более 50 человек приняли участие в работе секции №5 "Роль педагогов (специалистов) в процессе внедрения ФГОС". Из заявленных в программе Конференции выступили 10 человек с докладами, и дополнительно участникам были представлены два сообщения: "Совершенствование компетентности педагогических работников дошкольного образования в связи с вступлением ФГОС ДО (из опыта функционирования системы дошкольного образования Краснодарского края)" (Садовская Г.С., КБПОУ КК "Краснодарский педагогический колледж") и "Основные принципы взаимодействия педагогов и специалистов дошкольной организации" (Максимова Л.А., Институт психологии Уральского государственного педагогического университета).  В ходе работы секции обсуждался широкий круг вопросов, связанных с участием педагогов(специалистов) в решении образовательных задач: использование ИКТ-технологий в ДОО, личностная неготовность педагогов "впускать" в свою деятельность других специалистов как препятствие к взаимодействию, медико-психолого-педагогический консилиум как эффективная форма сопровождения ребенка, методическая работа в детском саду и др.
d:\ирина\!!!!!!фцпро!!!!!\2014\конференция_осень14\фото с конференции\9 октября\секция 5 дон\20141009_102243.jpg

На секции №6 "Проблема оценки качества дошкольного образования и вопросы аттестации педагогов дошкольных образовательных организаций" были рассмотрены вопросы, которые вызывают большой интерес у специалистов системы дошкольного образования и осуществляющих подготовку педагогов для данного уровня общего образования, но для решения которых в настоящее время отсутствуют какие-либо федеральные методические рекомендации. Участников Конференции познакомили с существующими на сегодняшний день в открытом доступе материалами, предлагающими различные подходы и идеи к оценке качества дошкольного образования. Были представлены разработки сотрудников кафедры дошкольной педагогики и психологии МГППУ по оценке результативности деятельности воспитателя как основы для его аттестации, актуализированы положения Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", ФГОС дошкольного образования, которые определяют основные понятия и ограничения.
d:\ирина\!!!!!!фцпро!!!!!\2014\конференция_осень14\фото с конференции\9 октября\секция 6 бурлакова\20141009_125714.jpg
На круглом столе "Профессиональный стандарт педагога дошкольного образования" участники получили необходимые пояснения о сути и содержании профессионального стандарта педагога и важную информацию о его применении от высоко компетентных специалистов. На секции было решено продолжить и дальше изучение документа - просить Ю.М. Забродина провести вебинар по теме круглого стола.
d:\ирина\!!!!!!фцпро!!!!!\2014\конференция_осень14\фото с конференции\8 октября\круглый стол\20141008_161403.jpg
В рамках работы круглого стола «Подходы к формированию содержания подготовки педагогов дошкольного образования» были обсуждены возможности и необходимость реализации компетентностного и деятельностного подходов к подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров к внедрению ФГОС. Особое место заняло обсуждение вопросов содержания, форм и методов подготовки педагогов дошкольного образования для внедрения ФГОС, развития необходимых профессиональных компетенций, организации методической службы как необходимого условия подготовки педагогов к реализации ФГОС ДО.
d:\ирина\!!!!!!фцпро!!!!!\2014\конференция_осень14\фото с конференции\9 октября\круглый стол 2 бурлакова\20141009_155302.jpg

Кроме этого, для широкого обсуждения на круглом столе были представлены итоги апробации программ повышения квалификации педагогов дошкольного образования по подготовке кадров на региональном уровне, а также опыт по организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, осуществляющих практико-ориентированную подготовку педагогических кадров, с использованием опыта распространения лучших практик повышения социального статуса педагога ДО.

Участниками апробации программ на региональном уровне был представлен развернутый анализ организации форм работы со слушателями в рамках осуществления курсов повышения квалификации в регионах, обозначены проблемные точки в реализации программы, намечены пути решения проблем. Особое внимание было уделено подготовке педагогов начальной школы к работе с дошкольниками в связи с тем, что дошкольное образование стало уровнем общего образования. Слушателями было выдвинуто предложение о необходимости повышения квалификации учителей начальных классов, что вызвало всеобщее одобрение.

Участникам Конференции были предложены выставочные мероприятия –

  • в первый день – презентации «Примерные основные образовательные программы дошкольного образования», где представители авторских коллективов и издательских групп представили подготовленные в соответствии с требованиями ФГОС образовательных дошкольные программы ("Радуга", "Успех", "Истоки", Детский сад – дом радости"); В обсуждении приняла активное участие Гризик Татьяна Ивановна, член экспертного совета по дошкольному образованию Комитета Государственной Думы по образованию, к.п.н., главный редактор журнала "Дошкольное воспитание";


d:\ирина\!!!!!!фцпро!!!!!\2014\конференция_осень14\фото с конференции\7 октября\img-5.jpg


  • в последний день работы Конференции – посещение музея Игрушки МГППУ "Игрушки и игровое оборудование для дошкольников", где участников познакомили с коллекцией игр и игрушек, собранных в музее, рассказали о целях и процедуре психолого-педагогической экспертизы игр, игрушек и игрового оборудования для дошкольных образовательных организаций, которая проводится сотрудниками Центра игры и игрушки МГППУ, представили игровое оборудование, которое позволит эффективно решать образовательные задачи в соответствии с ФГОС.

d:\ирина\!!!!!!фцпро!!!!!\2014\конференция_осень14\фото с конференции\8 октября\секция 3 смирнова\20141008_135329.jpg
В качестве культурных мероприятий участникам Конференции – гостям Москвы была предложена информация возможности посетить ВДНХ и Храм Христа Спасителя.

На заключительном пленарном заседании были подведены итоги работы Конференции, одобрена и принята Резолюция по итогам работы секций и круглых столов.

РЕЗОЛЮЦИЯ

Всероссийской научно-практической конференции "Профессионализм воспитателя как необходимое условие внедрения ФГОС"

Новый статус российской системы дошкольного образования как первого уровня общего образования, который закреплен в федеральном Законе "Об образовании в Российской Федерации" (2012 г.), и утвержденный приказом № 1155 Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года ФГОС дошкольного образования требуют от педагогического сообщества осмысления произошедших перемен и приведения образовательного процесса в организации в соответствии с федеральными требованиями.

Одним из важнейших условий построения качественного дошкольного образования и соответствующего ФГОС является профессионализм воспитателя.

Обсуждение участниками Конференции, прежде всего, актуальных проблем развития системы дошкольного образования на современном этапе, позволило определить наиболее проблемные стороны реализации требований ФГОС дошкольного образования. Среди наиболее сложных, требующих безотлагательного решения, являются вопросы повышения уровня профессионализма педагогов, осуществляющих образовательную деятельность с детьми раннего и дошкольного возраста; обеспечения дошкольного образования системой оценки образовательной деятельности в образовательной организации, и, прежде всего, деятельности педагога; создания необходимых условий для разумного построения инклюзивного образования.

Решение существующих проблем возможно как через разработку необходимых нормативных документов и методических материалов на федеральном и региональном уровнях, так и через модернизацию подготовки педагогов для системы дошкольного образования. В рамках Конференции участниками были обсуждены трудовые функции и действия педагога, представленные в профессиональном стандарте, и соотнесены с необходимыми для их осуществления и реализации профессиональными компетенциями.

Первостепенной задачей на сегодняшний день является готовность работающих педагогов реализовывать требования ФГОС дошкольного образования. Участниками конференции также были обсуждены итоги апробации трех программ повышения квалификации педагогов дошкольных образовательных учреждений по вопросам внедрения ФГОС ДО и системы оценки качества дошкольного образования, которые были разработаны МГППУ в рамках реализации проекта ФЦПРО "Разработка и апробация стандартов и программ для комплексной подготовки педагогических работников дошкольных образовательных учреждений с учетом Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"; определено содержание для разработки программ повышения квалификации педагогов дошкольного образования (в дополнение к апробированным) и оптимальные формы организации повышения квалификации педагогов дошкольного образования по разработанным программам для обеспечения перехода к реализации ООП в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

Итогом работы Конференции и обсуждения насущных вопросов дошкольного образования стали следующие предложения участников.

Министерству образования и науки Российской Федерации:

  1. С целью повышения статуса профессии педагога дошкольного образования разработать формы позитивной социальной рекламы, а также систему механизмов, стимулирующих развитие системы социальных мер поддержки педагогов дошкольного образования.

  2. Для повышения эффективности внедрения ФГОС дошкольного образования создать виртуальный информационно-методический центр –информационную базу данных по внедрению и реализации ФГОС ДО, транслирования передового педагогического опыта.

  3. С целью обеспечения преемственности дошкольного и начального общего уровней образования и сохранения специфики образовательной деятельности с детьми раннего и дошкольного возраста разработать нормативные документы, регламентирующие взаимодействие организаций (структурных подразделений), реализующих образовательные программы дошкольного образования и начального общего образования.

  4. С целью сохранения единства образовательного пространства разработать новые типовые документы дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО (или методические рекомендации по их разработке).

  5. С целью реального обеспечения психического и физического здоровья детей и их эмоционального благополучия определить и нормативно зафиксировать предельную наполняемость групп, в т.ч. инклюзивных, реализующих основные образовательные программы дошкольного образования.

  6. Для гарантии прав каждого ребенка на полноценное развитие, обеспечить детей с ограниченными возможностями здоровья помощниками–тьюторами, создать необходимые (прежде всего, нормативно-правовые) условия для осуществления психологической и методической поддержки воспитателей образовательных организаций, реализующих инклюзивную практику.

  7. С целью обеспечения необходимых психолого-педагогических условий реализации образовательных программ дошкольного образования разработать систему аттестации педагогических кадров дошкольного образования в соответствии с ФГОС дошкольного образования и профессиональным стандартом педагога.

  8. С целью обеспечения государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования разработать нормативные акты по психолого-педагогическому сопровождению и оказанию консультативной помощи родителям, воспитывающих детей вне условий образовательной организации.

Образовательным организациям, реализующим дополнительные профессиональные программы:

  1. Предусмотреть в планах повышения квалификации и переподготовки работников дошкольного образования по внедрению ФГОС ДО возможности получения образовательных услуг, ориентированных как на индивидуальные потребности различных категорий специалистов (в том числе узконаправленные (узкоспециализированные) для воспитателей детей с ОВЗ), так и на запросы многофункциональных образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования.

  2. Разрабатывать и реализовывать программы повышения квалификации педагогов общего начального образования с целью обеспечения понимания ФГОС дошкольного образования педагогами начальной школы.

Московскому городскому психолого-педагогическому университету:

  1. Для эффективной реализации программ повышения квалификации педагогов дошкольного образования для внедрения ФГОС дошкольного образования организовать на добровольных основаниях сетевое взаимодействие образовательных организаций, реализующих дополнительные профессиональные программы, основанные на деятельностном и компетентностном подходах.

  2. Организовать дистанционную форму реализации программ (или их частей) повышения квалификации педагогических работников дошкольного образования как оптимальную в условиях интенсификации внедрения ФГОС ДО.

  3. Рассмотреть возможность широкой реализации всех пяти программ повышения квалификации педагогов дошкольного образования, разработанных Университетом в рамках реализации проекта ФЦПРО.

Разработанные и апробированные МГППУ программы повышения квалификации педагогов дошкольных образовательных организаций были одобрены и высоко оценены представителями образовательных организаций – пилотных площадок. Участники конференции подчеркнули необходимость продолжить реализацию программ повышения квалификации, расширив географию, что позволит большему числу педагогов приобрести или актуализировать необходимые для внедрения ФГОС ДО профессиональные компетенции.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Отчет о Всероссийской научно-практической конференции iconI всероссийской научно-практической конференции
Менеджмент и маркетинг: современные тенденции развития теории и практики: Материалы I всероссийской научно-практической конференции,...
Отчет о Всероссийской научно-практической конференции iconТезисы к VI школьной научно-практической конференции «Шаг в будущее»
Положение о проведении VI городской научной конференции молодых исследователей в рамках Всероссийской научно-социальной программы...
Отчет о Всероссийской научно-практической конференции iconО проведении научно-практической конференции
В соответствии с планом методической работы лицея, положением о научно-практической конференции, с целью развития творческих способностей...
Отчет о Всероссийской научно-практической конференции iconНаучно-практической конференции школьников
Концепция школьной научно-практической конференции учащихся «Наука и творчество»
Отчет о Всероссийской научно-практической конференции iconРоссии Материалы III всероссийской научно-практической конференции...
Материалы III всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвящённой 75-летию кафедры географии пгсга,...
Отчет о Всероссийской научно-практической конференции iconОтчет по итогам проведения работы на студенческой конференции в рамках...
«Борьба с коррупцией в системе государственного и муниципального управления: уроки реформ»»
Отчет о Всероссийской научно-практической конференции iconФорма участия (очная/заочная)
Приглашаем вас принять участие во Всероссийской научно-практической конференции «Научный потенциал – современному апк»
Отчет о Всероссийской научно-практической конференции iconО проведении XXVI научно-практической конференции учащихся
Настоящее Положение определяет статус, цели и задачи, порядок проведения ежегодной научно-практической конференции учащихся Октябрьского...
Отчет о Всероссийской научно-практической конференции iconПрограмма Всероссийской с международным участием научно- практической конференции
Приветственное слово заместителя председателя Правительства Астраханской области по социальной политике Г. А. Зотеевой
Отчет о Всероссийской научно-практической конференции iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийской научно-практической конференции «Инновационные технологии в медицине труда»
Отчет о Всероссийской научно-практической конференции iconО проведении научно-практической конференции «Первые шаги в науку»
Мбоу дод «ддт» п. Ханымей с целью подведения итогов проектно-исследовательской деятельности воспитанников и участия лучших исследовательских...
Отчет о Всероссийской научно-практической конференции iconОтчет о проведении школьного этапа районной научно-практической Конференции

Отчет о Всероссийской научно-практической конференции iconОтчет о проведении школьного этапа районной научно-практической Конференции

Отчет о Всероссийской научно-практической конференции iconИ школа – III материалы Всероссийской научно-практической конференции
Книга предназначена для широкого круга читателей: ученых, преподавателей высших учебных заведений, учителей
Отчет о Всероссийской научно-практической конференции iconЬской местности материалы II всероссийской научно-практической интернет...
С. В. Чернокозинская, заместитель директора по научно-методической работе тогбоу спо «Тамбовский бизнес-колледж»
Отчет о Всероссийской научно-практической конференции iconМолодая наука – 2013 16 апреля 2013 года программа региональной межвузовской...
Концепция школьной научно-практической конференции учащихся «Наука и творчество»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск