Урок по теме: «География населения мира». Дата проведения: Группа №4 «Мастер общестроительных работ»





Скачать 102.15 Kb.
НазваниеУрок по теме: «География населения мира». Дата проведения: Группа №4 «Мастер общестроительных работ»
Дата публикации15.09.2013
Размер102.15 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
Заключительный этап проекта по географии.
Раздел I: Общая характеристика мира.

Тема 3: География населения мира.

Урок 16: обобщающий урок по теме: «География населения мира».

Дата проведения:

Группа №4 «Мастер общестроительных работ» (каменщик, монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций, сварщик)

Цели урока:

1) Образовательная – проверить знания и обобщить ключевые положения темы, знание основных терминов.
2) Развивающая – развивать умения работать с картами, диаграммами, картосхемами; активизировать познавательную деятельность учащихся, развивать интерес к предмету.
3) Воспитательная – формирование ответственности, самостоятельности, умения работать в группе.
Тип урока: обобщение знаний

Вид урока: урок – игра «Большая демографическая стройка»
Оборудование: учебник В.П. Максаковского «География» 10 класс, атласы, карточки с заданиями, картосхемы, таблицы, контурные карты, мультимедийное презентационное сопровождение, тренировочные кирпичики

Ход урока:

1. Организационный момент.

  • Приветствие

  • Проверка присутствующих на уроке


2. Вступительное слово учителя.

– Ребята, мы изучили с Вами тему о населении, которая имеет важное значение для любого человека, так как человек – является центральной фигурой в формировании взаимосвязей между хозяйством и природной средой, так как эта тема близка Вам в силу скорого вашего личного активного участия в демографических процессах. Сегодня мы должны будем закрепить и обобщить главные научные знания по теме:

– понятие о воспроизводстве населения,
– сущность и особенности естественного движения населения,
– особенности полового, возрастного состава населения, трудовых ресурсов,
– классификация народов мира по языковым семьям,
– основные черты размещения населения,
– виды миграций, понятие об урбанизации.

3. Урок–игра.

Группа делится на бригады по 5-6 человек. Каждой бригаде предлагается выбрать бригадира, придумать название. Преподаватель дает наряд на сегодняшний день: «Выложить кладку столба сечением 2X1,5 кирпича по однорядной системе перевязки швов», победит тот, кто выложит столб, использовав наибольшее количество кирпичиков, строго придерживаясь технологии кладки.

Работа в тетради. Запись темы урока в тетрадь.

Задание №1: Вставьте в текст пропущенные слова:
1) «В целом в мире численность ……….. выше численности ……….

2) «Особенно сильно сказывается на общемировом отношении большой перевес мужчин в …»

3) А.И.Воейков, писал: «Решающим фактором в распределении населения является не столько окружающая человека среда, сколько сам…..»

4) При …….форме расселения люди в этих населенных пунктах живут очень уединенно. Связь с внешним миром осуществляется преимущественно с помощью телефона и радио.
Задание №2 : Дайте правильный ответ (группа получает 1 кирпичик).


Вопрос

Ответ

1. Какова численность населения мира

 6,5 млрд. чел.

2. Какой тип воспроизводства населения характерен для Алжира?

1

3. Какие из перечисленных народов относятся к индоевропейской языковой семье?

Армяне, испанцы, китайцы

армяне, испанцы

4. Какая из стран имеет наибольшую рождаемость: Саудовская Аравия или Испания?

Саудовская Аравия

5. Верно ли утверждение: «Демографический взрыв – это увеличение численности населения в развивающихся странах»?

нет

6. В какой стране девиз демографической политики «Нас двое и нам двоих»?

Индия

7. Какие из перечисленных религий являются мировыми? Ислам, синтоизм, буддизм

ислам, буддизм

8. Какие из перечисленных стран являются высоко урбанизированными?

Кувейт, Афганистан, Бразилия

Кувейт, Бразилия

9. Какова была причина «белой эмиграции» в России?

политическая

10. Кем для России является человек, выезжающий на постоянное жительство за рубеж?

эмигрантом

11. В какой из стран наблюдается наиболь-

ший естественный прирост населения?

Канада, Ирак

Ирак

12. Верно ли утверждение: «Для первого типа воспроизводства характерна высокая рождаемость и высокая смертность»?

нет

13. В какой стране девиз демографической политики «Одна семья – один ребенок»?

Китай

14. Какая из стран является одно-национальной? Канада, Дания

Дания

15. Какая страна является самой многонациональной?

Индия

16. Выберите самый распространенный язык на планете :английский, русский, китайский

китайский

17. Какие из перечисленных религий являются национальными? Конфуцианство, иудаизм, христианство

конфуцианство,

иудаизм

18. Какая городская агломерация имеет форму звезды?

Московская

19. Сколько человек рождается ежегодно в мире

Около 140 млн. чел.

20. Сколько человек появляется каждую секунду

3 чел.

21. Сколько человек появляется каждую минуту

175 чел.

22. Сколько человек появляется каждый час

10,4 тыс. чел.

23. Сколько человек появляется каждые сутки

250 тыс. чел.

24. Какова численность населения России

145 млн. чел.

25. Правительство какой страны проводит демографическую политику по ограничению рождаемости

Китая



Задание №3. Дайте развернутый ответ.

Все бригады получают карточки с вопросами. На обсуждение дается 30 секунд. Затем представители от каждой команды зачитывают вопросы и дают ответы, которые комментирует учитель. Ответ оценивается 5-ю кирпичиками
1. Древнегреческий математик и философ Пифагор, рассматривавший человеческую жизнь в аспекте времен года, предлагал различать в ней четыре сезона: весну (детство), лето (молодость), осень (зрелость), зиму (старость). Руководствуясь какими критериями можно отнести население страны к тому или иному времени года?

(Эти критерии – показатели рождаемости, смертности, естественного прироста.)
2. В Нью-Йорке больше ирландцев, чем в Дублине, больше евреев, чем в Тель-Авиве, есть своя «Малая Италия», свой «Чайна-Таун». Чем объясните современную многонациональную структуру США?

(Коренное население США было практически истреблено, а современные жители США являются потомками мигрантов из разных регионов мира.)

3. Определите, какая половозрастная пирамида характерна для стран с первым типом воспроизводства населения, какая для стран со вторым типом воспроизводства населения. Ответ обоснуйте.

(Тип воспроизводства населения страны можно определить по доле молодых и старых возрастов. У пирамид, характерных для первого типа воспроизводства, широкое основание, что свидетельствует о большом удельном весе молодых возрастов в населении страны; доля пожилых людей крайне мала. Узкое основание пирамид, характерных для второго типа воспроизводства, свидетельствует о пониженной доле молодых возрастов. Высока доля пожилых возрастов)



А Б В

Определите, каким регионам мира ( Азия, Африка, Америка,

Европа, весь мир) соответствуют столбчатые диаграммы возрастного состава населения?

Названия регионов подпишите



Первая диаграмма – всего мира.

Вторая диаграмма характерна для Зарубежной Европы

Третья - соответствует Африке

Четвертая диаграмма – Зарубежной Азии

Пятая диаграмма - для Северной Америки

Задание №4. Выявить соответствия. (5 кирпичиков)


1.Трудовые ресурсы

а)Соотношение экономически активного населения и неработающего населения

2.Экономически активное

население

б) Трудоспособная часть населения

3.Демографи

ческая

нагрузка

в) Население, реально участвующее в материальном производстве и нематериальной сфере


Задание №5. Объясните:

1)Нередко случается, что на одном и том же языке говорят люди, живущие в разных частях света. Почему по-английски говорят не только англичане, но и жители США, Канады, Австралии, Новой Зеландии, Южной Африки? Почему английский язык широко распространен в Индии, Пакистане, Бангладеш и многих других странах?

(Бывшие страны-колонии Великобритании);

2) Почему испанский язык до XVI в. господствовал только в Испании, а теперь является государственным и родным языком для большинства народов Латинской Америки?

(Испанцы были первыми переселенцами в Южную Америку);

3) Почему арабский язык, которым до VII в. пользовалось лишь население Аравийского полуострова, затем распространился по всей Северной Африке?

(Благодаря миграции, торговле.)

4) Каковы причины (факторы) неравномерного размещения населения земного шара?

(на размещение населения влияют исторические, природные и социально-экономические факторы)
Слово преподавателя: Ребята, мы хорошо поработали. Наступает время перерыва в работе, мы немножко отдохнем, посмотрев сцены из жизни. Вы попробуйте ответить на вопрос: «О каком процессе идет речь?».

Сценка 1.

Встречаются два старых друга, которые не виделись очень давно.

Первый: Привет, дружище, как я рад тебя видеть. Тебя прямо не узнать. У тебя новый автомобиль- пикап, работаешь в строительной фирме, да еще коттедж свой строишь. Что семья большая?

Второй: Семь сыночков и лапочка дочка.

Первый: Да ты молодец! А как тянешь- то всех…

Второй : А мне государство помогает
Сценка 2.

Диалог между двумя друзьями:

Первый: Моя вчера отправила сына к бабушке с дедущкой, и

странный разговор завела. Все у нас, говорит, есть, и квартира, и машина, и вилла на берегу моря, и отдыхать ездим заграницу каждый год, но чего-то не хватает. Я ей говорю: «Чего тебе надобно еще», а она мне : «Дочку хочу».

Второй : Ну, а ты

Первый : Нет, нам еще сына надо поднять, родителям помочь, дерево посадить…
Вопросы:

  1. В каких странах могут происходить такие сценки?

  2. К какому типу воспроизводства населения можно отнести первую и вторую сценки и почему?

  3. Что называется демографической политикой? Куда направлена демографическая политика стран, отображенных в данных сценках?


Слово преподавателя: Отдохнули немного, а теперь поработаем над предложенными заданиями все вместе .
Задание №6. Географическое лото. (5 кирпичиков)


Уменьшение численности населения

Депопуляция



Переезд части населения (обеспеченного) в пригороды



Субурбанизация

Выезд населения в другую страну

Эмиграция



Скопление городов

Агломерация



Часть население, реально занятая трудовой деятельностью

Экономически активное
население страны



Рост городов и городского населения, усиление их роли, распространение городского образа жизни

Урбанизация

Резкое увеличение прироста населения во второй половине ХХ века



«Демографический взрыв»

Выезд населения из страны

Иммиграция

Перемещение населения между странами или
внутри страны



Миграции

Резкое увеличение числа городов в развиваюшихся странах



«Городской взрыв»

Огромные скопления городов и агломераций

Мегаполис

Система государственных мер.осуществляемых с целью воздействия на естественное движение населения


Демографическая политика

Задание №7. Обозначить на контурной карте десять крупнейших городов мира. (10 кирпичиков). Задание проецируется на экран (используется электронный учебник «Экономическая и социальная география мира 10 класс»).

4. Коллективное подведение итогов.

Оценка качества кладки столба, количественные характеристики затраченного материала. Оценивание работы всей группы.


Критерии оценивания:

«5» - столб выложен технологически верно, перевязка швов соблюдена, высота столба максимальна, КТУ участников бригады =100 %.

«4» - столб выложен технологически верно, перевязка швов соблюдена, высота столба ниже максимальной, КТУ участников бригады =80 %.

«3» - столб выложен технологически верно, перевязка швов соблюдена, высота столба невысока, КТУ участников бригады =60%.

«2» - столб выложен технологически верно, перевязка швов соблюдена, высота столба минимальна, КТУ участников бригады =40 %.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по теме: «География населения мира». Дата проведения: Группа №4 «Мастер общестроительных работ» iconУрок изобразительного искусства в 1 классе Тема урока : «Снежинки»
Группа №4 «Мастер общестроительных работ» (каменщик, монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций, сварщик)
Урок по теме: «География населения мира». Дата проведения: Группа №4 «Мастер общестроительных работ» iconКонспект урока по изо в 3 классе
Группа №4 «Мастер общестроительных работ» (каменщик, монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций, сварщик)
Урок по теме: «География населения мира». Дата проведения: Группа №4 «Мастер общестроительных работ» iconПрограмма бакалавра по направлению подготовки
Группа №4 «Мастер общестроительных работ» (каменщик, монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций, сварщик)
Урок по теме: «География населения мира». Дата проведения: Группа №4 «Мастер общестроительных работ» iconТема урока : «Осень в произведениях художников и композиторов»
Группа №4 «Мастер общестроительных работ» (каменщик, монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций, сварщик)
Урок по теме: «География населения мира». Дата проведения: Группа №4 «Мастер общестроительных работ» iconПлан открытого урока Предмет: Математика. Профессия: «Мастер отделочных...
Цель урока: Организовать повторение основных понятий по теме, сформировать понимание значимости математики в будущей профессии
Урок по теме: «География населения мира». Дата проведения: Группа №4 «Мастер общестроительных работ» iconЭлектродуговой сварки по профессии мастер
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии...
Урок по теме: «География населения мира». Дата проведения: Группа №4 «Мастер общестроительных работ» iconПрограмма учебной дисциплины биология для профессий: 270802. 09 «Мастер общестроительных работ»
Краевое государственное казенное образовательное учреждение начального профессионального образования
Урок по теме: «География населения мира». Дата проведения: Группа №4 «Мастер общестроительных работ» iconУрок №1 Группа № Дата проведения Тема
Семакин И. Г. Информатика и икт. Базовый курс: Учебник для 8 класса. М.: Бином. Лаборатория знаний,2007
Урок по теме: «География населения мира». Дата проведения: Группа №4 «Мастер общестроительных работ» iconОсновная профессиональная образовательная программа
Пензенской области «Кузнецкий многопрофильный колледж» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта...
Урок по теме: «География населения мира». Дата проведения: Группа №4 «Мастер общестроительных работ» iconУрок №5 Группа № Дата проведения Тема : Практическая работа №14 «Проектирование окон здания»
Оборудование : компьютер, проектор, программное обеспечение: ArchiCad10, карточки с заданием
Урок по теме: «География населения мира». Дата проведения: Группа №4 «Мастер общестроительных работ» iconУрок №2 Группа № Дата проведения Тема: Практическая работа №2 «Рабочий...
Цель: Выработать умения и навыки работы с пользовательским интерфейсом среды Windows
Урок по теме: «География населения мира». Дата проведения: Группа №4 «Мастер общестроительных работ» iconРабочая программа профессионального модуля. 06 «выполнение стропальных работ»
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии...
Урок по теме: «География населения мира». Дата проведения: Группа №4 «Мастер общестроительных работ» iconРабочая программа профессионального модуля. 01 «выполнение арматурных работ»
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии...
Урок по теме: «География населения мира». Дата проведения: Группа №4 «Мастер общестроительных работ» iconТематическое планирование Характеристика деятельности учащихся Дата проведения план факт 1 класс
Брата-Мастера — Мастер Изображения, Мастер Украшения и Мастер Постройки. Уметь видеть в окружающей жизни работу того или иного Брата...
Урок по теме: «География населения мира». Дата проведения: Группа №4 «Мастер общестроительных работ» iconУчебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии...
Урок по теме: «География населения мира». Дата проведения: Группа №4 «Мастер общестроительных работ» iconТема: Условия роста и развития растений. Дата проведения
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск