Методические рекомендации по возрастным категориям: средняя группа, старшая группа, подготовительная к школе группа





Скачать 106.1 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по возрастным категориям: средняя группа, старшая группа, подготовительная к школе группа
Дата публикации20.09.2013
Размер106.1 Kb.
ТипПамятка
100-bal.ru > География > Памятка
Семинар-практикум для воспитателей

на тему: «Ручной труд»

Задачи: - Обеспечение соответствия единству методических требований;

- Систематизация организации совместной деятельности по ручному труду; - Повышение творческого потенциала педагогов.

План проведения

1.Значение художественного конструирования в развитии дошкольника. 2.Виды ручного труда, примерное содержание, методические рекомендации по возрастным категориям: - средняя группа, - старшая группа,

- подготовительная к школе группа.

3.Практикум для воспитателей.

4.Творческая копилка.

5.Памятка для воспитателей.

Важнейшим показателем развития ребенка дошкольника является уровень овладения им различными видами детской деятельности, которые с одной стороны, служат источником и движущей силой развития ребенка, а с другой – именно в них наиболее ярко проявляются все его достижения. В оценке уровня развития любого вида детской деятельности выделяются две важнейшие характеристики. Первая – это степень освоения деятельности как способа передачи ребенком своего видения действительности: так в рисовании ребенок передает свой образ сказочного героя.

Второй характеристикой является уровень освоения операционально-технической стороны деятельности, т.е. овладение необходимыми навыками (трудовыми операциями). Уровень развития в продуктивной деятельности является важнейшей характеристикой общего продвижения ребенка на каждом возрастном этапе.

В программе «Детство» предусмотрены следующие разделы: конструирование из бумаги, конструирование из природного материала, работа с тканью, работа с использованным материалом.

Эти направления работы основываются на следующей методической литературе: 1.Куцакова Людмила Викторовна «Конструирование и ручной труд в д-саду»; 2.Тарловская Н.Ф., Топоркова Л.А. «Обучение детей конструированию и ручному труду в малокомплектном д-саду»;

3.Гульянц Э.К., Базик И.Л. «Что можно сделать из природного материала».

В средней группе программа «Детство» в первом полугодии предусматривает 3 занятия по конструированию из природного материала: 1. «Гриб» (еловая шишка, скорлупа грецкого ореха, пластилин);

2. «Птичка» (сосновая шишка, голова-половинка грецкого ореха или пластилин, хвостик, крылья – перья); (на основе целого грецкого ореха – детали из пластилина). Что можно использовать вместо перьев? – бумага с надрезами, тонкий поролон. 3. «Зайчик».

Для работы с природным материалом каждому ребенку необходимо иметь дощечку, клей казеиновый или ПВА (сейчас хорошо работать клеями современными, но намазывать придется педагогу), салфетку, кисточку, стеку, ножницы. Исходя из содержания предлагаемых занятий в средней группе примерный минимальный подбор природного материала, должен быть следующий: - скорлупа грецкого ореха, - шишки еловые, сосновые, пихты; - перья (если нет, заменить мелкими листочками), - листья засушенные, - семена клена, ясеня. Здесь нужно соблюдать правила обработки перьев птиц перед работой с ними: их необходимо вымыть, ошпарить, высушить, затем положить в целлофановый пакет, наполнить воздухом, зажать и ударить об край стола – они распушатся. Из этого набора как сделать зайчика? Туловище-шишка сосновая, голова – пластилин, уши семена ясеня.

При подборе материала надо помнить, что чем меньше детали, тем сложнее работать ребенку (средняя группа – это младший дошкольный возраст). Учитывая вышесказанное горох, например, целесообразнее использовать в пластилинографии по типу барельефа: пластилин жгутиками выкладывается по силуэту и на эти жгутики прижимается горох. Начиная с 4-х с половиной лет (примерно со второго полугодия) дети знакомятся с конструктивными возможностями бумаги – изготовление плоскостных игрушек из бумаги путем складывания.

Примерный перечень занятий, предлагаемых программой «Детство»: 1. «Конура для собачки», 2. «Гирлянды для нового года», 3. «Вагончик»,

4. «Подарки»,

5. «Плетеный коврик»(это занятие я считаю трудным для средней группы – можно заменить).

Видно, что у поделок с №1 по №4 общая основа – сложенный пополам четырехугольник. Здесь нужно помнить правила выполнения работы при сгибании листа: - нужно взять лист за ближние уголки и сгибать его от себя. Проглаживать сгиб от середины к краям ребром ладони или ногтем большого пальца. В подготовительной группе при работе с картоном детей можно познакомить с проглаживанием сгиба ножницами.

К 5-и годам дети могут: - складывать прямоугольный лист пополам и поперек, совмещая при этом углы и стороны; - конструировать игрушки путем сложения листа; - выделять знакомый способ изготовления поделки из бумаги при обследовании новой игрушки

Особого внимания требуют 5-летние дети, которые затрудняются понять («увидеть»), что путем сгибания листа пополам сделаны разные игрушки, а также те дети, которые не могут определить знакомый способ изготовления игрушки при анализе новой поделки.

Использованный материал можно применять на занятиях по аппликации как дополнительный прием выразительности образа, не подменяя саму аппликацию. Например, по материалам книги «Волшебные комочки» (поделки из мятой бумаги) - аппликация «Яблонька»: изображение силуэта дерева – ствол, крона (обрезание углов), трава (прямые надрезы), солнце (круг из квадрата), яблоки – шарики из столовых салфеток красного цвета. Поролон лучше использовать предварительно окрашенный для передачи фактуры.

В старшей группе по программе «Детство», согласно сетки занятий, предполагается 18 занятий по конструированию из бумаги и ручному художественному труду, которые распределяются по видам: - конструирование из бумаги (оригами) – 4-5 занятий; - художественный ручной труд – 13-14 занятий; из них: - работа с природным материалом – 4-5 занятий. Примерная тематика занятий: 1. «Цветочная поляна» (семена клена, ясеня, зубочистки или палочки, пластилин, вспомогательный материал (мох, веточки, спилы) для создания композиции из поделок);

2. «Птица» (без готового образца, по фотографиям, по словесным вспомогательным инструкциям);

3. «Ежик» (шишка сосновая, иголки сосновые, пластилин); 4. «Декоративное панно» (составление орнамента из семян, для основы можно использовать крышки, замазанные пластилином);

5. По замыслу (вспомнить предыдущие поделки, рассмотреть иллюстрации, готовые поделки, сделанные взрослыми с целью, чтобы ребенок самостоятельно определил тему, подобрал материал). Следовательно: в старшем дошкольном возрасте рекомендуется разнообразить природный материал мелкими предметами, (например):

- желуди, шляпки от желудей; - чешуйки от шишек; - семена тыквы, арбуза, сливы и других ягод;

- шелуха земляного ореха; - ракушки; - мох, веточки, сучочки и т.п. Со старшего дошкольного возраста рекомендуется работа детей в парах (цель – развитие умения договариваться при объединении поделок в сюжет, подборе дополнительного материала)

По методике Куцаковой Л.В. запрещено использовать материал, который может нанести вред ребенку, его здоровью,- это репейник, колосья, ядовитые растения, скорлупа сырых яиц, шпон (острые мелкие опилки). Оригами тоже можно использовать в комплексе с занятиями по продуктивной деятельности.

К 6 годам дети могут овладеть двумя способами конструирования из природного материала:

1. Дополнять природный материал деталями до образования художественного образа, например, корень станет основой будущей поделки осьминога и др. (Такой метод является ведущим в методике обучения Парамоновой Ларисы Алексеевны – программа «Истоки»).

2. Воплощать в природном материале конкретный образ, для чего ребенок сам подбирает необходимый природный материал и практически использует его. (Этот метод ведущий у Куцаковой Л.В.).

Следующий вид ручного труда:

- работа с бумагой и картоном – примерно 5 занятий.

Виды занятий по трудовым операциям: 1, 2, 3 – работа по несложной выкройке, шаблону (дети делают такие операции как надрезы, разметку, склеивние, вклеивание, прием накручивания, гармошки и т.п.); примерная тематика по Куцаковой Л.В. – корзиночки, новогодние игрушки, подарки-сувениры;

4. Изготовление конуса из круга – поделки на основе конуса; 5. Изготовление цилиндра из прямоугольника – игрушки на основе цилиндра. Шаблоны, трафареты используются в ручном труде, а на аппликации детали, вырезывание которых соответствует возрастным возможностям, ребенок вырезает без предварительной прорисовки.

- Работа с использованным материалом – 3-4занятия. Куцакова Л.В. рекомендует цикл таких занятий с обучения детей оклеиванию объемных форм. На первом занятии детям предлагается сделать секции для многоэтажного дома. В организации этих занятий помощь может оказать книга Давыдовой Г.Н. «Поделки из спичечных коробков» 1. «Многоэтажные дома» - педагог показывает, как обводить коробочку, а вырезать выкройку нужно не точно по очерченным линиям, а отступив от края на ширину пальца, чтобы потом, загнув эти части, заклеить грани. Для окон – детям предлагаются трафаретные линейки или одинаковые полоски бумаги. 2. «Щенок» (из коробков). 3. Работа с поролоном (толстым), поделки на основе куба «Снеговик» - из кубической формы при помощи ножниц формируются шары и добавляются дополнительные детали. В старшей группе по программе «Детство» планируется 1 занятие по работе с тканью – аппликация.

Рекомендации: плотных натуральных тканей сложно достать, и прежде чем работать с ней, ткань нужно накрахмалить.

На занятии по ручному труду берется обучающая тема, в вечернее время – индивидуально-подготовительная работа с детьми, которые не успели или затруднялись. Примерное распределение по месяцам: сентябрь-октябрь – работа с природным материалом; декабрь – апрель – работа с бумагой и картоном, работа с использованным материалом; апрель – май – оригами, игрушки для игры с ветром.

К 6 годам дети могут освоить: - делить круг на 4 части, вырезать ¼ и из оставшихся 3-х частей склеивать конус; - получать конус из полукруга; - склеивать цилиндр из листа бумаги прямоугольной формы; - сгибать лист в разных направлениях. Дети, которые не овладели перечисленными способами конструирования, требуют индивидуальной работы с ними.

В подготовительной группе в ручной труд добавляется раздел «Работа с тканью». Примерное распределение видов занятий по программе «Детство»: - оригами – примерно 5 занятий;

- ручной труд – примерно 13 занятий, из них:

1. Работа с природным материалом – 3 занятия:

- «Чебурашка» (желуди),

- «Лесовик», - «Мишка»;

В подготовительной группе, исходя из запланированного количества занятий, предполагается увеличение объема работы с природным материалом вне занятий. 2. Работа с бумагой и картоном – 3-4 занятия.

Тематика занятий по видам трудовых операций: - работа с выкройками, шаблонами (изготовление объемных поделок); - плетение, складывание гармошкой, прием пружинки; - поделки на основе конуса, цилиндра. (В начале занятия рекомендуется детям вспомнить, какие игрушки из конусов и цилиндров они делали в прошлом году, процесс их изготовления, образцы, схемы лучше не предлагать, а дать простор детской фантазии). 3. Работа с использованным материалом – 3-4 занятия:

- можно использовать темы коробков, живых коробочек;

- работа с поролоном; - работа с проволокой – прием накручивания. 4. Работа с тканью – 3-4 занятия.

Первое занятие рекомендуется посвятить знакомству с инструментами, с правилами безопасной работы с иголкой, обрезать нить примерно длиной до локтя, обучение вдевать нитку в иголку, завязывание узелка (накручивать 5-6 витков на палец и делать движения «посолить», пока не получится узелок). По правилам ТБ иголки хранятся в одном месте и пересчитываются до занятия и в конце, хранить иголки лучше с вдетой ниткой и завязанным узелком. Перед вышивкой проводится занятие, на котором дети делают бахрому на ткани. Далее дети осваивают шов «вперед иголку», вышивают дорожку по карандашу. Как предварительная работа может использоваться методика изонити.

К 7 годам дети могут овладеть разными способами работы: - складывать бумагу в разных направлениях;

- изготавливать поделки на основе конусов, цилиндров;

- плетение, складывание гармошкой;

- делать разметку с помощью шаблона, а также на глаз;

- при работе с природным материалом определять предварительно тему, продумывать будущую композицию, создавать задуманное, подбирать соответствующий материал. Необходимо усиленное внимание и дополнительная помощь детям, которые не могут пользоваться освоенными способами конструирования в новых условиях, не придумывают ничего нового. В заключение хочется сказать, что разнообразие тем для занятий по ручному труду зависит от знания возрастных возможностей детей, учета методических требований и подготовленности своей группы и личной заинтересованности педагога. И прежде чем делать поделку с детьми рекомендуется сделать ее самому педагогу, а также продумать дополнительные идеи, детали для детей, которые могут справиться первыми. С теми, кто не успел, доделывать в свободное время – как одна из форм индивидуальной работы.

Творческая копилка (слайды)

Начинается с классического конструирования по методике Куцаковой Л.В. Есть еще методика Парамоновой Ларисы Алексеевны, с ней можно ознакомиться в журналах «Дошкольное воспитание» за 2004г. (ст.гр. №10), поделки с бумагой и картоном отличаются немного от программы «Детство». Далее пойдет издание Лыковой «Аранжировки». Затем пойдут примерные образцы с сайтов организаций дополнительного образования, с изданий электронной библиотеки, с книг и журналов.

Используемая литература.

1. План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду по программе «Детство» п/р З.А. Михайловой, СПт «Акцидент»; 2.Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В.Куцакова; М. Пр.; 3.»Детское творческое конструирование» Л.А.Парамонова; м. «Карапуз», 1999г.; 4. «Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста» п/р О.М.Дьяченко, Т.В. Лавретьевой; М.; «Изд-во Гном и Д» 2000 5. «Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. Практикум» п/р В.А Салахетдиновой. 6. «Уроки занимательного труда» Л.Васильева-Гангус, М.; «Педагогика» 7. «Творим и мастерим» Л.Куцакова, М.; Изд. Дом «Воспитание дошкольника», 2004г. 8. «Удивительные прищепки» К. Милан, Челябинск; изд. «Урал Л.Т.Д.», 2004Г. 9. Работа с бумагой в нетрадиционной технике» Н.Г.Пищикова, М.; « Изд-во Скрипторий», 2007 г.

10. «Поделки из спичечных коробков» Г.Н. Давыдова.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по возрастным категориям: средняя группа, старшая группа, подготовительная к школе группа iconРегламентирование образовательного процесса на учебный год
Дошкольная группа – 2 младшая группа – 15 мин., подготовительная к школе группа – 25 мин
Методические рекомендации по возрастным категориям: средняя группа, старшая группа, подготовительная к школе группа iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
И. А. Лыковой «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная...
Методические рекомендации по возрастным категориям: средняя группа, старшая группа, подготовительная к школе группа iconПедсовет мбоу сош №6 Выступление на педсовете з/д по увр вахромычева А. Г
Эта необычная система обучения была разработана французскими педагогами и психологами. Данная группа единомышленников получила название...
Методические рекомендации по возрастным категориям: средняя группа, старшая группа, подготовительная к школе группа iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конспект открытого комплексного занятия по развитию речи + рисование. ( Подготовительная к школе группа)
Методические рекомендации по возрастным категориям: средняя группа, старшая группа, подготовительная к школе группа iconРабочая программа производственной практики Психолого-педагогическая...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические рекомендации по возрастным категориям: средняя группа, старшая группа, подготовительная к школе группа iconКонспект интегрированного занятия по физической культуре (средняя...
План – конспект интегрированного занятия по физической культуре (средняя группа)
Методические рекомендации по возрастным категориям: средняя группа, старшая группа, подготовительная к школе группа iconПифагор и Фет и на многие вопросы Ты найдешь ответ! Припев: тот же
Вокальная группа покидает сцену, а одновременно с другой стороны входит группа учащихся младших классов, которая читает стихи
Методические рекомендации по возрастным категориям: средняя группа, старшая группа, подготовительная к школе группа iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Группа 3 (ближе к слабой) и группа 4 (ближе к сильной) – работа над образом старика
Методические рекомендации по возрастным категориям: средняя группа, старшая группа, подготовительная к школе группа iconКонспект нод на участке и в цветнике гимназии. Подготовительная к...
Цель: познакомить детей с красотой осеннего пейзажа, учить рисовать по памяти и представлению
Методические рекомендации по возрастным категориям: средняя группа, старшая группа, подготовительная к школе группа iconГруппа «А» группа «В» «Спартак» Москва «Чертаново» Москва сдюшор «Зенит»

Методические рекомендации по возрастным категориям: средняя группа, старшая группа, подготовительная к школе группа iconСценарий дня здоровья «в гостях у андрейки неболекина» (старшая группа)
Этот урок, я надеюсь, запомнится вам надолго
Методические рекомендации по возрастным категориям: средняя группа, старшая группа, подготовительная к школе группа iconКонспект интегрированного занятия подготовительная к школе группа компенсирующей направленности
Этот урок окажется необычным для вас, так как он будет состоять из двух предметов: английский язык и изобразительное искусство. И...
Методические рекомендации по возрастным категориям: средняя группа, старшая группа, подготовительная к школе группа iconСтаршая группа режимные процессы в первую половину дня прием детей
Муниципального бюджетного образовательного учреждения детский сад №3 ст. Павловской
Методические рекомендации по возрастным категориям: средняя группа, старшая группа, подготовительная к школе группа iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Охватывает грудь! Задание: 1 группа – выберите и запишите слова с буквами е,ё, ю я, обозначающими один звук, 2 группа – два звука....
Методические рекомендации по возрастным категориям: средняя группа, старшая группа, подготовительная к школе группа iconСюжетно-ролевая игра «Зоопарк» Возраст: старшая группа Дьяченко О. В. Воспитатель
Волохов А. В., Система самоуправления в детских общественных объединениях. Нижний Новгород,2009
Методические рекомендации по возрастным категориям: средняя группа, старшая группа, подготовительная к школе группа iconКлассный час: Алкоголю скажем «нет»
Подготовительная работа с детьми: дети делятся на группы. Каждая группа получает особое задание


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск