Урок географии 8 класс
учитель географии ГБОУ № 1517 Пегова Людмила Викторовна ТЕМА УРОКА: « Атмосферные фронты. Циклоны. Антициклоны».
ЦЕЛЬ УРОКА:
- дать представление об атмосферных фронтах, циклонах и антициклонах;
- показать их влияние на погоду и климат.
- формирование способностей самостоятельного мышления и деятельности.
ЗАДАЧИ:
1.Вспомнить основные климатообразующие факторы.
2.Выявить основные признаки и особенности размещения атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов.
3.Развивать навыки работы с таблицами, различными картами.
4.Научиться читать синоптическую карту.
5.Развивать компетенции, обобщать и делать выводы.
6.Прививать интерес и любовь к предмету. Воспитывать экологическое мышление.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:
-объяснительно-иллюстративная беседа с целью активизации опорных знаний,
-работа( письменная) по систематизации основных признаков атмосферных фронтов. циклонов, антициклонов,
-прием « Кластер»
- групповая форма, фронтальная.
ТИП УРОКА: Изучение нового материала.
по характеру познавательной деятельности ( проблемный) ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ:
- Атмосферный фронт
- Теплый и холодный фронт
- Циклон
- Антициклон
- Фронт окклюзии
- Стационарный фронт ОБОРУДОВАНИЕ:
- мультимедийный конспект – презентация,
- физическая и климатическая карта,
- модель по моделированию атмосферного фронта. ПЛАН УРОКА:
Постановка цели и задач.
Изучение нового материала.
Закрепление пройденного материала.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание.
ХОД УРОКА:
1.Постановка цели и задач урока.
Прочитать высказывание французского натуралиста Ж. Бюффона « Собирай факты! Из них разовьется мыслью» 2.Изучение нового материала.
-1) Этап урока. Создание учебной ситуации.
Вопрос к классу записан на доске и озвучен учителем.
« Можно ли « увидеть» погоду, не выходя из дома и не глядя в окно? И как это можно сделать?»
Рассказ учащихся о различных способах. Подводя итог дети говорят о том. что самый эффективный из них – воспользоваться синоптической картой.
С помощью синоптических карт можно показать сложность происходящих в тропосфере процессов и явлений формирующих погоду. Однако. она нужна не столько для того, чтобы зафиксировать состояние атмосферы, сколько для предсказания того. где и как оно будет меняться.
Ежедневно телевизионный прогноз погоды сопровождается синоптической картой, где условными знаками показаны области низкого и высокого давления , линии атмосферных фронтов, направление ветра, диктор произносит слова « циклон», « антициклон», « атмосферный фронт». и т.д. И для того чтобы понимать о чем нам рассказывают, необходимо овладеть определенными знаниями и навыками, что мы сегодня и будем делать 2) Этап урока
Типы воздушных масс. При сталкивании воздушных масс образуются атмосферные фронты.
- слайд: Над территорией России: арктический фронт ( арктические воздушные массы и умеренные) и полярный ( умеренные воздушные массы и тропические).
Используя карту рис 32 на стр. 83 ответить на вопросы . / слайд.
Атмосферные фронта бывают холодные и теплые. Слайд с описанием теплого и холодного фронта.
Слайд с изображением 2 фронтов. Вопрос к учащимся.
На каком рисунке изображен теплый фронт, на каком холодный?
Проверяем правильность ответа учащихся на слайде.
Фронт окклюзии –возникает за счет смыкания теплого и холодного фронтов. Обычно холодный фронт догоняет движущийся впереди теплый фронт и сливается с ним. С фронтами окклюзии связаны интенсивные осадки, в летнее время – сильные ливни и грозы.
Стационарные фронты – это устойчивый атмосферный фронт с температурой и атмосферным давлением между воздушными массами мало отличается.
Подвести итог о видах фронтов по 2 этапу урока. 3) Этап урока Ж. Бюффон, французский натуралист сказал: « Собирай факты! Из них разовьется мысль.»
Прием « Мозговой штурм»
Написать в тетради все, что вы знаете о циклоне. ( 1-2 мин.)
- уч-ся диктуют все, что они смогли написать о циклоне; учитель записывает на доске.
Учащиеся читают информацию о циклоне в учебнике на стр. 84- 85, раздаточном материале.
Проверяем записи на доске с тем, что они только что узнали. Зачеркиваем лишнее.
В раздаточном материале письменно отвечают на вопросы, заданные учителем по теме « Циклон»
Какое атмосферное давление в циклоне?
Как в циклоне движется воздух?
Какие явления погоды происходят в циклоне?
Размеры циклона?
Скорость движения?
Районы формирования?
Погода (зимой и летом)?
Заполнить таблицу на раздаточном материале по теме « Антициклон»
Знал «\/»
| Новая информация «+»
| Думал иначе «-»
| Есть вопрос ?
|
|
|
|
|
Антициклон переводится « против». Попробуйте рассказать об антициклоне.
Просмотр слайдов и космических снимков циклона и антициклона.
Вопрос: В чем Вам может помочь характеристика прохождения циклонов и антициклонов?
(Значение прохождения циклонов и антициклона может помочь при определении изменений погоды)
Подведение итогов по 3 этапу урока. 4) этап урока. Прогноз погоды синоптики составляют по синоптическим картам. На них наносятся сведения о погоде за один и тот же час по данным различных метеостанций. Состояние погоды показывается условными знаками и цифрами. ( Сообщение учащегося). Какие ВУЗы Москвы готовят таких специалистов? (Дается за несколько дней опережающее задание ученику)
Анализ исследовательской работы ученика.
-Слайд: Синоптическая карта. Провести анализ карты. План для составления анализа дается 2-3 группам. 4. Закрепление пройденного материала.
а. Составить графический систематизатор « Кластер» по теме « Циркуляция атмосферы». 1 группа.
б. Ответы на вопросы ( 11 вопросов на слайде). Найти признаки циклона, антициклона, атмосферного фронта.
в. В отрывках произведений русских поэтов описаны различные типы погоды. Определить типы погоды и обосновать свою точку зрения. (Раздаточный материал).2-3 чел.
г. 2 группы моделируют теплый атмосферный фронт и холодный, выбирая необходимые атрибуты. Атрибуты (синие и красные стрелки, рисунок дождя и т.д.) 5.Подведение итогов урока. Ответ на поставленный в начале урока вопрос.
6.Домашнее задание: стр. 82-86, написать эссе в объеме одной страницы на тему « Что было бы на Земле, если бы не стало циркуляции атмосферы?»
Приложение № 1
Раздаточный материал.
В следующих строках из произведений русских поэтов описаны различные типы погоды. Определите типы погоды и обоснуйте свою точку зрения:
1. «.Мороз и солнце; день чудесный!... Под голубыми небесами великолепными коврами, Блестя на солнце снег лежит…». (А. Пушкин «Зимнее утро»).
2. «Мелкий, дремотный, без меры Словно из множества сит, Дождик знобящий и серый Все моросит, моросит…». (Н. Рубцов «Осень! Летит по дорогам осень, стужа и стон!»).
ОТВЕТ
|
| Теплый фронт/циклональный тип погоды
|
| Холодный фронт
|
|
|
| -----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
В следующих строках из произведений русских поэтов описаны различные типы погоды.
Определите типы погоды и обоснуйте свою точку зрения:
1. «Мелкий, дремотный, без меры Словно из множества сит, Дождик знобящий и серый Все моросит, моросит…». (Н. Рубцов «Осень! Летит по дорогам осень, стужа и стон!»).
«Внезапно небо прорвалось С холодным пламенем и громом, И ветер начал вкривь и вкось Качать сады за нашим домом. Завеса мутная дождя Заволокла лесные дали – Кромсая мрак и бороздя, На землю молнии слетали. А туча шла гора горой!...» (Н.Рубцов «Во время грозы»).
ОТВЕТ
|
| Теплый фронт/циклональный тип погоды
|
| Холодный фронт
|
|
|
|
Приложение № 2
Раздаточный материал.
\/ - «знал», + - «новая информация», - - «думал иначе» , ? – «есть вопрос». ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
\/ - «знал», + - «новая информация», - - «думал иначе» , ? – «есть вопрос».
Приложение № 3
Раздаточный материал.
|