ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ «ГОРНЫЙ» Согласовано _____________________________
Руководитель ООП по
направлению 130101
профессор Ю.Б. Марин
| Утверждаю ___________________________
Зав. каф. ИДГ
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Основы палеонтологии, стратиграфия и историческая геология Специальность: 130101 «Прикладная геология»
Специализации: Поиски и разведка подземных вод и инженерно- геологические изыскания
Прикладная геохимия, петрология, минералогия Квалификация (степень) выпускника: специалист Форма обучения: очная
Разработчик: доцент кафедры ИДГ Цинкобурова М.Г.
Санкт-Петербург
2012
1. Цели и задачи дисциплины:
Цель преподавания дисциплины – является знакомство с основными этапами и закономерностями развития геосферы и биосферы Земли.
Задачи дисциплины: освоение методов палеонтологии и историко-геологического анализа, знание которых необходимо в деятельности геолога любой специализации. 2. Место дисциплины в структуре ООП: Курс "Основы палеонтологии, стратиграфия и историческая геология" входит в состав базовой части дисциплин математического и естественнонаучного цикла подготовки горных инженеров по направлению «Поиски и разведка подземных вод и инженерно-геологические изыскания», «Прикладная геохимия, петрология, минералогия» и изучается студентами данной специальности в течение 3, 4 семестров после прохождения курса «Общая геология» и параллельно с изучением курса «Структурная геология».
Для освоения дисциплины обучающийся должен обладать устойчивыми знаниями по биологии и физической географии в объёме школьной программы. 3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
ОК-1, ОК-2, ОК-6, ОК-8, ОК-9, ОК-12, ОК-13, ОК-14, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-6
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать: методы изучения геологического материала (представленного в естественных обнажениях и керне скважин, коллекциях горных пород, стратиграфических колонках, разрезах, геологических картах), основные этапы развития геосферы и биосферы Земли, связь между процессами тектогенеза, магматизма, осадконакопления, климата, развития органического мира и образования главнейших полезных ископаемых.
Уметь: на основании анализа стратиграфических колонок, геологических разрезов, фрагментов обзорных геологических карт восстанавливать условия образования горных пород и последовательность геологических событий на том или ином участке земной коры.
Владеть: общими навыками интерпретации геологических карт, разрезов и схем, определения остатков ископаемых организмов.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц.
Вид учебной работы
| Всего часов
| Семестры
| 3
| 4
|
|
| Аудиторные занятия (всего)
| 115
| 51
| 64
|
|
| В том числе:
| -
| -
| -
| -
| -
| Лекции
| 82
| 35
| 47
|
|
| Практические занятия (ПЗ)
| 0
|
|
|
|
| Семинары (С)
| 0
|
|
|
|
| Лабораторные работы (ЛР)
| 33
| 16
| 17
|
|
| Самостоятельная работа (всего)
| 85
| 25
| 60
|
|
| В том числе:
| -
| -
| -
| -
| -
| Курсовой проект (работа)
|
|
|
|
|
| Расчетно-графические работы
|
|
|
|
|
| Реферат
|
|
|
|
|
| Другие виды самостоятельной работы:
|
|
|
|
|
| Работа с эталонными коллекциями
|
| 15
| 10
|
|
| Работа с литературой
|
| 10
| 20
|
|
| Работа с картами
|
|
| 30
|
|
| Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)
|
| зачет
| экзамен
|
|
| Общая трудоемкость час
зач. ед.
| 200
| 200
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Содержание дисциплины
5.1. Содержание разделов дисциплины
№ п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Содержание раздела
| 1
| Введение.
| Предмет и задачи исторической геологии. Основные задачи исторической геологии и пути их решения. Место исторической геологии среди других наук геологического цикла. Становление исторической геологии как науки. Методы исторической геологии.
| 2
| Основы палеонтологии.
| Предмет и задачи палеонтологии. Формы сохранности органических остатков. Среда обитания и образ жизни. Биономические зоны океана. Роль организмов в осадконакоплении и породообразовании.
| 3
| Введение в систематику. Введение в систематику царства животных. Систематика беспозвоночных животных.
| Простейшие (фораминиферы, радиолярии), низшие многоклеточные (пориферы, археоциаты), настоящие многоклеточные (стрекающие, кольчатые черви, членистоногие, моллюски, мшанки, брахиоподы, иглокожие, полухордовые).
| 4
| Тип хордовые.
| Особенности систематики и развития типа хордовых.
| 5
| Палеофлора.
| Особенности систематики и развития ископаемых растений.
| 6
| Органический мир прошлого.
| Особенности органического мира криптозоя и фанерозоя. Основные биотические события.
| 7
| Введение в стратиграфию.
| Понятие о стратиграфии. Основные принципы стратиграфии. Методы относительной геохронологии структурный, палеонтологический, событийный, палеомагнитный и др. Изотопный метод абсолютной геохронологии. Международная геохронологическая шкала. Общая стратиграфическая шкала. Соотношение геохронологических и стратиграфических подразделений.
Типы стратиграфических шкал. Региональная и местная шкала: основные единицы, критерии выделения и наименования.
| 8
| Методы восстановления палеогеографических обстановок. Учение о фациях.
| Формирование понятия «фация». Особенности фациального анализа осадочных пород: состав, окраска, структуры, текстуры. Анализ общих геологических данных. Биоценоз – палеобиоценоз – танатоценоз. Влияние морской среды на морфологию организмов: глубина, соленость, температура, газовый режим, движение воды, характер грунта. Основные типы седиментогенеза. Классификация обстановок осадконакопления. Основные группы фаций (морские фации, фации бассейнов ненормальной солености, континентальные фации). Выявление трансгрессивно регрессивных последовательностей в разрезах. Принципы построения палеогеографических карт. Методы восстановления тектонических движений прошлого.
| 9
| Строение и главнейшие структуры земной коры. Геотектонические концепции.
| Океаническая и континентальная кора. Платформы и геосинклинали. Срединно-океанические хребты, абиссальные равнины, глубоководные желоба. Пассивные и активные континентальные окраины. Основные положения геосинклинальной концепции. Стадии развития геосинклинали. Циклы Бертрана и фазы складчатости Штилле. Основные положения тектоники литосферных плит. Спрединг, субдукция, рифтогенез.
| 10
| Догеологическое развитие Земли. Докембрий.
| Образование Земли. Особенности пород докембрия. Стратиграфическое расчленение и ранг стратиграфических подразделений. Физико-географические условия Земли в докембрии. Возникновение жизни и эволюция организмов в докумбрии. Анализ разрезов раннего протерозоя Карелии, верхнего протерозоя Южного Урала, венда Восточно-Европейской платформы. Органический мир докембрия. Граница протерозоя и фанерозоя. Полезные ископаемые докембрия.
| 11
| Фанерозой. Палеозой.
| История изучения и подразделения периодов палеозоя. Органический мир (кембрия, ордовика, силура, девона, карбона, перми). Палеогеография (кембрия, ордовика, силура, девона, карбона, перми). Анализ характерных разрезов (кембрия Восточно-Европейской и Сибирской платформ, Урало-Монгольского складчатого пояса, ордовика и силура Балто-Скандии, девона Восточно-Европейской платформы и Урала, карбона Урала, Подмосковного бассейна; Донбасса, перми Приуралья и Германской впадины). Эпохи складчатости (каледонская и герцинская). Полезные ископаемые (кембрия, ордовика, силура, девона, карбона, перми). Основные черты палеозойского этапа развития земной коры.
| 12
| Мезозой.
| История изучения и подразделения периодов мезозоя. Органический мир (триаса, юры и мела). Осадконакопление и палеогеография (триаса, юры и мела). Анализ характерных разрезов (триаса Германии, Прикаспийской впадины, Верхояно-Чукотской области, юры Германской впадины и Подмосковья). Полезные ископаемые (триаса, юры и мела). Платформенный магматизм на примере Сибирской платформы. Киммерийская складчатость.
| 13.
| Кайнозой.
| История изучения и подразделения (палеогена, неогена и четвертичного периодов). Органический мир (палеогена, неогена и четвертичного периодов). Общая характеристика (палеогена, неогена и четвертичного периодов). Суша и море (палеогена, неогена и четвертичного периодов). Палеогеография и особенности осадконакопления (палеогена, неогена и четвертичного периодов). Полезные ископаемые (палеогена, неогена и четвертичного периодов). Альпийская складчатость и ее результаты. Эволюция гоминид. Изменения климата и оледенения. Неотектонические движения.
Общие тенденции эволюции климата, палеоландшафтов, органического мира, осадконакопления, материков и океанов.
|
5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
№ п/п
| Наименование обеспе-чиваемых (последую-щих) дисциплин
| № № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
| 1-2
| 3-6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 12
| 13
| 1
| Структурная геология
|
| +
| +
|
| +
|
|
|
|
| 2
| Региональная геология.
|
|
|
|
| +
| +
| +
| +
| +
| 3
| Литология.
|
|
|
| +
| +
|
|
|
|
| 4
| Основы учения о полезных ископаемых.
|
|
|
| +
| +
|
|
|
|
| 5
| Общая инженерная геология.
|
|
|
| +
| +
|
|
|
|
| 6
| Грунтоведение.
|
|
|
| +
|
|
|
|
| +
| 7
| Региональная гидрогеология.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 8
| Региональная инженерная геология.
|
|
|
|
| +
| +
| +
| +
| +
| 9
| Основы формационного анализа.
|
|
|
| +
| +
|
|
|
|
| 10
| Прогнозирование, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых.
|
|
|
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| 11
| Геология нефтегазовых бассейнов
|
|
|
| +
| +
|
| +
| +
| +
| 12
| Петрография пород – коллекторов нефти и газа
|
|
|
| +
| +
|
|
|
|
|
5.3. Разделы дисциплин и виды занятий
№ п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Лекц.
| Практ.
зан.
| Лаб.
зан.
| Семин
| СРС
| Все-го
час.
| 1
| Введение.
| 2
|
|
|
|
| 2
| 2
| Основы палеонтологии.
| 2
|
|
|
| 2
| 4
| 3
| Введение в систематику. Введение в систематику царства животных. Систематика беспозвоночных животных.
| 18
|
| 8
|
| 13
| 39
| 4
| Тип хордовые.
| 2
|
| 1
|
| 2
| 5
| 5
| Палеофлора.
| 2
|
| 1
|
| 2
| 5
| 6
| Органический мир прошлого.
| 2
|
|
|
| 2
| 4
| 7
| Введение в стратиграфию.
| 6
|
| 6
|
| 4
| 18
| 8
| Методы восстановления палеогеографических обстановок. Учение о фациях.
| 14
|
| 4
|
| 12
| 30
| 9
| Строение и главнейшие структуры земной коры. Геотектонические концепции.
| 4
|
|
|
| 8
| 12
| 10
| Догеологическое развитие Земли. Докембрий.
| 4
|
| 4
|
| 10
| 28
| 11
| Фанерозой. Палеозой.
| 12
|
| 4
|
| 10
| 26
| 12
| Мезозой.
| 6
|
| 2
|
| 10
| 18
| 13
| Кайнозой.
| 8
|
| 2
|
| 10
| 20
|
6. Лабораторный практикум:
№ п/п
| № раздела дисциплины
| Наименование лабораторных работ
| Трудо-емкость
(час.)
| 1
| 3
| Систематика фораминифер, низшие многоклеточные: тип пориферы (класс губки и коралловые губки) и тип археоциаты
| 2
| 2
| 3
| Тип стрекающие: общая характеристика, табулатоидеи, четырехлучевые кораллы, шестилучевые кораллы.
| 2
| 3
| 3
| Трилобиты, низшие ракообразные (листоногие рачки, остракоды, усоногие рачки), ископаемые и современные черви (серпулиды), пелециподы, гастроподы, цефалоподы
| 2
| 4
| 3
| Ископаемые мшанки, основные отряда замковых брахиопод: ортиды, пентамериды, продуктиды, ринхонеллиды, спирифериды, атрипиды, теребратулиды, беззамковые брахиоподы, иглокожие (цистоидеи, криноидеи, эхиноидеи), полухордовые
| 2
| 5
| 4, 5
| Особенности систематики и развития типа хордовых. Особенности систематики и развития ископаемых растений.
| 2
| 6
| 7
| Построение стратиграфической колонки
| 2
| 7
| 7
| Построение схемы корреляции
| 2
| 8
| 7
| Построение ритмограммы
| 2
| 9
| 8
| Фациальный анализ. Принципы построения палеогеографических карт.
| 4
| 10
| 10
| Докембрийские платформы и геосинклинали. Полезные ископаемые.
| 4
| 11
| 11
| Каледонская и герцинская складчатости. Полезные ископаемые.
| 4
| 12
| 12
| Киммерийская складчатость. Полезные ископаемые.
| 2
| 13
| 13
| Альпийская складчатость. Полезные ископаемые. Неотектоника.
| 2
|
7. Практические занятия (семинары): не предусмотрены. 8. Примерная тематика курсовых проектов (работ): не предусмотрены. 9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
1. Короновский Н.В., Хаин В.Е., Ясманов Н.А. Историческая геология : учебник для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2006.
2. Кагарманов А.Х. Историческая геология. Руководство к лабораторным занятиям. СПб, 1998.
3. Стратиграфический кодекс. Издание третье. СПб.: Изд-во ВСЕГЕИ, 2006.
4. Обзорные геологические и тектонические карты мира, континентов, территории России и сопредельных стран. Дополнительная
5. Атлас литолого-палеогеографических карт СССР. Гл.ред.А.П. Виноградов. Т.1-1У. М.: Изд.-во ГУГК. 1967-1969.
6. Атлас текстур и структур осадочных горных пород. Т.1, М.: Госгеолтехиздат. 1962.
7. Бодылевский В.И. Малый атлас руководящих ископаемых. Л.: Недра. 1990.
8. Владимирская Е.В., Кагарманов А.Х. и др. Историческая геология с основами палеонтологии. Л.: Недра, 1985.
9. Владимирская Е.В. Историческая геология. Методические указания к практическим занятиям. Л.: 1977.
10. Кери У. В поисках закономерностей развития Земли и вселенной. М.: Мир. 1991.
11. Хэллем Э. Интерпретация фаций и стратиграфическая последовательность. М.: Мир. 1983.
12. Дополнения к стратиграфическому кодексу России. СПб.: Изд-во ВСЕГЕИ, 2000. в) программное обеспечение: не требуется
г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы: ресурсы Интернет. 10. Материально-техническое обеспечение дисциплины:
Для лабораторных работ по разделам 3 – 5, 8 используются специализированные аудитории с эталонными и рабочими коллекциями органических остатков и образцов по фациальному анализу, оснащенные необходимым лабораторным оборудованием. Также для лабораторных работ по разделу 8 используется атлас палеогеографических карт. Для лабораторных работ по разделу 7 используются бланки задач, отпечатанные в РИО института. Для лабораторных работ по разделам 10-13 используются контурные карты мира, отпечатанные в РИО института, а также геологические и тектонические карты СНГ, мира, Европы. 11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:
в качестве оценочных средств для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации используются контрольные наборы органических остатков, а также геологические, тектонические и палеогеографические карты.
_____________________________________________________________________________
Разработчики:
кафедра ИДГ СПГГУ доцент Цинкобурова М.Г. Эксперты:
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия) |